Проект "Будущее за нами"
проект

Спицына Татьяна Дмитриевна

    Цель проекта:  формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».

Проект направлен на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств - благо­родства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.А.Мезенцева»

Срок реализации – 5 лет

(2012 – 2017 гг)

Составитель:

Спицына Т.Д.,

заместитель директора по ВР

Оглавление:

I. Введение

II. Цели, задачи проекта

III. Формы патриотического воспитания

IV. Этапы реализации проекта: 1. Ориентированно-диагностический 2. Основной 3. Заключительный

V. Механизм реализации проекта

VI. Социальные партнеры

VII. Ожидаемые результаты

VIII. Перспективы (Продолжение работы над проектом)

IX. Приложение

Пояснительная   записка.

     Проект  разработан в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ.

 Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического и правового воспитания в школе и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.    

Социально-экономические условия жизни ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений  и дополнительного образования привели к ограничению средств развития школьника. Кроме того,  в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение современных взрослых людей, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Проводя анкеты – опросники среди наших школьников, можем с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность», «права и обязаности» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны. Поэтому в нашей школе патриотическое воспитание учащихся — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных прав и обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

    Цель проекта:  формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».

    Задачи проекта:

1. Развить чувства патриотизма, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности посредством проведения школьных внеклассных мероприятий;

2. Сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

Принципы реализации проекта:

  • личностно- ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • деятельностный подход: воспитание и развитие личности  в результате  практической деятельности;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
  • средовый подход: педагогизация воспитательной среды в социуме, неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями.
  • непрерывная педагогическая диагностика,  самопознание;

Формы патриотического воспитания

Содержание и формы патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

  1. Духовно-нравственное направление включает в себя:

 • формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

• формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

• воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

  1. Культурно- историческое направление предполагает:

• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

  1. Гражданско-правовое направление ориентирует на:

 • изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

 • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

• формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

• развитие реально действующего школьного самоуправления.

4.Военно – патриотическое включает в себя:

 • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

• формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Содержательные линии проекта:

Образовательная – содержит идеи,  теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие  особенности каждой семьи, родного края, Отечества в целом .

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, культуры народов России, на её  изучение, сохранение.

Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонационального государства,  в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

   Правовая база для составления проекта:

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»
  • Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. №90/30 - 16)
  • «Примерная программа воспитания и социализации учащихся» .

Этапы реализации проекта

I. Ориентированно-диагностический этап

Цель: выявить представление обучающихся о патриотизме, о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин»; что знают об истории, традициях и обычаях своего народа; определить направления дальнейшей работы над проектом.

Формы: анкетирование, мини-опросники, викторины, сочинения и т.д.

II. Основной этап 

Цель: спланировать и провести цикл мероприятий, формирующих у учащихся гражданские качества личности, любви и уважения к своему Отечеству, представления учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».

Формы: классные часы, уроки мужества, внеклассные и общешкольные мероприятия, заседания клубов по интересам, спортивные соревнования, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, деятельность школьного музея, встречи с ветеранами и тружениками тыла ВОВ, военно-спортивные игры «Зарничка», «Армейский марафон», работа школьного пресс-центра,

III. Заключительный этап

Цель: проанализировать полученную «модель гражданина», провести рефлексию для анализа и изменения методов, форм, мероприятий для дальнейшей работы над проблемой.

Формы: анкетирование, опросники, «круглый стол», «диспуты», «дебаты» и т.д.

   

Механизм реализации проекта

Координацию деятельности по реализации Проекта осуществляет группа по реализации проекта: Парламент ученического самоуправления, заместитель директора по ВР, НМС

Группа определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Проекта, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Проекта являются педагоги, обучающиеся и их родители.

 

   Ожидаемые результаты

Основным критерием результативности патриотического воспитания учащихся должно стать их сознательное, самостоятельное и активное стремление своими действиями служить России.

Результатом реализации данного проекта должна стать высокая социальная активность учащихся, гражданская ответственность, высокая духовность личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способная проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Конечным результатом функционирования модели патриотического воспитания должны стать духовный подъем, устойчивость в обществе, укрепление государства, его обороноспособности и национальной безопасности.

Эти факторы будут определять будущее России как великой и могучей державы.

Продолжение работы над проектом. Работа над проектом будет продолжена по всем направлениям и дополнена новыми материалами.

   

 Перспективы

1. Партнерство со школами поселка и района.

2. Шефство над дошкольным учреждением «Золотой ключик» .

3. Сотрудничество с УДОд.

4. Создание базы методической литературы и методических разработок  по патриотическому воспитанию «Будущее за нами!»

План мероприятий по реализации Проекта на 2012-2013 учебный год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Адресность

Ответственные

1

Единый классный час «Имя, которое носит школа»

сентябрь

1-11

Классные руководители

2

Единый классный час «Урок семьи и семейных ценностей»

1-3 сентября

1-11

Классные руководители

3

Классный час солидарности против терроризма

сентябрь

1-11

Классные руководители

4

Единый классный час «Права и обязанности учащихся МБОУ ТСОШ № 1 имени А.А.Мезенцева

сентябрь

1-11

Классные руководители

5

Предвыборная компания. Деловая игра «Выборы»

октябрь

5-11

ЗДВР

6

Акция «Забота о пожилых»

октябрь

5-11

ЗДВР

7

Классный час «День народного единства», посвященный празднованию  400 - летия изгнания польских интервентов из Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского

октябрь

1-11

Классные руководители

8

Конкурс исследовательских работ «Моя земля, мои земляки»

октябрь

4-11

НМС

Классные руководители

Педагоги

9

Конкурс художественного слова «Недаром помнит вся Россия» к 200-летию Бородинского сражения

октябрь

2-11

Кафедра гуманитарных наук

10

Конкурс рисунков «Моя Россия» к 1150-летие зарождения российской государственности.

октябрь

2-11

Классные руководители

11

Дебаты «Я гражданин - России»

ноябрь

8-11

Кафедра гуманитарных наук

12

Всемирный день ребенка «Путешествие в страну Детства»

ноябрь

1-7 классы

Классные руководители

13

Турнир знатоков права

ноябрь

Кафедра гуманитарных наук

14

Ток – шоу «Подросток и закон»

декабрь

8-11

ЗДВР

Классные руководители

15

Классный час «Конституция РФ», «Права и свободы граждан» «Символы государства российского», «Символы РБ»

декабрь

1-11

Классные руководители

16

 Конкурс проектов «Мой класс»

декабрь

1-11

ЗДВР

Классные руководители

17

Конкурс рисунков «Вперед, Россия!», «Защищая Отечество»

февраль

2-11

Классные руководители

18

Классный час ко Дню защитника Отечества

февраль

1-11

Классные руководители

19

Олимпиада допризывной молодежи

февраль

9-11

Преподаватель-организатор ОБЖ

20

Конкурс проектов «Мама – самое главное»

март

1-11

ЗДВР

Педагог-организатор

21

Фотоконкурс  «Мой любимый Таксимо»        

март

2-11

Классные руководители

22

Фестиваль «Дружба народов»

апрель

1-11

ЗДВР

23

«Корни» моей семьи» (презентация родословной семей)

апрель

2-11

Классные руководители

24

Вахта Памяти

май

1-11

ЗДВР

25

Акция «Зеленый двор»

май

1-11

Кафедра естественных наук

26

Конкурс литературного чтения «След войны»

май

1-11

Классные руководители

27

Конкурс проектов «Юбилейные даты Великой войны»

май

6-11

ЗДВР

Классные руководители

28

Конкурс рисунков на асфальте «Миру – да! Войне – нет!»

май

1-5

Педагог – организатор

Классные руководители

29

Всероссийская акция «Георгиевская ленточка»

май

1-11

ЗДВР

Классные руководители

30

Классный час «Все о ВОв»

май

1-11

Классные руководители

План мероприятий по реализации Проекта на 2013-2014 учебный год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Адресность

Ответственные

1

Единый классный час «Имя, которое носит школа»

сентябрь

1-11

Классные руководители

2

Единый классный час «Здоровая семья – здоровые дети»

1-3 сентября

1-11

Классные руководители

3

Классный час солидарности против терроризма «Слезы Беслана»

сентябрь

1-11

Классные руководители

4

Единый классный час «Права и обязанности учащихся МБОУ ТСОШ № 1 имени А.А.Мезенцева

сентябрь

1-11

Классные руководители

5

Единый классный час «Школьная форма: реальность»

сентябрь

1-11

Классные руководители

6

Акция «Забота о пожилых»

октябрь

5-11

ЗДВР

7

Акция «Добродеятельная пятница» - «Помоги собраться в школу»

Парламент

Федина Лидия

8

Конкурс исследовательских работ «Моя земля, мои земляки»

октябрь

4-11

НМС

Классные руководители

Педагоги

9

Выставка книг «Золотой край Бурятии»

октябрь

1-11

Педагог - библиотекарь

10

Акция милосердия «Пожилой человек-это мудрости клад» ко

Дню пожилого человека

В течение месяца

1-11

Классные руководители

11

Фотоконкурс «Птицы наших лесов»

октябрь

1-11

Огнева С.А., педагог-организатор

Классные руководители

12

Всемирный день ребенка «Путешествие в страну Детства»

ноябрь

1-7 классы

Классные руководители

13

Конкурс рисунков «Это моя земля»

октябрь

2-11

Огнева С.А., педагог-организатор

Классные руководители

14

Ток – шоу «Подросток и закон»

декабрь

8-11

ЗДВР

Классные руководители

15

Классный час «Конституции РФ – 20 лет»,

декабрь

1-11

Классные руководители

16

Уроки права «Знай и соблюдай законы своей страны»

ноябрь

7-9

Цыбенова Д.Д.

Классные руководители

17

Конкурс чтецов «Мудрость и красота русского языка»

ноябрь

5-11

ЦДиТЮиЭ

Спицына Т.Д.

Середкина Н.И.

18

Конкурс рисунков «Художники Бурятии»

декабрь

1-11

Бакланова Е.А.

19

День правовой защиты

Классные часы «Азбука прав ребенка»

декабрь

1-11

Бакланова Е.А.

Классные руководители

20

Конкурс классных газет  – «Многонациональная Россия»

Третья неделя

6-8

Огнева С.А.

Классные руководители

21

Конкурс детского творчества (рисунков, стихов) – «Сказки народов мира»

Ноябрь

1-5

Бакланова Е.А.

22

Фотоконкурс «Самая толерантная семья»

ноябрь

1-11

Кригер Н.Е.

Классные руководители

23

Урок России «Мне о России надо говорить»

декабрь

1-11

Классные руководители

24

Вахта Памяти

май

1-11

ЗДВР

25

Акция «Зеленый двор»

май

1-11

Кафедра естественных наук

26

Конкурс патриотической песни «России сможем послужить»

Февраль - май

1-11

Гречкуновская  А.Г.

Классные руководители

27

Конкурс презентаций «Воинская слава в моей семье»

февраль

5-11

Спицына Т.Д.

Кригер Н.Е.

28

Олимпийский день

февраль

1-11

Спицына Т.Д.

29

Всероссийская акция «Георгиевская ленточка»

май

1-11

ЗДВР

Классные руководители

30

Единый классный час «Пусть память говорит

май

1-11

Классные руководители

План мероприятий по реализации Проекта на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Адресность

Ответственные

1

Единый классный час «Имя, которое носит школа»

сентябрь

1-11

Классные руководители

2

Единый классный час « Я - талантлив»

1-3 сентября

1-11

Классные руководители

3

Классный час солидарности против терроризма «Беслан. Право на жизнь»

сентябрь

1-11

Классные руководители

4

Единый классный час «Права и обязанности учащихся МБОУ ТСОШ № 1 имени А.А.Мезенцева

сентябрь

1-11

Классные руководители

5

Экологическая акция «Сделаем вместе» «Лес Победы»

сентябрь

11

Выпускники  и классные руководители

6

Патриотическая акция «Международный день мира»

сентябрь

5-11

Скоробач Е.В.

7

Акция «Помоги собраться в школу»

Волонтерский отряд «Знак +»

Бакланова Е.А.

8

Акция «Время доверять»

октябрь

4-11

Волонтерский отряд «Знак +»

Бакланова Е.А.

