Программа внеурочной деятельности " Русское народное творчество"
рабочая программа
Данная Программа внеурочной работы предназначена для работы с детьми, имеющими нарушение слуха, срок реализации 5 лет (по 33 часа в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа-интернат
№30 им К.А. Микаэльяна
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
(для начальных классов образовательных учреждений I-го и II-го типов)
Программа может быть использована учителями начальных классов общеобразовательных учреждений при организации работы с учащимися, имеющими нарушение слуха, младших классов. В комплект программы входит тематическое планирование на 5 лет.
Садекова Насимя Фяритовна
Арминская Найля Мубиновна
Москва, 2018 г
“Народность обыкновенно выпускается...
из плана воспитания...
Давайте детям больше и больше
созерцание общего, человеческого, мирового;
но преимущественно старайтесь
знакомить их с этим через родные
и национальные явления...»
В.Г. Белинский
Пояснительная записка
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах: поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора воспитывают и развивают детей, являются образцом речи. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.
Перед учителями стоит непростая задача – познакомить детей и привить им любовь к русскому народному творчеству - в этом и заключается актуальность Программы «Русское народное творчество». Еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. Дети должны хорошо знать культуру не только своего народа, но и культуру русского народа как государствообразующего. Сложность реализации Программы заключается не только в том, что народное творчество в наше время не популярно, и что дети с большим интересом проведут время за компьютером, но и в том, что дети с нарушением слуха имеют некоторые особенности. Работа с учащимися, имеющими нарушение слуха, требует от учителей применение различных методов, приемов и форм воспитания и обучения. В сурдопедагогике (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, М.И.Никитина, М.Л.Любимов, К.И.Туджанова и др.) выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:
1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.
2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся:
а) в незнании значений многих слов,
б) в суженном понимании значения слова,
в) в непонимании грамматической формы слова.
3. Непонимание переносного смысла выражения.
Данная Программа внеурочной работы предназначена для работы с детьми, имеющими нарушение слуха, срок реализации 5 лет (по 33 часа в год). Нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций. Прежде всего, это недоразвитие речи, замедление развития мышления, памяти и др., что приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы – это основная причина того, что на работу над каждой темой отводится длительное время. В Программе не рассматривается конкретно методика работы с детьми с нарушением слуха, Программа рассматривает тему «Русское народное творчество». Формой реализации Программы являются внеурочные занятия. По завершении каждой темы учащимся предлагается выполнить задания. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. Теоретические занятия – это: беседы с использованием иллюстративного материала, плакатов, в том числе, нарисованных самими учащимися; рассказы, в том числе, написанные по тематике учащимися, просмотр фильмов, использование мультимедиа –компьютерные информационные технологии. Практические занятия – наблюдения, игры, подготовка и проведение праздников и флешмобов; составление учащимися рассказов, сообщений, рисование плакатов, рисунков, создание и выпуск стенгазет. Так же хочется отметить, что темы Проекта перекликаются с темами уроков Окружающего мира, Литературного чтения, прослеживаются метапредметные связи с историей, окружающим миром, литературным чтением и т.д.
В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:
- познакомить учащихся с русской народной культурой, рассказать, чему учит, какую народную мудрость передает;
- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о русской народной культуре, традициях и обычаях;
- воспитание коммуникативной культуры детей, умения общаться;
- создавать и расширять словарный запас детей; учить детей употреблять слова в правильной грамматической форме, правильно ставить ударение в словах; учить учащихся правильно строить фразы на русском языке; употребляя слова в правильной грамматической форме; вырабатывать умение пользоваться полученными знаниями в разговорной речи;
- развитие личности и создание основ творческого потенциала;
- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний и умений.
Цели программы:
- воспитание у учащихся толерантности, уважения к русской народной культуре, традициям, воспитание патриотизма;
- воспитание у ребят способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать, укрепление дружеских отношений в коллективе;
- воспитывать интерес, уважение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщать к культуре и литературе русского народа;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;
- формирование умения работать с литературой.
Рассмотреть все жанры народного творчества сложно, поэтому в Программу включены следующие блоки: Устное народное творчество, Русские народные песни и пляски, Быт, Декоративно-прикладное искусство, Народные обычаи, традиции, игры, праздники. Темы интересные, близкие и понятные детям. Так же хочется отметить, что тема Программы «Русское народное творчество» не доставит учителям много хлопот при подготовке к занятиям, т.к. о народном творчестве, о культуре русского народа, написано и издано много книг и всевозможных материалов. Учителя могут использовать свои формы и методы работы, добавлять и исключать темы, уменьшать и увеличивать количество часов для работы над темами.
Устное народное творчество
Тема | Вид, форма работы. Содержание. | Кол-во часов | |
Учитель | Учащиеся | ||
Пословицы и поговорки | Беседа, рассказ об устном народном творчестве. Определение, что такое «пословицы и поговор-ки». Подбор пословиц и поговорок для работы (о труде, дружбе, животных, хлебе, времени и т.д.); на одном занятии можно предложить ребятам ра-боту над пословицами или поговорками о труде, на другом – о дружбе и т.д. Можно предложить учащимся вспомнить, ка-кие пословицы и пого-ворки они знают. Сло-варная, разъяснительная работа. Помощь учащим-ся в создании стенгазеты. | Слушание. Чтение пословиц и поговорок. Выбор и запись пос-ловиц и поговорок. Рисунок. Создание и выпуск стенгазеты. Материалом для стен-газеты служат запи-санные и красиво оформленные на от-дельных листах пос-ловицы и поговорки. | 10 |
Загадки | Беседа, рассказ. Опреде-ление, что такое «загад-ка». Подбор загадок для работы (о труде, дружбе, животных, хлебе, времени и т.д.); подбор иллюстра-ций. Можно предложить учащимся вспомнить, ка-кие загадки они знают. Словарная, разъяснитель-ная работа. По окончании, или в процессе работы над данной темой, можно предложить ребятам сле-дующие задания: выбери картинку с изображением правильного ответа; нари-суй отгадку; придумай за-гадку и т.д. Можно пред-ложить ребятам загадать «свои» загадки одноклас-сникам; выступить с выб-ранными загадками перед учащимися других клас-сов. | Слушание. Чтение за-гадок. Отгадывание загадок. Выбор и за-пись загадок. Рисунок. Сочинение «своей» за-гадки . Выступление перед своими одноклассниками, или перед ребятами других классов (загадывание записанных загадок). | 13 |
Сказки | Беседа, рассказ. Опреде-ление, что такое «сказка». Подбор сказок для работы Можно предложить уча-щимся вспомнить, какие сказки они знают. Чтение сказок, просмотр филь-мов. Словарная, разъяснительная работа. Издательством «Учитель» (г. Волгоград) выпущена серия книг «В сказочной школе». В данных книгах напечатаны сказки и раз-вивающие игры и зани-мательные задания по мо-тивам сказки. Конечно, учитель может выбрать другие книги и сказки. | Слушание. Чтение сказок, в том числе, чтение по ролям. Выполнение заданий. Рисунок. Сочинение «своей» сказки. | 10 |
Русские народные песни и пляски
Тема | Вид, форма работы. Содержание. | Кол-во часов | |
Учитель | Учащиеся | ||
Музыкальные инструменты | Беседа, рассказ о русских народных песнях и плясках, о музыкальных инструментах. Исполь-зование мультимедиа мо-жет позволить «посе-тить», например, Народ-ный музей музыкальных инструментов. Подгото-вить картинки (можно, «раскрашки») с изобра-жением музыкальных инструментов. Словарная, разъяснительная работа. Задание: определить, ка-кой инструмент изобра-жен. | Слушание. Зна-комство с музыкаль-ными инструментами, народными песнями и плясками. «Посеще-ние» музея. Раскра-шивание. Определе- ние и «узнавание» изображенного музы-кального инструмента. | 5 |
Колыбельная | Беседа, рассказ. Опреде-ление, что такое «колы-бельная». Подбор текстов колыбельных. Словарная, разъяснительная работа. Можно предложить ре-бятам сочинить колы-бельную. | Слушание. Чтение текстов колыбельных, заучивание наизусть. Сочинение «своей» колыбельной. | 5 |
Плясовые припевки (частушки) | Беседа, рассказ. Опреде-ление, что такое «частуш-ка». Чтение, просмотр фрагментов фильмов. Словарная, разъяснитель-ная работа. Для использования в работе по следующей теме, можно предложить ребятам сбор материала (запись частушек, рису-нок) для создания стенга-зеты. | Слушание. Чтение, просмотр фрагментов фильмов. Выбор и за-пись частушек. Ри-сунок. Сочинение «своей» частушки . Материалом для стенгазеты служат записанные и красиво оформленные на от-дельных листах час-тушки. | 7 |
Русская народная пляска | Беседа, рассказ. Опреде-ление, что такое «пляс-ка». Просмотр фрагмен-тов фильмов, концертных номеров. Словарная, разъяснительная работа. Совместно с учителем музыки подобрать музы-кальное сопровождение и танцевальные элементы для постановки пляски. Разучивание с ребятами движений и элементов пляски, помощь в проведении флешмоба. | Слушание, просмотр фильмов и концерт-ных номеров. Зау-чивание элементов пляски с последую-щим умением пока-зать эти элементы другим ребятам, про-ведение флешмоба (можно провести на переменах между уро-ками). | 16 |
Быт
Тема | Вид, форма работы. Содержание. | Кол-во часов | |
Учитель | Учащиеся | ||
Русская изба | Беседа, рассказ о русской избе, каждой ее части, убранстве, демонстрация иллюстраций с изобра-жением избы. Использо-вание мультимедиа мо-жет позволить «посе-тить», музей, например, «Русского быта». Подго-товить картинки (можно, «раскрашки») с изобра-жением русской избы, предметов быта. Словар-ная, разъяснительная работа. Задание: опре-делить, что изображено, или попросить ребят нарисовать, что им понра-вилось, запомнилось. | Слушание. Зна-комство с русской избой, ее убранством, предметами домаш-него обихода. «Посе-щение» музея. Раскра-шивание. Определе- ние и «узнавание» изображенного предмета. | 10 |
Труд, воспитание детей | Беседа, рассказ. Словар-ная, разъяснительная работа. Использование мультимедиа может поз-волить «посетить», музей, например, «Русского бы-та». Подготовить картин-ки (можно, «раскрашки») с изображением орудий труда. Задание: опреде-лить, что изображено, или попросить ребят нарисовать, что им понра-вилось, запомнилось. | Слушание. Знакомство с трудом, орудиями. «Посещение» музея. Раскрашивание. Опре-деление и «узнавание» изображенного пред-мета. | 5 |
Русский народный костюм | Беседа, рассказ. Словар-ная, разъяснительная работа. «Посещение», например, «Музея Рус-ского быта», «Музея на-родного костюма». Прос-мотр фильмов, сказок. Подготовить картинки (можно, «раскрашки») с изображением предметов костюма, узоров. Задание: определить, что изобра-жено, или попросить ре-бят нарисовать, что им наиболее понравилось, запомнилось. | Слушание. Знакомство с русским народным костюмом, орнаментом, узорами. «Посещение» музея, просмотр фильмов. Раскрашивание. Опре-деление и «узнавание» изображенного пред-мета. | 9 |
Народный календарь (Месяцеслов) | Беседа, рассказ. Словар-ная, разъяснительная работа. Данный блок можно рассмотреть весь сразу, или знакомить ребят с «событиями» ежемесячно, или «по-сезонно». Так же данная тема может быть рассмотрена/повторена при работе над блоком «Народные обычаи, игры, праздники». Заданием для ребят можно выбрать сбор материала для соз-дания стенгазеты (кол-лективная работа), или «информативных лист-ков» (индивидуальная работа). | Слушание, запись, рисунок. | 9 |
Декоративно-прикладное искусство
Народное декоративно-прикладное творчество разнообразно. Это — вышивка, керамика, художественные лаки, художественная обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д. При работе над данным блоком учитель может выбрать наиболее интересную и близкую именно для данного класса тему, вид искусства, а может предложить работу над определенным видом.
Тема | Вид, форма работы. Содержание. | Кол-во часов | |
Учитель | Учащиеся | ||
Декоративно-прикладное творчество (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Жостово, Павлово-Посадские шали, Шемогодская резная береста, Вологодское кружево и т.д.) | Беседа, рассказ. Исполь-зование мультимедиа мо-жет позволить «посе-тить» музеи и выставки. Словарная, разъясни-тельная работа. Задания могут быть самые разнообразные: рисунок, раскрашивание, лепка, определение вида творчества и т.д. | Слушание. Знакомство с деко-ративно-прикладным искусством. «Посе-щение» музеев. Раскрашивание, рисо-вание, лепка. Опреде-ление и «узнавание» и т.д | 33 |
Народные обычаи, традиции, праздники, игры
Тема обычаев и традиций русского народа необычайно широка и многогранна. Праздники являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Каждый народный праздник в России сопровождается обрядами и песнями. Безусловно, учащиеся знают о таких праздниках, как Новый год, Рождество и т.д., слышали, или знают какие-либо обычаи, традиции, игры. Работа над темами данного блока интересна и близка детям, дает возможность не только познакомиться самим, но и познакомить учащихся из других классов, например, с русскими народными играми (флешмоб). Материалы работы над темами праздников можно использовать и во время проведения общешкольных праздников, таких, как Масленица, Новый год и д.р. Многообразие и большое количество праздников, обрядов, игр позволяет учителям выбрать для работы наиболее подходящую, или интересную для ребят тему, а доступность и большое количество материала помогут в работе.
Тема | Вид, форма работы. Содержание. | Кол-во часов | |
Учитель | Учащиеся | ||
Праздники, обычаи, игры | Беседа, рассказ. Исполь-зование мультимедиа, по-каз фильмов. Словарная, разъяснительная работа. Совместная работа с учи-телем музыки – написание сценариев праздников; разучивание игр с детьми и т.д. | Слушание. Знакомство с обычаями, праздни-ками, разучивание игр, проведение флешмобов. | 33 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Внеклассная работа по развитию речи в школе слабослышащих / Под ред. А.Г. Зикеева и В.В. Тимохина. М., 1978.
- Воспитательная работа в школе слабослышащих / Под ред. Л.В. Никулиной. М., 1981.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Кн.для учителя нач. классов. М., 2002.
- Землянская Е.Н. Современные педагогические технологии начального образования: учебное пособие. М., 2009.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб, 2006.
- Аникин В.П. К мудрости ступенька. – М., 1982.
- Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX–начала XX века. – М., 1979.
- Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанов. М., 1986.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мордовские народные игры» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мордовские народные игры» 1-4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Устное народное творчество»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Устное народное творчество» для 1 класса....
Рабочая программа, внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлению на 2015-2016учебный год
Рабочая программа,внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлениюна 2015-2016учебный год...
Программа внеурочной деятельности "Мир народной культуры" для обучающихся 5 класса
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реал...
Программа кружка внеурочной деятельности "Русские народные узоры"
Цель данного модуля, при помощи многократной тренировки рисования росписи, раскрыть, а самое главное, развить способности учащихся в декоративно-прикладном искусстве, способствуя удовлетворению от про...