Литературно-музыкальная композиция "Шли на бой ребята, ровесники твои" (встреча пионеров с ветеранами войны и тыла), 2017 год
методическая разработка (7 класс)

Дуброва Оксана Ивановна

Литературно-музыкальная композиция помогает погрузиться в атмосферу военного времени, услышать и понять детей, на долю которых выпали тяжелейшие испытания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx383.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ  Аларская  СОШ

Встреча  пионеров  с  ветеранами  войны  и  тыла

(литературно-музыкальная композиция)

Шли  на  бой  ребята, ровесники  твои

(дети в возрасте от 11 до 18 лет, родители, ветераны, учителя)

                            Подготовила:

                                   учитель русского языка и    

             литературы

                Дуброва О.И.

2017 год

 

Цели:

  1. Воспитание патриотических чувств  к своей родине, уважения к отечественной истории.
  2. Организация встречи с живыми свидетелями Великой Отечественной войны
  3. Сохранение памяти о детях войны, которые стали героями.
  4. Вовлечение родителей в процесс совместного творчества с                        

детьми

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедиа (во время выступления идет презентация  с фотографиями военных лет, фактами фото пионеров –героев)

Форма проведения: литературно- музыкальная гостиная

Оформление: Сцена оформлена  в соответствии с  тематикой  ( в оформлении принимают участие родители) – изготовление плакатов, надписей, необходимого инвентаря.

Краткий план:

1 часть.

  1. Вступление. Песня «Прощание Славянки». Разыгрывается сцена: играющие дети внезапно становятся взрослыми, защитниками своей земли.
  2. Основное содержание.
  1. Пионеры – Герои Советского Союза. Используем фото –презентацию (Приложение)
  2. Художественное чтение учащимися  отрывков из произведений Л.Кассиль « У классной доски», Воскобойников «Девятьсот дней мужества»
  3. Знакомство с Дневником Тани Савичевой.
  4. Минута молчания
  1. Заключение. Песня «День Победы»

2 часть. Круглый стол. Чаепитие.

Ход мероприятия

Звучит  «Прощание  Славянки»

На  сцене -  застывшие  фигуры  детей. Кто- то  со скакалкой  в  руке,  кто-то  с  мячом,  кто-то  с книгой и т.д.

Ведущий 1 ( в роли ведущего – родитель):

Страна  росла,

Трудилась  неустанно,

Сил  набиралась  мирная  страна.

И  вдруг –

Тревожный  голос  Левитана:

- Внимание,  товарищи,  война!

Война! Война!

В  ушах  гремели  взрывы.

Полнеба  дым  пожарищ  закрывал.

И  в  полный  рост, строги  и  молчаливы,

Все  встали  на  борьбу – и  стар,  и  мал.

На  землю  нашу  грозно  враг  ломился

Под  орудийный  грозовой  раскат…

И  пионер  солдатом  становился

И  воевал  бесстрашно,  как  солдат.

Звучит  песня   «Священная  война». Фигуры  оживают,  встают  в  одну  линию.

Голос из-за сцены:

-Могли  ли  мальчики  и  девочки,  юноши  и  девушки  смириться  с  фашистской  неволей?

Дети: Нет!

Голос: Могли  ли  они  спокойно  слушать  чужую  речь  на  родной  земле,  речь  врага?

Дети: Нет! нет! 

Голос: Могли  ли  они  согласиться  носить  на  шее  бирку  с  трехзначной  цифрой  и  со  словом «ОСТ»?

Дети: Нет! Нет! Нет!

(Идет презентация) Приложение.

Ведущий 2: Вспомним  сегодня  то  страшное  явление,  которое  зовется  коротко «война». Войн  на  Земле  было  много, да  и  сейчас  они  не  прекращаются. Мы  вспомним  о  войне,  которая  не  зря  называется  Великой. Сколько  горя  она  принесла,  сколько  унесла  человеческих  жизней  разных  народов. В  те  годы  весь  шар  земной  был  в  тревоге. Но  больше  всего  досталось  детям.

Ребенок 1: Сколько  мужества  и  героизма  они  проявили,  встав  вровень  с  взрослыми  на  защиту  нашей  страны. Дети  принимали  участие  в  сражениях,  воевали  и  в  партизанских  отрядах  и  в  тылу  врага.

Ребенок 2: Не  звонкими  кострами,  а  горьким,  испепеляющим  пожаром  вспыхнула  земля  на  июньском  рассвете  сорок  первого. Дети  войны… Они  рано  и  быстро  взрослели. Недетская  это  тяжесть,  война,  а  хлебнули   ее  полной  мерой.

Ведущий 1: До  войны   это  были  самые  обыкновенные  мальчишки  и  девчонки. Учились,  помогали  старшим,  играли,  бегали,  прыгали, разбивали  носы  и  коленки. Но  пришел  час,  и  они  показали,  каким  огромным  может  стать  детское  сердце, когда  разгораются  в  нем  священная  любовь  к  родине  и  ненависть  к  ее врагам.

 Ведущий 2: Маленькие  герои  большой  войны. Они  сражались  рядом  со  старшими -  отцами,  братьями.

Читают пионеры:

-Вчера  мы  писали  диктанты,

Чертили  на  досках  круги,

А  утром  уже  интенданты

Нам  выдали  сапоги.

-В  широкой  армейской  шинели

Мы  ростом  казались  малы,

Мы  песни  заливисто  пели,

Скребли,  провинившись,  полы.

-Когда  же,  идя  на  ученья,

Мы  путали  ногу  подчас:

- Двадцать  пятого  года  рожденья!

С  усмешкой  кивали  на  нас.

-Но  фронт  наступил!

Мы  мужали

В  сражениях  день  ото  дня,

С  соседом  до  битвы  сдружаясь,

Друзей  после  битв  хороня.

-Орудия,  танки,  повозки

Гремели  по  городам,

И  пели  по – чешски  и  по- польски

Веселые  девушки  нам.

-А  в  час,  когда  звезды  студены,

Над  онемевшей  рекой

Немецкие  аккордеоны

Рыдали  рязанской  тоской.

Ведущий 1: Мальчишки. Девчонки. На  их  хрупкие  плечи  легла  тяжесть  невзгод,  бедствий,  горя  военных  лет. И  не  согнулись  они  под  тяжестью. Стали  сильнее  духом,  мужественнее,  выносливее.

Звучит стихотворение:

Мы  были  серыми,  как  соль.

А  соль  на  золото  ценилась.

В  людских  глазах  застыла  боль.

Земля  дрожала  и  дымилась.

Просили,  плача:  «Мама, хлеба!»

А  мама  плакала  в  ответ.

И  смерть  обрушивалась  с  неба,

Раскалывая  белый  свет.

Да,  мало  было  хлеба,  света,

Игрушек,  праздников,  конфет.

Мы  рано  выучили  это

Безжалостное  слово  «нет!»

Так  жили  мы,  не  зная  сами,

Чем  обделила  нас  война.

И  материнскими  глазами

В  глаза  смотрела  нам  страна.

Мы  были  бережно  хранимой

Ее  надеждой  в  горький  час-

И  свет, и  соль  земли  родимой,

И  золотой ее  запас.

В исполнении родителей звучит песня «Здесь птицы не поют»

Ведущий 2: В  годы  Великой  Отечественной  войны  тысячи  юных  патриотов  помогали  бороться  с  фашистами  на  фронтах   и  в  партизанских  отрядах,  об  их  подвигах  написаны  песни,  книги,  сняты  фильмы. Четыре  пионера  удостоены  звания  Герой  Советского  Союза.

(Идут слайды с фотографиями пионеров – героев) Приложение.

Пионеры озвучивают:

- Валя  Котик, 17  февраля  1944  года  погиб  от  немецкой  пули,  выполняя  боевое  задание.

    -  Марат  Казей, был  окружен  в  бою  и  чтоб  не  сдаться  врагам,  взорвал  себя  гранатой,  а  вместе  со  мной  взорвались  и  несколько  фашистов.

-  Зина  Портнова,  член  подпольной  организации,  при  выполнении  боевого  задания  попала  в  засаду. Фашисты  жестоко  надругались  надо  мной,  прежде  чем  расстрелять:  выкололи  глаза,  отрезали  уши,  выкрутили  руки.

  - Леня  Голиков  погиб  смертью  храбрых  24  января  1943  года  в  неравном  бою  с  фашистами. Ему  было  16  лет.

     Звучит стихотворение

     Ты  помни,  что  когда- то

В  густом  дыму,  в  крови

Шли  на  бой  ребята,

Ровесники  твои

Пускай  сейчас  их  нету,

Но  только  все  равно

Их  песни  недопетые

Допеть  нам  суждено

Пускай  в  сраженье  правом

Скосила  смерть  ребят

Но  все ж  на  фланге  правом

Всегда  они  стоят

Всегда  герои  с  нами

Стоят  в  строю  одном,

Мы  имена  их  знаем,

В  лицо  их  узнаем!

Ведущий 1: А  вот  как  писатели  того  страшного  времени  рассказывают  истории,  произошедшие  с  детьми.

Пионер: «…Немцы  пришли  в  село. Зашли  в  школу. Шел  урок. Немцы  потребовали,  чтобы  ребята  показали  на  карте,  где  находятся  партизаны. Ксения  Андреевна   и  ребята  сказали,  что  они  не  знают,  тогда  фашист  навел  на  учительницу  пистолет  и  стал  считать. Костя  Рожков   вышел  к  доске  и  изо  всех  сил  ударил  черную  гладь  доски. Так  делают, когда,  исписав  одну  сторону,  собираются  перевернуть  на  другую. Доска  с  размаху  ударила  фашиста. А  Костя  выпрыгнул  в  окно,  которое  было  за  доской,  и  убежал  в  лес. Тут  и  партизаны  подоспели».  (Л.Кассиль. «У  классной  доски»).

Пионер: «…Даша  стала  бойцом  комсомольского  бытового  отряда. Утром  Даша  обходила  жителей  дома… Во  многих  квартирах  лежали  больные  люди. От  голода  они  слабели,  не  могли  подняться  и  ждали  Дашу. Придет  Даша,  принесет  немного  дров,  печку  затопит -  станет  теплее. Однажды  вошла  она  в  квартиру.. а  там  темно, холодно..  и  вдруг  увидела:  в  дальней  комнате  на  кровати,  накрывшись  одеялом,  сидят  двое  детей -  девочка  и  мальчик.

- А  где  мама  ваша? – спросила  Даша.

-  Наша  мама  вчера  утром  пошла  за  хлебом  и  не  идет  назад,  наверное  очередь  длинная, - ответил  мальчик.. Поняла  Даша,  что  мама  у  детей  погибла  от  вражеского  снаряда,  или  упала  на  улице  от  слабости  и, может  быть  умерла». (Воскобойников  «Девятьсот  дней  мужества»)

Ведущий 2:  28  августа  в  Ленинград  пробился  последний  поезд  с  хлебом,  потом  враги  заняли  железные  дороги  на  подступах  к  городу. Только  по  Ладожскому  озеру  небольшие  речные  баржи  подвозили  продукты. В  октябре  начались  штормы,  баржи  выбрасывало  на  берег, как  спичечные  коробки. В  ноябре  пришли  морозы,  озеро  стало  замерзать,  и  баржи  не  могли  пройти  между  льдинами. С  10  ноября  ленинградцы  получали  в  день  125  граммов  хлеба. Небольшой  кусок  хлеба -  и  больше  никаких  продуктов. К  страшному  слову  «блокада»  прибавилось  слово «голод». Ленинградцы  слабели,  многие  едва  двигались, многие  умирали.

Пионеры:

1: Жила  в  Ленинграде  пионерка  Таня  Савичева. Жила  в  большой  веселой  семье. Старшая  сестра, Женя,  работала  конструктором  на  заводе. Брат  Леня,  дома  его  звали  Лекой,  работал  на  другом  заводе. Братья  Таниного  отца,  дядя  Вася   и  дядя  Леша,  работали  в  книжном  магазине. Танина  мама  и  старая  бабушка  варили  обед  большой  семье,  стирали  одежду,  а  в  воскресенье  пекли  вкусные  пирожки. Когда  началась  блокада,  пирожки  печь  стало  не  из  чего. А  потом  наступил  голод. Есть  хотелось  весь  день,  а  по  ночам  снились  пирожки.

2: Тане  Савичевой  было  одиннадцать  лет. Она  вела  дневник. Вот  страницы  из   дневника  Тани  Савичевой

3: Женя  умерла  28  декабря в 12ч. 30 мин  1941  года.

4: Бабушка  умерла 25  января в  3 часа  дня  1942 года

5: Лека  умер  17  марта  в  5  часов  утра  1942  года

6: Дядя  Вася  умер 13  апреля в  2  часа  ночи 1942  года

7: Дядя  Леша  умер  10  мая  в  4   часа  дня  1942  года

8:Мама  13  мая  в  7ч. 30 утра  1942  года

9: Савичевы  умерли.  Умерли   все. Осталась  одна  Таня.

Ведущий 2: Умирающую  Таню  удалось  увезти  из  блокадного  Ленинграда. Но  спасти  ее  было  нельзя. В  Горьковской  области,  в  рабочем  поселке  Шатки, на  ее  могиле  поставили  пионеры   памятник….

Стихотворение читает родитель – папа (желательно наизусть, но можно и просто читать выразительно)

Был  трудный  бой. Все  нынче  как  спросонку,

И  только  не  могу  себе  простить:

Из  тысяч  лиц  узнал  бы  я  мальчонку,

А  как  зовут,  забыл  его  спросить.

Лет  десяти – двенадцати. Бедовый,

Из  тех,  что  главарями  у  детей,

Из  тех,  кто  в  городишках  прифронтовых

Встречают  нас  как  дорогих  гостей,

Машину  обступают  на  стоянках,

Таскать  им  воду  ведрами -  не  труд,

Приносят  мыло  с  полотенцем  к  танку

И  сливы  недозрелые  суют…

Шел  бой  за  улицу. Огонь  врага  был  страшен,

Мы  прорывались  к  площади  вперед.

А  он  гвоздит -  не  выглянуть  из  башен,-

И  черт  его  поймет,  откуда  бьет.

Тут  угадай – ка,  за  каким  домишкой

Он  примостился – столько  всяких  дыр,

И  вдруг  к  машине  подбежал  парнишка:

- Товарищ  командир,  товарищ  командир!

Я  знаю,  где  их  пушки. Я  разведал..

Я  подползал, они  вон  там,  в  саду..

- Да  где  же,  где? – А  дайте  я  поеду

На  танке  с  вами. Прямо  приведу.

Что ж, бой  не  ждет! – Влезай  сюда,  дружище! –

И  вот  мы  катим  к  месту  вчетвером.

Стоит  парнишка – мины,  пули  свищут,

И  только  рубашонка  пузырем.

Подъехали. – Вот  здесь. – И  с  разворота

Заходим  в  тыл,  и  полный  газ  даем.

И  эту  пушку, заодно  с  расчетом,

Мы  вмяли  в  рыхлый, жирный  чернозем.

Я  вытер  пот. Душила  гарь  и  копоть:

От  дома  к  дому  шел  большой  пожар.

И, помню, я  сказал: - Спасибо,  хлопец! –

И  руку,  как  товарищу,  пожал..

Был  трудный  бой. Все  нынче,  как  спросонку,

И  только  не  могу  себе  простить:

Из  тысяч  лиц  узнал  бы  я  мальчонку,

Но  как  зовут,  забыл  его  спросить.

             А.Т.Твардовский

Ведущий 1: В  те  дни  рано  взрослели  мальчишки  и  девчонки,  наши  ровесники:  они  не  играли  в  войну,  они  жили  по  ее  суровым  законам. Величайшая  любовь  к  своему  народу  и  огромная  ненависть  к  врагу  позвали  детей  огненных  сороковых  годов  на  защиту  Родины. Сколько  им  было?  12 – 14. Многие  из  этих  ребят  так  и  не  стали  взрослыми,  их  жизнь  оборвалась  на  рассвете….

Ведущий 2: «Никто  не  забыт,  ничто  не  забыто..» -  пусть  эта  замечательная  традиция  нашего  народа  станет  традицией  и  нашей  жизни,  ребята. Пусть  светлая  память  о  павших  соединится  с  готовностью  беречь  и  защищать  нашу  великую  Родину.

Ведущий 1: И  пусть  каждый  задаст  себе  вопрос: «А  я  смог  бы  поступить  так?» - и, ответив  самому  себе  искренне  и  честно, подумает,  как  надо  сегодня  жить  и  учиться,  чтобы  быть  достойным  памяти  своих  замечательных  ровесников,  юных  граждан  нашей  страны.

Минута  молчания.

Чтение стихотворения:

Зачем  ты,  война,  у  мальчишек  их  детство  украла

И  синее  небо,  и  запах  простого  цветка?

Пришли  на  заводы  работать  мальчишки  Урала,

Подставили  ящики,  чтобы  достать  до  станка.

И  вот  неподкупной  зимою  военного  года,

Когда  занимался  над  Камой  холодный  рассвет,

Собрал  самых  лучших  рабочих  директор  завода,

А  было  рабочим – всего  по  14  лет.

В  усталые  лица  глядело  суровое  время,

Но  каждый  в  себе  довоенное  детство  нашел,

Как  только  рабочую  премию – банку  варенья –

Пред  ними,  мальчишками,  кто-то  поставил  на  стол.

И  вот  над  заводом, над  лесом,  в  снегу  задремавшем,

Среди  подступившей  внезапно  к  сердцам  тишины,

Повеяло  чем - то  давно  позабытым, домашним,

Как  будто  бы  не  было  больше на  свете  войны.

..Ах, банка  варенья, простое  и  верное  средство

Напомнить  о  том,  что,  как  жизнь  у  людей  ни  горька,

Но  будет  еще  у  мальчишек  и  солнце,  и  детство,

И  синее  небо,  и  запах  простого  цветка!

В. Радкевич

Звучит  песня «День Победы». Актеры  кланяются,  уходят.

После выступления пионеры и родители общаются с ветеранами  (за чаепитием), слушают их рассказы, задают им вопросы.

Ожидаемые результаты: дети и родители станут ближе друг другу духовно, потому что вместе будут готовиться к выступлению, а также  пообщаются с ветеранами, которые не понаслышке знают о войне. Участники вместе вспомнят эти трагические события, почувствуют схожие эмоции ( боль за детей войны, гордость за их подвиги и др.), в результате чего они станут роднее друг другу.

                                   

Вступительное  слово  

Здравствуйте,  уважаемые  наши  ветераны! Дорогие  для  нас  люди!

Сегодня  мы  пригласили  вас  на  встречу, чтобы  ближе  познакомиться, лучше  узнать  друг  друга. Это  встреча  двух  поколений. Вы  посмотрите  на  нас -  пионеров,  а  мы  внимательно  послушаем  ваши  рассказы  о  себе, о  своей  жизни,  о  бедах, и   ответственности,  которую  на  вас  возложила  ВОВ.

 Мы  хотим  сказать вам  спасибо. Спасибо,  что  вы  пришли  сегодня,  откликнулись  на  наше  приглашение. А  самое  главное  мы  хотим  сказать  вам  спасибо  за  то,  что  сегодня  мы  живем  в  сильной  независимой  стране,  у  нас  есть  возможность  спокойно  учиться, работать,  растить  детей,  и   просто  радоваться  жизни!  Спасибо  вам  сердечное!

  Мы  считаем,  что  люди,  на  чьи  плечи  легли  все  тяготы  военного  времени  -  герои,  хотя  бы  только  потому,  что  они  пережили  этот   тяжелейший  исторический  период  нашей  страны  и  вышли  из  него  достойно, победителями!

  Тема  нашей  сегодняшней  встречи  «Шли  на  бой  ребята, ровесники  твои».

   Эта  тема  неслучайно  выбрана  нами,   мы  хотим  вспомнить  о  том, что  понятия  «война»  и  «детство»  несовместимы  но  это  было,  дети  в  то  время  не  просто  жили,  многие  из  них  вступили  в  партизанские  отряды  и  воевали  наравне  со  взрослыми, их  помощь  также  неоценима. Воевали  и  пионеры,  четыре  из  них  удостоены  звания  Герой  Советского  Союза.

Наш  долг  и  святая  обязанность -  помнить  и  чтить  память  людей, которые  проливали  свою  кровь  за  нас, которые  умирали  от  голода  за  нас, отдали  свои  жизни  за  нас!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Приложение

D:\Стол\ФОТО Документы,паспорта,свидетельства\img022.jpg

На фото ветеран тыла Пешкова Антонида Трофимовна и ветеран войны Доровской Валентин Николаевич вместе с пионерами.  Апрель 2009 года.

Литература:

  1. Корольков Ю. Леня Голиков – М.: Малыш, 1980 – (Пионеры –герои)
  2. Набатов Г. Зина Портнова.- М.: Малыш, 1980 – (Пионеры –герои)
  3. Присягаем победой: Сборник стихов о Великой Отечественной войне. – М., 1986.
  4. Стихи и рассказы о войне. – М., 2003
  5. Журнал «Читаем, учимся, играем» №  7, 12 – 2005г
  6. www. wikipedia.ru
  7. http://go.mail.ru/search_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Герои продолжают жить в нашей памяти» (литературно – музыкальная композиция, посвященная выпускникам Казанской средней школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны)

Литературно-музыкальная композиция для прведения школьной конференции старшеклассников, созданная на основе реальных событий из жизни учеников Казанской средней школы довоенных и военных лет. Традицио...

Литературно-музыкальная композиция "Мы помним, вас, ребята из Афгана"

Много горя бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческ...

Литературно-музыкальная композиция в форме театрализованного представления, посвящённая 69-ой годовщине Великой Отечественной войны.

9 Мая – День Победы, священный, святой праздник для каждого гражданина нашей Родины. 1418 дней наш народ шёл к Победе, к Берлину, к Маю.Годы Великой Отечественной войны -  в памяти каждой семьи. ...

Литературно-музыкальная композиция «Уходили из детства ребята…»

Внеклассное мероприятие,посвящённое Великой Отечественнной войне.Целевая аудитроия-8-11 классы...

Литературно – музыкальная композиция по творчеству Юлии Друниной «Я родом не из детства - из войны».

Аналитическое чтение стихов как возможность увидеть за стихами автора, время. Прослушивание авторского чтения стихов. Прослушивание песен времен ВО войны. Просмотр отрывков документальных фильмов, вид...