Программа курса по выбору "Основы правовых знаний"
элективный курс по праву (9 класс)

Поздеева Ирина Владимировна

Программа курса по выбору "Основы правовых знаний". Разработала первый вариант программы еще в 2007г. Неоднократно обновляла - учащимся 9 кл. нравится. Особенно, посещение суда, беседа с судьей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozdeeva_iv_osnovy_pravovyh_znaniy.doc757.5 КБ

Предварительный просмотр:

Данные об авторе:

Фамилия - Поздеева

Имя - Ирина

Отчество - Владимировна

Место работы – МАОУ «Красногорская гимназия»

Должность – учитель истории и обществознания

Категория  - высшая

Пояснительная записка.

     Элективный курс «Основы правовых знаний (теория и решение задач)»  соответствует Концепции профильного образования, составлен с учетом учебного плана гимназии, направлен на реализацию целей и задач гимназического образования, опирается на следующие принципы:

  • расширение содержания и превышение стандарта образования в образовательной области «Обществознание»;
  • профессиональная ориентация учащихся;
  • повышение правовой культуры учащихся;

     Данный курс является предметноориентированным и представлен для  учащихся 9 классов.

    Цели и задачи курса:

  • систематизировать знания учащихся в этой области;
  • формировать умения решать правовые ситуации и задачи;
  • способствовать профессиональному определению учащихся;
  • уметь ориентироваться в вопросах права;
  • воспитание правовой культуры;

     Элективный курс рассчитан на 16 часов, содержит в себе как теоретическую, так и практическую части.

     Основные формы  и методы работы:

  • лекция с элементами беседы;
  • решение правовых задач и ситуаций;
  • работа с отрывками из документов;
  • работа с фрагментами российского законодательства;

     Элективный курс предполагает использовать на каждом занятии теоретические знания и их практическое использование при решении тестов, анализе документов, решении правовых ситуаций и задач.  

     Формы контроля:

  • решение задач;
  • решение тестовых материалов;
  • анализ документов;

     Данный курс разработан на основе программы Никитина А.Ф. «Право и политика. 9 кл. М., «Просвещение», 1997г.», Степанько С.Н. «Обществознание. Подросток и закон. Сборник элективных курсов. 8-9 кл. Волгоград, «Учитель», 2007г.», Степанько С.Н. «Правоведение. 8-9 кл. Изучаем Конституцию. Сборник элективных курсов. Волгоград, «Учитель», 2007г.», Мустафиной  М.В. «Правоведение. 10-11 кл. Элективные курсы. Волгоград, «Учитель», 2006г.».

Ожидаемые результаты:

- знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;

- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;

- способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;

- определение оптимума (или достаточного минимума) правовой информации;

- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;

- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем, в том числе правового воздействия на другого человека.

- точная и понятная  устная и письменная  речь выпускника основной школы – как потенциал практического права.

- развитие у учащихся умения работать с информацией, должно быть уделено особенное внимание, поскольку освоение практического права немыслимо без анализа текстов, анализа ситуаций, без выявления правовых аспектов информации, предлагаемой в качестве условия учебных задач. Характер этой информации обычно близок к повседневности, доступен пониманию на основе уже имеющегося жизненного опыта учащихся, нередко требует активизации этого опыта для поиска дополнительных сведений, необходимых для полного понимания той или иной учебной проблемы.

- умение  точно истолковывать и глубоко анализировать любой текст, грамотно формулировать собственные мысли, оперативно искать информацию для их подтверждения или проверки. Анализ формулировок законов, опыт собственных формулировок той или иной правовой ситуации, разработки точных и однозначных форм письменного или вербального выражения своей мысли формирует культуру мышления, столь необходимую человеку в его повседневной жизни.

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

лекции

практические

семинарские

1.

Власть и право. Правовая культура человека.

Лекция  с элементами беседы.

Решение задач, эссе на тему «Власть над собой или власть над людьми: что труднее?»

Задачи

2.

Теории происхождения права.

Лекция с элементами беседы.

Лабораторная работа (анализ документов).

Анализ документов.

3.

Сущность права, его функции и источники.

Лекция.

Решение тестов по теме.

Тестовая работа.

4.

Норма права, структура нормы права. Понятие и структура системы права.

Лекция.

Решение тестов по теме.

Тестовая работа.

5.

Практикум по теме «Норма права. Структура нормы права.»

Практическая работа по документам, отрывкам из российского законодательства.

Анализ документов.

6.

Правовые отношения.

Лекция  с элементами беседы.

Решение тестов и задач  по теме.

Тестовая работа.

7.

Правонарушения и юридическая ответственность.

Составление конспекта лекции, решение тестов и задач  по теме.

Семинар по заявленной теме.

Тестовая работа.

8.

Конституционное право: понятие и принципы.

Работа с Конституциями, как с источниками.

Семинар по заявленной теме.

Тестовая работа.

9.

Гражданское право.

Лекция с элементами беседы.

Решение тестов и задач  по теме.

Тестовая работа.

10

Семейное право.

Лекция с элементами беседы.

Решение тестов и задач  по теме.

Тестовая работа.

11

Избирательное право.

Лекция с элементами беседы.

Решение тестов и задач  по теме.

Тестовая работа.

12

Трудовое право.

Лекция с элементами беседы.

Решение тестов и задач  по теме.

Тестовая работа.

13

Административное право.

Лекция с элементами беседы.

Решение тестов и задач  по теме.

Тестовая работа.

14

Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Лекция с элементами беседы.

Решение тестов и задач  по теме.

Тестовая работа.

15

Экскурсия в суд и прокуратуру.

Экскурсия, беседа с работниками правоохранительных органов.

Посещение зала суда.

Написание сочинения-отчета об экскурсии.

16

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Содержание программы.

Основные понятия:

Власть, авторитет, право, законы, правовое государство, верховенство закона, нормы права, Конституция, конституционное право, отрасли права, разделение властей, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Президент РФ, Правительство, Конституционный суд, Верховный суд, Арбитражный суд, прокуратура, органы местного самоуправления, права человека, источники права, Гражданский кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, правоспособность, дееспособность, правовые отношения, физические и юридические лица, сделки, налоги, брак, проступки и преступления, трудовой договор, контракт, правонарушения, санкции, амнистия, помилование, правовая культура, структура нормы права, гипотеза, диспозиция.

Критерии оценивания достижений учащихся.

Учащиеся получают зачет, если выполнили все 16 типов заданий, предложенных в ходе занятий.

Учебно-методическое обеспечение элективного курса:

  1. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А. Правоведение в таблицах и схемах.М., «Эксмо», 2007г.
  2. Никитин А.Ф. Право и политика. 9 кл. М., «Просвещение», 1997г.
  3. Никитин А.Ф. Право и политика. Рабочая тетрадь. 9 кл. М., «Просвещение», 2003г.
  4. Правоведение. Вопросы, задания, ответы. 8-11 кл. М., «Дрофа», 1998г.

Список литературы для учителя:

  1. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А. Правоведение в таблицах и схемах.М., «Эксмо», 2007г.
  2. Григорьева Н.А., Хорошенкова А.В. Подготовка учащихся 9-11 кл. к олимпиадам по праву. М., «Панорама», 2006г.
  3. Конституция РФ.
  4. Конституция УР.
  5. Коваленко А.И. Основы государства и права. Пособие для поступающих  в вузы. М., Теис, 1997г.
  6. Никитин А.Ф. Право и политика. 9 кл. М., «Просвещение», 1997г.
  7. Никитин А.Ф. Право и политика. Рабочая тетрадь. 9 кл. М., «Просвещение», 2003г.
  8. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. М., АСТ, 1997г.
  9. Мустафина М.В. Правоведение. 10-11 кл. Элективные курсы. Волгоград, «Учитель», 2006г.
  10. Обществознание (правовые вопросы). Ижевск, 2001г.
  11. Правоведение. Вопросы, задания, ответы. 8-11 кл. М., «Дрофа», 1998г.
  12. Степанько С.Н. Обществознание. Подросток и закон. Сборник элективных курсов. 8-9 кл. Волгоград, «Учитель», 2007г.
  13. Степанько С.Н. Правоведение. 8-9 кл. Изучаем Конституцию. Сборник элективных курсов. Волгоград, «Учитель», 2007г.
  14.  Тесты для учащихся по основам права. Ижевск, 1997г.

Список литературы для учащихся:

  1. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А. Правоведение в таблицах и схемах.М., «Эксмо», 2007г.
  2. Никитин А.Ф. Право и политика. 9 кл. М., «Просвещение», 1997г.
  3. Никитин А.Ф. Право и политика. Рабочая тетрадь. 9 кл. М., «Просвещение», 2003г.
  4. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. М., АСТ, 1997г.
  5. Конституция РФ.
  6. Конституция УР.
  7. Правоведение. Вопросы, задания, ответы. 8-11 кл. М., «Дрофа», 1998г.

Приложение.

ВЛАСТЬ

1.        Среди   нижеследующих  эпизодов  выделите знаком  « + »  те, которые можно назвать проявлениями власти:

  1. слова милиционера, дежурящего в раздевалке хорошо посещаемой выставки: «Пройдите, пожалуйста, к следующему сектору: там вам будет удобнее раздеться»;
  2. принятие Государственной Думой закона о помиловании в связи с крупным государственным событием;
  3. подписание президентом указа об увеличении в два раза пенсий инвалидам войны;
  4. распоряжение министра о закрытии убыточного предприятия своей отрасли хозяйства;
  5. просьба священника, обращенная к прихожанину, покаяться;
  6. слова матери сыну: «Я запрещаю тебе общаться с этими ребятами, потому что они плохо воспитаны»;
  7. слова дедушки внуку: «Я бы на твоем месте не стал поступать в этот институт».

2. Приведите примеры (из литературы, кино, телепередач и т. д.) явной власти одного человека над другим (другими) в личных отношениях.

3. Люди стремятся к власти, чтобы:

  1. помогать другим людям;
  2. способствовать собственному обогащению;
  3. удовлетворить , свою потребность во властвовании над другими;
  4. избежать возможного уголовного преследования;
  5. войти в мафию, связанную с представителями высших сфер политики.      

4. Власть — это:

  1. сила;
  2. нежность;
  3. лукавство;
  4. мощь;
  5. влияние;
  6. беспринципность;
  7. любовь.

5. Чтобы   «войти   во   власть»,   человеку   необходимо   обладать такими качествами, как:

  1. тщеславие;
  2. человеколюбие;
  3. смелость;
  4. угодливость;
  5. настойчивость;
  6. целеустремленность;
  7. не разборчивость в средствах;
  8. страсть к обогащению;
  9. властолюбие
  10. альтруизм.


Тесты   (отметьте  правильный   ответ,   продолжение   фразы)

6-1. Какова главная сила, регулирующая отношения в обществе?

а)   Дружба; б)   любовь; в)   власть.

6—2. Анархисты считают, что:

а)   нужно постоянно укреплять государственную власть;

б)  люди вполне могут обойтись без власти одних над другими

в)  люди должны чаще менять формы правления.

6-3.Что   помогает   родителям   проявлять   родительскую   власть

а)   Физическая сила; б)   положение в обществе; в)   авторитет в глазах детей.

6—4. К  какому виду власти относится власть вожака уличной компании?                             

а)  Неформальному; б)   исполнительному в)   официальному

6—5. Какова власть парламентариев  (у нас— депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации)?

а)   Исполнительная;  б)   законодательная; в)   судебная.                                                        

6-6.  К какому виду власти относится власть министра?

а)   Исполнительной;    6) законодательной; в)   судебной

6—7. Какова власть Конституционного Суда?                 

а)   Исполнительная б)   законодательная в)   судебная

6—8.Что придает власти высшую силу?    

а)  Привычка к ней граждан   б)  страх в) опора на авторитет Бога

6—9. Что издавна именуют «искусством управления государством

а) Право;  б) политику; в)  мораль.

6-10. Как называются политики, которые борются только за власть и, как правило, нечестными средствами? а) Бюрократы; б)   политиканы в)  лоббисты

Тесты.

1.способность лица иметь права и нести обязанности – это:

  1. Деликтоспособность; б)Дееспособность; в)Правоспособность;

2.полная гражданская ответственность наступает с:

А) с 16 лет; б) с 18 лет; в) с 14 лет;

3.физическое лицо – это:

А) лица, имеющие гражданство данной страны;

Б)Лица без определенного гражданства;

В) все лица, находящиеся на территории государства;

4. способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности – это:

А)деликтоспособность; б) дееспособность; в) правоспособность;

5. гражданская правоспособность признается за гражданами:

А) с 18 лет; б) с 16 лет; в) с рождения; г) с 14 лет;

6. возможность иметь имущество в своем хозяйстве является:

А)правом пользования; б)правом распоряжения; в) правом владения;

7.что из перечисленного будет юридическим фактом, который является результатом волевого поведения человека?

А) наводнение; б) рождение человека; в) наступление 16-летнего возраста; г) регистрация брака;

8. 15-летней внучке бабушка и дедушка подарили квартиру. Имеет ли право Маша владеть и распоряжаться квартирой (например, подарить)?

9.что является событием?

А) рождение; б) вступление в брак; в) заключение договора; г) истечение срока исковой давности; д) авария на ГЭС;

10. дееспособность в полном объеме возникает:

А) с 14 лет; б) с 16 лет; в) с 18 лет; г) с 21 года;

11. гражданская правоспособность возникает:

а) с момента рождения и прекращается смертью; б) с 14 лет и прекращается смертью; в)с 16 лет и прекращается смертью; г) с 18 лет и прекращается смертью;

12.может ли несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно, без согласия родителей или иных законных представителей, распоряжаться своим заработком?

А) да; Б) нет;

13.какие юридические факты здесь можно назвать действиями, а какие событиями?

А) поджог дачи; б) рождение ребенка; в) наводнение; г) пожар; д) убийство; е) передача наследства; ж) смерть; з) обмен жилья; и) заключение контракта; к) землетрясение;

14. возможность отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок, существующие общественные  отношения, называется:

а) деликтоспособностью; б) дееспособностью;

15. с какого возраста человек может:

А) быть владельцем дома; б) покупать велосипед; в) быть автором художественного произведения; г)получать за использование произведения гонорар; д) брать на хранение вещи; е) быть квартиросъемщиком; ж) пользоваться жилым помещением; з) обменивать одну ценную вещь на другую; и) быть владельцем имущества, доставшегося  по наследству; к) принимать в подарок ценную вещь;

Тема: Теории происхождения  государства и права.

  1. Попытайтесь отметить, каким определениям государства соответствуют  перечисленные ниже политические течения:

Определение

Политическое течение

Государство—-орудие в руках господствующего класса.

Государство — бездушная машина, подавляющая личность.

Государство — главное и наиболее эффективное средство увеличения благосостояния народа, повышения безопасности страны.

Государство —сила, с помощью которой осуществляется промысел Божий.

этатизм, марксизм, клерикализм, либерализм*.

2.    Самостоятельно   определите,   какие   теории   происхождения государства кратко изложены ниже:

Изложение теории

Теория

1.Основатели церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны; второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. Вообще процесс возникновения государства подобен процессу сотворения Богом мира.

2.Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.

3.Человеческие   расы   физически   и   психологически неравноценны. Есть раса высшая и расы низшие. Высшая раса призвана господствовать над остальными с помощью государства и законов.

4.Война, грубая сила—вот «повивальная бабка государства». Государство создается завоевателями и выполняет роль средства поддержания господства над побежденными.

5.Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно — высшая форма человеческого общения. Государственная власть — это продолжение отцовской власти, власть главы семьи.

6.Государство с соответствующими проявлениями власти является следствием того, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других — подчиняться. Народ — пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.

Теории: патриархальная, материалистическая (марксистская), психологическая, расовая, теологическая (божественная), теория насилия.

Правовые задачи

Задача 1

Ученик 9 Б школы города «Р» Картузкин живет с матерью и отцом. Работает по договору с фирмой курьером: возит запчасти автомобилей по разным организациям, получает деньги. Ему исполнилось 15 лет. Но родители постоянно назидают его: ты еще недееспособный, несовершеннолетний, а потому многое сам не можешь сделать в жизни. Картузкину очень хочется купить машину. Тем более ему ее предлагают. Дед на день рождения подарил деньги, на которые можно купить компьютер, но родители против и полагают, что этими деньгами Картузкину распоряжаться самому закон не позволяет.

Прокомментируйте данную ситуацию. Ответьте на вопросы родителей Картузкина:

— Разве право может вмешиваться в наши личные взаимоотношения «родители-дети»?

•— Где зафиксированы такие правила?

Сам Картузкин задает вопрос: «Я хотел даже жениться тут как-то. Можно ли мне это сделать?»

Задача 2.

Пятнадцатилетний Сергей получил гонорар за использование своего произведения и решил положить свои деньги в банк. Но сотрудник банка заявил, что несовершеннолетние в этом возрасте не вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

Разрешите ситуацию с правовой точки зрения

Задача 3.

И. Коля (16 лет) работает в фирме «М» курьером по трудовому контракту. В его собственности находится квартира.

Может ли Коля продать квартиру? Ему срочно понадобились деньги, и молодому человеку требуется юридическая консультация .

Задача 4.

Десятилетнему Максиму подарили на день рождения дорогой компьютер. Было решено, что этой вещью он будет пользоваться самостоятельно.

Может ли Максим продать свой подарок, ведь он является собственником этой вещи (руководствуйтесь ст. 28 ГКРФ) ?

Задача 5.

Мать 15-летнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою заработную плату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться. Правомерно ли требование матери?

Задача 6.

Группа подростков продает женские украшения из золота. Можно ли признать лицо, купившее эти украшения у подростков, добросовестным приобретателем?

Задача 7.

Учащиеся старших классов, испытывая личную неприязнь и обиду к учителям, решили поместить на своем сайте оскорбительную информацию, изобразив своих педагогов в неприглядном виде (используя фотомонтаж), сопроводив свое «творчество »  нецензурными подписями.

Вопрос: можно ли классифицировать действия подростков, как преступление? Понесут ли они ответственность?

Задача 8.

Учащиеся 8 класса одной из сельских школ республики, обманом заманили свою одноклассницу в пустующий кабинет школы, совершили над ней насильственные действия. При чем один из участников снял изнасилование на камеру сотового телефона. Вечером того же дня информация была отправлена в Интернет. Через некоторое время один из работников местного РОВД обнаружил данную информацию, определил источник ее поступления, выяснив, что оно было совершено на территории их РОВД. Было возбуждено уголовное дело.

Вопрос: Какие правонарушения были совершены учащимися школы? Подлежат ли 8-ники уголовной ответственности?

Задача 9.

Между Сидоровым и Петровым был заключен договор аренды гаража, принадлежащего на праве собственности Сидорову. Через некоторое время Сидоров, в связи с изменившимися обстоятельствами, попросил Петрова освободить гараж. Петров отказался освобождать гараж.

Может ли в данном случае Сидоров обратиться в суд с иском об истребовании гаража из чужого незаконного владения?

Задача 10.

Ольга Ивановна потеряла принадлежащую ей дорогую сумку. Эта сумка была приобретена Галиной на вещевом рынке.

Можно ли в данном случае ставить вопрос о возврате сумки Ольге Ивановне?

Задача 11.

Клавдия Петровна обратилась в суд с иском к проживающей в соседней деревне Дарье Андреевне. В иске Клавдия Петровна просила о возврате принадлежащей ей на праве собственности коровы и взыскании всех доходов, которые Дарья Андреевна получила за время неправомерного владения коровой.

Дарья Андреевна в суде объяснила, что корову она купила на колхозном рынке три месяца назад. О том, что мужчина, продавший ей корову, не имел права ее продавать, она не знала. О том, что корова принадлежит Клавдии Петровне, узнала только неделю назад.

За какой период времени можно взыскать доходы, полученные Дарьей Андреевной?

Задача 12.

На скамейке около ЗАГСа Иваном Петровичем была найдена видеокамера. Никаких действий по розыску лиц, потерявших ее, он не предпринимал. Ни милицию, ни ЗАГС в известность о находке не поставил, т.4е. неправомерно присвоил себе находку. Видеокамера оказалась в неисправном состоянии. Иван Петрович отнес ее в ремонтную мастерскую и отремонтировал за свой счет.

Может ли Иван Петрович в том случае, если собственник видеокамеры заявит иск об истребовании видеокамеры из владения Ивана Петровича, взыскать с собственника стоимость ремонта?

Задача 13.

На земельном участке, принадлежащем Петру Ивановичу на праве собственности, стоит его гараж. Соседний с ним участок занимает семья 10

Борисовых. Борисовы строят на своем участке новый дом, а все строительные материалы (песок, кирпич, доски) сгружают и складывают рядом с гаражом Петра Ивановича. В результате Петр Иванович не может пользоваться своим гаражом, так как из-за груды стройматериалов подъехать к гаражу невозможно.

С каким иском может обратиться в суд Петр Иванович?

Задача 14.

Игорь привлечен к уголовной ответственности по статье, предусматривающей возможность конфискации имущества. В связи с этим на его имущество был наложен арест. Игорь проживает с матерью, поэтому при составлении описи арестованного имущества в нее были внесены и вещи, принадлежащие его матери.

Нарушены ли в данном случае права собственности матери Игоря ? Если да, то какие действия может предпринять мать Игоря для защиты своего права собственности?

Задача 15.

Ольге принадлежит дом в сельской местности. Документы на право собственности Ольгой были утеряны. Она обратилась в местную администрацию с просьбой выдать ей дубликаты документов, подтверждающих ее право собственности на дом. В администрации ей отказали, объяснив, что все архивы администрации сгорели и никаких документов не осталось.

Что должна делать Ольга в таком случае?

Задача 16.

Пятнадцатилетний Олег работает на заводе. В последнее время родители Олега стали замечать, что всю свою зарплату он расходует на покупку видеокассет, т. е. тратит деньги, по их мнению, неразумно.

Могут ли родители Олега ограничить его право самостоятельно распоряжаться своим заработком (руководствуйтесь ст. 26 ГК РФ)?

Задача 17.

При заключении аренды жилого помещения, принадлежащего Михайлову, Козлов настаивал на том, чтобы стоимость аренды была ниже общепринятой, поскольку он имеет звание «Заслуженный юрист РФ». Михайлов не согласился с этим требованием и сделка не была заключена.

Кто прав в этом споре и почему?

Задача 18.

Чтобы понизить уровень грунтовых вод, Дементьев выкопал на своем садовом участке ров. Возвращаясь поздно ночью, Винокуров решил сократить путь и пошел по участку Дементьева. В темноте Винокуров не заметив, канавы, угодил в нее и сломал ногу, после чего подал в суд на Дементьев; для компенсации потери трудоспособности. Дементьев не согласен с этим.

Кто прав в этом споре?

Задача 19.

После смерти отца Петр и Ольга пошли к частному нотариусу с просьбой выдать им свидетельства о праве на наследство. Однако им отказали, хотя) нотариуса была лицензия на занятие частной практикой.

Почему им отказали?

Задача 20.

После регистрации брака Смирнов запретил своей жене посещать работу, так как она связана с ночными дежурствами, мужу это не нравится. Прав ли Смирнов?

Задача 21.

Супруги Волошины решили произвести раздел их совместного имущества. Супруга заявила, что драгоценности она с супругом делить не будет, так как она их носит, что дом будет принадлежать ей, а автомашина мужу.

С таким разделом муж не согласился. Куда им необходимо обратиться?

Задача 22.

При составлении брачного договора между супругами Ивановыми жена предложила внести пункт, что муж будет ее материально содержать в случае их развода, так как она будет домохозяйкой и заниматься воспитанием1 детей.

Законно ли требование жены?

Задача 23.

Иванов обратился в органы ЗАГСа с просьбой признать его отцом ребенка, родившегося у Петровой, в браке с которой он не состоит. Органы ЗАГСа отказались выдать ему свидетельство об установлении отцовства, сославшись на то обстоятельство, что заявление подано только Ивановым.

Правомерен ли отказ?

Задача 24.

В нотариальную контору обратился Сергей с заявлением о принятии наследства после умершей матери. В заявлении он указал, что его мать была лишена родительских прав.

Сохраняется ли за Сергеем право на наследование имущества матери, которую лишили родительских прав?

Задача 25

Суд вынес решение, в соответствии с которым Сергей, кроме алиментов, причитающихся его престарелому отцу, оплачивал бы труд сиделки, поскольку его отец болен и нуждается в посторонней помощи.

Правомерно ли решение суда?

Задача 26.

Суд вынес решение об усыновлении 11-летнего Павла. При этом мнение Павла выяснено не было.

Правомерно ли такое решение суда?

Задача 27.

Сергей работает в школе лаборантом.

Олег — свободный художник, он пишет картины и продает их.

Лариса осуществляет уход за 3-летним ребенком в семье своих знакомых.

Борис — летчик ВВС.

Игорь занимается индивидуальной трудовой деятельностью, он открыл

мастерскую по ремонту обуви.

На кого из перечисленных лиц распространяются нормы трудового

законодательства ?

Задача 27.

Издательство «Заря» на время пребывания машинистки в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста заключило срочный трудовой договор с Ириной.

В это же время на должность секретаря генерального директора издательства «Заря» была принята Светлана. С ней также был заключен срочный трудовой договор.

Правомерны ли действия администрации издательства «Заря»?

Задача 28.

Олег проработал один месяц в ООО «Маяк» в должности продавца. При приеме на работу трудовой договор он не подписывал, с приказом о

его назначении на должность продавца ознакомлен не был. Через месяц директор ООО «Маяк» сказал Олегу, что с ним трудовой договор заключен не будет, он может больше не выходить на работу и на эту должность уже принят новый работник.

Правомерны ли действия директора ООО <<Маяк»?

Можно ли считать, что трудовой договор с Олегом все-таки был заключен?

Задача 29.

Администрация завода «Борец» при приеме на работу Ивана на должность сторожа потребовала от него представить следующие документы: трудовую книжку, паспорт, характеристику с прежнего места работы, справку о жилищных условиях.

Правомерны ли требования администрации завода?

Задача 30.

В сентябре 17-летняя Ирина была принята на работу. В октябре администрация предприятия уведомила ее о том, что трудовой договор с ней расторгается, так как она не выдержала испытания.

Можно ли с Ириной расторгнуть договор по этому основанию?

Задача 31.

С Игорем был заключен срочный трудовой договор. Срок договора истекает 10 марта. 10 января Игорь подал заявление администрации завода о расторжении договора. В заявлении он указал, что он намерен перейти на работу на другое предприятие.

Должна ли администрация завода расторгнуть договор с Игорем?

Задача 32.

Ольга подала заявление о своем желании расторгнуть трудовой договор. По истечении 2-недельного срока администрация предприятия заявила, что она не может отпустить Ольгу, так как работник на ее место не найден. Ольга должна работать до тех пор, пока работника, способного заменить ее, не найдут, до этого момента трудовая книжка ей выдана не будет.

Правомерны ли требования администрации?

Задача 33.

Андрей по телефону известил 1 сентября администрацию фабрики о своем намерении прекратить трудовой договор. В разговоре он сказал, что просит расторгнуть с ним трудовой договор с 5 сентября, так как 14

в этот день он должен приступить к работе на новом месте. 5 сентября Андрей не вышел на работу.

Правомерны ли действия Андрея?

Задача 34.

Илья учится в 8-м классе. Ему 14 лет. В период каникул он решил пойти работать на завод. Его мать возражает, так как считает, что перед новым учебным годом сын должен отдохнуть.

Будет ли Илья принят на работу?

Задача 35.

В отдел кадров кондитерской фабрики обратился 13-летний Андрей. Он подал заявление с просьбой принять его на работу в свободное от учебы время. Родители Андрея согласны, чтобы их сын работал.

Будет ли Андрей принят на работу?

Задача 36.

В адрес администрации предприятия, где работает 14-летняя школьница Ирина, пришло письмо из школы. В письме указывалось, что в последнее время Ирина часто пропускает уроки, особенно те, которые проходят в утренние часы, часто приходит не подготовленной к занятиям. Директор школы обращается с просьбой к администрации предприятия расторгнуть

с Ириной трудовой договор.

Должен ли быть расторгнут трудовой договор?

Задача 37.

Старший брат 16-летнеЙ Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить ее на работу в качестве уборщицы игрового зала.

Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор?

Задача 43

Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем. Можно ли принять Ивана для выполнения этойработы?

Задача 44.

20-летний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия

°н представил трудовую книжку, паспорт, заявление. Можно ли оформить с Антоном трудовой договор?

Задача 45

В марте 17-летняя Ольга была принята на работу. В июле она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в августе. Администрация завода отказалась удовлетворить просьбу Ольги, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении одиннадцати месяцев непрерывной работы.

Права ли администрация предприятия?

Задача 46

Несовершеннолетний Андрей обратился к администрации предприятия с заявлением о предоставлении ему отпуска в сентябре. Ему было отказано в связи с тем, что по графику, утвержденному администрацией предприятия, Андрей должен идти в отпуск в декабре.

Правомерен ли отказ администрации предприятия?

Задача 47

В мае выпускник школы был направлен органами службы занятости для трудоустройства в счет квоты на предприятие. Администрация предприятия отказалась заключать с ним трудовой договор. Выпускник школы обратился в суд.

Какое решение должен принять суд?

Задача 48

Несовершеннолетний Олег был уволен по инициативе администрации. Согласие комиссии по делам несовершеннолетних об увольнении было получено. Можно ли признать такое увольнение правомерным?

Задача 49

Несовершеннолетний Артем был уволен администрацией предприятия, так как в период работы выяснилось, что из-за низкой квалификации он не справляется с порученной ему работой. Трудоустроен Артем не был.

Правомерно ли увольнение Артема?

Задача 50

23-летний Борис работает на заводе и учится в институте. Он подал заявление о предоставлении ему очередного отпуска в мае, указав, что в это время в институте у него начинаются установочные занятия. Администрация завода отказала в удовлетворении просьбы Бориса, пояснив, что только несовершеннолетние работники имеют право использовать отпуск в удобное для них время года.

Правомерен ли отказ администрации завода?

Задача 51

Ольга обратилась с заявлением о предоставлении ей дополнительного отпуска для сдачи вступительных экзаменов в техникум. Администрация

завода отказала Ольге.

Правомерен ли отказ администрации завода?

Задача 52

Трое ребят, среди которых был 14-летний Игорь, украли из кабинета математики своей школы видеомагнитофон. Мальчиков привлекли к уголовной ответственности. «Да как же это, — плакала мать Игоря в кабинете следователя. — Он же еще маленький, у него даже паспорта нет. А мне сказали, что дееспособность наступает по достижении 18 лет. Значит, вы не можете его привлечь к уголовной ответственности».

Права ли мать Игоря (руководствуйтесь ст. 158 УК РФ) ?

Задача 53

х}     Наташа, ученица 10 класса, очень любила смотреть телевизор, особенно ^ всякие криминальные передачи, в которых рассказывали об изнасилованиях, ^убийствах, грабежах и призывали людей быть осторожными. Постепенно На-тате стало казаться, что за каждым углом ее подстерегает убийца или граби-^тель. Поэтому она взяла на кухне самый длинный и острый нож и стала носить тего во внутреннем кармане куртки для самообороны. Однажды вечером, когда ЦЙаташа возвращалась домой с занятий в секции каратэ, к ней подошел моло-. дои человек и вежливо спросил, как найти улицу Пионерскую. Вместо ответа * он получил удар ножом под ребра и ногой по шее. Подъехавшим к месту происшествия сотрудникам милиции Наташа объяснила, что приняла юношу за насильника и таким образом защищалась от «нападения».

Права ли Наташа? Подлежит ли она уголовной ответственности? Разрешите ситуацию с правовой точки зрения.

Задача 54

У пятнадцатилетнего Антона тяжело заболела мама. На операцию нужно было очень много денег. Антон продал все ценное, что было у них дома. Но не хватало еще 5 тысяч. Антон знал, что, если не сделать операцию вовремя, мама умрет. Они с мамой недавно приехали в этот город, и попросить взаймы было не у кого. Тогда Антон решил украсть деньги. Днем он забрался в квартиру к соседям, нашел тайничок с деньгами, взял ровно 5 тысяч и ушел. Про себя он подумал, что обязательно заработает и вернет эти деньги.

Совершил ли Антон преступление или он действовал в состоянии край-й необходимости? Разрешите ситуацию с правовой точки зрения.

неин

Задача 55

Маленький сын Андрея Соколова был болен. Однажды Андрей с сыном отправились в лес за грибами. Внезапно мальчику стало плохо, он покраснел, начал задыхаться. Андрей сунул руку в карман и понял, что оставил лекарство дома. Он подхватил сына на руки и побежал к шоссе. На просеке он увидел машину. Понимая, что дорога каждая минута, Андрей выбил стекло, забрался в машину, завел ее, соединив два проводка, и повез сына в больницу.

Как оценить поведение Андрея? Подлежит ли он уголовной ответственности? Разрешите ситуацию с правовой точки зрения.

Задача 56

Костя (16 лет) возвращался поздно вечером домой. Во дворе к нему неожиданно подошли трое парней и довольно нагло потребовали заплатить 100 рублей за проход. Костя успел заметить в руках одного из них нож. Видя Костино замешательство, ребята стали надвигаться на него, угрожая избить и вытрясти из него деньги. У Кости с собой была тяжелая сумка, он с размаху стукнул ею по голове ближайшего к нему «рэкетира» и бросился бежать. Косте повезло, и он успел скрыться в своем подъезде. Назавтра он узнал, что того парня увезли в больницу с сотрясением мозга.

Как оценить поведение Кости? Подлежит ли он уголовной ответственности? Разрешите ситуацию с правовой точки зрения, руководствуясь ст. 37 УК.

Задача 57

Алексей (17 лет) вечером шел домой с занятий в секции каратэ. Внезапно он услышал женский крик. Ему показалось, что какая-то женщина зовет на помощь, Он бросился в сторону, откуда доносились крики, и увидел двух мужчин, прижавших к стене молоденькую девушку и пытающихся стащить с нее одежду, Девушка кричала и отчаянно пыталась вырваться. Алексей незаметно подошел сзади и несколькими меткими ударами «вырубил» нападавших (не зря он восемь лет занимался своим любимым каратэ). Правда, сгоряча от немного переборщил — вызванная им «скорая» увезла обоих в больницу с переломами и другими серьезными повреждениями.

Как оценить поведение Алеши? Разрешите ситуацию с правовой точки зрения, руководствуясь ст. 37 УК.

Задача 58

Андрей (17 лет) и Кирилл (18 лет) весной заблудились в лесу, отправившись на поиски сморчков. Сначала им было очень весело, все казалось забавным приключением, но ночью они страшно замерзли, потом прого-

додались, а еду в лесу раздобыть не смогли. У Кирилла был с собой охотничий нож, но никакой подходящей дичи по дороге не попадалось. Ребята бродили уже несколько дней, понемногу они начали жевать листья и почки, пили воду из лужиц. Уже потеряв надежду на спасение, они вышли на поляну и увидели... телку, мирно жующую молодую травку. Ребята были очень голодны, они не успели ни о чем подумать, рука Кирилла сама потянулась к ножу. Он сам не мог понять, откуда взялись силы, но несколькими сильными ударами он зарезал корову. Ребята судорожно разожгли костерок (все эти дни они старательно берегли спички от сырости), кое-как разделали тушу, зажарили крупные куски мяса и жадно их съели. Вечером Дарья Ивановна, пришедшая забирать домой свою телушку, обнаружила на поляне двух сидящих подростков.

Оцените их поведение. Разрешите ситуацию с правовой точки зрения, руководствуясь ст. 39 УК.

Задача 59

Ваня в 14 лет совершил свое первое и единственное в жизни преступление — вместе с компанией старших ребят угнал автомашину соседа. Они тогда весело покатались и бросили свой трофей на окраине города в канаве. Угонщиков не нашли и постепенно все забылось. Ваня вырос и превратился в Ивана Степановича — инженера, верного мужа и заботливого отца. Он никогда не вспоминал ту давнюю историю, но вдруг прошлое само напомнило о себе. Его вызвал на беседу следователь районного отделения милиции. Иван Степанович узнал, что случайно то давнее дело об угоне машины раскрылось: кто-то из бывших соучастников проболтался. Иван Степанович очень испугался; ему не хотелось отвечать за грехи юности, но следователь его успокоил, сказав, что истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Прав ли следователь? Подлежит ли Иван Степанович уголовной

ответственности?

Задача 60

4 января Баринов был привлечен к административной ответственности за мелкое хулиганство, и на него начальником отделения милиции был наложен штраф. Считая незаконным свое привлечение к ответственности, Баринов 12 марта обратился с жалобой в суд на неправомерные действия начальника отделения милиции. В рассмотрении жалобы Баринову было отказано на основании истечения срока обжалования.

Правомерно ли основание отказа в данном случае?

Задача 61

Пациент Териков получил травму в больнице (сломал ногу) при переходе от одного корпуса к другому из-за гололедицы.

Кто несет ответственность за эту травму? В чем будут заключаться правовые последствия?

Задача 62

Сотрудник ГИБДД забрал водительские права под предлогом того, что Пётр якобы находился за рулем в нетрезвом состоянии. Что следует делать в таких случаях?

Задача 63

Ольга заказала в ателье свадебное платье. К дню бракосочетания платье готово не было.

Может ли Ольга расторгнуть договор с ателье? Куда она должна обращаться?

Задача 64

Магазин «Электротовары» заключил договор хранения товара со складом «Мир» с условием об удержании имущества должника. По условиям договора за услуги по хранению товаров магазин должен выплатить «Миру» определенную сумму. Так как магазин своих обязательств не выполнил, директор склада «Мир» отказался возвращать переданный на хранение товар. «Бы не имеете права это делать, товар - собственность магазина. Мы обратимся в суд!» — пригрозил представитель магазина.

Правомерны ли действия директора склада «Мир»? Если магазин обратился в суд, какое решение должно быть принято?

Задача 65

Комарова обратилась в суд с иском об истребовании у Борисовой двух видеомагнитофонов. В исковом заявлении Комарова писала, что она намеревалась купить у Борисовой дом и в качестве задатка передала ей видеомагнитофон. О получении видеомагнитофона в качестве задатка Борисова выдала ей расписку. В дальнейшем Борисова отказалась продавать дом. В силу закона сторона, не исполнившая договор, принявшая задаток, должна вернуть задаток в двойном размере.

Поэтому Комарова и просит суд потребовать у Борисовой два видеомагнитофона и передать их ей, Комаровой. Подлежат ли требования Комаровой удовлетворению? Для ответа на вопрос ознакомьтесь со статьями 380 и 381 Гражданского кодекса. 20

Задача 66

В газете была опубликована статья о том, что индивидуальный предприниматель Петров продает некачественные товары и уклоняется от уплаты налогов. Петров обратился в газету с требованием напечатать опровержение, в связи с тем, что никаких подтверждающих данных у газеты не имеется. Администрация издательства газеты отказалась выполнить просьбу Петрова, сославшись, что у них нет такого права.

Вправе ли был Петров обращаться с таким требованием? Обязано ли издательство газеты напечатать опровержение? Каковы последующие действия Петрова по восстановлении своего нарушенного права по защите чести, достоинства и деловой репутации?

Задача 67

Сергей Белов заключил ученический договор с администрацией ЗАО «Моден» на профессиональную подготовку. Во время обучения работодатель ЗАО направил Сергея в служебную командировку, не связанную с профессиональной подготовкой.

Правомерны ли действия работодателя? Обоснуйте свой ответ.

Задача 68

Адвокат Романов защищал Николаева. Николаев обвинялся в краже компьютера. Во время беседы он рассказал адвокату, что совершил кражу не один, и назвал фамилии соучастников.

Имеет ли право следователь допросить адвоката об этих обстоятельствах? Обоснуйте свой ответ.

Задача 69

Князев был задержан сотрудниками милиции на месте преступления за совершение карманной кражи. Князев мотивировал тем, что ему только 16 лет, уголовной ответственности он не подлежит и просил наложить штраф за те неправомерные действия, которые он совершил.

Чем является правонарушение Князева — преступлением или проступком? Какую ответственность должен понести Князев?

Задача 70

Гражданин К. совершил хищение государственного имущества. При задержании К. полностью признал себя виновным. На следующий день в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что гражданин К. совершил преступление и находится под стражей.

Какой конституционный принцип был нарушен и почему?

Задача 71

В средствах массовой информации появилось сообщение о том, что Президент подписал международное соглашение, текст которого расценивается как государственная измена.

Какие действия должен предпринять парламент?

Задача 72

Студентка Г. возвращалась из Москвы в Саратов. В Москве она провела зимние каникулы и сделала различные покупки. Купила и цигейковую шубу. Недалеко от Саратова, на станции Аткарск, где поезд стоял 15 минут, студентка вышла из вагона для встречи с подругой. Перед тем, как выйти из купе, она вручила шубу соседке с просьбой покараулить. Заболтавшись с подругой, студентка Г. отстала от поезда. Когда следующим поездом она приехала в Саратов, милиция вручила ей все вещи, кроме шубы... Через два месяца студентка Г. опознала свою шубу на незнакомой женщине, которая заявила в суде, что купила шубу на рынке за 400 рублей.

Сомневаться в правдивости ее слов у суда не было оснований. Какое решение должен вынести суд: вернуть или не вернуть шубу студентке Г. ?

Задача 73

У гражданина Д. из квартиры были похищены вещи: видеомагнитофон, телевизор, шуба жены и кожаный плащ хозяина. Через месяц, придя в гости к своим знакомым, он узнал в вещи, купленной хозяевами на рынке, украденный у него видеомагнитофон по характерному пятну на тыльной стороне (от кисточки). Выслушав объяснения друзей, он обратился в суд.

Какое решение должен вынести суд и на каком основании?

Задача 74

Гражданин П., работая по трудовому договору, с согласия родителей был признан судом полностью дееспособным в возрасте 17 лет. Через 3 месяца после вступления в законную силу решения суда о- его эмансипации было объявлено о проведении всероссийского референдума.

Может ли гражданин П. принять участие в референдуме ?

Задача 75

Сотрудница Сбербанка России, придя домой, рассказала своему мужу, что его сослуживец снял со своего счета крупную сумму денег. Муж поинтересовался у сослуживца, какую покупку тот собирается сделать. На следующий день сослуживец написал жалобу в банк о нарушении тайны вклада.

Обоснованна ли жалоба сослуживца ? Объясните свой ответ. 1 22

Задача 76

После того, как все суды судебной системы России последовательно отказали гражданину Л. в удовлетворении иска, адвокат посоветовал ему обратиться в Европейский Суд по правам человека, однако Л. засомневался в этом совете — он был убежден, что в этот суд могут обращаться только государства.

Обоснованны ли сомнения гражданина Л.?

Задача 77

Гражданин В. разработал проект закона о мерах по повышению культурного уровня граждан России.

Может ли гражданин В. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы? Каким образом ему добиться рассмотрения своего законопроекта?

Задача 78

В интересах несовершеннолетнего Т. его родители обратились в суд с иском о вселении его в жилое помещение. Однако суд отказался рассматривать этот иск, аргументируя свою позицию тем, что с иском в суд должны обращаться органы опеки и попечительства либо опекуны, назначенные этими органами, — но не родители, не назначенные опекунами.

Правомерно ли данное решение суда?

Задача 79

Гражданин А., проходя мимо складов спортивного общества «Динамо», заметил начавшийся там пожар и принял активное участие в его тушении. При этом он получил смертельные ожоги и скончался.

Каким образом возместить ущерб его несовершеннолетним детям, если закон не предусматривает права на возмещение ущерба?

Задача 80

9-летний Сережа сочинил стихотворение и хотел послать его в детский журнал. Однако его старший брат Дима сказал: «Напрасно посылаешь. Ты ведь несовершеннолетний, не можешь быть автором, и поэтому твое стихотворение не напечатают».

а) Прав ли Дима?

б)  С каких лет человек может быть автором художественного

произведения?

Задача 81

Григорий А., 16 лет, работал на заводе и получал минимальную зарплату, которая в 1986 г. составляла 70 рублей. Он купил у товарища магнитофон

за 180 рублей в рассрочку на три месяца. Родители Григория обратились в суд с требованием признать сделку недействительной, так как она лишает Григория средств к существованию на три месяца. Какое решение должен вынести суд?

Задача 82

Иван К., 17 лет, жил вдвоем с матерью-пенсионеркой. Он - хороший слесарь, зарабатывал тогда 300 рублей в месяц (1986 г.), в то время как пенсия матери по инвалидности составляла 50 рублей. Из очередной зарплаты Иван купил себе костюм за 150 рублей. Дома его встретил сосед, которому очень понравился костюм, и предложил обменять костюм на его, соседа, новый велосипед, очень приглянувшийся Ивану. Иван согласился на обмен, но сделке воспротивилась мать.

Имела ли она на это право?

Задача 83

Трое ребят нашли на пустынной дороге коробку, выпавшую из кузова грузовика. В коробке оказались детские игрушки. «Отнесем их в детский сад и подарим детям», — решили ребята.

Оцените их поступок с точки зрения права и морали.

Задача 84

Когда Владимиру П. исполнилось 18 лет, дальний родственник объявил при свидетелях, что дарит ему свой мотороллер, но передаст его, когда Владимир вернется из армии. Через 2 года Владимир демобилизовался из армии, но родственник сказал, что передумал.

а) Можно ли считать договором дарения обещание подарить вещь?

б)  Как поступил бы суд, если бы Владимир обратился с иском к родственнику о предоставлении ему обещанного подарка?

431

Задача 85

В 16 лет Игорь остался без родителей, имущество которых перешло к нему по наследству. Его попечителем стала бабушка. Игорь дружил с семьей своего одноклассника. Однажды он подарил отцу своего друга ко дню рождения собрание сочинений известного писателя. Тот не хотел принимать такой ценный подарок, но Игорь настоял на своем, говоря, что книги теперь принадлежат ему и он имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако вскоре бабушка Игоря потребовала вернуть книги, посчитав, что они будут нужны внуку для занятий по литературе.

Должны ли быть возвращены книги по закону? И почему?

Задача 86

Двоюродный брат Марины подарил ей в день свадьбы свой цветной телевизор стоимостью 600 рублей, не оформив договор дарения в письменной форме. Но через год, ссылаясь на материальные затруднения, попросил вернуть подарок.

Какое решение вынес бы суд, если бы ему пришлось рассматривать иск о возврате подарка?

Задача 87

14-летний школьник Виктор О. и семнадцатилетний рабочий Владимир Б. играли во дворе в футбол. Мяч случайно попал в форточку окна мастерской, примыкавшей ко двору. Форточка оторвалась и упала на автомобиль гражданина Д., повредив покрытие автомобиля. Мастерская и гражданин Д. предъявили «футболистам» иск о возмещении ущерба.

Кто и почему должен нести ответственность перед мастерской и гражданином Д. ?

Задача 88

Автомашина, принадлежавшая заводу, следовала по городу со скоростью 35 км/ч. Вдруг вблизи машины водитель увидел пешехода, который переходил дорогу в запрещенном для этого месте. Для предотвращения наезда на пешехода водитель круто повернул машину в сторону и нажал на тормозную педаль. Однако пешеход все же был сбит машиной и в связи с этим длительное время находился в больнице, после чего обратился в суд с заявлением о возмещении причиненного ему ущерба. Водитель в суде заявил, что он не виновен в наезде, так как не превысил установленную скорость и принял все меры к предотвращению аварии.

Как разрешить спор?

Задача 89

После смерти К. открылось наследство, включающее квартиру и автомашину. Завещание К. не оставила.У к. был муж, совершеннолетние сын и дочь, а также несовершеннолетняя племянница, находившаяся на ее иждивении.

Перечислите всех наследников имущества К. Какие статьи Гражданского кодекса применимы в данной ситуации?

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

*1. Для каких из перечисленных случаев нужно иметь гражданскую дееспособность, а для каких достаточно гражданской правоспособности:

быть владельцем дома — покупать мотоцикл -

быть автором художественного произведения — заключать договор на использование художественного произведения —

брать на хранение ценные вещи — быть квартиросъемщиком — иметь счет в банке — пользоваться жилым помещением —

быть собственником имущества, доставшегося  по наследству — принимать в подарок ценную вещь—

*2. Какие из перечисленных ниже действий (сделок) не соответствуют гражданскому праву?

Пятнадцатилетний мальчик без разрешения родителей купил у частного лица велосипед;

четырнадцатилетняя девочка с  письменного согласия  мамы-инвалида купила телевизор;

восемнадцатилетний юноша без согласия родителей подарил свою куртку мальчику-беженцу;

шестнадцатилетний  юноша без  согласия родителей  обменял свой кассетник на фотоаппарат;

когда родители были в отъезде, десятилетняя девочка купила мороженое;

четырнадцатилетний    мальчик   на   заработанные   во   время каникул деньги купил видеокассеты с мультфильмами.

3. Собираясь переехать в другой город, бабушка подарила девятилетней внучке дом. Спустя некоторое время какой-то нечестный человек уговорил внучку обменять дом на красивую импортную куклу. Девочка согласилась, потому что дом был ей не нужен, а куклу она давно мечтала иметь.

Что   в   этой   истории   противоречит   нормам   гражданского права?

Десятилетний Сережа сочинил стихотворение и хотел послать его в детский журнал. Узнав об этом, его старший брат Дима сказал: «Напрасно посылаешь. Ты ведь несовершеннолетний, не можешь быть автором, и поэтому твое стихотворение не напечатают».

Прав ли Дима?_________________

Как вы думаете, с каких лет человек может быть автором художественного произведения?_____________________________

В   гражданском  праве  предусмотрены   обязательства,   выте- О каюгдие,   в  частности,   из  следующих   видов договоров:   купли-продажи, дарения, займа, хранения, найма жилого помещения, перевозки пассажиров и др.

К какому виду перечисленных договоров относятся следующие юридические факты:

Юридические факты

Виды договоров

Командировочный сдал вещи в камеру хранения

Родственники преподнесли Виктору приемник

Уезжая в длительную командировку, геолог договорился с соседом, что тот подержит у себя его аквариум с рыбками

Гражданин Д. приобрел железнодорожный билет

Покупательница оплатила в магазине чек и стала выбирать пылесос

Семья получила документы на новую квартиру и въехала в нее

Супруги Д. наняли такси

Школьники приобрели жвачку

Сельский житель снял на время комнату в городе

В. взял у сослуживца в долг 50 тыс. рублей

*6. В 16 лет Игорь остался без родителей, имущество которых перешло к нему по наследству. Его попечителем стала бабушка. Игорь дружил с семьей своего одноклассника. Однажды он подарил отцу своего друга к дню рождения очень ценное собрание сочинений классика. Тот не хотел принимать такой ценный подарок, но Игорь настоял на своем, говоря, что книги теперь принадлежат ему и он имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако вскоре бабушка Игоря потребовала вернуть книги, посчитав, что они будут нужны внуку для занятий по литературе после поступления на филологический факультет пединститута.

Должны ли  быть  возвращены  книги   по закону?__________

Почему?___________________________________________

7. Четырнадцатилетний Владимир и пятнадцатилетний Александр во время игры в футбол сбили на землю сушившиеся зимние вещи гражданина П., в результате чего те оказались испачканными в мазуте.

Кто должен нести ответственность за причиненный в данном случае вред?

8.        Пятеро тринадцатилетних подростков из хулиганских побуждений  забрались  вечером   в   помещение  детского сада,   побили там посуду и повредили мебель. Ущерб, нанесенный ими, составил 500 тыс. рублей.

Кто должен нести ответственность за причиненный ими материальный ущерб?_____

9.        В местной газете был напечатан фельетон, в котором в остросатирической   форме   изображались   корыстные действия   гражданина  У.   в  период  пребывания  последнего  на ответственном хозяйственном посту.

«Это самый настоящий поклеп,— говорил У. своим друзьям и родственникам.— Что же мне теперь делать?»

Что должен делать в данной ситуации гражданин У. в соответствии с гражданским правом?

61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий к программам курса - Путешествие по стране знаний и лаборатория профессора УМА

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом коррекционно-развивающих занятий, которые помогают форми­ровать и развивать у детей школ...

Программа элективного курса "Основы правовых знаний".

Программа элективного курса для 9 класса....

Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний" 5 класс

Авторская рабочая программа учебного курса  «Основы правовых знаний»  разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего ...

Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний" 7 класс

Рабочая программа учебного курса  «Основы правовых знаний»  разработана для учащихся 7 Бкласса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования...

Программа элективного курса "Основы правовых знаний"

Авторская программа элективного курса "Основы правовых знаний"...

Рабочая программа курса по выбору «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену» для обучающихся 9, 10 классов

       Программа факультативного курса       «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену»   составлена на основе  ...

Программа курса «Школа русского языка. Знание+» для 9 класса

Изучение  русского языка в 9 классе направлено на повышение речевой  культуры учащихся, совершенствование опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функциониров...