Сценарий дискуссии для учащихся 9-11 классов «Свобода выбора и правовая компетентность молодежи»
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Данную дискуссию можно приурочить к празднованию Дня народного единства.Обсуждение вопросов дискуссии способствует укремлению  гражданской позиции и правового сознания старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_diskussii_svoboda_vybora.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дом детского творчества

Красносельского района Санкт-Петербурга

Сценарий дискуссии

для учащихся 9-11 классов

«Свобода выбора и правовая компетентность  молодежи»

Автор-разработчик:

Методист ДДТ Макарова Ирина Анатольевна

  Пояснительная записка.

         Данную дискуссию можно приурочить к празднованию Дня народного единства, проводить как в  отдельной школе, так и как районное мероприятие.  В первом случае вопросы готовят команды из классов, во втором- команды школ. Обсуждение вопросов дискуссии способствует укреплению гражданской позиции и правосознания старшеклассников.

        В качестве экспертов дискуссии могут быть приглашены главный специалист отдела    безопасности и права, Администрации района, Председатель  районной комиссии по делам несовершеннолетних, представитель Аппарата Уполномоченного по правам ребенка, специалисты Отдела образования, Отдела культуры, молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями, депутаты муниципальных образований, учителя истории и обществознания, журналисты, руководители детских общественных объединений.

1. Обоснование актуальности темы дискуссии

                  Ведущий:

    Каждый из нас понимает свободу по-своему. Многие великие умы пытались дать  свои определения понятию свобода.

(цитаты выводятся на экран )

Философ Демокрит считал свободным «того, кто ни на что не надеется и ничего не боится». По мнению мыслителя Вольтера «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Писатель Виктор Гюго был уверен: «Всеобщий закон-это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого».  

Менялись эпохи, нравы, общественное устройство… Но неизменной оставалась потребность человека в свободе.

4 ноября 1612 года, свободу нашего государства в борьбе с польскими интервентами отстояло народное ополчение под предводительством купца Минина и князя Пожарского. Именно 4 ноября мы празднуем День народного единства. И сегодняшнюю встречу мы приурочили к этому памятному дню, несомненно связанному с темой дискуссии.  Проблема в том, что зачастую люди и сегодня не могут или не хотят договариваться между собой, проявлять единство. Что понимать под словом свобода, как обозначить ее границы, каким принципам следовать?

 Как сказал писатель Михаил Пришвин «Приходит свобода , и люди не знают, что с ней делать».

 Особенно труден выбор для  молодых граждан, самой свободолюбивой части общества : как поступить, какое мнение поддержать?  Что может и должно помочь современному подростку распорядиться своей свободой грамотно,  с пользой для себя и без вреда для окружающих? Ощущает ли современный подросток себя комфортно и защищенно, обладает ли достаточными правовыми навыками для защиты своих интересов? На эти и ряд других вопросов мы постараемся найти ответы в ходе сегодняшней дискуссии

( вопросы дискуссии на экране)

1  В чем сегодня молодежи не хватает свободы, а в чем – излишне много, и ее  следует ограничить?

2 Достаточно ли правовых знаний вы получаете в школе, или ощущаете потребность   получения  подобных знаний из других источников?

3.Ощущаете ли вы потребность в защите своих прав и свобод, в какой    

 сфере?

4.Приходилось ли вам отстаивать свои права, и каким образом вы это    

 осуществляли?

5.Где проходит грань между свободным обменом информацией и                                                                                                           правом на   защиту личной информации? 

6.Как вы относитесь к ювенальной юстиции?

2.Представление участников.

        Ведущий:

      Сегодня на дискуссии присутствуют:

  • команды школ №№ ____________ которые готовы представить сегодня нам свое видение проблем и пути их решений.

  • Уважаемые гости, приглашенные в качестве экспертов___________

Надеемся, что мы сможем услышать сегодня их  компетентное мнение.

Мы приветствуем наших зрителей - полноправных участников дискуссии. Все  находящиеся в зале, смогут задать свои вопросы командам и экспертам, высказать свои предложения по обсуждаемой теме у « свободного микрофона»

 Технические и организационные вопросы сегодня нам помогают решать педагоги-организаторы и методисты  Дома детского  творчества, представители детского районного общественного объединения «ПАРЛАМЕНТ".

 

3. Знакомство с правилами и регламентом дискуссии.

     Ведущий: Каждая команда познакомит нас с сообщением на определенную тему:

 Выступление команды не должно превышать 3 минут (7 команд х 3 мин= 21 мин))

  Затем могут быть заданы вопросы из зала любой группе или экспертам по теме выступления, на коллективное обсуждение по каждой теме отводится до 10 минут (10х7=70мин)

В завершение дискуссии  экспертам будет предложено подвести итоги дискуссии и определить наиболее интересные высказывания, самую аргументированную и конструктивную позицию группы. (около 30мин).

Время проведения нашей дискуссии по регламенту не должно превысить 2 часов

За строгим соблюдением регламента будет следить специальный тайм-кипер. По его сигналу колокольчика любое выступление, превышающее отведенное время, должно быть прервано.

 

 4.   Ход дискуссии:

       

1 блок. Сообщение на тему «  В чем сегодня молодежи не хватает свободы, а в чем – излишне много, и ее  следует ограничить?» нам подготовила команда ______

2 блок

 Сообщение на тему: «Достаточно ли правовых знаний вы получаете в школе или ощущаете потребность   получения  подобных знаний из других источников?» нам представит команда из школы _______

Интересно мнение экспертов-правоведов: что показывает практика, статистика: обладают ли сегодняшние школьники достаточным багажом правовых знаний ? Что необходимо предпринять, чтобы эти знания стали нормой для каждого подростка? Как эти вопросы решаются на уровне города?

 

Предоставим право задать вопросы из зала!

3блок. Ощущаете ли вы потребность в защите своих прав и свобод, и если да, то в какой   сфере? Нам расскажет об этом________

Интересно услышать мнение на этот счет  представителя аппарата Уполномоченного по правам ребенка _______

Начинает работу «свободный микрофон»! Зал , вам слово!

4блок. Приходилось ли вам отстаивать свои права, и каким образом вы это    

 осуществляли?  ОУ ______

            Что скажут наши уважаемые эксперты?  Что делать подросткам, если они уверены, что их права нарушены? И при этом самим не нарушить закон?

Есть ли вопросы и возражения  у наших гостей в зале?

Теперь нам понятно, что следует предпринять, если мы столкнулись с какими-либо попытками нарушить наши права. Одно дело, когда это совершается  в реальном времени, происходит «здесь и сейчас».

 Но ведь сегодня виртуальное пространство Интернета- тоже часть нашей жизни, и немалая. И негативное воздействие мы можем ощущать при виртуальном нарушении наших прав: на тайну нашей личной жизни , на сохранение неприкосновенности личной информации, переписки, использования наших фотографий. Но мы уже не представляем жизни без Интернета!

5 блок. Так где же проходит грань между свободным обменом информацией и                                                                                                           правом на   защиту личной информации? Давайте спросим это у команды  ______школы

Сегодня из многочисленных высказываний стало понятно, что у молодежи есть немало проблем, касающихся защиты их личных интересов. Они  ощущаются обществом, государством, которое пытается структурировать защиту детей  подростков, обеспечить возможность максимально быстро оградить детей от посягательств на их свободу в том или ином проявлении.

С этой целью не первый год в обществе обсуждается вопрос развития в России ювенальной юстиции. Хотелось бы узнать мнение подростков об этой структуре, весьма  известной  на Западе, а теперь уже и в России.

6.Как вы относитесь к ювенальной юстиции? Нам отвечают команды школ №№ 391,546)

Ведущий: А теперь – слово нашим уважаемым  экспертам.

                              (выступление экспертов)

Вопросы и предложения из зала.

Ведущий: Мы вынуждены, следуя регламенту, закончить работу свободного микрофона и   завершить нашу дискуссию.  

 Ваша активность доказывает, что начатый сегодня разговор будет началом дальнейшего серьезного обсуждения этой проблемы с вашими товарищами, в школьных коллективах. ( Если желающих выступить из зала было мало : « По – видимому, поднятая сегодня тема еще недостаточна вами изучена, и вы не готовы принять участие в обсуждении. Но все мы убедились, насколько она серьезна и злободневна, благодаря выступлениям наших команд.)

Ведущий: Спасибо всем участникам нашей встречи.

Нам очень важно знать ваше мнение о перспективах работы Молодежного дискуссионного клуба. Поэтому просим обязательно заполнить анкеты, которые вы получили при встрече и сдать их нашим организаторам в футболках или положить на стол у выхода с надписью «Регистрация».

        Спасибо всем за сотрудничество! Помните: мы обсуждаем проблемы сегодня, чтобы правильно поступать завтра! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссия для учащихся 9 класса «Влияет ли вода на продолжительность жизни человека?»

Привлечение внимания учащихся к проблеме сохранения пригодной для использования  пресной питьевой воды....

Дискуссия для учащихся 9 класса «Влияет ли вода на продолжительность жизни человека?»

Привлечение внимания учащихся к проблеме сохранения пригодной для использования  пресной питьевой воды....

Информационно- познавательный час с элементами дискуссии с учащимися 8- 11 классов на тему: «Анатомия патриотизма без экстремизма»

Занятие посвящено решению проблемы: каким образом следует воспринимать скинхедов как  патриотов, экстремистов,  представителей молодёжной субкультуры? Об актуальности этой темы говорят участ...

Сценарий дискуссии

Сценарий дискуссии:  Тема: «Курить – здоровью вредить»....

презентация к психологической дискуссии с учащимися "Что значит быть взрослым"

Занятие, посвященное обсуждению психологического аспекта взрослости, знакомство с типами личности, самодиагностика учащимися своего типа, мотивация на саморазвитие с помощью знакомства с понятиями Авт...

Программа курса по выбору "Основы правовых знаний"

Программа курса по выбору "Основы правовых знаний". Разработала первый вариант программы еще в 2007г. Неоднократно обновляла - учащимся 9 кл. нравится. Особенно, посещение суда, беседа с суд...

Рабочая программа курса по выбору "Основы правовых знаний", 7 класс

Рабочая программа рассчитана на 17 часов обучения в одном полугодии.Содержание курса состоит из 6 разделов: 1.Право и справедливость; 2. Основной закон государства; 3.Права детей; 4."Ловушки &quo...