Игра по русскому языку «В мире слов».
план-конспект занятия (9, 10 класс)
Цели: повторение тем школьного курса (фонетика, лексикология, фразеология, морфология, культура речи); совершенствование умений отбора и анализа языкового материала; привлечение интереса к языковым явлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_russkomu_yazyku_v_mire_slov.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра по русскому языку «В мире слов». 10 класс.
Цели:
1)повторение тем школьного курса (фонетика, лексикология, фразеология, морфология, культура речи); 2)совершенствование умений отбора и анализа языкового материала; 3)привлечение интереса к языковым явлениям.
Ведущий. Уважаемые участники игры – две команды, я вам предлагаю блеснуть знаниями русского языка в первом конкурсе-разминке. Каждой команде будет задан вопрос, на который она должна ответить. Если команда не справляется с заданием, на вопрос может ответить вторая команда. За правильный ответ присуждается 1 очко.
Вопросы для разминки:
- Изменяемая часть слова, которая образует форму слова. (Окончание)
- Часть изменяемого слова без окончания. (Основа)
- Значимая часть слова, которая находится после корня, служит для образования новых слов или форм слова. (Суффикс)
- Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)
- Главная часть слова, в которой заключено общее лексическое значение для всех однокоренных слов. (Корень)
- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)
- Часть речи, которая обозначает признак предмета или его принадлежность и отвечает на вопросы какой? который? чей? (Имя прилагательное)
- Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (Глагол)
- Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. (Синонимы)
- Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (Антонимы)
- Слова, употребляемые только жителями той или иной местности. (Диалектизмы)
- Новые слова, возникающие в языке. (Неологизмы)
- Устойчивые сочетания слов. (Фразеологизмы)
- Часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? какой? (Имя числительное)
- Особая часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? который? (Причастие)
- Особая часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. (Деепричастие)
- Часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их. (Местоимение)
- Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия или признак признака, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? (Наречие)
- Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложных. (Союз)
- Часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. (Междометие)
- Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? (Подлежащее)
- Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Отвечает на вопросы что делает? что сделает? каков предмет? и т. д. (Сказуемое)
- Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей. (Дополнение)
- Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет члены предложения, выраженные именем существительным. Отвечает на вопрос какой? чей? (Определение)
- Второстепенный член предложения, который обозначает время, место, образ действия, причину и т. д. и отвечает на вопросы наречия. (Обстоятельство)
Ведущий. Начинаем конкурс «Буквы и звуки». За правильный ответ – 5 баллов.
Для первой команды:
Прочитайте слово лен по звукам справа налево (ноль).
Для второй команды:
Сколько звуков [о] в слове молокозавод? (один)
Ведущий. Следующий этап «К истокам слова». За правильный ответ – 3 балла.
Для первой команды:
Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей — «мужественный», Макар — «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его - это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо. (макароны - подсказка дана в вопросе).
Для второй команды:
Очень часто мы употребляем выражение «баш на баш», говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение. (Голова за голову (просторечное слово башка имеет этот же корень), вероятно, этим выражением пользовались при обмене пленными).
Ведущий. Следующий конкурс «Русская грамматика». За правильный ответ – 5 баллов.
Задание для первой команды:
Угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа? (победить)
Задание для второй команды:
Мертвец, покойник, кукла, дерево. Какие из этих существительных являются неодушевленными? (дерево - винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья).
Ведущий. Попросим жюри подсчитать очки, а мы тем временем переходим в следующему конкурсу «Найди пару». Командам дается карточка, на которой слева написаны нарицательные существительные, а справа имена собственные, которые в совокупности с именами существительными составляют фразеологический оборот. Требуется образовать фразеологические обороты, поставив около нарицательного существительного номер того имени собственного, с которым оно этот оборот образует. Например, ПЯТА – АХИЛЛ.
Задание для первой команды (1 – 8, 2 - 1, 3 – 7, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 5, 7 – 4, 8 – 6):
1. Азбука ________ 1. Сиам
2. Близнецы ________ 2. Коломна
3. Язык _______ 3. Анюта
4. Верста ________ 4. Тришка
5. Глазки ________ 5. Филька
6. Грамота ________ 6. Авгий
7. Кафтан ________ 7. Эзоп
8. Конюшни ________ 8. Морзе
Задание для второй команды (1 – 8, 2 – 7, 3 – 1, 4 – 3, 5 – 6, 6 - 4, 7 – 2, 8 – 5):
1. Конь ________ 1. Мономах
2. Лампа _______ 2. Демьян
3. Шапка ________3. Домокл
4. Меч ________ 4. Ариадна
5. Хохот ________ 5. Мамай
6. Нить ________ 6. Гомер
7. Уха ________ 7. Аладдин
8. Побоище ________ 8. Троя
Ведущий. Следующий тур нашей игры «Кто быстрее». Суть ее состоит в том, что вы должны отгадать фразеологические загадки: я читаю вам фразеологизмы, а вы должны отгадать, о чем или о ком тот или иной фразеологизм. Если команда ошибается, то право ответа переходит команде-сопернику. Например:
Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
Задания для первой команды:
1.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые любопытные люди. (Уши)
2. Он в голове у несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги; он свистит в карманах, если нет денег. (Ветер)
3. Ее место жительства — плечи; ею можно биться о стену; об нее часто бьют обухом; иногда она даже варит, а иногда отказывается это делать; в нее постоянно что-то вбивают, но и дурь выбивают тоже из нее; из нее постоянно что-то вылетает у рассеянного человека. (Голова)
4. Ею не разлить лучших друзей; в нее можно глядеть, что-то предугадывая; на нее можно выводить лжецов; в нее можно кануть и спрятать концы; ее часто мутят по пустякам и носят в решете; на нее порой сажают и даже толкут в ступе. (Вода)
5. Его звуки часто издают от безысходности; он может быть морским и тамбовским; его любимая одежда — овечья шкура. (Волк)
6. Его можно тянуть, но все же оно не ждет никого и никогда, даже если оно детское. (Время)
7. С нею можно покончить, если она тебе надоела; между ней и смертью часто находятся люди в опасной ситуации; из нее можно уйти, но в нее же можно и вступить; к ней можно вернуть человека; мы часто бываем обязаны другим по ее гроб; в нее можно воплощать свои мечты. (Жизнь)
Задания для второй команды:
1. Он бегает от ладана; не хочет никому быть братом; постоянно дергает кого-то и, наверное, поэтому у него всегда сломана нога; вечно кого-то приносит и старается всех попутать; нас нередко к нему посылают на куличики, потому что он лысый; до него и его дюжины сородичей можно допиться; но с ним надо держать ухо востро, ведь ему одному все известно, и чем он только не шутит! (Черт)
2. С них часто спадает пелена, их не отрывают, не смыкают и не сводят; с них прогоняют долой, их выплакивают и высматривают; они не хотят сидеть на месте и часто лезут на лоб; порой из них сыплются искры; они часто находятся на мокром месте; их мозолят, не давая покоя, особенно когда они слипаются. (Глаза)
3. В нее можно войти, а можно попасть, что менее приятно; она бывает вечной и постоянно о чем-то умалчивает; а еще она везде появляется со своей подругой географией. (История)
4. Обычно он без костей и очень длинный, поэтому его надо держать за зубами, а еще лучше — на привязи, чтобы он не молол что попало; он может отсыхать, развязываться, заплетаться и не поворачиваться; иногда на него можно так попасть, что мало не покажется; за него часто дергает черт, отчего он чешется и ломается; нередко он является врагом человека; у некоторых он очень плохо подвешен, а у других — очень злой и острый, так что хочется его укоротить. (Язык)
5. В него можно смотреть, внимательно слушая человека, но палец, конечно, лучше в него не класть; он может быть полон хлопот, а может и воды, которую туда набрали; при удобном случае его можно заткнуть, особенно тем, кто слишком часто его раскрывает. (Рот)
6. В них часто берут себя, но в то же время именно из них многое выпускают; из них постоянно все валится; работать лучше их не покладая; изворотливым людям часто с них все сходит; с ними пустыми в гости лучше не ходить; ими можно загребать жар, если они чужие; их можно умыть, наложить на себя, держать по швам, развязывать; они могут опускаться, отваливаться, чесаться; идут обычно ноги, а не доходят именно они, но если уж до чего-то дошли, то то, что вы ими, золотыми, сделаете, оторвут с ними и ногами. (Руки)
7. На нее можно кому-нибудь повеситься при встрече; на нее надевают хомут и гонят в нее; ее можно намять, свернуть, свихнуть, сломать, намылить; на нее часто садятся и едут, что приносит мало удовольствия ее обладателю. (Шея)
Ведущий. Похоже, что с фразеологией у команд нет затруднений. Все справились с поставленной задачей. Попросим жюри объявить баллы за оба конкурса.
Ведущий. Следующий этап «Составь анаграмму». Ребята, а вы знаете, что такое анаграммы? Это слова, получившиеся из других слов при перестановке в них букв и слогов или при обратном чтении. Давайте и мы попробуем составить анаграммы.
Вывешивается лист, на котором написаны слова-анаграммы. Команды работают со словами коллективно. Команда, правильно выполнившая задание, получает за каждое верно составленное слово 1 очко. Например, кит (тик).
Слова для конкурса «Составь анаграмму»:
Сокол (колос), ракета (карета), мать (тьма), арфа (фара), лето (тело), кайма (майка), баня (баян), куст (стук), масло (смола), веки (Киев), остров (Ростов), игра (Рига), дно (Дон), адрес (среда), фарш (шарф), липа (пила), сосна (насос).
Ведущий. Наши участники показали себя хорошими составителями слов, и я предлагаю продолжить бой в том же ключе. На ринг приглашаются капитаны. Конкурс называется «Состав слова». На выполнение этого задания вам дается минута. За правильный ответ – 5 баллов.
1. Мячик, лучик, огурчик, стульчик. В каком слове суффикс не такой, как в остальных? (в слове стульчик суффикс -чик-, в остальных –ик)
2. Сколько приставок в слове недопонимать? (две: недо- и по-)
За это время остальные игроки должны составить из одного слова как можно большее количество других слов, причем это должны быть имена существительные в именительном падеже единственного числа.
Выставляется слово СТРОИТЕЛЬСТВО. Капитаны начинают по сигналу ведущего работу.
Ведущий. Вот и подошел к концу наш филологический ринг. Все задания выполнены. Осталось только узнать окончательный итог игры.
Жюри оглашает баллы. Победители награждаются памятными подарками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра по русскому языку "В гости к слову". Методическая разработка.
Данную игру можно провести на Неделе русского языка и литературы, в конце учебного года и т.д., чтобы повысить учебную мотивацию детей по данному предмету....
Познавательная игра по русскому языку "Живое слово". (Фразеология.)
Урок предназначен для общеобразовательной школы. Задача учителей русского языка научить ребят правильно и красиво говорить, редко сегодня можно услышать яркую, выразительную речь, такой урок может пом...
рабочая программа факультатива по русскому языку "В мире слов"
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изуче...
Интеллектуальная игра по русскому языку в 5 классе "В мире слов"
Интеллектуальная игра, цели которойзакрепить знания, полученные на уроках русского языка;продолжить формирование положительной мотивации к изучению русского языка;развивать логическое мышление, расшир...
Урок-игра по русскому языку для 5 класса "В стране чудесных слов".
Конкурсы и игры по русскому языку, занимательные задания....
Внеклассное мероприятие " Игра по русскому языку "Слова, слова, слова..."
Лингвистическая игра для обучающихся 8 - 11 классов...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «В мире русского языка» Интерактивная игра.
Задачи внеклассного мероприятия:- расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;- развивать познавательный интерес, по...