Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса
рабочая программа по обществознанию
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, положения о разработке рабочих программ МБОУ «Гайдаровская СОШ».
Цели программы:
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
- познакомить школьников с основными понятиями финансовой системы РФ;
- научить грамотному распределению денежных средств;
- формирование умения применять теоретические знания на практике.
Место предмета в учебном плане
Количество часов по программе – 1 час в неделю, что соответствует количеству часов по учебному плану МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, всего – 34 часа.
Особенности класса
При составлении программы учтены особенности класса. В 5-9 классах 17 учеников. Работоспособность средняя, в пределах нормы, темп деятельности средний. Имеют кругозор в соответствии с возрастной нормой. Дети активные.
Общая характеристика учебного предмета
Финансовая грамотность является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-9 классов в сфере экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
Деньги, их история, виды, функции;
Семейный бюджет;
Экономические отношения семьи и государства;
Семья и финансовый бизнес;
Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Учитывая этно-педагогические традиции социума, этно-культурные образовательные потребности учащихся в рабочую программу включены региональные материалы, отражающие культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 класса составлена на основе: федерального государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, положения о разработке рабочих программ МБОУ «Гайдаровская СОШ».
Цели программы:
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
- познакомить школьников с основными понятиями финансовой системы РФ;
- научить грамотному распределению денежных средств;
- формирование умения применять теоретические знания на практике.
Место предмета в учебном плане
Количество часов по программе – 1 час в неделю, что соответствует количеству часов по учебному плану МБОУ «Гайдаровская СОШ» на 2020-2021 учебный год, всего – 34 часа.
Особенности класса
При составлении программы учтены особенности класса. В 5-9 классах 17 учеников. Работоспособность средняя, в пределах нормы, темп деятельности средний. Имеют кругозор в соответствии с возрастной нормой. Дети активные.
Общая характеристика учебного предмета
Финансовая грамотность является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-9 классов в сфере экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
Деньги, их история, виды, функции;
Семейный бюджет;
Экономические отношения семьи и государства;
Семья и финансовый бизнес;
Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Учитывая этно-педагогические традиции социума, этно-культурные образовательные потребности учащихся в рабочую программу включены региональные материалы, отражающие культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;
- понимание финансовых связей семьи и государства
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметные результаты:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики;
- развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание учебного предмета
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Тематический раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы организации и виды деятельности |
1. | Доходы и расходы семьи | 9 | Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет. | Составление семейного бюджета. |
2. | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 6 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет». | Ролевая игра. |
3. | Семья и государство: как они взаимодействуют. | 6 | Налоги. Социальные пособия. Государство - это мы. | Мини-исследование. |
4. | Финансовый бизнес: чем он может помочь семье? | 12 | Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план. | Составление личного финансового плана. |
5. | Что такое финансовая грамотность? | 1 | Содержание финансовой грамотности | Тестирование. |
При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим-ноябрь, декабрь, январь, февраль), карантин (повышенный уровень заболеваемости - ноябрь, декабрь, январь), ЕМД (октябрь, февраль), Дни здоровья (один раз в четверть), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой, могут быть использованы уроки повторения и резервные уроки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название разделов, тем. | Дата проведения | Примечания | |
план | факт | |||
Доходы и расходы семьи | 04.09 | |||
Деньги | 18.09 | |||
Доходы семьи | 25.09 | |||
Расходы семьи | 02.10 | |||
Семейный бюджет | 09.10 | |||
Грамотное формирование семейного бюджета | 16.10 | |||
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 23.10 | |||
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 06.11 | |||
Страхование | 13.11 | |||
Семья и государство: как они взаимодействуют | 20.11 | |||
Налоги | 27.11 | |||
Социальные пособия | 04.12 | |||
Государство -это мы | 11.12 | |||
Как спасти деньги от инфляции | 18.12 | |||
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 25.12 | |||
Банковские услуги | 15.01 | |||
Собственный бизнес | 22.01 | |||
Валюта в современном мире | 29.01 | |||
Благотворительная деятельность | 05.02 | |||
Личный финансовый план | 12.02 | |||
Роль денег в нашей жизни | 19.02 | |||
Активы в трех измерениях. Враг личного капитала | 26.02 | |||
Разумные расходы – статья доходов | 05.03 | |||
Статьи доходов и расходов | 12.03 | |||
Рациональный бюджет школьника | 19.03 | |||
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать? | 02.04 | |||
Как оптимизировать семейный бюджет? | 09.04 | |||
Жилье в собственность: миф или реальность? | 16.04 | |||
Социальный найм жилья | 23.04 | |||
Что такое потребительская культура | 30.04 | |||
Потребление: структура и нормы | 07.05 | |||
Разнообразие человеческих потребностей и их классификация | 14.05 | |||
Итоговая беседа по теме: «Финансовая грамотность» | 21.05 | |||
Итоговое занятие по курсу «Финансовая грамотность». | 28.05 |
Учебно-методическое обеспечение
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ Горяев А., Чумаченко В. - М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы
Аппаратные средства:
- ПК;
- глобальная сеть;
- мультимедиа проектор и экран;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ"
РП по ФГ, 7 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 6-7 классов
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 6-7 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отноше...