Информационно- познавательный час с элементами дискуссии с учащимися 8- 11 классов на тему: «Анатомия патриотизма без экстремизма»
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Кондратьева Надежда Сергеевна

Занятие посвящено решению проблемы: каким образом следует воспринимать скинхедов как  патриотов, экстремистов,  представителей молодёжной субкультуры? Об актуальности этой темы говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной почве, события на Украине.  При этом субъектами  агрессии становятся представители практически всех социальных групп, а также молодёжных субкультур.

В процессе общения  ведущие проводят интервьюирование участников занятия,  учащиеся получат информацию о движении скинхедов, националистов Украины, научатся критически оценивать сказанное в ходе обсуждения. Участники групп, представляющие полярные точки зрения, предложат  аудитории аргументированные идеи- утверждения об экстремизме и патриотизме. В конце обсуждения ведущий проводит голосование. По результатам всех выступлений участники получат срез мнений относительно места патриотизма и роли патриотизма в жизни коллектива при помощи модели весов «Шкала мнений»

Ключевые понятия: скинхеды, национализм, ксенофобия, экстремизм, украинский фашизм, патриотизм, активная жизненная позиция.

 

Цель: сформировать критическое отношение к модным молодёжным течениям, аргументированную  позицию по отношению к событиям на Украине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm_bez_ekstremizma.docx48.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Кондратьева Надежда Сергеевна

учитель обществознания

ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка

 г.о. Кинель Самарской области.

e- mail:  nadya.kondrateva.58@bk.ru

 Информационно- познавательный  час с элементами дискуссии с учащимися 8- 11 классов на тему: «Анатомия патриотизма без экстремизма»

Аннотация. Занятие посвящено решению проблемы: каким образом следует воспринимать скинхедов как  патриотов, экстремистов,  представителей молодёжной субкультуры? Об актуальности этой темы говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной почве, события на Украине.  При этом субъектами  агрессии становятся представители практически всех социальных групп, а также молодёжных субкультур.

В процессе общения  ведущие проводят интервьюирование участников занятия,  учащиеся получат информацию о движении скинхедов, националистов Украины, научатся критически оценивать сказанное в ходе обсуждения. Участники групп, представляющие полярные точки зрения, предложат  аудитории аргументированные идеи- утверждения об экстремизме и патриотизме. В конце обсуждения ведущий проводит голосование. По результатам всех выступлений участники получат срез мнений относительно места патриотизма и роли патриотизма в жизни коллектива при помощи модели весов «Шкала мнений»

Ключевые понятия: скинхеды, национализм, ксенофобия, экстремизм, украинский фашизм, патриотизм, активная жизненная позиция.

Цель: сформировать критическое отношение к модным молодёжным течениям, аргументированную  позицию по отношению к событиям на Украине.

Задачи: 1. Образовательная: расширить представление детей о молодёжной субкультуре, дать представление о явлении экстремизма на примере движения скинхедов и фашизма, событиях  на Украине, его причинах и негативных последствиях, дать представление о патриотизме и о поступках, в которых он проявляется.

2. Развивающая: способствовать  формированию сопричастности к событиям и явлениям общественно- политической жизни своей страны, развитию интереса к истории и культуре Украине.

3. Воспитывающая: сформировать уважительное отношение к людям независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности.


^ Материальное обеспечение:

 1) контрастный фон стендов; с одной стороны: (плакаты В.О.войны, портреты  пионеров-героев, комсомольцев, передовиков производства, детские фото и т.д.) с другой: (иллюстративный материал с изображением жертв фашизма, современных украинских событий.

   2) На доске: глоссарий понятий.

   3) На плакате эпиграф: «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – своего позвоночника»

Б. Шоу.

Содержание.

Вводная часть.

 I. Мобилизационный блок.

II. Научные подходы к пониманию понятий скинхеды, экстремизма, фашизм, украинский фашизм, патриотизм.

Основная часть.

III  Информационный блок «Портрет явления»;  IV Дискуссия по теме: «Мода на экстремизм?»

Причины появления движения скинхедов в мире и в нашей стране. Природа фашизма, проявление фашистской идеологии в движении скинхедов.

V. Проблемная ситуация «Друзья и враги России»
Основы патриотизма: воспитание себя как зрелой личности, построение крепкой семьи, профессиональный вклад в развитие своей страны.
Заключительная часть.

 VI .  «Российский крест»

 Вывод о необходимости конструктивных поступков на благо Отечества.


 I.  Мобилизационный блок.

Ведущий.

