Проект "Путь к правовым знаниям"
проект
Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Наш педагогический коллектив давно и планомерно решает эту задачу, давая учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_put_k_pravovym_znaniyam.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Путь к правовым знаниям»
«Достоинство государства зависит, в конечном счёте,
от достоинства образующих его личностей»
Дж. Милль, английский философ и экономист 19 века
Паспорт программы правового воспитания
Наименование Программы | Проект «Путь к правовым знаниям» |
Основание для разработки |
|
Разработчики программы | Заместитель директора по ВР Спицына Т.Д. Социальный педагог Бакланова Е.А. |
Цель | - формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков. |
Задачи | - формирование правовой грамотности подрастающего поколения, - воспитание правосознания подростков, - формирование правовой компетентности гражданина, - социализация личности школьника. |
Целевые группы | - администрация школы - учащиеся школы, - педагоги школы, классные руководители, психолог, педагог-организатор, социальный педагог, - родители. |
Основные направления реализации программы | - совершенствование процесса правового воспитания; - развитие научно-теоретических и методических основ правового воспитания; - информационное обеспечение деятельности. |
Механизм реализации | Администрация школы - осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации Программы, - обеспечивает координацию деятельности всех участников образовательного процесса, - способствует реализации намеченных задач, |
Исполнители | Администрация МБОУ ТСОШ №1 им. А.А.Мезенцева, Парламент Республики Школярия, Министерство правопорядка, все участники образовательного процесса |
Сроки реализации Программы | 3 года (с 2013г по 2016г) |
Ожидаемые результаты реализации | - снижение количества правонарушений, совершенных учениками школы; - воспитание сознательных, активных граждан, хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы; - формирование правового сознания. |
Изучая материалы Конституции РФ, обучающиеся выяснили, что в российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ.
Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.
Наша школа не является элитным учебным заведением, контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей.
На уроках обществознанческого цикла изучаются вопросы права. Учащиеся знают, что такое право, знакомятся с отраслями права, с основными положениями Конституции РФ, с правами ребенка, имеют представление о правовой культуре. Но в жизни детей возникает множество проблем, связанных с взаимоотношениями со взрослыми людьми, родителями, сверстниками, осознанием своей неполноценности или внутреннего страха.
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что подавляющее большинство старшеклассников не знакомы с основными документами школы - Уставом школы и локальными актами; не знают к кому обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций, как достойно выйти из них. Так же многие не знают своих прав и обязанностей. Итак, возникла проблема: низкая правовая культура участников образовательного процесса.
Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Наш педагогический коллектив давно и планомерно решает эту задачу, давая учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения.
Цели нашей работы:
- формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков, для успешной социализации обучающихся.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
- формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;
- целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры;
- формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;
- определение уровня правовой и политической культуры учащихся и их отношение к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми проблемами;
- проведение анализа полученных данных и анализ своей деятельности.
В своей работе мы использовали следующие источники:
1. Конституция Российской Федерации – основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан и др.
2. Закона РФ «Об образовании»;
3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.;
4. Конвенция ООН «О правах ребенка»;
5. Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми);
6.Уголовный кодекс РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках);
7. Материалы из сети Интернет;
8. Учебные пособия по праву.
Основные направления системы правового воспитания в школе
- осуществление правового образования учащихся;
- работа Совета профилактики правонарушений;
- пропаганда здорового образа жизни;
- правовое образование родительской общественности;
- взаимодействие с органами системы профилактики;
- школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.
В ходе реализации данной программы используются современные технологии:
- технология уровневой дифференциации;
- технология исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- игровые технологии;
- информационные компьютерные технологии, правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс»;
- личностно-ориентированная технология в воспитательном процессе
Нами используются такие формы работы в школе как:
- формы психологического просвещения (исследование, тренинг-упражнение, тестирование)
- изучение нормативно правовых актов, кодексов, федеральных законов Российской Федерации (об административных правонарушениях, уголовный, трудовой, семейный);
- игровые формы (сюжетно-ролевые игры «Суд над вредными привычками», разбор проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение правовых фильмов)
- вовлечение молодежи в добровольчество (создание органов самоуправления, выборы президента, работа Парламента и т.д.)
- работа на массовых мероприятиях по пропаганде правового воспитания (правовых игр по станциям, школьных конкурсов, правовых турниров «Подросток и закон» и т.д.)
- творческие формы работы (представление проектов, правовые информационные листы, выпуск газеты, проведение правовых конкурсов, игр по станциям, конкурсы рисунков и плакатов по правам человека)
- дискуссионные формы (диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с приглашёнными людьми)
Правовое невежество ведет к правовому беспределу. Вот почему правовое просвещение стало приоритетным направлением работы в нашей школе, оно проводится по нескольким направлениям:
- обеспечение доступа к актуальным информационно-правовым системам;
- сканирование и копирование фрагментов правовых документов;
- пользование книгами, периодическими изданиями, компакт-дисками в режиме читального зала;
- организация и проведение мероприятий по правовой тематике;
Массовое правовое информирование в школе осуществляется с помощью:
· стенда «Закон и порядок», на котором вывешиваются информационные сообщения о новых нормативных актах;
· книжных выставок (например: «Знаешь ли ты свои права», «Знай закон смолоду» др.);
· буклетов, закладок, информационных листовок «Твои права избиратель», «Знатоки законов», «Права, обязанности и ответственность детей» и др.;
· круглые столы, викторины, правовые игры, презентации и т.д.
Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.
Планируя мероприятия в рамках декады правовых знаний, мы обращаем внимание на практическую направленность проводимых мероприятий.
Используемые дидактические материалы:
- Разработки бесед с учащимися : « Права человека и гражданина» « Права ребенка», «О причинах правонарушений» и т.д.;
- Разработки бесед с родителями: « Как воспитать ребенка без физического наказания», «О причинах правонарушений», « Что делать, если Ваш ребенок попал в милицию» и т.д.;
- Разработки интеллектуально- правовых и деловых игр;
- Видеофильмы, музыкальные видеоклипы и т.д.;
- Раздаточный материал « Дееспособность несовершеннолетних», «Правоспособность»;
- Комплект правовых задач;
- Разработки тестов по темам «Конституция РФ», « Трудовое право», «Уголовное право»;
- Разработки презентаций по праву: « Права ребенка», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Гражданином быть обязан», «Как не стать жертвой правонарушений», «Виды соучастия преступления» и т.д.;
- Материалы к проектной деятельности: «Трудоустройство молодежи в России», «Права потребителей», «Социально-психологические аспекты допроса несовершеннолетних», «Карманные деньги - за и против».
Государство должно заниматься политическим воспитанием своего молодого населения. Как говорится, молодежь-это будущее страны. Сейчас правительство должно позаботиться, чтобы будущее страны было прекрасным… Наш девиз:
- Мы верим в справедливость на планете!
- Мы хотим жить в правовом государстве!
- Мы хотим процветания России!
- Мы – это светлое будущее России, и нам его строить!
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Юридический словарь
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
АДВОКАТ — лицо, получившее в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
ПРОКУРОР — должностное лицо в системе прокуратуры России, осуществляющее прокурорский надзор, предварительное следствие по некоторым категориям уголовных дел, поддержание государственного обвинения в уголовном судопроизводстве.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — вид юридической ответственности, применение к лицу, виновному в совершении преступления и способному нести уголовную ответственность, меры государственного принуждения в форме наказания.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это особый вид юридической ответственности, которой присущи следующие признаки: она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм; конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов; связана с государственным принуждением;
это ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения;
применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины.
КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — устройство) — писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина; определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти.
СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ традиционно принято рассматривать в двух значениях:
действия суда для завершения судебного разбирательства и подведения итогов
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Анкета на правовую грамотность.
Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?
Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?
Знаете ли вы свои права и свободы?
Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые.
В чем проявляется уважение прав и свобод окружающих вас людей?
Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?
Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?
.
Каковы у вас недостатки в правовой культуре?
Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Знания, умения и навыки правового самосознания, которые необходимо сформировать к концу учебного года у школьников.
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни» | 1 |
2 | Главные ценности нашей жизни | 1 |
3 | Беседа «Правила личной безопасности» | 1 |
4 | Беседа «Человек в мире правил» | 1 |
5 | Правила поведения в транспорте, в общественных местах | 1 |
Знать: - правила поведения в школе; - названия государств и государственную символику; - законы класса; - правила личной безопасности; Уметь: - соблюдать правила поведения в школе; - выполнять законы класса; - соблюдать безопасность на улице |
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» | 2 |
2 | Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице» | 2 |
3 | Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках. | 2 |
4 | Беседа «Я – гражданин России» | 2 |
5 | Беседа «Твои права и обязанности» | 2 |
| Знать: - какого человека называют гражданином? - качества человека, необходимые достойному гражданину; - основные обязанности и права ученика; - правила поведения в общественных местах, дома, в школе Уметь: - различать хорошие и плохие поступки в школе, дома в общественных местах |
|
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «За что ставят на внутришкольный учет, в инспекцию по делам несовершеннолетних и в комиссию по делам несовершеннолетних?» | 3 |
2 | Беседа «Правила поведения в школе» | 3 |
3 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге | 3 |
4 | Обязанности пассажиров | 3 |
5 | Беседа «Что такое закон? Главный закон страны» | 3 |
6 | Беседа «Шалости на дороге» | 3 |
| Знать: - что такое закон? - как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина? - какие поступки нарушают устав школы? - какие правила поведения надо соблюдать на дороге? Уметь: - дисциплинировано вести себя на дороге; - соотносить моральные нормы с повседневным поведением |
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «За что ставят на учет в милиции» | 4 |
2 | Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей» | 4 |
3 | Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом | 4 |
4 | Поведение школьников в близи железнодорожных путей | 4 |
5 | Беседа «Равенство прав людей от рождения» | 4 |
6 | Деловая игра «Главные вопросы» | 4 |
Знать: - элементарные права людей - какие правонарушения и преступления может совершить школьник? - первоначальные представления о юридической ответственности. Уметь: - уважать людей; - бережно относится к своему и чужому имуществу |
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся» | 5 |
2 | Основные правила безопасности поведения при пользовании общественным транспортом | 5 |
3 | Ответственность за повреждение имущества на транспортных средствах. Вандализм | 5 |
4 | Беседа «Гражданин и обыватель» | 5 |
5 | Устный журнал «Конвенция о правах ребенка» | 5 |
Знать: - права и обязанности учащихся школы - название основного документа о правах ребенка, основные его статьи; - меры наказания за нарушение поведения в общественных местах, Правил дорожного движения Уметь: - дисциплинированно вести себя на дороге - защищать свои права; - выполнять обязанности школьника |
№ | Тема | Класс |
1 | Ответственность за нарушение ПДД | 6 |
2 | Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом | 6 |
3 | Беседа «Права детей – забота государства» | 6 |
4 | Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка» | 6 |
5 | Беседа «Преступления и правонарушения» | 6 |
6 | Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» | 6 |
Знать - сущность преступления и правонарушения; - отличие правовых норм от норм морали; - как государство может защитить права ребенка? - какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации? Уметь: - различать административный проступок и преступление; - правильно анализировать и оценивать поступки людей; - предупреждать создание травмоопасной ситуации |
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» | 7 |
2 | Ответственность за нарушение ПДД пешеходом | 7 |
3 | Ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных переездов. | 7 |
4 | Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония» | 7 |
5 | Беседа «Об ответственности подростков за преступления, совершенные в школе. Вымогательство, угрозы, побои» | 7 |
6 | Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству» | 7 |
Знать: - Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновений; - Меры наказания за преступления, совершенные на дороге и в общественных местах; - Информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы; - Особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних. Уметь: - Осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних; - Предотвращать попадание в преступную группу, пути выхода из нее; - Не создавать криминальных ситуаций в шкколе. |
№ | Тема | Класс |
1 | Ответственность за нарушение ПДД | 8 |
2 | Ответственность участника дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств | 8 |
3 | Викторина «Уроки фемиды» | 8 |
4 | «Административная ответственность подростков перед законом» | 8 |
5 | Практикум ситуации «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» | 8 |
6 | Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?» | 8 |
Знать: - понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения - чем опасны религиозные объединения, для подростов? - способы приемы вовлечения подростков в употреблении наркотиков Уметь: - соблюдать правопорядок в общественных местах; - противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употреблении наркотиков |
№ | Тема | Класс |
1 | Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере | 9 |
2 | Уголовная ответственность за кражи , угоны. | 9 |
3 | Беседа «Подростку о трудовом праве» | 9 |
4 | Круглый стол «Закон и порядок» | 9 |
5 | Конкурс стенных газет «Не делай этого!» | 9 |
Знать: - мотивы, которые могут привести человека к преступлению; - права и гарантии, несовершеннолетних при устройстве на работу; - способы поведения в критической ситуации. Уметь: - защищать себя при нарушении трудовых прав; - помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию |
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Что делать, если ты попал в милицию?» | 10 |
2 | Конкурс проектов «Твой вариант Декларации прав человека» | 10 |
3 | Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» | 10 |
4 | Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» | 10 |
Знать: - о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма; - свои права и обязанности при общении с органами правопорядка - меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков - основные положения Декларации прав человека. Уметь: - негативно относится к людям, нарушающим социальные нормы - отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка |
№ | Тема | Класс |
1 | Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» | 11 |
2 | Беседа «Твоя воинская обязанность» | 11 |
3 | Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» | 11 |
4 | Беседа «Алкоголь и правопорядок» | 11 |
Знать: - понятие «воинская обязанность», - положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя; - особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений. Уметь: - проявлять волевые качества в выборе образа поведения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Тематика лекций для родителей:
1. Законы воспитания в семье. Какими им быть? (1 класс)
2. Воспитание ненасилием в семье. (2 класс)
3. Как научить сына или дочь говорить «нет» (3 класс)
4. Детская агрессивность, ее причины и последствия. (4 класс)
5. За что ставят на учет в полицию. (5 класс)
6. Свободное время - для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок? (6 класс)
7. Как уберечь подростка от насилия? (7 класс)
8. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. (8 класс)
9. Как научится быть ответственным за свои поступки? (9 класс)
10. Что делать, если ваш ребенок попал в полицию? (10 класс)
11. Закон и ответственность родителей. (11 класс)
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8.
2. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня". - Самара, 2002.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.
4. Конвенция о правах ребенка. Дидакт, декабрь 1993 - март 1994. - №2-3.
5. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2000. - №6.
6. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. - 1992. - №1-2..
7. Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2005.
9. Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 1992.
10. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2.
11. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. - М., 1995.
12. Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004.
13. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.
14.Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. – М.: Издательский дом «Новый учебник, 2005. – 287с.
15.Кашанина Т.В. Право: учебник для 10-11 классов. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320с.
МБОУ «Таксимовска средняя общеобразовательная школа №1 имени А.А.Мезенцева»
Проект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия к неделе правовых знаний "Сказочно- правовая викторина" для учащихся 5-6 классов.
Игра "ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ"...
Проект "От правового знания - к правовой компетентности"
Проект раскрывает систему создания правовой школьной службы....
Правовой турнир "Страна правовых знаний"
Ориентирован на детей среднего школьного возраста....
Правовое просвещение. Единый День правовых знаний
Единый день правовых знаний проводится в рамках просветительского направления социальной службы, а также в целях формирования правовой культуры, общественных целей, воспитания и уважения к правам и со...
Изучение понятия правовой нормы на уроках правовых знаний
В данной статье описан методический прием, который позволяет наиболее полно раскрыть понятие правовой нормы....
Проект по правовому просвещению "Страна правовых знаний"
Проект рассчитан на учащихся 1-4 классов (6,5-11 лет). Целью проекта является формирование у обучающихся определенных знаний о правах, обязанностях, ответственности и умение применять полученные знани...
Программа «Школа правовых знаний как средство формирования социально-правовой компетенции личности»
Цель: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности...