«Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков с нарушениями зрения».
рабочая программа (6 класс)
В 2017 – 2018 учебном году я начала работать в группе № 10 специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2.
Группа состоит из 11 воспитанников младшего подросткового возраста. Все воспитанники имеют различные нарушения зрения, а также сложную и сочетанную структуру дефекта.
Гендерный состав группы: 5 девочек и 6 мальчиков.
Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение друг с другом.
Общение с группой сверстников начинает играть значимую роль в формировании личности ребенка.
Дети начинают активно взаимодействовать между собой, учатся решать межличностные конфликты, находить компромиссные решения, формируют навык взаимного понимания и толерантного отношения друг к другу.
Именно поэтому особое значение на данном этапе работы воспитателя с подростками младшего возраста следует уделить формированию и развитию навыков социальной компетентности.
Социальная коммуникативная компетентность представляет собой приобретаемые свойства личности, отвечающие требованиям социально-значимой деятельности.
Социальная компетентность может изменяться под влиянием социального воздействия. Она всегда должна соответствовать существующим в обществе социальным нормам.
Под выражением «социальные способности» следует понимать»;
-коммуникативные,
-организаторские,
-лидерские способности,
-социальную активность личности и её адаптационные свойства такие, например, как самостоятельность.
Программа «Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков с нарушениями зрения» имеет практико – ориентированную направленность.
Социальный эффект программы заключается в том, что формируя и развивая навыки социальной компетентности учащихся с нарушением зрения, становится возможным способствовать формированию у них навыков, необходимых для успешной социализации в обществе, умению адаптироваться к современным социальным условиям, активно проявлять свою гражданскую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2018.docx | 30.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное Казённое Образовательное Учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 2
Воспитатель группы №10
Анна Ивановна Левина
Программа
«Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков
с нарушениями зрения».
Консультант
методист
Елена Борисовна Матц
Москва
2018
«Самая сложная, самая благодарная работа
– это творение человека»
В. А. Сухомлинский
- Тема.
«Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков с нарушениями зрения».
- Обоснование выбора темы.
В 2017 – 2018 учебном году я начала работать в группе № 10 специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2.
Группа состоит из 11 воспитанников младшего подросткового возраста. Все воспитанники имеют различные нарушения зрения, а также сложную и сочетанную структуру дефекта.
Гендерный состав группы: 5 девочек и 6 мальчиков.
Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение друг с другом.
Общение с группой сверстников начинает играть значимую роль в формировании личности ребенка.
Дети начинают активно взаимодействовать между собой, учатся решать межличностные конфликты, находить компромиссные решения, формируют навык взаимного понимания и толерантного отношения друг к другу.
Именно поэтому особое значение на данном этапе работы воспитателя с подростками младшего возраста следует уделить формированию и развитию навыков социальной компетентности.
Социальная коммуникативная компетентность представляет собой приобретаемые свойства личности, отвечающие требованиям социально-значимой деятельности.
Социальная компетентность может изменяться под влиянием социального воздействия. Она всегда должна соответствовать существующим в обществе социальным нормам.
Под выражением «социальные способности» следует понимать»;
-коммуникативные,
-организаторские,
-лидерские способности,
-социальную активность личности и её адаптационные свойства такие, например, как самостоятельность.
Программа «Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков с нарушениями зрения» имеет практико – ориентированную направленность.
Социальный эффект программы заключается в том, что формируя и развивая навыки социальной компетентности учащихся с нарушением зрения, становится возможным способствовать формированию у них навыков, необходимых для успешной социализации в обществе, умению адаптироваться к современным социальным условиям, активно проявлять свою гражданскую активность.
- Цель программы.
Формирование и развитие навыков социальной компетентности у детей младшего подросткового возраста с различными нарушениями зрения.
- Задачи программы.
Образовательные
- Обучать распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия.
- Формировать навыки лидерских, организаторских способностей, социальной активности, самостоятельности для успешной адаптации в школьном коллективе и дальнейшей социализации.
Воспитательные.
- Формировать и развивать умения и навыки межличностного общения.
- Формировать и развивать организаторские умения.
- Формировать и развивать навыки делового взаимодействия.
- Формировать и развивать умение устанавливать и поддерживать личные контакты с товарищами.
- Воспитывать навыки толерантности.
- Развивать навыки ведения дискуссии с целью предупреждения возникновения конфликтов.
- Формировать социальную активность, ответственность за порученное дело.
Коррекционные.
Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков с нарушениями зрения.
- Гипотеза.
Можно предположить, что формирование и развитие навыков социальной компетентности у воспитанников младшего подросткового возраста с нарушением зрения зависит от уровня их коммуникативной компетентности.
Развитие навыков социального взаимоотношения является важной проблемой в группе. В современных условиях значение решения этой проблемы возрастает в связи с особенностями социального окружения детей, у которых часто наблюдаются дефекты восприятия, бедный речевой запас отсутствие доброжелательности во взаимоотношениях с людьми.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности пристальное внимание необходимо уделить решению задач по развитию навыков социального взаимоотношения и УУД таких, например, как:
- умение оценивать, как своё собственное поведение, так и поведение сверстников;
- развитие навыков и умений реализации своих способностей в современном обществе.
- Участники программы.
Программа рассчитана на воспитанников группы № 10 (учеников 6 «А» и 6 «Б» классов) ГКОУ СКОШИ № 2
- Реализации программы.
Реализация программы возможна в случае правильного подбора средств и форм воспитательской работы, а также применении коррекционных способов и приёмов воспитательской работы, направленных на формирование и развитие навыков социальной компетентности.
Программа состоит из блоков, содержание которых направлено на формирование и развитие у воспитанников следующих качеств:
- навыков коммуникативной компетентности, проявляемых в сфере общения и способствующих успешности человека в разнообразных областях деятельности,
- организаторских способностей, представляющих собой практические умения, связанные с организацией какого-либо дела или взаимодействия с другими участниками при его выполнении. Эти способности связаны с умением руководить, организовывать и направлять окружающих людей на достижение поставленных целей,
- навыков социальной активности, которые помогут детям с нарушением зрения изменять себя и окружающий мир в соответствие с системой жизненных установок,
- социальной адаптации (социализации), необходимой для включения индивида в социальную практику, усвоение образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, приобретение им социальных качеств, необходимых для успешного функционирования и развития в данном обществе.
- Формы, способы и приёмы работы, имеющие коррекционную направленность.
Для реализации данной программы используются следующие формы работы:
- беседа,
-диспут,
-экскурсии,
-деловая игра,
-общешкольные мероприятия.
- Срок реализации программы: Октябрь - Май 2017- 2018года.
10. Место проведения работы
В целях эффективности воспитательной работы, воспитания любви к родной природе, патриотизма, повышения познавательного интереса и мотивации к этому виду деятельности, используются различные аудитории:
- класс,
-актовый зал,
-музей,
- природные парки Москвы и Московской области.
- Возможность вариативного использования КТП:
При реализации «Программы» следует ориентироваться на общешкольный план мероприятий для второй половины дня.
12. Предполагаемые результаты работы по программе.
Работа по программе предполагает, что в результате её реализации у воспитанников сформируются навыки позитивного отношения к себе и окружающим.
Воспитанники научатся продуктивному взаимодействию в классном коллективе.
Данная программа поможет формированию у воспитанников объективных представлений о возможностях решений конфликтных ситуаций.
«Программа» может быть полезная воспитателям, социальным педагогам, работающим в сфере предупреждения девиантного поведения у детей младшего подросткового возраста.
В результате совестной проделанной работы предполагается, что дети овладеют навыками:
- социального взаимоотношения;
- взаимного - бесконфликтного общения в социуме
- ведения диалога с учителем и сверстниками;
- обсуждения и решения проблемы (вопрос, задание) в группе (в паре);
- аргументирования в диалоге.
Календарно-тематическое планирование
«Развитие социальных способностей подростков во внеурочной деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениями зрения»
Тематическое планирование
Блок | Тема занятия | Вид занятия | Количество часов | Формирование УУД |
Развитие коммуникативной компетентности | Азбука общения | Теоретическое занятие (беседа) | 1 | Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Общеучебные действия:
Знаково-символические действия составляют особую группу общеучебных универсальных действий:
Логические универсальные действия:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:
|
Давайте познакомимся | Практическое занятие (игры на командообразование) | 1 | ||
Учимся сотрудничать | Теоретическое занятие (беседа) | 1 | ||
Межличностные и групповые конфликты | Практическое занятие (доклады воспитанников) | 1 | ||
Пути выхода из конфликта | Теоретическое занятие (беседа) | 1 | ||
Учимся преодолевать сложные ситуации | Практическое занятие (игры на позитивное разрешение конфликтной ситуации) | 1 | ||
Развитие организаторских способностей | Вежливый от рождения | Теоретическое занятие (беседа) | 1 | |
Экскурсия «Паровозное депо» | Теоретическое занятие (экскурсия) | 1 | ||
Учимся проводить мероприятие | Практическое занятие (подготовка и проведение «День науки») | 1 | ||
День науки | Практическое занятие | 1 | ||
Экскурсия «Булгаковкий дом» | Теоретическое занятие (экскурсия) | 1 | ||
Развитие лидерских качества | Экскурсия «Нанотракт» | Теоретическое занятие (беседа) | 1 | |
Мы выбираем, нас выбирают | Практическое занятие (игры на выявление лидера в коллективе) | 1 | ||
Развитие социальной активности | Экскурсия «Булгаковкий дом» | Теоретическое занятие (экскурсия) | 1 | |
Что я должен и на что имею право | Практическое занятие (изучение устава школы) | 1 | ||
Нормы современного общества | Теоретическое занятие (презентация) | 1 | ||
Проблема девиантного поведения подростков | Практическое занятие (доклады воспитанников) | 1 | ||
Социализация подростков с нарушениями зрения | Учимся сотрудничать | Теоретическое занятие (беседа) | 1 | |
Привычки плохие и хорошие | Практическое занятие (доклады воспитанников) | 1 | ||
Учимся быть культурными Экскурсия «Музей русского импрессионизма» | Теоретическое занятие (беседа, экскурсия) | 1 | ||
Современный этикет | Практическое занятие (деловая игра) | 1 | ||
Всего часов | 24 |
Календарное планирование
Дата | Тема занятия | Вид деятельности | Место проведения | Направление работы |
12.10.2017 | Вежливость, культура, этикет | Беседа | Класс | «Культура - творческое и эстетическое воспитание» |
21.11.2017 | «Моллюски». | Экскурсия Урок | Дарвиновский музей | «Экологическое воспитание» |
22.11.2017 | Вежливый от рождения | Беседа | Класс | «Культура - творческое и эстетическое воспитание» |
17.01.2018 | День науки | Общешкольное Мероприятие | Актовый зал | «Вместе» |
23.01.2018 | Конкурс инсценировок | Общешкольное Мероприятие | Актовый зал | «Вместе» |
19.03.2018 | Мы выбираем, нас выбирают | Дискуссия | Класс | «Гражданское и патриотическое» |
26.03.2018 | Нормы современного общества | Беседа | Класс | «Гражданское и патриотическое» |
03.04.2018 | Проблема девиантного поведения | Беседа | Класс | «Здоровьесберегающее воспитание» |
11.04.2018 | Вредные привычки | Беседа Диспут | Класс | «Здоровьесберегающее воспитание»» |
17.05.2018 | Учимся сотрудничать | Беседа | Школьная территория | |
22.05 2018 | Современный этикет | Деловая игра | Класс | «Культура - творческое и эстетическое воспитание» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".
Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...
Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...
Доклад «Коррекционная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетентности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью»
Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития ...
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения (с использованием современных технологий)Тема: «Зимняя картинка»
Конспект предназначен для проведения учителем-дефектологом(тифлопедагогом) занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения. Тема занятия "Зимняя картинка". Ко...
Особенности формирования навыков словоизменения и словообразования у детей, имеющих нарушения зрения и речи
Представлен опыт работы по формированию грамматической стороны речи у детей имеющих тяжелые нарушения речи и зрения....
Формирование социально-адаптивного поведения у обучающихся с нарушением зрения
Материалы для учителя...
Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения
Формирование и развитие навыков ориентировки в микро-пространстве у обучающихся с нарушениями зрения....