Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5 кл
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._finansovaya_gramotnost._rabochaya_programma.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от «30» августа 2022г. руководитель МО ____________ | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ № 176 от «31» августа 2022г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(общеинтеллектуальное)
Классы: 5АБВГДЕ
Составитель:
Евдокимова Яна Сергеевна
учитель истории
Нижневартовск, 2022
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» предназначена для обучающихся 5 классов МБОУ «СШ№21 им. В. Овсянникова-Заярского». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и с учетом авторской программы Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 5 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
Цель курса: формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Программа разбита на 3 модуля: «Введение в курс «Финансовая грамотность»», «Доходы и расходы семьи», «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».
Целью изучения 1 модуля «Введение в курс Ф.Г.» - научить осознавать необходимость развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Целью изучения 2 модуля «Доходы и расходы семьи» является формирование устойчивого понимания, что может происходить с деньгами, какие бывают источники доходов, от чего зависят личные и семейные доходы, что такое семейный бюджет и как его построить. Обеспечить усвоение базовых понятий: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов, расходы, личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Целью изучения 3 модуля «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» - обеспечить усвоение базовых понятий: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Научить устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи и оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.
Результаты курса внеурочной деятельности
Прогнозируемый результат: программа обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
-участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
-формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Предметные результаты:
-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
-приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников.
Предметные результаты изучения модуля «Введение в курс «Финансовая грамотность»:
-определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; -осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;
-выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества,
-формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
-обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
-приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;
-актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности.
Предметные результаты изучения модуля «Доходы и расходы семьи»:
-называть основные источники доходов семьи;
-составлять задачи, требующие денежных расчётов;
-считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
-объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
-объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
-объяснять, как формируется семейный бюджет;
-подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары
длительного пользования, товары текущего потребления);
-подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
-объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.
Предметные результаты изучения модуля «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»:
-анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
-соотносить вид страхования и его цель;
- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;
- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
Календарно-тематическое планирование
№ | Планируемая дата | Фактическая дата | Тема | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | 5АВ-02.09 5Б-6.09 5Г-5.09 5Д-7.09 5Е-8.09 | 5АВ-02.09 5Б-6.09 5Г-5.09 5Д-7.09 5Е-8.09 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | Проблемноценностное общение | 1 |
2 | 5АВ-9.09 5Б-13.09 5Г-12.09 5Д-14.09 5Е-15.09 | 5АВ-9.09 5Б-13.09 5Г-12.09 5Д-14.09 5Е-15.09 | От чего зависит благосостояние семьи | познавательная | 1 |
3 | 5АВ-16.09 5Б-20.09 5Г-19.09 5Д-21.09 5Е-22.09 | 5АВ-16.09 5Б-20.09 5Г-19.09 5Д-21.09 5Е-22.09 | Учимся оценивать финансовое поведение людей | Проблемноценностное общение | 1 |
4 | 5АВ-23.09 5Б-27.09 5Г-26.09 5Д-28.09 5Е-29.09 | 5АВ-23.09 5Б-27.09 5Г-26.09 5Д-28.09 5Е-29.09 | Учимся оценивать свое финансовое поведение | Проблемноценностное общение | 1 |
5 | 5АВ-30.09 5Б-4.10 5Г-3.10 5Д-5.10 5Е-6.10 | 5АВ-30.09 5Б-4.10 5Г-3.10 5Д-5.10 5Е-6.10 | Итоговое повторение | Проблемно-поисковая | 1 |
6 | 5АВ-7.10 5Б-11.10 5Г-10.10 5Д-12.10 5Е-13.10 | 5АВ-7.10 5Б-11.10 5Г-10.10 5Д-12.10 5Е-13.10 | Деньги: что это такое | Познавательная | 1 |
7 | 5АВ-14.10 5Б-18.10 5Г-17.10 5Д-19.10 5Е-20.10 | 5АВ-14.10 5Б-18.10 5Г-17.10 5Д-19.10 5Е-20.10 | Учебные мини-проекты «Деньги» | проблемноценностное общение | 1 |
8 | 5АВ-21.10 5Б-25.10 5Г-24.10 5Д-26.10 5Е-27.10 | 5АВ-21.10 5Б-25.10 5Г-24.10 5Д-26.10 5Е-27.10 | Из чего складываются доходы семьи | познавательная | 1 |
9 | 5АВ-28.10 5Б-8.11 5Г-31.10 5Д-9.11 5Е-3.11 | 5АВ-28.10 5Б-8.11 5Г-31.10 5Д-9.11 5Е-3.11 | Учимся считать семейные доходы | познавательная | 1 |
10 | 5АВ-11.11 5Б-15.11 5Г-14.11 5Д-16.11 5Е-10.11 | 5АВ-11.11 5Б-15.11 5Г-14.11 5Д-16.11 5Е-10.11 | Исследуем доходы семьи; | Поисковая | 1 |
11 | 5АВ-18.11 5Б-22.11 5Г-21.11 5Д-23.11 5Е-17.11 | 5АВ-18.11 5Б-22.11 5Г-21.11 5Д-23.11 5Е-17.11 | Учебные мини-проекты «Доходы семьи»; | проблемноценностное общение | 1 |
12 | 5АВ-25.11 5Б-29.11 5Г-28.11 5Д-30.11 5Е-24.11 | 5АВ-25.11 5Б-29.11 5Г-28.11 5Д-30.11 5Е-24.11 | Как появляются расходы семьи; | познавательная | 1 |
13 | 5АВ-2.12 5Б-6.12 5Г-5.12 5Д-7.12 5Е-1.12 | 5АВ-2.12 5Б-6.12 5Г-5.12 5Д-7.12 5Е-1.12 | Учимся считать семейные расходы; | познавательная | 1 |
14 | 5АВ-9.12 5Б-13.12 5Г-12.12 5Д-14.12 5Е-8.12 | 5АВ-9.12 5Б-13.12 5Г-12.12 5Д-14.12 5Е-8.12 | Исследуем расходы семьи; | Поисковая | 1 |
15 | 5АВ-16.12 5Б-20.12 5Г-19.12 5Д-21.12 5Е-15.12 | 5АВ-16.12 5Б-20.12 5Г-19.12 5Д-21.12 5Е-15.12 | Учебные мини-проекты «Расходы семьи»; | проблемноценностное общение | 1 |
16 | 5АВ-23.12 5Б-27.12 5Г-26.12 5Д-28.12 5Е-22.12 | 5АВ-23.12 5Б-27.12 5Г-26.12 5Д-28.12 5Е-22.12 | Как сформировать семейный бюджет; | познавательная | 1 |
17 | 5АВ-13.01 5Б-10.01 5Г-9.01 5Д-.11.01 5Е-12.01 | 5АВ -13.01 5Б 5Г 5Д 5Е | Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»; | игровая | 1 |
18 | 5АВ-20.01 5Б-17.01 5Г-16.01 5Д-18.01 5Е-19.01 | 5АВ- 20.01 5Б 5Г 5Д 5Е | Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»; | проблемноценностное общение | 1 |
19 | 5АВ-27.01 5Б-24.01 5Г-23.01 5Д-25.01 5Е-26.01 | 5АВ 27.01 5Б 5Г 5Д 5Е | Обобщение результатов изучения 1 модуля; | Проблемно-поисковая | 1 |
20 | 5АВ-3.02 5Б-31.01 5Г-30.01 5Д-1.02 5Е-2.02 | 5АВ- 3.02 5Б 5Г 5Д 5Е | Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»; | познавательная | 1 |
21 | 5АВ-10.02 5Б-7.02 5Г-6.02 5Д-8.02 5Е-9.02 | 5АВ- 10.02 5Б 5Г 5Д 5Е | Итоговое повторение | Проблемно-поисковая | 1 |
22 | 5АВ-17.02 5Б-14.02 5Г-13.02 5Д-15.02 5Е-16.02 | 5АВ- 17.02 5Б 5Г 5Д 5Е | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься; | познавательная | 1 |
23 | 5АВ-3.03 5Б-21.02 5Г-20.02 5Д-22.02 5Е-2.03 | 5АВ- 3.03 5Б 5Г 5Д 5Е | Что такое страхование и для чего оно необходимо; | познавательная | 1 |
24 | 5АВ-10.03 5Б-28.02 5Г-27.02 5Д-1.03 5Е-9.03 | 5АВ- 10.03 5Б 5Г 5Д 5Е | Что и как можно страховать; | познавательная | 1 |
25 | 5АВ-17.03 5Б-7.03 5Г-6.03 5Д-15.03 5Е-16.03 | 5АВ- 17.03 5Б 5Г 5Д 5Е | Ролевая игра «Страхование»; | игровая | 1 |
26 | 5АВ-24.03 5Б-14.03 5Г-13.03 5Д-22.03 5Е-23.03 | 5АВ- 24.03 5Б 5Г 5Д 5Е | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит; | Поисковая | 1 |
27 | 5АВ-7.04 5Б-21.03 5Г-20.03 5Д-5.04 5Е-30.03 | 5АВ- 7.04 5Б 5Г 5Д 5Е | Как определить надёжность страховых компаний; | познавательная | 1 |
28 | 5АВ-14.04 5Б-4.04 5Г-3.04 5Д-12.04 5Е-6.04 | 5АВ- 14.04 5Б 5Г 5Д 5Е | Как работает страховая компания; | игровая | 1 |
29 | 5АВ-21.04 5Б-11.04 5Г-10.04 5Д-19.04 5Е-13.04 | 5АВ- 21.04 5Б 5Г 5Д 5Е | Учебные мини-проекты «Страхование»; | проблемноценностное общение | 1 |
30 | 5АВ-28.04 5Б-18.04 5Г-17.04 5Д-26.04 5Е-20.04 | 5АВ- 28.04 5Б 5Г 5Д 5Е | Обобщение результатов изучения модуля 2; | Проблемно-поисковая | 1 |
31 | 5АВ-5.05 5Б-25.04 5Г-24.04 5Д-10.05 5Е-27.04 | 5АВ- 5.05 5Б 5Г 5Д 5Е | Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»; | познавательная | 1 |
32 | 5АВ-12.05 5Б-9.05 5Г-15.05 5Д-17.05 5Е-11.05 | 5АВ- 12.05 5Б 5Г 5Д 5Е | Итоговое повторение; | Проблемно-поисковая | 1 |
33 | 5АВ-19.05 5Б-16.05 5Г-22.05 5Д-24.05 5Е-18.05 | 5АВ- 19.05 5Б 5Г 5Д 5Е | Участие в олимпиаде по Финансовой грамотности; | познавательная | 1 |
34 | 5АВ-26.05 5Б-23.05 5Г-29.05 5Д-31.05 5Е-25.05 | 5АВ- 26.05 5Б 5Г 5Д 5Е | Годовой срез знаний | Проблемно-поисковая | 1 |
- Тематическое планирование
№ | Модуль/тема | Количество часов | Форма проведения занятий | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | «Введение в курс «Финансовая грамотность»». Темы:
| 5 | Диспут Лекция Практикум | |
2 | «Доходы и расходы семьи» Темы:
| 16 | Практикум Мини-исследование Защита проектов Игра Защита портфолио | |
3 | «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» Темы:
| 13 | Практикум Игра Мини-исследование Защита проектов Контроль знаний | http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
1. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
2. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. КИМ «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
3. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность»,6класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
4. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. «Финансовая грамотность» методические материалы для учителя, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
5. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.«Финансовая грамотность» материалы для родителей, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
Интернет-источники:
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabotai-zarplata;
4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http://www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
Материально-техническое обеспечение:
Компьютерная техника
Электронные образовательные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6кл
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: социальное).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: социальное)....