Скажите, пожалуйста, вам не страшно ходить по улицам? Милицейские сводки пестрят сообщениями о драках, убийствах, столкновениях. На домах и заборах  всё чаще можно увидеть фашистскую свастику. Вы не боитесь стать жертвами экстремистов? Знаете ли вы, кто такие скинхеды? Приходилось ли вам участвовать в столкновениях на национальной почве?  Некоторые социологи утверждают, что четверть российских граждан заражена ксенофобией. Вы входите в их число?

II . Научные подходы к пониманию понятий скинхеды,  ксенофобия, экстремизма, фашизм, украинский фашизм, патриотизм.

В словаре Ожегова «ксенофобия»- это «ненависть, нетепимость к чему- нибудь чужому, незнакому, иностранному»  «Экстремизм»- «привержность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)» Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «союз, пучок, связка, объединение») — обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются милитаристский национализм (в широком понимании), ксенофобия...   «Патриотизм»- ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу.  Предлагаю разобрать смысл понятий «ксенофобия», «экстремизм»,  «фашизм», «патриотизм».

III. Информационный блок. «Портрет явления»

Ведущий. Людям, пережившим кошмар фашизма, это кажется дикостью: свастика на улицах российских городов, выброшенные в фашистском приветствии руки, искаженные злобой лица. Они называют себя русскими патриотами, любят рисовать свастику, как славянский символ солнцеворота, и убивают людей с другим цветом кожи, а также тех, кто, по их мнению, позорит нацию. Схинхеды. Бритоголовые… Что это: возрождение фашизма, новая молодёжная мода, циничная манипуляция сознанием молодых или грязные политические игры? Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны и помочь развитию и процветанию нашей Родины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые патриотическими не являются. На этом занятии речь пойдет о «патриотизме» и «экстремизме». В чем разница? Кто по- вашему, скинхеды- патриоты или экстремисты? Эти вопросы мы будем обсуждать в ходе сегодняшнего занятия. Но для начала вспомним истоки зарождения экстремистских молодёжных движений.  

1 группа. . Когда и где зародилось движение скинхедов? Какова была  их программа?

Интересно, что самые первые скинхеды не были националистами. Они появились в Англии в 1968-1969 гг., и среди них были как белые, так и черные. Скинхеды "первой волны" были субкультурой рабочих районов Британии. Скинхеды слушали "музыку черных" стилей: ска, реггей и рок-стеди. Любимыми певцами скинхедов были чернокожие Дезмонд Декер (ска) и Лорил Эткин (реггей). Именно скинхеды "открыли" и сделали мировой звездой легендарного певца реггей Боба Марли. Даже сама прическа скинхедов была скопирована с прически чернокожих "руди-бойз" (молодежная субкультура Ямайки). 
«Первая волна» скинхедов исчезла примерно к 73-му году, так как многие из них обзавелись семьями и перестали принимать активное участие в своем движении. В конце 70-х гг. в Англии разразился сильный экономический кризис. Целые графства превратились в "зоны социального бедствия", появилось много безработных, в том числе среди молодежи. Дети безработных, сами безработные, многие подростки не видели никаких перспектив, и единственным развлечением для них было подраться с себе подобными. Они стали одеваться специально для драки: бритая или стриженая "под ноль" голова – чтобы противник или полиция не могли схватить за волосы; короткие куртки без воротника – с той же целью; прочные черные джинсы, на которых плохо видны грязь и кровь; тяжелые армейские ботинки, которые можно использовать как оружие в драке. Они также стали называть себя скинхедами. 
В дополнение к этому, с конца 70-х годов в Великобритании активизировались неофашисты. Они стали обвинять во всех проблемах не правительство, как обычно делают люди, а иммигрантов – «цветных»: мол, понаехали тут всякие, заняли наши рабочие места. Неофашисты начали активно работать среди скинхедов, и выделять деньги на создание скин-клубов. Скин-группы стали петь песни на откровенно расистские темы. Появилось понятие "наци-скин".
В ответ на это скинхеды «первой волны», озлобленные тем, что их стали называть «фашистами», выступили против наци-скинов. На улицах британских городов развернулись ожесточенные схватки между «старыми» и «новыми» скинхедами. Результатом этих уличных столкновений стало появление двух скин-движений - с одной стороны, наци-скинов («новых»), с другой – «ред-скинз», «красных скинов» («старых»). Часто «ред-скинз» носят шнурки красного цвета - чтобы сразу отличать своих от врагов. Крупнейшая организация «ред-скинз» получила название SHARP (Skin Heads Against Racist Prejudice – скинхеды против расовых предрассудков).

2 группа. Каковы причины появления скинхедов в России?
После распада Советского Союза в России к середине 90-х годов скинхеды вдруг сразу становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением, и к началу 2006 года в России насчитывалось уже не менее 50 тысяч скинхедов. Для сравнения: во всех остальных странах мира существует около 70 тысяч скинхедов. В европейских странах количество ред-скинз и наци-скинов примерно одинаковое, но в России, практически, все скинхеды являются националистами, причем не редко весьма агрессивными. Что привело к этому? Какие события в нашей стране так сильно повлияли на развитие движения скинхедов?
Одной из причин того, что многие даже вполне нормальные молодые люди стали скинхедами, является то, что в начале 90-х годов у них, практически, не было возможности стать частью какой-либо молодежной группы, имевшей патриотическую идеологию. А ведь это чрезвычайно важно для молодых людей, находящихся в поисках цели жизни и своего предназначения, настроенных на вдохновенное служение интересам Родины. А подхватить это вдохновение оказалось на тот момент практически некому, кроме экстремистов.
Неслучайно значительную массу движения скинхедов составляют подростки, твердо верящие в то, что таким образом они служат отчизне. Их часто волнует, что думают друзья-скинхеды. И им трудно противостоять мнению толпы.
Посткоммунистический кризис вызвал психологическую, духовную, катастрофу: гласность и свобода обнажили духовный кризис личности и семьи, который уже не мог сдерживаться старой бездуховной идеологией. Кто-то в этой ситуации занялся духовным развитием себя, находя ответы в религии, а кто-то пошел по пути поиска «козла отпущения». Кроме того, лишившись привычного образа жизни, население России стало приходить в отчаяние. Преступность, алкоголизм и наркомания захлестнули страну. Семейные скандалы и насилие в семье, побеги детей из дома из-за голода, побоев и невыносимых условий существования (так же, впрочем, как и отказы от детей) стали массовым явлением. По оценкам Московского исследовательского центра по правам человека, в России около 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома по причине домашнего насилия. Московская хельсинская группа сообщила, что жертвами домашнего насилия каждый год становятся примерно 2 млн. детей младше 14 лет. Это безумно много, если вспомнить, что социальные бедствия таких масштабов раньше у нас были только после Гражданской войны 1918-1921 гг. 
Параллельно с развалом экономики шел процесс реформации системы образования и воспитания. Так получилось, что в 90-х годах система образования в России во многом перестала уделять должное внимание воспитанию в школе нравственных качеств личности. Вместо всего наследия человечества дети стали получать лишь частичное, узкое образование, цель которого – приобретение специальности и нахождение своего места в экономической системе. С одной стороны, такое специализированное, нацеленное на профессию образование дает большой объем знаний, необходимых для благополучного существования в современном мире. Однако, с другой стороны, такое образование связано только со средствами к жизни, но не с ее целями. Ясное видение жизненных целей является совершенно необходимым. Как известно, процесс «академизации» образования сопровождался катастрофическим взлетом детской и подростковой преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем.
Позиция СМИ оказалась довольно размытой и безоценочной в отношении экстремистов. Часто и довольно долго в рассказах о погромах, которые устраивают западные скинхеды, журналисты предпочитали просто констатировать этот факт, не давая оценки поступкам экстремистов. С другой стороны, СМИ вообще ничего не говорили об аналогичной проблеме в России. Такая политика замалчивания по отношению к скинхедам со стороны СМИ привела экстремистски настроенную молодежь к мысли о безнаказанности.
Помимо этого, в начале 90-х годов в России появляются неофашистские организации, которые стали, открыто пропагандировать фашистскую идеологию в нашей стране. При этом подобные организации навязывают неискушенным людям свою идеологию, признанную во всем мире античеловеческой. И есть люди, которые им верят. Потому что не знают истории. Подумайте сами: время, отведенное в школе на изучение Великой Отечественной войны, было сокращено. Поэтому сейчас многие школьники мало знают о фашизме и о глобальных последствиях нацистской риторики. 
Таким образом, в первую очередь духовные, социальные изменения реально стояли за развитием экстремизма в России. Можно сколько угодно говорить о политических изменениях страны (распад Советского Союза, война в Чечне) и соответствующих им законных или незаконных действиях в отношении людей неславянского происхождения (аресты, проверки документов, депортации и т.д.). В первую очередь, идеологический вакуум, кризис семьи и неблагоприятные социально-экономические условия подстегивают развитие экстремизма в таких странах, как Россия, США, Англия, Испания. Политика, в свою очередь, усугубляет существующую проблему.

