Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учебно-методический материал

Рыбакова Лариса Владимировна

Цель программы: социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\комп\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\31.jpg


Пояснительная записка

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры личности учащегося, на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. Программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью являются:

- Федеральный закон №273 - ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»,

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 10 июля 2015 года N 26;

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

-неблагоприятные социальные (неполные семьи), экономические (малообеспеченные и многодетные семьи) и экологические условия;

-факторы риска (наличие детей с хроническими заболеваниями), имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

-особенности отношения обучающихся к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, не восприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

Структура Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни определена Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и включает:

- цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), описание ценностных ориентиров в ее основе;

- направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;

- модель организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения;

- критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

- методика и инструментарий мониторинга достижений планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Цель, задачи и результаты деятельности.

Цель программы: социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся, сгруппированы по трем направлениям:

В области формирования личностной культуры:

  • сформировать умения противостоять в пределах возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • научить воспитанника составлять, анализировать и контролировать режим дня;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • расширять знания и навыки по экологической культуре.

В области формирования социальной культуры:

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, охранять природу;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • формировать умение безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

В области семейной культуры:

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
  • сформировать представление об основных компонентах экологической культуры и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Учитывая, что одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями обучающихся, в программе предусмотрены мероприятия по привлечению родителей к совместной работе по формированию у детей устойчивого навыка здорового и безопасного образа жизни, к природоохранной деятельности.

Программа формирования экологической культуры разрабатывается на основе системно - деятельностного и культурно-исторического подходов, с учётом этнических, социально-экономических, природно-территориальных и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий, планируемых результатов, а также форм ее реализации, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования и другими общественными организациями.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение требований к личностным результатам освоения АООП начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Важнейшие личностные результаты:

  • ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
  • потребность в занятиях физической культурой и спортом;
  • негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психотропные вещества, инфекционные заболевания);
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;
  • стремление заботиться о своем здоровье;
  • готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям);
  • готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  • готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  • овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

К межпредметным результатам относятся:

  • освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов базовых учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные), позволяющие сохранять здоровье в процессе обучения и других видах деятельности;
  • усвоенные межпредметные понятия, формирующие целостное представление о человеке, его здоровье, культуре здорового и безопасного образа жизни, нормах поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как фактора, способствующего развитию ребенка и достижению планируемых результатов образования.

К предметным результатам относятся:

  • освоенный опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по получению нового знания в области экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также система основополагающих элементов научного знания в сфере здоровья и безопасности, лежащая в основе современной научной картины мира;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире на основе наблюдений в природе, постановки опытов и т.д.;
  • овладение основами грамотного поведения в природе и социуме, правил безопасного образа жизни;
  • использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Программа формирования экологической культуры обеспечивает формирование ценностных ориентиров к здоровью и здоровому образу жизни через урочную и внеурочную деятельность, а также систему внеклассной работы с обучающимися, а именно:

  • приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях, способах укрепления здоровья;
  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простых элементов спортивной подготовки;
  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, соблюдения санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
  • получение навыков личной гигиены, рационального использования природных факторов, экологически грамотного питания;
  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья личности;
  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • понимание значения занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта для укрепления своего здоровья. 

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется по следующим направлениям:

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации с целью реализации необходимых условий для сбережения здоровья обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности при использовании программного материала, формирующего у обучающихся с умственной отсталостью установку на безопасный, здоровый образ жизни, предусматривающего обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья в различных формах (на уроках физкультуры, в кружках, при проведении динамических пауз на уроках, на переменах, при проведении дней здоровья, соревнований, спартакиад и т. п.).

4. Формирование экологической культуры в процессе усвоения элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в ходе экскурсий, прогулок, походов; приобретения первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в Центре и на пришкольном участке, в работе на станции «Юных натуралистов»,  в ходе экологических акций и т.д.); совместной экологической деятельности родителей (законных представителей), обучающихся и педагогов образовательной организации, обеспечивающей расширение опыта общения с природой.

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся направлена на повышение уровня их знаний в форме проведения родительского лектория, привлечения родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является направляемая и организуемая взрослыми практическая работа обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей, способствующая практическому освоению ими знаний, основ здорового образа жизни; развитию потребности взаимодействия с природной средой; пониманию роли в жизнедеятельности человека режима дня, двигательной активности, правильного питания, выполнения правил личной гигиены.

Анализируя возможности учреждения можно выделить следующие услуги и условия, которыми располагает Центр:

Создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Все помещения Центра соответствуют (или приближены)  санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В Центре соблюдаются требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров. Учащиеся начальной школы обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. При оборудовании учебных помещений по возможности максимально соблюдены все требуемые нормы расположения оборудования. Учебные помещения имеют рабочую зону учащихся (размещение учебных столов), рабочую зону учителя, пространство для размещения учебно-наглядных пособий и технических средств обучения (TCО). Учебные помещения Центра оснащены двуместными и одноместными партами.

Для проведения занятий на свежем воздухе, прогулок ГПД имеются 2 оборудованные игровые площадки. Есть кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, ЛФК, сенсорная комната, медицинский кабинет. Санузлы для мальчиков и девочек расположены на 1этажах. Полы туалетных и умывальных комнат выстланы керамической плиткой. Состояние воздушно-теплового режима, освещения в Центре, водоснабжения и канализации, противопожарной системы соответствуют требованиям САН ПиНа.

В Центре (в двух зданиях) работают столовые, позволяющие организовывать качественное горячее питание обучающихся в урочное и внеурочное время. Все учащиеся получают завтраки и обеды (полдники и обеды), воспитанники интернированных групп – завтраки, обеды, полдники и ужин.  Система организации питания в Центре ставит перед собой следующие задачи: обеспечить учащимся полноценное горячее питание; следить за калорийностью и сбалансированностью питания; прививать учащимся навыки здорового образа жизни; формировать культуру питания и навыки самообслуживания. Питание учащихся находится под контролем диет-сестры. Ежедневно проверяется качество приготовленной пищи. Питание в столовой проходит организованно.

В Центре функционирует спортивный зал, имеется необходимое оборудование.

Соблюдается питьевой режим и  режим проветривания.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в Центре поддерживает квалифицированный состав педагогических работников, работников столовой и обслуживающего персонала.

Оздоровительную работу с обучающимися обеспечивают: медицинская сестра (2), педагог-дефектолог (2), педагог-психолог (2), учитель – логопед (2), учитель физической культуры (2), инструктор ЛФК.

В Центре действует расписание, соответствующее Сан ПиН. Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом  гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки.

Использование возможностей УМК в образовательном процессе.

Основная идея УМК (учебно-методического комплекса) - это оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. УМК имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в нем принципов: непрерывного общего развития каждого ребенка, целостности картины мира, учета индивидуальных возможностей и способностей школьников, прочности и наглядности, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. УМК создан на основании системно - деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

УМК формирует установку обучающихся на безопасный, здоровый образ жизни. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания учащимися основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка. Учебники ориентируют педагога на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, психологического, нравственного и духовного здоровья. Каждый из учебных предметов вносит свой вклад в решение этой задачи.

Учебники курса «Русский язык» содержат задания, мотивирующие учащихся на здоровый образ жизни. Ряд заданий акцентируют внимание на физическом здоровье. Они даются на материале пословиц, текстов о спорте, занятиях физической культурой, режиме дня.

Учебники «Чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит не только интеллектуальное познание, но и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос нравственных открытий в жизненный опыт. Возможность выбора заданий для реализации творческих способностей учащихся.

В курсе «Окружающий мир (Развитие устной речи на основе наблюдения предметов и явлений окружающей действительности)» выделяются темы, рассматривающие различные аспекты здоровья человека. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении (например, «Как уберечь себя от беды»). Знакомство с организмом человека и функционированием основных систем органов («Человеческий организм», «Изучаем органы чувств», и др.) позволяет акцентировать внимание учащихся на факторах, создающих угрозу здоровью (солнечные ожоги, курение, шум), вопросах личной гигиены и способах поддержания и укрепления здоровья.

Курс «Математика»: ряд заданий по математике задает образцы здорового образа жизни и дает пример для подражания героям задач, занимающихся спортом и пр.

