Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа

Белявская Ирина Владимировна

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, безопасное поведение. 

Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся  повышать свою экологическую грамотность, осознанно придерживаться  здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому  просвещению, ценить природу и беречь здоровье.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnova_zhizni.docx83.58 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Тарская адаптивная школа – интернат»

Программа

по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Основы жизни» для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

                                                                

Составитель: Белявская И.В.

                                                                                  воспитатель

                                   г. Тара  2020г

                          Пояснительная записка

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Основы жизни» предназначена для учащихся первых-четвертых классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат»;
  • Учебный план КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» на 2020-2024 учебный год.

Программа «Основы жизни» предполагает формирование  у обучающихся с умственной  отсталостью,  представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний,  установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и   психического здоровья как одного из ценностных составляющих.

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, безопасное поведение.  

Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся  повышать свою экологическую грамотность, осознанно придерживаться  здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому  просвещению, ценить природу и беречь здоровье.

Цель реализации программы: формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Задачи реализации программы:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • формирование представлений об основных компонентах  культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  • развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, соблюдение здоровьесозидающих  режимов дня;
  • развитие готовности самостоятельно поддержать своё здоровье на использования навыков личной гигиены;
  • становление умений противостоять вовлечению в табакокурение, употреблению алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

                Принципы  программы, на которых строится  формирование экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни:

- принцип наглядности, особо значимый для учащихся 1-4 классов.

Этот принцип предполагает использование аудиоматериалов, использование в качестве визуальных средств обучения натуральной наглядности, картинок и фотографий, макетов, муляжей, кино и видеофильмов, учебных таблиц. Всё это позволяет наглядно и глубоко раскрыть изучаемые темы.

          - принцип систематичности и последовательности, реализуется  через постепенное овладение практическими знаниями и умениями в области экологической культуры, здоровья и безопасной жизнедеятельности, предполагает: опору на ранее изученный материал, умение обобщать и систематизировать основные представления и научные понятия, делать самостоятельные выводы. Программный материал распределяется на занятиях таким образом, что обеспечивается последовательное усложнение его от занятия к занятию, осуществляется связь последующего материала с предыдущим. Занятия проводятся раз в неделю.

          - принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей. При организации занятий следует учитывать «зону ближайшего развития» каждого ребенка.

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода построенный на учете индивидуально-личностных особенностей детей играет особую важность в управлении ходом развития умственных и физических возможностей обучающихся. Предусматривает поддержку всех обучающихся с использованием разного по трудоёмкости и объёму предметного содержания, а соответственно, помощи и взаимопомощи  при усвоении программного материала каждым ребенком.  Это открывает широкие возможности для вариативности образования.

Данный принцип реализуется через  подбор дополнительных заданий хорошо успевающим ученикам, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению, найти наиболее целесообразный подход к ним.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Дифференциация проводится по степени самостоятельности детей при выполнении заданий.  Данный подход необходим на всех этапах обучения.

Общая характеристика курса

Проблема повышения уровня безопасности и здоровья человека в настоящее время актуальна. Состояние здоровья зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды. Решение этой проблемы возможно только через образование.

Большинство детей поступают  в нашу школу из неблагополучных семей. Такие дети имеют  различные заболевания: нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты зрения, сколиоз и др. Они не получают полноценного питания, навыков культуры поведения, элементарных понятий о здоровом образе жизни.

Просветительская,  воспитательная работа с обучающимися 1-4 классов с умственной отсталостью в школе-интернате, направленна на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включает: беседы, консультации по проблемам экологического просвещения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся,   профилактике вредных привычек; общение с природой, проведение конкурсов, праздников, экологических троп и других активных мероприятий, направленных на экологическое просвещение, пропаганду здорового образа жизни. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что  пробуждает их к творческому отношению при выполнении заданий. Осуществляется практический, деятельностный подход. Задача воспитателя – помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс. Занятия должны содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка: опыты и исследования, решение ситуативных задач, выполнение творческих проектов, ролевые игры, физминутки и минуты релаксации, рефлексия. На каждом занятии необходимо использовать приёмы как внешней, так и внутренней мотивации. В содержание занятий включаются проблемные вопросы, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся. Ролевые игры создают эмоциональный настрой, будят эстетические чувства и интересы детей, повышают личностную значимость учения для детей. Каждое занятие направлено на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.

Реализация программы позволит формировать у обучающихся основные понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, что является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.

 Программа курса «Основы жизни» разработана для воспитательских занятий  по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у младших школьников.

Программа предусматривает работу по разделам: «Природа. Экологическая культура», «Человек и его здоровье», «Безопасность жизнедеятельности».

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов.

Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия.  Хорошо наполнять занятия сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Можно вести игру в вопросы и ответы, можно дать задание в виде неожиданного сюрприза. Использование изобразительной и театрализованной деятельности в процессе занятий повышает результативность обучения детей.

Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия учебных картин, таблиц, слайдов, макетов, муляжей дети выполняют задание, результатом, которого становится исследовательская деятельность, практическая работа, выводы.

 Задания должны быть адаптированы к возрасту обучающимся и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.

Описание места данного курса в учебном плане

Работа по данной программе проводится в рамках воспитательной деятельности в форме специально организованных групповых занятий.

Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятий 30-35 минут, общее количество занятий в год -  33.

Форма организации учебного процесса

Основными формами организации работы с детьми являются: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Эти формы работы в младшем школьном возрасте у детей с легкой степенью умственной отсталости создают наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка.

\

Планируемые результаты освоения программы

В результате реализации программы у обучающихся  будут сформированы  практико-ориентированные умения и навыки, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных  компетенций:

элементарные природосберегающие умения и навыки: умения оценить правильность поведения людей в природе; бережное отношение к природе, растениям и животным;

элементарные здоровьесберегающие умения и навыки: навыки личной гигиены; активного образа жизни;

умения организовывать здоровьесберегающюю деятельность: режим дня, утренняя гимнастика, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.;

умение оценивать правильность собственного поведения и поведения окружающих с позиций здорового образа жизни;

умение соблюдать правила здорового питания: навыков гигиены, приготовления, хранения и культуры приёма пищи;

навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками; адекватного поведения при посещении лечебного учреждения, а также при возникновении признаков заболеваний у себя и окружающих; умения общего ухода за больными;

навыки и умения безопасного образа жизни;

навыки адекватного  поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице;

умение оценивать правильность поведения в быту: соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством; безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов;

навыки соблюдения правил дорожного движения и поведения на улице, пожарной безопасности;

навыки позитивного общения; соблюдение правил взаимоотношений с незнакомыми людьми; правил безопасного поведения в общественном транспорте;

навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения  в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях:

умения действовать в неблагоприятных погодных условиях (соблюдение правил поведения при грозе, в лесу, на водоёмах и т.п.)

умения действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания (порядок и правила вызова скорой помощи, полиции, пожарной охраны)

умения оказывать первую медицинскую помощь (при травмах, ушибах, порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми  продуктами)

                                    Личностные результаты:

  1. ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
  2. потребность в занятиях физической культурой и спортом;
  3. негативное отношение к факторам риска здоровью(сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  4. эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости её охраны;
  5. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  6. элементарные представления об окружающем мире;
  7. установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках;
  8. готовность противостоять вовлечению в табакокурение, уотребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  9. готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегающего, безопасного поведения( в отношении к природе и людям)
  10. готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  11. овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;
  12. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение и др.)
  13. овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

 Формы и виды контроля

   Входной контроль проводится в начале обучения, определяет уровень знаний ребенка (беседа, наблюдение педагога, тестирование).

           Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр проектов, анализ выполненных работ.

  Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов.

 Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (тестовые задания, анкетирование).

                         Содержание данного курса

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, формирование у них   практико-ориентированных умений и навыков, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных  компетенций:

 1. Формирование экологической культуры

 Экологическая культура часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

Формирование первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;

Развитие интереса к прогулкам, подвижным играм, участию в спортивных играх;

Формирование опыта жизнедеятельности обучающихся в их взаимодействии с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, развитию эмоционально-нравственного отношения к природе;

Получение первоначального опыта участия природоохранной деятельности (в школе, и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка территории от мусора, подкормка птиц, экскурсии в лес и т.д.); участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов.

3.Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

Формирование представления о рациональной организации режима дня, отдыха, двигательной активности;

Пробуждение в обучающихся желание заботиться о своём здоровье (самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены);

Формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, полезных продуктах;

Формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека;

Учить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

4. Формирование безопасного образа жизни

Безопасность жизнедеятельности – это такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способны нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

Формирование представления о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

Формирование потребности обучающегося обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддержать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Материально-техническое оснащение.

Для проведения занятий необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:

- помещение для занятий;

- спортивный зал;

- спортивная площадка;

Техническое оснащение:

- компьютер

 - проектор

 Учебное оснащение:

- стенды «Познаю себя»;

- таблицы «Человек и его здоровье»;

- плакаты «Факторы, разрушающие здоровья человека»;

- иллюстрации;

- учебные карточки;

- презентации;

- видеозаписи;

- аудиозаписи;

Художественная литература для чтения детям по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни:

  1. Барто А. Девочка чумазая.
  2. Барто А. Я расту, Мы с Тамарой санитары.
  3. Маршак С. О мальчиках и девочках,
  4. Михалков С. Прививка, Тридцать шесть и пять, Не спать, Грипп
  5. Мошковская Э. Нос, умойся // Дождик вышел погулять.
  6. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей: Роман-сказка ( отрывки ). 
  7. Стременьова И. Я – человек, ты – человек
  8. Толстой Л. Старый дед и внучек: Басня
  9. Чуковский К. Мойдодыр

О физкультуре и спорте:

  1. Александрова З. В зимнем бассейне, Лыжная прогулка
  2. Барто А. Зарядка
  3. Барто А. Мячик, Купание, Верёвочка
  4. Берестов В. Как я плавать научился
  5. Берестов В. Ходули, Мяч
  6. Заходер Б. Гимнастика для головастика
  7. Михалков С. Весёлый турист
  8. Слоников А. Я футболист
  9. Суслов В. Про Юру и физкультуру
    О личной гигиене:
  1. Аким Я. Мыло
  2. Благинина Е. Банька
  3. Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя первая книжка о превращениях в природе.
  4. Коростылёв В. Королева Зубная щётка.. 
  5. Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?

О режиме дня: 

  1. Барто А. На прогулку
  2. Дриз О. Тихий час
  3. Маршак С. Не опоздай!
  4. Маршак С. Рано в кровать!
  5. Мошковская Э. Песенка моих часов

О витаминах:

  1. Галиев Ш. Витаминные буквы, Находка с загадкой
  1. Кончаловская Н. Про овощи
  2. Михалков С. Про девочку, которая плохо кушала
  3. Тувим Ю. Овощи

О здоровье, болезнях, врачах:

  1. Барто А. Володя болен
  2.  Берестов В. Доктор Лебедев
  3. Коростелёв Н. 50 уроков здоровья
  4. Михалков С. Грипп
  5. Мошковская Э. Мы заболели, Даже болеть надо уметь, Засыпает больница
  6. Маршак С. Ледяной остров
  7. Мошковская Э. Пускай они скучают

Художественная литература для чтения детям по формированию безопасного образа жизни:

Пожарная безопасность

А. Гайдар. Дым в лесу

Б. Житков. Дым

С. Михалков. Дядя Степа

К. Паустовский. Заячьи лапы

Л. Толстой. Пожар

С. Маршак. Кошкин дом

С. Маршак. О кострах, ребятах и козлах рогатых

Б. Житков. Пожар в море

В. Драгунский. Пожар во флигеле, или подвиг во льдах...

Е. Пермяк. Как Огонь Воду замуж взял

Л. Толстой. Пожарные собаки

К. Чуковский. Путаница

С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое

С. Маршак. Сказка про спички

  Безопасное поведение в природе
• «Хитрые ласки» (Г. Шалаева).
• «Что нельзя купить?» (В. Орлова).
• «Наша планета» (Я.Аким).
• Сказка «На лесной тропинке» (Т.Шорыгина).
• «Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина).
• «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г.Шалаева) 
• «Наказание за незнание» (М. Фисенко).
• «Ландыш» (Е.Серова)
• «Осколок стекла» (Т. Шорыгина).
• «Пожар в лесу» (М. Фисенко)
• Волшебные  вороны» (Т. Шорыгина).
• «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова).
• «Зима» (М. Фисенко)
• «Гроза» (А. Барто).
• «Гроза» (В. Лифшиц).
• Сказка «Добрая Ивушка»(Т. Шорыгина).
• «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»( Д. Орлова).
• «Не купайся в запрещенных местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
• «Не прыгай в воду в незнакомых местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
• «Как Владик с Катей ходили купаться» (М. Фисенко)

  Правила дорожного движения
• Головко «Дорожные знаки»;
• Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
• Кожевников В. «Светофор»;
• Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
• Маршак С. «Светофор»; 
• Мигунова Н.А. «Светофор»;
• Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
• Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой», 
• Пляцковский И. «Светофор»; 
• Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»; 
• Северный А. «Светофор»;  
• Серяков И. «Законы улиц и дорог»; 
• Бедарев О. «Если бы …»; 
• Берестов В. «Про машины»; 
• Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
• Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
• Дорохов А, «Пассажир»; 
• Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
• Носов Н. «Автомобиль»; 
• Огнецвет Э. «Кто начинает день»; 
• Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
• Семернин В. «Запрещается – разрешается»; 
• Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
• Гангов А. «Кто храбрей?»; 
• Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; 
• Кончаловская Н. «Самокат»; 
• Лешкевич И. «Гололёд»; 
• Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»; 
• Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»; 
• Шорыгина Т. «Волшебный мяч»; 
• Яковлев С. «Читает книжку глупый слон…».
• В.Ардов «Огнехвостик»
• О.Бедарев «Если бы»
• Я.Пишумов «Посмотрите, постовой»
Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк», «Волшебный мяч»

Художественная литература для чтения детям по формированию экологической культуры:

В. Бианки «Рыбий дом»;

В. Бианки «Наши птицы»;

Г. Ганейзер «На лугу»;

Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»;

М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»;

Н. Осипов «В воде и у воды»;

Н. Павлова «Бабочки»;

Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;

М. М. Пришвин «Золотой луг»;

Е. Серова «Наши цветы»;

Н. Сладков «Грачи прилетели»;

Н. Сладков «От зари до зорьки»;

Н. Сладков «Пестрые крылья»;

Н. Сладков «Солнцеворот»

Г. Скребицкий «Четыре художника»;

К. Д. Ушинский «Четыре желания»;

Г. Снегирев «Кто сажает лес»;

   


Учебно-тематический план и содержание занятий

         по программе «Основы жизни» (1-4 класс)

                              

1класс

Название разделов,

тем.

