Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»
рабочая программа по экономике (8, 9 класс) на тему
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Изучение курса поможет учащимся более детально познакомиться с финансовой и инвестиционной деятельностью, страхованием, принципами сбережения доходов и правильного управления ими, защиты сбережений и т.д. Курс адаптирован к запросам обучающихся, материально-техническим и учебно-методическим условиям школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
файл с текстом программы | 44.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 ИМЕНИ В.В. ТОЛКУНОВОЙ
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность: от А до Я»
Пояснительная записка
В современных условиях финансовая грамотность становится необходимым элементом общей культуры современного молодого человека. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность.
Поэтому повышение уровня финансовой грамотности – ключ к финансовому благополучию граждан и повышению производительности труда и залог здорового развития экономики России в целом.
Почему в финансах должен разбираться каждый?
Финансовая грамотность важна не только и не столько как общественное благо. Разбираться в финансах важно потому, что это приносит выгоду каждому из нас – позволяет защититься от рисков, рассчитать, какой кредит будет нам по карману, накопить на машину, квартиру, пенсию, образование детей. Это вопросы нельзя полностью перепоручить специалистам: банкирам, финансовым консультантам и посредникам. Во-первых, знание финансов необходимо для того, чтобы сформулировать свои потребности и поставить финансовым специалистам задачу. Во-вторых, для того чтобы выбрать финансовых посредников и оценить качество их услуг, надо хорошо понимать, чем именно они занимаются.
Именно на изучение этих вопросов и направлен курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я» для учащихся 8-9-х классов.
Актуальность обучения указанной возрастной группы возрастает в связи с низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах. Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги. Важно понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение финансовой грамотности необходимо реализовывать в школе.
Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.
Современные подростки являются активными потребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток знаний и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями, необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых продуктов, в наибольшей степени соответствующих их потребностям и возможностям
Данный курс будет интересен и полезен обучающимся 8-х классов. Изучение курса поможет учащимся более детально познакомиться с финансовой и инвестиционной деятельностью, страхованием, принципами сбережения доходов и правильного управления ими, защиты сбережений и т.д. Курс адаптирован к запросам обучающихся, материально-техническим и учебно-методическим условиям школы.
Опрос учащихся показывает, что на вопросы, которые вызывают интерес у школьников, времени в рамках урока недостаточно. Наибольшую заинтересованность вызывают такие темы: «Кредитование», «Налоги», «Заработная плата», «Инвестиции», «Управление доходами и расходами» и т.д.
Цель курса: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка.
Задачи курса:
- повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;
- сформировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
- обучить основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
- повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
Изучение курса «Финансовая грамотность: от А до Я» организуется в следующих формах:
1. Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления;
2. Деловые, ролевые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
4. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов.
5. Проектная деятельность.
Методы изучения курса «Финансовая грамотность: от А до Я»
1. Экономический анализ ситуации. Данный метод используется для всестороннего и детального изучения ситуации, проблемы на основе имеющихся источников информации.
2. Проблемные методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод.
3. Поисковый метод
4. Исследовательский метод.
5. Метод проекта.
Место курса в учебном плане
Настоящий курс изучается в рамках внеурочной деятельности - вся работа осуществляется в условиях ФГОС. Трудоемкость дисциплины составляет 68 часа (8-9 кл.).
Содержание курса
8 класс
№ п/п | Наименование раздела | Основное содержание раздела | Количество часов | Формы контроля |
1 | Проблемы экономики и семья. | Понятие экономической ситуации в мире, в стране, в регионе. Связь экономической ситуации в стране с экономическим положением семьи. | 2 | Входной тест. |
2 | Семейное хозяйство жителей Кубани | Особенности ведения семейных хозяйств на Кубани. Современные тенденции хозяйствования. Влияние места проживания на ведение домашнего хозяйства.
| 1 | Дискуссия |
3 | Доходы и расходы семьи. Финансовое планирование и бюджет | Понятие доходов и расходов. Источники доходов семьи (заработная плата, социальные пособия и т.п.). Основные статьи затрат семьи. Структура семейного бюджета. Принципы составления семейного бюджета. Потребности и возможности, их соотношение и учёт при планировании бюджета. Прогнозирование расходов семейного бюджета. Контроль расходов семейного бюджета, и его методы. Способы оптимизации расходов. | 8 | Практическая работа «Бюджет семьи» |
4 | Личные сбережения. | Личный финансовый план. Личные финансовые цели и стратегия их достижения. Финансовые инструменты достижения личных целей. | 5 | Выполнение творческих и практических заданий с обсуждением. |
5 | Что кладут в потребительскую корзину? | Понятие "потребительская корзина". Изменение состава потребительской корзины. Необходимый набор товаров и услуг. Стоимость потребительской корзины. | 4 | Деловая игра "Формирование потребительской корзины" |
6 | Рациональный потребитель (или думающий покупатель) | Современный ассортимент товаров и услуг. Роль рекламы в современной жизни. «Рыночный портрет» товара: маркировка, штриховой код. Проблема качества товаров и услуг. Защита потребителя.
| 8 | Деловая игра "Рекламный агент" Практикум "Выбираем товар" |
7 | Роль денег в нашей жизни | История денег. Функции денег. Влияние денег на человеческие отношения. Инфляция. Как сберечь и приумножить свой капитал. Финансовые аферы: как не попасть в ловушку. | 6 | Проект "Деньги" |
Итого: 34 часа. 9 класс | ||||
№ п/п | Наименование раздела | Основное содержание раздела | Количество часов | Формы контроля |
1. | Личные сбережения. | Личный финансовый план. Личные финансовые цели и стратегия их достижения. Финансовые инструменты достижения личных целей. | 5 | Выполнение творческих и практических заданий с обсуждением. |
2 | В чём польза банков | Банк как финансовый институт экономики. Функции и роль банков в обществе. Основные виды банковских услуг: кредитование, расчётно-кассовые операции. | 5 | Деловая игра "В банке" |
3 | Кредитование. | Понятие кредита. Банковский кредит и его основные виды. Основные характеристики кредита (срочность, платность и возвратность). Ипотечный кредит, его специфика. Автокредит. Условия кредитования. Стоимость кредита. Процентная ставка по кредиту. Типичные ошибки при использовании кредита. | 6 | Проект "Кредит: за и против". |
4 | Страхование: что и как надо страховать? | Сущность страхования. Виды страхования. Страховой продукт. Страховой случай. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование ответственности. Критические риски страхования. Типичные ошибки при страховании | 5 | Тест «Виды страховых продуктов» |
5 | Налоги: почему их надо платить? | Понятие и виды налогов. Зачем платят налоги. Налог на доходы физических лиц: размер и порядок уплаты. Идентификационный номер налогоплательщика: для чего он нужен и в каких случаях используется. Налоговый вычет: условия предоставления. Имущественный налог. | 6 | Проект "Куда идут наши налоги" |
6 | Защита прав потребителей финансовых услуг | Права потребителя финансовых услуг. Как ЦБ РФ защищает права потребителей финансовых услуг. | 3 | Презентация «Закон «О защите прав потребителей»» |
7 | Финансовые махинации | 2 |
| |
8 | Каков уровень моей финансовой грамотности | 2 | Написание эссе на тему "Каков уровень моей финансовой грамотности" |
Итого: 34 часа.
Общий объем: 68 часов.
Планируемые результаты.
Основные компетенции финансовой грамотности,
которые формируются при изучении курса
Основные разделы курса | Компетенции финансовой грамотности |
Доходы и расходы семьи. Финансовое планирование и бюджет |
|
Личные сбережения и чем могут быть полезны банки в нашей в жизни |
|
Кредитование и инвестирова-ние |
|
Страхование: что и как надо страховать чтобы не попасть в беду? |
|
Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата? |
|
Защита прав потребителей |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
- Технические средства обучения
Интерактивная доска
Компьютер
Мультимедиа-проектор
- Литература
1. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
2. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
3. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/.
4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.
5. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143.
6. Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы Финансовой грамотности. - М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности " Финансовая грамотность" 11 класс
Программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 11 класс.Программа расчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5 кл
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6кл
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: социальное).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: социальное)....