Деятельность школьной добровольческой организации «Шаг навстречу» как пример вовлечения обучающихся в общественно-полезный труд.
материал

Адаменко Светлана Валерьевна

Выступление на августовской конференции на тему "Деятельность школьной добровольческой организации «Шаг навстречу» как пример вовлечения обучающихся в общественно-полезный труд".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_adamenko.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад учителя истории и обществознания

МОБУ «СОШ с. Аркадьевка»

Адаменко Светланы Валерьевны

на августовской педагогической конференции 28.08.2019

п. Архара

Тема: Деятельность школьной добровольческой организации «Шаг навстречу» как пример вовлечения обучающихся в общественно-полезный труд.

В современных условиях школа так же, как и раньше, не является только лишь образовательным институтом, а выполняет важную воспитательную роль, а сельская школа тем более зачастую есть главный организатор духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учеников. Воспитание гражданственности и патриотизма - это одна из основных целей школьного обучения, которая достигается посредством сложения различных факторов, в том числе и вовлечения детей в общественно-полезную деятельность. Сложная задача - привитие школьникам осознания того факта, что они являются частью истории нашей страны, неразрывности с Отечеством. Такие задачи глобального масштаба, конечно, не решаются быстро и стихийно, но постепенно, в течение долгих лет обучения, посредством взаимодействия всех участников сферы образования и культуры, а также с помощью различных методов и средств - уроки, классные часы, кружки, клубы, внеклассные мероприятия, экскурсии и т.п. Но по-настоящему уже сегодня почувствовать себя необходимым своему Отечеству, его неотъемлемой частью ученикам помогает вовлечение в добровольческую деятельность.

С чего начинается Родина? Она начинается с малой родины. Научившись ценить и любить своё село, молодой человек будет уважать Отечество и при необходимости защитит его.

На данном этапе истории современное поколение заинтересовано в том, чтобы чувствовать себя приносящим пользу. На самом деле не многих подростков устраивает бесцельное существование, они подсознательно стремятся обрести уважение к себе самим, как вариант, посредством помощи другим. Именно по данной причине мы наблюдаем рост молодёжных организаций различной направленности, призванных приносить пользу, создающихся по всей стране. В них принимают участие тысячи неравнодушных и активных подростков. Такие дети есть повсюду, и их необходимо направлять в нужное русло, организовывать такую деятельность, так как в силу возраста они, возможно, не знают с чего начать. Здесь на первый план для такого подростка выступает участие в добровольческих организациях.

Современное «тимуровское» движение имеет название волонтёрство или добровольческая деятельность, но сущность его одинакова на все времена: помощь всем, кто в этом нуждается. Нет необходимости перечислять здесь виды волонтёрской деятельности, тем более не все они подходят для участия в них несовершеннолетних. Главные принципы волонтёрства - это добровольность и безвозмездность.

На базе нашей школы довольно давно действует добровольческий отряд «Шаг навстречу».

За прошлый учебный год ребята были задействованы в социально значимых мероприятиях. Силами участников отряда была поставлена детская площадка в селе. Мальчишки оказали огромную помощь в установке её элементов. Характерно, что заинтересовались помочь и бывшие ученики школы. Также ребята помогали в благоустройстве стадиона: были установлены скамейки.

Ученики помладше охотно участвуют в сборе мусора в селе.

Силами отряда неоднократно проводилась акция «Чистый берег» - в результате производилась уборка берега реки и озера. При этом школа старается привлекать и жителей села.

Члены добровольческого отряда активно помогают в организации школьных праздников. К 100-летию ВЛКСМ был проведён концерт силами волонтёров. Необходимо отметить, что прошлогодние выпускники принимали в этом концерте заочное участие, подготовив видео номер. Этот факт свидетельствует о том, что ребята остаются неравнодушны к данной деятельности и после окончания школы.

Также добровольцы села Аркадьевка принимали участие в благоустройстве памятника героям Гражданской войны на сопке Известковой. Ребята расчищали дорожку к памятнику, производили отсыпку щебнем. Это мероприятие имело и образовательный эффект: школьников заинтересовала история Гражданской войны в Амурской области, они узнали много нового об истории родного села и района.

Также добровольцы привлекаются для помощи в школьной музейной комнате – при ремонте, работе с информационными ресурсами. Работа с музейными материалами (оцифровка, оформление, обновление) делает школьников сопричастными к истории малой родины. На этой основе они потом пишут исследования, проекты.

 Исключительно по инициативе активных старшеклассников-волонтёров был организован и проведён школьный шахматный турнир: ребята сами составляли турнирную таблицу, сами судили и выявляли победителей. В соревнованиях принимали участие школьники от мала до велика, и каждую перемену только и были заняты: кто-то играл, а кто-то «болел».

Наш отряд принимал участие в районном слёте волонтёров.

Чтобы поощрить активистов отряда «Шаг навстречу», для них был организован товарищеский футбольный матч со школьниками села Касаткино. Ребята так насытились впечатлениями, тем более вернулись домой не с пустыми руками, а с победой. Такие мероприятия не только сплачивают ребят, но и дают мощный стимул для дальнейшей деятельности.

Напомню, что один из главных принципов волонтёрства – это добровольность участия. К сожалению, всё ещё трудно добиться массовости – ведь чувство ответственности сформировано пока далеко не у всех подростков. Но те, кто считают себя членами отряда «Шаг навстречу» - это ребята, на которых можно положиться.

Надо отметить, что, глядя на старшеклассников, вдохновляются и дети помладше – 5, 6 классы. Они стремятся помогать и тоже хотят с гордостью отстаивать честь «Шаг навстречу».

Хотелось бы упомянуть и некие отрицательные тенденции, которые возможно наблюдать в нынешнем добровольческом движении вообще. Часто приходится замечать, что многие добровольческие акции, мероприятия, проводимые некоторыми школьными волонтёрскими отрядами, носят лишь номинальный характер, так сказать «для галочки», для фото.  Мы пытаемся избегать такого популизма, стараемся со школьниками выполнять всё запланированное, добиваемся того, чтобы результат был осязаем. Конечно, наши мероприятия нельзя назвать многочисленными, но они, действительно, весомы. В нашем отряде нужно заработать волонтёрскую книжку. Выходя из школы, наиболее активные ребята имеют десятки часов волонтёрского стажа и продолжают свою деятельность за пределами школы.

Ещё одним негативным моментом, препятствующим развитию волонтёрства на уровне школ (и с этим согласятся все руководители школьных добровольческих организаций) является излишняя отчётность, которая ломает принципы добровольчества, превращает «душевный порыв добра» в «принудиловку» и как следствие замене качественных показателей количественными, что также отрицательно сказывается на результатах деятельности и не решает задач гражданско-патриотического воспитания.

Но, несмотря на эти негативные моменты, в целом, деятельность добровольческих отрядов не только несёт пользу окружающим, но и выполняет важнейшую функцию патриотического воспитания.

Совместно с педагогами нашей школы и ребятами, по возможности их родителями, другими организациями мы планируем продолжать развивать данное направление гражданско-патриотического воспитания посредством вовлечения школьников в общественно-полезную деятельность, ведь она наилучшим образом формирует у детей сознательность и сопричастность к жизни своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практика социального партнерства в процессе организации общественно- полезной и досуговой деятельности»

В статье раскрывается система партнёрства нашего центра школы ,социального центра и библиотеки,совета ветеранов....

Мастер-класс: «Применение элементов хромотерапии на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка) и ОППТ (общественно-полезного производительного труда).

Мастер-класс: «Применение элементов  хромотерапии на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка) и ОППТ (общественно-полезного производительного труда).Обоснование выбора:   Использован...

Формирование духовно-нравственных качеств школьников путем вовлечения в общественно-полезную деятельность

При организованной деятельности детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.Трудовые объединения шк...

Нормативные локальные акты ОО для обеспечения деятельности ППк образовательной организации и специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются цели, задачи, этапы работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях инклюзивного образования....

Особенности деятельности педагога при организации и проведении занятий ТРИЗ с обучающимися».

      Решая изобретательскую задачу, специалист по ТРИЗ ищет решение с высокой идеальностью, то есть такое, которое позволяет добиться необходимого результата с минамальными затр...

Организация общественно-полезной деятельности со средними школьниками

В современных условиях в волонтерском движении накоплен определенный опыт реализации технологий социально-культурной самоорганизации учащейся молодежи. Среди основных механизмов их реализации мы выдел...