Сценарий литературно-музыкальная композиция "Дети блокадного Ленинграда"
материал

Сметанина Галина Анатольевна

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети блокадного Ленинграда".

Цель: воспитание патриотизма и сопричастности к истории своей страны посредством "погружения" участников мероприятия в события блокадного периода жизни детей Ленинграда. Задачи: дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме детей - своих сверстников; познакомить с воспоминаниями детей, переживших блокаду; способствовать воспитанию уважительного отношения к памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за свою страну.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий, литературно-музыкальной композиции,

посвященной 77-летию

 со дня полного снятия блокады Ленинграда

«Дети блокадного Ленинграда»

Цель: воспитание патриотизма и сопричастности к истории своей страны посредством «погружения» участников мероприятия в события   блокадного периода жизни детей Ленинграда.

Задачи:

  • дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме детей – своих сверстников;
  • познакомить с воспоминаниями детей, переживших блокаду
  •  познакомить с музыкальными произведениями и поэтической литературой, посвященными блокадному городу;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения к памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за свою страну.

Оформление сцены: название литературно-музыкальной композиции «Дети блокадного Ленинграда», изображение медали «За оборону Ленинграда», георгиевская лента.

Техническое обеспечение: ноутбук, TV для трансляции презентации.

Электронные образовательные ресурсы: записи Ю. Левитана объявления о начале войны, о прорыве блокады Ленинграда; документальное видео «Бомбардировка Ленинграда», видео клипы песен: «Белые панамки» (автор Вадим Егоров), «Дети войны» (муз. О. Юдахина, сл. И. Резника), «Ленинградские мальчишки» (муз. И. Шварца, сл. В. Коростылёва), презентация «Дети блокадного Ленинграда»

Действующие лица:

Ведущий: педагог

Чтецы: учащиеся

Ход мероприятия:

Слайд 1- 5 фото современного Санкт-Петербурга

Ведущая: город на реке Неве – Санкт-Петербург. Величествен и красив, Петербург, построенный Петром I. Москва, мы говорим – сердце страны, а Санкт-Петербург – душа, и культура нашей страны. В истории города много счастливых и трагических страниц.  

В этом году 27 января исполняется 77 лет как была снята блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня – это почти 2 с половиной года. Блокада унесла более миллиона жизней ленинградцев. В окружении вместе с взрослыми в эти тяжелейшие дни были 400 тысяч детей. И сегодня речь пойдет именно о мужестве и стойкости детей блокадного Ленинграда.

Слайд 6                  Дети блокадного Ленинграда

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали.

И только в сорок пятом -

Паспорта.

Слайды 7, 8 детские фото до войны

Ведущая: 22 июня 1941 года. Воскресенье. День выдался солнечным, тёплым.

(8, 9) У школьников каникулы кто в пионерских лагерях, (10) кто у бабушек в деревне. (11, 12) Был обычный мирный день, дети играли в свои детские игры. Но вдруг в эту мирную жизнь ворвался из уличных репродукторов громкий тревожный голос:

Слайд 13 (голос Левитана – Объявление о начале войне)

Слайды 14, 15 довоенный Ленинград

Ведущая: Дети начинают возвращаться домой. И поначалу в городе продолжается мирная жизнь. (16) Работают театры и музеи. Но в городе срочно идет эвакуация заводов. Эвакуируются и школы. Старшеклассники помогают учителям разносить родителям повестки о собраниях, на которых говорят, какие вещи детям необходимо брать с собой в эвакуацию. Как же надо было доверять школе и верить учителям, чтобы в это неспокойное время отпустить своих детей!

Старшеклассники пошли записываться в ополчение, ребята чуть помладше пошли на заводы.

Слайд 17

Ведущая: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.  

Этот город Гитлеру был не нужен. Он планировал стереть его с лица земли непрерывными бомбежками.

Захват Ленинграда был одним из пунктов немецкого плана «Барбаросса». Фашисты считали, что в течение лета и осени наша страна будет разгромлена и город на Неве взят. Но их планы не сбылись.  Хотя гитлеровское командование и бросило к городу огромные силы – более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов, защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска на подступах к городу. Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира. Из окруженного города нельзя было выехать, и въехать в город тоже нельзя.

Война в город пришла 8 сентября 1941 года.

Слайд 18 документальное видео Бомбардировка Ленинграда

Слайды 19  

Ведущая: Ленинград бомбили днём и ночью. Продовольствия не было. Те запасы продуктов, которые оставались на момент окружения были уничтожены в первый день блокады – это продуктовые «Бадаевские склады»

Слайд 20

- Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —
Первый день блокады.
Все ближе полчища врагов,
Гудят воздушные тревоги.

- Сегодня утром пала Мга —
И все отрезаны дороги.
В кольце,
В осаде Ленинград.
Не умолкает канонада.
Опять летят.
Опять бомбят.
Пылает первый день блокады.

Слайд 21

Ведущая: в первую очередь немцы бомбили склады, школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 года на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч    зажигательных и 3055 фугасных бомб.

Слайд 22

Ведущая: во время воздушной тревоги, когда жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети. (23) «Зажигалку», которая шипела и брызгала, быстро хватали длинными щипцами и тушили, засыпая песком или бросали вниз на землю.  Нельзя упускать ни секунды, поэтому надо было быстро двигаться по покатой и скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось.

Пожаров могло быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые.

Слайд 24, 25

Ведущая: Все наземные пути были перекрыты. Детей продолжали вывозить на большую землю по озеру Ладога – по дороге Жизни. Немцы с воздуха бомбили переправы. Тонули продукты и всё необходимое, что везли в Ленинград. Гибли взрослые и дети, которые выезжали их Ленинграда.

Слайд 26 детские игрушки

Ведущая: на снимке игрушки ленинградских детей, которых эвакуировали из Ленинграда на большую землю на барже. Транспорт с детьми подвергся вражеской бомбардировке и был затоплен. Через десятки лет эти игрушки были найдены на дне Ладожского озера. Никого из маленьких хозяев этих куколок, мишек, погремушек не осталось в живых. Этой ужасной трагедии посвящена песня «Белые панамки».

Слайд 27 видеоклип, песня «Белые панамки»

Слайд 28 (звуки бомбежки)

Ведущая: Город бомбили каждый день.

Слайд 29 Рассказывает девочка под звуки бомбежки

«Немцы бомбят и обстреливают город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома – окопы, в них наши солдаты. Как только раздается рев моторов самолётов, мы мчимся к солдатам в окопы. С бойцами не так страшно. Солдаты, конечно, ругают нас, но чаще жалеют. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей, быстрей прячьтесь, а то Змей Горыныч слопает».

Ведущая: Гибель мирных жителей во время обстрелов была только началом бедствия. Перестали работать электростанции – город погрузился во тьму.

Слайд 30

 Ведущая: Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов. Ленинград занесло снегом, ударили 40-градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. (31) Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги.

Печь-буржуйка совсем остыла.

Стало в комнате холодно слишком.

В целом мире время застыло.

Тихо хнычет мой младший братишка.

Одеяла больше не греют...

Мы лежим, прижавшись друг к дружке.

Громко воют злые метели.

Стала камнем холодным подушка.

Слайд 32

Ведущая: замёрзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было брать только из рек Невы и Фонтанки.

Слайд 33

Девочка:

«Я в гору саночки толкаю. Еще немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая, тяжелой стала, как свинец.

Как хорошо, что ты замерзла, святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой, на той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка, я привезу тебя домой.»

Слайд 34 портрет Анатолия Молчанова

«Мне было десять лет – вспоминает один из жителей блокадного города поэт Анатолий Молчанов. -  Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю. 

Мы были настолько истощены, что не знали, уход за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом». Анатолию Молчанову было 9 лет, когда началась блокада Ленинграда.»

Ведущая: немногие жители блокадного города погибли от бомб и снарядов, умирали в основном от голода и холода.

Слайд 35 хлебная норма

Ведущая: Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба были очень маленькие. Рабочие получали 250 грамм, остальные взрослые и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень непохож на нынешний. Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.

Слайд 36 очереди за хлебом

Ведущая: но из-за этим маленьким кусочком надо было стоять много часов в очереди на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой, где их ждали голодные дети.

 Других продуктов практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. (Клейстер – это мука заваренная кипятком и эту массу использовали в качестве обойного клея). Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли.

Слайд 37

Ведущая: от постоянного голода дети страдали дистрофией

«Мы здесь живем очень плохо, - пишет в письме семилетний мальчик печатными буквами.  Голодные, как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел».

Блокадных будней откровенья,

Не заслонить забвенья мгле.

Какое это наслажденье —

Жевать обычный черный хлеб!

Да, не кусать и не глотать,

А лишь жевать, жевать, жевать.

Упиться сладостью ржаною,

Остатком жизненных щедрот

И дивной хлебною слюною

Наполнить весь голодный рот.

А чтобы хлеб жевался дольше,

Чтоб растянуть блаженства миг,

Мы режем ломтики потоньше

И на буржуйке сушим их.

А. Молчанов

Ведущая: Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном, даже о простой еде. Вот записка Вали Чепко, которое она назвала «меню после голодовки, если я останусь жива». 1-е блюда: суп картофельный, овсяный, 2-ое каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре. И тоскливая подпись: об этом я и не мечтаю.»

Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода в 1942 году. 

Слайды 38

Ведущая: Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? (39) Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?

Слайд 40 видеоклип песня «Дети войны»

Слайд 41 записи в дневнике Тани Савичевой

Ведущая:У каждого такого ребенка – вашего сверстника - своя страшная история жизни в блокадном городе.  Часто, вспоминая блокаду, говорят про   дневник Тани Савичевой, и ее известную фразу «осталась одна Таня». Но   судьба Тани - одна из многих судеб ленинградских мальчишек и девчонок.

Сколько огромного горя скрывается в этих детских строчках. Мы не знаем имён кто написал эти строки. Сегодня их письма хранятся в музее защитников Ленинграда.

" Привет из Ленинграда.

Здравствуйте, милая тетя.

Вы пишите, что не получаете от нас новостей. Вот они.

16 февраля умерла мама.

16 ноября умер папа.

10 января умерла бабушка.

19 января умерла тетя Лиза.

21 марта комната наша разбита и ранен в голову Славик.

23 марта в госпитале в 9 часов утра он скончался.

И я осталась одна ".

Но именно дневник Тани Савичевой стал доказательством о страшных злодеяниях фашистов, когда был суд в Нюрнберге над гитлеровскими преступниками человечества.

Во время блокады Таня сделала в своем дневнике 9 коротких трагических записей.  

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

"Савичевы умерли"

"Умерли все"

"Осталась одна Таня" 

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

 Был документом страшным и веским,

 Плакали люди, строчки читая.

 Плакали люди, фашизм проклиная.

 Танин дневник – это боль Ленинграда,

 Но прочитать его каждому надо.

 Словно кричит за страницей страница.

 "Вновь не должно это все повториться".

Слайд 42

Ведущая: у большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти ребята привыкли к бомбёжкам и обстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для них обычной картиной. Но все они мечтали о будущем, о будущем без войны.

Слайд 43

Ведущая: и поэтому преодолевая слабость, в лютый холод, под обстрелами – они шли в школу.

В осажденном городе во многих школах были развернуты госпитали. Местом учебы стали некоторые бомбоубежища жилых зданий. На учебной тетради того времени было написано не номер школы, а порядковый номер бомбоубежища. Такое возможно было только в Ленинграде!

Слайд 44

Ведущая: В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Уроки учили наизусть.

От голода дети умирали даже во время уроков

В школе

Девчонка руки протянула

И головой — на край стола...

Сначала думали — уснула,

А оказалось — умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья — после похорон.

Ведущая: и всё таки ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!

В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало меньше, многие   погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».

Слайд 45 Новый год

Ведущая: в 1941 году новогодних праздников в школах не было, но на следующий год не смотря на голод и страшный холод все же решили провести для ребят школьные ёлки. Звучала музыка, перед ребятами выступали артисты, но главное, что в пригласительных билетах было написано, что их ждет обед. Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда по тому времени. А еще в город привезли мандарины и раздавали их детям. Это был самый лучший подарок от Деда Мороза. Его прижимая под одеждой, уносили домой – маме, младшим братьям и сестренкам.

Слайд 46 Маленькие герои

Ведущая: Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.

Слайд 47 Видеоклип песня «Ленинградские мальчишки»

Слайды 48,

Ведущая: не было таких событий в блокадном городе, в которых не участвовали юные ленинградцы. (49) Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети   изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. (50) Чтобы ребята   могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день – никто не считал.

Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. (51, 52) Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.

(53) С весны до поздней осени в 1942- 44 годах школьники работали на совхозных полях, чтобы в городе были овощи. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя, снимали панамки и ложились лицом в землю. Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.

(54, 55,) Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжело раненных.  Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. (56) Заготавливали для госпиталя дрова.

 С 1943 года   в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту.

Слайд 57

Ведущая: Изможденные, голодные ребята не прекращали свои любимые занятия в кружках. Они продолжали заниматься не смотря даже на бомбежки.

Слайд 58                «Девочка у рояля»

(Дочери моей, Марине Дранишниковой)

Стрелки непочиненных часов,

Как трамваи, неподвижно стали.

Но спокойно, под набат гудков,

Девочка играет на рояле.

У нее косички за спиной.

На диване в ряд уселись куклы.

Бомба, слышишь? В корпус угловой…

Дрогнул пол… Коптилка вдруг потухла…

Кто-то вскрикнул. Стекла, как песок,

Заскрипели под ногой. Где спички?

Девочка учила свой урок,

В темноте играя по привычке.

Так еще не пел нам Мендельсон,

Как сейчас в тревогу. И весь дом был

Музыкой нежданной потрясен

В грозный час разрыва близкой бомбы.

И наутро, в очередь идя,

Постояла я под тем окошком.

Ты играешь, ты жива, дитя.

Потерпи еще, еще немножко.

Зимовать остался Мендельсон.

Как надежда, музыка бессмертна.

Стали стрелки. Город окружен.

До своих — большие километры.

Хлеб, как пряник, съеден по пути.

Раскладушка в ледяном подвале.

…Но, как прежде, ровно с девяти

Девочка играет на рояле.

Варвара Вольтман-Спасская

Слайд 59, 60

Ведущая: В осажденном городе работала консерватория, театры давали спектакли, шли фильмы. Город жил и выжил, несмотря на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом.

И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за эти страшные блокадные дни.  Но они не только пережили блокаду, они, как и их родители, помогли выстоять великому городу.

Слайд 61, 62 награжденные подростки

Ведущая: они учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

И город, действительно выжил.

И Ленинградцы снова смогли услышать долгожданные слова Юрия Левитана

Слайд 63 голос Левитана о прорыве блокады

Слайд 64 салют в честь снятия блокады

Ведущая: 27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады – разгрома немцев под Ленинградом.

- В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей… 
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад, 
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! 

Слайд 65

Ведущая: памятник "Цветок жизни" сооружен на 3-ем км. легендарной дороги Жизни. Этот цветок – памятник ребятам, погибшим в блокаду. (66) С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: «Пусть всегда будет солнце!». Это вечный цветок жизни.

В завершении классного часа прочту стихотворение Юрия Воронова, пережившего школьником блокаду:

(Фоновая музыка к стихотворению)

Опять война,
Опять Блокада, -
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

Источники:

Дети и блокада (filipoc.ru)

Литературно-музыкальная композиция "Дети блокадного Ленинграда" (infourok.ru)

135 стихов о детях блокады - "ВО!круг книг" Блог библиотеки им. А.С.Пушкина г.Челябинска (vokrugknig.blogspot.com)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции про подвиг Блокадного Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной композиции о подвиге ленинградцев....

Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокадное Святое поколенье, ты вынесло неравный этот бой!»

Литературно-музыкальная композиция, посвященна  Дню снятия блокады города Ленинграда. Блокадные времена - это небывалые времена.Можно уходить в них, как в нескончаемый лабиринт таких ощущений и п...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Я буду сегодня с тобой говорить» ( блокадная лирика Ольги Берггольц)

Сценарий и методические рекомендацииЛитературно-музыкальная гостиная «Я буду сегодня с тобой говорить» ( блокадная лирика Ольги Берггольц)16 мая 2015 года исполняется 105 лет со дня рождения...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадный Ленинград"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадный Ленинград"...