Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа (8 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 8,10 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Сроки реализации программы – 1 год.

Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.

1.Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (2 часа)

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

 

        Тематическое планирование.

Название раздела

Кол-во часов

 Доходы и расходы семьи

10

1.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

1

2.

Мастер-класс на тему «Деньги».

1

3.

Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».

1

4.

Творческое задание «Доходы семьи».

1

5.

Работа со статистикой «Расходы семьи».

1

6.

Викторина «Предметы первой необходимости».

1

7.

Викторина «Товары длительного пользования».

1

8.

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».

1

9.

Ролевая игра «Семейный бюджет».

1

10.

Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

1

Риски потери денег и имущества и как

человек может от того защититься

6

11.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».

1

12.

Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».

1

13.

Решение логических задач «Страхование».

1

14.

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

1

15.

Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

1

16.

Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

1

Семья и государство: как они

взаимодействуют

5

17.

Мини-исследование «Налоги».

1

18.

Аналитическая работа «Виды налогов».

1

19.

Познавательная беседа «Социальные пособия».

1

20.

Решение экономических задач «Социальные выплаты».

1

21.

Проект «Государство – это мы».

1

Финансовый бизнес: чем он может помочь

семье

12

22.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».

1

23.

Творческое задание «Банковские услуги».

1

24.

Практическая работа «Вклады (депозиты)».

1

25.

Деловая игра «Кредит. Залог».

1

26.

Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».

1

27.

Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».

1

28.

Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».

1

29.

Разработка бизнес-плана.

1

30.

Решение практических задач «Валюта в современном мире».

1

31.

Познавательная беседа «Валюта разных стран».

1

32.

Мини-проект «Благотворительность».

1

33.

Проект «Личный финансовый план».

1

Что такое финансовая грамотность

1

34.

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

2

        

Календарно-тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов

Дата

 Доходы и расходы семьи

10

план

факт

1.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

1

2.

Мастер-класс на тему «Деньги».

1

3.

Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».

1

4.

Творческое задание «Доходы семьи».

1

5.

Работа со статистикой «Расходы семьи».

1

6.

Викторина «Предметы первой необходимости».

1

7.

Викторина «Товары длительного пользования».

1

8.

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».

1

9.

Ролевая игра «Семейный бюджет».

1

10.

Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

1

Риски потери денег и имущества и как

человек может от того защититься

6

11.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».

1

12.

Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».

1

13.

Решение логических задач «Страхование».

1

14.

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

1

15.

Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

1

16.

Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

1

Семья и государство: как они

взаимодействуют

5

17.

Мини-исследование «Налоги».

1

18.

Аналитическая работа «Виды налогов».

1

19.

Познавательная беседа «Социальные пособия».

1

20.

Решение экономических задач «Социальные выплаты».

1

21.

Проект «Государство – это мы».

1

Финансовый бизнес: чем он может помочь

семье

12

22.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».

1

23.

Творческое задание «Банковские услуги».

1

24.

Практическая работа «Вклады (депозиты)».

1

25.

Деловая игра «Кредит. Залог».

1

26.

Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».

1

27.

Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».

1

28.

Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».

1

29.

Разработка бизнес-плана.

1

30.

Решение практических задач «Валюта в современном мире».

1

31.

Познавательная беседа «Валюта разных стран».

1

32.

Мини-проект «Благотворительность».

1

33.

Проект «Личный финансовый план».

1

Что такое финансовая грамотность

1

34.

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса

Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего обр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Основы финансовой грамотн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5 кл

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...