Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, безопасное поведение.
Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу и беречь здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnova_zhizni.docx | 83.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Тарская адаптивная школа – интернат»
Программа
по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Основы жизни» для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Составитель: Белявская И.В.
воспитатель
г. Тара 2020г
Пояснительная записка
Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Основы жизни» предназначена для учащихся первых-четвертых классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат»;
- Учебный план КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» на 2020-2024 учебный год.
Программа «Основы жизни» предполагает формирование у обучающихся с умственной отсталостью, представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, безопасное поведение.
Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу и беречь здоровье.
Цель реализации программы: формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Задачи реализации программы:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- развитие готовности самостоятельно поддержать своё здоровье на использования навыков личной гигиены;
- становление умений противостоять вовлечению в табакокурение, употреблению алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
Принципы программы, на которых строится формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:
- принцип наглядности, особо значимый для учащихся 1-4 классов.
Этот принцип предполагает использование аудиоматериалов, использование в качестве визуальных средств обучения натуральной наглядности, картинок и фотографий, макетов, муляжей, кино и видеофильмов, учебных таблиц. Всё это позволяет наглядно и глубоко раскрыть изучаемые темы.
- принцип систематичности и последовательности, реализуется через постепенное овладение практическими знаниями и умениями в области экологической культуры, здоровья и безопасной жизнедеятельности, предполагает: опору на ранее изученный материал, умение обобщать и систематизировать основные представления и научные понятия, делать самостоятельные выводы. Программный материал распределяется на занятиях таким образом, что обеспечивается последовательное усложнение его от занятия к занятию, осуществляется связь последующего материала с предыдущим. Занятия проводятся раз в неделю.
- принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей. При организации занятий следует учитывать «зону ближайшего развития» каждого ребенка.
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода построенный на учете индивидуально-личностных особенностей детей играет особую важность в управлении ходом развития умственных и физических возможностей обучающихся. Предусматривает поддержку всех обучающихся с использованием разного по трудоёмкости и объёму предметного содержания, а соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым ребенком. Это открывает широкие возможности для вариативности образования.
Данный принцип реализуется через подбор дополнительных заданий хорошо успевающим ученикам, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению, найти наиболее целесообразный подход к ним.
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Дифференциация проводится по степени самостоятельности детей при выполнении заданий. Данный подход необходим на всех этапах обучения.
Общая характеристика курса
Проблема повышения уровня безопасности и здоровья человека в настоящее время актуальна. Состояние здоровья зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды. Решение этой проблемы возможно только через образование.
Большинство детей поступают в нашу школу из неблагополучных семей. Такие дети имеют различные заболевания: нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты зрения, сколиоз и др. Они не получают полноценного питания, навыков культуры поведения, элементарных понятий о здоровом образе жизни.
Просветительская, воспитательная работа с обучающимися 1-4 классов с умственной отсталостью в школе-интернате, направленна на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включает: беседы, консультации по проблемам экологического просвещения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек; общение с природой, проведение конкурсов, праздников, экологических троп и других активных мероприятий, направленных на экологическое просвещение, пропаганду здорового образа жизни. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что пробуждает их к творческому отношению при выполнении заданий. Осуществляется практический, деятельностный подход. Задача воспитателя – помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс. Занятия должны содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка: опыты и исследования, решение ситуативных задач, выполнение творческих проектов, ролевые игры, физминутки и минуты релаксации, рефлексия. На каждом занятии необходимо использовать приёмы как внешней, так и внутренней мотивации. В содержание занятий включаются проблемные вопросы, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся. Ролевые игры создают эмоциональный настрой, будят эстетические чувства и интересы детей, повышают личностную значимость учения для детей. Каждое занятие направлено на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.
Реализация программы позволит формировать у обучающихся основные понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, что является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.
Программа курса «Основы жизни» разработана для воспитательских занятий по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у младших школьников.
Программа предусматривает работу по разделам: «Природа. Экологическая культура», «Человек и его здоровье», «Безопасность жизнедеятельности».
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. Хорошо наполнять занятия сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Можно вести игру в вопросы и ответы, можно дать задание в виде неожиданного сюрприза. Использование изобразительной и театрализованной деятельности в процессе занятий повышает результативность обучения детей.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия учебных картин, таблиц, слайдов, макетов, муляжей дети выполняют задание, результатом, которого становится исследовательская деятельность, практическая работа, выводы.
Задания должны быть адаптированы к возрасту обучающимся и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.
Описание места данного курса в учебном плане
Работа по данной программе проводится в рамках воспитательной деятельности в форме специально организованных групповых занятий.
Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятий 30-35 минут, общее количество занятий в год - 33.
Форма организации учебного процесса
Основными формами организации работы с детьми являются: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Эти формы работы в младшем школьном возрасте у детей с легкой степенью умственной отсталости создают наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка.
\
Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы практико-ориентированные умения и навыки, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных компетенций:
элементарные природосберегающие умения и навыки: умения оценить правильность поведения людей в природе; бережное отношение к природе, растениям и животным;
элементарные здоровьесберегающие умения и навыки: навыки личной гигиены; активного образа жизни;
умения организовывать здоровьесберегающюю деятельность: режим дня, утренняя гимнастика, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.;
умение оценивать правильность собственного поведения и поведения окружающих с позиций здорового образа жизни;
умение соблюдать правила здорового питания: навыков гигиены, приготовления, хранения и культуры приёма пищи;
навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками; адекватного поведения при посещении лечебного учреждения, а также при возникновении признаков заболеваний у себя и окружающих; умения общего ухода за больными;
навыки и умения безопасного образа жизни;
навыки адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице;
умение оценивать правильность поведения в быту: соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством; безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов;
навыки соблюдения правил дорожного движения и поведения на улице, пожарной безопасности;
навыки позитивного общения; соблюдение правил взаимоотношений с незнакомыми людьми; правил безопасного поведения в общественном транспорте;
навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях:
умения действовать в неблагоприятных погодных условиях (соблюдение правил поведения при грозе, в лесу, на водоёмах и т.п.)
умения действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания (порядок и правила вызова скорой помощи, полиции, пожарной охраны)
умения оказывать первую медицинскую помощь (при травмах, ушибах, порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами)
Личностные результаты:
- ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
- потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- негативное отношение к факторам риска здоровью(сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости её охраны;
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления об окружающем мире;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках;
- готовность противостоять вовлечению в табакокурение, уотребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегающего, безопасного поведения( в отношении к природе и людям)
- готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение и др.)
- овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Формы и виды контроля
Входной контроль проводится в начале обучения, определяет уровень знаний ребенка (беседа, наблюдение педагога, тестирование).
Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр проектов, анализ выполненных работ.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов.
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (тестовые задания, анкетирование).
Содержание данного курса
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, формирование у них практико-ориентированных умений и навыков, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных компетенций:
1. Формирование экологической культуры
Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.
Формирование первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;
Развитие интереса к прогулкам, подвижным играм, участию в спортивных играх;
Формирование опыта жизнедеятельности обучающихся в их взаимодействии с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, развитию эмоционально-нравственного отношения к природе;
Получение первоначального опыта участия природоохранной деятельности (в школе, и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка территории от мусора, подкормка птиц, экскурсии в лес и т.д.); участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов.
3.Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
Формирование представления о рациональной организации режима дня, отдыха, двигательной активности;
Пробуждение в обучающихся желание заботиться о своём здоровье (самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены);
Формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, полезных продуктах;
Формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека;
Учить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
4. Формирование безопасного образа жизни
Безопасность жизнедеятельности – это такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способны нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.
Формирование представления о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
Формирование потребности обучающегося обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддержать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Материально-техническое оснащение.
Для проведения занятий необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:
- помещение для занятий;
- спортивный зал;
- спортивная площадка;
Техническое оснащение:
- компьютер
- проектор
Учебное оснащение:
- стенды «Познаю себя»;
- таблицы «Человек и его здоровье»;
- плакаты «Факторы, разрушающие здоровья человека»;
- иллюстрации;
- учебные карточки;
- презентации;
- видеозаписи;
- аудиозаписи;
Художественная литература для чтения детям по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни:
- Барто А. Девочка чумазая.
- Барто А. Я расту, Мы с Тамарой санитары.
- Маршак С. О мальчиках и девочках,
- Михалков С. Прививка, Тридцать шесть и пять, Не спать, Грипп
- Мошковская Э. Нос, умойся // Дождик вышел погулять.
- Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей: Роман-сказка ( отрывки ).
- Стременьова И. Я – человек, ты – человек
- Толстой Л. Старый дед и внучек: Басня
- Чуковский К. Мойдодыр
О физкультуре и спорте:
- Александрова З. В зимнем бассейне, Лыжная прогулка
- Барто А. Зарядка
- Барто А. Мячик, Купание, Верёвочка
- Берестов В. Как я плавать научился
- Берестов В. Ходули, Мяч
- Заходер Б. Гимнастика для головастика
- Михалков С. Весёлый турист
- Слоников А. Я футболист
- Суслов В. Про Юру и физкультуру
О личной гигиене:
- Аким Я. Мыло
- Благинина Е. Банька
- Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя первая книжка о превращениях в природе.
- Коростылёв В. Королева Зубная щётка..
- Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?
О режиме дня:
- Барто А. На прогулку
- Дриз О. Тихий час
- Маршак С. Не опоздай!
- Маршак С. Рано в кровать!
- Мошковская Э. Песенка моих часов
О витаминах:
- Галиев Ш. Витаминные буквы, Находка с загадкой
- Кончаловская Н. Про овощи
- Михалков С. Про девочку, которая плохо кушала
- Тувим Ю. Овощи
О здоровье, болезнях, врачах:
- Барто А. Володя болен
- Берестов В. Доктор Лебедев
- Коростелёв Н. 50 уроков здоровья
- Михалков С. Грипп
- Мошковская Э. Мы заболели, Даже болеть надо уметь, Засыпает больница
- Маршак С. Ледяной остров
- Мошковская Э. Пускай они скучают
Художественная литература для чтения детям по формированию безопасного образа жизни:
Пожарная безопасность
А. Гайдар. Дым в лесу
Б. Житков. Дым
С. Михалков. Дядя Степа
К. Паустовский. Заячьи лапы
Л. Толстой. Пожар
С. Маршак. Кошкин дом
С. Маршак. О кострах, ребятах и козлах рогатых
Б. Житков. Пожар в море
В. Драгунский. Пожар во флигеле, или подвиг во льдах...
Е. Пермяк. Как Огонь Воду замуж взял
Л. Толстой. Пожарные собаки
К. Чуковский. Путаница
С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое
С. Маршак. Сказка про спички
Безопасное поведение в природе
• «Хитрые ласки» (Г. Шалаева).
• «Что нельзя купить?» (В. Орлова).
• «Наша планета» (Я.Аким).
• Сказка «На лесной тропинке» (Т.Шорыгина).
• «Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина).
• «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г.Шалаева)
• «Наказание за незнание» (М. Фисенко).
• «Ландыш» (Е.Серова)
• «Осколок стекла» (Т. Шорыгина).
• «Пожар в лесу» (М. Фисенко)
• Волшебные вороны» (Т. Шорыгина).
• «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова).
• «Зима» (М. Фисенко)
• «Гроза» (А. Барто).
• «Гроза» (В. Лифшиц).
• Сказка «Добрая Ивушка»(Т. Шорыгина).
• «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»( Д. Орлова).
• «Не купайся в запрещенных местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
• «Не прыгай в воду в незнакомых местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
• «Как Владик с Катей ходили купаться» (М. Фисенко)
Правила дорожного движения
• Головко «Дорожные знаки»;
• Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
• Кожевников В. «Светофор»;
• Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
• Маршак С. «Светофор»;
• Мигунова Н.А. «Светофор»;
• Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
• Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,
• Пляцковский И. «Светофор»;
• Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
• Северный А. «Светофор»;
• Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
• Бедарев О. «Если бы …»;
• Берестов В. «Про машины»;
• Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
• Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
• Дорохов А, «Пассажир»;
• Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
• Носов Н. «Автомобиль»;
• Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
• Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
• Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
• Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
• Гангов А. «Кто храбрей?»;
• Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
• Кончаловская Н. «Самокат»;
• Лешкевич И. «Гололёд»;
• Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
• Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
• Шорыгина Т. «Волшебный мяч»;
• Яковлев С. «Читает книжку глупый слон…».
• В.Ардов «Огнехвостик»
• О.Бедарев «Если бы»
• Я.Пишумов «Посмотрите, постовой»
Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк», «Волшебный мяч»
Художественная литература для чтения детям по формированию экологической культуры:
В. Бианки «Рыбий дом»;
В. Бианки «Наши птицы»;
Г. Ганейзер «На лугу»;
Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;
Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»;
М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»;
Н. Осипов «В воде и у воды»;
Н. Павлова «Бабочки»;
Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;
М. М. Пришвин «Золотой луг»;
Е. Серова «Наши цветы»;
Н. Сладков «Грачи прилетели»;
Н. Сладков «От зари до зорьки»;
Н. Сладков «Пестрые крылья»;
Н. Сладков «Солнцеворот»
Г. Скребицкий «Четыре художника»;
К. Д. Ушинский «Четыре желания»;
Г. Снегирев «Кто сажает лес»;
Учебно-тематический план и содержание занятий
по программе «Основы жизни» (1-4 класс)
1класс
№ | Название разделов, тем. | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел: Человек и его здоровье. | 12 | 9 | 3 | |
1. | «Введение. Я ученик» Школа, ученик, учитель, воспитатель, директор, портфель, школьные принадлежности, форма. Нормы и правила безопасного поведения в школе. | 1 | 1 | |
2. | «Здоровым быть-счастливым жить». Понятие «здоровье», здоровье, как одна из ценностей человеческой жизни. Что разрушает здоровье? Как сберечь здоровье? | 1 | 1 | |
3. | «Делу время - потехе час». Режим дня, зачем школьникам режим, идеальный распорядок дня. | 1 | 1 | |
4. | «Наш организм». Тело человека - чтобы умело заботиться об укреплении своего здоровья, надо знать, как устроено и живёт тело: голова, туловище, скелет, суставы, мышцы. Приёмы правильной посадки и правильной осанки, упражнения для суставов, укрепления мышц. | 3 | 2 | 1 |
5. | «Гигиена». Правила ухода за телом: умывание, показ приёмов умывания. Мытьё рук, уход за ногтями. О мытье тела и уходе за волосами. О необходимости ухода за полостью рта, чистка зубов. Содержание в чистоте одежды и обуви. | 3 | 2 | 1 |
6. | «Здоровый образ жизни». Сон, приготовление ко сну, продолжительность сна, дневной сон, правила здорового сна. Чистая постель, уход за постелью. О пользе утренней зарядки, разучивание комплекса зарядки. Закаливание. Игры и развлечения на воздухе. | 3 | 2 | 1 |
Раздел: Природа. Экологическая культура. | 10 | 7 | 3 | |
1. | «Здравствуй, школа» Школа, школьный двор, спортивная площадка, насекомые, птицы, правила поведения в школе. | 1 | 1 | |
2. | «Природа» Живая и неживая природа, признаки, отличия, классификация, жизненный цикл. | 1 | 1 | |
3. | «Осенняя палитра» Осенние изменения в природе, жизнь и деятельность человека осенью, одеваемся по погоде. | 1 | 1 | |
4. | «Здравствуй, зимушка-зима» Зимние изменения в природе, жизнь и деятельность человека зимой. Как не заболеть зимой? | 1 | 1 | |
5. | «Зимующие птицы» Знакомство с зимующими птицами, трудности в зимний период с питанием, изготовление кормушки для птиц. | 2 | 1 | 1 |
6. | «Сказочные цветы» Декоративные растения, правила выращивания рассады, посев семян. | 2 | 1 | 1 |
7. | Почему мы болеем. Окружающая среда. Грязный воздух. Воздух на улице и дома. Как сделать воздух чище? Все растения очень ценны, их нужно беречь! | 1 | 1 | |
8. | Проект «цветочная клумба» | 1 | 1 | |
Раздел: Безопасность жизнедеятельности. | 11 | 8 | 3 | |
1. | «Правила дорожные - правила надёжные» Правила дорожного движения. Игра со светофором | 2 | 1 | 1 |
2. | «Берегите лес» Лес-общий дом для растений и животных, которые в нём находят пищу, места для гнёзд, нор. Лесной пожар, причины пожара. | 1 | 1 | |
3. | «Мама, папа, я – дружная семья» Отношения с родителями, обязанности членов семьи, права ребенка в семье. Здоровая семья-основа здорового образа жизни. | 1 | 1 | |
4. | «Братец Мороз-красный нос» Обморожение, оказание первой помощи, | 1 | 1 | |
5. | «Нет дыма без огня» Пожар в квартире, причины, правила безопасного поведения при пожаре в квартире, практическая отработка алгоритма действий при вызове экстренных служб, порядок вызова пожарной, аварийной, газовой службы, полиции и скорой, обыгрывание ситуаций. | 3 | 1 | 2 |
«Гололёдные явления» Природное явление - гололёд! Причины ДТП, дидактическая игра «Хорошо, плохо.- зима, лёд», игра «Сосулька». Что делать, чтобы сосульки не упали с крыши, правила, чтобы избежать травм по вине сосулек и схода снега с крыш. | 1 | 1 | ||
6. | «Безопасный отдых на водоёмах» | 1 | 1 | |
7. | «Если вы заблудились» Обстоятельства, когда можно заблудиться и действия, которые должны предпринять заблудившиеся. Главное-не отчаиваться. | 1 | 1 |
2 класс
№ | Название разделов, тем. | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел: Человек и его здоровье. | 12 | 8 | 4 | |
1. | Введение. Я ученик. Мои права и обязанности. | 1 | 1 | |
2. | «Здоровью – цены нет!». Понятие «здоровье», здоровье, как одна из ценностей человеческой жизни. Составляющие здоровья | 1 | 1 | |
3. | «Верный помощник здоровья». Режим дня, зачем школьникам режим, идеальный распорядок дня. | 1 | 1 | |
4. | «Наш организм». Зачем нужно знать свой организм? Внутренние органы. Лёгкие, сердце, желудок и кишечник, почки. | 3 | 2 | 1 |
5. | «Гигиена». Понятие «гигиена», «Личная гигиена», предметы, средства, приспособления, которые помогают выполнять правила личной гигиены. | 3 | 1 | 2 |
6. | «Здоровый образ жизни». Здоровое питание: пища, это энергия. Вредная и полезная еда. Как следует правильно питаться? Распорядок приёма пищи. Меню. | 3 | 2 | 1 |
Раздел: Природа. Экологическая культура. | 11 | 7 | 4 | |
1. | «Природа-наш общий дом» Человек – часть природы, взаимосвязь человека и природы | 1 | 1 | |
2. | «Я природе - друг» Растения нашего двора. Правила поведения в природе, экологические знаки, игра «Узнай, чей листик», «Найди дерево» | 2 | 1 | 1 |
3. | «Золотая осень» Признаки осени, краски осени, Птицы, насекомые, как готовятся к зиме, игра «Обрати внимание», «Заячий пирог», «Детки на ветки», «Вершки и корешки» | 1 | 1 | |
4. | «В защиту родной природы» Памятники природы нашего края, экологические проблемы города и района, что может сделать каждый из нас. | 1 | 1 | |
5. | «В гости к Зиме» Зимние изменения в природе. Красота зимнего времени года. Жизнь и деятельность человека зимой. Охрана здоровья зимой. | 1 | 1 | |
6. | «Иней» Что такое иней? Изморозь, как образуется изморозь? Как образуется иней? Какая погода способствует образованию инея? Какие чувства, эмоции, вызывают у нас деревья, покрытые инеем? Подвижная игра «Кто быстрее?» | 1 | 1 | |
7. | «Гуляй да присматривайся!» Приметы весны Народные приметы, народные пословицы, поговорки, загадки. Весенние опыты: где быстрее тает снег? когда появляются листочки? когда бывает капель? Где больше сосулек? Весенние занятия. | 1 | 1 | |
8. | «Будь природе другом!» Ценность природы, правила поведения в природе в весенний период Красная книга, растения и животные, исчезающие с нашей планеты, причины. Что надо делать, чтобы уберечь их от вымирания. Правила друзей природы. | 1 | 1 | |
9. | «Мой двор-моя забота» Озеленение участка, уборка территории. | 2 | 2 | |
Раздел: Безопасность жизнедеятельности. | 10 | 6 | 4 | |
1. | «Безопасность на дорогах» Правила дорожного движения. | 1 | 1 | 1 |
2. | «Чтобы огонь не причинил вреда» Причины возникновения пожара, последствия пожара, номер пожарной службы, схема разговора, соблюдение правил безопасного обращения с огнём, бережное отношение к своему здоровью. Тест «Безопасность в доме» Эвакуация | 2 | 1 | 1 |
3. | «Отношения между людьми» Добро и зло, насмешки и обзывания. Правила общения в общественных местах, корректный отказ от общения с незнакомыми людьми. | 2 | 1 | 1 |
4. | «Осторожно, грипп» Эпидемия гриппа, способы профилактики. | 1 | 1 | |
5. | « Зимняя стужа» Обморожение, причины, степень обморожения, оказание первой помощи, что приводит к обморожению, профилактика обморожения. | 2 | 1 | 1 |
6. | «Вредные привычки» Понятие «привычка», привычки «полезные», «вредные», влияние привычек на здоровье человека. | 1 | 1 | |
7. | «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке» Экономное расходование электроэнергии, воды, газа, избегание мест, где концентрация вредных веществ, превышает нормы, | 1 | 1 |
3класс
№ | Название разделов, тем. | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел: Человек и его здоровье. | 13 | 8 | 5 | |
1. | Введение. Здоровье-счастье! Здоровье нужно всем. Что нужно делать, чтобы быть здоровым, составляющие здоровья. | 1 | 1 | |
2. | «Потерянную вещь можно найти, потерянное здоровье - никогда» Понятие «здоровье», здоровье, как одна из ценностей человеческой жизни. Инфекционные заболевания, способы заражения, профилактика. | 1 | 1 | |
3. | «Порядок время бережет». Распорядок дня: во-время вставать, учиться, есть, играть, ложиться спать. Соблюдать режим должен каждый, тогда хватит время на ученье и развлеченья. Главное правило: каждому занятию - своё время! | 2 | 1 | 1 |
4. | «Наш организм». Органы чувств: Зрение, как уберечь глаза от заболеваний и повреждений, правила, как сохранить зрение. Слух, ценность слуха, уход за ушами, памятка «Берегите уши». Вкус, язык-орган вкуса, строение, уход. Обоняние, способность чувствовать запахи, правила, которые помогут сохранить обоняние. Осязание, кожа-орган осязания, строение, функции, цвет, правила ухода за кожей. | 3 | 2 | 1 |
5. | «Чисто жить-здоровым быть» Гигиена жилого помещения, пыль – опасность для здоровья, важность влажной уборки, проветривание, дидактическая игра «Лишние предметы», правила чистоты. | 2 | 1 | 1 |
6. | «Здоровый образ жизни». Вредные привычки. Что мы относим к вредным привычкам? Какие существуют полезные привычки. Спорт и активные игры. | 3 | 1 | 2 |
7. | «Кладовая здоровья» Витамины, витаминная еда. Игра «Правильно, правильно, совершенно верно» Игра с мячом «Полезный сок» | 1 | 1 | |
Раздел: Природа. Экологическая культура. | 11 | 6 | 5 | |
1. | Осенний лес. Природные явления: листопад. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников | 1 | 1 | |
2. | «Этажи леса» Растения и животные леса, различие между травянистыми, кустарниками и деревьями. Лес – дом для животных и растений, которые обитают, которые обитают каждые на своём этаже. В лиственном лесу пять «этажей» Игры «Каждому – своя шапочка», «Путаница», «Угадай, от какого растения семя» | 1 | 1 | |
3. | «Туристический поход». Кто такие туристы? Туристическая форма одежды, занятия туристов, правила, которые соблюдают туристы. Упражнение на расслабление, подвижная игра «Заготовим дрова для костра», «Принеси воды с родника», дыхательные упражнения. | 2 | 1 | 1 |
4. | «Синичкин день» 12ноября, почему у птички такое имя? почему синица заслужила уважение у человека. Подвижная игра «Птицелов» Помощь синичкам в зимнее время. | 1 | 1 |
|
5. | «В поисках волшебной палочки» Маршрутный лист, волшебная палочка, письмо Зимы. Движение по маршруту. Викторина «правила дорожного движения», дидактическая игра «Назови зимующих птиц», «Волшебная палочка», пальчиковая гимнастика. | 1 | 1 | |
6. | «Международный день птиц» Весна, приметы весны, возвращение птиц из дальних стран, прослушивание пения птиц, общение птиц с помощью пения, важная роль птиц в природе, изготовление скворечников. | 2 | 1 | 1 |
7. | «День Земли» 22апреля - праздник Земли, Чистой Воды, Земли и Воздуха, экологические катастрофы, экологические проблемы, история праздника. Викторина «Узнай , по описанию», игра «Узнавай - ка», Физминутка «Да-нет». Роль человека в улучшении экологической обстановки на Земле. | 2 | 1 | 1 |
8. | «Прошу прощения, природа» Загрязнение природы, правила поведения в природе, сбор мусора в мешки. | 1 | 1 | |
Раздел: Безопасность жизнедеятельности. | 10 | 6 | 4 | |
1. | «В гостях у Светофора» Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма, правила дорожного движения | 1 | 1 | |
2. | «Мир животных» Дикие и домашние животные, опасности при общении с животными, укусы насекомых, первая помощь. | 2 | 1 | 1 |
3. | «Я вас не знаю» Модели поведения в экстремальных ситуациях с незнакомыми людьми. | 1 | 1 | |
4. | «Компьютер друг и враг» Компьютер, устройство, электромагнитное излучение от компьютера, правила работы за компьютером, упражнения для глаз. | 1 | 1 | |
5. | «Опасный лёд» Зимняя река, перерыва по льду, правила безопасного поведения на реке зимой, падение в полынью, первая помощь на берегу, провалившемуся под лёд. | 1 | 1 | |
6 | «Царство грибов» Виды грибов, съедобные и ядовитые грибы, основные правила сбора грибов, почему нельзя уничтожать грибы? | 1 | 1 | |
7. | «Опасные насекомые» Комар, оса, пчела, овод, клещ. Что происходит при укусе насекомых, что такое аллергия, первая помощь, как уберечься от энцефалита, первая помощь при укусе. | 2 | 1 | 1 |
8. | «Солнце друг и враг» Теловой удар, солнечный удар, первая помощь при ожогах и перегревах. | 1 | 1 |
4 класс
№ | Название разделов, тем. | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел: Человек и его здоровье. | 12 | 9 | 3 | |
1. | Введение. Здоровье – бесценный дар. Игра «Собери пословицы о здоровье» Игра «Выбери правильный ответ» Викторина «Мы выбираем зож» | 1 | 1 | |
2. | «Для чего мы ставим прививки». Понятие «здоровье», здоровье, как одна из ценностей человеческой жизни, прививка, вакцина, иммунитет, карантин. | 1 | 1 | |
3. | «Соблюдай режим труда и быта и будет здоровье крепче гранита». Составляем личный режим дня. Правила: чередовать учёбу – отдых, тихие игры с подвижными, прогулки с играми в компьютером | 1 | 1 | |
4. | «Наш организм». Для чего человек дышит? Как мы дышим, зачем, нос, грудное и брюшное дыхание. Лёгкие, кровеносные сосуды, почему человек кашляет, чихает, болезни лёгких. Насморк. | 3 | 2 | 1 |
5. | «Гигиена». Питание, пищевые продукты, здоровая пища, органы пищеварения, правила питания. | 3 | 2 | 1 |
6. | «Здоровый образ жизни». Составляющие ЗОЖ: питание, режим, двигательная активность, закаливание, личная гигиена, грамотное экологическое поведение, отказ от вредных привычек, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми, неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания. | 3 | 2 | 1 |
Раздел: Природа. Экологическая культура. | 11 | 7 | 4 | |
1. | «Цветущие клумбы» Красота цветов на пришкольном участке, труд людей, создающих красоту. Дидактическая игра «Угадай цветок», подвижная игра « Цветы» Что надо делать, чтобы красота цветов сохранялась? | 1 | 1 | |
2. | «Земля-живая планета» Солнечная система, уникальность Земли, вид из космоса. Игра «Марсиане на Земле» | 1 | 1 | |
3. | « Откуда берутся дождь и снег» Круговорот воды в природе, роль растений. Имитационная игра «Дерево», «Море». | 1 | 1 | |
4. | «Снежная сказка» Создание снежных фигур. Конкурс на самое красивое имя для снежной бабы. | 2 | 2 | |
5. | «Зелёная ёлочка – живая иголочка» Ели, лесные, вечно зелёные красавицы, праздник Новогодней Ёлки, история возникновения праздника, стоит ли рубить ёлку ради нескольких дней праздника. словесная игра «Что мы знаем о ели?», дидактическая игра «Найди сходство и отличия» Агитационные листовки «Берегите ели» | 1 | 1 | |
6. | «Планета Земля в опасности» Земля из космоса - огромный шар, исследование глобуса, южный и северный полюс, моря, океаны, материки, суша, жители земли, планета в опасности: загрязнение воздуха, морей, почвы - планета гибнет. sos - призыв о помощи | 1 | 1 | |
«Свойства веществ» Основные свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ. Опыты с деревянной палочкой (веточкой), с кусочком мела, с водой, воздухом, опыты по изменению свойств воды и свойств твёрдого вещества. | 2 | 2 | ||
7. | «Мой родной край». Заповедные места и памятники природы, Чекрушанская роща. | 1 | 1 | |
8. | «Панорама добрых дел» Подведение итогов Информационный стенд | 1 | 1 | |
Раздел: Безопасность жизнедеятельности. | 11 | 3 | 6 | |
1. | «Мы – пешеходы, мы-пассажиры» Игра «Водители и пассажиры» Конкурс «Лучший пешеход», памятка юного пешехода, изготовление дорожных знаков, правила безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте. | 2 | 1 | 1 |
2. | «Берегись бед, пока их нет» Замыкание, пожар, потоп, утечка газа. Служба МЧС Дидактическая игра «Да» и «Нет» Ситуации «Не всякий встречный –друг сердечный» Словесная игра «Мои нельзя» Познавательная игра «Вопрос-ответ» Правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях | 2 | 1 | 1 |
3. | «Терроризм» Террористический акт, меры предосторожности, если оказались заложником. Телефонное хулиганство. | 1 | 1 | |
4. | «Травмы» Травма, виды травматизма. Ушиб, вывих, растяжение. Меры предупреждения травмы. | 1 | 1 | |
5. | «Моё, чужое, общее» Понятие «моё», «чужое», «общее» Обсуждение ситуации | 1 | 1 | |
6. | «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке» Влияние загрязненной окружающей среды на биологические процессы, происходящие в организме человека, продукты питания, которые расширяют защитные возможности организма, правила поведения способствующие сохранению окружающей природной среды, меры безопасности в местах неблагоприятной экологической обстановки. | 2 | 1 | 1 |
7. | «Опасная река» Плавание на глубине и далеко от берега, если подхватило течение, если упали в воду. По мощь самому себе, помощь утопающему, меры предосторожности при спасении утопающего. | 1 | 1 | |
8. | «Я знаю, я умею» Итоговое занятие | 1 | 1 |
Информационные ресурсы
- Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // "Дошкольное воспитание" №6, 2000
- Алферова В.П. (ред.) Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993
- Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990
- Богина Т.Л., Терехова И.Т. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1995
- Богина Т.Л. Здоровье - прежде всего. // "Дошкольное воспитание", 2004, №4
- Богина Т.Л. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание №6, 1999
- Богуславская, Н.Е. Весёлый этикет/Н.Е. Богуславская.- Екатеринбург.: АРД ЛТД, 1997.-192 с.
- Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников/Г.В. Буковская.-М.: Владос, 2002.- 192 с.
- Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание №1, 2001
- Данилова, Е.А. Четыре времени года/ Е.А. Данилова.- М.: Просвещение, 1970.-186 с.
- Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание №12, 2001
- Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания. // Начальная школа, №7, 2000
- Ермолаев С.Д. Готовимся к аттестации.- СП, Детство-пресс,2000
- Змановский Ю.Ф. Биоритмы - основа режима. // Дошкольное воспитание №2, 1994
- Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М, Знание.1991
- Змановский Ю.Ф. Воспитание детей здоровыми. - М, Просвещение, 1995
- Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье. - М, 1993
- Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. // Дошкольное воспитание №6, 1995
- Ивакин Т.И. Моя первая книга о науке. Т.И. Ивакин.- Смоленск.: АО «Издательство «Высшая школа», 2020, перевод 2019.
- Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М, Просвещение, 2002
- Иванова, В.В. Для чего человек дышит?/В.В. Иванова.-М.:АСТ, 2019.-44 с.
- Каралашвили Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание №6, 2002
- Карлина, Р. П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении/Р. П. Карлина.-Волгоград.: Учитель, 2013.-311 с.
- Клюшник, Л.В. Тело человека/Л.В. Клюшник.-М.:Росмэн, 2018.-48 с.
- Коган, М.С. Правила дорожные знать каждому положено/ М.С. Коган.-Новосибирск.: Сибирское университетское издательство, 2007.- 254 с.
- Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. - М, Просвещение, 1991
- Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.- М, Линка-пресс, 2000
- Кудрявцев В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками. // Начальная школа, №7, 2000
- Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников. // Дошкольное воспитание, №11, 2002
- Курбенко, И. В. Прогулки и экскурсии в режиме группы продленного дня/И.В.Курбенко.-Волгоград.:Учитель, 2011.-167 с.
- Кутявина А. Будь здоров!: энциклоедия для малышей в сказках/Анна Кутявина.-Ростов н/Д:Феникс, 2020.-93с.:ил.
- Ладодо К. Дружинина Л.- Организация питания в детских дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание, №1, 2000
- Лободина, Н.В. Здоровьесберегающая деятельность/Н.В. Лободина.- Волгоград.: Учитель, 2013.- 205 с.
- Лисицин Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни. Сб. научных трудов. М, 1991
- Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках.- М, Просвещение, 1996
- Матвеева, А.Ф. Справочник воспитателя/классного руководителя/А.Ф. Матвеева.-Волгоград.: Издательство «Учитель», 2012.-137 с.
- Маханева М. Воспитание здорового ребенка. // Дошкольное воспитание №6, 2002
- Маштакова, Е.Е. Организация и содержание работы классного руководителя младших школьников с легкой степенью умственной отсталости/ Е.Е. Маштакова.-Омск.: БОУДПО «ИРООО», 2015.- 64 с.
- Мильман, И.И. Гигиеническое воспитание и обучение в начальной школе/ И.И. Мильман.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956.-212 с.
- Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С.Н. Николаева.-М.: Просвещение, 2002.-135 с.
- Норенко, И.Г. Экологическое воспитание в школе/ И.Г.Норенко.- Волгоград.: Учитель, 2007.- 139 с.
- Панова, Н. Октябрята/Панова Н.-М.: ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1961.- 203 с.
- Пукинская М., Рунова М. Активный отдых дошкольников. // Дошкольное воспитание, №12, 2001
- Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре.// Дошкольное воспитание, №11, 2002
- Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности. // Дошкольное воспитание, №6, 2000
- Рунова М. Характеристика модели оптимального двигательного режима. // Дошкольное воспитание, №11, 1999
- Рунова М. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности. // Дошкольное воспитание, №6, 1998
- Руднянская, Е.И. Экскурсии в природу по Югу России/Е.И.Руднянская.- Волгоград.:Учитель, 2003.-127 с.
- Ситников, В. П. Основы безопасности жизнедеятельности/В. П. Ситников.-М.: Ключ-С, 1997.-445 с.
- Степаненкова Э. Методика физического воспитания. - М, Мозаика-Синтез, 2005
- Тукачёва, С.И. Адаптационные занятия с первоклассниками/С.И.Тукачёва.-Волгоград.: Учитель, 2006.- 75 с.
- Фарндон, Джон. Твоё невероятное сердце/ Джон Фарндон.-М.:Аванта, 2020.- 45 с.
- Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме/Е.Д. Худенко.-М.:Аркти, 2008.-312 с.
- Шишкина В.А. Движение + движения. - М, Просвещение, 1995
- Яковлева Л. Работаем по программе "Старт". // Дошкольное воспитание №1-12, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...
Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 - 9 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для учащихся 5-9 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...
Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии
Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....
Рабочая программа по математике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая прграмма по математике предназначена для учащихся 1 класса (1 вариант) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Адаптированная образовательная программа по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью)
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни"...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Цель программы: социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопа...