Литературно-музыкальная композиция, посвященная памятной дате полного снятия блокады Ленинграда «Маленькие герои, большой войны»
материал на тему
сценарий посвящен маленьким героям, большой войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_geroi_bolshoy_voyny.docx | 47.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Маленькие герои, большой войны»
литературно-музыкальная композиция,
посвященная памятной дате полного снятия блокады Ленинграда
Слайд 1
звучит первый куплет «Помни…», на последних строках припева выходят ведущие
Ведущий 1: Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
Ведущий 2: И может показаться:
Правы и убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда – не права.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтоб все дети
Об этом помнили. Как мы!
Ведущий 1: Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведущий 2: Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!
видеоролик №1 «Детям блокадного Ленинграда»
видеоролик №2 «Блокада Ленинграда»
выходят девочки 2 класс, старшеклассники отворачиваются лицом к стене
Ведущий 1: Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Ведущий 2: Они встретили войну в разном возрасте. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
поворачиваются по одному, образуя плотный круг, лицом друг к другу
1-я ученица. В начале войны мне было 12 лет. Вместе с папой и братом Алёшей мы пришли в зоосад. Мы стояли в очереди на карусели, ели мороженое… И вдруг по радио объявили, что началась война. Фашистская Германия напала на нашу страну.
2-я ученица. Мне было шесть лет. Я с мамой собиралась ехать в деревню к бабушке. Мы уже стояли на платформе, папа говорил, что скоро приедет, и мы будем кататься на лодке и плавать в реке.... И вдруг по радио объявили, что началась война. Мы с мамой вернулись домой, а папа отправился в военкомат, записываться на войну добровольцем.
3-я ученица Я, летом 1941 года с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне недалеко от города Витебска. Когда туда пришли фашисты, вступила в партизанскую организацию « Юные мстители».
4-я ученица Я, ученица 74-й ленинградской школы. Война застала меня на даче около посёлка Тосно Ленинградской области. Когда фашисты ворвались в деревню, я установила связь с подпольем и стала собирать для партизанского отряда разведывательные сведения.
5- ученица Мне было пять лет. Я играла с подружками во дворе. Вдруг выбежала мама, она было чем-то очень сильно напугана. Она постоянно твердила: «Война! Война! Доченька, война!»
выходят старшеклассники читают стихи и создают вокруг них круг. Это символизирует кольцо блокады, звучит мелодия «Над небом России»
Маша: Дети Ленинграда, девчонки и мальчишки.
Им играть бы в куклы и читать бы книжки.
Всё перечеркнула Фашистская громада,
Рано повзрослели Дети Ленинграда.
Даша: Началась бомбёжка, и они узнали,
Как заклеить стёкла, чтоб не вылетали.
И какой в убежище, ведёт теперь маршрут,
Сколько завтра хлеба, по карточкам дадут.
Эльвира: И из невской проруби, как воды достать,
От слабости при этом, стараясь не упасть.
Для печурки комнатной, где найти дровишки,
Как без мамы младшего, уложить братишку.
Света: Девочка голодная, книжка записная…
Про дневник той девочки вся страна узнает.
В нём совсем немного мы находим слов:
“Умер братик Лека сегодня в пять часов”
“Умерла бабуля”. “Больше нет сестрёнки”.
Те листочки, словно с фронта похоронки.
Саша: Ленинград заносит снежная пороша.
“Умер дядя Вася”. “Умер дядя Лёша”.
А вот эта фраза, стала трудной самой:
“Умерла сегодня рано утром мама”.
“Савичевы умерли”. “Таня здесь одна”.
Вика: И уже от холода, не спасают валенки…
Дети Ленинграда, мученики маленькие.
Дети Ленинграда, девчонки и мальчишки.
Им играть бы в куклы и читать бы книжки…
Ведущий 1: Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Ведущий 2: Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.
дети убегают, ведущие уходят старшеклассники выходят на передний план, звучит мелодия «Сарабанда»
Эльвира: Ленинград! Как много в этом слове. Сразу столько воспоминаний. В этом году исполнилось 76 лет, как сомкнулось кольцо блокады вокруг города. Но город не сдался. Наступили 900 тяжелых и голодных дней.
Даша: В особенно трагическом положении оказалось мирное население. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения оказались в кольце окружения. Детей в осаждённом городе было около 400 тысяч. От младенцев до подростков.
Маша: Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ... Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
Света: Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…
Саша: Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,
Вика: Им выпало, но люди не сдались,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.
Эльвира: Опасаясь больших потерь при штурме, Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Начались постоянные бомбежки и артобстрелы.
Даша: На защиту родного города поднялись все её жители, они мужественно обороняли свой город.. Многое в то страшное время пришлось перенести детям блокадного Ленинграда.. Ребята дежурили на чердаках при налётах вражеской авиации, тушили зажигательные бомбы, работали в госпиталях.
Маша: В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта, рыли окопы, работали на первых ленинградских огородах. Порой, чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки и наравне со взрослыми работали без отдыха, а ведь до войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки.
Света: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить. Многим маленьким ленинградцам, сердцем заслонившим Ленинград, уже не суждено будет стать взрослыми.
Саша: Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города становилось все меньше и меньше. Хлеб выдавался только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека.
Вика: В Ленинграде начался голод. Голод принял невиданные масштабы. Начались случаи людоедства. Многие жители, ослабев, падали и умирали на улицах. Особенно тяжелым было положение детей, оставшихся без родителей. Обессиленные, они лежали в холодных квартирах, едва передвигались.
девочка читает стих
Соня: Чуть прикасаясь губами к засохшему хлебу,
Запах знакомый вдыхая до чёрных кругов,
Девочка в парке стояла - с глазами - в полнеба! -
Тихо дрожа от мороза, без слёз и без слов.
Из темноты незаметно щенок появился,
Вытянул морду и, глядя ей прямо в глаза,
Нет, не скулил - он как будто бы Богу молился,
Воздух глотая, и взглядом по хлебу скользя...
Глянула вниз, по-старушечьи губы поджала,
В зябкой ладони зажав драгоценный кусок,
Бросилась в сторону и, как могла, побежала...
Спал Ленинград. А чужой, ненавистный щенок
Лёг на живот и пополз по январскому снегу,
Жалко скуля, и надеясь беглянку догнать.
Та поскользнулась на льду и упала с разбегу,
Несколько раз попыталась подняться и встать,
Но, обессилев, вздохнула, свернулась клубочком,
Вспомнила бабушку, деда, сестрёнку и мать,
Крепко вцепившись в тот самый, заветный, кусочек,
Нет, не заплакала - Пушкина стала читать.
В воздухе таяла, таяла музыка строчек.
Злая луна почему-то мерцала свечой...
К жизни вернул её маленький тёплый комочек,
Громко сопел он и тыкался носом в плечо.
Из-под ресниц покатились солёные льдинки,
Тонкие руки на ощупь упрямца нашли,
Хлеб разломили и дали ему половинку,
К сердцу прижали и этим от смерти спасли...
Чуда не вышло. Нева подо льдом клокотала!
Но никого не шокировал странный дуэт:
Мёртвая девочка тихо спала у вокзала
С мёртвым щенком на руках. Занимался рассвет...
презентация «Блокада»
на тарелочках выносят хлеб, разрезанный на кусочки по 125 граммов. Хлеб раздают детям, которые сидят в зале
Эльвира: В этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И всё же блокадная пайка хлеба та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!
Маша: Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках
Света: Пайка блокадного хлеба –
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть!
Даша: Чтобы причинить ленинградцам как можно больше горя, варвары не щадили и детские учреждения. Они полностью разбомбили 22 школы и повредили 393, безжалостно уничтожали детские сады, ясли, больницы. Но не смотря ни на что, и ясли, и детские сады, и школы работали!
Саша: Гордым вызовом врагу была работа школ в осаждённом городе; местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды….многие ленинградские дети учились! Они учились, несмотря ни на что…»
Вика: Опасен и тяжёл был путь в школу и возвращение из неё. На улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и брести приходилось в цепенящей стуже, через снежные заносы. В классах было очень холодно, замерзали даже чернила. Печурка не могла обогреть классное помещение, и ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. У классной доски было холодно и темно. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода, но продолжали учиться!
девочка читает стих
Женя: Да, учиться – блокаде назло,
Даже если замёрзли чернила,
Если голодом мысли свело,
Если встать из-за парты нет силы,
Если в школу нацелен снаряд,
Если класс, как на фронте, редеет…
Все равно пионерский отряд
В бой за знания шёл, не робея.
