Литературно – музыкальная композиция по творчеству Юлии Друниной «Я родом не из детства - из войны».
методическая разработка по литературе (10 класс)
Аналитическое чтение стихов как возможность увидеть за стихами автора, время. Прослушивание авторского чтения стихов. Прослушивание песен времен ВО войны. Просмотр отрывков документальных фильмов, видеофрагментов о ВО войне и о поэте Ю.Друниной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ya_rodom_ne_iz_detstva_iz_voyny_yu.drunina_-_kopiya.docx | 38.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция по творчеству Юлии Друниной
«Я родом не из детства - из войны».
Цель: показать современному поколению тяжесть испытаний, выпавших на долю молодежи военного времени, где на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом.
Задачи: 1) познакомить с поэзией Ю. Друниной о Великой Отечественной войне и показать, что поэзия, как жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;
2) развивать навыки исполнительского мастерства, умение видеть в произведениях эпоху и личность автора;
3) воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за свой народ, его подвиг в Великой Отечественной войне, чувство патриотизма и любви к Родине.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация о поэте-фронтовике Ю. Друниной, фонограммы песен военных лет, отрывки из документальных фильмов, видеофрагменты о поэте Ю. Друниной. Оформление (Приложение №1)
Межпредметные связи: история, музыка.
Ход мероприятия:
Вступление.
Слово учителя: Дорогие друзья! Рада приветствовать вас на литературно-музыкальной композиции «Я родом не из детства - из войны».
Война и поэзия… Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но, вопреки старинной поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат», музы не молчали, они вели бой, они становились оружием, разящим врагов.
Фронтовые поэты, с напором свинцового шквала
Ваши жизни судьба, ваши жизни война рифмовала.
И едва затихало сраженье – атаке не вечно же длиться-
Как оно оживало на ваших горящих страницах.
Фронтовые поэты. Одной из них была Юлия Друнина, которая прошла всю войну и сохранила о ней память на всю жизнь. Наше мероприятие – дань уважения людям, которые воевали и победили.
Основная часть.
Слайд1 Звучит в г/з фокстрот «Рио - Рита».Танец (девочки в военной форме)
Видеокадры «Женщины на войне» (с 0.15 до 2мин, убавить звук и на фоне кадров чтецы читают стихи).
Чтец: Советских женщин миллионы –
Вы героини этих лет.
И женский образ окрыленный
Войдет в историю побед. ( В. Инбер.)
1-й: В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
2-й: В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь.
3-й: В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
4-й: В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
5-й: В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
6-й: В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
Видеокадры «Женщины на войне» (продолжаются кадры)
Слайд2 (Приложение № 3) Вед.1: Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... Женщина и война...
Вед.2: Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Испытанием на мужество, на выносливость для женщин была Великая Отечественная война.
Вед.1: Низкий поклон женщинам, державшим на своих плечах тыл, сохранившим детишек и защищавшим страну вместе с мужчинами! Женщинам, судьбы которых искорежены войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятью военных лет.
Вед.2: Одной из таких женщин была замечательная поэтесса Юлия Друнина, творчество которой можно без преувеличения назвать поэзией человеческого достоинства. И сегодня мы расскажем о ней.
Вед.1: Юлия Друнина прошла санитаркой всю войну и сохранила о ней память на всю жизнь. Она принадлежит к поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны.
Видео «Друнина читает стихи» (Тихо плакали флейты…. )
Вед.2: 10 мая 1924года у учителя истории Владимира Друнина и его жены Матильды Борисовны родилась дочь Юля, в Москве, в обычной коммунальной квартире. Читать стала рано - от Лидии Чарской до "Одиссеи" Гомера. Писала стихи. В 1931 году Юля поступает в школу. Посещает литературную студию при Центральном Доме Художественного воспитания детей. В конце 30-х годов участвует в конкурсе на лучшее стихотворение.
Вед.1: Так начинался творческий путь еще юной девочки, даже не подозревающей о том, что ее ждет. Ее поколение пока мечтает о подвигах, жалеет о своем незрелом возрасте, сетуя на то, что главное проходит мимо. «Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания - вот чем жили они в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно…». Удивительное поколение! Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев.
Видеокадры: «Священная война». (57 сек)
Слайд3 Чтецы: 1 и 2 (Приложение 2).
Вед.2: Окончание школы и начало войны совпало для Юли, и это стало переломным событием в жизни юной девушки.
Ю.Д.: «Когда началась война, мне было 17 лет. Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июне-июле 1941 года, 16-летние и 17-летние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать… Я завидовала тем девушкам, кто был старше на год и значит – мог попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки.»
Вед.1: Так московская школьница, выросшая в интеллигентной учительской семье, отринула все уговоры и слезы родителей и ушла из 10 класса на фронт.
Слайд4 Чтец 3:
Вед.2: В начале войны она работала санитаркой в глазном госпитале в Москве. Окончила курсы медсестер.
Вед.1: Немцы рвались к столице – к концу лета Юле пришлось оставить госпиталь и идти рыть окопы.
Вед.2: Во время одного авианалета Юлия Друнина потерялась, отстала от своего отряда, и ее подобрала группа пехотинцев, которым была нужна санитарка. Юля умела перевязывать…
Вед.1: Правда, она с самого детства ужасно боялась крови, ей дурно становилось при виде даже крохотной ранки….
Ведущий 2. А вскоре пехотинцы попали в окружение, им пришлось тринадцать суток выбираться к своим.
Слайд5 Ю.Д.: «Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей, опухшие, измученные, ведомые одной страстью – пробиться! Случались и минуты отчаяния, безразличия, отупения, но чаще для этого просто не было времени – все душевные и физические силы были сконцентрированы на какой-нибудь одной конкретной задаче… И панический ужас, ужас перед пленом. У меня, девушки, он был острее, чем у мужчин. Наверное, этот ужас здорово помогал мне, потому что был сильнее страха смерти».
Чтец4.
Слайд6 Вед.1: Так в 17 лет Юлия Друнина попала в самое пекло войны, в самый неспокойный род войск - в пехоту. Ей предстояло пройти огненные версты батальонным санинструктором, когда приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. В общем намучилась и насмотрелась.
Чтец5.
Вед.2: Отчаяние охватывало ее от сознания собственной беспомощности, когда раненые умирали у нее на руках – порой ведь можно было бы их спасти, если бы поблизости был настоящий госпиталь, настоящие врачи и инструменты!
Слайд7 Вед.1: Но довезти не всегда успевали. И сколько раз случалось – нужно вынести тяжелораненного из-под огня, а силенок не хватает. Хочется разжать пальцы бойца, чтобы высвободить винтовку – все-таки тащить его будет легче. Но боец вцепился в свою «трехлинейку образца 1891 года мертвой хваткой. Почти без сознания, а руки помнят первую солдатскую заповедь – никогда, ни при каких обстоятельствах не бросать оружия! В этих нелегких военных буднях к ней приходит первое чувство любви.
Чтец 6: На фоне песни «Эх, дороги…» (минусовка)
Слайд8 Вед.2: За годы Великой Отечественной войны в различных родах войск служило свыше 800 (восьмисот) тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
Чтец 7:
Песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики» (2 куплет).
Слайд9 Вед.1: Решительность и твердость помогли ей преодолеть все препятствия.
Ю.Д.: «25 декабря 1942 года наша 303 дивизия заняла высоту на подступах к Сталинграду. Был яростный бой. Когда немцы отступили, на ничейной земле остался лежать раненый лейтенант. Санитаров, которые пытались вытащить его, застрелили. Подползли две овчарки – санитарки, но их тоже убило. Тогда я, сняв ушанку, встала во весь рост. Сначала тихо, а потом всё громче и громче запела нашу песню «Я на подвиг тебя провожала». Умолкло всё с обеих сторон, я подошла к лейтенанту, положила его на сани, иду и думаю: «Только не в спину. Пусть лучше в голову стреляют». Но не раздалось ни одного выстрела».
Чтец 8 : Стих-е «Ты должна»
Слайд10 Вед.2: Холод, сырость, костров разводить нельзя, спали на мокром снегу. Если удавалось переночевать в землянке – это уже удача, но все равно никогда не получалось как следует выспаться: едва приляжет сестричка – и опять обстрел, и опять в бой раненых выносить, и многопудовые сапоги с налипшей грязью, длительные переходы, когда она буквально падала от усталости, а надо было все равно идти, просто потому, что надо…
Фоном звучит проигрыш к песне «Огромное небо».
Слайд11 Чтец 9:
Вед.1: А еще грязь, непроходящая простуда, перешедшая в болезнь легких, и голод, потому что еду не всегда успевали подвезти… И это не говоря уж об артобстрелах, о ежедневных свиданиях со смертью, об отчаянии, которое охватывало ее от сознания собственной беспомощности, когда раненые умирали у нее на руках – порой ведь можно было бы их спасти, если бы поблизости был настоящий госпиталь, настоящие врачи и инструменты! Но довезти не всегда успевали…
Чтец 10:
Песня «Журавли». Р.Гамзатов, муз. Я.Френкеля. ( минусовка)
Вед.2: Бойцы очень любили Юлию Друнину и ласково называли ее Друня.
Чтец 11:
Слайд12 Вед.1: В 1943 году она попадает в Белоруссию в Киевскую стрелковую дивизию. И почти одновременно ею получены медаль "За отвагу", самая что ни на есть солдатская, и – ранение, "осколок застрял в нескольких миллиметрах от сонной артерии". Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать - спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. А очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти.
Чтец 12
Вед.2: В госпитале, в 1943 году, она написала свое первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Слайд13 Вед.1: Из воспоминаний поэта Николая Старшинова: «В газетах того времени нередко писалось, что поголовно все выздоравливающие из госпиталей рвались обратно на фронт. Увы, не все. Я помню, как при мне двое контуженных в палате симулировали потерю речи, чтобы не возвращаться в этот ад. А Юля дважды туда ходила добровольцем. Даже после тяжелого ранения, едва поправившись, она опять рванула на передовую».
Вед.2: После излечения Друнина попала в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта, воевала в Псковской области, затем в Прибалтике. В Эстонии Юля впервые реально лицом к лицу столкнулась с немцем – раньше немцы были для нее лишь враждебными безликими фигурами во мраке, да пулями прилетали, да артиллерийскими снарядами с неба сыпались, да минами в земле таились… А в этот раз она увидела немца так близко, что он ей даже показался человеком, таким же, как те ребята, рядом с которыми воевала.
Ю.Д.: «Полковая разведка притащила «языка». Перед тем, как передать его в штаб, ребята попросили меня «чуток отремонтировать фрица». У пленного была здоровенная ссадина на скуле и медленная змейка крови выползала из уголка рта. На секунду его голубые глаза встретились с моими, потом немец отвел их и продолжал спокойно смотреть в осеннее небо с белыми облачками разрывов – били русские зенитки… Что-то вроде сочувствия шевельнулось во мне. Я смочила перекисью ватный тампон и наклонилась над раненым. И в ту же минуту у меня помутилось в глазах от боли. Рассвирепевшие ребята подняли меня с земли. Я не сразу поняла, что случилось. Фашист, которому я хотела помочь, изо всей силы ударил меня подкованным сапогом в живот…».
Вед.1: Юлия Друнина знала о войне – все… А было ей тогда только девятнадцать.
Чтец 13:
Слайд14 Вед.2: В батальоне, где служила Юлия Друнина, было две девушки – она и Зина Самсонова, о которой на фронте слагали легенды об ее храбрости и бесстрашии. Солдаты даже острили, что Зинка командует батальоном!”.
Вед.1: В одной из атак в Белоруссии Зина была убита. Она умерла, так и не узнав, что ей присвоено звание Героя Советского Союза. В память о подруге Юлия Друнина напишет стихотворение “Зинка”.
На фоне музыки из к/ф «Белорусский вокзал» стих-е «Зинка»
Чтецы 14: (в военной форме с санитарными сумками: Юля Д. и Зинка )
Вед.2: В одном из боёв Юлия Друнина была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну она в звании старшины медицинской службы.
Вед.1: За боевые отличия Юлия Друнина была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Фронтовики знают, каков вес этих двух наград на войне, не каждый мужчина удостаивался такого признания ратных заслуг.
Чтец 15:
Песня «От героев былых времен». Видеоролик. (2мин.10сек).
Вед.2: Память вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на военных фронтах почтим МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ. (Звучит метроном).
Слайд15 Вед.1: Послевоенная жизнь была нелёгкая, но и это не сломило дух молодого поэта: все трудности военной и послевоенной жизни Юля переносила стоически- никто не услышал от неё ни одного упрёка, ни одной жалобы. И ходила она по-прежнему в той же шинели, гимнастёрке и в сапогах ещё несколько лет.
Вед.2: После войны она самовольно пришла в середине учебного года в Литинститут, и поступила, но сделала это очень «по-военному».
Ю.Д.: "Литературный институт я взяла приступом. Просто вошла и села в аудитории. А потом " прижилась" и сдала сессию. На войне, как на войне".
Вед.1: Она просто стала ходить на лекции и семинары в своей армейской одежде, и никто не решился её выгнать. А потом она успешно сдала сессию… Это было не бессознательное стремление, и это был не последний бой в ее жизни. Еще не раз ей придется бороться за место в жизни. Поступление в институт было первой точкой отсчета.
Вед.2: Поэзию Юлии Друниной недаром называют "поэзией человеческого достоинства". Она даёт высокие нравственные ориентиры, заставляя требовательней относиться к жизни и строже спрашивать с себя. Будучи сама человеком требовательным, неравнодушным, с чуткой, горячей душой, она всегда умела находить «те самые», бьющие в цель, слова, которые затрагивали сердце.
Чтец 16:
Слайд16 Вед.1: Война изломала много судеб, а эту судьбу она словно выковала в горниле. Юлия Друнина потом не раз скажет спасибо своей фронтовой юности, которая научила её верности солдатской дружбы.
