ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)
рабочая программа по теме
Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Музыка начинается с пения»
Курт Закс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Музыка - это один из уникальных и важнейших способов коммуникации, связывающая людей через пространство и время. Роберт Шуман в своем знаменитом своде «Жизненных правил для музыкантов», обращаясь к юным музыкантам, настойчиво советовал: «Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность...».
Хоровое искусство играет большую роль в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, ее творческого потенциала. В современный период хоровое пение является наиболее доступной и эффективной формой приобщения детей к музыкальному искусству, а также самой надежной основой интенсивного развития музыкальных способностей детей. Хоровое пение дает возможность каждому ребенку проявить свои способности, независимо от уровня подготовки и его природных данных.
По уровню освоения программы определяется как общекультурная, предполагающая удовлетворение познавательного интереса ребенка, приобретение им умений в совместной творческой деятельности, обогащение навыками общения. Программа наряду с вокально-хоровой работой включает хоровое сольфеджио, слушание музыки и работу над репертуаром.
Программа актуальна, так как базируется на лучших образцах народной, классической и современной профессиональной музыки. Ребенок находит в великих композиторах прошлого и современности своих друзей, поскольку их замыслы становятся его замыслами, они духовно пересекаются в моменты исполнительского творчества
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обучающих:
- содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, строя, дикции, ансамбля;
- создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки;
- формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;
- формирование знаний основ хорового сольфеджио;
- формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение).
2. Развивающих:
- развивать музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;
- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;
- развивать осмысленное выразительное исполнение вокально-хоровых произведений;
- понимать дирижерский жест;
- создать условия для творческой самореализации ребенка.
3. Воспитательных:
- воспитывать культуру слушателя;
- содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора, эрудиции, формированию гармонично развитой личности, с учетом посещения театров, концертных залов, исполнительской деятельности;
- способствовать воспитанию исполнительского творчества;
- воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию культуры общения;
- способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран.
Основные принципы обучения
Для успешной реализации цели и задач программы дополнительного образования очень важным является создание доброжелательной, теплой атмосферы на занятиях, поддержание постоянного интереса учащихся к хоровым занятиям.
Программа предоставляет возможность детям исполнять произведения различных стилей, эпох, жанров и направлений. Она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на разных этапах эстетического развития. В образовательной программе разработан подробный репертуарный план по годам обучения.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на развитие потребности ученика в активном творческом общении с музыкой. При этом педагог выступает не только как вдохновитель, организатор, но и как участник совместного творческого процесса. Педагог и ученик предстают как равноправные партнеры творческого музицирования.
Неразрывна связь учебной работы с творческой, которая происходит непосредственно на занятиях через творческое соучастие детей в работе над произведениями: это и создание разнообразны иллюстраций, поделок к разучиваемым произведениям, использование элементов театрализации, подключения разнообразных шумовых инструментов.
Формы и режим занятий
Продолжительность программы - 2 года.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
9-11 лет - 1 год обучения; 11-13 лет - 2 год обучения. Учебная нагрузка:
- 1 год обучения - 4 учебных часа в неделю;
- 2 год обучения - 4 учебных часа в неделю.
Формы проведения занятий по предмету выбираются педагогом, исходя их целей обучения и содержания материала:
Программа предоставляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике. Это означает, что учебно-репетиционные занятия детей реализуются в концертах, творческих вечерах, фестивалях, олимпиадах и других ярких запоминающихся событиях в жизни детей и их родителей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
НА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1год обучения | 2 год обучения | ||||||
№ п\п | Название раздела | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Охрана труда. | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
2. | Вокально-хоровая работа. | 10 | 35 | 45 | 8 | 35 | 43 |
3. | Хоровое сольфеджио. | 9 | 9 | 18 | 10 | 14 | 24 |
4. | Работа над произведением. | 18 | 40 | 58 | 16 | 38 | 54 |
5. | Слушание музыки. | 5 | 6 | 11 | 3 | 6 | 9 |
6. | Концертно-исполнительская деятельность. | 3 | 7 | 10 | 2 | 10 | 12 |
7. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Всего: | 47 | 97 | 144 | 41 | 103 | 144 |
Содержание образовательной программы.
Раздел 1. Вводное занятие.
Правила безопасности труда и личной гигиены. Организация рабочего места. Бережное отношение к раздаточному материалу, школьному инвентарю, музыкальным инструментам.
Раздел 2. Вокально-хоровая работа.
Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально - певческого развития каждого участника хорового коллектива.
Певческая установка. Певческая осанка.
- оптимальное положение тела во время работы стоя и сидя;
- положение рук при пении;
- положение головы прямое, отсутствие напряжения в мышцах лица, шеи, плеч;
- при положении сидя, сидеть нога на ногу категорически запрещается;
- воспитание умения следить за дирижерским жестом.
Методы:
- выполнение упражнений на снятие мышечного напряжения;
- соблюдение рекомендаций педагога.
Распевание.
Певческая работа немыслима без распевания, задачей которого является настройка певческого аппарата, подготовка его к пению, и работа над комплексом вокально-хоровых навыков. Важнейшие задачи:
- совершенствовать навык певческой установки;
- развивать голос необходимо из примарных тонов;
- считать основным критерием работы качество певческого звука и свободу работы
певческого аппарата в целом.
Методы:
- практический;
- различные упражнения А. Яковлева, М. Заринской, М. Глинки, В. Емельянова;
- выстраивание системы распеваний на основе понимания физиологических закономерностей певческого процесса, сочетание и чередование ладовых интонаций и фонем.
Певческое дыхание.
- плечи во время дыхания не должны подниматься;
- сохранение устойчивого положения гортани;
- вдох должен быть спокойно - активный, экономный;
- «торможение» выдоха при пении;
- «цепное» дыхание.
Методы:
- наглядный (показ педагога);
- практический (выполнение специальных дыхательных упражнений,
направленных на развитие умения правильно дышать при пении);
выполнение упражнений имитирующих голосовые сигналы доречевой коммуникации;
- визуальный контроль самими учащимися (предполагается использовать зеркало) Звукообразование.
Правильное формирование гласных звуков и обучение детей четкому, быстрому
произнесению согласных, пение естественным, звонким, небольшим по силе звуком,
не кричать, «мягкая» атака звука, осознание включения в звукообразование
голосовых мышц, осознание динамического и регистрового диапазона голоса,
осознание наличия механизма перехода из одного регистра в другой (регистровый
порог).
Дикция.
Выработка навыков автономного управления артикуляционной мускулатурой.
Задача - добиться полной свободы артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней
и верхней челюсти, их согласованной работы и активизации.
Методы:
- упражнения, вырабатывающие подвижность языка;
- упражнения на работу губ.
Строй и ансамбль.
На начальном этапе обучения главной задачей является выработка у учащихся навыков пения в унисон. Обучение умению пения без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения ив звучании голоса; одновременно со всей партией или хором усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, если нужно, вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, хором произносить согласные, начинать и завершать произведение;
- формирование сознательного и критического отношения к своему пению,
самоконтроль во время пения
Методы:
- выполнение упражнений, направленных на достижение поставленных задач;
- музыкальные игры, помогающие в выработке навыка пения без сопровождения;
- игра на музыкальных инструментах, ритмические разминки, индивидуальная работа с ритмическими заданиями.
Раздел 3. Хоровое сольфеджио.
Знакомство учащихся с нотами, длительностями, знакомство со средствами музыкальной выразительности: понятием лад (мажор, минор), тональность, паузы, ритм, метр, динамика, оттенки, темп, тембр, регистр, музыкальный размер, сильная и слабая доли, тактовая черта, нюансы, штрихи; понятия трезвучие, аккорд, гамма, ступени лада, устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие; начальные этапы обучения пению по нотам с показом направления движения.
Методы:
- постепенное разучивание нот;
- вариативность и смена заданий для учащихся;
- метод предупреждения ошибок;
- метод сольмизации;
- игровой метод;
- словесный метод.
Раздел 4. Работа над произведением.
Задачи:
- познакомить с авторами и временем создания;
- подготовить восприятие содержания и осмысление песни;
- создать эмоциональный настрой;
- постижение смысла художественного образа;
- освоение мелодии и текста песни;
- формирование качества звука, обусловленного музыкальным образом;
- формирование рефлексии в процессе певческой деятельности;
- достижение необходимого качества певческого звучания;
- стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности;
- тщательная работа над интонацией, выразительностью;
- правильное освоение текстовых трудностей;
- концертное исполнение.
- Методы:
- метод мысленного пения;
- чередование пения «про себя» с пением вслух;
- объяснительно - иллюстративный метод;
- метод разучивания по слуху;
- метод «рука - нотный стан»;
- пение вокализом песен или их частей;
- прохлопывание ритма по слуху, по графической или нотной записям;
- выстраивание первого звука;
- метод создания ассоциаций;
- метод анализа ситуации;
- настройка на тональность;
- выравнивание на фермате созвучий;
- тихое активное произношение текста;
- активная артикуляция текста при пении про себя;
- целостное исполнение;
- исполнение солистов;
- метод создания эмоционального состояния;
- метод театрализации;
- дирижирование детьми.
Знакомство с новым произведением всегда предваряется кратким вступительным
словом, настраивающим на восприятие содержания и создающим необходимую
эмоциональную установку.
Показывается преподавателем целиком. Хорошо показать произведение в
исполнении профессиональных певцов, хоров. После показа непременно
обсуждается услышанное с детьми, уточняется содержание, особенности звучания, сложности текста, непонятные слова, трудности диапазона, ритма, анализируется характер песни.
Раздел 5. Слушание музыки.
Слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально - эстетической отзывчивости на музыку. Формирование эмоциональ - осознанного восприятия музыкального произведения, введение понятий: вступление, запев, припев, куплет.
Определять на слух первичные жанры и их признаки.
Формирование умения рассказать об особенностях музыкально – выразительных средств, расширение кругозора учащихся, знакомство с музыкальной культурой разных стран, музыкой русских и зарубежных композиторов, с лучшими образцами народной и современной песни.
Методы:
- вербальный (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ музыкального
произведения);
- проведение музыкальных вечеров, посвященных музыке какого -либо композитора, эпохе, народу;
- использование аудио- и видеозаписи;
- сравнение различных интерпретаций;
- использование для наглядности современных технологий (компьютер, мультимедиа)
Раздел 6. Концертно-исполнительская деятельность.
Типы концертов:
Тематические вечера, олимпиады, фестивали, конкурсы.
Задачи:
- создание условий для наиболее яркого воплощения музыкального образа;
- стимулирование творческого эмоционального подъёма;
- создание необходимого эмоционального настроя;
- организация энергетического взаимодействия хора и дирижера в процессе исполнения.
Методы:
- метод создания эмоционального состояния;
- метод театрализации;
- приемы взаимодействия хора и дирижера.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Составление плана работы на следующий год.
Поощрение учащихся.
Занятие может быть проведено в форме концерта для родителей участников хора.
4. Прогнозируемые результаты освоения учащимися программы. Результаты первого года обучения:
Вокальные навыки проверяются в конце года строго индивидуально.
- петь в диапазоне pel - до, ре 2;
- сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад;
- чистое пение в унисон, в том числе и без сопровождения;
- петь с мягкой атакой, лёгким звуком, экономно расходуя дыхание;
- знать правила охраны певческого голоса;
- понимание дирижерского жеста;
- умение вместе начинать и заканчивать музыкальное произведение;
- правильно и ясно выговаривать слова песен;
- правильно дышать, петь ровно короткие фразы на одном дыхании;
- в более подвижных песнях уметь делать быстро активно - спокойный вдох;
- знать названия семи нот;
- пение простейшего двухголосия;
- восприятие эмоционального содержания музыки;
- выразительное исполнение произведений;
- восприятие художественного образа и смысла песен;
- пение одной из мажорных гамм;
- пение наизусть одного, двух одноголосных произведений из программы;
- умение слушать музыку.
Результаты второго года обучения:
- петь в диапазоне: сопрано: до1 - фа2
альты: фа-до2
- свободно соблюдать при пении певческую установку;
- петь чистым, естественным звуком, легко, нежно - звонко, мягко, сохранять индивидуальность здорового певческого звучания;
- правильно формировать гласные и согласные;
- уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- уметь пользоваться при пении «цепным» дыханием;
- видеть и слышать свои недостатки и стремиться избавиться от них;
- уметь звуковысотно чисто и ритмически четко самостоятельно спеть несложную песню;
- петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны, песни с элементами двухголосия;
- петь без сопровождения одноголосные песни;
- петь по нотам песни, написанные в медленном темпе, с простой мелодией;
- знать средства музыкальной выразительности;
- восприятие элементов музыкального языка;
- выразительное исполнение произведений;
- пение одной минорной гаммы;
- пение двух - трёх произведений наизусть из репертуара;
- навыки пения дуэтом, трио, картером;
- простейшее дирижирование (размер 2\4, 3\4);
- знать основные музыкальные жанры, уметь определить их на слух.
Примерный репертуар.
Первый год обучения: Распевания:
«До-ре-ми»; «Лесенка», «Дон -дон», «Андрей - воробей», «Счет», «Сорока»,
«Ладушки», «Скок - поскок».
Фрагменты разучиваемых произведений, упражнения на развитие слуха и
голоса, ритма;
Народные песни:
« Как у наших у ворот» р.н.п.
«Во поле берёза стояла» р.н.п.
«Ладушки» р.н.п.
«Соловушка» р.н.п.
А я по лугу» р.н.п.
«Кукушечка» р.н.п.
«Светит месяц» р.н.п.
«Солнышко» укр.н.п.
«Ладушки» бел. н.п.
«Ку -ку в чаще лесной» нем.н.п. обр. Р. Рустамова
Классические произведения:
«Мой Лизочек» П.И. Чайковского;
«Белка» Н.А. Римского - Корсакова;
«Колыбельная» А.Лядова, слова народные;
«За рекою старый дом» И. - С. Баха;
«Весенняя» музыка В. Моцарта, слова К. Овербека;
«Сурок» музыка Л. Бетховена;
«Пастух» музыка И. Гайдна, слова Я. Серпины;
«Слава солнцу» (канон) музыка В. Моцарта.
Песни современных авторов:
«Осень» музыка Е. Осиновой;
«Если б не было школ» песня из к\ф «Утро без отметок»;
«Снеженика» музыка Я. Дубравина;
« Зимняя песенка» музыка М.Красева, слова С. Вышеславцевой;
«Ленинградские мальчишки» песня из к\ф «Зелёные цепочки»
музыка Й. Шварца, слова Коростылёва;
«Весна пришла» музыка Г. Читчан;
«Маме в день 8 марта» музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен;
«Мама» песня из к\ф «Мама».
Второй год обучения:
Распевания:
Фрагменты из изучаемых произведений, различные вокализы,
скороговорки на одном, двух звуках, упражнения на развитие слуха и голоса
по системе Яковлева, Емельянова;
пение в постепенном движении вверх и вниз;
упражнения на активизацию артикуляционного аппарата.
Народные песни:
«Зайка» р.н.п. обработка Э. Елисеевой;
«Сорока» р.н.п.
«Ах, вы сени, мои сени» р.н.п. обработка С. Любского;
«А я по лугу» р.н.п. в записи А. Тихомирова;
«Не летай, соловей» р.н.п. обработка В. Попова;
«У кота - воркота» р.н.п.
«Шёл да пошёл» р.н.п.
«Светит месяц» р.н.п. с элементами двухголосия;
«Коровушка» р.н.п.
«Кант виват»;
«Висла» лат.н.п.
«Вей, ветерок» лат.н.п. обработка А. Юрьяна;
«Немецкая народная песня» обработка А. Александрова;
«Весна» нем.н.п.(канон)
«Пастушка» фр.н.п.
«Время спать» исп.н.п. обработка В. Соколова;
Классические произведения:
«Лесная песнь» музыка Э. Грига;
«Весна» музыка А. Гречанинова;
«Малиновка» музыка Л. Бетховена, слова Г. Бюргера;
«Колыбельная» музыка В. Моцарта;
«Мы дружим с музыкой» музыка Й. Гайдна, слова П. Синявского;
«Зима» музыка Ц. Кюи, слова Е. Баратынского;
«Колыбельная» музыка Б. Бриттена, русский текст Ю. Энтина;
«Хор птиц» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского - Корсакова;
«Канон» музыка Л. Керубини.
Песни современных авторов:
«Наши учителя» музыка Р. Бойко, слова М. Садовского;
«Что такое школа» музыка Т. Смирновой;
«Верность» музыка С. Ляпунова;
«Катюша» музыка Блантера, слова М. Исаковского;
«Баллада о русских мальчишках» музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина;
«Матерям погибших героев» музыка Г. Струве, слова Л. Кондратенко;
«Последний бой» музыка и слова М. Ножкина;
«Будь всегда в цвету, земля» музыка Ю. Слонова (канон).
Материал для слушания музыки:
Для слушания предлагается следующие произведения:
Форт, цикл «Времена года» П. Чайковского;
«Рассвет на Москве - реке» из оп. «Хованщина» М. Мусоргского;
Симф. фантазия «Ночь на Лысой горе» М.Мусоргского;
Симф. поэма «Море» К. Дебюсси;
Сюита «Карнавал животных» К. Сен - Санса;
Произведения В. Моцарта, Л. Бетховена, й.- С. Баха, Й. Гайдна, Р Шумана,
Ф. Шопена, М. Огиньского, Й. Штрауса и т.д.
Предполагается элементарное знакомство с видами изложения музыки;
Лучшие образцы вокальной музыки;
Песни в исполнении детских хоровых коллективов;
Лучшие исполнители русских народных песен;
Звучание различных инструментов, различных видов оркестров.
5. Формы и методы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Основными формами аттестации учащихся являются: зачеты один раз в полугодие
по освоению вокально-хоровых навыков и репертуара, проверка знаний в форме
зачета хоровых произведений и хорового сольфеджио.
Основная форма подведения итогов - итоговый отчетный концерт в конце
учебного года для родителей участников хора и гостей.
В конце года участников хорового коллектива награждают памятными призами и
грамотами.
На первых этапах обучения особенно большую роль играет совместное сотрудничество с родителями детей. Серьёзное, заинтересованное отношение родителей к занятиям ребёнка благотворно сказывается на результате обучения. Связь с родителями устанавливается через проведение родительских собраний для участников хорового коллектива, индивидуальных бесед, открытых занятий, концертных выступлений для родителей. Они становятся не только преданными помощниками детей и педагога в организации исполнительской деятельности. Но и самыми благодарными слушателями в концертных залах.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ | Тема или раздел программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие. Охрана труда. | Беседа | Словесные, наглядные, практические. | ТСО, оборудование кабинета | Обсуждение |
2. | Вокально-хоровая работа. | Репетиция, беседа, прослушивание, игровая. Пластическая импровизация. | Метод многократного повтора, показ, пропевание, практические методы, сотрудничество, создание поисковой ситуации. | Кассеты и диски с записями произведений, ТСО, нотный материал, текстовой материал, фортепиано шумовые инструменты. | Сдача партитур, участие в школьных мероприятиях, концертные выступления, конкурсы, фестивали, зачет раз в полугодие. |
3. | Слушание музыки | Прослушивание, беседа, рассуждение | Показ, словесный (разбор произведения), Сотрудничество творческие задания. | Кассеты и диски с записями произведений, портреты композиторов, ТСО, фортепиано, аккордеон. | Обсуждение. |