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел:    Человек и его здоровье.

     12

          9

         3

1.

«Введение. Я ученик»

Школа, ученик, учитель, воспитатель, директор, портфель, школьные принадлежности, форма.

Нормы и правила безопасного поведения в школе.

1

          1

      2.

«Здоровым быть-счастливым  жить».

Понятие «здоровье», здоровье, как одна из ценностей человеческой жизни. Что разрушает здоровье? Как сберечь здоровье?

1

1

      3.

«Делу время - потехе час».

 Режим дня, зачем школьникам режим, идеальный распорядок дня.

1

1

4.

«Наш организм».

Тело человека - чтобы умело заботиться об укреплении  своего здоровья, надо знать, как устроено и живёт тело: голова, туловище, скелет, суставы, мышцы. Приёмы правильной посадки и правильной осанки, упражнения для суставов, укрепления мышц.

3

2

1

5.

«Гигиена».

Правила ухода за телом: умывание, показ приёмов умывания. Мытьё рук, уход за ногтями. О мытье тела и уходе за волосами. О необходимости ухода за полостью рта, чистка зубов.

 Содержание в чистоте одежды и обуви.

3

2

1

6.

«Здоровый образ жизни».

Сон, приготовление ко сну, продолжительность сна, дневной сон, правила здорового сна. Чистая постель, уход за постелью. О пользе утренней зарядки, разучивание комплекса зарядки. Закаливание. Игры и развлечения на воздухе.

3

2

1

Раздел: Природа. Экологическая культура.

10

7

        3

     1.

«Здравствуй, школа»

Школа, школьный двор, спортивная площадка, насекомые, птицы, правила поведения в школе.

1

1

     2.

«Природа»

Живая и неживая природа, признаки, отличия, классификация, жизненный цикл.

1

1

     3.

«Осенняя палитра»

Осенние изменения в природе, жизнь и деятельность человека осенью, одеваемся по погоде.

1

1

     4.

«Здравствуй, зимушка-зима»

Зимние изменения в природе, жизнь и деятельность человека зимой.  Как не заболеть зимой?

1

1

     5.

«Зимующие птицы»

Знакомство с зимующими птицами,

трудности в зимний период с питанием, изготовление кормушки для птиц.

2

1

        1

     6.

«Сказочные цветы»

Декоративные растения, правила выращивания рассады, посев семян.

2

1

         1

     7.

Почему мы болеем.  Окружающая среда. Грязный воздух. Воздух на улице и дома. Как сделать воздух чище? Все растения очень ценны, их нужно беречь!

1

1

      8.

Проект «цветочная клумба»

1

       1

Раздел: Безопасность жизнедеятельности.

11

8

        3

      1.

«Правила дорожные - правила надёжные»

Правила дорожного движения. Игра со светофором

2

1

        1

      2.

«Берегите лес»

Лес-общий дом для растений и животных, которые в нём находят пищу,  места для гнёзд, нор.

Лесной пожар, причины пожара.

1

1

      3.

«Мама, папа, я – дружная семья»

Отношения с родителями, обязанности членов семьи, права ребенка в семье. Здоровая семья-основа здорового образа жизни.

       1

1

       4.

«Братец Мороз-красный нос»

Обморожение, оказание первой помощи,

1

1

       5.

«Нет дыма без огня»

Пожар в квартире, причины, правила безопасного поведения при пожаре в квартире, практическая отработка алгоритма действий при вызове экстренных служб, порядок вызова пожарной, аварийной, газовой службы, полиции и скорой, обыгрывание ситуаций.

3

1

        2

«Гололёдные явления»

Природное явление - гололёд!

Причины ДТП, дидактическая игра «Хорошо, плохо.- зима, лёд»,  игра «Сосулька». Что делать, чтобы сосульки не упали с крыши, правила,  чтобы избежать травм по вине сосулек и схода снега с крыш.

1

1

       6.

«Безопасный отдых на водоёмах»

1

1

       7.

«Если вы заблудились»

Обстоятельства, когда можно заблудиться  и действия, которые  должны предпринять заблудившиеся. Главное-не отчаиваться.

1

1

                                        2 класс

Название разделов,

тем.

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел:   Человек и его здоровье.

     12

           8

        4

1.

Введение. Я ученик. Мои права и обязанности.

1

           1

      2.

«Здоровью – цены нет!».

Понятие «здоровье», здоровье, как одна из ценностей человеческой жизни. Составляющие здоровья

1

            1

      3.

«Верный помощник здоровья».

 Режим дня, зачем школьникам режим, идеальный распорядок дня.

1

1

4.

«Наш организм».

Зачем нужно знать свой организм?

Внутренние органы. Лёгкие, сердце, желудок и кишечник, почки.

3

2

1

5.

«Гигиена».

Понятие «гигиена», «Личная гигиена», предметы, средства, приспособления, которые  помогают выполнять правила личной гигиены.

3

1

2

6.

«Здоровый образ жизни».

Здоровое питание: пища, это энергия. Вредная и полезная еда. Как следует правильно питаться? Распорядок приёма пищи. Меню.

3

2

1

Раздел: Природа. Экологическая культура.

11

7

         4

      1.

«Природа-наш общий дом»

Человек – часть природы, взаимосвязь человека и природы

1

1

      2.

«Я природе - друг»

Растения нашего двора.

Правила поведения в природе, экологические знаки, игра «Узнай, чей листик», «Найди дерево»

2

1

         1

      3.

«Золотая осень»

Признаки осени, краски осени, Птицы, насекомые, как готовятся к зиме, игра «Обрати внимание», «Заячий пирог», «Детки на ветки», «Вершки и корешки»

1

1

      4.

«В защиту родной природы»

Памятники природы нашего края, экологические проблемы города и района, что может сделать каждый из нас.

1

         1

      5.

«В гости к Зиме»

Зимние изменения в природе. Красота зимнего времени года. Жизнь и деятельность человека зимой. Охрана здоровья зимой.

1

1

      6.

«Иней»

Что такое иней?

Изморозь, как образуется изморозь?

Как образуется иней?

Какая погода способствует образованию инея?

Какие чувства, эмоции, вызывают у нас деревья, покрытые инеем?

Подвижная игра «Кто быстрее?»

1

1

      7.

«Гуляй да присматривайся!»

Приметы весны

Народные приметы, народные пословицы, поговорки, загадки.

Весенние опыты: где быстрее тает снег? когда появляются листочки? когда бывает капель? Где больше сосулек? Весенние занятия.

1

1

       8.

«Будь природе другом!»

Ценность природы, правила поведения в природе в весенний период

Красная книга, растения и животные, исчезающие с нашей планеты, причины. Что надо делать, чтобы уберечь их от вымирания.

Правила друзей природы.

1

1

      9.

«Мой двор-моя забота»

Озеленение участка, уборка территории.

2

        2

Раздел: Безопасность жизнедеятельности.

10

6

       4

     1.

«Безопасность на дорогах»

Правила дорожного движения.

1

1

         1

     2.

«Чтобы огонь не причинил вреда»

Причины возникновения пожара, последствия пожара, номер пожарной службы, схема разговора, соблюдение правил безопасного обращения с огнём, бережное отношение к своему здоровью.

Тест «Безопасность в доме»

Эвакуация

2

1

         1

      3.

«Отношения между людьми»

Добро и зло,  насмешки и обзывания.

Правила общения в общественных местах, корректный отказ от общения с незнакомыми людьми.

2

1

       1

      4.

«Осторожно, грипп»

Эпидемия гриппа, способы профилактики.

1

1

      5.

« Зимняя стужа»

Обморожение, причины, степень обморожения, оказание первой помощи, что приводит к обморожению, профилактика обморожения.

2

1

        1

      6.

«Вредные привычки»

Понятие «привычка», привычки «полезные», «вредные», влияние привычек на здоровье человека.

1

1

       7.

«Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке»

Экономное расходование электроэнергии, воды, газа, избегание мест, где концентрация вредных веществ, превышает нормы,

1

1

                                             3класс

Название разделов,

тем.

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел:    Человек и его здоровье.

     13

           8

         5

1.

Введение.

Здоровье-счастье! Здоровье нужно всем. Что нужно делать, чтобы быть здоровым, составляющие здоровья.

1

           1

      2.

«Потерянную вещь можно найти, потерянное здоровье - никогда»

Понятие «здоровье», здоровье, как одна из ценностей человеческой жизни.

Инфекционные заболевания, способы заражения, профилактика.

1

            1

      3.

«Порядок время бережет».

 Распорядок дня: во-время вставать, учиться, есть, играть, ложиться спать.  Соблюдать режим должен каждый, тогда хватит время на ученье и развлеченья.  Главное правило: каждому занятию - своё время!

2

1

1

4.

«Наш организм».

Органы чувств: Зрение, как уберечь глаза от заболеваний и повреждений, правила, как сохранить зрение. Слух, ценность слуха, уход за ушами,   памятка «Берегите уши».

Вкус, язык-орган вкуса, строение, уход. Обоняние, способность чувствовать запахи, правила, которые помогут сохранить обоняние. Осязание, кожа-орган осязания, строение, функции, цвет, правила ухода за кожей.

3

2

1

5.

 «Чисто жить-здоровым быть»

Гигиена жилого помещения, пыль – опасность для здоровья, важность влажной уборки, проветривание, дидактическая игра «Лишние предметы», правила чистоты.

2

1

1

6.

«Здоровый образ жизни».

Вредные привычки. Что мы относим к вредным привычкам? Какие существуют полезные привычки.

Спорт и активные игры.

3

1

2

7.

«Кладовая здоровья»

Витамины, витаминная еда.

Игра «Правильно, правильно, совершенно верно»

Игра с мячом «Полезный сок»

1

1

Раздел: Природа. Экологическая культура.

11

6

         5

      1.

Осенний лес.

Природные явления: листопад. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников

1

1

      2.

«Этажи леса»

Растения и животные леса, различие между травянистыми, кустарниками и деревьями. Лес – дом для животных и растений, которые обитают, которые обитают  каждые на своём этаже. В лиственном лесу пять «этажей»

Игры «Каждому – своя шапочка», «Путаница», «Угадай, от какого растения семя»

1

1

      3.

«Туристический поход».

Кто такие туристы? Туристическая форма одежды, занятия туристов, правила, которые соблюдают туристы.

Упражнение на расслабление, подвижная игра «Заготовим дрова для костра», «Принеси воды с родника», дыхательные упражнения.

2

1

        1

       4.

«Синичкин день»

12ноября, почему у птички такое имя? почему синица заслужила уважение у человека.

Подвижная игра «Птицелов»

Помощь синичкам в зимнее время.

1

1

       

       5.

«В поисках волшебной палочки»

Маршрутный лист, волшебная палочка, письмо Зимы.

Движение по маршруту.

Викторина «правила дорожного движения», дидактическая игра «Назови зимующих птиц», «Волшебная палочка», пальчиковая гимнастика.

1

         1

      6.

«Международный день птиц»

Весна, приметы весны, возвращение птиц из дальних стран, прослушивание пения птиц, общение птиц с помощью пения, важная роль птиц в природе, изготовление скворечников.

2

1

          1

      7.

«День Земли»

22апреля -  праздник Земли, Чистой Воды, Земли и Воздуха, экологические катастрофы, экологические  проблемы, история

 праздника. Викторина «Узнай , по описанию», игра «Узнавай - ка», Физминутка  «Да-нет». Роль человека в улучшении экологической обстановки на Земле.

2

1

          1

    8.

«Прошу прощения, природа»

Загрязнение природы, правила поведения в природе, сбор мусора в мешки.

1

          1

Раздел: Безопасность жизнедеятельности.

10

6

          4

      1.

«В гостях у Светофора»

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма,

правила дорожного движения

1

         1

      2.

«Мир животных»

Дикие и домашние животные, опасности при общении с

животными, укусы насекомых, первая помощь.

2

1

         1

      3.

«Я вас не знаю»

Модели поведения в экстремальных ситуациях с незнакомыми людьми.

1

        1

      4.

«Компьютер друг и враг»

Компьютер, устройство, электромагнитное излучение от компьютера, правила работы за компьютером, упражнения для глаз.

1

1

      5.

«Опасный лёд»

Зимняя река, перерыва по льду, правила безопасного поведения на реке зимой, падение в полынью, первая помощь на берегу, провалившемуся под лёд.

1

1

      6

«Царство грибов»

Виды грибов, съедобные и ядовитые грибы, основные правила сбора грибов, почему нельзя уничтожать грибы?  

1

1

      7.

«Опасные насекомые»

Комар, оса, пчела, овод, клещ. Что происходит  при укусе насекомых, что такое аллергия, первая помощь, как уберечься от энцефалита, первая помощь при укусе.

2

1

        1

       8.

«Солнце друг и враг»

Теловой удар, солнечный удар, первая помощь при ожогах и перегревах.

1

1

4 класс

Название разделов,

тем.

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел:    Человек и его здоровье.

     12

           9

        3

1.

Введение.

Здоровье – бесценный дар.

Игра «Собери пословицы о здоровье»

Игра «Выбери правильный ответ»

Викторина «Мы выбираем зож»

1

           1

      2.

«Для чего мы ставим прививки».

Понятие «здоровье», здоровье, как одна из ценностей человеческой жизни, прививка, вакцина, иммунитет, карантин.

1

           1

      3.

«Соблюдай режим труда и быта и будет здоровье крепче  гранита».

 Составляем личный режим дня. Правила: чередовать учёбу – отдых, тихие игры с подвижными, прогулки с играми в компьютером

1

1

4.

«Наш организм».

Для чего человек дышит?

Как мы дышим, зачем, нос, грудное и брюшное дыхание. Лёгкие, кровеносные сосуды, почему человек кашляет, чихает, болезни лёгких. Насморк.

3

2

1

5.

«Гигиена».

Питание, пищевые  продукты, здоровая пища, органы пищеварения, правила питания.

3

2

1

6.

«Здоровый образ жизни».

Составляющие ЗОЖ: питание, режим, двигательная активность, закаливание, личная гигиена, грамотное экологическое поведение, отказ от вредных привычек, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми, неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания.

3

2

1

Раздел: Природа.  Экологическая культура.

11

7

         4

      1.

«Цветущие клумбы»

Красота цветов на пришкольном участке, труд людей, создающих красоту.

Дидактическая игра «Угадай цветок», подвижная игра « Цветы» Что надо делать, чтобы красота цветов сохранялась?

1

1

      2.

«Земля-живая планета»

Солнечная система, уникальность Земли, вид из космоса.

Игра «Марсиане на Земле»

1

1

      3.

« Откуда берутся дождь и снег»

Круговорот воды в  природе, роль растений. Имитационная игра «Дерево», «Море».

1

1

      4.

«Снежная сказка»

Создание снежных фигур.

Конкурс на самое красивое имя для снежной бабы.

2

        2

      5.

«Зелёная ёлочка – живая иголочка»

Ели, лесные, вечно зелёные красавицы, праздник Новогодней Ёлки, история возникновения праздника, стоит ли рубить ёлку ради нескольких дней праздника. словесная игра «Что мы знаем о ели?», дидактическая игра «Найди сходство и отличия» Агитационные листовки «Берегите ели»

1

1

      6.

«Планета Земля в опасности»

Земля из космоса - огромный шар, исследование глобуса, южный и северный полюс, моря, океаны, материки, суша, жители земли, планета в опасности: загрязнение воздуха, морей, почвы - планета гибнет. sos - призыв о помощи

1

1

«Свойства веществ»

 Основные свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ.

Опыты с деревянной палочкой (веточкой), с кусочком мела, с водой, воздухом, опыты по изменению свойств воды и свойств твёрдого вещества.

2

        2

      7.

«Мой родной край».

Заповедные места и памятники природы, Чекрушанская роща.

1

1

      8.

«Панорама добрых дел»

Подведение итогов

Информационный стенд

1

1

Раздел: Безопасность жизнедеятельности.

11

3

        6

      1.

«Мы – пешеходы, мы-пассажиры»

Игра «Водители и пассажиры»

Конкурс «Лучший  пешеход»,

памятка юного пешехода, изготовление дорожных знаков, правила безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте.

2

1

         1

       2.

«Берегись бед, пока их нет»

Замыкание, пожар, потоп, утечка газа. Служба МЧС

Дидактическая игра «Да» и «Нет»

Ситуации «Не всякий встречный –друг сердечный»

Словесная игра «Мои нельзя»

Познавательная игра «Вопрос-ответ»

Правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях

2

1

      1

       3.

«Терроризм»

Террористический акт, меры предосторожности, если оказались заложником.

Телефонное хулиганство.

1

        1

       4.

«Травмы»

Травма, виды травматизма.

Ушиб, вывих, растяжение. Меры предупреждения травмы.

1

         1

       5.

«Моё, чужое, общее»

Понятие «моё», «чужое», «общее»

Обсуждение ситуации

1

1

       6.

«Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке»

Влияние загрязненной окружающей среды на биологические процессы, происходящие в организме человека, продукты питания, которые расширяют  защитные возможности организма, правила поведения способствующие сохранению окружающей природной среды, меры безопасности в местах неблагоприятной экологической обстановки.  

2

1

        1

       7.

«Опасная река»

Плавание на глубине и далеко от берега, если подхватило течение, если упали в воду. По мощь самому себе, помощь утопающему, меры предосторожности при спасении утопающего.

1

1

      8.

«Я знаю, я умею»

Итоговое занятие

1

        1


Информационные ресурсы

  1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // "Дошкольное воспитание" №6, 2000
  2. Алферова В.П. (ред.) Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991
  3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993
  4. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990
  5. Богина Т.Л., Терехова И.Т. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1995
  6. Богина Т.Л. Здоровье - прежде всего. // "Дошкольное воспитание", 2004, №4
  7. Богина Т.Л. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание №6, 1999
  8. Богуславская, Н.Е. Весёлый этикет/Н.Е. Богуславская.- Екатеринбург.: АРД ЛТД, 1997.-192 с.
  9. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников/Г.В. Буковская.-М.: Владос, 2002.- 192 с.
  10.  Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание №1, 2001
  11. Данилова, Е.А. Четыре времени года/ Е.А. Данилова.- М.: Просвещение, 1970.-186 с.
  12. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание №12, 2001
  13. Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания. // Начальная школа, №7, 2000
  14. Ермолаев С.Д. Готовимся к аттестации.- СП, Детство-пресс,2000
  15. Змановский Ю.Ф. Биоритмы - основа режима. // Дошкольное воспитание №2, 1994
  16. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М, Знание.1991
  17. Змановский Ю.Ф. Воспитание детей здоровыми. - М, Просвещение, 1995
  18. Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье. - М, 1993
  19. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. // Дошкольное воспитание №6, 1995
  20. Ивакин Т.И. Моя  первая книга о науке. Т.И. Ивакин.- Смоленск.: АО «Издательство  «Высшая школа», 2020, перевод 2019.
  21. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М, Просвещение, 2002
  22. Иванова, В.В. Для чего человек дышит?/В.В. Иванова.-М.:АСТ, 2019.-44 с.
  23. Каралашвили Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание №6, 2002
  24. Карлина, Р. П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении/Р. П. Карлина.-Волгоград.: Учитель, 2013.-311 с.
  25. Клюшник, Л.В. Тело человека/Л.В. Клюшник.-М.:Росмэн, 2018.-48 с.
  26. Коган, М.С. Правила дорожные знать каждому положено/ М.С. Коган.-Новосибирск.: Сибирское университетское издательство, 2007.- 254 с.
  27. Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. - М, Просвещение, 1991
  28. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.- М, Линка-пресс, 2000
  29. Кудрявцев В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками. // Начальная школа, №7, 2000
  30. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников. // Дошкольное воспитание, №11, 2002
  31. Курбенко, И. В. Прогулки и экскурсии в режиме группы продленного дня/И.В.Курбенко.-Волгоград.:Учитель, 2011.-167 с.
  32. Кутявина А. Будь здоров!: энциклоедия для малышей в сказках/Анна Кутявина.-Ростов н/Д:Феникс, 2020.-93с.:ил.
  33. Ладодо К. Дружинина Л.- Организация питания в детских дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание, №1, 2000
  34. Лободина, Н.В. Здоровьесберегающая деятельность/Н.В. Лободина.- Волгоград.: Учитель, 2013.- 205 с.
  35. Лисицин Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни. Сб. научных трудов. М, 1991
  36. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках.- М, Просвещение, 1996
  37. Матвеева, А.Ф. Справочник воспитателя/классного руководителя/А.Ф. Матвеева.-Волгоград.: Издательство «Учитель», 2012.-137 с.
  38. Маханева М. Воспитание здорового ребенка. // Дошкольное воспитание №6, 2002
  39. Маштакова, Е.Е. Организация и содержание работы классного руководителя младших школьников с легкой степенью умственной отсталости/ Е.Е. Маштакова.-Омск.: БОУДПО «ИРООО», 2015.- 64 с.
  40. Мильман, И.И. Гигиеническое воспитание и обучение в начальной школе/ И.И. Мильман.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956.-212 с.
  41. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С.Н. Николаева.-М.: Просвещение, 2002.-135 с.
  42. Норенко, И.Г. Экологическое воспитание в школе/ И.Г.Норенко.- Волгоград.: Учитель, 2007.- 139 с.
  43. Панова, Н. Октябрята/Панова Н.-М.: ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1961.- 203 с.
  44. Пукинская М., Рунова М. Активный отдых дошкольников. // Дошкольное воспитание, №12, 2001
  45. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре.// Дошкольное воспитание, №11, 2002
  46. Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности. // Дошкольное воспитание, №6, 2000
  47. Рунова М. Характеристика модели оптимального двигательного режима. // Дошкольное воспитание, №11, 1999
  48. Рунова М. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности. // Дошкольное воспитание, №6, 1998
  49. Руднянская, Е.И. Экскурсии в природу по Югу России/Е.И.Руднянская.- Волгоград.:Учитель, 2003.-127 с.
  50. Ситников, В. П. Основы безопасности жизнедеятельности/В. П.  Ситников.-М.: Ключ-С, 1997.-445 с.
  51. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. - М, Мозаика-Синтез, 2005
  52. Тукачёва, С.И. Адаптационные занятия с первоклассниками/С.И.Тукачёва.-Волгоград.: Учитель, 2006.- 75 с.
  53. Фарндон, Джон. Твоё невероятное сердце/ Джон Фарндон.-М.:Аванта, 2020.- 45 с.
  54. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме/Е.Д. Худенко.-М.:Аркти, 2008.-312 с.
  55. Шишкина В.А. Движение + движения. - М, Просвещение, 1995
  56. Яковлева Л. Работаем по программе "Старт". // Дошкольное воспитание №1-12, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...

Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 - 9 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для учащихся 5-9  классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа по математике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая прграмма по математике предназначена для учащихся 1 класса (1 вариант) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель программы: социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопа...