Рабочая программа шахматного кружка «ХОД КОНЁМ»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.
Данная программа разработана для детей 10 – 17 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта НОО, ООО. Наполняемость группы составляет 25 - 30 человек. Программа рассчитана на 138 занятий, 4 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа шахматного кружка «ХОД КОНЁМ» | 57.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Боргойская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: Директор МБОУ «Боргойская СОШ» _______________ Б.В.Надмитова Приказ № _____ от «___» ____________ 2018 г. | Согласовано: Зам директора по ВР ____________ С.В.Сагалеева «___»_______________ 2018 г. |
Рабочая программа
шахматного кружка «ХОД КОНЁМ»
2018-2019 учебный год
Рабочую программу составила: Б.В. Надмитова
руководитель шахматного кружка
1. Пояснительная записка
В шахматах много таинственного. И много еще не рассекреченного.
Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.
Данная программа разработана для детей 10 – 17 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта НОО, ООО. Наполняемость группы составляет 25 - 30 человек. Программа рассчитана на 138 занятий, 4 часа в неделю.
В кружке «Ход конём» дети ознакомятся с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы.
Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, чтение сказок о шахматах, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала. В связи с возможным возникновением разных непредвиденных обстоятельств допускаем корректировку программы.
Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствует игра в шахматы. Она развивает ребёнка умственно, развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость, приучает к культурному проведению свободного времени, толерантному отношению к сопернику по игре и другим окружающим.
Цель: формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре.
Основные задачи программы:
- Научить играть в шахматы.
- Ознакомить со специальными шахматными терминами, применять их на практике.
- Систематизировать подходы к изучению шахматной игры; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по теории шахматной игры;
- показать основные приемы эффективного использования основных приемов шахматной игры; сформировать практический навык игры
Факторы риска:
- изменение смены в школе;
- изменение расписания занятий и уроков;
- эпидемии;
- отключение электроэнергии;
- проведение развлекательных программ;
- актированные дни.
Характеристика программы:
- По характеру деятельности – образовательная.
- По педагогическим целям – образовательная, познавательная, развивающая.
- По возрастным особенностям – 10 – 17 лет.
- По временным показателям – 3 года.
- По наполняемости – 25 – 30 человек.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ожидаемые результаты:
- возросший интерес к шахматам;
- развитие интеллектуальных способностей;
- воспитание чувства уверенности и собственного достоинства.
К концу учебного года дети должны знать:
- Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат(ничья);
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур
К концу учебного года дети должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Пользоваться шахматными часами.
- Рокировать;
- Объявлять шах;
- Ставить мат;
- Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- Проводить элементарные комбинации.
- Понимать и применять игровые шахматные термины.
Перечень учебно-методических средств:
- набор шахмат – 6 наборов;
- демонстрационная магнитная шахматная доска – 1 шт.;
- магнитные шахматные фигуры –
- шахматные часы –
- компьютер -
- стенды информационные –
- ручки;
- блокноты.
Основные формы работы:
- Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах;
- Занимательные вопросы из жизни шахмат;
- Шахматные партии;
- Работа со словарем шахмат;
- Турниры;
- Презентации.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- проблемный;
- поисковый;
- эвристический.
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Я, как руководитель кружка, помогаю ученику, корректирую его действия, но не вмешиваюсь в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Я предлагаю кружковцам исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления.
Шахматы, даря детям радость творчества, общения друг с другом, обогащают их духовный мир, являются средством воспитания и обучения ненавязчивого, интересного, увлекательного. Они учат детей логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, способствуют успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин.
Пользу от шахмат можно разделить на несколько блоков:
1. Ребенок учится принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Пусть решения пока самые простые (куда и какой фигурой пойти), а ответственность не так страшна (самое страшное – проигрыш) – но это уже ответственность.
2. Вырабатывается усидчивость – в течение определенного времени ребенок учится концентрировать свое внимание на одном процессе, на игре в шахматы.
3. У ребенка вырабатывается пространственное воображение.
