Проект "От правового знания - к правовой компетентности"
проект (10 класс) по теме

Милая Елена Николаевна

Проект раскрывает систему создания правовой школьной службы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ot_pravovogo_znaniya_-_k_pravovoy_kompetentnosti.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Милая Елена Николаевна,

МКОУ «Морозовская СОШ»

Учитель истории и обществознания.

Тема: «От правового знания – к правовой компетентности»

Актуальность. В развитии и становлении в России правового государства  особое место занимает потребность в высоком уровне юридической подготовленности подрастающего поколения. Современное  общество все больше осознает свою зависимость от качества правового образования, так как уровень и система юридических знаний существенно влияют на эффективность деятельности человека в социуме. Государству всё больше требуются грамотные, инициативные, предприимчивые, компетентные,  способные результативно и законно действовать во благо общества граждане.

Для получения правовых знаний государственными структурами, научными и образовательными учреждениями, общественными организациями делается немало. Однако само знание законов зачастую не связывается у людей, особенно - у молодого поколения, с уважением к ним, с убеждением о необходимости их неукоснительного исполнения.  

Цель проекта: создание условий для формирования правовой компетентности обучающихся, воспитания у молодого поколения уважения к закону, развития правовой культуры.

Задачи:

  1. изучить научно-методическую и научно-правовую литературу по вопросам формирования правовых знаний;
  2. сформировать пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школьной правовой службы «Рескрипт»;
  3. создать организационную структуру, позволяющую сформировать правовую компетентность у обучающихся;
  4. организовать практическую деятельность обучающихся, способствующую накоплению позитивного опыта применения правовых знаний в моделируемых ситуациях и в реальной жизни, опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина.

Теоретическое обоснование. Основополагающие подходы к организации правовой подготовки заложены в трудах отечественных и зарубежных философов, педагогов, юристов. Наиболее разработаны подходы к формированию правовых знаний (А.Ф.Никитин, С.К.Омаров, Н.И.Элиасберг), правового сознания (Л.М.Корниенко, В.Г.Полозков), достаточно широко освещены вопросы правового воспитания (В.А.Балюк, А.Д.Бойков, Г.П.Давыдов, А.Е.Тарас). Создание и деятельность детской общественной организации, социальное проектирование, деловые игры – достаточно известные и продуктивные формы правового образования и воспитания.

Правовая компетентность определяется как совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерить свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе нормами. В структуре правовой компетентности чётко выделяются три компонента – когнитивный (правовые знания), деятельностный (социально-правовой опыт) и мотивационный (позиция). Поскольку основополагающим элементом правовой компетентности является способность решать проблемы, формирование правовых компетенций может быть спроектировано через учебные задания и учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем.

Этапы реализации проекта.

1-й подготовительный (май – август 2011г.):

- диагностика уровня правовой компетентности обучающихся,

- формирование общественного мнения  о необходимости создания школьной правовой службы (работа с обучающимися, педагогами, родителями обучающихся),

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школьной правовой службы «Рескрипт»;

2-й внедренческий (сентябрь 2011г. – апрель 2013г.):

- обучение членов команды - основы школьной правовой службы,

- создание школьной газеты,

- организация работы школьной правовой службы «Рескрипт» по основным направлениям деятельности:

- разработка и реализация общественно значимых образовательных программ (проектов) по изучению права;

- организация клубных встреч, дискуссий;

- консультирование по правовым вопросам детей и их родителей (законных представителей), оказание психологической, социальной, правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

- распространение правовой информации (в т.ч. об организациях города Омска, оказывающих помощь детям и их законным представителям в защите их прав и законных интересов);

  3-й итогово-обобщающий (май 2013г.):

- анализ результатов деятельности.

Необходимые ресурсы:

- юридическая и методическая литература, 

- правовые документы,

- расходные материалы для оргтехники,

- компьютер.

Предполагаемый результат – сформированность у обучающихся целостной системы правовых знаний,  позитивных нравственно-правовых ориентиров и установок.

Критерии оценки эффективности проекта:

- повышение активности и результативности участия обучающихся в  олимпиадах, конкурсах, НПК по правовым аспектам,

- снижение количества правонарушений обучающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой турнир "Страна правовых знаний"

Ориентирован на детей среднего школьного возраста....

Правовое просвещение. Единый День правовых знаний

Единый день правовых знаний проводится в рамках просветительского направления социальной службы, а также в целях формирования правовой культуры, общественных целей, воспитания и уважения к правам и со...

Изучение понятия правовой нормы на уроках правовых знаний

В данной статье описан методический прием, который позволяет наиболее полно раскрыть понятие правовой нормы....

Проект по правовому просвещению "Страна правовых знаний"

Проект рассчитан на учащихся 1-4 классов (6,5-11 лет). Целью проекта является формирование у обучающихся определенных знаний о правах, обязанностях, ответственности и умение применять полученные знани...

Программа «Школа правовых знаний как средство формирования социально-правовой компетенции личности»

Цель: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности...

Игра-викторина «Правовой турнир» (Неделя правовых знаний)

Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.Задачи:способствовать формированию с...