Пояснительная записка к модифицированной рабочей программе "Хоровое академическое пение"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пение в детской музыкальной школе и школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования.
В последние годы появилась новая форма привлечения детей к певческому искусству – предмет «Эстрадное пение». Обусловлено это все более возрастающим интересом широких слоев населения к этому виду музыкальной деятельности.
Рабочая программа по дисциплине «Эстрадное пение» адресована Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детской школы искусств ст. Холмской Муниципального образования Абинский район, для педагогов по предмету «Эстрадное пение» и для учеников всех отделений Детских музыкальных школ и Детских школ искусств.Возраст начинающих певцов от 6 до 12 лет.
Предмет «Эстрадное пение» является дополнительной дисциплиной (предметом по выбору учащегося) и направлен на раскрытие творческого потенциала ребенка, овладение техникой вокала, работу на сцене с микрофоном, развитие артистизма, умение сольно выступать перед публикой. Программа дополнена упражнениями, которые включают в себя аспекты дыхания, работы резонаторов и способы исполнения произведений.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокальных навыков учащихся (дыханием, звуковедением, дикцией и пр.),постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Отбирая репертуар, педагог должен помнить о том, что песня – мощное средство нравственного, идейно-эстетического, патриотического воспитания учащегося. Поэтому вокальные произведения должны включать темы о дружбе, любви к близким и родным людям, к Родине, школе, природе, животным и т.д.
Основные цели и задачи
Воспитательные - посредством пения воспитывать музыкально – художественный вкус детей, расширять и обогащать их музыкальный кругозор, способствовать повышению культурного уровня, приближать к атмосфере творчества, воспитывать ответственность, что способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы; привить любовь к песне.
Развивающая - развивать слух, память, музыкальность детей, выявлять у них музыкальные данные и развивать их, формировать интонационные, дикционные, артистические навыки, необходимые для овладения исполнительским искусством.
Образовательные - стремиться к профессиональному исполнению песни эстрадного жанра посредством работы над вокалом, чувством ритма, памятью, раскрытием общего смыслового и эмоционального содержания песни, работой над словом, музыкальной и поэтической фразой, художественным образом песни, умением чувствовать жанр, характер музыки, умением петь под эстрадное сопровождение, работать с микрофоном.
Занятия по предмету «Эстрадное пение» проводится в соответствии с действующими учебными планами. Обучение проходит по 5летней программе. Рекомендуемый объем часов: 2 часа в неделю по 45 минут (всего 72 урока в год)….Основными формами текущего контроля за успеваемостью учащегося является: - опрос и анализ домашнего задания;- оценка работы учащегося на уроке и за выполнение домашнего задания… Формами промежуточного контроля являются : - контрольные уроки 2 раза в год (в1 и 3 четвертях); - зачет в форме концерта (во 2 и 4 четвертях). Формой итоговой аттестации является зачет в 4 четверти последнего года обучения.
Помимо всего перечисленного, учащиеся принимают участие в конкурсах, фестивалях различных уровней, а также участвуют в общешкольных, поселковых и районных концертно-просветительских мероприятиях
Ожидаемые результаты : Учащийся, закончивший курс «Эстрадного пения» должен иметь сформированный комплекс духовно-нравственных качеств и эстетический вкус. Он должен обладать исполнительскими навыками, уметь грамотно выразительно исполнять вокальное произведение, обладать артистизмом и иметь собственное отношение к исполняемому.
Критерии оценки успеваемости : Система оценки успеваемости строится на использовании в учебном процессе 5ти-бальной шкалы с выставлением отметок по четвертям и за год в дневниках учащихся и журналах преподавателей (поурочно).
Отметка «5» -(отлично)предполагает качественное исполнение музыкального произведения, с учетом его характера, стиля, образа, правильного темпа, точной динамики и выразительного исполнения. Отметка «5» также выставляется за добросовестное отношение к предмету и хорошей работе в классе. Оценка «4» (хорошо) выставляется за старательное отношение к работе в классе, за неплохое исполнение вокального произведения, с учетом динамики, темпа, фразировки, характера, но с небольшими погрешностями в исполнении. …Отметка «3» (удовлетворительно) предполагает исполнение песни со значительными погрешностями : маловыразительное пение, неточная интонация, плохая дикция, сбивчивость в тексте и пр….Отметка «2» -это отметка невыполнения полностью требований по изучению и исполнению вокальных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Певческая установка и дыхание.
Положение корпуса, головы певца, артикуляция при пении.
Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения (при пении в хоре). Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое). Смена дыхания в процессе пения. Цезуры.
Звуковедение и дикция.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение нон легато, легато, нюансы (mf, mp, p, f, pp). Развитие дикционных навыков. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Активизация работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах р и рр.
Работа над формированием исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Чтение нотного текста (если ребенок владеет нотной грамотой). Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Сопоставление двух темпов. Замедление в конце произведения. Замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.
При исполнении песни в куплетной форме, при многократном повторении музыкального материала преодолевать ощущение статичности с помощью разнообразных приемов варьирования. Выявлять в каждом куплете новые оттенки смыслового и эмоционального содержания песни.
Ансамблевое пение.
Одновременный вдох и начало пения. Умение слышать себя и других в ансамбле. Регулирование динамики звука при произнесении текста. Выработка ритмической устойчивости. Устойчивое интонирование при сложном аккомпанементе. Стремление к стройному пению, навыки двухголосия с аккомпанементом. Постепенное расширение задач.
№ | Содержание и виды работ | Классы | Всего часов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1. | Организация музыкальных интересов учащихся: - беседы о вокальном искусстве, содержании изучаемых произведений и т.п.; – Исполнение произведений преподавателем | 4 5
| 4 5 | 4 5 | 4 5 | 4 5 | 20 25 |
2. | Работа над раскрепощением и тонусной активностью певческого аппарата, корпуса, рук, ног: - упражнения-разминки; - ритмичные движения под музыку. | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 5 10 |
3. | Развитие дикционной подвижности: - упражнения-разминки; - считалки, скороговорки, стихотворения. | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 5 10 |
4. | Постановка голоса (дыхание, звуковедение): -фонопедические упражнения; - вокальные упражнения; - певческая установка. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
5. | Работа над репертуаром: - работа над произведением. - накопление репертуара. | 20 5 | 20 5 | 20 5 | 20 5 | 20 5 | 100 25 |
6. | Постановка номера: - работа над артистизмом; - сценодвижения; - работа с микрофоном | 5 7 3 | 5 7 3 | 5 7 3 | 5 7 3 | 5 7 3 | 25 35 15 |
Всего часов: | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 504 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Примерный репертуар. Зачет во втором полугодии.
Муз.ИвановаА. сл. Потоцкого В. «Ты, да я, да мы с тобой»
муз.Паулса Р. сл.Резника И. «Кашалотик»
Второй год обучения
Годовые требования.
Примерный репертуар. Зачет в первом полугодии.
Муз.ПожлаковаС.сл.ГорбовскогоГ. «Розовый слон»
Муз.ПаулсаР.сл.ЛасманисаИ. «День растает, ночь настанет»
Примерный репертуар. Зачет во втором полугодии.
Муз. ЗацепинаА.сл. Дербенева «Волшебник-недоучка»
Муз.Газманова О. «Люси»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «Хоровое академическое пение»
Предмет «Хоровое академическое пение» является дополнительной дисциплиной, поэтому в нашей школе хоровое пение сочетают...
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Модифицированная рабочая программа по предмету хоровое пение
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, построена по принципу постепенности и последовательности и включает в себя три взаимосвязанных направления – обу...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по английскому языку 4 класс
Данная адаптированная программа по английскому языку для 4 класса составлена наоснове следующих нормативных документов:1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразован...