Проект "От правового знания - к правовой компетентности"
проект (10 класс) по теме
Проект раскрывает систему создания правовой школьной службы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ot_pravovogo_znaniya_-_k_pravovoy_kompetentnosti.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Милая Елена Николаевна,
МКОУ «Морозовская СОШ»
Учитель истории и обществознания.
Тема: «От правового знания – к правовой компетентности»
Актуальность. В развитии и становлении в России правового государства особое место занимает потребность в высоком уровне юридической подготовленности подрастающего поколения. Современное общество все больше осознает свою зависимость от качества правового образования, так как уровень и система юридических знаний существенно влияют на эффективность деятельности человека в социуме. Государству всё больше требуются грамотные, инициативные, предприимчивые, компетентные, способные результативно и законно действовать во благо общества граждане.
Для получения правовых знаний государственными структурами, научными и образовательными учреждениями, общественными организациями делается немало. Однако само знание законов зачастую не связывается у людей, особенно - у молодого поколения, с уважением к ним, с убеждением о необходимости их неукоснительного исполнения.
Цель проекта: создание условий для формирования правовой компетентности обучающихся, воспитания у молодого поколения уважения к закону, развития правовой культуры.
Задачи:
- изучить научно-методическую и научно-правовую литературу по вопросам формирования правовых знаний;
- сформировать пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школьной правовой службы «Рескрипт»;
- создать организационную структуру, позволяющую сформировать правовую компетентность у обучающихся;
- организовать практическую деятельность обучающихся, способствующую накоплению позитивного опыта применения правовых знаний в моделируемых ситуациях и в реальной жизни, опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина.
Теоретическое обоснование. Основополагающие подходы к организации правовой подготовки заложены в трудах отечественных и зарубежных философов, педагогов, юристов. Наиболее разработаны подходы к формированию правовых знаний (А.Ф.Никитин, С.К.Омаров, Н.И.Элиасберг), правового сознания (Л.М.Корниенко, В.Г.Полозков), достаточно широко освещены вопросы правового воспитания (В.А.Балюк, А.Д.Бойков, Г.П.Давыдов, А.Е.Тарас). Создание и деятельность детской общественной организации, социальное проектирование, деловые игры – достаточно известные и продуктивные формы правового образования и воспитания.
Правовая компетентность определяется как совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерить свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе нормами. В структуре правовой компетентности чётко выделяются три компонента – когнитивный (правовые знания), деятельностный (социально-правовой опыт) и мотивационный (позиция). Поскольку основополагающим элементом правовой компетентности является способность решать проблемы, формирование правовых компетенций может быть спроектировано через учебные задания и учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем.
Этапы реализации проекта.
1-й подготовительный (май – август 2011г.):
- диагностика уровня правовой компетентности обучающихся,
- формирование общественного мнения о необходимости создания школьной правовой службы (работа с обучающимися, педагогами, родителями обучающихся),
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школьной правовой службы «Рескрипт»;
2-й внедренческий (сентябрь 2011г. – апрель 2013г.):
- обучение членов команды - основы школьной правовой службы,
- создание школьной газеты,
- организация работы школьной правовой службы «Рескрипт» по основным направлениям деятельности:
- разработка и реализация общественно значимых образовательных программ (проектов) по изучению права;
- организация клубных встреч, дискуссий;
- консультирование по правовым вопросам детей и их родителей (законных представителей), оказание психологической, социальной, правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
- распространение правовой информации (в т.ч. об организациях города Омска, оказывающих помощь детям и их законным представителям в защите их прав и законных интересов);
3-й итогово-обобщающий (май 2013г.):
- анализ результатов деятельности.
Необходимые ресурсы:
- юридическая и методическая литература,
- правовые документы,
- расходные материалы для оргтехники,
- компьютер.
Предполагаемый результат – сформированность у обучающихся целостной системы правовых знаний, позитивных нравственно-правовых ориентиров и установок.
Критерии оценки эффективности проекта:
- повышение активности и результативности участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, НПК по правовым аспектам,
- снижение количества правонарушений обучающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия к неделе правовых знаний "Сказочно- правовая викторина" для учащихся 5-6 классов.
Игра "ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ"...
Правовой турнир "Страна правовых знаний"
Ориентирован на детей среднего школьного возраста....
Правовое просвещение. Единый День правовых знаний
Единый день правовых знаний проводится в рамках просветительского направления социальной службы, а также в целях формирования правовой культуры, общественных целей, воспитания и уважения к правам и со...
Изучение понятия правовой нормы на уроках правовых знаний
В данной статье описан методический прием, который позволяет наиболее полно раскрыть понятие правовой нормы....
Проект по правовому просвещению "Страна правовых знаний"
Проект рассчитан на учащихся 1-4 классов (6,5-11 лет). Целью проекта является формирование у обучающихся определенных знаний о правах, обязанностях, ответственности и умение применять полученные знани...
Программа «Школа правовых знаний как средство формирования социально-правовой компетенции личности»
Цель: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности...
Игра-викторина «Правовой турнир» (Неделя правовых знаний)
Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.Задачи:способствовать формированию с...