4. | Хоровое сольфеджио | Беседа, игровая, тренинг, репетиция. | Словесный показ, диалог, анализ муз. произведения, пропевание, работа по образцу. | Нотный материал, ТСО, сб. для сольфеджирования. | Индивидуальное прослушивание, групповое прослушивание, обсуждение, диктанты. |
5. | Работа над произведением | Репетиция, игра, беседа, прослушивание, репетиция, тренинг, импровизация. | Наглядный (показ),игровой, практический, многократного повтора, элементарное дирижирование, тактирование, пропевание про себя. | Фортепиано, аудио кассеты, записи песен, шумовые муз. инструменты. | Концертные выступления, олимпиады, конкурсы, концерты для родителей, зачет раз в полугодие. |
6. | Концертно- исполнительская деятельность | Выступления, праздники, фестивали, концерты, концертные поездки. | Открытые мероприятия., открытые занятия, участие в семинарах. | Необходимая аппаратура для выступлений. | Выступления на разных концертных площадках, выездные концерты. |
7. | Итоговое занятие | Концерт | Словесные, поощрения. | Видеокассета с записью. | Обсуждение концерта |
Список литературы, необходимый для работы педагога:
1 .Алиев Ю. Б., Белобородова В. К., Ригина Г.С. «Музыкальное воспитание школьников» М, 1975 г.
2. Асафьев Б.О.
«О хоровом искусстве» Л.,1980 г.
3. Гродзенская Н.Л.
«Слушание музыки в начальной школе» М., 1962 г. 4.Емельянов В
«Развитие голоса» СП6Д997 г. 5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» М.,1984 г. 6.Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., 1977 г.
7. Костина Э.П.
«Камертон» (Программа музыкального образования детей дошкольного и школьного возраста) М., 2004 г.
8. Способин И.
«Элементарная теория музыки» М., 1996 г.
9. Стулова Г.П.
«Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М., 1992.г.
10. Стулова Г.П.
«Что необходимо знать учителю - хормейстеру для правильной организации вокальной работы с детьми: Сб. научн. трудов Mill У» М., 2002 г.
11. Стулова Г.П.
«Теория и практика работы с детским хором» М., 2002 г.
12. Мазель Л.
«Строение музыкальных произведений» М., 1979 г.
13. Школяр Л.В.
«Музыкальное образование в школе» М., 2001 г.
14. Шеломов Б.
«Детское музыкальное творчество на русской народной основе» СПб., 1997 г.
- «100 канонов для детского хора» составитель Л. Абелян, В.Попов,М.Музыка,1969г.
- «Хрестоматия русской народной песни» составитель Л. Мекалина, М. Музыка, 1974
Список литературы, рекомендованный детям:
1. Металлиди Ж.Дерцовская А.
«Сольфеджио для 1,2 классов ДМШ» учебное пособие.
2. Струве Г.
«Хоровое сольфеджио» М.: Советский композитор, 1988 г.
3. Юдина Е.
«Мой первый учебник по музыке и творчеству» М.: 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сокращенный вариант модуля "Танцуй и не болей" модифицированной образовательной программы "Азбука балета". Белова Е.М.
Занятия для первоклассников в общеобразовательной школе по предмету ритмика....

Вариант оборудования кабинета для ведения образовательной деятельности.
Как примерно, на мой взгляд, должен быть оснащен класс для ведения образовательной деятельности...

Адаптированная образовательная программа по математике 2 класс. Вариант 3.1.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общ...

Адаптированная образовательная программа для 1 класса. УМК "Школа России". Вариант 3.1.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования предоставляет возможность обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом в раскрытии интеллект...
Адаптированная образовательная программа по варианту 3.3 ФГОС для обучающихся с ОВЗ по предмету "Адаптивная физическая культура" 1 класс"
Адаптированная образовательная программа по варианту 3.3 ФГОС для обучающихся с ОВЗ по предмету "Адаптивная физическая культура" 1 класс"...