9

Выставка «Я ль виноват, что я поэт»

октябрь

1-11

Педагог - библиотекарь

10

Проект «История школы. Школе - 35»

В течение четверти

1-11

ЗДВР

Классные руководители

11

Выставка литературы «Байкал – наше наследие»

октябрь

1-11

Педагог - библиотекарь

12

День пожилых людей «Низкий вам поклон»:

Классные часы «Милосердие к старости»

Конкурс сочинений «Добрая душа»

Выставка «Бабушкина шкатулка»

октябрь

1-11

ЗДВР

Классные руководители

13

Правовые минутки «Мы живем в мире»

ноябрь

5-11 классы

Учителя истории и обществознания

14

Конкурс сочинений – размышлений «Смысл жизни»

ноябрь

2-11

Огнева С.А., педагог-организатор

Классные руководители

15

«День радостного чтения» - громкое чтение (рассказы и сказки для детей)

ноябрь

16

Тотальный географический диктант

ноябрь

17

День правовых знаний «Международный день прав ребенка»

Классные часы по правовому воспитанию:

«Терпимость – путь к миру»

«Право ребёнка на уважение»

«Я – человек общества»

«Российское законодательство о правах ребенка»

«Государство и человек: конфликт интересов»  и др.

ноябрь

Социальный педагог

Классные руководители

18

Ток – шоу «Подросток и закон»

ноябрь

8-11

ЗДВР

Классные руководители

19

Классный час «Конституции РФ – 20 лет»,

декабрь

1-11

Классные руководители

16

День  Матери

Телепередача   «Мама –первое слово, главное слово в нашей судьбе!»

Конкурс сочинений-рассуждений «О матерях можно рассказывать бесконечно»

Выставка  «Золотые» руки моей мамы»

Праздничный концерт «Маме посвящается»

декабрь

1-11

ЗДВР

Классные руководители

17

Уроки патриотизма «История одного праздника»

ноябрь

5-11

ЗДВР Классные руководители

18

«Дружба и братство – лучшее богатство» ко Дню образования СНГ

декабрь

5-11

Скоробач Е.В.

19

День правовой защиты

Круглый стол

декабрь

1-11

Бакланова Е.А.

Классные руководители

20

Конкурс творческих работ «Панно толерантности»

декабрь

5-11

ЗДВР Классные руководители

21

Конкурс рисунков «Дорогою добра» (с созданием альбома рисунков)

декабрь

1-4

ЗДВР Классные руководители

22

Фестиваль толерантности «Радужный мир»

декабрь

1-11

ЗДВР Классные руководители

23

27 января – день снятия блокады Ленинграда

Классные часы «Дети блокады»,

январь

1-11

Классные руководители

24

Смотр строя и песни

февраль

Классные руководители

25

Всероссийская  молодежно-патриотическая акция «Мы верим в тебя солдат» к Всероссийскому дню призывника

февраль

5-11

ЗДВР

26

Вахта Памяти

май

1-11

ЗДВР

Педагог – организатор по ОБЖ

27

Акция «Зеленый двор»

май

1-11

Кафедра естественных наук

28

Конкурс патриотической песни «России сможем послужить»

Февраль - май

1-11

Гречкуновская  А.Г.

Классные руководители

29

Всероссийская акция «Георгиевская ленточка»

май

1-11

ЗДВР

Классные руководители

30

Единый классный час «Пусть память говорит

май

1-11

Классные руководители

31

Телепроект «Миг Победы»

Май

1-11

ЗДВР

32

Патриотическая акция «Я – наследник Победы»

май

5-11

ЗДВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-повествования " С нами не соскучишься" (учебник М.М.Разумовской, 6 класс)

Подготовка к написанию сочинения-повествования с использованием приёмов технологии развития критического мышления....

КВН «Путешествуйте с нами по Африке»

Козлова Т.Н. КВН «Путешествуйте с нами по Африке» Раздел: Внеклассная работа. Преподавание географии. Использование разнообразных игровых форм и методов работы на уроке и во внеклассной деятельно...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительное состязание "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данное внекласное мероприятие проводится в 9 классах совместно с родителями (папами).Цели:Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы чере...

Химия рядом с нами ( курсы по выбору)

Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....

Химия рядом с нами ( курсы по выбору)

Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....

Классный час 8-9класс " Между нами девочками ( Между нами мальчиками)" по профилактике ранней беременности

Воспитывая мальчика, мы растим мужчину.Воспитывая девочку, мы растим нацию.В 14-15 лет многие подростки торопятся приобрести первый сексуальный опыт, и этот опыт далеко не всегда бывает позитивным. Ра...