4. У ребенка формируется внутренний план действий
(способности действовать в уме).
5. Шахматы воспитывают характер, именно за счёт своей спортивной составляющей. Поражение или ошибка – это возможность для развития, любая неудача – это возможность для преодоления. Поэтому очень важно выработать правильное отношение к ошибкам. Желание побеждать и быть лучшим заставит ребёнка заниматься.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям радость творчества, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Темы занятий | к/ час | Вид деятельности |
1 | 04.09 | Вводное занятие. Что такое шахматы? | 1 | Беседа. Презентация |
2 | 05.09 | Развитие шахмат. | 1 | Беседа. Презентация |
3 | 06.09 | Шахматная доска. | 1 | Работа с демонстрационной доской. Практика |
4 | 07.09 | Шахматная доска | 1 | Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». |
5 | 11.09 | Поле боя и войско | 1 | Работа с демонстрационной доской. Практика |
6 | 12.09 | Знакомство с шахматными фигурами | 1 | Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры |
7 | 13.09 | Начальное положение | 1 | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». |
8 | 14.09 | Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. | 1 | Практикум |
9 | 18.09 | Дид. игра «Вертикаль» и «Горизонталь | 1 | Практика |
10 | 19.09 | Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. | 1 | Теория. Практикум |
11 | 20.09 | Дид. игра «Вертикаль» и «Горизонталь» | 1 | Практикум |
12 | 21.09 | «Способности» фигур. | 1 | Теория. Презентация |
13 | 25.09 | «Способности» фигур. | 1 | Теория. Презентация |
14 | 26.09 | Ходы и взятие фигур | 1 | Практикум |
15 | 27.09 | Ходы и взятие фигур | 1 | Практикум |
16 | 28.09 | Что такое вечный Шах и Пат. | 1 | Практикум и теория |
17 | 02.10 | Что такое вечный Шах и Пат. | 1 | Практикум и теория |
18 | 03.10 | Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? | 1 | Ролевая игра |
19 | 04.10 | Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? | 1 | Практикум и теория |
20 | 05.10 | Достижение материального перевеса | 1 | Практикум |
21 | 09.10 | Ценность шахматных фигур. | 1 | Теория. Беседа. Практикум. |
22 | 10.10 | Способы защиты. | 1 | Теория |
23 | 11.10 | Способы защиты. | 1 | Практикум |
24 | 12.10 | Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). | 1 | Теория |
25 | 16.10 | Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). | 1 | Практикум |
26 | 17.10 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | 1 | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры |
27 | 18.10 | Ладья в игре. | 1 | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности». |
28 | 19.10 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | 1 | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». |
29 | 23.10 | Слон в игре. | 1 | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности». |
30 | 24.10 | Ладья против слона | 1 | Практикум |
31 | 25.10 | Ладья против слона. | 1 | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности» |
32 | 26.10 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | |
33 | 30.10 | Ферзь в игре. | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | |
34 | 31.10 | Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. | 1 | Беседа, практикум |
35 | 01.11 | Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. | 1 | Беседа, практикум |
36 | 02.11 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | 1 | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». |
37 | 13.11 | Конь в игре. | 1 | Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности». |
38 | 14.11 | Конь против ферзя, слона и ладьи. | 1 | Теория и практика |
39 | 15.11 | Конь против ферзя, слона и ладьи | 1 | Теория и практика |
40 | 16.11 | Пешка в игре. | 1 | Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности». |
41 | 20.11 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 1 | Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности». |
42 | 21.11 | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | 1 | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля). |
43 | 22.11 | Король против других фигур. | 1 | Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности». |
44 | 23.11 | Шах. | 1 | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. |
45 | 27.11 | Шах. | 1 | Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». |
46 | 28.11 | Мат | 1 | Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. |
47 | 29.11 | Мат | 1 | Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход». |
48 | 30.11 | Ставим мат. | 1 | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». |
49 | 04.12 | Мат ладьей. | 1 | Теория и практика |
50 | 05.12 | Мат ладьей. | 1 | Теория и практика |
51 | 06.12 | Мат двумя слонами. | 1 | Теория и практика |
52 | 07.12 | Мат двумя слонами | 1 | Теория и практика |
53 | 11.12 | Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля). | 1 | Ролевая игра |
54 | 12.12 | Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля). | 1 | Ролевая игра |
55 | 13.12 | Типичные матовые финалы. | 1 | Работа с компьютером |
56 | 14.12 | Типичные матовые финалы. | 1 | Работа с компьютером |
57 | 18.12 | Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. | 1 | Практика |
58 | 19.12 | Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. | 1 | Практика |
59 | 20.12 | Рокировка и ее правила | 1 | Теория и практика |
60 | 21.12 | Рокировка и ее правила | 1 | Теория и практика |
