Программа внеурочной деятельности "Мир народной культуры" для обучающихся 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс)
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям школьного возраста пятиклассников);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для школьников; необходимость социализации ребёнка);
—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народной культуры, культуры родного края, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мигнинская средняя общеобразовательная школа»
Ермаковского района, Красноярского края
Рассмотрена Согласована Утверждена приказом
на ШМО наМС Директор школы
№ от № от № от
Председатель: Председатель:
(Тенсина Г.Н..) (Ретунская Н.В.) (Назарова Л.Б.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Мир народной культуры»
Срок реализации – 1 год
Короткова Надежда Романовна
(Ф.И.О. учителя-разработчика)
Мигна 2016г
Пояснительная записка
Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. К сожалению, опыт показывает, что для большей части детей и молодежи, несмотря на изучение в школе, отечественная культура так и остается малопонятной и неизведанной.
На сегодняшний день чрезвычайно актуальным становится этническое воспитание, которое способствует правильной самоидентификации личности в рамках своей собственной и мировой культуры, прививает уважение к разнообразию культур и может служить профилактикой в попытке избежать этнических конфликтов.
В данной программе сделана попытка привлекательно подать родную культуру, доказать ее многоаспектность и несомненную значимость для любого образованного человека, пытающего осознать место в культуре и место своей культуры в мировой мозаике культур.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Нельзя предугадать, что именно станет завтра важным, а что потеряет свое значение. В этой ситуации только развитие творческих способностей, интеграция знаний в единую картину мира, ориентация в системе традиционных ценностей служат надежным гарантом адаптации человека к современной жизни. С этой точки зрения наибольшей интегрирующей и смыслообразующей силой обладает язык культуры. Знакомство с ним дает возможность осознанно овладеть любым ее специальным языком, в том числе языком науки, права, политики, искусства и т.д. В этом и состоит основное назначение программа внеурочной деятельности “ Мир народной культуры”.
Культура становится мощным фактором многогранного формирования и развития человека, преобразуя и обогащая потребности личности, превращаясь в человеческое качество. Ее зрелость измеряется тем, как живет и трудится личность, какой образ жизни она ведет, и насколько человеческими являются ее отношения к миру к природе, к другим людям, к самому себе.
Раскрывая взаимосвязь истории, быта, искусства народов России, данная внеурочная деятельность дает возможность поставить и решить три важнейшие проблемы современного школьного образования:
- создание условий для социально-культурной адаптации детей на базе народной культуры;
- развитие образного, творческого мышления, интеграция знаний, получаемых в школе;
- формирование навыков критического мышления в условиях пропагандистского воздействия.
“ Как бы ни понималась роль культурного тысячелетнего наследия в нашей действительности, как бы ни оценивалось прошлое перед лицом настоящего, остается бесспорным, что “ новизна” наших дней не может утвердиться без обращения к старине”. ( Толстой Н.И., Обращение к читателям / Живая старина: журн. – 1994. - № 4. – с.2/
Программа "Мир народной культуры", рассчитана на учащихся пятого класса образовательных учреждений для изучения во внеурочное время и дополнения к курсу истории, русского языка и литературы, мировой художественной культуры.
Характерной чертой и в некотором отношении особенностью данной программы является то, что все уроки, темы, а, следовательно, и разделы автономны. То есть они представляют собой логически завершенные блоки информации с конкретными рекомендациями, вопросами и литературой.
Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).
Особенности содержания программы.
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям школьного возраста пятиклассников);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для школьников; необходимость социализации ребёнка);
—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народной культуры, культуры родного края, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Данная программа внеурочной деятельности состоит:
- Раздел 1. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди
- Раздел 2. Народная культура и современность
- Раздел 3. Предания Сибирской стороны ( по краеведческому материалу)
- Раздел 4. Предания Красноярского края края (по краеведческому материалу)
Цель курса: изучение мира народной культуры России (основных персонажей народных персонажей народных верований языческой и двоеверной Руси; с наиболее известными героями устного и книжного эпоса, с прославленными деятелями древнерусской культуры и государственности), краеведческого материала малой Родины; установление связи народной культуры и современности.
Основными задачами данного курса можно назвать:
- развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные в нашей стране, но и стремящегося их умножить;
- изучение отечественной культуры во всем ее многообразии;
- создание полноценной нравственно-эстетической среды общения;
- развитие творческого креативного мышления;
- увеличение диапазона выбора творческой деятельности;
- формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственное каждой культуре;
- создание мотивации к дальнейшему формированию культурно-исторической памяти;
- совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, основанного на любви к малой Родине, родному языку, культуре;
- изучение данной программы, как посыл для активизации познавательной деятельности.
Организация внеурочной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
Обозначенные цели и задачи направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок, музеев.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу срока обучения учащиеся должны:
- иметь четкие представления о верование языческой и двоеверной Руси;
- знать высший круг языческих божеств;
- знать святых земли Русской;
- уметь называть героев устного и книжного эпоса Древней Руси;
- знать прославленных деятелей древнерусской культуры и государственности;
- знать русские народные праздники, обряды, игры;
- называть и различать народные промыслы России;
- иметь представление отражения языческой мифологии и обрядности в сказках;
- уметь работать с краеведческим материалом;
- осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоения программы кружка «Мир народной культуры» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны, области, района;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире;
- решение коммуникативных задач при общении со сверстниками и взрослыми;
- анализировать и делать выводы на основе систематизированных данных.
Метапредметные
Учащиеся научатся:
- осознавать свою принадлежность народу, испытывать чувство уважения к народным художественным традициям России;
- выражать эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства, к народному творчеству;
- уметь подбирать информационный, иллюстративный материал, используя сайты в Интернете, посвященные народной культуре России;
- организовывать самостоятельную творческую деятельность;
- анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы;
- знать и различать художественные промыслы России;
- переживать праздник как событие;
- понимать историко – событийные народные значения праздников;
- уважать и бережно относиться к праздникам как к историческому наследию своего на-
рода, событию, создающему общность в истории.
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выражать эмоционально – ценностное отношение к прослушанным произведениям на
родного устного, книжного эпоса;
- владеть навыками исследовательской работы;
- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
- работать со словарем, энциклопедией, художественными, поэтическими текстами;
Предметные:
Учащиеся научаться:
- представлять интересные факты из истории своей семьи;
- называть специфические особенности народных игр;
- находить причины и следствия событий, происходящих в историческом пространстве;
- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом временном
пространстве;
- выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
- называть имена великих людей, их достижения, открытия;
- признавать традиции, обычаи народов России;
- рассказывать об истории страны, области, района.
Содержание программы с распределением часов
№ | Раздел. Тема | Содержание | Кол-во часов |
Раздел 1. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди | 15ч | ||
1,2 | Русь языческая. Боги. | Пантеон языческих богов. Знакомство с языческими богами: Перун, Волос, Дажьбог, Сварог, Хорс, Ярило, Стрибог, Мокошь, Род, Берегиня. | 2ч |
3,4 | Неведомая и нечистая сила | С вершин языческой религии, занятых богами, спускаемся в ее нижние сферы, существам “ низшей мифологии”. Они не принадлежали ни подземному миру, ни миру, место их было рядом с людьми – в близлежащих лесах, в распаханных полях, в знакомых всем водоемах, в жилищах, дворах, в хозяйственных постройках…С неведомой и нечистой силой люди имели дело постоянно, о ней нельзя было забывать, на отношениях с нею строилась вся их повседневная жизнь. (Домовой, Хлевник, Овинник, Банник, Леший, Водяной, Русалки, Кикимора, Полудница, Купала) | 2ч |
5,6 | Русь двоеверная. Богородица, ангелы. | С принятием христианства многое изменилось в народной жизни – в повседневном быту, культуре, в обычаях и понятиях русских людей о мире. Полностью сменилась вся внешняя форма религиозной жизни. Ее внутреннее содержание: вместо языческого многобожия пришло и утвердилось понятие единого Бога, все сотворившего и над всеми властвующего; постепенно входило в сознание представления о Сыне Божием Иисусе Христе, распятом, воскресшем и вознесенном на небо, о его апостолах – учениках и последователях, о Богородице и святых, об ангелах, дьяволах и бесах. Культ Богородицы. Сохранение языческих традиций.Таинственные существа ангелы – не боги и не люди – пришли вместе с христианством на смену языческим духам. | 2ч |
7,8 | Святые земли Русской | Христианская Церковь считала своими героями тех, кто совершал во славу и защиту ее какие – либо нравственные подвиги, кто сделал что – либо важное для распространения и утверждения Христовой веры, кто пострадал за нее и дал своей жизнью примеры праведного поведения. Церковь специальным постановлениями причисляла их – праведников, великомучеников – к лику святых. ( Святой Андрей Первозванный, Илья Пророк, Святой Георгий, Святой Николай) | 2ч |
9,10 | Герои устного эпоса | В современной науке под устным эпосом принято понимать песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев: они создавались устным путем, а не сочинялись за письменным столом, они устно исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в поколение. Былина, самый древний вид устного эпоса, сохранившийся в народной памяти на протяжении многих столетий. (Волх Всеславович, Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко) | 2ч |
11,12 | Герои книжного эпоса | Среди героев древнерусской повествовательной литературы есть и реальные исторические лица, и персонажи, рожденные художественным вымыслом. В образах тех и других переплетаются историческая, правда, реальность повседневного народного быта, фантазия. О любом литературном герое можно сказать, что он пришел из жизни и, одновременно, из легенды – устного эпоса, житий, преданий, сказок. Для людей Древней Руси чудесное воспринималось как нечто вполне естественное, чудо и реальность сливались воедино. (Боян, Ярославна, Февронья Муромская, Фома и Ерема) | 2ч |
13,14,15 | Прославленные деятели древнерусской культуры и государственности. | Древнейшая русская летопись “ Повесть временных лет”. Летописи – драгоценные страницы истории России ее начальных веков; события и люди, в них упомянутые, - не выдумка, но зафиксированная историческая память: в ней не только запечатлены факты, но и выражено единое представление о славном начале русской истории. (Рюрик, Олег Вещий, Благоверный князь Владимир Святославович, креститель Руси, первые русские святые мученики Борис и Глеб, Нестор - летописец, Князь Александр Невский, Преподобный Сергий Радонежский, Андрей Рублев) | 3ч |
Раздел 2. Народная культура и современность | 7ч | ||
16,17 | Славянская мифология - сказки | Миф и мифология, основные группы мифов. География сказки. Отражение языческой мифологии в народных сказках. | 2ч |
18,19,20 | Народные праздники, обряды, игры | Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарем. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей. Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. (Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси; Масленица. Великий пост. Пасха; Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день; Спасы. Успение. Покров.) Русские народные игры. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры. | 3ч |
21,22 | Народные промыслы | Русские народные промыслы: Керамика Гжели Хохлома и Жостово Павлопосадские шали Вятская и богородская игрушка | 2ч |
Предания земли Сибирской | 7ч | ||
23 | И встал град светлый и младой… | История основания города Красноярска. | 1ч |
24,25 | О нашей родословной | Сибирская семья. Славянские, скандинавские, христианские, мусульманские имена. Значение имен. Происхождение фамилий и отчеств. Святцы. Современные имена и прозвища. Составление своей родословной. | 2ч |
26, 27 | Знаменитые земляки, их дела, поступки. | Знакомство учащихся с образом В.П.Астафьева, его семьей, местами, связанными с его именем. Виктор Петрович известный писатель, наш земляк. Знакомство с художниками Суриковым В.И. и Каратановым Д.И. их картинами, благотворительными делами | 2ч |
28 | Музей г.Минусинска | Знакомство с историей возникновения музея, ценными экспонатами | 1ч |
29 | Мифы и легенды Краноярского края | О присоединении Сибири Ермаком | 1ч |
Красноярского края | |||
30 | Легенды Сибири — и древние, и современные — по большей части связаны с удивительной природой здешних мест. Причудливые скалы, в которых видятся живые существа со своим характером и настроением, любвеобильный молодец Енисей, сопки, в которых скрыты тайные озера, — их все ищут, да мало кто находит... | 1ч | |
31 | Край жарков и пионов | Купальница — род многолетних травянистых растений из семейства лютиковых. В европейской части России цветы преимущественно жёлтого цвета и называются купавами или купальницами. В Сибири они ярко-оранжевые и потому у нас они зовутся жарками или огоньками. Реже — сибирскими розами. Растут в Сибири повсеместно в лесах и тайге, занимая порой обширные лесные поляны | 1ч |
32, 33 | Достопримечательности Красноярского края | Красноярские Столбы - уникальное явление. О Столбах написано множество книг и статей, снято множество фильмов. Им посвящены стихи, о них написаны песни, они служат источником вдохновения художников. С ними связано множество судеб. На Столбах произошло множество событий. На Столбах родилось и живет уникальное движение столбистов, со своими традициями и своеобразным фольклором. На Столбах воспитаны выдающиеся скалолазы и альпинисты. На Столбах был создан удивительный живой уголок - приют доктора Айболита. В природном парке Ергаки, который находится в горах Западного Саяна Красноярского края, существует удивительное место – Спящий Саян, легенда о богатыре, охраняющем тайгу, связана с ним. Оно представляет собой цепь скал, силуэт которых похож на фигуру человека.
Образ можно различить, глядя с разных углов зрения, что в природе встречается крайне редко. Во многом поэтому ходят споры о том, создана эта скульптура человеком или силами природы. Местные жители и многочисленные туристы верят в чудесное происхождение спящего Саяна. | 2ч |
34 | Итоговый урок | 1ч |
Список информационных источников
1. Мир народной культуры:материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия / сост. В.П. Ватаман. – Волгоград:Учитель, 2009. – 175с.
2. Б.Н. Путилов. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб:Издательский Дом “Азбука – классика”, 2008. – 368с.ил.
3. Аржанцев Б.В. Архитектурно – исторические образы Симбирска: Монография. – Ульяновск: ОГУП “ Облтипография”Печатный двор”, 2004г. – 168с.
4. Гуркин В.А. На Берегах Русского Нила. История изучения территории Симбирского Поволжья. – М., 2005. – 248с., ил.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения
6. Народная культура Поволжья: Методическое пособие/ Под ред. С.Н.Митина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. -84 с.
7. Духовно – нравственное воспитание молодежи Ульяновской области. Учебно – методическое пособие по материала конкурсных работ VII областного Рождественского фестиваля “ Возродим Русь святую!”. Ульяновск, 2012.
8. Духовно – нравственное воспитание молодежи Ульяновской области. Учебно – методическое пособие по материала конкурсных работ VIII Межрегионального Рождественского фестиваля “ Возродим Русь святую!”. Ульяновск, 2013.
9. Сборник материалов I научно – практической конференции “ Духовно – нравственное воспитание. Обощение опыта” в рамках 9 Межрегионального Рождественского фестиваля “ Возродим Русь святую!”. Ульяновск, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской народной культуре, 7 класс
Данная рабочая программа представляет собой школьный компонент МБОУ " СОШ №13" города Вышний Волочёк Тверской области и охватывает период становления руской культуры с 11 по 17 века. Программа р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Народные игры».
Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"
Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"...
Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы"
разработка программы по внеурочной деятельности для 3-4 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные игры"
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Игровая деятельность детей и подростков представляет собой важный фактор их всестороннего гармонического развития. Особое зн...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "НАРОДНЫЕ ИГРЫ" 2-4 КЛАССЫ
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционн...