Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Я буду сегодня с тобой говорить» ( блокадная лирика Ольги Берггольц)
классный час (10 класс) на тему
Сценарий и методические рекомендации
Литературно-музыкальная гостиная «Я буду сегодня с тобой говорить» ( блокадная лирика Ольги Берггольц)
16 мая 2015 года исполняется 105 лет со дня рождения русской поэтессы Ольги Федоровны Берггольц. (1910 – 1975).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_i_metod_rekomend.docx | 33.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кингисеппская гимназия»
Литературно-музыкальная гостиная в 10»А» классе «Я буду сегодня с тобой говорить…»
Учитель: Козлова Т.В.
Методические рекомендации.
16 мая 2015 года исполняется 105 лет со дня рождения русской поэтессы Ольги Федоровны Берггольц. (1910 – 1975). Имя её неразрывно связано со словами «Ленинград», «блокада». Это её проникновенный голос дарил надежду ленинградцам. Это её строки «Никто не забыт и ничто не забыто» повторяют в мае каждого года, вспоминая о страшных годах Великой Отечественной войны. В блокадном Ленинграде О. Берггольц жила и писала для ленинградцев и ради них. Поэтическому подвигу О. Ф. Берггольц посвящён сценарий «Я буду сегодня с тобой говорить…». Его Вы можете использовать как к юбилею поэтессы, так и в Дни памяти о снятии блокады Ленинграда. При проведении мероприятий можно использовать фото- иллюстративный материал, фрагменты следующих музыкальных произведений: Д. Шостаковича «Ленинградская симфония», В. Гевиксмана «Ленинград», «В кольце блокады» из киноэпопеи «Великая Отечественная», Моцарта «Реквием» (часть «Лакримоза»), фонозапись ударов метронома и др.
Список использованной литературы:
1) Абрамов, А. В огне Великой войны *Текст+ / А. Абрамов. – Воронеж: Центр. – Чернозём. кн. изд-во, 1987.
2) Берггольц, О. Ленинградская поэма: Поэмы. Стихотворения / О.Берггольц. – Л.: Художественная литература: Ленинградское отделение, 1976.
3) Берггольц, О. Лирика / О. Берггольц. – Л.: Детская литература, 1974.
4) Ганеева М.Н. Литературно-музыкальная композиция «100-летию Ольги Берггольц посвящается…«Я говорю с тобой из Ленинграда» ( судьба и поэзия Ольги Берггольц).
5) «От сердца к сердцу только этот путь…»: Методическое пособие к юбилею О. Ф. Берггольц / Упр. культуры и архивного дела Тамб. обл.; Тамб. обл. детская б-ка; сост. Л. П. Емельянова. – Тамбов, 2010.
Литературно-музыкальная гостиная
«Я буду сегодня с тобой говорить»
( блокадная лирика Ольги Берггольц)
Фоновая музыка
Учитель: …И гордости своей не утаю,
Что рядовым
Вошла в судьбу твою,
Мой город, в званье твоего поэта.
…И люди слушали стихи,
Как никогда, - с глубокой верой,
В квартирах черных, как пещеры,
У репродукторов глухих.
О.Берггольц
40 лет назад, осенью 1975 г, не стало Ольги Федоровны Берггольц, ленинградской поэтессы.
«Я буду сегодня с тобой говорить» - так названа наша встреча, посвященная жизни и творчеству О.Берггольц в страшные дни блокады Ленинграда.
Музыку выкл
1-й ведущий: Ленинград – ее город, ее любовь. Она – его муза, его поэтесса. Здесь, в домике на Невской заставе, она родилась и росла. Здесь она много работала, писала стихи, пьесы.
2-й ведущий: Она говорила про свой город: «До чего ни дотронься – всё твоя жизнь, всё дорого. Пока стоит Ленинград, вечно будут живы те, кто его любил, кто вложил в него жизнь и веру».
Исполнение песни « Город над вольной Невой»
( муз.Соловьева-Седого, сл.А.Чуркина)
1-й ведущий: С декабря 41-го года сердце Ольги Берггольц звучало в унисон с Ленинградским радио, её назвали Блокадной Музой, её голос стал для ленинградцев синонимом жизни.
Запись чтения О. Берггольц
стихотворения «Я буду сегодня с тобой говорить»
2-й ведущий: у блокадных стихов Берггольц всегда точная датировка: 12 сентября 1941 года – первые бомбардировки Ленинграда.
МУЗЫКА: ЗВУК СНАРЯДОВ
2-й чтец («Я говорю с тобой под свист снарядов»)
..Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза-
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.
1)МУЗЫКА: ПОЗЫВНЫЕ РАДИО
2)ГОРОД над НЕВОЙ (МИНУС)
1-й ведущий: О. Берггольц почти ежедневно выступала по радио, обращаясь к жителям осажденного города. И почти в каждом её стихотворении используется глагол говорить. Ее негромкий певучий голос знали, её выступления ждали.
2-й ведущий: Представьте себе огромную, метров в 60, нетопленную студию ленинградского радио. В центре ее стоит обыкновенная железная печка, и в ней потрескивают ножки разбитого стула. А перед микрофоном, подстриженная под мальчика, стоит молодая женщина. Это О. Берггольц говорит с Ленинградом.
1-й ведущий: Её слова, её стихи входили в замёрзшие, мёртвые дома, вселяли надежду.
Музыку выкл
3-й чтец:
(«Второе письмо на Каму»):
Ленинградец, мой спутник, мой испытанный друг,
Нам декабрьские дни – сентября тяжелей.
Всё равно не разнимем слабеющих рук:
Мы и это, и это должны одолеть.
Он придёт, ленинградский торжественный полдень,
Тишины и покоя, и хлеба душистого полный.
О, какая отрада, какая великая гордость
Знать, что в будущем каждому скажешь в ответ:
- Я жила в Ленинграде в декабре 41 года,
Вместе с ним принимала известия первых побед.
Нет, не вышло второе письмо на далёкую Каму.
Это гимн ленинградцам, опухшим, упрямым, родным.
Я отправлю от имени их за кольцо телеграмму:
«Живы. Выдержим. Победим».
2-й ведущий: В 1970 г., на вечере в честь 60-летия поэтессы, одна из сотрудниц Радиокомитета рассказала, что в суровые, голодные дни Ольга Федоровна подарила ей луковицу: «Возьми, тебе нужней, у тебя дети». По тем временам это был просто царский подарок. «И сегодня, - сказала женщина, - я хочу с благодарностью вернуть старый долг». Тут выбежала внучка выступавшей: она несла корзину, но не с цветами, а с большими разросшимися луковицами с длинными зелеными стрелками.
МУЗЫКА: ЛИРИКА
4-й чтец (отрывок из «Ленинградской поэмы»)
Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
«Сменяй на платье, - говорит, -
менять не хочешь - дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала...»
И я сказала: «Не отдам».
И бедный ломоть крепче сжала.
«Отдай, - она просила, - ты
сама ребёнка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу».
...Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило - привести
её к себе, шепнув угрюмо:
«На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль - не думай».
...Прожив декабрь, январь, февраль,
я повторяю с дрожью счастья:
мне ничего живым не жаль -
ни слёз, ни радости, ни страсти.
2-й ведущий: Когда писала эти стихи, медленно, но неотвратимо умирал ее муж – Н.Молчанов. В ноябре 1941 года О. Берггольц с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из блокадного Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер от голода, и Ольга Федоровна осталась в городе.
МУЗЫКА: «АДАЖИО»
5-й чтец (стихотворение «Был день как день»):
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
И мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
Я тоже – ленинградская вдова.
6-й чтец
(МУЗЫКА: фоном звучит «Седьмая симфония» Д.Шостаковича):
С июля 1941 г. в осаждённом городе писал свою «Седьмую симфонию» композитор Дмитрий Шостакович. Он посвятил ее Ленинграду.
О. Берггольц писала: « Первые звуки «Седьмой симфонии» чисты и образны. Их слушаешь жадно и удивленно – так вот как мы когда-то жили, до войны, как мы счастливы - то были, как свободны, сколько простора и тишины было вокруг. Эту музыку хочется слушать без конца. Но внезапно и очень тихо раздается сухое потрескивание, сухая дробь барабанов. Начинают перекликаться инструменты оркестра. Война. Барабаны уже гремят так неистово, что трудно дышать. От них никуда не деться. Это враг на подступах к Ленинграду. Он грозит гибелью. Товарищи, это о нас, это о сентябрьских днях Ленинграда. Это наша великая бесслезная скорбь о наших родных и близких – защитниках Ленинграда.
МУЗЫКА: ЛИРИКА
7-й чтец («Стихи о друге»):
Вечер. Воет, веет ветер,
в городе темно.
Ты идешь — тебе не светит
ни одно окно.
Слева — вьюга, справа — вьюга,
вьюга—в высоте...
Не пройди же мимо друга
в этой темноте.
Если слышишь — кто-то шарит,
сбился вдруг с пути,—
не жалей, включи фонарик,
встань и посвети.
Если можешь, даже руку
протяни ему.
Помоги в дороге другу,
другу своему,
и скажи: «Спокойной ночи,
доброй ночи вам...»
Это правильные очень,
нужные слова.
Ведь еще в любой квартире
может лечь снаряд,
и бушует горе в мире
третий год подряд.
Ночь и ветер, веет вьюга,
смерть стоит кругом.
Не пройди же мимо друга,
не забудь о нем...
2-й ведущий: В 1944 году была написана пьеса «Рождены в Ленинграде»
Сценка из спектакля
Никита: С новым годом, товарищи! С новым счастьем! Да будем верны труду, взятому на себя сегодня.
Маша: Ой…Как хорошо, девочки…Как вкусно…Вот и действительно встретили новый год. Я под новый год любила с девчонками в город ездить, по проспекту 25 Октября гулять. На улице красиво-красиво, иний веде, искорки…Во всех витринах елки выставлены все в огнях. А в кондитерских торты большущие-пребольшущие!
Героиня 2: Машка, ты опять?
Маша: Ну не буду, не буду…Так ведь я под новый год подарки делать привыкла. А сегодня…И сегодня сделаю. Никита, можно вас на минутку? Вот, Никита, это вам шарфик. Пожалуйста.
Никита: Спасибо, Маша.
Маша: Это что б у вас горло не стыло. Он вам нравится?
Никита: Он мне очень нравится, Маша. Я даже полюбил его, слышишь? Я уже полюбил его, ты слышишь?
Маша: Я слышу вас.
Никита: Тогда зачем же ты мне говоришь «вы»?
Маша: Я очень уважаю вас.
Маша: Ой, девочки, до чего ж мне хочется, что б музыка была, что б мы все пели…
Героиня 2: Никита, сыграйте что-нибудь.
Никита: Да брось…Я и перезабыл все давно.
Маша: Сыграйте, Никита.
Никита: Хорошо, Маша (играет на фортепиано)
8-й чтец:
Наша молодость была не длинной,
Покрывалась ранней сединой.
Нашу молодость рвало на минах,
Заливало таллинской водой.
А любовь — любовь зимою адской,
Той зимой, в осаде, на Неве,
Где невесты наши ленинградские
Были не похожи на невест-
Лица их — темней свинцовой пыли,
Руки — тоньше, суше тростника...
Как мы их жалели,
как любили.
Как молились им издалека.
Это их сердца неугасимые
Нам светили в холоде, во мгле.
Не было невест еще любимее,
Не было красивей на земле.
9-й чтец
Я хочу говорить с тобою
о тяжелой нашей вине,
так, чтоб больше не знать покоя
ни тебе, товарищ, ни мне.
Я хочу говорить недолго:
мне мерещится все больней
Ольга, русская девушка Ольга…
Ты, наверное, знаешь о ней.
На немецкой земле на проклятой
в подлом рабстве томится она.
Это наша вина, солдаты,
это наша с вами вина.
Точно образ моей отчизны,
иссеченной, усталой, больной,
вся – страдание, вся – укоризна, –
так встает она предо мной.
Ты ли пела, певучая? Ты ли
проходила, светлее луча?
Только слезы теперь застыли
в помутневших твоих очах.
Я гляжу на нее, немея,
но молчать уже не могу.
Что мы сделали? Как мы смели
пол-России отдать врагу?
Как мы смели ее оставить
на грабеж и позор – одну?!
Нет, товарищ, молчи о славе,
если сестры твои в плену.
Я затем говорю с тобою
о тяжелой такой вине,
чтоб не знать ни минуты покоя
ни тебе, товарищ, ни мне.
Чтобы стыдно было и больно,
чтоб забыть о себе – пока
плачет русская девушка Ольга
у германского кулака.
МУЗЫКУ ВЫКЛ
2-й ведущий: Герои стихов О. Берггольц – бойцы, шофёры, доставляющие хлеб по дороге жизни, но чаще всего это женщины, ленинградки, переживавшие трагичные дни вместе с городом.
МУЗЫКА: ФОН ГРУСТНАЯ
10-й чтец:
Мне скажут — Армия...
Я вспомню день — зимой,
январский день сорок второго года.
Моя подруга шла с детьми домой —
они несли с реки в бутылках воду.
Их путь был страшен,
хоть и недалек.
И подошел к ним человек в шинели,
взглянул —
и вынул хлебный свой паек,
трехсотграммовый, весь обледенелый.
И разломил, и детям дал чужим,
и постоял, пока они поели.
И мать рукою серою, как дым,
дотронулась до рукава шинели.
Дотронулась, не посветлев в лице...
Не ведал мир движенья благодарней!
Мы знали всё о жизни наших армий,
стоявших с нами в городе, в кольце.
...Они расстались. Мать пошла направо,
боец вперед — по снегу и по льду.
Он шел на фронт, за Нарвскую заставу,
от голода качаясь на ходу.
Он шел на фронт, мучительно палим
стыдом отца, мужчины и солдата:
огромный город умирал за ним
в седых лучах январского заката.
Он шел на фронт, одолевая бред,
все время помня — нет, не помня — зная,
что женщина глядит ему вослед,
благодаря его, не укоряя.
Он снег глотал, он чувствовал с досадой,
что слишком тяжелеет автомат,
добрел до фронта и пополз в засаду
на истребленье вражеских солдат...
...Теперь ты понимаешь — почему
нет Армии на всей земле любимей,
нет преданней ее народу своему,
великодушней и непобедимей!
11-й чтец:
Мы с тобою танков не взрывали.
Мы в чаду обыденных забот
безымянные высоты брали,—
но на карте нет таких высот.
Где помечена твоя крутая
лестница, ведущая домой,
по которой, с голоду шатаясь,
ты ходила с ведрами зимой?
Где помечена твоя дорога,
по которой десять раз прошла
и сама — в пургу, в мороз, в тревогу
пятерых на кладбище свезла?
Только мы с тобою, мы, соседка,
помним наши тяжкие пути.
Сами знаем, в картах или в сводках
их не перечислить, не найти.
МУЗЫКУ ВЫКЛ
1-й ведущий: Розы растут на братских могилах Пискарёвского кладбища. Полмиллиона ленинградцев покоится здесь! Бесконечны гранитные плиты с высеченными датами: «1941», «1942».
12-й чтец:
Здесь лежат ленинградцы,
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы…
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции,
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем:
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт, и ничто не забыто!
МУЗЫКА: Метроном
1-й ведущий: «Здесь оставлено сердце моё», - писала О.Берггольц о своем городе. Её голос был голосом Ленинграда. Он дарил людям надежду, помогая им жить и бороться.
Запись голоса О. Берггольц (прорыв блокады)
13-й чтец:
Да здравствует суровый и спокойный,
Глядевший смерти в самое лицо,
Удушливое вынесший кольцо,
Как человек, как труженик, как воин!
Сестра моя, товарищ, друг и брат, -
Ведь это мы, крещенные блокадой,
Нас вместе называют - Ленинград,
И шар земной гордится Ленинградом
МУЗЫКА: НАЧАЛО
Учитель: Ольга Берггольц родилась 105 лет назад, в 1910 году. Вся ее жизнь – тяжелое испытание. Она стала символом памяти России о страданиях блокадного Ленинграда. Но она и символ надежды и веры. Несмотря на трагичную судьбу, она сумела сохранить в сердце любовь к близким, городу, народу, Родине. Как завещание всем нам звучит ее стихотворение «Ответ»
Запись стихотворения «Ответ» («А я вам говорю»)
Учитель: Жить, любить , творить, работать, верить, надеяться и помнить – об этом и сегодня говорит с нами Ольга Берггольц, наша ленинградской поэтессы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции про подвиг Блокадного Ленинграда
Сценарий литературно-музыкальной композиции о подвиге ленинградцев....
Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда
Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
Литературная композиция."Я говорю с тобой из Ленинграда" Памяти Ольги Берггольц.
Презентация в форме творческого отчета проведенного мероприятия....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я познакомился с тобой война" посвященный прорыву Блокады Ленинграда
Одной из важных направлений в нашей школе является военно-патриотическое напралвение. И ежегодно, на протяжении многих лет, наша школа открывает двери для ветеренов ВОВ. В памятный день 27 январ...