Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом авторской программы Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В «Финансовая грамотность» - М.: ВАКО, 2018.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:
- Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг./ Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. – М.: ВАКО, 2018.
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. / Липсиц И.В., Рязанова О.И.— М.: ВАКО, 2018.
- Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. /Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И.— М.: ВАКО, 2018/
- Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. /Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б.— М.: ВАКО, 2018.
Данная рабочая программа реализуется как в режиме очного обучения, так и с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-vd-finansovaya-gramotnost-9-klass.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом авторской программы Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В «Финансовая грамотность» - М.: ВАКО, 2018.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:
- Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг./ Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. – М.: ВАКО, 2018.
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. / Липсиц И.В., Рязанова О.И.— М.: ВАКО, 2018.
- Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. /Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И.— М.: ВАКО, 2018/
- Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. /Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б.— М.: ВАКО, 2018.
Данная рабочая программа реализуется как в режиме очного обучения, так и с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Целью программы является формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 9 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Задачи курса: способствовать формированию активной жизненной позиции, развивать экономический образа мышления, воспитывать ответственное и нравственное поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Место курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»: рабочая программа реализуется во внеурочное время 1 раз в неделю, всего 34 занятия. Срок реализации программы 1 год.
В плане внеурочной деятельности 5 – 9 классов МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский предусмотрена промежуточная аттестация в форме экономического квеста.
- Результаты освоения курса
Планируемые личностные результаты:
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
- готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
- заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины
Метапредметные результаты:
Планируемые регулятивные учебные действия:
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
- самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
Познавательные учебные действия:
- умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
- нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
- умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
- установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
- Коммуникативные учебные действия:
- умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
- формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);
- умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
- владение знанием:
- о структуре денежной массы;
- о структуре доходов населения страны и способах её определения;
- о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
- о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
- об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
- о возможных нормах сбережения;
- о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;
- о видах страхования;
- о видах финансовых рисков;
- о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; о способах определения курса валют и мест обмена;
- о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России;
- умение характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- умение выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
- умение формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
№ п/п | Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
Управление денежными средствами семьи | |||
1 | Деньги: что это такое | Лекция-беседа | просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; |
2 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи | Практикум | проведение мини-исследований |
3 | Какие бывают источники доходов | Урок-игра | получение опыта в конкретных финансовых ситуациях |
4 | От чего зависят личные и семейные доходы | Лекция-беседа | просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; |
5 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | Практикум | проведение мини-исследований |
6 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | Практикум | проведение мини-исследований |
7 | Что такое семейный бюджет и как его построить | Семинар | обсуждение общих проблем, выработка общих решений |
8 | Как оптимизировать семейный бюджет | Практикум | коллективные и индивидуальные исследования, практическая работа |
9 | Как оптимизировать семейный бюджет | Практикум | решение практических задач |
Способы повышения семейного благосостояния | |||
10 | Для чего нужны финансовые организации | Лекция-беседа | просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; |
11 | Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций | Практикум | коллективные и индивидуальные исследования, практическая работа |
12 | Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование | Лекция-беседа | просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; |
13 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | Практикум | проведение мини-исследований |
14 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | Практикум | коллективные и индивидуальные исследования, практическая работа |
15 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | Практикум | решение практических задач |
Риски в мире денег | |||
16 | Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца | Лекция-беседа | рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций |
17 | Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | Семинар | обсуждение общих проблем, выработка общих решений |
18 | Чем поможет страхование | Лекция-беседа | просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; |
19 | Какие бывают финансовые риски | Практикум | проведение мини-исследований |
20 | Что такое финансовые пирамиды | Урок-игра | получение опыта в конкретных финансовых ситуациях |
21 | Что такое финансовые пирамиды | Практикум | решение практических задач |
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | |||
22 | Что такое банк и чем он может быть полезен | Лекция-беседа | рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций |
23 | Польза и риски банковских карт | Семинар | обсуждение общих проблем, выработка общих решений |
24 | Что такое бизнес | Лекция-беседа | рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций |
25 | Как создать своё дело | Практикум | поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств; |
26 | Что такое валютный рынок и как он устроен | Лекция-беседа | рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций |
27 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | Урок-игра | получение опыта в конкретных финансовых ситуациях |
28 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | Практикум | коллективные и индивидуальные исследования, практическая работа |
29 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | Практикум | разработка индивидуальных или групповых проектов; проведение мини-исследований |
Человек и государство: как они взаимодействуют | |||
30 | Что такое налоги и зачем их платить | Семинар | привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций, обсуждение общих проблем, выработка общих решений |
31 | Какие налоги мы платим | Практикум | поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств; |
32 | Что такое пенсия и как сделать её достойной | Лекция-беседа | рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций |
33 | Что такое пенсия и как сделать её достойной | Практикум | поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств; коллективные и индивидуальные исследования |
34 | Промежуточная аттестация | Практикум | решение практических задач |
3.Тематическое планирование
Тематическое планирование составлено с учетом закрепленного в рабочей программе воспитания приоритета воспитания учащихся на уровне основного общего образования: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |||
Лекция-беседа | Семинар | Практикум | Урок-игра | |||
Управление денежными средствами семьи | 9 | 2 | 1 | 5 | 1 | |
Способы повышения семейного благосостояния | 6 | 2 | 4 | |||
Риски в мире денег | 6 | 2 | 1 | 2 | 1 | |
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 | 3 | 1 | 3 | 1 | |
Человек и государство: как они взаимодействуют | 4 | 1 | 1 | 2 | ||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||||
Итого | 34 | 10 | 4 | 17 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса
Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего обр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ"
РП по ФГ, 7 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность
Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Основы финансовой грамотн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...
- Мне нравится (1)