3 группа. Что  из себя представляет современный фашизм  и в чём его опасность?
Понимая главные причины расцвета экстремизма в стране, нам в первую очередь необходимо разобраться, что в идеологии экстремистов, нео-фашистов, скинхедов не так, а затем проанализировать свои взгляды и ценности в отношениях с людьми. Спустя 60 лет после Второй мировой войны наше поколение уже не только не помнит, но и не знает всех кошмаров фашизма.  Фашизм - форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия, а также систему массового террора, широко использующую национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия.Фашизм отринул основные философские тенденции XVIII и XIX веков, делавшие упор на личную свободу и всеобщее равенство. Наоборот, главной ценностью провозглашалась нация. Согласно фашистской идеологии вся жизнь подчинена дисциплине и исполнению долга и полностью управляется государством. Муссолини стал одним из первых фашистских диктаторов, пришедших к власти в Европе в 1920-е годы. В Италии все политические партии, кроме фашистской, были запрещены. Пресса и книги подвергались цензуре. Были переписаны школьные учебники. Воспитание мальчиков предполагало, что они станут солдатами. Дети вступали в организацию юных фашистов. Муссолини организовал тайную полицию и устроил концлагеря для своих противников. 
Гитлер пришел к власти во время сильного экономического кризиса в Германии и на волне исторической обиды немцев на страны-победительницы по итогам первой мировой войны. Когда многие люди страдали от нищеты, Гитлер предложил им возможность хорошо жить за счет других и взять реванш за унизительное поражение Германии в первой мировой войне. Ведь Германия и её бывшие союзники были лишены значительных территорий, принуждены платить большие репарации, существенно ограничить свои вооруженные силы (8). В основу своей философии Гитлер поставил идею о существовании в далеком прошлом мифического арийского племени, которое, по словам Гитлера, состояло из «настоящих» людей, в то время как все остальные в его глазах людьми не считаются. И Гитлер провозгласил, что немцы – это потомки этого племени «настоящих людей», а поэтому для установления собственной гегемонии немцы призваны порабощать или даже истреблять другие народы. Такая уродливая философия привела к многочисленным зверствам, которые фашисты устраивали во всех завоеванных странах.
Властью не только игнорировались, но и на совершенно законных основаниях нарушались права человека, в том числе и немцев. Например, запрещались браки между немцами и евреями. А если у человека уже семья и дети? Все приносилось в жертву идее расовой чистоты. Кстати, говорить о национальности или расе зачастую можно лишь довольно условно, так как в истории все народы неоднократно перемещались и смешивались друг с другом. Подобная участь не обошла и немцев. Главная проблема фашизма коренится в нетерпимости и неуважении к другому человеку и его взглядам. В конечном итоге нетолерантное отношение неминуемо приводит к насилию по отношению ко всем инакомыслящим.Так, от националистических лозунгов («немцы должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту») и таких же законов Гитлер привел Германию к международной агрессии. Заставив немцев чувствовать свое превосходство, фашизм из националистической идеологии превратился в воинствующую философию, легшую в основу страшных международных преступлений во всем мире.
Говоря о нашей стране, Гитлер призывал немцев к убийствам, к уничтожению нашего народа.
Примером бесчеловечности фашизма может служить Хатынь: все жители этой белорусской деревни были заживо сожжены, включая младенцев и стариков. В фашистских концлагерях погибло более 11 миллионов человек. В одном только Бухенвальде было убито 250 тысяч человек, включая немецких военных, отказавшихся служить Гитлеровской Германии и осужденных военным трибуналом. Одним из самых страшных концлагерей был Освенцим, располагавшийся на территории оккупированной Польши. В нем по разным оценкам погибло от 1,5 до 4,5 млн. человек, людей самых разных национальностей, включая Советских гражданских лиц и военнопленных. Людей здесь сжигали в печах и травили в газовых камерах, они умирали от непосильного труда, голода и многочисленных болезней. Над живыми людьми проводили жестокие эксперименты. Такова природа фашизма.
Вот чем закончился кровавый марш Гитлера по Европе. Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. человек, из которых на фронтах погибло 27 млн. человек. Наша страна пострадала от фашизма больше всех, потеряв 35 млн. человек.
О преступлениях фашизма важно помнить всегда. Любая неофашистская философия таит в себе опасность для всего человечества. Слоганы современных экстремистов слышали, наверное, все: «Россия – страна арийцев», «Россия – для русских», «Бей нерусских – спасай Россию» и т.д. Чем они отличаются от призывов Гитлера? По смыслу - ничем. Подобные изречения – не просто эмоции, по сути, это – взвешенный призыв к насилию и погромам.

4 группа. Является ли экстремизм реальной угрозой для Украины?

 Как показывают исследования, проведённые «Киевским международным институтом социологии (КМИС)» совместно с «Институтом прав человека, противодействия ксенофобии и экстремизму (ИПЛЕКС)»: около 10% людей в Украине одобряют насилие над представителями отдельных рас и национальностей; около 17% опрошенных имеют экстремистские ориентации. Самые настораживающие результаты исследования заключаются в том, что наибольшее число экстремистски настроенных людей представляют не младшую возрастную группу (как в большинстве стран), а среднюю – в возрасте от 30 до 40 лет. Кроме того, по уровню образования, экстремистски настроенные люди относятся не к малообразованной части общества, а к среднеобразованной, т.е. мы имеем дело со сформировавшимися личностями и сформированными взглядами. В таких социологических обстоятельствах, обсуждать «без пены у рта» вопросы национального строительства, истории, языковой, этно-национальной и миграционной политики ой как непросто… Есть еще один немаловажный момент - отдельные деяния, которые являются формами экстремизма (разжигание вражды, терроризм, оскорбления на почве ненависти) у нас преследуются по закону, но сам экстремизм - отсутствует как юридическая реальность. Даже если кто-то совершит какое-то незаконное деяние и заявит о том, что он совершил его как экстремист – его накажут, но по другой статье. Упоминание экстремизма есть в законе об основах национальной безопасности, но в нем даже не поясняется смысл этого явления. И что понимать под этим явлением?... Очевидно одно, «мало знать и крепко спать» - пока миллионы людей в Украине социально и экономически необустроены, при этом каждый второй умеет разбирать автомат Калашникова, а каждый третий вырос на историях про революционеров, партизан и национал-освободителей – не получится!...  Превращению естественной экстремальности в экстремистские настроения и деструктивные проявления способствуют политики, заигрывающие с радикальными лозунгами и использующими некорректные политтехнологи. Самая большая опасность политического экстремизма заключается в его практической простоте и снисходительной недооценке факторов, которые ему благоприятствуют. Политическому экстремизму не нужна вычурная идеология и замысловатая программа. Для того чтобы он стал реальностью – нужно совсем немного. Нужно чтобы некий политик пришел и сказал: «Я знаю, в чём ваша проблема. Всё очень просто. Мы - идеальные от рождения люди, наделенные самыми благоприятными предпосылками для счастливой жизни. Но нашему счастью мешают коварные враги. Уничтожим врага – заживем как в сказке! Сразу. Без дополнительных усилий. Чем быстрей и радикальней меры – тем гарантированней результат!». И объявляется «враг». Политическому экстремизму не нужна массовая активность и широкая поддержка. «Мясорубку» террора всегда запускает и раскручивает меньшинство. Не случайно любые тоталитарные проекты имеют свойство зарождаться в небольших кружках, внепарламентских партиях и пр. «полуподполье». Радикальное меньшинство, атакующее опасного «врага», всегда сильнее любого большинства, занятого рутиной. С «врагом», поставленным вне закона, вне права на сострадание, защиту и презумпцию невиновности, а также с любым представителем «вражеского вида» и любыми сочувствующими - можно делать все что заблагорассудится. Так блокируются все, кто мог бы критически оценивать ситуацию или как минимум, сострадать. Экстремистски активное маргинальное меньшинство запросто начинает диктовать свою волю большинству. Политическому экстремизму не нужны весомые поводы и аргументы. Всё начинается с малого. Баал Шем-Тов любил рассказывать притчу о капле мёда, из-за которой разгорелась большая война. Эмир Кустурица в фильме «Жизнь как чудо» показывает, как за считанные дни сербы и боснийцы превращаются в злейших врагов. «Манежная Площадь» началась с драки футбольных фанатов. История Украины тоже знала немало подобных примеров. Завтра, 2 августа 2014 года, исполнится три месяца со страшной трагедии, произошедшей в Одесском Доме профсоюзов и названной «Одесской Хатынью». Несколько десятков сторонников так называемого «антимайдана» были оттеснены из своего лагеря на близлежащем Куликовом поле в Дом профсоюзов и там сожжены и удушены неизвестным газом. Вырывавшихся из огненно-удушливого плена разбушевавшиеся «патриоты» с криками «Слава Украине!» добивали дубинками, палками, ногами. Юные девы в это время наполняли пустые бутылки «коктейлем Молотова» и передавали их «хлопцям»…
Зеваки и «симпатики» весело аплодировали выпрыгивающим от безнадеги в окна и разбивавшимся насмерть. А между ними удовлетворенно расхаживали отмеченные желтыми или красным метками-повязками инструкторы-«сотники»: свой «гонорар» в тот день они отработали сполна. В тело Украины был забит огромный кол, по-сатанински раскалывающий ее навсегда ментально, политически и нравственно, но покрывающий процесс леденящим страхом, переходящим в ужас от воспоминаний о злодеяниях. И чем дальше мы от того страшного дня, тем явственнее его предназначение – навсегда запугать людей, отбить у них охоту защищать свои права, протестовать, высказывать свои взгляды. Задумано преступление было хитрыми и расчетливыми закулисными дельцами, а исполнено доведенными до фанатичного исступления боевиками, в которых медленно, но уверенно превращали бывших «майдаунов», футбольных фанатов, нанятых громил без роду-племени и определенного занятия. Вся мразь человеческая была пристроена отстаивать «национальную идею», которая использовалась как саван, флер, покрывало для обтяпывания мерзких и вполне конкретных задач. Политических, экономических и, повторяю, нравственных. Понятно, что украинская власть не собирается не то что досконально расследовать все обстоятельства преступления и наказывать виновных, но даже устанавливать все это. Хотя бы для того, чтобы избежать повторения в любом другом городе страны. И дело не в том, что гражданская война в Донбассе вышла на первый план и типа оттягивает основные силы и средства. Нет, погром, тупой, бессмысленный, жестокий, не ведающее границ и нравственных ограничителей насилие избраны главными средствами убеждения и общения с несогласными. Со всеми эти «колорадами» и «ватниками», которых так лихо «поджарили в Доме профсоюзов», вызвав законную гордость и радость даже на парламентском уровне.
С политикой все ясно. Напоминаю пунктирно: к тому времени уже ушел Крым, чутко и совершенно точно прислушавшись к неонацистской кричалке «чемодан, вокзал, Россия». Уже больше двух недель шла «антитеррористическая операция» (АТО) в Донбассе, объявившем проведение референдумов, которые должны были подтвердить или нет образование в Донецкой и Луганской областях народных республик – ДНР и ЛНР, желающих строить свои отношения с Киевом на новых принципах. Такие же процессы намечались по другим областям того украинского края, который несколько десятилетий назад именовался Новороссией. И власти нужно было что-то делать в том ключе, который в разной степени успешно уже был апробирован в Днепропетровской и Донецкой областях, куда для «усмирения настроений» были отряжены поддержавшие госпереворот олигархи. Вот чтобы на Одесщине не образовалась Одесская Народная Республика по типу ДНР и ЛНР, и была «образцово-показательно» проведена «Одесская Хатынь».
Людей, не согласных с действиями киевских властей, разогнали, сожгли и напугали. Размахом преступления, его жестокостью и безнаказанностью, сопряженной с тотальной пропагандистской бравадой в СМИ по поводу уничтожения соотечественников. 
Понятна и экономическая подоплека «Одесской Хатыни»: с подавлением народных движений под шумок взялись и за экономические активы политиков и бизнесменов, определенных «на заклание» под политический шумок. У «Семьи» и поддерживающих свергнутого президента Виктора Януковича «младомиллиардеров» нужно было отобрать их предприятия и сферы влияния, передерибанив их на свой «патриотический» лад. Под нож, например, попали активы ВТЭК, принадлежащей Сергею Курченко и имеющей в своей «короне» такой «бриллиант», как Одесский НПЗ. А также порты и всю инфраструктуру. …Однако гораздо страшнее именно нравственные последствия того антигуманного преступления. По своим последствиям оно уйдет в будущее надолго, если не навсегда. Прежде всего – своей безнаказанностью в отношении организаторов, исполнителей и «бенефициариев» (выгодоприобретателей и выгодополучателей) этого страшного дела. И понятно, что закулисных организаторов в Украине никогда и никто не наказывал. Особенно если они облачены властью, полномочиями, имеют на счетах миллиарды. Обычно ограничивались «стрелочниками», которых потом под забытье или «кончали» в камерах, или амнистировали по-тихому. В деле «Одесской Хатыни» не хотят искать и наказывать даже «стрелочников». В соответствии с господствующей ныне государственной идеологической доктриной, преступление было совершено в рамках борьбы за утверждение независимости Украины. А значит неподсудно, так как все, что делается во имя «нэньки» (ну типа под этим «соусом»), не только не наказуемо, но даже приветствуется и возводится в ранг «дела чести, доблести и геройства». И можно убивать, насиловать, проводить АТО, расстреливая мирных жителей из всего, что еще способно стрелять у доблестных «воякив».
Но тот факт, что «патриотическая» общественность откровенно ликовала при виде трупов сограждан, умерщвленных таким варварским способом, а одесситы в массе своей «проглотили» изуверства над земляками и затихарились в чисто советском «кухонном» невосприятии происходящего, не имея сил и желания протестовать массово, – это свидетельства глубочайшей нравственной деградации всего украинского общества. Оно не излечилось еще от советской покорности, а ему предложили уже новую унификацию и безропотность – ради «независимой Украины». На таком нравственном фундаменте невозможно построить государство нормальных и ответственных граждан, понимающих как, почему и – главное! – зачем они живут. Это – с одной стороны.
С другой – именно построение такого государства рабов, мечтающих не о свободе, а о своих рабах и материальных дивидендах, подаренных за усердие и молчание, и имеется в виду у архитекторов и зодчих нынешней Украины, которую однозначно и любой ценой хотят сделать «украинской». Печенюшки – тем, кто громче кричит о любви к «нэньке», поет «Щэ нэ вмэрла…» по любому поводу и везде, красит заборы и нужники в желто-синий цвет и ходит в вышиванках. Остальных несогласных – под корень. И убеждать никого не надо, и остальные бояться будут…Сегодня Одесса, Одесская область, по общему мнению, запуганы и задавлены именно местечковой олигархичностью и – в лучшем случае – глухо ворчат от недовольства. Тем, что не наказывают убийц. Что передерибанивают имущество, не соразмеряя свои аппетиты с нуждами города, области и всех там живущих. Что пытаются унифицировать область по свои лекалам, игнорируя местные обычаи и самобытность.Это ворчание пока смутное и тихое. Но, как говорится, кувшин по капельке наполняется. То же самое – накапливание гроздьев гнева – может происходить и в Одессе, которая, в этом уверены многие, не забыла «Одесскую Хатынь». Пока об этой «памяти» говорит лишь «виртуальная месть» – все эти разговоры и слухи о том, что некие «неравнодушные одесситы» расправились физически с организаторами и участниками бойни в Доме профсоюзов. Но, как говорится, надежда умирает последней. И на эти одесские «кровожадные» слухи надо обращать внимание. Грядут ухудшение жизни для большинства жителей страны, разборки внутри власти, ведущие к ее деградации, споры между олигархами и т. д. и т. п. Одесситы уже продемонстрировали свой нрав на мэрских выборах, когда избрали того, кого хотели, а не подсунутых казачков или лузеров с подмоченной репутацией. И что будет в городе, когда все неблагоприятные для власти и ее ставленников и «столпов» сольются воедино? Никто не знает, но как мне кажется, не зря поле, где собирались противники «украинской Украины», построенной по меркам неонацистских суперпатриотов, называется Куликовым. И оно еще может стать тем Куликовым, которым его знают в нашей некогда общей истории. Название, знаете ли, обязывает…

IV Дискуссия по теме: «Мода на экстремизм?»

1.Большинство скинов – старшеклассники, учащиеся ПТУ, техникумов. Как вы думаете. Что привело ких к скинхедам?  2.Кому, по- вашему, могут быть выгодны группировки молодёжи?

3. Многие прекрасно понимают, что группировки скинхедов- «фирмы»- это динамит, который  может шарахнуть в любом направлении. Где и как может «шарахнуть»этот динамит?

V. Проблемная ситуация «Друзья и враги России»

Желание блага России- вот что движет патриотами. Но благо следует понимать по- разному.

Как же относиться к скинхедам? Они друзья или враги России? Какие выводы вы сможете сделать относительно ситуации на Украине? Каким образом можно их изменить в позитивном направлении? В чём проявляется твой интерес к этой трагедии украинского народа?   Нужна ли нам активная жизненная позиция?

VI. Заключительное слово.  «Росский крест»

Скинхеды любят изображать свастику, кельтский крест. Но эти кресты Россия уже одолела. Сейчас ей угрожает другой крест. Статистика неумолима: население России стремительно вымирает. А это значит, что на просторах России скоро некому будет работать. И неизбежно становится появление на нашей земле мигрантов. Но пока россияне продолжают уходить из жизни из-за пороков. Ничто не заменят населению нормальных государственных институтов и справедливой организации общества, построенного на уважении к каждой образующей его личности. Вы спросите: «А причём тут скинхеды?» На этот вопрос можно ответить словами Бернарда Шоу, которые мы выбрали эпиграфом к занятию. Нам всем следует выздоравливать. И выздоравливать вместе с украинцами. Не забывать,  что история братского народа тесна связана с историей нашей Родины. Боль Украины- наша боль. Никакие философии и идеи не могут оправдать подобную жестокость политиков на Украине.
Давайте зададимся вопросом: можно ли считать эти действия проявлением любви к Родине? А как насчет самой Родины: гордится ли она этими поступками? Награждают ли руководители страны скинхедов и идеологов экстремизма за особые достижения в деле служения интересам Родины? Нет. Именно поэтому экстремизм не является выражением патриотизма и любви к Родине. Страна стыдится экстремизма. Народ, в стране которого царит разгул экстремизма, не может жить в спокойствии, потому что жизнь любого человека здесь находится под угрозой. Тогда каких людей отечество признает истинными патриотами? Сограждане ценят и помнят людей, проявивших зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование. В этом проявляется настоящий патриотизм. Родина – это все люди, которые живут в моей стране, и никто не должен приноситься в жертву ради счастья и благоденствия одной группы людей, не важно – представляет она большинство населения или нет. В заключении приведу мысль о том, молодёжь- это социальный  бульдозер, расчищающий путь для происходящих в обществе изменений.  Для каких изменений может расчистить путь скинхеды, патриоты? Выбор за вами.

Источники

1. Большая советская энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия, 1978. Т. 30.

2. Преступления на почве ненависти, противодействие им и злоупотребления при этом противодействии. – Материалы отчета информационно-аналитического центра «СОВА» на конференции «Фашизм – угроза будущему». – xeno.sova-center.ru. / Москва. - 8 мая 2006 г.

3. Беликов С. Бритоголовые: все о скинхедах. Эксклюзивные материалы. - М.: 2002. – 176 с.

4. 
Интерфакс, 21.01.2005, со ссылкой на доклад эксперта Международного бюро по правам человека Чарного С. «Как преодолеть рецидивы неонацизма в стране, победившей фашизм»

5. Доклад о положении с правами человека в странах мира за 2005 год. – Бюро по вопросам прав человека, демократии и труда. – М., usembassy.ru. – 8 марта 2006 г.

6. Я в мире людей: пособие по этике. / Науч. ред. Рябикова З.В. – М.: МАОО «МФО», 2003. – 320 с.

7. Глоссарий.ру: словари по общественным наукам. – М: ООО "Web and Press", 2000-2005.

8. Закон о защите немецкой крови и немецкой чести. - Нюрнберг, Германия. - 15 сентября 1935 года.
9. Леви В. Искусство быть другим. – М.: Торобоан, 2001, 348 с.

10.
http://www.unian.net/common/463165-potentsial-ekstremizma-v-ukraine-menshe-znaesh-krepche-spish.html  Информационное агенство УНИАН «Потенциал экстремизма в Украине: меньше знаешь – крепче спишь?!  Александр Фельдман











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест для учащихся 7 класса по теме «Информационное моделирование».

Итоговый тест для учащихся 7 класса по теме «Информационное моделирование». Тест содержит 8 вопросов с выбором ответа одного или нескольких. Один вопрос на повторение знаний – правописание текста. По ...

Дискуссия для учащихся 9 класса «Влияет ли вода на продолжительность жизни человека?»

Привлечение внимания учащихся к проблеме сохранения пригодной для использования  пресной питьевой воды....

Дискуссия для учащихся 9 класса «Влияет ли вода на продолжительность жизни человека?»

Привлечение внимания учащихся к проблеме сохранения пригодной для использования  пресной питьевой воды....

Конспект урока по физической культуре для учащихся 7 класса по теме: " Элементы туризма и оринтирования на местности"

Данная разработка поможет учителю подготовить учащихся  к туристической деятельности, даст возможность на практике отработать туристические элементы...

Контрольная работа по алгебре для учащихся 9 класса по теме "Элементы комбинаторики и теории вероятностей"

Данная контрольная работа разработана для контроля знаний, умений и навыков учащихся 9 класса решать комбинаторные задачи и простейшие задачи по теории вероятностей.Контрольная работа разработана...

План-конспект урока для учащихся 1 класса на тему "Гимнастика с элементами акробатики, кувырка вперёд и стойка на лопатках", "Физическая культура" под ред. В.И. Лях

План-конспект урока для учащихся 1 класса на тему "Гимнастика с элементами акробатики, кувырка вперёд и стойка на лопатках", "Физическая культура" под ред. В.И. Лях...

УРОК-ДИСКУССИЯ (для учащихся 10х классов) «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Цель: формирование навыков само регуляции, знакомство с юридической ответственностью несовершеннолетних, анализ ее моральных аспектов....