«Формирование у обучающихся базовых ценностей российского общества в соответствии с инклюзивными принципами посредством добровольческой деятельности школьной волонтерской площадки «Созидатели»
статья
В стате автор раскрывает принципы организации инклюзивного образования в образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_inklyuzivnye_printsipy.docx | 94.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у обучающихся базовых ценностей российского общества
в соответствии с инклюзивными принципами
посредством добровольческой деятельности
школьной волонтерской площадки «Созидатели»
Е.Н. Рубцова,
директор МБОУ «СОШ № 8»,
город Нефтеюганск
Девиз всех наших дел «Мы вместе!»
Традиционные источники нравственности – это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
–социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Эти базовые ценности легли в основу уклада МБОУ «СОШ №8» города Нефтеюганска. «Школа – страна неравнодушия!» – лозунг, который компактно вбирает в себя ключевые идеи миссии школы.
Миссия школы раскрывается в эмблеме.
Автор эмблемы – выпускница школы 2018 года Живилова Мария (на сегодняшний день обучается в Сургутском педагогическом институте с твердым желанием вернуться в нашу школу педагогом).
Книга: символ уникального достижения человеческой культуры, кладезь мудрости, сокровищница знаний, светоч учения и просвещения.
Три фигурки детей с особыми образовательными потребностями, устремляющиеся вверх, демонстрируют желание достичь успеха.
Фигура выпускника школы, старшего школьника, направляет и поддерживает младших школьников. Причастность его к добровольческому движению обозначена символом волонтеров школы «Созидатели» – сердце.
Забота, бережное отношение взрослых – педагогов и родителей – обозначена парой рук, повторяющих линии сердца и открытых в сторону устремляющихся детских фигур.
В 2002 году по инициативе директора Дерновой Елены Николаевны в школе был открыт класс для позднооглохших учащихся и был сформирован Центр дистанционного обучения. Так начался наш путь к инклюзивной школе. Параллельно решались важные направления:
- Доступная среда. Например, на основе NFC-технологий и мобильных приложений разработана модель интеллектуальной инфраструктуры доступной среды нашей школы, расширяющей возможности восприятия учащихся с ограниченными возможностями здоровья, дополняющей сведения об окружении и улучшающей восприятие информации.
- Повышение квалификации педагогов: 100% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по работе с учащимися ОВЗ
- Коррекция программы развития школы и содержания основных образовательных программ. В Школе реализуются адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ:
- Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
- Для слепых и слабовидящих обучающихся.
- Реализуются индивидуальные учебные планы для учащихся, обучающихся на дому в том числе с использованием дистанционных технологий.
- Разработаны адаптированные рабочие программы по образовательным областям на каждого учащегося, обучающихся в общеобразовательных классах инклюзивно.
Что же такого особенного мы делаем? Хотя, для нас это не является особенным, это наша работа, наша жизнь…
Все 100% учащихся с ОВЗ получают психолого-педагогическую помощь, которая носит адресный характер в соответствии с возрастными особенностями и возникающими трудностями в обучении и воспитании учащихся, с учётом формирования компонента «жизненная компетенции, ориентированного на будущие потребности, с учётом мнения родителей (законных представителей) осуществляется по следующим направлениям:
- диагностическое направление (методика Л.Я.Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в 1-11 классах»);
- коррекционно-развивающие занятия «Уроки психологического развития» (Н.П.Локалова, 1-7 классы), «Снижение тревожности у подростков «Познай себя», (7-11 классы), «Психологическая подготовка учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ «Лицом к лицу с экзаменом» (9-11 классы);
- психологическое консультирование для всех участников образовательных отношений
- помощь в профориентации (информирование о востребованных профессиях, образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования;
- сотрудничество с Нефтеюганским центром занятости населения, отделом по труду социальной защиты населения, учебными заведения города и округа.
Учащиеся с ОВЗ не только активно участвуют, но и побеждают, становятся лауреатами международного, федерального и регионального уровней, получают гранты Главы Города. Портреты ребят размещены на доске почета «Молодежь – гордость Нефтеюганска».
В 2008 году в школе была создана волонтерская площадка «Созидатели». Однозначно можно сказать волонтер – человек особенный! Человек, у которого всегда найдется время на добрые дела и поступки ради благополучия других, не потому что надо, а по доброй воле.
Некоторые становятся волонтерами из-за желания быть всегда в центре событий общественной жизни. Кто-то хочет найти новых друзей. Волонтерство – это всегда новый опыт и практика! Это возможность получить знания и навыки в команде единомышленников!
Сфера деятельности добровольцев в школе широка:
- патриотическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти);
- событийное волонтерство (добровольческая деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровня);
- социальное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на помощь следующим категориям граждан: дети, нуждающиеся в особом внимании государства, пожилые люди, ветераны, люди с инвалидностью и др.);
- инклюзивное волонтерство (совместная добровольческая деятельность людей с инвалидностью и без, направленная на помощь людям, организацию мероприятий, решение социально-значимых проблем общества);
- культурное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирование культурной идентичности, популяризацию культурной сферы среди молодежи и сохранение исторической памяти);
- профилактическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на пропаганду здорового образа жизни, спорта, профилактику негативных проявлений, вредных привычек);
- экологическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем).
Формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную специфику Ханты-Мансийского автономного округа, в соответствии с инклюзивными принципами позволило получить высокую внешнюю оценку:
- В 2015 году школа стала победителем в конкурсе на грант Губернатора.
- С 2017 года школа имеет статус Опорного образовательного центра, обеспечивающий работу с детьми, имеющими особенности развития.
- В 2018 году наша школа, в числе других школ города, принимала делегацию образовательных организаций г. Москвы в рамках проекта «Школы России – партнеры Москвы».
- В 2018 году школа стала лауреатом V Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ" Статья Краевой заочной научно-практической конференции "Историческое образование как социокультурная ценность российского общества" 30 июня 2012 г.
В материалах конференции проводится анализ и поиск решений по актуальным проблемам развития исторического образования в современных условиях, обмен результатами научных исследований и практическим опы...
Система работы учителя по формированию у обучаемых базовых национальных ценностей российского общества
Тема: «Формирование творческой личности черезуроки изобразительного искусства»...
Формирование представлений обучающихся о ценностях семейной культуры во внеурочной деятельности и на уроках технологии
Задача современной школы – укрепить чувство сопричастности ребенка с семьей, раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека...
Проблема формирования позитивного образа учителя в российском обществе
Профессия учитель в современной России за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Образ учителя перестал быть эталоном безупречности и интеллигентности. Каковы предпосылки и как можно...
Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения
Рассматриваются варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения.Ключевые слова. Обучающиеся с умствен...
Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения
Рассматриваются варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения....
ПРЕДМЕТЫ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК И «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» КАК ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОЗИТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Доклад на национальной ХХV лингвометодической конференции, посвященной Году семьи в НГПУ....