61 | 25.12 | Рокировка и ее правила | 1 | Теория и практика |
62 | 26.12 | Шахматная партия | 1 | Игра |
63 | 27.12 | Шахматная партия | 1 | Игра |
64 | 28.12 | Шахматная партия | 1 | Игра |
65 | 15.01 | Шахматная партия | 1 | Игра |
66 | 16.01 | Повторение по теме «Сила и слабость шахматной фигуры, ее игровые возможности». . | 1 | Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). |
67 | 17.01 | Повторение по теме «Сила и слабость шахматной фигуры, ее игровые возможности». | 1 | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. |
68 | 18.01 | Краткая история шахмат. | 1 | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика. |
69 | 22.01 | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | 1 | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические игры и задания |
70 | 23.01 | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | 1 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). |
71 | 24.01 | Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». |
72 | 25.01 | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | 1 | Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания» Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. |
73 | 29.01 | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | 1 | Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика. |
74 | 30.01 | Ценность шахматных фигур. Защита. | 1 | Защита. Дидактические игры и задания «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика. |
75 | 31.01 | Атака с разных полей | 1 | Практикум |
76 | 01.02 | Атака с разных полей | 1 | Практикум |
77 | 05.02 | Техника матования одинокого короля | 1 | Практикум |
78 | 06.02 | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | 1 | Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика |
79 | 07.02 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | 1 | Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. |
80 | 08.02 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | 1 | Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. |
81 | 12.02 | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | 1 | Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. |
82 | 13.02 | Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. | 1 | Практикум Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов. |
83 | 14.02 | Виды защит короля Тактические удары и комбинации. | 1 | Теория и практика |
84 | 15.02 | Виды защит короля. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на устрашением защищающего удара. | 1 | Теория и практика |
85 | 19.02 | Виды защит короля. Защита фигуры. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар | 1 | Теория и практика |
86 | 20.02 | Достижение мата без жертвы материала | 1 | Практикум |
87 | 21.02 | Достижение мата без жертвы материала | 1 | Практикум |
88 | 22.02 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. |
89 | 26.02 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. |
90 | 27.02 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. |
91 | 28.02 | Ничья, пат. | 1 | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». |
92 | 01.03 | Ничья, пат | 1 | Теория |
93 | 05.03 | Ничья, пат. | 1 | Теория |
94 | 06.03 | Шахматный дебют | 1 | Игра, теория |
95 | 07.03 | Шахматный дебют | 1 | Игра, теория |
96 | 08.03 | Шахматный дебют | 1 | Игра |
97 | 12.03 | Шахматный дебют | 1 | Игра |
98 | 13.04 | Основы дебюта | 1 | Игра |
99 | 14.03 | Основы дебюта | 1 | Игра |
100 | 15.03 | Основы Миттешпиля | 1 | Теория |
101 | 19.03 | Основы Миттешпиля | 1 | Теория |
102 | 20.03 | Основы Миттешпиля | 1 | Игровые комбинации |
103 | 21.03 | Основы Миттешпиля. | 1 | Игровые комбинации |
104 | 22.03 | Шахматная комбинация | 1 | Игра |
105 | 02.04 | Шахматная комбинация | 1 | Игра |
106 | 03.04 | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | 1 | Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика |
107 | 04.04 | Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 | Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
108 | 05.04 | Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 | Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
109 | 09.04 | Что такое стратегия и стратегический план | 1 | Теория, презентация |
110 | 10.04 | Что такое стратегия и стратегический план | 1 | Практика |
111 | 11.04 | Шахматная комбинация | 1 | Игра |
112 | 12.04 | Шахматная комбинация | 1 | Игра |
113 | 16.04 | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
114 | 17.04 | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | 1 | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
115 | 18.04 | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | 1 | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
116 | 19.04 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. |
117 | 23.04 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. |
118 | 24.04 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия | 1 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. |
119 | 25.04 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | 1 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактические игры и задания «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика. |
120 | 26.04 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | 1 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. |
121 | 30.04 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | 1 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика. |
122 | 01.05 | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | 1 | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика. |
123 | 02.05 | Типичные комбинации в дебюте. | 1 | Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика. |
124 | 03.05 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | 1 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика. |
125 | 07.05 | Король против пешек. Мобилизация сил. Борьба за центр. | 1 | Теория и практика |
126 | 08.05 | Король против пешек. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. | 1 | Теория и практика |
127 | 09.05 | Король против пешек. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. | 1 | Теория и практика |
128 | 10.05 | Активный король | 1 | Дидактические игры и задания |
129 | 14.05 | Активный король | 1 | Дидактические игры и задания |
130 | 15.05 | Окончания партий | 1 | Дидактические игры и задания. Игровая практика |
131 | 16.05 | Окончания партий. Тактические удары и комбинации. | 1 | Дидактические игры и задания. Игровая практика |
132 | 17.05 | Заключительное занятие | 1 | «Что? Где? Когда?» |
133 | 21.05 | Заключительное занятие | 1 | «Что? Где? Когда?» |
134 | 22.05 | Повторение программного материала | 1 | Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
135 | 23.05 | Повторение программного материала | 1 | Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
136 | 24.05 | Повторение программного материала | 1 | Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
Мероприятия
- Школьный шахматный турнир, (22 января – 21 февраля).
- Районные соревнования в зачет Спартакиады школьников.
Содержание программы кружка
1, 2 Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
3, 4 Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
5, 6 Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране». Первый шаг в мир шахмат.
7, 8 «Способности фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
9, 10 Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости. Работа со слайдами.
11, 12 Что такое вечный Шах и Пат. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра «Первый шах». Что такое пат? Дидактическое задание «Мат или пат».
13, 14 Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?».
15, 16 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.
17, 18 Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.
19, 20 Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.
21, 22 Ладья против слона. «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения.
23, 24 Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.
25, 26 Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.
27, 28 Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».
29, 30 Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».
31, 32 Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).
33, 34 Типичные матовые финалы. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход»
35, 36 Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
37, 38 Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»,
39, 40 Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
41, 42 Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
43, 44 Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
45, 46 Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Игровая практика.
47, 48 Ничья, пат. «Сделай ничью или пат». Игровая практика.
49, 50 Шахматный дебют. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».
51, 52 Шахматный дебют (продолжение). Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в 1 ход».
53, 54 Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Защитись от мата. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила)
55, 56 Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
57, 58 Основы Миттешпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
59, 60, 61 Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
62, 63 Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
64 Заключительное занятие. Шахматный вечер «Что? Где? Когда?».
Литература
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС, 1972;
- Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982;
- Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
- Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
- Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
- Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
- Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
- Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС, 1980;
- Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955;
- Шахматы детям. - СПб.: Респекс, 1994;
- Спутник шахматиста: Справочник/В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. - М.: Воениздат, 1992;
- Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008;
- Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика, 1991.
Интернет-ресурсы
- Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL:http://www.chess-master.net/articles/3.html;
- Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
- Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе
Программа рассчитана на 33 учебных часа....
рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...
Рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа разработана для работы с учащимися 8-9 класса. Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному ...
Рабочая программа кружка "Фото и видео"
Данныйкурс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к предмету, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в о...