Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Резьба по дереву"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Данная программа разработана для учащихся с 4 по 11 класс. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся. Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgramma_rezba_po_derevu_tsvr.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Пензенского района
Центр внеклассной работы на базе
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области
Рассмотрена на заседании МО Учителей гуманитарного цикла Протокол №1 от 30.08.2019г.
Руководитель МО
__________________М. Н. Балакина
Согласована педсоветом
Протокол №1 от 30.08.2019г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОБУСОШ с. Алферьевка
__________________М. В. Никитина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Резьба по дереву»
Основное общее образование, «4-11» класс
срок реализации программы – 3 года
Направление развития личности – общекультурное
Составитель: учитель технологии Чернядьев С. В.
с. Алферьевка, 2019 г.
Пояснительная записка.
Посещая музеи, порой встречаешь прекрасно сохранившиеся произведения искусства, исполненные из дерева во II и I веке до н. э. Как давно, оказывается, человек использовал древесину в качестве художественного материала. Ещё более удивляет, что дерево может так долго сохраняться. Восхищает и мастерство древних художников, которые возможно, специальных школ не оканчивали, а приобретали знания и опыт у старших классов мастеров или познавали тайны изобразительного искусства самостоятельно.
В истории искусства немало примеров, когда мастер без профессионального образования, благодаря таланту и огромному труду, получал общее признание. Можно вспомнить Ван Гога, Гогена, Пиросмани и многих других.
В свободное время многие находят занятия по душе, увлекаются самыми разнообразными жанрами художественного творчества: живописью, плетением, вязанием, работой с глиной и деревом. Почему же до сих пор людей привлекает ручная работа?
Хотя в нашем современном мире машина способна копировать многократно даже скульптуру, но ценность ручной работы всегда будет выше, так как в ней раскрываются творческая неповторимость и индивидуальность мастера.
Когда говорят «ручная работа»- это звучит гордо и уважительно по отношению к Человеку! И как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои творческие способности.
Цель: Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; формирование знаний, умений и навыков работы с деревом.
Задачи:
- Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания;
- Художественное просвещение и привлечение к искусству обработки древесины;
- Обучение профессиональным приёмам обработки древесины и умению наблюдать, анализировать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее;
- Формирование последовательности, аккуратности и серьёзного отношения к выполняемой работе;
- Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.
На практике эти задачи решаются взаимосвязано, комплексно, выделить и решить одну из задач почти не удаётся, да и не нужно.
Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе.
В процессе решения творческих задач школьники получают знания и умения по следующим видам работы с древесиной:
- Выпиливание. Выпиливание и выжигание – один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста.
Занятия по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.
При комплектовании групп рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием рабочего места в порядке, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда.
В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся у них знания и умения, полученные на уроках в школе.
Занятия можно проводить как в учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с хорошей вентиляцией, где имеется удобная мебель для работы, розетки.
- Резьба по дереву. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся.
Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.
- Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины имеет богатую и интересную историю.
Изображения на памятниках Древнего Египта свидетельствуют о том, что простые токарные станки существовали многие тысячелетия назад. Точёные предметы, найденные во время раскопок в г. Новгороде, подтверждают, что токарные станки применялись на Руси в XI – XII вв.
Красота и законченность форм, широкая, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий - вот что притягивает не только мастеров , но и широкий круг школьников к точению древесины.
Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.
Основное содержание курса складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработке древесины, технологии изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий.
Программа рассчитана на учащихся 9-15 лет.
Срок реализации- 3 года обучения.
Структуру деятельности учащихся составляют групповые занятия, индивидуальные занятия с преподавателем и самостоятельная работа вне щколы.
В течение всего периода обучения планируется проведение экскурсий на деревообрабатывающие предприятия и, по возможности, на предприятия народных художественных промыслов. В плане работы кружка следует также предусматривать посещение музеев, выставок с последующим обсуждением увиденного.
Ожидаемый результат: формирование знаний, умений и навыков, полученные учащимися за период обучения, позволяют им совершенствовать и самореализовать творческие способности по художественной обработке древесины.
В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек-заданий, кроссвордов, устных опросов, семинаров, выставок изделий.
На последних занятиях подводятся итоги работы за год. На отчетной выставке определяются лучшие работы. При оценке учитываются возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения.
Особое внимание в работе должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Все учащиеся должны выполнять работу в спецодежде.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. | 1 | - | 1 |
2. | Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты) | 1 | 1 | 2 |
3. | Выпиливание по внутреннему контуру. | 1 | 2 | 3 |
4. | Выпиливание по внкшнему контуру. | 1 | 4 | 5 |
5. | Комплексная работа по выпиливанию. | - | 10 | 10 |
6. | Инструменты, приспособления для худ. обработки древесины. | 1 | - | 1 |
7. | Основные свойства древесины. | 2 | 2 | |
8. | Технология контурной резьбы. | 1 | 19 | 20 |
9. | Выполнение задания по образцу. (на светлом фоне). | 8 | 8 | |
10. | Контурная резьба по тонированному фону. | 4 | 42 | 46 |
11. | Технология и декоративные особенности геометрической резьбы. | 2 | - | 2 |
12. | Азбука геометрических элементов. | 2 | 10 | 12 |
13. | Выпиливание предмета с резной заставкой. | 2 | 10 | 12 |
14. | Подготовка к выставке. | - | 12 | 12 |
Итого: | 136 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | - | 2 |
2. | Обзор контурной и геометрической резьбы. | 2 | 4 | 6 |
3. | Устройство токарного станка по дереву. | 2 | - | 2 |
4. | Режущие и измерительные инструменты. | 2 | - | 2 |
5. | Выбор материала и подготовка заготовок к работе. | 2 | 6 | 8 |
6. | Приспособление для крепления обрабатываемых деталей. | 1 | 1 | 2 |
7. | Точение цилиндрических форм. | 2 | 6 | 8 |
8. | Коническое и фасонное точение. | 2 | 6 | 8 |
9. | Внутреннее точение. | 2 | 6 | 8 |
10. | Выполнение задания на произвольную тему. | - | 24 | 24 |
11. | Заоваленная резьба. | 2 | 18 | 20 |
12. | Рельефно-заоваленная резьба. | 2 | 18 | 20 |
13. | Рельефная резьба. | 2 | 18 | 20 |
14. | Подготовка к выставке. | - | 6 | 6 |
Итого: | 136 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | - | 2 |
2. | Обзор плоскорельефной и рельефной резьбы. | 2 | 14 | 16 |
3. | Прорезная резьба. Инструменты. | 2 | 20 | 24 |
4. | Накладная резьба. Инструменты. | 2 | 18 | 20 |
5. | Барельефная и горельефная резьба. Инструменты. | 2 | 18 | 20 |
6. | Домовая резьба. Инструменты . | 2 | 14 | 16 |
7. | Объемная резьба. Инструменты. | 2 | 14 | 16 |
8. | Выполнение задания на свободную тему. | - | 16 | 16 |
9. | Подготовка к выставке. | - | 6 | 6 |
Итого : 136 |
Содержание программы.
Выпиливание.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы. Программой предусматриваются экскурсии в музеи, на выставки декоративно – прикладного искусства.
Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приёмы выпиливания и выжигания. Это должны быть небольшие по объёму работы, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе является выполнение школьниками комплексных работ.
Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического ритма, светотени, объёма, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Учащиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге, квадрате, полосе, орнаменты симметричные и нессиметричные, выполнение по народным мотивам.
Резьба по дереву.
На первом году обучения школьники осваивают наиболее простые виды работы по дереву – контурную и геометрическую. Эти виды разных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов.
Создавая резные композиции, учащиеся осваивают профессиональные приёмы обработки древесины, практически знакомятся физическими и декоративными свойствами наиболее распространённых древесных пород, приобретают познания в области претворения их в декоративные формы и образы.
Занятия контурной и геометрической резьбой, характерными для искусства многих народов нашей страны, играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, так как позволяют приобщить к художественным традициям своего края, народов наше страны, так как воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.
Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение первого года занятий, позволяет им на втором году обучения успешно справляться с более сложным видом работ – рельефной резьбой.
По сравнению с первым годом обучения, когда задания в геометрической резьбе сменяются относительно часто, что обусловлено учебно–психологическими и методическими соображениями, на втором и третьих годах обучения предусмотрено исполнение всех трёх заданий. Это объясняется значительно более трудоёмкой техникой и технологией исполнения рельефной, плоскорельефной и полуобъёмной резьбы, сложностью моделировки деталей, обработки фона, значительно более ответственной работой над подготовительным рисунком, объёмом и значимостью коллективного задания по оформлению конкретного интерьера, заточке и правке инструмента
Токарная обработка древесины.
Беседам по теоретическим вопросам должно отводиться не более 15-20 минут на каждом двухчасовом занятии. Рассказ учителя сопровождается показом образцов токарных изделий, а также просмотром диафильмов, фотографий, анализом изделий.
Практическая работа включает изучение токарного станка, заточку инструмента, примеры работы измерительным инструментом, составление эскизов и чертежей изделий, разработку творческой работы.
Особенное место на практических занятиях отводится работе на токарных станках по выполнению изделия из материала. Обучение этой работе следует начинать с изготовления изделия по образцам. Такие задания выполняются при точении цилиндрических, криволинейных поверхностей и при внутреннем точении.
В процессе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение сведений по материаловедению, технологии точения древесины, о породах, об отделке готовых изделий.
После выполнения учебного задания по каждому виду точения древесины учащиеся составляют рисунки (чертежи) для выполнения индивидуальной и коллективной работы, в которую надо вносить элементы выжигания, выпиливания, резьбы.
На последнем этапе работы школьники выполняют задания на произвольную тему. Выбор тематики, отбор эскизов изделий и их исполнение в материале должен носить коллективный характер. Это будет способствовать развитию у школьников чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело.
В процессе занятий руководитель должен уделять особое внимание вопросам безопасности труда, соблюдения правил личной гигиены.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
- историю возникновения и развития промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
- основы композиции, основные принципы декоративного оформления;
- виды и свойства материалов, применяемых в выпиливании и выжигании, инструменты, оборудован6ие и приспособления;
- основные приемы выпиливания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделия;
- правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;
- основные сведения о народных художественных промыслах родного края, их характерных особенностях;
- основы композиции: составление композиций для токарных изделий;
- устройство токарного станка;
- применяемый инструмент, приемы его заточки и правки.
Учащиеся должны уметь:
- различать изделия разных видов обработки дерева, характерных для традиционных центров художественных промыслов родного края;
- делать зарисовки с образцом изделий;
- владеть инструментом и технологией художественной обработки фанеры;
- следить за соблюдением элементарных правил культуры труда;
- содержать в порядке рабочее место;
- экономно и аккуратно использовать материалы;
- пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда;
- видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры;
- проектировать простое изделие в традициях местного промысла и изготовлять его;
- различать по характерным особенностям изделия разных видов декоративно – прикладного искусства родного края;
- делать зарисовки с образцов изделий;
- проектировать токарные изделия в традициях местного промысла и изготовлять их;
- затачивать и править необходимые инструменты;
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ II и III ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о художественных изделиях из дерева, изготовленных в соседних областях и на территории родного края;
- историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева;
- разные виды резьбы и их особенности;
- элементы и мотивы геометрической резьбы, простые типовые композиции;
- характер, особенности и приемы выполнения геометрической резьбы;
- приемы выполнения контурной резьбы, применяемый инструмент для контурной резьбы, приемы его заточки и правки;
- основы композиции для выполнения плоскорельефной, полуобъёмной резьбы;
- инструмент, применяемый для выполнения плоскорельефной, полуобъемной резьбы, приемы его заточки и правки;
- основы композиции для выполнения объемной резьбы;
- характер, особенности и приемы выполнения объемной резьбы;
- инструмент, применяемый для объемной резьбы;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии и бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями.
Учащиеся должны уметь:
- различать по характерным особенностям художественные изделия из дерева, изготовленные в соседних областях и на территории родного края;
- делать зарисовки с образцов изделий;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике геометрической резьбы;
- создавать композиции для контурной резьбы;
- выполнять контурную резьбу;
- составлять композицию для плоскорельефной резьбы;
- выполнять плоскорельефную резьбу;
- составлять композицию для полуобъемной резьбы;
- выполнять полуобъёмную резьбу;
- составлять композицию для объемной резьбы;
- выполнять объемную резьбу;
- затачивать и править необходимый инструмент;
- бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
- соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии пожарной безопасности и внутреннего распорядка.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение- педагог, прошедший курсы повышения квалификации.
Для полноценной реализации данной программы необходимы следующие оборудование и материалы:
Станки
1. Деревообрабатывающий
(циркулярка, фуговальный) – 1 шт.
2. Сверлильный – 1 шт.
3. Заточный – 1 шт.
4. Шлифовальный – 1 шт.
5. Электродрель ручная – 1 шт.
6. Электролобзик – 2 шт.
Инструменты
1. Набор резцов (стамесок) – 5 комплектов
2. Лобзики – 12 шт.
3. Ножовки по дереву – 2 шт.
4. Рубанки – 2 шт.
5. Полуфуганки – 2 шт.
6. Надфиля – 4 комплекта.
7. Сверла – 4 комплекта.
8. Перки – 2 комплекта.
9. Тиски – 2 шт.
10. Наковальни - 1 шт.
Материалы ( в расчете на один год обучения)
1. Липовая необрезная плаха (40 мм) – 1,5 м.куб.
2. Березовые бруски – 1 м куб.
3. Фанера (3мм) – 0,5 м куб.
4. Кедровый брус (15х15 см) – 0,5 м куб.
Литература
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательной школы. Культура быта. Под ред. О.С. Молотобаровой, - М.: Просвещение, 1986.
2. Левин И.В. Резьба по дереву, - «КОИЗ», 1957.
3. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву, - М., 1972.
4. Программа профтехобразования: раздел «Декоративно – прикладное искусство» , - М., 1986.
5. Яковлев И.И., Орлова Ю.Д. Резьба по дереву, - М., 1974.
6. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. – М., 1972.
7. Хворостов А.С. Чеканка, инструкция, резьба по дереву. 2-е изд. – М., 1986.
8.Белошин И.В. Технология точения древесины // Школа и производство, № 6, 1976.
9.Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба - М.: Нива России, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русской орфографии"
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей с...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способно...