«Герои продолжают жить в нашей памяти» (литературно – музыкальная композиция, посвященная выпускникам Казанской средней школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны)
методическая разработка (10 класс) по теме
Литературно-музыкальная композиция для прведения школьной конференции старшеклассников, созданная на основе реальных событий из жизни учеников Казанской средней школы довоенных и военных лет. Традиционное мероприятие Верхнедонской гимназии, обновляемое каждым новым поколением сегодняшних гимназистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oni_ne_vernulis_iz_boya_scenariy.doc | 70 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Герои продолжают жить в нашей памяти»
(литературно – музыкальная композиция, посвященная выпускникам Казанской средней школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны)
Составитель: Карташова Т.В., учитель истории и обществознания Верхнедонской гимназии.
ст. Казанская
2012 г.
Цель: создание условий для патриотического воспитания подростков в процессе приобщения их к истории своей семьи, истории Отечества.
Задачи: 1.Углублять знания и практические навыки детей по освоению приемов художественной выразительности.
2. Развитие творческих способностей детей; стимулирование их интереса к поисковой, исследовательской деятельности.
3. Воспитание чувства сопричастности к истории рода, поддержка преемственности семейных традиций, ценностей.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды, фонограммы, исследовательские работы учащихся.
Действие первое.
Звучит вальс. На сцене «застыли» парами юноши и девушки. Вальс сменяется пением птиц, пары оживают.
***
Она: Эх, ветер, какой теплый, светлый. Люблю лето, люблю Дон, люблю
даже наших родных донских комаров.
Он: Вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа! Прощайте, учителя!
Прощайте, однокашники! Что нас ждет впереди? Неизвестность…
Она: Почему «неизвестность»? Ты военный, а я – преподаватель в младших
классах.
***
Он: Как думаешь, учителя еще в школе или уже разошлись?
Она: Когда сюда шла, свет горел в кабинете истории. Пойдем, все равно еще
кого-нибудь застанем.
***
Он: Том, да брось ты расстраиваться, ну подумаешь, одна тройка, да и то по
химии, у меня их пять, что же мне теперь и жить не стоит?
Она: Тебе хорошо рассуждать, ты идешь работать, а меня учиться, в
институт надо.
***
Она: Это правда, что ты собираешься уехать в военное училище?
Он: Правда. Хочу жизнь посмотреть и Родину. Поедем со мной!
Она: Вот еще, из Казанки - никуда.
***
Он: Тамара, хочешь я тебе что-то важное скажу?
Она: Говори.
Он: Только ты не смейся… Я тебя люблю.
***
Она: Пришел июнь- румянец года,
Обилие света и тепла,
И зацвела вокруг природа.
Палитрой красок ожила.
Он: И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.
Она: Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Юноши и девушки, через центр, расходятся в разные стороны. Звучит фонограмма песни «До свидания, мальчики!»
Действие второе.
Ведущий: В далёкий год, простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен,
И в танковых боях, и штыковых.
Он: Отзвенела юность школьными звонками,
Загремела взрывами гранат,
Провожала мама с мокрыми глазами,
До победы спрятав аттестат.
Она: Фатеев Леонид Афанасьевич родился в 1905 году (точная дата рождения неизвестна) в х. Морозовский. Пошёл в школу в 1915 году, но не смог её закончить, так как началась революция, а затем гражданская война. Лишь только в 1923 году смог выучиться в училище г. Ростова-на-Дону на учётчика. До войны работал в колхозе в х. Морозовском учётчиком, так как был человеком образованным. 6 июня 1925 года женился на Евсеевой Надежде Никифоровне, в семье было трое детей. Прожили вместе они не долго, так как в сентябре 1941 года его призвали на фронт, а в декабре того же года в семью пришло сообщение о том, что он пропал без вести на фронте.
Он: Мы в сорок первом ехали в теплушках,
Плацкарт солома заменяла нам,
Шинель - и одеяло и подушку,
Сухой паёк - вагонный ресторан ...
Мы дружно собирались у печурки,
Тепло сближало и роднило нас,
Бросали в печь березовые чурки,
Чтоб наш огонь веселый не погас.
Качался за вагоном вечер синий,
А из теплушек на простор России:
«Вставай, Страна огромная!» - неслось.
Песня «Священная война»
Она: В семье жителей ст. Казанской Матвея Варфоломеевича и Марфы Ивановны Карташовых было пятеро детей: двое девочек - Дуся и Паша, и трое мальчиков - Василий, Павел и Георгий. Все выпускники Казанской школы разных лет. Всем трём мальчикам из этой семьи довелось защищать нашу Родину. Павел и Георгий погибли на фронтах Великой Отечественной войны, не успев создать семьи, не успев в мирной жизни ничего. Один из них погиб под Сталинградом. Их имена навечно занесены в Книгу Памяти Великой Отечественной войны, выбиты на Мемориале Памяти в ст. Казанской. В живых довелось остаться только Василию.