В курсе «Технология» формируются первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; навыки самообслуживания; первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. На уроках профессионально-трудового обучения особое значение уделяется освоению учащимися правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

В курсе «Социально-бытовая ориентировка» особое внимание уделяется освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приёма пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Вопросы и задания УМК помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины.

Учебно-методический комплект дает возможность пропагандировать здоровый образ жизни и нацеливать учащихся на укрепление собственного физического, психологического, нравственного и духовного здоровья.

Модель организации работы Центра по формированию у  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Модель организации работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся Центра строится на основе экологической культуры.

Экологическая культура - важная составляющая духовной культуры человека, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базируется на системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека с природой.

Экологическая культура соединяет человека и природу и отражает истинно человеческое отношение к природе.

Экологическое образование определяется как распространение экологических знаний о состоянии окружающей среды, охране, рациональном использовании и восстановлении природных ресурсов. Реализация данного направления в урочное и внеурочное время связана с использованием:

  • эколого-ценностного потенциала учебных дисциплин в УМК («Окружающий мир», «Чтение», «Социально-бытовая ориентировка» и др.), в содержании которых представлены разные аспекты экологического образования;
  • разнообразных форм внеклассной и внешкольной деятельности обучающихся:
  • недели Экологии (экологические выставки и конкурсы, экскурсии, поездки,  выпуск плакатов);
  • классные и библиотечные часы, экскурсии в природу, коллективные и индивидуальные проекты обучающихся с участием родителей;
  • участие в экологических акциях.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направленная на повышение эффективности учебного процесса. Снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках) учащихся на всех этапах обучения;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по адаптированным индивидуальным программам.

Создавая условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышение эффективности учебного процесса, предотвращения напряжения и переутомления, в Центре предусмотрен оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых  (для 0 (дополнительного), 1 и 2 классов обучение только в первую смену, пятидневная учебная неделя, дополнительные каникулы).

В Центре строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. В ОУ имеются современные компьютеры с доступом в Интернет, интерактивные доски, несколько кабинетов обеспечены мультимедийным оборудованием, что позволяет на уроке использовать презентации, просмотр видеоматериала.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физического воспитания, в секциях и т. п.);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
  • организацию занятий по лечебной физкультуре;
  • организацию физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней и недель здоровья и спорта, соревнований и т. п.).
  • Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителя физического воспитания, инструктора ЛФК, медицинского работника, а также всех педагогов.

Комплексный план мероприятий, направленных на реализацию программы формирования здорового и безопасного образа жизни

Направление деятельности

Содержание деятельности, мероприятия

Здоровьесберегающая инфраструктура направлена на создание условий для эффективной организации образовательного процесса

  • витаминизация блюд;
  • организация работы горячего питания;
  • наличие спортивного зала, зала ЛФК и спортивных площадок;
  • наличие в штате педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя физкультуры, инструктора ЛФК, медицинских работников.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности

  • установка на здоровый образ жизни, укрепление физического, нравственного и духовного здоровья;
  • наличие в Центре оснащенного компьютерного класса, режим работы в этих классах, режим использования ТСО и компьютерной техники на уроке;
  • проведение психологических тренингов для учителей по вопросам индивидуального подхода к обучающимся;
  • разработка разноуровневых заданий для работы учащихся и т.п.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

  • направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, сохранение и укрепление здоровья детей, и формирование культуры здоровья;
  • игры и соревнования «Весёлые старты»;
  • оздоровительные минутки на уроках;
  • ритмические паузы на переменах;
  • неделя здоровья и спорта;
  • городские спартакиады для детей с ОВЗ;
  • областные спортивные соревнования, спартакиады;
  • «Дни здоровья»;
  • проведение тематических классных часов;
  • тренинг безопасного поведения «Почему вредной привычке ты скажешь «НЕТ»?

Совместная экологическая деятельность родителей (законных представителей), обучающихся и педагогов направлена на расширение опыта общения с природой.

Просветительская работа с родителями направлена на объединение усилий для формирования ЗОЖ у обучающихся:

  • Лекции, семинары, общешкольные родительские собрания, консультации для родителей по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья («Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?», «Как доставить радость маме?», «Агрессивные дети. Причины детской агрессии», «Утомляемость ребенка и как с ней бороться», «Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте» и т.п.).
  • Совместные праздники для детей и родителей по профилактике вредных привычек.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение часов здоровья, экологических акций;
  • факультативные занятия; занятия в кружках;
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий.

Модель организации работы Центра по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни включает в себя:

1. Просветительско-воспитательную работу с обучающимися:

  • внедрение в систему работы Центра дополнительных образовательных программ, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
  • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек, охране природы;
  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, охрану природы.

2. Просветительскую и методическую работу с педагогами, специалистами, направленную на повышение квалификации работников Центра по проблемам охраны и укрепления здоровья обучающихся:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
  • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  • привлечение педагогов, медицинских работников и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

3. Просветительскую работу с родителями (законными представителями):

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
  • приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года (классные руководители составляют социальный паспорт класса);
  • коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
  • проведение родительских собраний, соответствующих лекций, семинаров, круглых столов (тематика по проблемам сохранения здоровья детей с участием работников Центра, с приглашением специалистов по здоровьесохранению;
  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, занятий по профилактике вредных привычек, к проведению экологических акций;
  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.
  • разработка соответствующей страницы школьного сайта.

Модель организации работы Центра по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется путём:

  • физкультурно-спортивной работы (Реализуется через такие формы работы, как уроки, спортивный кружок, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования; предполагает охват учащихся различными видами деятельности через включение их в занятия подвижными играми, баскетболом, волейболом, пионерболом, беговыми упражнениями, прыжками, метанием мяча и т.п.).
  • организации работы по формированию экологически сообразного поведения (Реализуется через урочную и внеурочную деятельность: урок-экскурсия, урок-путешествие, викторины, проведение недели экологии, экологические праздники, прогулки. Виды деятельности: беседы, решение экологических задач, моделирование экологических ситуаций, проектная деятельность).
  • организации работы по формированию здорового и безопасного образа жизни и профилактики вредных привычек (Реализуется в урочное время через проведение физкультминуток, соблюдение режима труда и отдыха, применение здоровьесберегающих технологий, соблюдение санитарно-гигиенический требований и норм. Во внеурочной деятельности: подвижные игры во время перемен, дни здоровья, недели здорового образа жизни, тематические беседы, организация встреч с медицинским работником, беседы с родителями о соблюдении режима дня школьников).
  • профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (Реализуется через встречи с инспекторами дорожного движения, беседы, праздники, конкурс «Мой друг - Светофор», оформление информационных стендов, проведение конкурсов рисунков).

Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся.

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики детского травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках и классных часах в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья.

Критериями эффективности реализации программы является овладение обучающимися умениями:

  • следовать социальным установкам экологически культурного, здоровьесберегающего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям), самостоятельно планировать его;
  • сравнивать свое поведение с образцом, обращаться за помощью к взрослым, принимать ее;
  • оценивать соответствие мотива и результата поведения с позиции экологической культуры, взаимосвязи здоровья человека и здоровья природы.

В программе определены планируемые результаты деятельности участников образовательного процесса по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которые соотнесены с Программой духовно-нравственного развития.

Уровни форсированности экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:

  • Высокий уровень: у обучающихся выражены ответственное отношение к сохранению собственного здоровья и жизни, здоровья и жизни окружающих, постоянный интерес и мотивация к изучению вопросов здорового и безопасного образа жизни. Присутствует динамичная система знаний по вопросам здоровья и безопасности, экологической культуре, взаимосвязанная с системами социальных, психологических и гуманитарных знаний. Сформирован комплекс умений и навыков высокопродуктивной деятельности и самоконтроля в сфере формирования здорового и безопасного образа жизни. Обучающиеся проявляют инициативу и принимают активное участие в здоровьесберегающей деятельности воспитательно-образовательного процесса, способны к продуктивной деятельности по данному направлению.
  • Средний уровеньпозволяет обучающимся выполнять большинство стандартных требований в сфере здоровьесбережения, экологической культуры и безопасности в образовательном процессе. Ценности здорового и безопасного образа жизни сформированы наряду с ценностями другого порядка, ответственное отношение к сохранению собственного здоровья и жизни, здоровья и жизни окружающих проявляется не всегда. Мотивация к деятельности в области здоровьесбережения и безопасности носит чаще прагматический характер. Отмечается преобладание периодического интереса к проблемам здорового и безопасного образа жизни, владение знаниями, умениями и навыками сохранения здоровья и безопасности, среднепродуктивная деятельность по данному направлению.
  • Низкий уровень характеризуется преимущественно начальной степенью развития ее компонентов, преобладанием ситуативного интереса к проблемам здорового образа жизни. Отмечаются фрагментарные, узкоприкладные знания в области здоровья, экологической культуры.  Не развитые: самоорганизация, самоконтроль и самооценка. Обучающиеся этого уровня культуры здоровья могут признавать важность проблемы формирования здорового и безопасного образа жизни, но не проявляют собственной активности в этом процессе.

Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью

Для отслеживания достижения планируемых результатов в части экологической грамотности и формирования элементов экосистемной познавательной модели, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся используется методика и инструментарий, предусмотренный программами по отдельным учебным предметам. Мониторинг будет осуществляться педагогами и классными руководителями в форме педагогического наблюдения, и анкетирования.

Работа по формированию здорового образа жизни начинается с анкетирования обучающихся и их родителей, которое помогает быстро выявить отношение детей к своему здоровью. Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур:

1) анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и учителей, мониторинговое обследование функциональной готовности (уровень физического развития и физической подготовленности) учащихся к условиям образовательной среды и освоению АООП (содержанию).

2) мониторинг гигиенических условий реализации АООП:

- требований к воздушно-тепловому режиму;

-требований к водоснабжению и канализации;

-требований к естественному, искусственному освещению и инсоляции;

-требований к расстановке мебели, организации учебного места и учебным доскам;

-требований к организации учебного процесса;

-требования к учебным и книжным изданиям, компьютерным средствам обучения;

-требования к организации питания;

-требований к организации медицинского обеспечения.

3) педагогические советы, советы школы, методические совещания с социальными партнерами школы, социологические опросы по проблемам необходимости и организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

4) прогнозирование и планирование вариантов дальнейшего совершенствования развития здоровьеформирующего образовательного процесса;

5) распространение накопленного опыта формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Центра;

 6) мониторинг качества формирования у педагогов и родителей культуры здорового и безопасного образа жизни;

7) дополнительное профессиональное образование в области здоровьесбережения (методические семинары, индивидуальные консультации медицинских работников, самообразование).

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в Центре, предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • Улучшение состояния здоровья учащихся и учителей.
  • Создание системы мониторинга состояния здоровья детей, их социального благополучия.
  • Обеспечение систематического учета, контроля и анализа ситуации.
  • Повышение заинтересованности работников Центра в укреплении здоровья обучающихся, воспитанников.
  • Стимулирование повышения внимания обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к вопросам здорового образа жизни.
  • Улучшение социально-психологической, экологической ситуации в Центре.
  • Активизация работы оздоровительной физической культурой, с последующим переводом детей из специальной медицинской группы в подготовительную, а из подготовительной в основную.
  • Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий);
  • Участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
  • Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных кружках и спортивных учреждений города и области, при подготовке и проведении подвижных игр, спортивных соревнований);
  • Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
  • Получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
  • Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, педагогом - психологом, медицинскими работниками, родителями;
  • Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, педагогом- психологом, медицинскими работниками, родителями).
  • Разработка новых физкультурно-образовательных технологий и методики адаптивной физической культуры
  • Составление паспортов здоровья у 100% обучающихся Центра;
  • Улучшение условий для занятия физкультурной подготовкой;
  • Создание Банка данных о динамике здоровья обучающихся;
  • Увеличение доли обучающихся, охваченных кружковой деятельностью.

Центр несет ответственность за выполнение своей Программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни перед родителями учащихся и учредителем. Базовой задачей для педагогического коллектива Центра,  в рамках Программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, становится развитие у обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) экологически ориентированного поведения, через координацию здоровьесберегающего воспитания в условиях общеобразовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

    Современная ситуация в стране требует от граждан проявления активной жизненной позиции, умение жить достойно. Молодежь – это будущие  матери и отцы, которые продолжат р...

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Программа формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни для обучающихся сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей...