Программа внеурочной деятельности «ШКОЛЬНЫЙ ПРЕСС -ЦЕНТР»
методическая разработка (7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный пресс-центр» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО).В условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие:
- знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах;
- владение навыками работы с различными видами информации.
В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать:
- степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их;
- понимание духовного саморазвития и самореализации человека;
- способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulikova_o.v.press-tsentr.docx | 293.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный пресс-центр» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО).
Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю для детей 6-7 классов.
Направление программы: социальное.
В условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие:
- знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах;
- владение навыками работы с различными видами информации.
В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать:
- степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их;
- понимание духовного саморазвития и самореализации человека;
- способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии.
В школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция ученика, здесь же возможна ее корректировка в общепринятой культурной норме.
Таким образом, создаются условия для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.
Данная программа составлена на 1 год и рассчитана на обучающихся 6-7 классов
Планируемые личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты
- Воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе о нравственных нормах.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, учений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
- Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные универсальные учебные действия.
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Извлечение информации из различных источников, умение работать с текстом.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.
- Овладение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Содержание программы
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи
Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся.
Техническое оснащение:
• компьютер;
• 1 сканер;
• 1 принтер;
• 1 мультимедийный проектор с экраном;
• Система организации беспроводной сети
Основы работы с текстом.
-Текст с точки зрения верстки.
- Вставка текстовых блоков.
-Редактирование текстовых блоков.
-Текстовые инструменты.
-Свойства текстового блока.
-Как оформить текст.
Учащиеся должны уметь:
• форматировать символы;
• работать с текстовыми инструментами;
• форматировать абзацы;
• создавать колонки;
• создать и редактировать текстовый блок.
Основы работы с иллюстрациями.
-Как поместить иллюстрацию на страницу.
-Вставка графических блоков.
- Редактирование графических блоков.
- Редактирование рисунков в блоках.
-Импорт иллюстраций.
-Контур вырезания.
Учащиеся должны уметь:
• помещать иллюстрацию на страницу;
• создавать и редактировать графические блоки;
• редактировать рисунки в блоках;
• импортировать иллюстрации из других приложений;
• вырезать иллюстрации.
Верстка страниц.
Задание параметров страницы.
Создание страницы-шаблона.
Совместное размещение текста и графики.
Печать документа.
Учащиеся должны уметь:
• создавать страницу-шаблон ;
• совместно размещать текстовые и графические блоки;
• печатать созданный документ.
Практикум по верстке
Сверстать газетную полосу формата A4.
Учащиеся должны уметь:
• верстать любой вид издательской продукции;
• правильно располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.
Секреты стилистики (Правила хорошей речи)
Язык – важнейшее средство общения; о богатстве русского языка, его роль как языка межнационального. О тексте, типах, стилях речи.
Стилистика лексических средств языка
Стилистические средства словообразования и морфологии.
Стилистические средства синтаксиса.
Функциональная стилистика.
Культура речи
Компьютер и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
• функциональную схему компьютера;
• как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
• состав и назначение программного обеспечения компьютера;
• назначение и основные функции операционной системы.
Учащиеся должны уметь:
• работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
• работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
• инсталлировать программы;
• соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
Методы работы с программами Microsoft Office
Учащиеся должны уметь:
• отменять изменения в документе. Открытие документа Office. Создание нового документа;
• использовать помощника для получения справочной информации. Ввод текста. Практическая работа;
• выделять текст с помощью мыши. Выделение и замена текста с помощью клавиатуры;
• перемещать текст. Выбор и форматирование объектов. Копирование формата с помощью команды Формат по образцу;
• настраивать панели инструментов. Увеличение и уменьшения масштаба. Практическая работа.
Технология обработки текстовой информации:
• Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Печать документов.
• Основные форматы текстовых файлов и их преобразование. Кодировки кириллицы.
• Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).
• Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам.
• Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.
• Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.
Учащиеся должны уметь:
• применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
• вставлять в документ объекты из других приложений;
• создавать типовые документы на компьютере;
• использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.
Тематический план.
№ урока | Количество часов | Наименование разделов, тем | |||
аудиторных | внеаудиторных | ||||
теория | практика | ||||
2 | Журналистика как вид деятельности и профессия | ||||
2 | Профессия – журналист. Этика поведения журналиста | ||||
2 | Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации | ||||
2 | Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати | ||||
1 | 2 | Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером | |||
2 | Сбор возможной информации для своего печатного издания. | ||||
2 | Формат и объем издания. Название и его оформление. | ||||
2 | Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. | ||||
1 | 1 | Оформление заголовка статьи. Подбор иллюстраций к статье. | |||
1 | 1 | Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Составление своей заметки, репортажа. | |||
1 | 1 | Самостоятельный сбор и обработка информации на выбранную тему (по выбору учащегося) | |||
1 | 1 | Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося) | |||
1 | 1 | Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. | |||
1 | 1 | Фоторепортаж, его особенности. Фоторепортаж на заданную тему. | |||
1 | 1 | Верстка печатного издания. Оформление текстов для печатного издания. | |||
7 | 12 | 13 |
Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | Итого | |
Теория | Практика | ||
7 | 12 | 13 | 32 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов |
1. | План работы на месяц. | 3.09 | 2 | |
2. | Распределение обязанностей. Права и обязанности. | 10.09 | 2 | |
3. | Утверждение тематики рубрик для школьного пресс-центра. | 17.09 | 2 | |
4. | Сбор информации: интервью, диалог. | 24.09 | 2 | |
5. | Подведение итогов месяца | 1.10 | 2 | |
6. | Сбор информации: для школьного пресс-центра (День учителя). | 8.10 | 2 | |
7. | Выпуск газеты «Перемена» | 15.10 | 2 | |
8. | Школа юнкоров | 22.10 | 2 | |
9. | Подведение итогов месяца. | 12.11 | 2 | |
10. | Сбор материала для школьного пресс-центра (предметные недели, олимпиады). Отбор и переработка информации. Статья: передовая, проблемная. Виды общения. Речевой этикет (обучение). | 19.11 | 2 | |
11. | Выпуск газеты «Перемена» | 26.11 | 2 | |
12. | Подведение итогов месяца. | 3.12 | 2 | |
13. | Подготовка номера школьной газеты. Сбор информации для школьного пресс-центра (Новогодняя тематика) | 10.12 | 2 | |
14. | Выпуск новогодней газеты | 17.12 | 2 | |
15. | Школа юнкоров | 24.12 | 2 | |
16 | Подведение итогов месяца и полугодия. | 14.01 | 2 | |
17 | Сбор информации для школьного пресс-центра. Художественные приемы и методы при создании тематического репортажа. | 21.01 | 2 | |
18 | Выпуск газеты «Перемена» | 28.01 | 2 | |
19 | Подведение итогов месяца. Культура ведения диалога, диспута, дискуссии (обучение). | 4.02 | 2 | |
20 | Сбор информации для школьного пресс-центра (день св. Валентина, 23 февраля). | 11.02 | 2 | |
21 | Выпуск газеты «Перемена» | 18.02 | 2 | |
22 | Школа юнкоров | 25.02 | 2 | |
23 | Подведение итогов месяца. | 3.03 | 2 | |
24 | Сбор информации для школьного пресс-центра (Международный женский день). | 10.03 | 2 | |
25 | Выпуск газеты | 17.03 | 2 | |
26 | Подведение итогов месяца. | 7.04 | 2 | |
27 | Сбор информации для школьного пресс-центра. | 14.04 | 2 | |
28 | Выпуск газеты «Перемена» | 21.04 | 2 | |
29 | Школа юнкоров | 28.04 | 2 | |
30 | Выпуск специального выпуска газеты | 12.05 | 2 | |
31 | Сбор информации для школьного пресс-центра | 19.05 | 2 | |
32 | Отчет о работе пресс-центра за год. | 26.05 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программное обеспечение Adobe Systems в издательской деятельности школьного пресс-центра
Из опыта работы: педагогическая целесообразность использования продукции Adobe Systems в организации деятельности школьного пресс-центра....
Деятельность школьного пресс-центра как средство адаптации детей и родителей к школе
Статья о роли школьного пресс-центра как средства адаптации учеников к школе...
Рабочая программа дополнительного образования "Школьный пресс-центр"
Программа внеурочной деятельности «Школьный пресс-цент» нацелена на знакомство с детскими печатными и электронными изданиями, совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаи...
ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ « ШКОЛЬНЫЙ ПРЕСС – ЦЕНТР»
Программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня,...
Программа внеурочной деятельности "Школьный пресс-центр"
Приводится программа внеурочной деятельности "Школьный пресс-центр"...
"Организация деятельности школьного пресс-центра"
Горбачева Е.И.«Организация деятельности школьного пресс-центра»Сегодня активно реализуется Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования. Одним из основ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школьный пресс-центр"
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный пресс-центр» социально-педагогической направленности нацелена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся, совершенствованию...