Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда
план-конспект урока по истории на тему
Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Ленинграда позволил бы высвободить действовавшие там войска для осуществления операции «Тайфун» по захвату Москвы. Захват Ленинграда нужен был Гитлеру и для поднятия духа своей армии, чтобы поддержать веру войск и союзников Германии в реальность плана молниеносной войны против Советского Союза.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент общего и профессионального образования Брянской области ГОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»
Сценарий
Литературно-музыкально- исторического вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда
Подготовила и провела преподаватель общественных дисциплин
Радькова Лариса Степановна
Сураж, 2009
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье.
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный ...
- так писал о городе Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Медный всадник».
Город был построен по решению императора Российского Петра 1 в 1903 году как опорный пункт нашего государства на Балтике, как крупный морской порт и как новая столица России. Это укрепляло позиции России в Европе, откуда нередко приходили к нам вороги.
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все Флаги будут в гости к нам,
И запируем на просторе.
Со временем город превратился в один из красивейших в мире. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и музеи города являются гордостью нашей страны. И сам город-весь-музей, ценнейший памятник нашей национальной российской культуры.
Ленинград для нас больше, чем город. Он - наша история. Все в нем гармонично - вода и камень, небо и туманы.
Его воспели Пушкин, Гоголь, Достоевский, Блок.
Это крупнейший промышленный центр, где до Великой Отечественной войны было свыше 3-х миллионов жителей.
Не случайно в гитлеровском плане уничтожения СССР, нашего народа, нашей культуры захвату Ленинграда придавалось исключительное значение.
Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Ленинграда позволил бы высвободить действовавшие там войска для осуществления операции «Тайфун» по захвату Москвы. Захват Ленинграда нужен был Гитлеру и для поднятия духа своей армии, чтобы поддержать веру войск и союзников Германии в реальность плана молниеносной войны против Советского Союза.
Гитлер бросил для захвата Ленинграда группу армий «Север» под командованием генерал-Фельдмаршала Фон Лееба.
В первые месяцы войны немцы успешно наступали, несмотря на героические усилия противостоящей им красной армии.
Уже в июле-августе 1941 года они захватили значительную часть Ленинградской области.
30 августа 1941 года немцы захватили железнодорожный узел-станцию Мга и тем самым перерезали железную дорогу, соединяющую Ленинград с территорией страны - Большой Землей.
8 сентября 1941 года немцы вышли на южный берег Ладожского озера и в устье реки Невы захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость). Это означало, что Ленинград теперь был полностью блокирован с суши, движение судов с Ладоги по Неве тоже прекратилось.
На Карельском перешейке Финские войска, выйдя к нашей государственной границе, пытались продвинуться дальше, но были там остановлены. Теперь они ждали благоприятного момента, чтобы ринуться на Ленинград с севера.
Две недели войска Фон Лееба в полном составе штурмовали город, но сломить нашу оборону не смогли. Войска Ленинградского Фронта и Балтийского Флота своим героическим упорством не позволили им сходу взять Ленинград и перебросить освободившиеся войска под Москву.
В начале октября 1941 года немцы перестали штурмовать Ленинград и сменили тактику.
Из директивы верховного главнокомандования гитлеровской Германии войскам с 7 октября 1941 года: «Капитуляция Ленинграда, а позже и Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она будет предложена советским командованием. Ни один немецкий солдат не должен вступать в эти города. Жители, если они попытаются покинуть их через позиции немецких войск, должны быть отогнаны огнем обратно.
Сами города перед занятием их должны быть превращены в развалины огнем артиллерии и бомбардировками с воздуха. Это должно увеличить хаос в захваченных землях и облегчить управление и использование этих территорий после окончания войны.»
Директива четко выполнялась.
Из показаний пленного немца (Ловно Рудольфа): Артобстрел по Ленинграду велся утром с 8 до 9 часов, днем с 11 до 12, вечером с 17 до 18, а затем с 20 до 22 часов. Основная задача обстрела - уничтожение жителей города, разрушение предприятий и захваченных зданий, а также моральное подавление Ленинградцев.
Это происходило ежедневно. А 19 сентября 1941 года немцы обстреливали Ленинград в течение 18 часов подряд – c l часа 5 минут до 19 часов. Одновременно немецкая авиация совершила 6 налетов на город, в которых участвовало 276 бомбардировщиков.
Город должен был погибнуть от обстрелов и бомбежек, от холода, голода и эпидемий. Люди должны быть доведены до такого состояния, чтобы и самому смерть считать за избавление от страданий ...
Ленинград жил, окруженный врагами, 900 дней. Блокада. Это слово - навеки в памяти тех, кому довелось ее пережить, в памяти их потомков. Блокада поставила человека на край бездны, как будто проверяла, на что он способен, чем он жив, где берет силы...
Кто не испытал сам, тому трудно представить все это, трудно поверить, что так было. Но так было.
Да, есть слова, наполненные светом,
И с нами всюду сердце бьется в лад.
Не называя всех, скажите: «Ленинград!» -
И это будет подлинным ответом.
… Еще идя сквозь ужасы войны.
Мы испытали все, и в полной мере,
Кому-нибудь потомки не поверят.
Кому-то не поверят, нам - должны!
Нам все должны поверить, ленинградцам,
И если надо, мир обшарив весь.
Узнать геройство, мужества набраться,
И доблести, и гордости, то - здесь!
Как жил Ленинград в блокаде? - Свидетельствуют документы, свидетельствуют очевидцы.
Самым страшным врагом для Ленинградцев стал голод, ведь до войны основная часть продовольствия поступала из более южных районов страны.
В июле 1941 года в Ленинграде была введена карточная система продажи продуктов.
К восьмому сентября, к моменту начала блокады, по карточкам продавали:
рабочим 600 граммов хлеба в день, служащим - 400 граммов,
иждивенцам и детям - 300 граммов хлеба.
И тем не менее город съедал более двух тысяч тонн хлеба в сутки. Запасы продовольствия быстро уменьшались, их оставалось в городе примерно на месяц.
С началом блокады нормы, продажи продуктов по карточкам периодически снижаются:
12-го сентября, 1-го октября, 13 ноября …
После очередного пятого снижения норм 20 ноября 1941 года рабочие стали получать 250 г. хлеба в день, служащие, иждивенцы, дети до 12 лет - 125 граммов хлеба...
Вот они, эти граммы...
Из чего выпекают хлеб?
Сегодня мы едим хлеб в основном из пшеничной муки. Ленинградский блокадный хлеб был совсем другим ...
Его состав с 20 октября 1941 года:
- мука ржаная - 63%
- мука овсяная - 8%
- мука солодовая из проросшего зерна - 12%
- мука из затхлого зерна - 5%
- мука соевая - 4%
- отруби (зерновая шелуха) - 4%
- льняной жмых то, что остается после спрессования - 4%
Этот хлеб был темным, тяжелым, липким, но он означал жизнь: рабочим – 400, остальным - по 200 г. на человека. Но и эти продукты иссякают.
С конца ноября хлеб становится белым, румяным, на вкус – горьковато-травянистым, потому что в него стали добавлять выработанную из древесины пищевую целлюлозу - 10%, хлопковый жмых, который не считался раньше съедобным и который до войны использовали как топливо - 10%. А еще обойной пыли, мучной вытряски из мешков - по 2%, кукурузной муки - 3%, ржаной муки - 73%.
Из целлюлозы же, путем специальной обработки, делали дрожжевое молоко, из целлюлозных дрожжей, в столовых готовили суп. Часто он был единственной пищей для человека.
За счет хлебных суррогатов Ленинград жил почти месяц. И упорно искал пищу, изобретал ее. Ели многое из того, что в мирное время считалось совсем несъедобным ...
Ленинградцы-блокадники.
Худые, изможденные лица, черепа, обтянутые кожей. Лица, лишенные, мимики, с огромными, глубоко посаженными в глазницах, почти неподвижными скорбными глазами.
Казалось, не осталось даже ни капли сил в этих жутких ходящих скелетах. Даже возраст невозможно было определить: они выглядели стариками.
Голодные, в нетопленных промерзших квартирах, без электричества, под снарядами и бомбами, ленинградцы не только жили. Хотя и это уже подвиг. Они работали, боролись с врагом, с голодом, холодом и смертью. Они мыслили, творили ...
Заводы блокадного Ленинграда. Они находились в нескольких сотнях метров от линии обороны и ежедневно обстреливались.
В блокаду там ремонтировались и производились танки, снаряды, мины, другое сооружение для Фронта, часть которого отправлялась на Большую землю.
Рабочие добирались до заводов пешком за несколько километров от дома - мужчины, женщины, подростки. Когда совсем не было сил на ходьбу, они ночевали прямо на заводе.
С каждым шагом тяжелеют ноги,
Но про отдых лучше позабудь...
Ветер разбегается и с ходу
След мой заметает на снегу.
Я бреду, а кажется бегу.
Вьюга, от нее не оторваться.
Можно только спорить на ходу,
Свалишь - упаду, чтоб вновь подняться,
Ослепишь - на ощупь путь найду.
Иной сугроб страшней трясины.
Встал на пути и прерван путь.
Что делать? Я один не в силах
Через него перешагнуть.
Стою и жду под снежным воем
Пока другой не подойдет.
Вот подошел, теперь нас двое,
И я шепчу себе: вперед!
Если пройденный путь - победа.
То не только моя - двоих.
Я иду по чужому следу.
Как бы трудно пришлось без них.
След крупнее, а шаг не шире!
Сил на большее, видно, нет.
Вдруг шаги его заспешили.
Вдруг теряется белый след.
Человек ничком на снегу.
И его заметает ветер.
Я помочь ему не смогу!
Что бывает страшней на свете!
Часто смерть настигала людей прямо на рабочих местах.
...Уставший человек просто прилег отдохнуть. И умер...
Пусть помнят внуки подвиг: труда.
Бессонный цех, огонь и грохот неба,
И жизнь, что взвешена была тогда,
Всем поровну - сто двадцать граммов хлеба.
Город жил. Город боролся за жизнь. (Сообщение о дороге жизни по Ладожскому озеру).
Из комсомольцев города были сформированы бригады, которые после работы на предприятиях выполняли еще и общественную работу: тушили зажигательные бомбы, доставляли воду в столовые, на хлебозаводы, на квартиры к истощенным и больным, обессилевшим людям - брали ее из прорубей на реках, развозили на санках хлеб по булочным и магазинам, разносили корреспонденцию ... помогали людям выжить, хотя сами были в таких условиях.
Ленинградцы думали и о будущем.
Понимая, что значит Ленинград для нашей культуры, они спасали памятники истории. Многое удалось. И сегодня мы можем любоваться творениями великих скульпторов и архитекторов, спасенных во время блокады.
Для этого понадобилось в сорокоградусный мороз, на ветру, на большой высоте, вручную укрывать сшитым брезентом позолоченные шпили зданий, которые служили мишенью и ориентиром при обстрелах и бомбежках города.
В Ленинграде и теперь много парков, деревья которых сажались еще при Петре 1. Это - чудо! в каменном, замерзающем, осажденном городе ни одно дерево не было использовано на дрова! Все сохранили!
Более того, пионеры-юннаты после зимы 1941 года залечивали раны войны на реликтовых деревьях. До сих пор можно видеть на них заплаты, сделанные детскими руками.
Вот еще один факт, сегодня, наверное, многим непонятный. В Ленинграде хранилась уникальная коллекция семян злаков, собранная ученым-генетиком Николаем Ивановичем Вавиловым со всего света – килограммы, центнеры зерна!
И рядом с этим богатством, гарантирующим жизнь - люди, хранители коллекции.
Многие из них умерли. Умерли от голода. Но вся вавиловская коллекция была сохранена. Это ли не подвиг?!
Город жил. В блокадном, голодном городе издавались книги, ученые проводили научные конференции и защищали диссертации, художники писали картины.
Ленинградцы-блокадники с благодарностью вспоминают о ленинградском радио, которое работало круглосуточно. Шли передачи. Если их не было, из динамиков раздавался стук метронома, но это все равно означало, что на радио есть живые. Это поддерживало, вселяло надежду. По ленинградскому радио звучали и стихи, поэтов-блокадников - Николая Тихонова, Веры Инбер, Ольги Бергольц ...
Работали театры, библиотеки.
Работали 39 школ, хотя нередко они помещались в бомбоубежищах. В жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды многие ленинградские дети учились.
Учились несмотря ни на что. И это тоже - подвиг.
Опасен и тяжел был путь в школу: ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, улицы были занесены снегом.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила, а ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах.
У всех общая болезнь - дисторофия. А к ней прибавилась еще и цинга. Кровоточили десны, шатались зубы.
Ученики умирали не только дома, но, случалось - и прямо в классе.
Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла ...
Никто
не обронил ни слова.
Лишь хрипло.
Сквозь метельный стон.
Учитель выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
Гитлеровцы просчитались, надеясь, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, заглушат в них все человеческое Было всякое, ведь люди - разные.
Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Из воспоминаний Зари Александровны Милютиной, бывшей в блокадные дни школьницей:
«Запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба - по 5-10 граммов. А ведь это был для каждого из нас кусочек жизни.
Мы подумали, что девочка тут же начнет есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Это хлеб для нее».
История хранит множество свидетельств людей, переживших блокаду, о человеческом участии, заботе, готовности к самопожертвованию ради спасения другой жизни
Кто-то помог дойти до дома обессилевшему человеку, кто-то последней крошкой хлеба, обогрел, напоил кипятком ... Эти чувства передались и детям.
Ленинградцы выстояли, своим подвигом, подвигом духа, заслужив память в веках.
18 января 1943 года наступавшие навстречу друг другу части Волховского и Ленинградского Фронтов соединились, преодолев четырнадцатикилометровую полосу обороны немцев - таким образом, блокада Ленинграда была прорвана.
Но до полного освобождения оставался еще год. Освобождение пришло только 27 января 1944 года.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало.
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград!
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых, прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди.
- так написал об этом Всеволод Рождественский.
Для выживших ленинградцев закончился девятисотдневный кошмар блокады.
Солдаты все эти 900 дней оборонявшие Ленинград, постоянно ощущали за своими спинами присутствие, неровное, еле слышное дыхание города. Сознание того, что за ними - беззащитные мирные ленинградцы придавало им сил.
Поэт Сергей Наровчатов, участник обороны Ленинграда потом напишет: «Мы не смогли бы так защищать пустой город».
И сейчас, вопреки планам Гитлера, по-прежнему существует один из красивейших городов мира - Ленинград-Петербург, его жители и гости могут любоваться многочисленными памятниками, дворцами, соборами, музеями.
Но историю нельзя забывать,
Чтобы это не повторилось вновь.
Уважаемые товарищи!
1 вед. Торжественная линейка, посвященная шестьдесят шестой годовщине освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков объявляется открытой.
/Звучат Гимны Российской Федерации и Брянской области /
2 вед. На братских могилах не ставят крестов.
И вдовы на них не рыдают.
К нам кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигает...
1 вед. Здесь раньше вставала земля на дыбы.
А нынче - могильные плиты...
Здесь нет ни одной персональной судьбы:
Все судьбы в единую слиты.
Чтец 1. Я сюда прихожу, как на праздник,
Как приходят на встречу к друзьям.
Есть в душе потаенный заказник,
Недоступный трескучим словам.
Есть в душе уголок незабвенный,
Где воздвигнут невидимый храм!
И приходит мое поколение
К этим светлым и скорбным местам.
И приходят сюда люди юные,
Не видавшие смерти лица.
И, как эхо, памяти струны
Прикоснутся к их честным сердцам.
2 вед. Как много их, братских могил, на бескрайних российских просторах ... Они - свидетельство нашей непростой истории, мужества и самопожертвования защитников нашего Отечества.
1 вед. В братской могиле, у подножия которой мы стоим, похоронены бойцы и командиры Красной Армии, павшие в боях за освобождение нашего города от немецко-фашистских захватчиков в таком же сентябре 1943 года.
... Шла Великая Отечественная война, длившаяся 1418 дней и ночей.
2 вед. Мы пришли сюда, чтобы почтить память тех, кто позволил нам родиться и жить на родной земле, радоваться цветам и солнечному свету, любить и идти к цели.
1 вед. Слово для выступления предоставляется директору Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина, заслуженному учителю Российской Федерации, Старостенкову Николаю Дмитриевичу.
2 вед. Два года на Брянской земле хозяйничал враг. Лютый, жестокий, циничный, считавший славян людьми низшего сорта.
1 вед. Немецкие фашисты вторглись в нашу страну, чтобы завладеть нашей землей, ее богатствами, уничтожить нас как народ.
Поэтому в святой борьбе с оккупантами для нас не могло быть компромиссов. Мы должны были выстоять и победить любой ценой (пауза).
2 вед. Фашисты шли убивать.
Каждый солдат германской армии был снабжен памяткой, в которой говорилось:
«У тебя нет нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семье и прославишься сам». И они убивали... Везде, куда ступала нога фашистского солдата, были смерть и разрушение.
1 вед. На нашу страну, едва успевшую залечить раны первой мировой и гражданской войн, обрушилась мощь крупнейшей армии мира, на которой работала промышленность покоренных стран Европы.
Наши войска с тяжелыми боями отступали на восток, сдерживая натиск превосходящего по силе противника.
2 вед. Пылало небо и волна вскипала кровью
От взрывов тысяч мин и бомб,
И танки вражьи яростно и злобно
Кромсали землю и тела железным лбом.
... Кто это видел - не забудет.
1 вед. С 16 августа 1941-го по 25 сентября 1943 года территория нашего района была оккупирована противником и его жители на себя испытали весь ужас насаждаемого фашистами «нового порядка».
2 вед. За это время немцы замучили и убили 1176 жителей района, в том числе 475 детей, 501 человека угнали в рабство. В Сураже разрушили все промышленные предприятия, школы, больницу, часть жилого фонда, железнодорожную станцию. Материальный ущерб району составил 438 миллионов рублей.
1 вед. Но наш мужественный народ не встал на колени: на всей временно оккупированной территории Советского Союза развернулось освободительное движение. Брянщина тоже стала партизанским краем, и все ее жители внесли достойный вклад в общее дело победы над врагом.
К 1943 году на Брянщине действовали 139 партизанских отрядов, в которых насчитывалось 60 тысяч партизан.
2 вед. Здесь плечом к плечу сражались советские патриоты 42 национальностей; под контролем партизан находились около 2/3 территории области. Во многих населенных пунктах действовали подпольные группы. Была такая и в Сураже.
1 вед. На боевом счету брянских партизан за период с августа 1941 по октябрь 1943 года более ста тысяч уничтоженных гитлеровцев, 1792 взятых в плен, 393 воинских эшелонов, пущенных под откос, 120 вражеских самолетов, 193 танка, 185 орудий и другая военная техника противника. Воистину земля горела под ногами оккупантов.
2 вед. Несмотря на все попытки фашистов покончить с партизанами, они продолжали действовать, и в сентябре 1943 года, вместе с регулярной Красной Армией освобождали от врага родную Брянщину.
1 вед. 17 сентября 1943 года войска Красной Армии освободили Карачев и Брянск, 23 - 25 сентября врага изгнали из Суража и Суражского района и к концу октября 1943 года полностью очистили Брянщину от оккупантов. Впереди еще были долгие версты войны, отделявшие нас от победного мая 1945 года. Много жертв и лишений.
1, 2 вед. В казенном конверте –
Беда прямо в двери.
Мать побледнела:
- Не верю, не верю!
Поверила в жизнь,
Не поверила смерти,
- И вы ей, и вы ей, -
просила, -
не верьте!
Не верьте проклятой,
Не верьте косой.
Сын мой вернется
Ранней весной...
И весны, и зимы
Сменяли друг друга.
То яблони в цвете,
То плачется вьюга,
То клонится колос.
Литой, как гранит.
Повыцвели косы,
Очи слепит...
Десятый, двадцатый,
тридцатый год...
А мать все надеется,
Все еще ждет.
1 вед. Сегодня мы отдаем дань мужеству наших ветеранов, стойкости и трудовой доблести тех, кто вынес тяжелые годы оккупации, поднимал из руин города и села.
Почтим память всех жертв Великой Отечественной войны минутой молчания.
/Звучит метроном/
2 вед. Почетное право возложить цветы к Братской могиле воинов, погибших при освобождении Суража от немецко-фашистских захватчиков предоставляется отличнице учебы Юлии Горбуновой и Максиму Зименок.
/Звучит музыка, возложение цветов/
Чтец. Свинец и сталь огнем отговорили...
1 вед. Многонациональный народ Советского Союза, воспитанный в духе патриотизма, сделал свой выбор. Он показал готовность пойти на многие жертвы, лишения во имя жизни будущих поколений, в том числе и нас с вами. Чтобы вечно жила Россия.
2 вед. Враг в лице фашистской Германии, рвавшийся к мировому господству был повержен.
Не знать правду, не помнить о том, какой ценой оплачена великая Победа - преступление. Не менее преступно позволять искажать нашу историю, переписывать ее в интересах кого бы то ни было.
1 вед. Мир по-прежнему хрупок.
Кто-то рвется к реваншу, кто-то откровенно лжет, пытаясь принизить значение нашей победы.
Недавние события на Северном Кавказе, тлеющие очаги напряженности в разных концах планеты наглядно показывают: есть силы, готовые снова ради достижения своих корыстных целей разжечь пожар новой войны.
2 вед. Этого нельзя допустить во имя жизни на Земле.
Люди, будьте бдительны.
Берегите мир!
1 вед. Торжественная линейка, посвященная 66-ой годовщине освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков объявляется закрытой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда
27 января 2012 года, в день 68 годовщины снятия блокады с города Ленинграда, в здании Павлово - Посадского промышленно-экономического техникума прошла встреча ветеранов – блокадников с обучающим...
Сценарий урока мужества, посвященного памяти защитников блокадного Ленинграда.
Петербург — Ленинград — Петербург. Город Святого Петра. Об этом городе написано много, и многое с ним связано. Его судьба волновала разные поколения, его облик и судьбы его жителей отражают вехи его и...
Урок мужества, посвящённый памяти защитников блокадного Ленинграда.
Разработка о жизни людей в блокадном Ленинграде....
Внеклассное мероприятие «Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда"
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России - днем полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ЗАЩИТНИКАМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Ожидаемый результат: Становление личности воспитанника с активной жизненной позицией, обладающей чувством справедливости, глубоким уважением к людям Советского Союза, к защитникам Родины, приобщение к...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ЗАЩИТНИКАМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Цели:расширение представления воспитанников о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда;формирование положительной оценки духовного подвига советского народа. Задачи:позн...
Урок памяти «Мы память пронесем через года», посвященный памяти погибших жителей и защитников блокадного Ленинграда.
Методическая разработка, появященная памяти погибших жителей и защитников блокадного Ленинграда"ССЫЛКА НА ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ https://disk.yandex.ru/d/14RM8ZhgTDbHZw...