Василий Карташов, рождения 1912 года 5 мая, закончил 4 класса Казанской школы, работал в Казанском лесничестве токарем в предвоенные годы. Он был в своём деле что называется «профи». Имел высший разряд токаря. На войну его призывать не спешили, у него была так называемая бронь. Профессия токаря считалась в ту пору стратегической.
В 1942 году на собственном подворье погибает при бомбёжке отец Василия, Матвей Варфоломеевич. Фашисты, испив донской водицы, яростно огрызались, Василий не мог сидеть дома, он рвался мстить за отца, за братьев, за нашу Родину.
И в 1942 году, найдя себе замену на работе в лице Усенко Михаила Николаевича, Василий ушёл защищать Родину. Он был призван Мигулинским районным военным комиссариатом. И началась у него военная жизнь.
Из - под Сталинграда под Ворошиловград, а затем на Сиваш прошёл Василий Матвеевич Карташов. Он был среди тех, кто захватил осенью 1943 года плацдарм на Крымском берегу площадью 73 квадратных километра и удерживал его в течение пяти месяцев. Приходилось ему страдать от жажды, страдать от холода в присивашской степи. Вместе с бойцами 263-й дивизии он пошёл на решительный штурм за освобождение Крыма от фашистских захватчиков.
Василий Матвеевич не дошёл до конца войны - в феврале 1945 года был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Израненый, больной вернулся Василий Матвеевич в родную станицу. До ухода на пенсию работал токарем в лесхозе.
Жизнь Василия Матвеевича сложилась: в 1920 году, когда ему было 8 лет, посадил тутовое дерево, ягодами которого и по сей день лакомятся внуки, правнуки и многие станичники. Он был настоящим рыбаком, построил дом в центре станицы Казанской.
Василий Матвеевич вместе со своей женой Агриппиной Капитоновной воспитали четверых детей, которые стали достойными гражданами России. За это стоило воевать.
Фронтовыми заслугами никогда не бахвалился. Выпадал случай расскажет эпизод - другой из своей фронтовой жизни. В этих эпизодах жили и побеждали его товарищи - молодые, весёлые, полные надежд и готовности пригвоздить фашиста. В них оживало удивительное время и героическое поколение освободителей нашего Отечества.
Она: Война не обошла стороной и мою семью. На фронт ушёл мои прадеды Илья Фёдорович и Николай Иванович.
Илья Фёдорович воевал всего два месяца под Курской дугой. Но эти два месяца для него как два месяца ада. После жестоких схваток с немцами мой прадед пропал без вести. После войны моей прабабушке прислали медаль за отвагу посмертно.
Второй прадед, Николай Иванович, воевал на Кавказе. Его отправили в разведку с другом. Но, идя по дороге ночью, они подорвались на мине. Через неделю прабабушке сообщили о гибели её мужа. Посмертно ему дали медаль.
Он: Ах, сколько было за войну атак,
Успешных, а подчас врагом отбитых,
На выжженных огнём полях,
И нашей кровью те поля политы.
Она: В сорок первом Аня Калмыкова закончила десятый класс. А спустя полтора года, ей как многим сверстницам пришлось надеть защитную гимнастёрку, солдатские сапоги и серую шинель. Попала Аня в отдельную 80-ю роту воздушного наблюдения, расположенную под Луганском. Девушки, а их в роте было большинство, быстро овладев специальностями связисток, умело и храбро выполняли свою главную обязанность, охраняли воздушные подступы к штабу фронта, обеспечивали связь с зенитками. Делать это приходилось при любых условиях: под проливным дождём, в кромешной мгле, на жутком морозе. И бывало страшно. …Гул вражеских бомбардировщиков нарастал - самолеты шли с разных сторон. Пулеметчики вступили в бой. Вокруг рвались бомбы, свистели осколки. Фонтаны земли от взрывов бомб, казалось, поднимались совсем рядом, но никто не имел право покинуть наблюдательный пункт, пока налёт противника не был отражен...
В памяти Анны Николаевны навсегда остались этот гул самолётов, бесконечные бомбёжки, трудные вёрсты, которые приходилось преодолевать по бездорожью в полной боевой выкладке во время дислокации роты. Но чаще всего ей видится одна и та же жуткая картина: поднимается тяжелый черный дым, горят дома, заборы, деревья...
Сколько горящих деревень, сколько горя, смерти видела она за фронтовые годы, сколько мучений, страданий, утрат! ... Вот бомба упала прямо в загруженный транспорт, и на их глазах погибли моряки, которым накануне девушки из их роты передали письма на родину ... Вот следы зверских преступлений, которые чинили, отступая под натиском советских войск, обезумевшие фашисты: истерзанные труппы незнакомых девушек-регулировщиц с выколотыми глазами, разбитыми черепами, вырезанными на теле звёздами ... Всё это невозможно забыть... Нелёгкий каждодневный труд защитниц неба во многом способствовал тому, что штаб фронта был ограждён от варварских налётов фашистской авиации. За годы боевых действий пулемётчиками и координатами наблюдателей 80-й роты было уничтожено 700 вражеских самолётов! За проявленное мужество при освобождении столицы Румынии Анна и её боевые подруги были награждены медалями «За взятие Бухареста». Есть среди её наград и орден Отечественной войны второй степени. А потом была Австрия. Там в 25-ти километрах от её столицы и застала Анну радостная весть о Победе. Было это 8го мая. Комвзвода, прекрасно владевший немецким языком, заловил случайно волну радиостанции. А через день их рота была уже в разрушенной Вене, где и встретили великий праздник морем улыбок, цветов и слез.
Вскоре девушки из противовоздушной обороны увольнялись в запас. Никогда не сотрутся в памяти те минуты, когда их состав пересек долгожданную границу, «Домой… домой…», - стучали его колеса. Было это в августе сорок пятого. И сколько бы лет не было Анне Николаевне. А так и осталась женственной, очень похожей на ту большеглазую, красивую девушку с фронтовой фотографии.
Она: ... Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят, но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Он: Почти годом раньше вернулся с фронта Юрий. Его боевые дороги были столь же далекими и трудными. По окончании Сталинградского военно- политического училища - направление на Воронежский фронт. Затем -
2-й Белорусский. После - Орлово - Курское направление, освобождал Гомель, Минск, форсировал знаменитые Пинские болота, реку Сож и Днепр. Вздрагивала, горела земля, прямо над головами проносились пикирующие бомбардировщики, били минометы ... Казалось, живыми отсюда не выбраться. Но бойцы выполняли приказ - навести переправы для наших танков. С колоссальными потерями он был выполнен, и танки прошли. В ходе этой операции, проводимой в районе Якимовой Слободы, Юрий был тяжело ранен и отправлен в Кисловодский госпиталь. После полугодового лечения врачебная комиссия сделала заключение - к строевой негоден. С не зажившими ранами и осколками в голове, ногах и груди, на костылях вернулся солдат домой. На его гимнастерке среди других наград сиял Орден Красной Звезды.
Он: Нет, не думали мы о наградах,
О медалях своих, орденах,
Понимали - сражаться надо,
Защищая Отчизну в боях.
И в свинцовой пурге и метели,
Отражая атаки врага,
В то суровое время хотели,
Чтобы не было войн никогда.
Она: Мой дедушка Булаткин Григорий Алексеевич родился 21 января 1909 года в хуторе Пузановском Солонцовского сельсовета Верхнедонского района Ростовской области.
Его родители занимались сельским хозяйством. В 1929 году вступили в колхоз «Маяк Ильича» Солонцовского сельсовета. Отец умер в 1918 году.
В 1917 году дедушка поступил в Базковскую сельскую школу, в 1921 году окончил. В 1922 году поступил в Казанскую НСШ, в 1926 году окончил 7 классов и занимался сельским хозяйством. В 1930 году поступил на работу в Солонцовское сельПО Верхнедонского РПС в качестве заведующего магазином. В 1933 году поступил на работу в Казанскую МТС на должность счетовода автопарка, где проработал до 1938 года. 1 мая 1938 года по распоряжению правительства, автопарк выделился из МТС в автобазу, он перешел на работу в автобазу бухгалтером, где проработал до 15 июля 1941 года.
15 июля 1941 года во время Отечественной войны был мобилизован в Красную Армию. С 27 июля 1941 года по 19 сентября 1941 года г. Москва 1й запасной полк связи с 19 сентября 1941 года до 1943 года Северо-Западный фронт, 163 стрелковая дивизия 1318 стрелковый полк, пулеметная ротапулеметчик-наводчик №-1.
28 января 1942 года окончил дивизионные курсы младшего командного состава, получил звание - старший сержант, и был назначен помощником командира взвода противотанковых оружий. 1318 С-П 163 С-Д /Группа - Москва/ С.3.Ф. 28 февраля 1943 года ему присвоили звание младшего лейтенанта и назначили зам. Командира батареи 45 м/м орудий по политчасти. 10 мая 1943 года присвоили военное звание лейтенант. С 1 июля 1943 года был послан на переподготовку в артиллерийское одногодичное училище (Тоцкие лагеря, Чкаловской области ЮУВО) 1 мая 1944 года окончил по приказу главного маршала артиллерии, был назначен в l-й Украинский фронт командиром огневого взвода 76 м/м орудий, 112 ст. див 264 полк. 4 августа 1944 года на Сандомирском плацдарме был тяжело ранен. С 4 августа по 29 сентября 1944 года лежал в госпитале №-3375 г. Львов.
27 мая 1945 года по 3 июля 1946 года зам. Командира батареи 76 М/М орудий 264 стр. полк 214 стр. дивизия. 3 июля 1946 года был мобилизован в запас.
За время Великой Отечественной войны награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 5-й степени и Медалью за победу над Германией 1941-1945 г.
В плену и на оккупированной территории не был.
С 1 августа 1946 года по 16 июня 1947 года работал в Верхнедонской автороте - бухгалтером, с 16 июня 1947 года по 1 октября 1948 года работал диспетчером в Верхнедонской автороте.
Он: Как под танки бросались с гранатой,
Каждый делал на совесть, что мог,
Потому, что мы просто солдаты,
Выполняли солдатский свой долг.
Звучит фонограмма песни «Над курганом»
Ведущий: (на фоне музыки) Просим почтить память погибших выпускников Казанской школы минутой молчания.
Минута молчания.
Ведущий: В аттестатах отметок
Не ставят за смелость,
За любовь к своей Родине,
Дружбу и честь.
Им в боях довелось
Проверять свою зрелость,
И отметок таких
Невозможно учесть.
И экзамен на верность
Любимой Отчизне
С честью выдержал
Каждый из наших ребят.
Имена их отныне
Бессмертно и гордо,
Как в шеренге бойцы,
В школьном списке стоят.
А теперь, ребята, давайте обсудим увиденное и услышанное. Я хочу чтобы вы ответили на следующие вопросы:
- Узнали ли вы в действующих лицах своих земляков?
- Понравились ли вам рассказы ваших товарищей о своих прадедах героях Великой Отечественной войны?
- Можете и хотите ли вы рассказать о героях своей семьи на следующих конференциях?
Указания к проведению мероприятия.
Данное мероприятие – традиционное в системе работы Верхнедонской гимназии. Подготовительную работу вели ребята из лекторской группы клуба «Патриот».
Оно разработано на основе проектно-исследовательских работ учащихся на тему «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны». В начале учебного года дети получают задание по теме; впоследствии работают с семейными архивами, записывают со слов воспоминания старших членов семьи и перерабатывают материал в форме сочинения. Промежуточный этап – отчеты детей о найденном материале; проводимый вечер - итоговый в системе поисково – исследовательской работы класса за учебный год.
Мероприятие чаще всего бывает приурочено к праздникам: Освобождение района от немецко-фашистских захватчиков, 23 февраля или 9 мая.
Следует отметить, что даже разыгрываемая в его начале сценка – реальная история наших земляков, она подкреплена документально и вызывает глубочайший эмоциональный отклик в сердцах не только зрителей, но и участников.
Конференция проводится со школьниками старших классов, как официальная часть вечера.
Анализ результатов мероприятия проводится следующим образом: на первом этапе анализируются работы учащихся, их истории перерабатываются для того, чтобы прозвучать по ходу проводимого мероприятия. Основной анализ проводится в ходе мероприятия методом простейшего наблюдения. Практически все дети не сдерживают слез, потому что все истории дороги им: это истории их дедов и прадедов, их семей, близких им людей. Считаю высшей формой воспитательного воздействия, когда ребенок (а тем более подросток) прочувствовал тему до слез.
Тема конференции органично подчеркивает мысль неразрывной связи истории семьи и истории всей страны, нашей Родины.
Список литературы.
1. Большая советская энциклопедия. Великая Отечественная война.
2. «Песни военных лет», сборник.
3. Семейные архивы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)
Цель: Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.Поклонимся великим тем годам!
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.«Поклонимся великим тем годам!»...
Литературно-музыкальная композиция в форме театрализованного представления, посвящённая 69-ой годовщине Великой Отечественной войны.
9 Мая – День Победы, священный, святой праздник для каждого гражданина нашей Родины. 1418 дней наш народ шёл к Победе, к Берлину, к Маю.Годы Великой Отечественной войны - в памяти каждой семьи. ...
Литературно-краеведческая композиция, посвященная Памяти всех погибших на фронтах ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ «И помнит мир спасённый…»
Литературно-краеведческая композиция, посвященная Памяти всех погибших на фронтах ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ«И помнит мир спасённый…»...
Сценарий исторической, литературной, музыкальной композиции, посвященной детям – героям Великой Отечественной войны «Стояли со взрослыми рядом».
Сценарий исторической, литературной, музыкальной композиции, посвященной детям – героям Великой Отечественной войны «Стояли со взрослыми рядом»....
«Они не вернулись из боя…» (литературно-музыкальная композиция о выпускниках Марьинской средней школы, не вернувшихся с полей Великой Отечественной войны)
Данная разработка знакомит обучающихся с выпускниками Марьинской средней школы, которые погибли во время Великой Отечественной войны...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"...