ДОП "Сольное пение"
методическая разработка

Кракова Лариса Владимировна

Дополнительная общеобразовательная программа "Сольное пение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0000_programma_solnoe_penie_krakovoy_l.v.docx131.73 КБ

Предварительный просмотр:

Кракова Лариса Владимировна

                                     

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования Москаленского муниципального района Омской области

«Москаленский центр дополнительного образования»

        

                                     

Утверждено:

Приказ №________

От «____»____20___г.

__________________

Директор

М.В. Анкудинов

                                         

                                                                                 

     Принято   на заседании педсовета

от «_____»___________20_____г.  

Протокол № _________________

 

                                                                                                                                                                                                                                                     

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Сольное пение»

Срок реализации 2 года

Возраст детей от 6 до 11 лет.

                                                                  Составитель:

                                                                  Кракова Л.В.

                                                            педагог дополнительного образования

                                                             

                                                                                                           

                   

                                           

р. п.  Москаленки 2019 г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

1.1

Актуальность программы

1.2

Цели и задачи программы

1.3

Планируемые результаты

2.

Содержание программы

2.1

Учебно-тематическое планирование 1 года обучения

2.2.

Календарный план 1 года обучения

2.3

Содержание занятий 1  года обучения

2.4

Учебно-тематическое планирование 2 года обучения

2.5

Содержание занятий 2 года обучения

3

Контрольно-оценочные средства

4

Условия реализации программы

4.1

Материально-техническое обеспечение программы

4.2

Учебно-методическое программы

4.3

Информационно-образовательные ресурсы

4.4

 Примерный репертуар

4.5

 Список литературы

5

 Приложения

                                           

1.  Пояснительная записка

Уровень программы - базовый.

Художественная направленность данной программы обусловлена актуальностью приобщения детей к певческому искусству, развитию творческого потенциала и детской фантазии, совершенствованию целого комплекса вокальных, ритмических, артистических, исполнительских умений и навыков, воспитанию художествено-эстетического вкуса, а также   адаптации, социализации и самовыражению.     

  1. Актуальность программы

Обусловлена концепцией современного образования и особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения. Дополнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в художественно-эстетическом воспитании ребёнка, удовлетворению его индивидуальных потребностей, развитию творческого потенциала, адаптации его в современном обществе, повышения занятости в свободное время.

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.   Пение – один из доступных и любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Обучаясь пению, ребёнок учится не только петь, но и открыто выражать через пение свои мысли, чувства, эмоции, реализовывать свой певческий потенциал. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развивается чувство ритма. С помощью специальных упражнений вырабатываются головные и грудные резонаторы, точное попадание на звук, осваиваются секреты сценического мастерства и сценического движения. Живое пение уникально, актуально и полезно, особенно в наше время, когда организм человека с детства может подвергаться различным нагрузкам, стрессам и многим другим негативным факторам. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и другие. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов, способствует снятию стресса и внутреннего напряжения, раскрепощению, психологическому равновесию и эмоциональной радости, повышению всех резервных возможностей организма, профилактике заболеваний органов дыхания. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно – эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, «обогощается» речь, ребёнок учится взаимодействовать в социуме со сверстниками и взрослыми.

Занятия по данной программе предназначены для детей в возрасте от 6-11 лет

 Освоив все премудрости вокальной деятельности, ребёнок может получить творческую самореализацию, ему будет легче адаптироваться в социуме, а также он может получить путёвку в большой мир искусства и профессиональное самоопределение.

Форма организации деятельности детского объединения кружок. 

Форма обучения - очная.

Трудоёмкость программы: срок реализация программы - 2 года.

Первый год - овладение вокальной техникой в пределах природных возможностей, выработка необходимых вокальных навыков, правильность звукообразования в процессе пения.

Второй год –закрепление вокальных навыков

 - обучение средствам музыкальной выразительности.

 - совершенствование работы над интонацией и образно-эмоциональным исполнением.

 На прохождение программы отводится 144 часа, в год 72 часа.

Режим занятий: занятия проходят на базе учреждения дополнительного образования   2 раза в неделю по 1 часу - 45 минут с перерывом в 10 минут.  

В связи с возрастными особенностями младшего возраста, занятия могут быть сокращены до 35 минут. Всего на одного ребенка количество учебных часов в год -72.

Занятия проводятся индивидуально и по подгруппам 2-6 человек, так как для детей младшего школьного возраста важно социальное взаимодействие и общение, а так - же индивидуальная проработка тех или иных вокальных навыков.

Состав группы постоянный – соответствует возрастным особенностям и уровню подготовки.  

Особенности набора обучающихся:

Программа предназначена детям младшего школьного возраста от 6 - 11 лет.

Обучаться по программе могут все дети, желающие заниматься вокалом и получившие согласие родителей, не имеющие противопоказаний по здоровью.  

 Прием в детское объединение «Сольное пение» осуществляется в начале учебного года (сентябрь).  Форма зачисления – Прослушивание –собеседование. Проводится определение уровня музыкальных способностей учащихся (диапазон голоса, чистота интонации, силы звука, чувство ритма…). Условиями отбора детей являются: желание ребенка заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий, возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Особенности организации образовательного процесса:

Младший школьный возраст – это время бурного роста организма ребёнка, что сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях, поэтому занятия   проходят очень динамично.  На вокальных занятиях активно используется наглядный материал, т.к. память младших школьников в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер и восприятие отличается «созерцательной любознательностью». Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. На занятиях подача материала сопровождается видео-, аудиоматериалами, и наглядными пособиями т.к. в этом возрасте безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

В ходе реализации программы используются как традиционные методы обучения (рассказ, объяснение, воспроизведение певческого звука, демонстрация, показ), так и занятия нетрадиционного типа: занятие-концерт,  занятие-конкурс, занятие-зачёт, занятие-игра.

На занятиях применяется индивидуальная форма организации учебной деятельности.

Как правило, 1/3 занятия отводится на изложение педагогом теоретических основ изучаемой темы, остальные 2/3 посвящены практическим занятиям и повторение материала предыдущего занятия.  

Правильность такого выбора подтверждена практикой обучения и рекомендациями методической литературы. Содержание программы обеспечивает информационно-познавательный уровень и направлено на приобретение практических навыков вокального пения, приобретению новых дополнительных знаний.

Программа построена на пошаговом изучении материала от элементарных навыков до профессионального владения голосом и разработана на основе индивидуального подхода и дифференцированных требований к учащемуся с использованием новых форм, средств и методов обучения.

        Реализация задач на уроке осуществляется через различные виды деятельности: сольное пение, движения под музыку, работа на сцене. Программа предусматривает межпредметные связи с литературой, хореографией, сценическим искусством. Репертуар детского объединения составляют песни советских, современных композиторов и исполнителей. Песенный репертуар подбирается в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках студийной деятельности. Имеет место варьирования. На занятиях проводится углубленная работа по обучению музыкальной терминологии, развитию вокальных данных. Дети учатся правильно пользоваться микрофонами, исполнять произведение под фонограмму, овладевают движениями в различных танцевальных ритмах, а также элементами движений современных танцев, сценического движения. Большая работа ведется над поиском сценического образа, тщательным продумыванием сценического костюма. Огромное значение уделяется выбору репертуара. В работе используются только высокохудожественные произведения, обладающие не только выразительной мелодией, но и хорошим грамотным текстом, помогающие воспитывать у юных исполнителей эстетическую культуру и художественный вкус. Также на занятиях ребята учатся умению правильно анализировать собственное исполнение произведений для наиболее точного определения ошибок, чистоты интонирования, соотношение голоса и фонограммы.  Все это делается при помощи видеозаписи.  Этот способ контроля позволяет достичь таких высоких результатов, которых другими способами и методами достичь невозможно. Занятия сценическим движением не только тесно взаимосвязаны с разучиваемым материалом, но и служат для выработки правильной красивой осанки, умение легко, бесшумно двигаться, «держать спину», свободно чувствовать себя на сцене.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом – диагностика, наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

В программе учитывается, что у детей от 6 до 11 лет есть уже «не правильные привычки» в пении и надо стараться предупреждать и искоренять их. Один из примеров «неправильной привычки» - форсирование звука, неправильная артикуляция, не точная интонация. При работе с детьми младшей группы учитывается, что в данном возрасте преобладает верхний резонатор. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели).

Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро.

Задача педагога – добиваться, возможно, более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

В младшем школьном возрасте формируется собственно певческий аппарат гортани, и голос приобретает новые, но пока ещё скромные возможности. Всё более чистым и устойчивым становится интонирование мелодии голосом. Дети способны воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии. Ведётся работа по постановке голоса, многие дети начинают петь звонко, легко. Более ярко проявляется присущий ребёнку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и достигнутый младшим школьником уровень общего и музыкального развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен.  Младшие школьники уверенно чувствуют себя в музыкальном движении, откликаются на музыку разного характера выразительными, естественными движениями всего тела и могут воспроизвести в них динамику развития музыкального образа; в упражнениях использует язык жестов и мимики.

Участие учащихся во внеклассных мероприятиях, концертах, фестивалях, конкурсах соответствует репертуарно – календарному плану ЦДО.

Формы обучения и проведения занятий:

-традиционная форма  - учебное занятия

дополнительная форма занятия

- занятие-концерт,

- занятие-конкурс,

-занятие-репетиция

-занятие-зачёт,

-занятие с элементами игры.

-занятие тренировка

 

                                                      1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие познавательных и творческих способностей на основе вокально-сценической деятельности.

Основные задачи:  

  1. сформировать мотивацию к вокальному творчеству;
  2. сформировать и развить навыки сольного вокала и сценического искусства
  3. развить творческий потенциал, самореализацию;
  4. сформировать культуру здоровьясбережения.

                                       

                             

                                       

                                1.3 Планируемые результаты 1 года обучения:  

  • Личностные результаты:

1. сформированность стабильного интереса к занятиям сольного пения, мотивация к творческому труду, работе на результат;

2. развитость организационно-волевых качеств личности: воля, выдержка, организованность;

3. способность к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

4. сформированность установки на здоровый образ жизни, потребность бережного   отношения к своему голосу;

5. развитость эстетических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, понимание сопереживания чувствам других людей.

  • Метапредметные результаты:

Познавательные:

1. сформированность умения работать с необходимой информацией для выполнения учебных заданий, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности;

2. сформированность применения полученных знаний о музыкальной культуре, других видах искусства и исполнителях, в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;

3. сформированность умения разбирать и анализировать музыкальные произведения, свою творческую работу, исполнительские качества.

  Коммуникативные:

1. сформированность готовности участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы и др.), общение со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

2. сформированность готовности слушать и слышать педагога, и адекватно воспринимать оценку педагога, на продуктивное взаимодействие и сотрудничество;

3. сформированность уважительного отношения к истории и культуре других народов.    

 Регулятивные:

 1.  сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачи, умения   выделять и формулировать познавательные цели занятия с помощью педагога, способности контролировать время на выполнение заданий;

2. способность выстраивать самостоятельный творческий маршрут в учебном процессе;

3. сформированность умения размышлять о воздействии музыки на человека, ее взамосвязи с жизнью и другими видами искусства, использовать музыкальные термины при анализе или оценки музыкального произведения и творческой деятельности.

 Планируемые результаты по направленности, профилю программы:

1. сформированность умения знания о голосовом аппарате, правил гигиены, охраны голоса, нотной грамоты, особенностей музыкального языка, профессиональной терминологии, знание понятий: звук, интонирование, ритм, фразировка, дикция, артикуляция, темп, лад и т.д.;

2. сформированность умения владения вокально-певческими навыками: правильной установке корпуса при пении, раскрепощение во время вокальных упражнений, знание основы правильного звукоизвлечения и звуковедения, овладение понятиями элементарного применения на практике динамике звука и нижне-рёберного диафрагмального дыхания, приобретение навыка  чистого интонирования, исполнения несложных по тесситуре и гармонии песен с сохранением мелодического строя, выполнение элементарных артикуляционных упражнений, развитие диапазона, музыкальной памяти, получат навык пения в микрофон.

3. сформированность умения использовать разнообразные способы воплощения   художественно-образного содержания через пластику и движение, эмоционально откликаться на исполнение музыкального произведения, владеть некоторыми элементами сценической культуры.

 

                                        Планируемые результаты 2 года обучения

  • Личностные результаты:

1. сформированность мотивации к творческому труду, работе на результат с сохранением стабильного интереса к занятиям сольного пения;

2. развитость организационно-волевых качеств личности: воля, выдержка, организованность;

3. способность к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

4. сформированность установки на здоровый образ жизни, потребности бережного   отношения к своему голосу;

5. развитость эстетических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, понимание сопереживания чувствам других людей.

  • Метапредметные результаты:

Познавательные:

1. сформированность умения работать с необходимой информацией для выполнения учебных заданий, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности;

2. сформированность применения полученных знаний о музыкальной культуре, других видах искусства и исполнителях, в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;

3. сформированность умения разбирать и анализировать музыкальные произведения, свою творческую работу, исполнительские качества;

4.  сформированность умения ставить вопросы, высказывать суждения, делать выводы, аргументировать свои идеи, оперировать знаниями в области музыкального искусства, проявлять стремление к приобретению музыкально-слухового опыта с новыми произведениями современной   музыки, ориентироваться на разные способы решения познавательных задач.

  Коммуникативные:

1. сформированность готовности участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы и др.), общение со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, без затруднений устанавливать творческие контакты;

2. сформированность готовности слушать, слышать и адекватно воспринимать оценку педагога, на продуктивное взаимодействие и сотрудничество:

3. сформированность уважительного отношения к истории и культуре других народов;  

4. сформированность способность формировать собственное мнение, соблюдая корректность в высказываниях, учитывая различные точки зрения.

 Регулятивные:

1.  сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей, умения   выделять и формулировать познавательные цели занятия, способности контролировать время на выполнение заданий;

2. способность выстраивать самостоятельный творческий маршрут в учебном процессе;

3. сформированность умения размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства, использовать музыкальные термины при анализе или оценки музыкального произведения и творческой деятельности.

 Планируемые результаты по направленности, профилю программы:

1. сформированность умения знания о голосовом аппарате, правил гигиены, охраны голоса, нотной грамоты, особенностей музыкального языка, профессиональной терминологии, знание понятий: звук, интонирование, ритм, фразировка, дикция, артикуляция, темп, лад и т.д.;

2. сформированность умения владения вокально-певческими навыками: правильной установке корпуса при пении, навыками раскрепощения во время вокальных упражнений, знание основы правильного звукоизвлечения и звуковедения, овладении понятиями элементарного применения на практике динамике звука и нижне-рёберного диафрагмального дыхания, умения работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры, приобретут навык чистого интонирования, исполнения несложных по тесситуре и гармонии песен с сохранением мелодического строя, выполнения артикуляционных упражнений, развитие диапазона, музыкальной памяти, знание основных правил и умения работать  с микрофоном.  

3. сформированность умения использовать разнообразные способы воплощения   художественно-образного содержания через пластику и движение, эмоционально откликаться на исполнение музыкального произведения. владеть некоторыми элементами сценической культуры и сценического движения, умения соединять движения с песней.

4. сформированность умения   самостоятельно анализировать изучаемые произведения, используя приобретенные навыки, эмоционально и интонационно чисто исполнять произведения различных стилей и различной степени сложности, выступать перед аудиторией, приобретут навык концертной, фестивальной и конкурсной деятельности;

  

                             

                                             Содержание программы

 

2.1 Учебно-тематический план программы

1 год обучения

п/п

Название разделов, тем

Всего

1.

 Введение в образовательную программу.

1.1 «Эстрадное творчество» - Вводное занятие.

1

1

2

Введение в мир музыки.

2.1. Знакомство с творчеством известных детских эстрадных солистов и ансамблей.

2.2. Изучение звукоряда и музыкальных регистров.

2.3. Слушание и пение популярных песен для детей из сказок и мультфильмов.

8

4

2

2

3

Певческая установка.

3.1 Устройство голосового и артикуляционного аппарата.  

3.2. Дыхательный аппарат, его роль в звукообразовании.

4

2

2

4

Основные навыки вокала.

4.1. Для чего необходимы вокальные упражнения?

4.2 Первоначальные навыки звукообразования  на основе певческих упражнений.

6

2

4

5

Постановка нижнерёберного -диафрагмального дыхания.

5.1 Вдох и задержка дыхания.   

5.2 Распеределение дыхания на выдохе.  

5.3 Развитие ощущения движения диафрагмы, укрепление передней стенки живота.  

8

2

2

4

6

Звукообразование.

6.1 Формирование мягкой атаки звука.

6.2 Формирование вокального зевка и певческих гласных.

6.3 Голосовой тембр. Голосовые регистры.  

6.4 Резонаторы.  

6.5 Звуковедение –ровное звучание и чистота интонирования.

10

1

2

1

2

4

7

Дикция, артикуляция.

7.1 Согласованность артикуляционных органов.  

 7.2 Особенности произношения при пении.

4

2

2

8

Развитие чувства ритма. 

8.1 Что такое РИТМ, ДОЛЯ, ПУЛЬС?

8.2 Ритмические движения под музыку.  

4

2

2

9

Музыкальные жанры.

9.1 Знакомство с характеристикой музыкальных жанров: «Марш», «Танец», «Песня» (вступление, запев, припев).

9.2 Изучение отличий музыкальных жанров.

4

2

2

   10

Музыкальная грамота.

10.1. Изучение звукоряда, клавиатуры.  

10.2. Знакомство с основами музыкальной грамоты в музыке.

10.3 Вокально-музыкальная терминология.

6

2

2

2

11

Импровизация и сценическое движение. 

11.1 Изучение видов сценического движения.  

11.2 Умение следить не только за голосом, но и телом.    

4

2

2

12

Вокальная работа в разучиваемых и исполняемых песнях.

12.1 Раскрытие содержания текста и музыки.

12.2 Работа над мелодической линией песни, дикцией, артикуляцией.

Работа над художественным образом.

12.3.Понятие о микрофоне и его работе. Пение под фонограмму.

12.4.Разновидности голосового звучания. Манера исполнения.

5

1

2

1

1

13

Концертные выступления. Участие в конкурсах.

16.1 Работа над конкурсным и концертным репертуаром.

16.2 Сценическая культура.  

8

4

4

                           

                                         

2.3 Содержание программы 1 года обучения:

Раздел 1. Введение в образовательную программу -1 час.

Тема 1.1. Эстрадное творчество. Вводное занятие - 1час.

Адаптация ребёнка в новом коллективе, знакомство в игровой форме. 

Беседа о значении музыки для человека и истории зарождения эстрадного жанра. Знакомство детей с работой детского объединения эстрадного вокала «Сольное пение». Инструктаж по ТБ, охране и гигиене детского голоса. Правила поведения на занятиях.

Прослушивание учащихся, проверка музыкальных данных.

2.Тема Введение в мир музыки -8 час.

2.1. Знакомство с творчеством детских эстрадных солистов и ансамблей- 4 час.

Рассказ о музыке и её исполнителях, музыкальных проектах для детей: детское Евровидение, теле проект «Голос», «Ты супер!» Слушание вокальных произведений, просмотр видео концертных выступлений солистов, групп и ансамблей. Вызвать у детей эмоционально-эстетическую отзывчивость, формировать музыкальный вкус, учить оценивать, понимать и любить музыку.  Подбор репертуара индивидуально, опираясь на вкус ребёнка.

Разучивание любимых песен. Индивидуальное прослушивание.

2.2. Изучение музыкальных регистров- 2 час.

Рассказ о музыкальных регистрах, и связи с тесситурой голоса. Знакомство с регистрами   музыкальных инструментов.  

Определять регистры на клавиатуре на слух в игровой форме с помощью музыкально-дидактических игр. Изображать голосом звуки разных животных, в разных регистрах.

2.3. Слушание и пение популярных песен для детей из сказок и мультфильмов-2 час.

Беседа с детьми о добрых советских мультфильмах, сказках и детских фильмах. Чему они учат? Знакомство с творчеством композитов Г. Гладкова, В. Шаинского, М. Дунаевского, А. Пахмутовой. 

Проведение викторины «Песни из мультфильмов», ВИДЕО–викторины «Узнай мультфильм», «Угадай мелодию».    

Тема 3. Певческая установка -4 час.

3.1   Устройство голосового и артикуляционного аппарата -2 час.

Знакомство с физиологией голосового и артикуляционного аппарата.  

Отработка навыков правильной певческой установки: положение корпуса во время пения стоя и сидя: положение рук, ног, головы, шеи. «Разминка певческого аппарата», «Артикуляционная гимнастика».  

3.2. Дыхательный аппарат, его роль в звукообразовании -2 час.

Беседа с детьми «Для чего нужно дыхание?» Знакомство с понятиями «Дыхание», «Дыхательная система». Устройство певческого дыхания, виды дыхания.

Понятие диафрагма. Знакомство с техникой дыхания.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Выполнение упражнений на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой

  1. Основные навыки вокала - 6 час.

4.1. Для чего необходимы вокальные упражнения? - 2 час.

  Рассказ о подготовке голоса к пению, специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, качества звука, диапазона, музыкального слуха, выразительности исполнения.

Тренировка голосового аппарата и развитие вокальных навыков. Пение упражнений в пределах квинты.  Индивидуальное прослушивание.

4.2 Первоначальные навыки звукообразования и звукоизвлечение на основе певческих

упражнений - 4 час. 

Беседа о правилах пения гласных и согласных звуков, о формировании гласных звуков. Объяснить детям, что звукообразованием занимается наша артикуляция и дикция, а звукоизвлечением - наш голосовой аппарат.

 Пение игровых упражнений на формирование и распевание гласных звуков, свободу артикуляционного аппарата, чёткое проговаривание согласных, естественное звучание. Индивидуальное прослушивание.

 

5. Постановка  нижнерёберного -диафрагмального дыхания - 8 час.

5.1 Вдох и задержка дыхания -2 час.

Беседа, «Как правильно брать певческое дыхание? Задержка дыхания». Знакомство с техникой певческого дыхания: перед началом пения корпус расслаблен, дыхание спокойное, короткий вдох носом, следим за плечами - плечи не поднимаются, следим за грудными рёбрами - при вдохе они расширяются, задерживаем дыхание.

Пение упражнений с использованием правильной техники вдоха и задержки дыхания.

Например: выполнение упражнения «Ныряльщик».

5.2 Распределение дыхания на выдохе -2 час.

 Рассказать, «Как правильно распределять дыхание на звуке?». Отработка техники дыхания: активная подача струи воздуха во время выдоха. Экономное равномерное распределение дыхания по звукам, слогам, словам и фразам.  Пение вокальных упражнений с использованием правильной техники выдоха и распределения дыхания.

 

5.3 Развитие ощущения движения диафрагмы, пение на опоре звука – 4 час.

 Рассказать, «Что такое опора звука?  Для чего она нам нужна? Участие мышц живота, диафрагмы, спины и легких в дыхании».

Пение вокальных упражнений с сопротивлением передней стенки живота. Тренировка укрепление передней стенки живота с помощью упражнений: «Упрямый животик» -предметом давим на диафрагму-сопротивляемся животом, пение с закрытым ртом на звуке «М»-«М»-«М» толкаем звук животом, добиваться сопротивления.    

  1. Звукообразование -10 час.

6.1 Формирование мягкой атаки звука -1 час.

Беседа об образовании голоса в гортани. Виды атаки звука (твёрдая, мягкая, придыхательная).

«Когда она используется?». Техника мягкой атаки звука, соединение дыхания и звука воедино. Отработка техники мягкой атаки звука с помощью упражнений.  Выработка естественного, свободного звука на дыхании без крика и напряжения- форсировки.

Например: Пение упражнений: «Ма»-«Мэ»-«Ми»-«Мо»-«Му», «Зелены луга» и др.   

6.2 Формирование вокального зевка и певческих гласных-2 час.

Изучение   физиологии «Твёрдого» и «Мягкого» нёба. Техника формирования «Мягкого» нёба: пение на ЗЕВКЕ, образование во рту «Купола».

Отработка техники вокального ЗЕВКА.  Пение упражнений на формирование «гласных».

6.3 Голосовой тембр. Голосовые регистры.  -1 час.

Изучение понятия «Голосовой тембр».

Игра «Узнай по голосу». Развивать музыкальный слух, учиться узнавать по тембру голоса известных исполнителей и друг друга.

Знакомство с видами голосовых регистров: верхний-головной, низкий – грудной. 

Освоение техники перехода из одного регистра в другой, учиться воспроизводить звуки в разных регистрах. с помощью упражнений. Например: «Звуки животных», «Узнай по голосу».   

6.4 Резонаторы.   - 2 час.

Изучение понятия «Резонаторы». Как петь громче, ярко, выразительно, высоко и звонко? Освоение Техники «Головного» резонирования, вибрации голоса: проработка резонаторов тела с помощью упражнений, активация «Головного» резонатора с помощью упражнений «Колокол». Тренировка силы голоса. Учиться петь ярким звуком.

6.5 Звуковедение –ровное звучание и чистота интонирования -4 час.

Рассказ о основной форме звукообразования legato – связное непрерывное пение, при котором все гласные должны быть плотно соединены между собой. При хорошем legato один звук переходит в другой без перерыва. Приём звукообразования Non legato – пение, при котором звуки не связываются между собой, разделяются без возобновления дыхания путем его задержки. Знакомство с понятием «Интонация».

Тренировка ровного пропевания звуков на легато. Учить петь плавно, вырабатывать лёгкость, полётность звучания, добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса. Разучивание мелодии с соблюдением чистоты интонации, отработка интонационно сложных мелодических оборотов. Уметь осуществлять слуховой самоконтроль за звукообразованием.

 

7. Дикция, артикуляция. – 4 час.

7.1 Согласованность артикуляционных органов –2 час.

Изучение понятия «Дикция, артикуляция». Снятие зажимов артикуляционного аппарата: свободное движение губ, челюсти, нёба и языка, мышц лица, зубов, верхнего и нижнего нёба, умение открывать рот, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, ясное и чёткое проговаривание «согласных».

Выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом. Следить за правильным положением артикуляционных органов, чтобы их работа была согласованной, четкой и максимально активной.

 7.2 Особенности произношения при пении – 2 час.

Изучение основных правил произношения при пении: быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных, активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка, эластичность и подвижность нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани.

Тренировка артикуляции с помощью упражнений, скороговорок, песенных текстов.

Проговаривание слов «шёпотом» с постепенным увеличиванием громкости звука.  

Выполнение упражнения на выговаривание согласных звуков: «Вививив, вававав, вувувув, риририр, рарарар, рурурур, бибибиб, бабабаб, бубубуб и др..

8. Развитие чувства ритма -4 час.

8.1. Что такое «РИТМ», «ДОЛЯ», «ПУЛЬС», «ТЕМП»? -2 час.  

Беседа «Может ли музыка существовать без РИТМА? Где встречается РИТМ?». ПУЛЬС в музыке - сильные и слабые ДОЛИ. Отработать навык чувства ритма с помощью музыкально-дидактических игр. Учиться отличать короткие и длинные доли ритма, чувствовать пульс в музыке, сильную и слабую долю.

Например: Игра «Прохлопай своё ИМЯ»-уметь сказать по слогам своё имя и прохлопать в ладоши,

8.2 Ритмические движения под музыку – 2 час.  

Учимся выполнять упражнения под музыку в быстром и медленном ТЕМПЕ (бег, ходьба, прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения с предметами); Развитие чувства ритма, двигательных способностей, координация движений.

Разучивание ритмических движений под музыку «Пружинка», «Каблучок», «Шагай» и др.   

Выполнять движения с предметами: воздушный шарик, помпон и др. Дети повторяют ритмические движения за педагогом.

Тема 9. Музыкальные жанры-4 час.

9.1 Знакомство с характеристикой музыкальных жанров 2 час. 

                   Рассказ, «Что такое жанр?», «Классификация жанров в музыке».  Характеристика жанров:

                   «Марш»- виды, «Танец -виды, «Песня» - виды. Понятие вступление, запев, припев.

                   Слушание вокальных произведений, инструментальной музыки с целью воспитания  

                   эмоционально-осознанного восприятия, развитие музыкального слуха, памяти.  

                   В жанре «Песня», уметь определять «Вступление», «Запев», «Припеве», «Куплет».

                   9.2 Изучение отличий музыкальных жанров-2 час.

                  Слушание музыки разных жанрах. Знание о музыке: её языке, музыкально-выразительных    

                  средствах и исполнительских. Уметь анализировать музыкальные произведения: содержание,  

                   форма, характер. Уметь различать музыкальные жанры,  приобщаться к музыкальной культуре.

 

Тема 10. Музыкальная грамота -6 час.

10.1. Изучение звукоряда, клавиатуры -2 час.

  «Что такое ЗВУКОРЯД?», семь СТУПЕНЕЙ звукоряда, «ВЫСОТА» звука, «ОКТАВА?». Угадывание высоты звука и движения звуков, проигрывание не сложных мелодий.

10.2. Знакомство с основами музыкальной грамоты в музыке 2 час.

Изучение понятий: «Нота», «Длительности», «Динамика», «Темп», «Лад», «Пауза». Изучение основных динамических оттенков и темпов в музыке.

Понятие о высоте и протяженности звука.

10.3 Вокально-музыкальная терминология-2 час.

Изучение музыкальных терминов, динамических оттенков,

Проведение викторины «Угадай значение термина», тест на знание музыкальных терминов.

Тема 11. Импровизация и сценическое движение-4 час.

11.1 Изучение видов сценического движения -2 час.

Изучение локомоторных, рабочих, сематических, сюжетных, имитационных, пантомимических движений.  Ориентировка в пространстве.

Выполнение музыкально-ритмических движений под музыку, способствующих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию сцено-движения, умения чувствовать ритм. Упражнения с мячами, обручами, лентами, флажками. Дети разучивают движения к каждой песне (по сюжету и ритмическому рисунку).

11.2 Умение следить не только за голосом, но и телом -2 час.

Позиция и движения головы, рук, ног, мимика лица, движения рук и корпуса во время пения.

Просмотр видео записи-примера эстрадно-вокальной композиции с включением хореографических элементов. Раскрытие понятия «пластическое пение» т.е пение с движением. Разучивание хореографических элементов при пении репертуарной песни.

Язык жестов и пантомима, развитие артистических способностей детей, работа по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.   Это должно проявляться в

Тема 12. Вокальная работа в разучиваемых и исполняемых песнях -5 час.

12.1 Раскрытие содержания текста и музыки -1 час.

Анализ исполняемого произведения. Разбор текста и содержанием. Понятие «Акцент», «Кульминация». Выразительное чтение текста. Особенности исполнения данного произведения. Определение характера исполнения песен, использование средств музыкальной и сценической выразительности для передачи настроения и замысла композитора.

12.2 Работа над мелодической линией песни, дикцией, артикуляцией.

Работа над художественным образом. -2 час.

Работа над мелодической линией вокального произведения, дикцией, артикуляцией, над выразительным исполнением, художественным образом.  

 Пение под аккомпанемент и минусовую фонограмму (контроль за процессом исполнения, работа с микрофоном). Отработка сценического движения (жест, мимика, раскрытие образа). Развитие навыка уверенного пения.

 12.3 Понятие о микрофоне и его работе. Пение под фонограмму. – 1час.

Рассказ, «Для чего используется микрофон?», виды микрофона (стационарный, шнуровой, радиомикрофон, петельчатый, головной) Правила пользования им, основные принципы работы с микрофоном. (умение держать, удаление, приближение микрофона, слушание своего голоса, умение чувствовать микрофон.). Постановки корпуса и рук при пении в микрофон. Поле деятельности певца.

Раскрытие слова «Фонограмма».  Прослушивание и разбор произведения на примерах плюсовых и минусовых фонограмм. Пение под фонограмму.

Учиться петь в темпе фонограммы, самооценка качества подачи звука, свобода при пении,

умение практически использовать полученные умения и навыки.

12.4 Разновидности голосового звучания. Манера исполнения. -1 час

  Изучение разновидностей женских и мужских голосов. Прослушивание примеров вокального исполнения. Знакомство с понятием «Манера исполнения». Классификация вокала по манере исполнения: академическое, эстрадное, народное, джазовое.

Прослушивание примеров исполнения. Изучение приёмов пения.

Прослушивание примеров исполнения. Развивать музыкальный слух и уметь определять на слух разновидности голосов и их названия, иметь представления певческих манерах исполнения.  

Тема 13. Концертные выступления. Участие в конкурсах – 8 час.

13.1 Работа над конкурсным и концертным репертуаром -4 час.

Рассказ о правильном подборе концертного и конкурсного репертуара.

Алгоритм подготовки и выступлений.  

Анализ предыдущих выступлений (как подается произведение, как раскрывается художественный образ. Тренинги направленные на снятие напряжения и стресса.  Проведение итогового контроля исполнения. Видеозапись, самоанализ исполнения.

13.2 Сценическая культура -4 час.

Правила поведения на сцене и в зале. Сценическое волнение. Сценический костюм и имидж.

Культура поведения на сцене, теоретические и практические занятия: как правильно выходить на сцену, уходить за кулисы, держаться на сцене во время пения; рассматриваются различные непредвиденные ситуации, которые могут произойти во время выступления и способы разрешения таких ситуаций.

 

2.1 Учебно-тематический план программы 2 года обучения

п/п

                   Название разделов, тем

Количество часов

1

Введение. Вокальная техника

20

1.1

Введение. Техника безопасности.

2

1.2

Певческое дыхание

2

1.3

Особенности развития голосового аппарата в предмутационный и мутационный периоды

2

1.4

Мелодия

2

1.5

Интонация

2

1.6

Звукообразование

4

1.7

Артикуляция

2

1.8

Динамика

2

1.9

Диапазон

4

1.10

Ансамбль

2

1.11

Основы импровизации

2

2

Элементы анализа музыки

8

2.1

Музыкальная форма произведения

2

2.2

Музыкальный образ

2

3

Язык музыки

4

3.1

Современные музыкальные стили

2

3.2

История джаза

2

4

Сценическая культура

6

4.1

Сценический этикет

2

4.2

Индивидуальность вокалиста

4

5

Репертуарное развитие вокалиста

30

5.1

Репертуар как средство развития музыкальных способностей учащихся

2

5.2

Певческая культура вокалиста

2

5.3

Индивидуальная тембральная окраска голоса

2

5.4

Алгоритм работы над вокальным произведением

2

5.5

Алгоритм работы с проблемными местами в песне

2

5.6

Интонационные особенности произведения

2

5.7

Особенности звукообразования

2

5.8

Метроритм

2

5.9

Дикция и артикуляция

2

5.10

Вокальная динамика

2

5.11

Техника владения микрофоном

2

5.12

Освоение репертуара

8

5.13

Итоговое занятие. Проведение мониторинга

2

Всего часов:

72

Содержание программы 2 года обучения

Введение -2 час

 Познакомить с расписанием занятий, графиком предстоящих конкурсов и концертных выступлений.   Подбор и утверждение репертуара на учебный год. Повторение прежнего репертуара.

Инструктаж по технике безопасности, охране певческого голоса.

Раздел 1. Вокальная техника -20 час.

Тема 1.1. Певческое дыхание -2 час.

 Изучение темы: «Певческое дыхание, его значение, способы развития». Виды дыхания в зависимости от характера исполняемого произведения. Управление дыханием. Процесс смены дыхания; приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Влияние дыхания на тембровую окраску звука. Цезуры, навыки «цепного» дыхания. Учиться управлять своим дыханием.

Упражнения на выработку глубокого певческого дыхания, контроль дыхания. Пение выдержанного звука в конце произведения, продолжительных музыкальных фраз.

Тема 1.2. Особенности развития голосового аппарата в предмутационный и мутационный периоды и специфика работы голосового аппарата вокалиста -2 час.

Изучение темы: Мутация и ее прохождение. Фазы мутации у мальчиков и девочек. Особенности дыхательного движения, качества певческого голоса, дозирование певческой нагрузки в период мутации. Реабилитация певческого голоса при простудных заболеваниях

Пение мягким, нефорсированным звуком, применение мягкой атаки при звукообразовании, исполнение песен при средней динамике и нюансировке. Знание приёмов пения, умение их использовать в период мутации голоса.

Интонирование в фальцетном режиме с постепенным переходом в грудной.

Тема 1.3. Мелодия-2 час.

 Изучение темы: «Мелодия как основное средство музыкальной выразительности». Элементы мелодии: мелодическая линия (рисунок), объём мелодии (диапазон), интонационные особенности. Ладовая окраска мелодии. Способы исполнения и особенности исполнения различных видов мелодии. Выразительные особенности мелодии. Зависимость творческого замысла композитора и характера мелодии. Уметь слышать и анализировать движение мелодии.

 Интонирование восходящей, нисходящей, волнообразной, ровной скачкообразной мелодической линии. Пение Legato, non legato самоконтроль.

Тема 1.4. Интонация-2 час.

 Изучение темы: Интонационные особенности мелодии. Зависимость чистоты интонирования от уровня развития слуха и голоса, владения певческими навыками (воспроизведение мелодии в результате правильного звукообразования, дыхания, дикции).

Пение a capella упражнений, песен на развитие слухового внимания, музыкальной памяти. Пение вслух и «про себя», закрытым ртом. Умение точно интонировать.

Тема 1.5. Звукообразование-4 час.

Обучение техническим возможностям голоса. Положение гортани. Момент «памяти вдоха». Эластичность дыхания. Координация работы связок и дыхания. Принципы управления голосовыми связками, формирование высоты и интенсивности звука.

Упражнения на развитие голоса расширение диапазона, увеличение подвижности, интонационной гибкости, развитие тембровой красочности, полуприкрытой манеры звукообразования. Пение «на улыбке».

Тема 1.6. Артикуляция-2 час.

Понимание значения артикуляции и дикции в формировании выразительного пения. Изучение особенности формирования певческих гласных. Логика мелодического языка в сочетании со словом, ритмом. Согласные, особенности их произношения во время пения.

Практическая работа: Упражнения на выработку артикуляции, дикции. Уметь чётко проговаривать согласные.

Тема 1.7. Динамика-2 час.

Знание выразительных особенностей динамики. Динамические оттенки, степень громкости исполнения музыки. Подвижные нюансы. Промежуточные динамические оттенки.  Акцентирование нот.

Выработка ровного, нефорсированного звучания голоса при исполнении мелодии различной степени громкости.

Тема 1.8. Диапазон-4 час.

Знать отличие разговорного и вокального диапазона. Рабочий диапазон вокалиста и его особенности. Широта диапазона. Регистры. Примарная зона. Охрана голоса. Навык пения низких и высоких нот; переходные участки диапазона. Овладение регистровыми красками на различных участках диапазона, пение в смешанном регистре.

Достижение звонкости тембрового звучания голосов: технические упражнения на расширение певческого диапазона: прикосновение на стакатто к низким и высоким звукам, расслабленное состояние голосового аппарата, крепкое дыхание.

Пение «на зевке». Устранение форсированного, крикливого звучания голоса.

Тема 1.9. Ансамбль- 2 час.

 Изучение темы: Ансамбль как коллективная форма исполнения произведения. Мелодический, ритмический, темповый, динамический ансамбль. Унисонный и гармонический ансамбль.

 На практических заданиях выработка навыков ансамблевого пения: вместе, ритмически четко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, начинать и прекращать пение. Анализ, формирование способности критического отношения к собственному исполнению.

Тема 1.10. Основы импровизации-2 час.

 Понятие «импровизация». Музыкальная импровизация. Народное искусство как основа импровизации. Этническая музыка. Импровизация как средство проявления творчества.

Прослушивание образцов, обсуждение характера, особенностей музыкального языка. Ритмическая импровизация.

Импровизация из предложенных фрагментов, приемов. Сочинение самостоятельных элементов в исполняемом произведении.

Раздел 2. Элементы анализа музыки -8 час.

Тема 2.1. Музыкальная форма произведения-2 час.

 Изучение строения музыкального произведения. Понятие «форма произведения». Куплетная форма. Двухчастные трехчастные формы.  

 Прослушивание и анализ музыкального произведения, определение его строения.

Приобщаться к музыкальной культуре, развивать музыкальный слух.

Тема 2.2. Музыкальный образ-2 час.

 Понятие «музыкальный образ», зависимость исполнения произведения от художественного образа произведения.

Развитие вокально-технических навыков в сочетании с работой по музыкальной выразительности и созданию музыкального образа.

 Решение исполнительских задач.

 

Раздел 3. Язык музыки- 4 час.

Тема 3.1. Современные музыкальные стили-2

Изучение истоков эстрадного вокала. Современные музыкальные стили: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, рэп, хип-хоп, классический джаз, соул. Отличительные особенности, характерные манеры исполнения, формы, содержания. Зависимость качества исполнения и певческого дыхания. Современные исполнители, группы и их творчество. Поп - музыка; Хаус; Хип - Хоп; Рэп.

 Самостоятельная работа по изучению стилей музыки. Просмотр видеоматериалов, прослушивание и анализ примеров.

Тема 3.2. История джаза-2 час.

Знакомство с выдающиемися джазовыми исполнителями: творчество Луи Армстронга; Эллы Фицджералд; Чарли Паркера. Понимание терминов: интонация, гармония, в современной музыке.

Прослушивание музыкальных примеров, анализ произведений.

Иметь общее представление о джазовой музыке.

Раздел 4. Сценическая культура-6 час.

Тема 4.1. Сценический этикет-2 час.

Изучение сценического этикета. Художественная выразительность исполнения. Сценическое оформление номера – подчинение движения характеру музыки и текста. Эстетика сценического жеста. Основные правила жестикуляции. Упражнения на развитие координации.

Индивидуальные задания с целью певческого развития вокалиста. Совершенствование навыков сценического и исполнительского мастерства. Приемы преодоления волнения, развитие навыков «собираться» перед выступлением, концентрировать свое внимание на сцене.

Тема 4.2. Индивидуальность вокалиста-4 час.

Поиск собственного оригинального звука, характерной манеры исполнения, а также сценического образа. Правила правильного поведения на сцене. Особенности исполнения песни под фонограмму, правила пользования звукоусилительной аппаратурой.

Упражнения на поиск и развитие своего неповторимого, уникального голоса вокалиста. Работа над качеством звучания голоса, устранение недостатков, как зажим челюсти, горла, гнусавости. Совершенствование умения пользоваться фонограммой.

Раздел 5. Репертуарное развитие вокалиста-30 час.

Тема 5.1. Репертуар как средство развития музыкальных способностей учащихся -2 час.

Репертуар как средство развития музыкальных способностей учащихся.

Совместная работа по подбору репертуара, исходя из эстетического вкуса учащегося, его желания, особенностей и технических возможностей голосового аппарата.

Тема 5.2. Певческая культура вокалиста-2 час.

Певческая культура как важнейшая составная часть общей музыкальной культуры. Прослушивание произведений, определение индивидуального репертуара. Особенности пения в эстрадной манере.

Определение алгоритма работы над произведением. Совершенствование вокально-технических навыков в процессе освоения репертуара.

Тема 5.3. Индивидуальная тембральная окраска голоса-2 час.

Тембральная окраска голоса как отражение качества работы голосового аппарата вокалиста. Воспитание вокальной индивидуальности.

Пение в близкой вокальной позиции.

Оценка учащимися качественных различий в звучании певческого голоса с резонированием и без него. Пение с закрытым ртом на согласных м; н.

Тема 5.4. Алгоритм работы над вокальным произведением-2 час.

Последовательность работы над произведением: ознакомление с произведением; разучивание, запоминание, воспроизведение. Мелодия. Чистота интонации. Ритмические и динамические особенности.

Разучивание музыкального материала. Анализ сложных мест, поиск способов исполнения. Разучивание по фразам. Работа над сложными местами мелодической линии песни.

Тема 5.5. Алгоритм работы с проблемными местами в песне- 2 час.

Последовательность работы: проигрывание сложного музыкального оборота с точным ритмическим рисунком; пение в медленном темпе с дублированием мелодии на инструменте на определенную гласную; пение со словами; пение с опережением; пение фразы без сопровождения от заданного звука; пение более длинного отрезка с транспонированием и возвращением в исходную тональность; работа под фонограмму; запись, прослушивание, рефлексия.

Выполнение практического задания, самооценка

Тема 5.6. Интонационные особенности произведения -2 час.

Музыка и ее выразительные возможности. Интонация.

Выработка точной интонации, работа над сложными фрагментами песни. Анализ собственного исполнения песни.

Тема 5.7. Особенности звукообразования-2 час.

Звукообразование. Овладение собственной манерой звукообразования.

Развитие внутрислухового представления. Мысленное пение. Самоконтроль резонирования в области маски.

Тема 5.8. Метроритм-2 час.

Ритмический слух – основа музыкальности. Основные ритмические фигуры. Особенности исполнения ритмического рисунка конкретного произведения.

Прослушивание музыкального материала, определение ритмических особенностей произведений. Сочинение ритмического рисунка.

Тема 5.9. Дикция и артикуляция-2 час.

 Особенности произношения текста в вокальном музыкальном произведении, роль гласных и согласных звуков в пении. Подчинение произношения требованиям певческого исполнительства. Культура речи и дикция в вокальном творчестве.

Особенности произношения текста в вокальном музыкальном произведении, роль гласных и согласных звуков в пении.

Подчинение произношения требованиям певческого исполнительства. Культура речи и дикция в вокальном творчестве.

Тема 5.10. Вокальная динамика-2 час.

Взаимосвязь динамики, мелодической линии, характера исполняемого произведения. Управление динамическими возможностями голоса.  Филирование звука.

Упражнения на развитие умения пения ровным голосом при любой динамике звука; на разнообразные плавные переходы от громкого к тихому звучанию и наоборот.

Тема 5.11. Техника владения микрофоном- 2 час.

Виды микрофонов, особенности техники работы с кабельными и радиомикрофонами.

Ручные и головные микрофоны.
Основные проблемы работы с микрофоном на сцене. Постановка руки с микрофоном. Включение микрофона. Зависимость тембра звука от положения микрофона относительно рта исполнителя, его искажения.

Пение под профессиональные фонограммы. Оценка собственного исполнения, исправление недочетов. Работа над собственной манерой исполнения.

Тема 5.12. Освоение репертуара -8 час.

Особенности постановки концертных номеров. Индивидуальная манера исполнения номера. Сценический этикет. Правила безопасности на сцене.  

Работа над произведениями, индивидуальной манерой исполнения.

Итоговое занятие

Практическая работа: Определение результатов освоения программного материала. Индивидуальное исполнение подготовленного репертуара.

     

                                       Контрольно-оценочные средства  

 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Основной формой контроля является педагогическое наблюдение - наблюдение педагога в ходе занятий. Подготовка, участие в областных, районных мероприятиях, конкурсах и фестивалях.

 Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в различных концертах и мероприятиях.

      Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты, благодарственные письма. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом – диагностика, наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

                                                 Контроль по учету успеваемости

        На занятиях «Сольное пение» применяются следующие формы контроля и учета успеваемости:

Текущий – Проверка домашнего задания, анализ работы ребенка на занятии.

Итоговый:

  1. Диагностика вокальных и музыкально – ритмических способностей ребенка;
  2. Итоговый (сольный) отчетный концерт детского объединения «Сольное пение» (в конце учебного года), выступление для родителей, по усвоению обучающихся основных знаний, умений, навыков;
  3. Участие в мероприятиях различного уровня, концертах ЦДО.

  

                      Формы подведения итогов реализации программы

  1. Открытые занятия для педагогов.
  2. Открытые занятия для родителей.
  3. Класс-концерты.
  4. Концерты, творческие встречи.
  5. Творческие отчеты объединения.
  6. Участие детей в конкурсах и фестивалях.

               Формы подведения итогов реализации дополнительной

             образовательной программы представлены в данной таблице:

Виды  контроля

Формы

контроля

Знания,   умения,   навыки

Система оценивания планируемых результатов

1  год  обучения

Вводный

Контрольные

прослушивание.

Беседа.  

Диагностика певческого голоса:  диапазон, слух, чувство ритма, сила  голоса.

Уровень  музыкальной подготовки.

В –3

точное повторение

С –2

повторение мелодии с ошибкой.

Н –1

Полное не воспроизведение мелодии, отсутствие чувства ритма

Текущий

Контрольные задания.

Развитие  слуха,  музыкальная  память, правильное произношение гласных и согласных.

Чувство  ритма, умение  вступать  вовремя  под  аккомпанемент.

В –3 

точное повторение и узнавание песни

С –2

повторение мелодии с ошибкой.

Н –1

Полное

не воспроизведение мелодии.

Итоговый

Отчётный

Концерт.

Развитие   диапазона, выразительность  исполнения,  чистота  интонации, процесс  звукообразования.

Сценический образ.

В –3

точное воспроизведение музыкального материала   артистичность   исполнении.

С –2

точное воспроизведение музыкального материала

с отсутствием эмоций

Н – 1

неправильное воспроизведение музыкального материала

2  год  обучения

Текущий

Наблюдение.

Концертная деятельность.
Конкурсы.

Охрана  и  гигиена  голоса, правильное дыхание, приёмы  артикуляции  и  дикции.

Лёгкий  вдох,  мягкая  атака, чистота  интонации,  тембр  и  диапазон  голоса,  владение  техникой  вокала.

В –3 

ребенок активный и эмоциональный

в беседе,

отвечает уверенно на вопросы, приводит примеры

С –2

отвечает без эмоций и примеров

ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы

Н –1

ребенок пассивный, не отвечает на вопросы

затрудняется

в ответах

Итоговый

Концертная деятельность.

Отчётный

Концерт.

Выразительность  исполнения, чистота  интонации  правильное дыхание, сценическое движение, работа  над художественным  образом произведения, пение под  сопровождение фонограммы.

В–3 

точное воспроизведение музыкального материала   артистичность   исполнении.

С –2

точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций

Н –1

неправильное воспроизведение музыкального материала

                                  Информационная карта планируемых образовательных результатов

Критерии

Показатели

Баллы

Инструментарий

1.

Личностная сфера

1.1

Следование

социальным и нравственно-этическим

нормам поведения

(правилам) во

взаимоотношениях с детьми и

взрослыми

Внимательно слушает других, не перебивает; умело обращается за помощью к взрослому; при работе в группе, паре может встать на позицию другого ребенка; не идет на конфликт – пытается договориться самостоятельно; проявляет выдержку и терпение, ждет своей очереди; спокойно и серьезно относится к замечаниям взрослого

3

Педагогическое наблюдение

Не всегда внимательно слушает других,

иногда перебивает; неумело обращается за помощью к взрослому; при работе в группе, паре не может встать на позицию другого ребенка; не идет на конфликт – не пытается договориться самостоятельно, зовет на помощь взрослого; редко проявляет выдержку и терпение, когда ждет своей очереди; не всегда спокойно и серьезно относится к замечаниям взрослого

2

Невнимательно слушает других, часто

перебивает; не обращается за помощью к

взрослому, ждет, когда взрослый обратит на него внимание сам; при работе в группе, паре не желает встать на позицию другого ребенка в выполнении действий в игре; часто идет на конфликт; не проявляет выдержки и терпения, когда ждет своей очереди; не принимает замечаний

взрослого

1

1.2

Способность к пониманию и сопереживанию чувствам других людей, развитость доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

В работе в парах, в группе при затруднении у товарища – помогает; на просьбы взрослого о помощи – с охотой вызывается помочь; с удовольствием помогает другим детям

3

Педагогическое наблюдение

В работе в парах, в группе при затруднении у товарища – по просьбе последнего оказывает помощь; на просьбы взрослого о помощи – с неохотой вызывается помочь; с неохотой помогает другим

2

В работе в парах, в группе при затруднении у товарища – не оказывает помощь; на просьбы взрослого о помощи – не вызывается помочь; с большой неохотой помогает другим; считает, что все

должны помогать только ему

1

2.

Познавательная сфера

2.1

Познавательная активность

Проявляет познавательную активность на

протяжении занятия, с увлечением, интересом включается в деятельность, задает вопросы, вступает в диалог с педагогом, пытается найти новые способы решения заданий

3

Педагогическое наблюдение

Познавательную активность проявляет

эпизодически на протяжении занятия, часто отвлекается, задает мало вопросов

(однотипные), в диалог с педагогом вступает эпизодически

2

Проявляет слабую познавательную

активность, молчит, не задает вопросов

педагогу, в деятельность включается только после обращения педагога

1

3.

Регулятивная сфера

3.1

Произвольность деятельности

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца

3

Педагогическое наблюдение

Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке

2

Деятельность хаотична, непродуманна, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна

1

3.2

Уровень развития контроля

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

3

Педагогическое наблюдение

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их

2

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий. Либо вовсе не замечает допущенных ошибок

1

3.3

Самооценка, умение оценивать свою работу

Адекватно оценивает свою работу;

самооценка совпадает с оценкой

окружающих, взрослого

3

Педагогическое наблюдение

Не всегда адекватно оценивает свою работу; самооценка не всегда совпадает с оценкой окружающих, взрослого

2

Неадекватно оценивает свою работу;

самооценка не совпадает с оценкой

окружающих, взрослого

1

4.

Коммуникативная сфера

4.1

Способность к сотрудничеству, умение взаимодействовать, договариваться со сверстниками

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

3

Педагогическое наблюдение

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера

2

В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других

1

5.

Познавательные процессы

5.1

Внимание

выполняет задание правильно

на 85% – 100%

3

Контрольные задания

выполняет задание правильно

на 50%– 85%    

2

выполняет задание правильно

на 10% – 50%  

1

выполняет задание правильно

на 0% – 10%

0

5.2

Восприятие

выполняет задание правильно

на 85% – 100%

3

Контрольные задания

выполняет задание правильно

на 50%– 85%    

2

выполняет задание правильно

на 10% – 50%  

1

выполняет задание правильно

на 0% – 10%

0

5.3

Воображение

выполняет задание правильно

на 85% – 100%

3

Контрольные задания

выполняет задание правильно

на 50%– 85%    

2

выполняет задание правильно

на 10% – 50%  

1

выполняет задание правильно

на 0% – 10%

0

5.4

Мышление

выполняет задание правильно

на 85% – 100%

3

Контрольные задания

выполняет задание правильно

на 50%– 85%    

2

выполняет задание правильно

на 10% – 50%  

1

выполняет задание правильно

на 0% – 10%

0

5.5

Память

зрительная

выполняет задание правильно

на 85% – 100%

3

Контрольные задания

выполняет задание правильно

на 50%– 85%    

2

выполняет задание правильно

на 10% – 50%  

1

выполняет задание правильно

на 0% – 10%

0

5.6

Память слуховая

выполняет задание правильно

на 85% – 100%

3

Контрольные задания

выполняет задание правильно

на 50%– 85%    

2

выполняет задание правильно

на 10% – 50%  

1

выполняет задание правильно

на 0% – 10%

0

Система оценивания планируемых результатов

Все баллы суммируются. Максимальный бал – 39.

Оценка работы в целом (по уровням):

в - повышенный уровень (33 - 39 баллов)

с – средний или базовый уровень (20 - 32 балла)

н - пониженный уровень (1 – 19 баллов)

                                                 

                                                     4. Условия реализации программы

                                      4.1 Материально-техническое обеспечение программы

Просторный светлый, хорошо проветриваемый кабинет. Столы (2 шт.), стулья (10 шт.), сцена. Для обеспечения учебного процесса по программе необходимо следующее оборудование:

  • Фортепиано или синтезатор
  • зеркало;
  • ПК с интернетом
  • аппаратура с микшером и колонками
  • 4 микрофона
  • музыкальные шумовые инструменты

4.2 Учебно-методическое обеспечение программы

  • наглядно-дидактические пособия
  • учебно-методические разработки

      записи, нотный материал.

  1. Информационно-образовательные ресурсы  

  1. www.rastut-goda.ru
  2. www.nsportal.ru
  3. www.weburok.com
  4. www.allrefrs.ru

                                                  5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) // Российская газета. – 8 сентября 2014 года.
  2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). // Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242.
  3. Об образовании в Российской Федерации // Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  4. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам// Приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196.
  5. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБОУ ДО «Москаленский ЦДО»: Приложение № 1 к приказу МБОУ ДО «Москаленский ЦДО» № 149-ОД от 30.06.2019 г.
  6. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. // Распоряжение правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года.

                                        Список литературы для педагога:  

  1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения. - М.: Музыка, 2005.
  2. Дубровская Е.А., Ступеньки музыкального развития  . – Издательство «Детство», 2006.
  3. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - М.: Музыка, 2005.
  4. Емельянов В. Работа над голосом. Распевки. – Москва: Издательство «Всероссийское хоровое общество», 2007.
  5. Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: Полиграфмаркет, 2006.
  6. Менабени А. Методы вокальной работы в школе. - М.: Музыка, 2008.
  7. Струве Г. Методические  работы с детским вокально-хоровым  коллективом. – Москва: Издательство «Просвещение», 2008.

8.   Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. - М.: Артакт, 2006.

9.   Струве М.Г. Мы желаем вам добра. Методическое пособие. - М.: Артакт, 2008.

10. Огородников Д.Е., Система  распевания гласных. - Москва: Издательство    

      «Музыка», 2009.

11. Фридкин Г., Практическое руководство по музыкальной грамоте. –  

      Издательство  «Музыка», 2008.

12. Щетинин М.Н., Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – Москва:  

       Издательство «Метафора», 2008.

13. Чибрикова Луговская А.Е. Ритмика. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

     Интернет – источники:

  1. http://www.perluna-detyam.com.ua/forum/obuchenie-vokalu/2670-vse-dlya-vokalistov.html?limit=6&start=6#4766 [Развитие голоса координация и тренинг Виктор Емельянов учебно – методическое пособие]
  2. http://www.mti-forum.ru/index.php?topic=422.0 [Развитие голоса. Координация и тренинг Автор: Емельянов Виктор Вадимович]
  3. http://www.mti-forum.ru/index.php?topic=422.0 [Искусство пения. Автор: ЛампертиФранческо]
  4. http://www.mti-forum.ru/index.php?topic=422.0 [Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих. + CD. Автор: Карягина Ариадна Владимировна]
  5. http://goldenshara.org/viewtopic.php?t=49173 [Школа Эстрадного вокала - Романова Л. В. [2007 г., Эстрада, Вокал, DVDRip + Книга]
  6. http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/4469/1/01479.pdf [Л. Р. Семина Эстрадно – джазовый вокал методическое пособие]

Список литературы для обучающихся

 Основная:

  1. Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004.
  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта Санкт-Петербург «Диамант» «Золотой век» 1997.
  3. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс, 2007.
  4. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс, 2007.

Дополнительная:

  1. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка, Феликс, 2002г.
  2. Сорокотягин Д. «Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения». Ростов-на-Дону «Феникс» 2009.
  3. Хейфец Б.Л. Сборник интеллектуальных игр. – М., 2002.
  4. Хорошевский Н.И. Как запомнить, чтобы помнить. – Р-на-Д.: «Феникс», 2004.

Интернет – источники:

www.rastut-goda.ru, www.nsportal.ru, www.weburok.com,, www.allrefrs.ru

Список литературы для родителей

  1. Битус А., Битус С. Певческая азбука ребёнка. -Минск: Тетра Системс, 2007.
  2. Бровко В.К. «Битлз» на уроках сольфеджио. – СПб.: Композитор, 2004.
  3. Коннова Е.В. Джазовая азбука для начинающих: Учебное пособие, Уфа, Редакционно-издательский отдел республиканского учебно-методического центра по образованию, 2009.
  4. Марченко Л.Ю. Лучшие детские песни о разном: вып.2, изд.2-е., -Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  5. Пьянков В.Г. Песни и хоры для детей. –М., Владос, 2003.
  6. Сафронова О.Л. Распевки: Хрестоматия для вокалистов. 2-е изд., стер. –СПб.: Лань, 2011.
  7. Пономарева В.Д. Jazz in vocal. Аранжировки для вокального ансамбля .- Новосибирск: Окарина, 2009.

 Интернет-ресурсы

1. http://vocalscores.narod.ru http://www.notarhiv.ru/ vocal.htm. http://enotka.com. 2.http://notes.tarakanov.net http://nlib.org.ua. http://igraj-poj.narod.ru. http://corositore.choral-3.union.ru. http://horist.ru. http://fcior.edu.ru/ http://school-collectio№. edu.ru/ http://www.edu.ru/ 4.http://www.firo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"

Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...

"Культура пения", Е.А.Ведищева

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок можт пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко, глубоко переживать их содержание, вызывать эст...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"

Программа  "Хоровое пение"  разработана мной для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.При этом дети не только разного возраста, но и имеют раз...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)

Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. ...

Искусство пения

Тема урока    Искусство пения                      Цель урока: познакомить учащ...