Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
рабочая программа (5, 7 класс)
Дополнительная образовательная программа «Юный художник» имеет художественную направленность. Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования связано с задачами духовно – нравственного развития, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Программа доступна для детей, проявивших выдающиеся способности в области рукоделия, а так же для работы с детьми ОВЗ с сохранным интеллектом.
В основу методологии структурирования содержания образовательной программы «Юный художник» положен принцип блочно - модульного построения информации. Основная идея блочно - модульного построения содержания состоит в том, что целостный курс обучения строится из логически законченных, относительно независимых по содержательному выражению элементов — блоков. Каждый блок включает в себя тематические модули. Их совокупность за весь период обучения в творческом объединении позволяет познакомить учащегося с основными компонентами содержания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_hudozhnik_stepankova_s.a._mbou_katynskaya_ssh.docx | 99.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Катынская средняя школа
Смоленский район Смоленская область
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «__» __________ 20____г. | Утверждаю: директор МБОУ Катынской СШ _________________/ФИО/ Протокол № ___________ «___» ___________ 20___г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный художник»
Возраст обучающихся: 10–12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Степанькова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования
Катынь, 2021 год
- Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Юный художник» имеет художественную направленность, составлена на основании следующих документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
Актуальность. Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования связано с задачами духовно – нравственного развития, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Обращение к народному искусству России и стран Мира завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции разных мест, уважать труд. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных и домашних интерьеров. Так же это прекрасные сувениры для подарков. Декоративно – прикладное искусство формирует у детей эстетическое и философское восприятие мира, передаёт детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначенности человека. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе искусство рукоделия
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького ученика. Ручной труд воздействует на ум, волю, чувства детей, побуждает их к творческому самовыражению. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Уровень развития речи детей напрямую зависит о того, как сформированы тонкие движения пальцев. Выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Стимулировать речевое развитие рекомендуется путем активных движений пальцев.
Давно известно о взаимосвязи рук и интеллекта. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это работа над развитием практического интеллекта: анализ задания, планирование и ход его выполнения.
Рукоделие даёт возможность и шанс каждому ребенку выразить себя, реализовать свои способности, добиться успеха.
Программа доступна для детей, проявивших выдающиеся способности в области рукоделия, а так же для работы с детьми ОВЗ с сохранным интеллектом.
В основу методологии структурирования содержания образовательной программы «Юный художник» положен принцип блочно - модульного построения информации. Основная идея блочно - модульного построения содержания состоит в том, что целостный курс обучения строится из логически законченных, относительно независимых по содержательному выражению элементов — блоков. Каждый блок включает в себя тематические модули. Их совокупность за весь период обучения в творческом объединении позволяет познакомить учащегося с основными компонентами содержания. Содержание образовательной программы» строится от простого - к сложному.
Цель программы: изучение основ декоративной композиции и овладение элементарными навыками декоративного украшения различных объектов.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- систематизировать и закрепить имеющиеся знания по изобразительному искусству;
- познакомить с разнообразием композиционных приемов;
- продолжить формирование определенных умений и навыков в работе над декоративной композицией;
- приобрести опыт выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов
2. Развивающие:
- способствовать развитию любознательности, расширять кругозор учащихся;
- развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, планировать свою деятельность;
- развивать воображение, художественно-образное мышление на основе наблюдательности и фантазии.
3. Воспитательные:
- воспитывать художественную культуру, как неотъемлемую часть духовной культуры;
- осознавать понимание роли искусства в жизни людей; в организации форм среды, в которой мы живем; окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми;
- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, освоение древних корней искусства;
- формировать активное отношение к традициям художественной культуры, интереса к народному искусству России и стран Мира;
- воспитывать самостоятельное видение мира, основанного на освоении опыта художественной культуры.
4. Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Программа состоит из 8 модулей.
- Композиция и цвет в декоративной работе.
- Вышивка лентами.
- Вышивка крестом.
- Вышивка бисером.
- Цветы из ткани и лент.
- Ткачество.
- Открытки и арт – буки своими руками.
- Оформление материальной предметной среды. Творческий проект.
Программа дополнительного образования разработана для обучающихся 5-7 классов. Принцип набора учащихся – по интересам. Количество обучающихся в объединении не более 10 человек.
Объем программы:
В год -72 ч., 2 часа в неделю.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 2 раза в неделю, продолжительностью по 45 минут.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- познавательные интересы и творческая активность в области создания декоративных объектов;
- желание учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
- умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка своих умственных и физических способностей для труда с позиций будущей социализации.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
- умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности — умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
- самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
- способность моделировать планируемые процессы и объекты;
- умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
- способность отображать в адекватной задачам форме результаты
- своей деятельности;
- умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
- умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
- умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность;
- способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
- понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
- ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;
- навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;
- владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- владение методами творческой деятельности.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
- способности планировать технологический процесс и процесс труда;
- умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда.
В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:
- готовность к труду;
- навыки оценки своих способностей к труду в конкретной деятельности;
- навыки согласования своих возможностей и потребностей;
- ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
- проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
- экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.
В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
- умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
- владение методами моделирования и конструирования;
- навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры;
- умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
- композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
способность бесконфликтного общения;
желание и готовность прийти на помощь товарищу;
умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
- достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
- развитие глазомера.
Психологическое обеспечение программы:
- Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях: учитель – помощник, советчик, консультант, старший друг.
- Учет индивидуальных особенностей детей.
- Последовательность изучения материала: от простого - к сложному, от учебных занятий к творческим решениям.
- Удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.
- Применение индивидуальных и групповых форм обучения.
По окончании обучения учащиеся должны:
знать:
- законы композиции: гармония, контраст, симметрия, асимметрия, динамическое равновесие, движение, статика, ритм;
- основные принципы организации декоративной композиции;
- композицию цветового пространства;
- изобразительный язык стилизации;
- графические возможности в декоративном изображении объектов;
- традиционное крестьянское бытовое искусство;
- знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
- знание значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества;
- знание разнообразия видов современного декоративного творчества, материалов, техник.
уметь:
- применять знания о декоративной композиции на практике;
- разрабатывать эскизы творческих работ;
- выполнять учебные композиции на плоскости и в объеме;
- выполнять декоративные картины – импровизации;
- изготавливать декоративные поделки, картины, коллажи;
- работать со специальной и дополнительной литературой;
- применять правила безопасности труда;
- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Обладать базовыми компетенциями:
умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
- для решения простейших задач;
- для выполнения различных действий с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические:
- умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
- способности задавать и отвечать на вопросы;
- умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы. Умение разделять процессы на этапы, выделение причинно – следственных связей;
- умение действовать по алгоритму. Умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Коммуникативные:
- умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
- уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Модуль 1 Композиция и цвет в декоративной работе | |
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
|
|
Модуль 2 Вышивка лентами | |
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
|
|
Модуль3 Вышивка крестом | |
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
|
|
Модуль 4 Вышивка бисером | |
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
|
|
Модуль 5 Цветы из ткани и лент | |
Учащийся научится | |
|
|
Модуль 6 Ткачество, плетение на штырьках | |
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
|
|
Модуль 7 Открытки и арт – буки своими руками. | |
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
|
|
Модуль 8 Оформление материальной предметной среды. Творческий проект. | |
Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
|
|
- умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных
Учебно-познавательные:
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов; умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
- умение выделять главное и второстепенное, обосновывая свой выбор
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Оценка результативности учебных занятий.
- Входной контроль – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся (устный, письменный опрос, собеседование с учащимися).
- Текущий контроль – это оценка качества усвоения материала (творческие задания – педагогическое наблюдение, собеседование). В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством выполнения творческих заданий, работ.
- Итоговый контроль – выставка творческих работ учащихся, оформление класса, школы, своей квартиры; участие в школьных, районных, областных конкурсах детского творчества.
- Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы | ||||
Всего часов | Беседы, экскурсии | Теория, упражнения | Практика | Творческая работа | |||
1. | Введение. | 2 | 2 | Входной контроль | |||
2. | Модуль 1 Композиция и цвет в декоративной работе | 4 |
| 2 | 2 | Текущий контроль | |
3. | Модуль 2 Вышивка лентами | 6 | 3 | 3 | Текущий контроль | ||
4. | Модуль 6 Ткачество и плетение на штырьках | 10 | 2 | 3 | 5 | Текущий контроль | |
5. | Модуль 5 Цветы из ткани и лент. | 16 | 4 | 1 | 5 | 6 | Текущий контроль |
6. | Модуль 3 Вышивка крестом | 10 | 2 | 5 | 1 | 2 | Текущий контроль |
7. | Модуль 4 Вышивка бисером. | 10 | 1 | 2 | 3 | 4 | Текущий контроль |
8. | Модуль 7 Открытки и арт – буки своими руками. | 8 | 2 | 4 | 2 | Текущий контроль | |
9. | Модуль 8 Оформление материальной предметной среды. Творческая работа | 4 | 4 | Итоговый контроль | |||
10. | Оформление выставки | 2 | 2 | ||||
Итого | 72 | 13 | 20 | 21 | 18 |
- Содержание учебного плана
Введение (2 ч.)
Ознакомление с программой курса. Инструкции по поведению учащихся в случае пожара. Комплекс упражнений для глаз, рук, правильной осанки. Выбор органов самоуправления. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с вышивальными инструментами, электрическим оборудованием. Рабочее место вышивальщицы.
Модуль 1
Композиция и цвет в декоративной работе (4 ч.)
Орнаменты. Композиционное построение узоров. Цветовой круг. Цветовое решение. Контраст. Цветовая сочетаемость.
Модуль 2
Вышивка лентами (6 ч.)
Подбор инструментов и приспособлений для вышивки лентами. Выбор ткани и ленточек. Закрепление ленточек на ткани. Выполнение вышивальных строчек и элементов ленточных узоров. Понятия: «стежок», «строчка», «шов». Швы: «вперед иголку», «за иглу», «шнурок», «стебельчатый», «петельный», «тамбурный», «петля с прикрепом», «узелки». Стежки: «ленточный», «бегущий», «атласный», «прямой», «пестик», «коралл» и т. д. Рекомендации по вышиванию лентами. Уход за вышитыми изделиями. Дополнительные материалы при вышивании лентами: бисер, бусины, стразы, блестки. Декорирование изделий цветами.
Практические работы по выбору: ромашка, фуксии, тюльпаны, незабудки, гирлянда из роз, маки, пришивание бисера, бусин, страз, блесток
Модуль 3
Вышивка крестом и гобеленовым швом (10 ч.)
Виды вышивки крестом. История вышивки крестом. Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия. Способы закрепления нити. Технология выполнения свободных швов. Технология выполнения креста с горизонтальными стежками на изнанке. Выполнение шва на образце. Технология выполнения креста с вертикальными стежками на изнанке. Выполнение шва на образце. Технология выполнения гобеленового шва. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом, гобеленовым швом.
Практическая работа: выполнение изделия одним из изученных видов швов.
Окончательная отделка и оформление и изделия.
Модуль 4
Вышивка бисером (10 ч.)
Знакомство с вышивкой бисером. История вышивки бисером. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки бисером. Составления композиции изделия в художественной вышивке бисером, перевод рисунка на ткань. Технология выполнения основных видов швов в художественной вышивке бисером: строчной шов, стебельчато-строчной, монастырский шов, арочный шов или шов назад иголку.
Практическая работа: выполнение изделия по выбору.
Модуль 5 Цветы из ткани и лент (16 ч.)
Объемная аппликация из шелковых лент (2 ч.)
Объемная ленточная аппликация, общие положения. Понятие «аппликация», «объемная аппликация». Способы приклеивания и пришивания к основе цветов или других деталей, сделанных из лент. Швы: «стянутая по центру наметка», «наметка зигзагом».
Изделия по выбору: «Рождественские колокольчики», «Чулок для подарков», «Рождественский венок», «Рождественская ель», «Валентинка «Сердечко», букет цветов, закладка, пасхальные яйца, нарядные мешочки, бонбоньерка и др.
Простые цветы из ткани и лент (2 ч.)
Знакомство с различными видами тесьмы. Выполнение элементов из тесьмы для бижутерии. Понятия: «бижутерия», «тесьма», «форма». Швы: «вперед иголку», «за иглу», «стебельчатый». Рекомендации по изготовлению изделий из тесьмы. Уход за вышитыми изделиями. Дополнительные материалы: бисер, бусины, стразы, блестки.
Практические работы: Пришивание бисера, бусин, страз. Цветок из тесьмы «вьюнчик». Перстень «Роза». Заколка «Магнолия»
Цветы из кругов ткани (4ч.) Цветы из кругов ткани, изготовление шаблонов, последовательность изготовления цветов из ткани. Способы обработки ткани желатином, опаливание, гофрирование.
Практические работы: Брошь «Гвоздика». Миниатюра «Маки». Обруч для волос «Цветок яблони». Брелок для ключей «Магнолия»
Цветы из ткани в технике оригами (4 ч.) Материалы, инструменты и приспособления для изготовления цветов в технике оригами. Основные этапы и приёмы работы. Применение цветов в оформлении интерьера, в отделке современных швейных изделий. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг.
Практические работы: «Цветок примулы», «Плетистая роза», «Клематис», «Анемона» (ветреница), «Герань», «Фуксия», «Фиалка», «Цинния», «Василёк».
Цветы и бабочки из лент канзаши (4 ч.)
История канзаши. Возможности изготовления изделий в технике канзаши. Изготовление сувениров технике канзаши по выбору учащихся. Оформление работы в рамку. Основные виды лепестков канзаши. Выполнение простых изделий в технике канзаши.
Практические работы: «Простой цветок», «Цветок из белой ленты», лепесток «зубчиками», двуцветный лепесток канзаши, «Бабочки из цветных лент», гирлянда из цветов и листьев в технике канзаши.
Модуль 6
Ткачество, плетение на штырьках (10 ч.)
Основы ручного ткачества. Понятие об основе, утке, плотности тканья. Подбор нитей основы и утка. Натягивание основы на раму. Приемы ткачества. Уравнительная плетенка – «цепочка». Полотняное переплетение. Приёмы плетения на штырьках. Выполнение цветов.
Экскурсия в краеведческий музей на выставку декоративно-прикладного искусства.
Практические работы: закладка для книги.
Модуль 7
Открытки и арт – буки своими руками (6 ч.)
История скрапбукинга. Инструменты и принадлежности для работы. Материалы и украшения. Техника безопасности при работе с колющими и режущими приспособлениями. Основные техники в скрапбукинге.
Практические работы: изготовление изделий в технике скрапбукинг по выбору.
Модуль 8
Оформление материальной предметной среды. Творческий проект (6 ч.)
Итоговая выставка «Мир моих увлечений» (2 ч.)
Примерный перечень творческих работ:
Декоративные панно. Волшебные шкатулки. Разноцветные рамки. Полезные вещицы. Различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни, браслеты, бусы, серьги, игрушки. Арт – буки. Оформление интерьера школы и т. п.
⃰ Практические работы могут варьироваться по желанию и возможностям учащихся.
- Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | беседа | 2 | Введение. (2 ч.) Организация рабочего места. Правила безопасной работы с вышивальными инструментами, электрическим оборудованием. | Входной, устный опрос | ||||
2. | беседа | Рабочее место вышивальщицы. | Письменный опрос | |||||
Модуль 1 Композиция и цвет в декоративной работе (4 ч.) | ||||||||
3. | теория | 2 | Орнаменты. | Текущий контроль, собеседование | ||||
4. | Организационная: практикум | Композиционное построение узоров. | Текущий контроль, собеседование | |||||
5. | теория | 2 | Цветовой круг. Цветовое решение | Текущий контроль, собеседование | ||||
6. | Организационная: практикум | Контраст. Цветовая сочетаемость. | Текущий контроль, собеседование | |||||
Модуль 2 Вышивка лентами (6 ч.) | ||||||||
7. | теория | 2 | Подбор инструментов и приспособлений для вышивки лентами | Текущий контроль, собеседование | ||||
8. | теория, упражнения | Декорирование изделий цветами. Выбор ткани и ленточек. Понятия: «стежок», «строчка», «шов». | Текущий контроль, собеседование | |||||
9. | Организационная: практикум | 2 | Закрепление ленточек на ткани. Выполнение вышивальных строчек и элементов ленточных узоров | Текущий контроль, собеседование | ||||
10. | упражнения | Швы: «вперед иголку», «за иглу», «шнурок», «стебельчатый», «петельный», «тамбурный», «петля с прикрепом», «узелки». | Текущий контроль, собеседование | |||||
11. | Организационная: практикум | 2 | «Ромашка», стежки: «ленточный», «бегущий», «атласный», «прямой». | Текущий контроль, собеседование | ||||
12. | Организационная: практикум | «Фуксии» стежки: «ленточный», «бегущий», «атласный», «прямой». | Текущий контроль, собеседование | |||||
Модуль 6 Ткачество, плетение на штырьках (10 ч.) | ||||||||
13. | теория | 2 | Основы ручного ткачества. Понятие об основе, утке, плотности тканья. Подбор нитей основы и утка. | Текущий контроль, собеседование | ||||
14. | Организационная: практикум | Натягивание основы на раму. Приемы ткачества. | Текущий контроль, собеседование | |||||
15. | теория, упражнения | 2 | Полотняное переплетение | Текущий контроль собеседование | ||||
16. | Организационная: практикум | «Закладка для книги». | Текущий контроль, собеседование | |||||
17. | теория, упражнения | 2 | Приёмы плетения на штырьках. | Текущий контроль, собеседование | ||||
18. | Организационная: практикум | Выполнение цветов. | Текущий контроль, собеседование | |||||
19. | Организационная: практикум | 2 | Приёмы плетения на штырьках | Текущий контроль, собеседование | ||||
20. | Организационная: практикум | Выполнение цветов. | Текущий контроль, собеседование | |||||
21. | Организационная: практикум | 2 | Экскурсия в краеведческий музей по декоративно-прикладному искусству. | Текущий контроль, собеседование | ||||
22. | Организационная: практикум | Экскурсия в краеведческий музей по декоративно-прикладному искусству. | Текущий контроль, собеседование | |||||
Модуль 5 Цветы из ткани и лент (16 ч.) | ||||||||
Объемная аппликация из шелковых лент (2 ч.) | ||||||||
23. | беседа | 2 | Объемная ленточная аппликация, общие положения | Текущий контроль | ||||
24. | Индивидуальная, творческая работа | Способы приклеивания и пришивания к основе цветов или других деталей, сделанных из лент. «Чулок для подарков» | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | |||||
Простые цветы из ткани и лент (2 ч.) | ||||||||
25. | беседа | 2 | Знакомство с различными видами тесьмы. Понятия: «бижутерия», «тесьма», «форма». Применение дополнительных материалов. | Текущий контроль | ||||
26. | Организационная: практикум | Цветок из тесьмы «вьюнчик».. Выполнение элементов из тесьмы для бижутерии. | Текущий контроль | |||||
Цветы из кругов ткани (4ч.) | ||||||||
27. | Организационная: практикум | 2 | Цветы из кругов ткани, изготовление шаблонов, последовательность изготовления цветов из ткани. | Текущий контроль | ||||
28. | Организационная: практикум | Способы обработки ткани желатином, опаливание, гофрирование. | Текущий контроль | |||||
29. | Индивидуальная,творческая работа | 2 | Брелок для ключей «Магнолия» | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | ||||
30. | Индивидуальная,творческая работа | Брелок для ключей «Магнолия» | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | |||||
Цветы из ткани в технике оригами (4 ч.) | ||||||||
31. | беседа | 2 | Материалы, инструменты и приспособления для изготовления цветов в технике оригами. | Текущий контроль, собеседование | ||||
32. | Индивидуальная,творческая работа | Основные этапы и приёмы работы. «Цветок примулы» | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | |||||
33. | теория | 2 | Применение цветов в оформлении интерьера, в отделке современных швейных изделий. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. | Текущий контроль, собеседование | ||||
34. | Индивидуальная,творческая работа | «Клематис». | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | |||||
Цветы и бабочки из лент канзаши (4 ч.) | ||||||||
35. | беседа | 2 | История канзаши. Возможности изготовления изделий в технике канзаши. | Текущий контроль | ||||
36. | Индивидуальная,творческая работа | Изготовление сувениров технике канзаши по выбору учащихся. «Простой цветок». | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | |||||
37. | Организационная: практикум | 2 | Оформление работы в рамку. Основные виды лепестков канзаши. | Текущий контроль | ||||
38. | Индивидуальная,творческая работа | Выполнение простых изделий в технике канзаши. Двуцветный лепесток канзаши. «Бабочки из цветных лент». | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | |||||
Модуль 3 Вышивка крестом (10 ч.) | ||||||||
39. | беседа | 2 | Виды вышивки крестом. История вышивки крестом. | Текущий контроль, собеседование | ||||
40. | беседа | Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия. | Текущий контроль, собеседование | |||||
41. | упражнения | 2 | Способы закрепления нити. Технология выполнения свободных швов. | Текущий контроль, собеседование | ||||
42. | упражнения | Технология выполнения креста с горизонтальными стежками на изнанке. Выполнение шва на образце. | Текущий контроль, собеседование | |||||
43. | упражнения | 2 | Технология выполнения креста с вертикальными стежками на изнанке. | Текущий контроль, собеседование | ||||
44. | упражнения | Выполнение шва на образце. | Текущий контроль, собеседование | |||||
45. | упражнения | 2 | Технология выполнения гобеленового шва. | Текущий контроль, , собеседование | ||||
46. | Организационная: практикум | Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом, гобеленовым швом. | Текущий контроль, собеседование | |||||
47. | Индивидуальная,творческая работа | 2 | Выполнение изделия одним из изученных видов швов. | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | ||||
48. | Индивидуальная,творческая работа | Окончательная отделка и оформление и изделия | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | |||||
Модуль 4 Вышивка бисером (10 ч.) | ||||||||
49. | беседа | 2 | Знакомство с вышивкой бисером. История вышивки бисером. | Текущий контроль, собеседование | ||||
50. | теория | Материалы, инструменты и приспособления для вышивки бисером. | Текущий контроль, собеседование | |||||
51. | Организационная: практикум | 2 | Составления композиции изделия в художественной вышивке бисером, | Текущий контроль, собеседование | ||||
52. | Организационная: практикум | Подготовка к работе, перевод рисунка на ткань. | Текущий контроль, собеседование | |||||
53. | Организационная: практикум | 2 | Технология выполнения основных видов швов в художественной вышивке бисером. | Текущий контроль, собеседование | ||||
54. | упражнения | Строчной шов, стебельчато - строчной, монастырский шов, арочный шов или шов назад иголку. | Текущий контроль, собеседование | |||||
55. | Индивидуальная,творческая работа | 2 | Выполнение изделия по выбору. | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | ||||
56. | Индивидуальная,творческая работа | Выполнение изделия по выбору. | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | |||||
57. | Индивидуальная, творческая работа | 2 | Выполнение изделия по выбору. | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | ||||
58. | Индивидуальная, творческая работа | Выполнение изделия по выбору. | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | |||||
Модуль 7 Открытки и арт – буки своими руками (8 ч.) | ||||||||
59. | беседа | 2 | История скрапбукинга. Инструменты и принадлежности для работы. | Текущий контроль, собеседование | ||||
60. | беседа | Материалы и украшения. Техника безопасности при работе с колющими и режущими приспособлениями. | Текущий контроль, собеседование | |||||
61. | упражнения | 2 | Основные техники в скрапбукинге.. | Текущий контроль собеседование, | ||||
62. | упражнения | Основные техники в скрапбукинге. | Текущий контроль, собеседование | |||||
63. | упражнения | 2 | Основные техники в скрапбукинге. | Текущий контроль, собеседование | ||||
64. | упражнения | Основные техники в скрапбукинге. | Текущий контроль, собеседование | |||||
65. | Индивидуальная, творческая работа | 2 | Изготовление изделий в технике скрапбукинг по выбору. | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | ||||
66. | Индивидуальная, творческая работа | Изготовление изделий в технике скрапбукинг по выбору. | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | |||||
Модуль 8 Оформление материальной предметной среды. Творческая работа. (6) | ||||||||
67. | Индивидуальная, индивидуально – групповая творческая работа | 2 | Выполнение творческой работы, используя основные принципы организации декоративной композиции. Выполнение эскиза. | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | ||||
68. | Индивидуальная, индивидуально – групповая творческая работа | Выполнение творческой работы. | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | |||||
69. | Индивидуальная, индивидуально – групповая творческая работа | 2 | Выполнение творческой работы. | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | ||||
70. | Индивидуальная, индивидуально – групповая творческая работа | Выполнение творческой работы. | Текущий контроль, педагогическое наблюдение | |||||
71. | Групповая, практикум | 2 | Оформление выставки «Мир моих увлечений». | Итоговый контроль | ||||
72. | Групповая, практикум | Оформление выставки «Мир моих увлечений». | Итоговый контроль |
- Методическое обеспечение программы
Основные формы и методы работы
Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся.
Методы | Формы | Средства |
|
выставка творческих работ.
|
. |
Способы отслеживания и контроля результатов
Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок.
Постепенно создавая работы и ребята, и педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный, личностно-ориентированный подход к детям.
На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:
- оценка педагога;
- совместная оценка ребенка и педагога;
- самооценка.
Обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Название | Количество | Примечание |
Оборудование и инструменты для работы | |||
1. | Ножницы раскройные | 1 |
|
2. | Ножницы с прямыми лезвиями – для обрезания лент и ниток | 10 | |
3. | Фигурные ножницы. | 10 | |
4. | Панчи креативные. | 7 | |
5. | Иглы для лент | 10 | |
6. | Иглы для бисера | 10 | |
7. | Булавки для скалывания ткани | 3упак. | |
8. | Игольница | 10 | |
9. | Утюг | 1 |
|
10. | Сантиметровая лента | 3 |
|
11. | Пяльцы | 11 | |
12. | Станки для ткачества | 3 | Самодельные |
13. | Деревянные ножи для ткачества | 3 | |
14. | Челноки для ткачества | 3 | |
15. | Устройство для плетения на штырьках | 3 | |
Дидактический и раздаточный материал | |||
1. | Азбука вышивки лентами | 1 | Методическая разработка |
2. | Приёмы вышивки лентами | 1 | Карточки |
3. | Идеи для творчества | 1 | Банк идей |
Литература | |||
1. | Вышивка лентами.- Минск: Харвест,2011 | 1 | |
2. | Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы/пер. с ит. М.: АСТ – Пресс, 2003 – (энциклопедия). | 1 | |
3. | Галанова Т.В. Цветы из ткани (в технике оригами), - М.: ООО «АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2012 | 1 | |
4. | Зайцева А.А. Вышивка лентами: большая энциклопедия/Анна Зайцева.-М.: Эксмо,2011 | 1 | |
5. | Джина Кристанини Ди Фидио, Вилма Страбелло Беллини Шелковые ленточки. Вышиваем оригинальные подарки и украшения/пер. с ит. М.: Контент, 2009 | 1 | |
6. | Мелисса Уильямс Шелковая лента/пер. с английского Н Рейн. – М.: ЭКСМО- Пресс,2000 (серия «Школа изящных рукоделий»). | 1 | |
7. | Чиотти Донателла Украшения из шёлковых лент/ Пер. с итал. Г.В. Кирсановой. –М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»,2010. | 1 | |
8. | Рукоделие: Популярная энциклопедия /гл. ред. И.А. Андреева.- М.: Большая Рос. Энциклопедия,1993. | 1 | |
9. | Чернова А.Г. Искусство вышивки лентами /А.Г. Чернова, Е.В. Чернова .-М.: Ростов н/д : Феникс,2006 (город мастеров). | 1 | |
10. | Энн Кокс Вышиваем шелковыми лентами/пер. с английского У. Сапциной.- М.: Контэнт, 2011 | 1 | |
11. |
| 1 | |
12. |
| 1 | |
13. | Елисеева А.В. Скрапбукинг. – Минск: Харвест, 2012 | 1 | |
14. |
| 1 | |
15. |
| 1 | |
16. |
| 1 | |
17. |
| 1 | |
18. |
| 1 | |
19. | Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник: пер. с анл. Грехем Лесли Маккэлэм. – М.: АСТ Артель, 2007 | 1 | |
20. |
| 1 | |
21. |
| 1 | |
22. |
| 1 | |
Аудиовизуальные средства | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Азбука вышивки лентами Приёмы вышивки лентами Миниатюра Незабудка Мастер – класс Розы из лент Панно Лейка и Нарциссы Урок – презентация Фантазии из лент | 1 1 1 1 1 1 | Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Природа и художник"
На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального внимания и как средство эмоционально-обзорного воздействия на творческую деятельность воспитанников....
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
Программа «Юный художник» предназначена для детей 11-13 летнего возраста и рассчитана на один год обучения (68 часов)....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юная мастерица"
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей русс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный корреспондент»
Программа «Юный корреспондент» имеет художественную направленность и нацелена на освоение основ журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравств...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юные творцы"
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юные художники"
Данная программа направлена на развитие художественного творчества и учитывает особенности каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу. Данная программа позво...