Проект "Будущее за нами"
проект
Цель проекта: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».
Проект направлен на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств - благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu.docx | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.А.Мезенцева»
Срок реализации – 5 лет
(2012 – 2017 гг)
Составитель:
Спицына Т.Д.,
заместитель директора по ВР
Оглавление:
I. Введение
II. Цели, задачи проекта
III. Формы патриотического воспитания
IV. Этапы реализации проекта: 1. Ориентированно-диагностический 2. Основной 3. Заключительный
V. Механизм реализации проекта
VI. Социальные партнеры
VII. Ожидаемые результаты
VIII. Перспективы (Продолжение работы над проектом)
IX. Приложение
Пояснительная записка.
Проект разработан в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ.
Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического и правового воспитания в школе и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Социально-экономические условия жизни ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений и дополнительного образования привели к ограничению средств развития школьника. Кроме того, в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение современных взрослых людей, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Проводя анкеты – опросники среди наших школьников, можем с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность», «права и обязаности» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны. Поэтому в нашей школе патриотическое воспитание учащихся — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных прав и обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Цель проекта: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».
Задачи проекта:
1. Развить чувства патриотизма, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности посредством проведения школьных внеклассных мероприятий;
2. Сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
Принципы реализации проекта:
- личностно- ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;
- деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
- средовый подход: педагогизация воспитательной среды в социуме, неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями.
- непрерывная педагогическая диагностика, самопознание;
Формы патриотического воспитания
Содержание и формы патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
- Духовно-нравственное направление включает в себя:
• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
• формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
• воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
- Культурно- историческое направление предполагает:
• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;
• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
- Гражданско-правовое направление ориентирует на:
• изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
• формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
• формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
• развитие реально действующего школьного самоуправления.
4.Военно – патриотическое включает в себя:
• изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
• формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Содержательные линии проекта:
Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие особенности каждой семьи, родного края, Отечества в целом .
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, культуры народов России, на её изучение, сохранение.
Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонационального государства, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Правовая база для составления проекта:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. №90/30 - 16)
- «Примерная программа воспитания и социализации учащихся» .
Этапы реализации проекта
I. Ориентированно-диагностический этап
Цель: выявить представление обучающихся о патриотизме, о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин»; что знают об истории, традициях и обычаях своего народа; определить направления дальнейшей работы над проектом.
Формы: анкетирование, мини-опросники, викторины, сочинения и т.д.
II. Основной этап
Цель: спланировать и провести цикл мероприятий, формирующих у учащихся гражданские качества личности, любви и уважения к своему Отечеству, представления учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».
Формы: классные часы, уроки мужества, внеклассные и общешкольные мероприятия, заседания клубов по интересам, спортивные соревнования, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, деятельность школьного музея, встречи с ветеранами и тружениками тыла ВОВ, военно-спортивные игры «Зарничка», «Армейский марафон», работа школьного пресс-центра,
III. Заключительный этап
Цель: проанализировать полученную «модель гражданина», провести рефлексию для анализа и изменения методов, форм, мероприятий для дальнейшей работы над проблемой.
Формы: анкетирование, опросники, «круглый стол», «диспуты», «дебаты» и т.д.
Механизм реализации проекта
Координацию деятельности по реализации Проекта осуществляет группа по реализации проекта: Парламент ученического самоуправления, заместитель директора по ВР, НМС
Группа определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Проекта, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Проекта являются педагоги, обучающиеся и их родители.
Ожидаемые результаты
Основным критерием результативности патриотического воспитания учащихся должно стать их сознательное, самостоятельное и активное стремление своими действиями служить России.
Результатом реализации данного проекта должна стать высокая социальная активность учащихся, гражданская ответственность, высокая духовность личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способная проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Конечным результатом функционирования модели патриотического воспитания должны стать духовный подъем, устойчивость в обществе, укрепление государства, его обороноспособности и национальной безопасности.
Эти факторы будут определять будущее России как великой и могучей державы.
Продолжение работы над проектом. Работа над проектом будет продолжена по всем направлениям и дополнена новыми материалами.
Перспективы
1. Партнерство со школами поселка и района.
2. Шефство над дошкольным учреждением «Золотой ключик» .
3. Сотрудничество с УДОд.
4. Создание базы методической литературы и методических разработок по патриотическому воспитанию «Будущее за нами!»
План мероприятий по реализации Проекта на 2012-2013 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Адресность | Ответственные |
1 | Единый классный час «Имя, которое носит школа» | сентябрь | 1-11 | Классные руководители |
2 | Единый классный час «Урок семьи и семейных ценностей» | 1-3 сентября | 1-11 | Классные руководители |
3 | Классный час солидарности против терроризма | сентябрь | 1-11 | Классные руководители |
4 | Единый классный час «Права и обязанности учащихся МБОУ ТСОШ № 1 имени А.А.Мезенцева | сентябрь | 1-11 | Классные руководители |
5 | Предвыборная компания. Деловая игра «Выборы» | октябрь | 5-11 | ЗДВР |
6 | Акция «Забота о пожилых» | октябрь | 5-11 | ЗДВР |
7 | Классный час «День народного единства», посвященный празднованию 400 - летия изгнания польских интервентов из Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского | октябрь | 1-11 | Классные руководители |
8 | Конкурс исследовательских работ «Моя земля, мои земляки» | октябрь | 4-11 | НМС Классные руководители Педагоги |
9 | Конкурс художественного слова «Недаром помнит вся Россия» к 200-летию Бородинского сражения | октябрь | 2-11 | Кафедра гуманитарных наук |
10 | Конкурс рисунков «Моя Россия» к 1150-летие зарождения российской государственности. | октябрь | 2-11 | Классные руководители |
11 | Дебаты «Я гражданин - России» | ноябрь | 8-11 | Кафедра гуманитарных наук |
12 | Всемирный день ребенка «Путешествие в страну Детства» | ноябрь | 1-7 классы | Классные руководители |
13 | Турнир знатоков права | ноябрь | Кафедра гуманитарных наук | |
14 | Ток – шоу «Подросток и закон» | декабрь | 8-11 | ЗДВР Классные руководители |
15 | Классный час «Конституция РФ», «Права и свободы граждан» «Символы государства российского», «Символы РБ» | декабрь | 1-11 | Классные руководители |
16 | Конкурс проектов «Мой класс» | декабрь | 1-11 | ЗДВР Классные руководители |
17 | Конкурс рисунков «Вперед, Россия!», «Защищая Отечество» | февраль | 2-11 | Классные руководители |
18 | Классный час ко Дню защитника Отечества | февраль | 1-11 | Классные руководители |
19 | Олимпиада допризывной молодежи | февраль | 9-11 | Преподаватель-организатор ОБЖ |
20 | Конкурс проектов «Мама – самое главное» | март | 1-11 | ЗДВР Педагог-организатор |
21 | Фотоконкурс «Мой любимый Таксимо» | март | 2-11 | Классные руководители |
22 | Фестиваль «Дружба народов» | апрель | 1-11 | ЗДВР |
23 | «Корни» моей семьи» (презентация родословной семей) | апрель | 2-11 | Классные руководители |
24 | Вахта Памяти | май | 1-11 | ЗДВР |
25 | Акция «Зеленый двор» | май | 1-11 | Кафедра естественных наук |
26 | Конкурс литературного чтения «След войны» | май | 1-11 | Классные руководители |
27 | Конкурс проектов «Юбилейные даты Великой войны» | май | 6-11 | ЗДВР Классные руководители |
28 | Конкурс рисунков на асфальте «Миру – да! Войне – нет!» | май | 1-5 | Педагог – организатор Классные руководители |
29 | Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» | май | 1-11 | ЗДВР Классные руководители |
30 | Классный час «Все о ВОв» | май | 1-11 | Классные руководители |
План мероприятий по реализации Проекта на 2013-2014 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Адресность | Ответственные |
1 | Единый классный час «Имя, которое носит школа» | сентябрь | 1-11 | Классные руководители |
2 | Единый классный час «Здоровая семья – здоровые дети» | 1-3 сентября | 1-11 | Классные руководители |
3 | Классный час солидарности против терроризма «Слезы Беслана» | сентябрь | 1-11 | Классные руководители |
4 | Единый классный час «Права и обязанности учащихся МБОУ ТСОШ № 1 имени А.А.Мезенцева | сентябрь | 1-11 | Классные руководители |
5 | Единый классный час «Школьная форма: реальность» | сентябрь | 1-11 | Классные руководители |
6 | Акция «Забота о пожилых» | октябрь | 5-11 | ЗДВР |
7 | Акция «Добродеятельная пятница» - «Помоги собраться в школу» | Парламент Федина Лидия | ||
8 | Конкурс исследовательских работ «Моя земля, мои земляки» | октябрь | 4-11 | НМС Классные руководители Педагоги |
9 | Выставка книг «Золотой край Бурятии» | октябрь | 1-11 | Педагог - библиотекарь |
10 | Акция милосердия «Пожилой человек-это мудрости клад» ко Дню пожилого человека | В течение месяца | 1-11 | Классные руководители |
11 | Фотоконкурс «Птицы наших лесов» | октябрь | 1-11 | Огнева С.А., педагог-организатор Классные руководители |
12 | Всемирный день ребенка «Путешествие в страну Детства» | ноябрь | 1-7 классы | Классные руководители |
13 | Конкурс рисунков «Это моя земля» | октябрь | 2-11 | Огнева С.А., педагог-организатор Классные руководители |
14 | Ток – шоу «Подросток и закон» | декабрь | 8-11 | ЗДВР Классные руководители |
15 | Классный час «Конституции РФ – 20 лет», | декабрь | 1-11 | Классные руководители |
16 | Уроки права «Знай и соблюдай законы своей страны» | ноябрь | 7-9 | Цыбенова Д.Д. Классные руководители |
17 | Конкурс чтецов «Мудрость и красота русского языка» | ноябрь | 5-11 | ЦДиТЮиЭ Спицына Т.Д. Середкина Н.И. |
18 | Конкурс рисунков «Художники Бурятии» | декабрь | 1-11 | Бакланова Е.А. |
19 | День правовой защиты Классные часы «Азбука прав ребенка» | декабрь | 1-11 | Бакланова Е.А. Классные руководители |
20 | Конкурс классных газет – «Многонациональная Россия» | Третья неделя | 6-8 | Огнева С.А. Классные руководители |
21 | Конкурс детского творчества (рисунков, стихов) – «Сказки народов мира» | Ноябрь | 1-5 | Бакланова Е.А. |
22 | Фотоконкурс «Самая толерантная семья» | ноябрь | 1-11 | Кригер Н.Е. Классные руководители |
23 | Урок России «Мне о России надо говорить» | декабрь | 1-11 | Классные руководители |
24 | Вахта Памяти | май | 1-11 | ЗДВР |
25 | Акция «Зеленый двор» | май | 1-11 | Кафедра естественных наук |
26 | Конкурс патриотической песни «России сможем послужить» | Февраль - май | 1-11 | Гречкуновская А.Г. Классные руководители |
27 | Конкурс презентаций «Воинская слава в моей семье» | февраль | 5-11 | Спицына Т.Д. Кригер Н.Е. |
28 | Олимпийский день | февраль | 1-11 | Спицына Т.Д. |
29 | Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» | май | 1-11 | ЗДВР Классные руководители |
30 | Единый классный час «Пусть память говорит | май | 1-11 | Классные руководители |
План мероприятий по реализации Проекта на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Адресность | Ответственные |
1 | Единый классный час «Имя, которое носит школа» | сентябрь | 1-11 | Классные руководители |
2 | Единый классный час « Я - талантлив» | 1-3 сентября | 1-11 | Классные руководители |
3 | Классный час солидарности против терроризма «Беслан. Право на жизнь» | сентябрь | 1-11 | Классные руководители |
4 | Единый классный час «Права и обязанности учащихся МБОУ ТСОШ № 1 имени А.А.Мезенцева | сентябрь | 1-11 | Классные руководители |
5 | Экологическая акция «Сделаем вместе» «Лес Победы» | сентябрь | 11 | Выпускники и классные руководители |
6 | Патриотическая акция «Международный день мира» | сентябрь | 5-11 | Скоробач Е.В. |
7 | Акция «Помоги собраться в школу» | Волонтерский отряд «Знак +» Бакланова Е.А. | ||
8 | Акция «Время доверять» | октябрь | 4-11 | Волонтерский отряд «Знак +» Бакланова Е.А. |
9 | Выставка «Я ль виноват, что я поэт» | октябрь | 1-11 | Педагог - библиотекарь |
10 | Проект «История школы. Школе - 35» | В течение четверти | 1-11 | ЗДВР Классные руководители |
11 | Выставка литературы «Байкал – наше наследие» | октябрь | 1-11 | Педагог - библиотекарь |
12 | День пожилых людей «Низкий вам поклон»: Классные часы «Милосердие к старости» Конкурс сочинений «Добрая душа» Выставка «Бабушкина шкатулка» | октябрь | 1-11 | ЗДВР Классные руководители |
13 | Правовые минутки «Мы живем в мире» | ноябрь | 5-11 классы | Учителя истории и обществознания |
14 | Конкурс сочинений – размышлений «Смысл жизни» | ноябрь | 2-11 | Огнева С.А., педагог-организатор Классные руководители |
15 | «День радостного чтения» - громкое чтение (рассказы и сказки для детей) | ноябрь | ||
16 | Тотальный географический диктант | ноябрь | ||
17 | День правовых знаний «Международный день прав ребенка» Классные часы по правовому воспитанию: «Терпимость – путь к миру» «Право ребёнка на уважение» «Я – человек общества» «Российское законодательство о правах ребенка» «Государство и человек: конфликт интересов» и др. | ноябрь | Социальный педагог Классные руководители | |
18 | Ток – шоу «Подросток и закон» | ноябрь | 8-11 | ЗДВР Классные руководители |
19 | Классный час «Конституции РФ – 20 лет», | декабрь | 1-11 | Классные руководители |
16 | День Матери Телепередача «Мама –первое слово, главное слово в нашей судьбе!» Конкурс сочинений-рассуждений «О матерях можно рассказывать бесконечно» Выставка «Золотые» руки моей мамы» Праздничный концерт «Маме посвящается» | декабрь | 1-11 | ЗДВР Классные руководители |
17 | Уроки патриотизма «История одного праздника» | ноябрь | 5-11 | ЗДВР Классные руководители |
18 | «Дружба и братство – лучшее богатство» ко Дню образования СНГ | декабрь | 5-11 | Скоробач Е.В. |
19 | День правовой защиты Круглый стол | декабрь | 1-11 | Бакланова Е.А. Классные руководители |
20 | Конкурс творческих работ «Панно толерантности» | декабрь | 5-11 | ЗДВР Классные руководители |
21 | Конкурс рисунков «Дорогою добра» (с созданием альбома рисунков) | декабрь | 1-4 | ЗДВР Классные руководители |
22 | Фестиваль толерантности «Радужный мир» | декабрь | 1-11 | ЗДВР Классные руководители |
23 | 27 января – день снятия блокады Ленинграда Классные часы «Дети блокады», | январь | 1-11 | Классные руководители |
24 | Смотр строя и песни | февраль | Классные руководители | |
25 | Всероссийская молодежно-патриотическая акция «Мы верим в тебя солдат» к Всероссийскому дню призывника | февраль | 5-11 | ЗДВР |
26 | Вахта Памяти | май | 1-11 | ЗДВР Педагог – организатор по ОБЖ |
27 | Акция «Зеленый двор» | май | 1-11 | Кафедра естественных наук |
28 | Конкурс патриотической песни «России сможем послужить» | Февраль - май | 1-11 | Гречкуновская А.Г. Классные руководители |
29 | Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» | май | 1-11 | ЗДВР Классные руководители |
30 | Единый классный час «Пусть память говорит | май | 1-11 | Классные руководители |
31 | Телепроект «Миг Победы» | Май | 1-11 | ЗДВР |
32 | Патриотическая акция «Я – наследник Победы» | май | 5-11 | ЗДВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения-повествования " С нами не соскучишься" (учебник М.М.Разумовской, 6 класс)
Подготовка к написанию сочинения-повествования с использованием приёмов технологии развития критического мышления....
КВН «Путешествуйте с нами по Африке»
Козлова Т.Н. КВН «Путешествуйте с нами по Африке» Раздел: Внеклассная работа. Преподавание географии. Использование разнообразных игровых форм и методов работы на уроке и во внеклассной деятельно...
Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?
способы общения ученика и учителя в результате формально- ролевого общения ...
Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительное состязание "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данное внекласное мероприятие проводится в 9 классах совместно с родителями (папами).Цели:Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы чере...
Химия рядом с нами ( курсы по выбору)
Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....
Химия рядом с нами ( курсы по выбору)
Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....
Классный час 8-9класс " Между нами девочками ( Между нами мальчиками)" по профилактике ранней беременности
Воспитывая мальчика, мы растим мужчину.Воспитывая девочку, мы растим нацию.В 14-15 лет многие подростки торопятся приобрести первый сексуальный опыт, и этот опыт далеко не всегда бывает позитивным. Ра...