Деятельность школьного пресс-центра как средство адаптации детей и родителей к школе
статья на тему
Статья о роли школьного пресс-центра как средства адаптации учеников к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptatsiya.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Вильгельм О.Ю.
Ткаченко О.В.
Деятельность школьного пресс-центра как средство адаптации детей и родителей к школе.
Успешность адаптации ребёнка к школе, предупреждение и преодоление его дезадаптации зависят от реализации преемственных связей между дошкольным детством и условиями обучения в начальной школе и требуют пристального внимания и участия многих специалистов, в числе которых учителя начальных классов, педагог-психолог, педагог-дефектолог, социальный педагог, воспитатели детских дошкольных учреждений, нередко невропатолог или психоневролог.
Цель координирующей и направляющей деятельности психолого-педагогической службы школы в период перехода ребёнка из дошкольного детства к новой социальной роли школьника – смягчить трудности адаптации, помочь ребёнку в принятии и освоении новой социальной позиции и всей ситуации развития.
I. Первый этап деятельности можно назвать информационно-ориентировочным и выделить в нём следующие действия.
1. Изучение списков будущих учащихся первых классов, выявление так называемых «домашних» детей (не посещающих дошкольные учреждения), выяснение условий их жизни и развития в сотрудничестве с социальным педагогом.
2. Изучение медицинской документации с целью выяснения особенностей психофизического развития, состояния здоровья контингента будущих первоклассников в сотрудничестве с медработниками.
3. Изучение материалов, которые могут быть предоставлены социальным педагогом школы, ИДН, социальными службами города о соответствующих семьях.
4. Посещение учителями начальных классов детских садов с целью предварительного знакомства с будущими первоклассниками и наблюдения за ними в ситуации их дошкольного воспитания.
5. Изучение материалов, отражающих особенности и дошкольный «анамнез» психического развития детей, которые могут предоставить психологи, социальные педагоги, дефектологи, воспитатели детских садов.
6. Систематизация полученной информации с целью предварительного выяснения так называемой группы риска, социального неблагополучия, возможных или точно определённых аномалий развития, соматически ослабленных детей. Это необходимо, чтобы адекватно организовывать психологическое сопровождение ребёнка не по факту дезадаптации, а именно в период его адаптации.
II. Второй этап деятельности – организационно-просветительская работа с родителями.
1. Первое собрание родителей будущих первоклассников. От того, насколько оно продумано и подготовлено, зависит организованность и успешность будущего сотрудничества. Родителям может быть представлена «визитка» начальной школы (в устной и письменной форме), рассказывающая об условиях и особенностях учебно-воспитательного процесса, содержании основной и дополнительной программ обучения. Хорошо, если визитка будет коллективно представлена самими учащимися начальной школы – тогда родители лучше увидят, каковы перспективы взросления их детей в данной школе. Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если дети предварительно ознакомлены с новыми людьми, с предстоящей деятельностью, имеют представления об особенностях обучения в данном учебном заведении. Целесообразно подключить школьную газету и сайт гимназии с целью не только познакомить родителей с интересными мероприятиями, проводимыми в гимназии, но и представить некоторые персоналии. Родителям будущих первоклассников интересно будет узнать о педагогах, которые будут учить их детей не только в начальной, но и в старшей школе. Сайт как периодическое издание может служить средством публикации: учителя могу представить свои наработки. Ученики имеют возможность увидеть плоды своего творчества. Для детей возможность опубликовать свои работы в интернете является мощным педагогическим стимулом. Основные проявления психологической адаптации — взаимодействие, общение с окружающими людьми и его активность. Затрагивая школьные темы, газета и сайт должны время от времени коснуться учителей, имеют право высказываться по вопросам режима и порядка.
Также родители и потенциальные первоклассники смогут увидеть фото мероприятий, которые играют важную роль в воспитании гимназистов. Яркие, живые, интересные фотографии привлекут и самих будущих первоклассников, таким образом создавая положительную мотивацию к учению. Газета является важнейшим средством самовыражения ребенка, подростка, юноши. В разных возрастных группах "журналистское" самовыражение проявляется по-разному. И если для ребенка 8-10 лет - это попытка описать, часто очень наивно, простейшие события обыденной жизни, то самовыражение гимназистов происходит многопланово - через остро критические заметки, но с другой стороны - через чувственную поэзию или философские размышления. Таком образом, школьный пресс-центр играет большую роль в организации бескризисного перехода трёх возрастных психологических групп учащихся: из детского сада в школу, из начальной школы в основную, из основной в среднюю.
Гимназическая пресса имеет общую направленность - поиск связи с ближайшим социальным окружением и, прежде всего, с родителями юных гимназистов.
2. Консультации с различными группами родителей.
III. Третий этап деятельности – изучение психологического развития детей и их готовности к школьному обучению.
Психологическое сопровождение детей в дошкольных учреждениях предусматривает изучение готовности их к школьному обучению, поэтому определенную часть информации о будущих первоклассниках предоставляют психологи и дефектологи детских дошкольных учреждений. Важным является согласование диагностической работы специалистов школы и дошкольных учреждений, исключение ненужного дублирования и обеспечение преемственности в применении диагностических средств.
Список литературы
- Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей.- Самара, 1994.
- Корчак Я.О школьной газете//Избр.пед.произв.- М., 1966
- Горчакова Т.В., Бударина Л.Н. Служу Отечеству пером.- Томск, 2008
- Гонне Жак. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции//Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. М.: ЮНПРЕС, 1994. С10-13
- Гонне Жак. Школьные и лицейские газеты/Ред.и вст.ст. А.В. Шарикова. М.: ЮНПРЕСС, Народное образование.2000.- 200с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программное обеспечение Adobe Systems в издательской деятельности школьного пресс-центра
Из опыта работы: педагогическая целесообразность использования продукции Adobe Systems в организации деятельности школьного пресс-центра....
Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс" (школьного пресс-центра) социального направления 2016-2017 учебный год
В данной рабочей программе внеурочной деятельности прописаны формируемые УУД, цели, задачи, актуальность курса, формы контроля....
Программа внеурочной деятельности "Школьный пресс-центр"
Приводится программа внеурочной деятельности "Школьный пресс-центр"...
Открытое занятие с элементами проектной деятельности «Пресс-релиз как форма работы школьного пресс-центра».
Открытое занятие в рамках работы экспериментальной площадки "Отработка модели сетевого взаимодействия с целью передачи лучших образовательных практик для повышения эффективности деятельности обра...
Программа внеурочной деятельности «ШКОЛЬНЫЙ ПРЕСС -ЦЕНТР»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный пресс-центр» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)...
"Организация деятельности школьного пресс-центра"
Горбачева Е.И.«Организация деятельности школьного пресс-центра»Сегодня активно реализуется Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования. Одним из основ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школьный пресс-центр"
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный пресс-центр» социально-педагогической направленности нацелена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся, совершенствованию...