Чтецы:17и18
Вед.2: «С последних дней Отечественной до последних своих дней Юля не могла оторваться от войны. И в стихах, даже в пейзажных или любовных, то и дело возникали многие подробности военных дней.
Чтец 19: "Два вечера"
Слайд17 Вед.1: Её постоянно тянуло в те места, где довелось протопать в солдатских сапогах с санитарной сумкой по заснеженным и разбитым дорогам, испытать все тяготы, которые выпали на долю пехоты, под обстрелами перевязывать раненых, вытаскивать их из боя».
Слайд18 Чтецы 20 и 21:
Вед.2: За спиной Юлии Друниной всё ещё звучало, как в пятидесятые годы, так и в последующие, эхо войны: Мною дров наломано немало,
Но одной вины не признаю:
Никогда друзей не предавала –
Научилась верности в бою.
Вед.1: Это стало её человеческим кодексом. Удивительно, что в стихах Друниной нет никакого пафоса, театрального героизма. Из её строк можно с фотографической точностью узнать, какая мера напряжения, страдания и ужаса выпала в юности на долю тех, которых теперь уже почти не осталось в живых, а тогда, ещё совсем дети, какой страшной беде заглянули они в глаза.
Вед.2: В начале 1945 года в журнале «Знамя» напечатали подборку стихов молодой поэтессы Юлии Друниной. Так началась ее «литературная карьера». Юля очень жалела, что отец до этого не дожил… Если бы можно было показать ему эти строки на тонкой желтой бумаге, и главное – свое имя под ними!
Слайд19 Вед.1: Ее первая книга стихов «В солдатской шинели» вышла в 1948. А в последующие годы сборники выходили один за другим. Выходят книги Друниной и по сей день. Значит, и сейчас ее читают!
Вед.2: Из воспоминаний Николая Старшинова: «Среди поэтов фронтового поколения она была едва ли не самым неисправимым романтиком. А романтика эта не очень-то вписывалась в новую наступавшую жизнь – прагматичную и жестокую. Человек она была светлый и глубоко советский»
Чтец22:
Вед.1: Эти строки написала Юлия Друнина о поэтессе Веронике Тушновой, но они и о ней самой.
Кадры «Юлия Друнина. Биография» (2 мин.53сек)
Слайд20 Вед.2: Израненная войной, она не смогла пережить трагедии страны – трагедии эпохи перемен… Развал СССР она встретила с тяжёлым сердцем.
Ю.Д.: «…По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл… Оно и лучше - уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, неверующая. Но если Бог есть, он поймёт меня. Слайд21 Вед.1: Почему же? Почему обаятельный, жизнерадостный человек, участник войны, до того не сломленный испытаниями и невзгодами, вдруг потерял точку опоры и сознательно идет на непоправимый, невозвратный шаг? Может быть, в предсмертном стихотворении «Судный час» мы найдем ответ?
Чтец 23.
Слайд22 Вед.2: 21 ноября 1991 года Юлии Друниной не стало. Она могла тысячу раз погибнуть на той войне, на которую ушла в 17 лет. А умерла по своей воле…»
Видео: Песня «Вальс фронтовой медсестры» (в исполнении Екатерины Гусевой)
Заключение.
Слайд 23 Чтец 24:
Вед.1: Война и женщина-слова несовместимы. Но жизнь диктует нам свои права. И сколько их, любимых, нежных, милых, Та страшная година унесла. | Вед.2: Хрупка, тонка и в самом нижнем чине, Ты на войне творила чудеса. Была поддержкой сильному мужчине, С тобою рядом слабым быть нельзя. |
Звучит в г/з вальс «Осенний сон» (Арчибальд Джойс).
Чтец 1: Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Чтец 2: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам,
О горьком, победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!
Чтец 3: И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Чтец 4: Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слез.
Песня «Аист на крыше» (исполняют все участники)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова предназачена для учащихся 9 класса...
литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Юрия Давыдовича Левитанского "Я, побывавший там..."
Собственно, всё уже сказано в названии. Оформление "бегло официальное". Спасибо за помощь в разработке и проведении мероприятия учителю русского языка и литературы Светлане Владимировне Ткачёвой....
«Не хороните меня живой...»: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству М.И. Цветаевой.
Конспект внеклассного мероприятия по изучению творрчества М. Цветаевой...
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...
Разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству Саши Черного.
Литературно-музыкальная композиция «Здравствуйте, я – Сам по себе, я – Мечтатель, я – Саша Черный». Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 класса. Цель мероприятия: познакомить учащихся с творчеством ...
Литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века.
Конспект урока или внеклассного мероприятия по творчеству М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и Н.Гумилёва. Действие происходит в кафе "Бродячая собака"....
Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.Я.Ерошенко
Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.Я.Ерошенко создана на основе биографии и творчества писателя-земляка....