Эльвира: Впереди маленьких ленинградцев ждали новые потери близких, и опять голод, холод, обстрелы, бомбёжки…. следующих блокадных зим. И не смотря на блокаду, они всё же оставались детьми… Им хотелось играть. Но игры их были особенными. Могли ли они играть в подвижные игры – бегать, прятаться, играть в мяч, прыгать на скакалочке? Нет, конечно, же, нет. Они были сильно истощены. Но они играли в игры «Чай», «Завтрак», «Обед», «Ужин». Они из бумаги, старых кусков обоев, газет вырезали имитацию продуктов.
Даша: И взрослые люди со всей страны решили устроить детям Ленинграда праздник - Новый год. В городе были устроены праздничные ёлки – в школах и детских садах. Особой важности грузы везли 31 декабря по «дороге жизни». В город везли мандарины… Детям героического Ленинграда… Каждый ребёнок блокадного Ленинграда получил новогодний подарок. Это была маленькая победа Великого города!!!
Маша: Сохранилось сочинение школьницы блокадных лет Вали Соловьевой. Она писала: «Мы, дети Ленинграда, должны были окончить учебный год несмотря ни на что: ни на бомбёжки, ни на обстрелы, ни на голод, ни на холод. Родина поставила перед нами эту задачу, и мы должны были её выполнить.» Все эти нечеловеческие лишения и тяготы переносили дети. Блокада и по сей день живет в их памяти. Некоторые воспоминания детей блокадного Ленинграда мы хотим рассказать…
выходят 6-ки
Чтец 1.: Валентина Кузьминична Грабовская «Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Варили похлебку из плиток столярного клея... В городе исчезли все кошки и собаки... Родные уходили на работу, а я оставалась одна в пустой квартире и лежала на кровати. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Иногда за ним приходили крысы, я называла их "кисками". Голодная, я ползала под столом, сил не было, не могла ходить, и пыталась найти хоть крошечку хлеба. Моя мама в войну работала водителем грузовика; собирала и привозила с полей траву-лебеду, крапиву, и мы варили похлебку. С тех пор я берегу каждую крошку, я не знаю, что такое выбросить хлеб.»
Чтец 2.: Анна Николаевна Малина «Работала я в войну в семье одна. Получала по 250 граммов хлеба. Мама и старшая сестра со своей маленькой дочерью лишь по 125 граммов. Я худела, мама худела, племянница худела, а сестра пухла. Я в 17 лет весила немногим более 30 кг. Утром встанем, я каждому отрежу по полосочке хлеба, припасу по маленькому кусочку на обед, остальное - в комод. Вечером кастрюлю воды на буржуйке согреем, я в нее - три крупинки пшена, три тоненькие палочки вермишели, три макаронинки. Такой суп и ели, считай, одну воду. Бывало, приду с работы - все домашние плачут, ругают меня. Мол, хлеб и крупа лежат, а ты не даешь. Но я-то понимала: сегодня можно всё съесть, а завтра? Зато у меня все выжили.»
Чтец 3.: Валентина Степановна Власюга «Зимой к голоду прибавился холод. Поселились в кухне, где была печка, топили всем, что горело. Воду добывали из снега. Но одной водой сыт не будешь, а голод безжалостно косил людей. Помню, как принес дядя Илья, папин брат, немного конины. Он работал начальником пожарного подразделения. Видно, околела лошадь, служившая у пожарников. А вот от кусочка собачатины мама отказалась. Соседи пустили под нож свою овчарку, предлагали маме, но та сказала, что не может есть того, кого хорошо знала при жизни. Соседи знали свою собаку еще лучше мамы, но съели все до последней косточки, еще и нахваливали, баранину, мол, напоминает».
Чтец 4.: Игорь Владимирович Александров «Самой трудной и опасной работой была заготовка дров. Топливо в Ленинград возили по Ладожскому озеру только на заводы. Сначала жгли книги, мебель и что найдётся. Против нашего дома был огромный дом занимающий квартал. В этот дом попали бомбы, он горел, как факел целую неделю, но там много осталось несгоревшей древесины. Взять её было трудно, т.к. люди были истощены и опасно из-за того, что в любой момент могли обрушиться перекрытия и лестницы. Мы с мамой каждый день ходили туда за дровами. Она отбивала топором недогоревшие: перила, рамы, подоконники, сбрасывала их вниз, а я, что мог, таскал через улицу домой. В сгоревшем доме на лестницах, лестничных площадках сидели, лежали, чёрные сгоревшие, обледенелые от воды из пожарных шлангов трупы. Я с начало боялся мимо них ходить, но потом привык, они ведь не шевелились. Так мы заготовили дрова на зиму.»
Чтец 5.: Лидия Петровна Романкова «Говоря откровенно, я не вспоминаю блокаду, как ужасное время. Мы были слишком малы, слишком долго шла война, слишком долго длилась блокада. Почти ТРИ года! Мы не знали другой жизни, не помнили её. Казалось, что это и есть нормальная жизнь – сирена, холод, бомбежки, крысы, темнота по вечерам… Однако я с ужасом думаю, что должны были чувствовать мама и папа, видя, как их дети медленно движутся к голодной смерти. Их мужеству, их силе духа я могу только позавидовать.»
Чтец 6.: Валентина Александровна Пилипенко «Мой маленький братик очень ослаб от голода, он не ходил, и у него начались предсмертные судороги. Мама чудом успела принести его в Филатовскую больницу и его спасли от голодной смерти. Как мы выжили? Это сложный вопрос. Старший мой брат считал, что нас поддержали продукты, приобретенные на летнее время. Еще, к счастью, нашлась в бабушкином буфете бутылка со старым рыбьим жиром, который нам давали по малюсенькой чайной ложке. Кроме того, мама нас, по очереди, брала в столовую. Уносить еду из столовой было нельзя, а вот приводить детей, чтобы покормить, не запрещалось. Для нас, в то время, было неважно, чем нас кормили, лишь бы было что-то съедобное.
Чтец 7.: Мария Николаевна Романова «Зима 1942 года была очень холодная. Иногда набирала снег и оттаивала его, но за водой ходила на Неву. Идти далеко, скользко, донесу до дома, а по лестнице никак не забраться, она вся во льду, вот я и падаю… и воды опять нет, вхожу в квартиру с пустым ведром… Как-то быстро подступил голод. Школы закрывались одна за другой, потому что учеников становилось всё меньше. Помню переклички перед занятиями, на каждой из которых звучало - умер, умер, умер...
Чтец 8. Роза Полакайнен «Как-то днем мы с папой взгромоздившись на сваленные на грязном перроне вещи, ждали маму. Она должны была вернуться с горячим обедом. Отсутствовала она довольно долго. Мы уже начали волноваться, как вдруг она появилась, держа в дырявой варежке замёрзшую лошадиную голову. «Да вот…когда шла там, за складами, – смотрю, что-то из-подо льда торчит, вроде на ухо смахивает. Ложкой алюминиевой, что с супом-то несла, ковырнула. Ба! Да это же целая лошадиная голова!». Я помню, мы эту бедную лошадку долго варили в котелке. Когда её стали делить, едоков оказалось больше, чем предполагалось. Я свою порцию отдала папе, – ему она нужнее. Потому что он последнее время совсем ослаб, да и проклятая одышка замучила. А я есть это – не могла. Слишком глубоко засели в памяти изуродованные трупы лошадей, которых мы встречали по дороге.
Чтец 9.: Эльза Котельникова «Только позже, уже после войны, мама призналась, что не могла смотреть в наши ввалившиеся глаза, и приглушив совесть, выловила однажды в подвале такого же голодного кота. И чтоб никто не видел, – тут же его и освежевала. Я помню, что еще долгие годы после войны мама приносила домой несчастных бездомных кошек, раненых собак, разных бесхвостых пернатых, которых мы вылечивали и выкармливали. Потом настолько привыкали, что было жалко с ними расставаться, хотя дома бывало не пройти – не проехать, да и кормежки порой на всех подопечных не хватало. Но мы, детвора, – были счастливы. У каждого из нас были свои любимцы, которых мы любили и выхаживали. А для мамы, теперь я понимаю, это было очищением, благодарностью нашим братьям меньшим за спасение многих человеческих жизней от голодной смерти в те страшные годы.»
Чтец 1: Все это называется - блокада.
Чтец 2: И детский плач в разломанном гнезде...
Чтец 2: Детей не надо в городе, не надо,
Вместе: Ведь родина согреет их везде.
уходят, звучит куплет песни « Дети войны»
Эльвира: Несмотря на героизм и мужество населения, положение в осаждённом Ленинграде с каждым днём ухудшалось. Единственным спасением для города была «Дорога жизни». Днем и ночью по льду озера машины доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов.
Даша: По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.
Маша: Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию, в школах шли занятия, в филармонии звучала музыка. В городе работали театры, музеи. Всё то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живёт и борется!
Света: Во тьме казалось: город пуст,
Из громких рупоров – ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
Саша: То был не просто метроном,
В часы тревоги учащённый,
Но наше твёрдое «живём!».
Не дремлет город осаждённый.
звучит «Ленинградский метроном», перестроение, выходят 2 ведущих
Вика: В январе 1943г. блокада была прорвана советскими войсками, к концу февраля враг был отброшен от Ленинграда. Он понес огромные потери, а годом позже – 27 января 1944г. – блокада была полностью снята.
Ведущий 1: Враги кричали: «Нет конца
У ленинградского кольца!»
Мечом рассёк его боец –
И вот кольцу пришёл конец…
Ведущий 2: Свершилось! Прорвана блокада!
Перед истории лицом
Мы знаем: дети Ленинграда
Достойны города во всём.
Ведущий 1: За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы, тихо плачут.
выходят все дети
Ведущий 2: Многие дети блокады так и не увидели победного салюта. Их детство оборвала война. И лежат они вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискарёвском мемориале и в братских захоронениях других кладбищ города.
1-й ученик. Под шелестом опущенных знамён
2-й ученик. Лежат бок о бок дети и солдаты.
3-й ученик. На Пискарёвских плитах нет имён,
4-й ученик. На Пискарёвских плитах только даты.
5-й ученик. Год сорок первый…
6-й ученик. Год сорок второй…
7-й ученик. Полгорода лежит в земле сырой.
Вместе: Война – не место для детей!
Чтец 1: Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Чтец 2: Разрывы мин и грохот пушек,
Чтец 3: И море крови и смертей.
Вместе: Война – не место для детей!
Чтец 4: Ребёнку нужен тёплый дом
Чтец 5: И мамы ласковые руки,
Чтец 6: И взгляд, наполненный добром,
Чтец 7: И песни колыбельной звуки.
Чтец 8: И ёлочные огоньки,
Чтец 9: С горы весёлое катанье,
Чтец 1: Снежки и лыжи, и коньки,
Вместе: А не сиротство и страданье!
песня «Рожденные под солнцем»
Ведущий 1: Город выстоял! Он выжил и получил почетное звание «Город герой». Прошли годы! И еще пройдет время!
Ведущий 2: Но героические дни Ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.
Эльвира: Нам, родившимся намного позже войны, многого уже не понять, ничего подобного не пережить.
Даша: Сейчас над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей.
Маша: И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам и нам.
Света: И пусть каждый из вас задаст себе вопрос: «А смог бы я поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.
Саша: «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа»,- говорил Наполеон. И блокадный Ленинград ещё раз доказал это, что только единство народа может привести к Победе.
Вика: Дети блокады тоже доказали это. Сейчас те, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются в нашем уважении и благодарности.
Вместе: Не забывайте об этом!
музыка звучит громче
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие, посвященное памятной дате полного снятия блокады Ленинграда «Подвигу народа жить в веках»
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного памятной дате полного снятия блокады Ленинграда: "Подвигу народа жить в веках"ЦельВоспитывать чувство патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей...
методическая разработка открытого мероприятия посвященного 70 летию полного снятия Блокады Ленинграда
"Блокадные фонарики"- литературно- музыкальная композиция , посвященная детям блокадного Ленинграда с подробной аннотацией ....
"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Линейка, посвященная памятным датам – Дню снятия блокады Ленинграда и Дню освобождения узников нацистского лагеря уничтожения «Освенцима».
Линейка, посвященная памятным датам – Дню снятия блокады Ленинграда и Дню освобождения узников нацистского лагеря уничтожения «Освенцима»....
Сценарий, посвященный 74 годовщине полного снятия блокады Ленинграда
Сценарий, посвященный 74 годовщине полного снятия блокады Ленинграда....
Сценарий интеллектуальной игры «900 Блокадных дней», посвященной памятной дате «День снятия Блокады г. Ленинграда (27 января 1944г.)»
Сценарий интеллектуальной игры «900 Блокадных дней», посвященной памятной дате «День снятия Блокады г. Ленинграда (27 января 1944г.)»...