Интеллектуальная игра по русскому языку в 5 классе "В мире слов"
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Кабанова Татьяна Алексеевна

Интеллектуальная игра, цели которой

  • закрепить знания, полученные на уроках русского языка;

  • продолжить формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

  • развивать логическое мышление, расширять кругозор учащихся;

  • продолжить формирование активной жизненной позиции;

  • воспитывать любовь к родному языку, к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon intellektualnaya_igra_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.zip13.72 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по русскому языку в 5 классе.

  «В мире слов».

Учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Россошинская СОШ» Волгоградской области Городищенского района п. Степной.

 Цели урока:

  • закрепить знания, полученные на уроках русского языка;
  • продолжить формирование положительной мотивации к изучению русского языка;
  • развивать логическое мышление,  расширять  кругозор учащихся;
  • продолжить формирование активной  жизненной  позиции;
  • воспитывать любовь к родному языку, к Родине.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, фрагмент из мультфильма «Летучий голландец», видеоролик «Вместе мы сила», задания на карточках, листы на столах для записи ответов, ручки, клей,  листы  для оформления командных результатов, бланки для жюри, буквы м,ы,д,р,у,з,ь,я, знаки ! и ?

 (Листы  для оформления командных результатов подготовлены ребятами предварительно. На альбомном листе нарисована зеленая пушистая елка. В процессе игры команды получают  игрушки-баллы и украшают ими свои ёлки. Команда-победитель получает звезду на макушку ёлки и снеговика под ёлку.)

Ход  урока.

Учитель. Ребята, здравствуйте. Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «В мире слов».  К. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом...».

Учите русский годы кряду,

с душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда –в нем самом.

С. Абдулла.

 Прежде чем начать, давайте зарядимся  хорошим настроением и пожелаем друг другу удачи.

Психогимнастика Чистяковой «Цветок» (под музыку дети выполняют движения по указанию учителя: «На солнечной полянке проснулось семечко цветка, появился росток.  Встали, вышли из-за парт. Его обогревало солнышко, поливал дождик, росток рос и появился нежный бутон. Вытянулись, встали на цыпочки, подняли руки вверх. В один прекрасный момент бутон распустился круговые движения руками, и цветочек увидел яркое солнце, мягкую травку и своих соседей, таких же прекрасных и благоухающих цветов. Посмотрели на соседей. Цветочек обрадовался и кивком головы поприветствовал соседей.  Поприветствовали кивком головы. Они стали вместе дружно цвести и радовать друг друга. Встали в круг, обменялись рукопожатием.»)

Учитель: Ребята, после каждого конкурса жюри будет оглашать итоги.   За каждый заработанный балл команды будут получать елочную игрушку. Игрушками вы будете украшать свои новогодние ёлки.  В конце игры жюри оценит, чья ёлка наряднее. Также после каждого конкурса победившая команда будет получать по волшебной  букве. В заключении   команды  сложат из букв волшебные слова, которые и станут главным итогом  игры.

КОНКУРС 1.  «ПРИВЕТСТВИЕ».

Жюри оценивает  девиз команды, приветствие и отличительные  знаки команд ( от 1 до 3 баллов).

КОНКУРС 2.  « Лексические   заморочки» (за каждое слово – 1 балл).

Отгадать загадки – антонимы

1. Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - ... . (Прохлада). 

3. Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - ... .(Зима)

2. Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это ... . (Плач). 

4. Не бываю без начала 

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я ... . (Конец).

5. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь ... . (Тишина)

КОНКУРС 3. «Чудесный квадрат» (за каждое слово – 1 балл).

1

2

3

4

По горизонтали запишите: 1) вид топлива, находят на болоте 2) упрямое животное (упрямый, как …) 3) корнеплод из сказки; 4) синоним к слову знамя.  А теперь прочитайте слова по вертикали. Должны получиться те же слова!

 КОНКУРС 4. «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

КОНКУРС 5. «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ». Помогите Незнайке исправить ошибки. (За каждую исправленную ошибку по 1 баллу).

Профессору Синицину.

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Незнайка.

Правильный вариант.

Профессору Синицыну.

Я отправился в экспедицию. Погода неблагоприятна: циклон. Удалось собрать коллекцию насекомых, попались даже цикады. Птицы мешают в работе.

Незнайка.

КОНКУРС 6. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ»

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

 

 КОНКУРС 7. «Открытие новых знаний» (за каждый правильный ответ по 1 баллу).

Прослушайте песенку  Водяного  (фрагмент из мультфитльма «Летучий голландец»). .В тексте есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Это слова-омофоны. Найдите их и правильно запишите. Укажите часть речи.

Я - Водяной, я - Водяной!
Никто не водится со мной
Внутри меня – води…..
Ну что со мной води…..?
Противно!
Эх, жизнь моя жестянка!!!

А ну её в болото!
Живу я как поганка
А мне летать,
А мне летать,
А мне летать охота!!

Водица — имя существительное. Водиться — глагол.

 КОНКУРС 8. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст.  По итогам конкурса капитаны команд читают текст вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла).

Тогда Солнце начало пригревать путника.

Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» и начал дуть.

Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.

Он дул очень сильно и долго.

Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее.

Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке.

Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.

Правильный вариант.

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике. Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» и начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

КОНКУРС 9. «Поговорим о главном».

Ребята, сейчас вы просмотрите видеоролик. Ваша задача определить его тему и основную идею (мысль), записать их и подобрать на эту тему как можно больше пословиц и поговорок. (Видеоролик о дружбе).

 КОНКУРС  10. «Новогодняя ёлка». Жюри оценивает творческие  работы команд,  подводит итоги.

Учитель: Ребята, каков же главный итог нашей игры? Соберите из волшебных букв слова и прочитайте.  (  МЫ  ДРУЗЬЯ!)  

Учитель. А какой знак остался?  А для чего нам вопросительный знак?  Примерный ответ: « Мы ещё многого не знаем и впереди нас ждут удивительные открытия, в основе каждого — слово!»

Жюри оглашает итоги. Команда-победитель получает звезду на ёлку и снеговика под ёлку.

Учитель. Но главный итог  на доске. Прочитаем волшебные слова: «МЫ ДРУЗЬЯ!»

Рефлексия: На доске  рисуют мелом: если урок понравился— солнышко, если не понравился — тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"

Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов

. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...

Интеллектуальная игра по русскому языку. 7 класс

Лингвистическая игра представляе собой вид дидактической игры, способствующий поддержанию интереса к учению и направленный на добывание знаний за счёт собственных усилий, посредством раскрытия особенн...