Программа кружка внеурочной деятельности "Русские народные узоры"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Барсукова Роза-Надежда Михайловна

Цель данного модуля, при помощи многократной тренировки рисования росписи, раскрыть, а самое главное, развить способности учащихся в декоративно-прикладном искусстве, способствуя удовлетворению от процесса работы в разных техниках и направлениях через практическую и эстетическую направленность курса, находя свой стиль и индивидуальность в творчестве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_rospis.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ УЗОРЫ»

Пояснительная записка

Программа «Русские народные узоры» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических навыков. Цель программы не только научить рисованию узоров разных народных промыслов, но и осветить жизнь, культуру  и быт наших предков славян. Так же, программа помогает рассмотреть декоративно-прикладное искусство в целом, знакомя с особенностями композиции, рисунка, техниками, и.т.д.  Декоративно-прикладное искусство способствует формированию и развитию художественного вкуса, творческого видения, способствует развитию усидчивости и аккуратности. Занятия росписью, сближают учащихся с природой, т.к роспись выполняется на деревянных дощечка, тарелках, шкатулках. Программа меж возрастная, предназначена для детей разного возраста 5-6 класса. Данные занятия рассчитаны не только на развитие художественного навыка у учащихся, но и на обогащение их внутреннего мира. Задания для занятий выстроены по принципу «от легкого к сложному», с учетом психофизиологических особенностей детей 5-6 классов.

На занятиях помимо зрительного фото и видео ряда, учащимся демонстрируются наглядные изделия в разных исконно русских стилях, наглядные пособия и печатные задания с упражнениями. Задача учащихся овладеть наглядному виду восприятия увиденного материала, с целью самостоятельного повторения на какой-либо то ни было поверхности.

Цель данного модуля, при помощи многократной тренировки рисования росписи, раскрыть, а самое главное, развить способности учащихся в декоративно-прикладном искусстве, способствуя удовлетворению от процесса работы в разных техниках и направлениях через практическую и эстетическую направленность курса, находя свой стиль и индивидуальность в творчестве.

Актуальность

Курс внеурочной деятельности по изобразительному искусству в общеобразовательной, или художественной школе «Русская народная роспись», содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала учащихся.

Данная программа направлена на развитие интереса учащихся к русским народным промыслам, поэтому состоит как из теоретических, так и практических заданий. Умение высказывать свои мысли и идеи в работе, немало важны наряду с практическими умениями.

Данная программа актуальна тем, что все виды росписей очень яркие и нарядные, а для современного поколения, красочность, является одним из основных способов привлечения внимания к обучающему процессу, за счёт чего,  выполнение практической части задания не кажется трудным, унылым и скучным.

Цель модуля – помочь растущему человеку в культурном образовании, в эстетическом, духовном и интеллектуальном развитии, помочь не забыть традиционные, русские народные промыслы. Приобщение учащихся к народному декоративно-прикладному искусству при помощи обучения практическим навыкам росписи по дереву ( и другим поверхностям).

Задачи:

-познание красоты природы через созерцание с целью переосмысления для стилизации при помощи цветовых и художественных средств;

- освоение различных навыков работы с различными художественными материалами: гуашь, акрил, всевозможные лаки;

- освоить основные как теоретические, так и практические приемы и виды росписи, виды декоративно-прикладной композиции;

- обучить начальным навыкам стилизации

-развить интерес к данному направлению в искусстве, с целью использования полученных навыков в повседневной жизни;

-развитие навыков работы как в коллективе, так и самостоятельно.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

- Формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, народного творчества;

-Освоение особенностей рисования традиционных росписей, таких как : Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Мезень и др;

- Формирование знаний по цветоведению;

- Приобретение навыков работы с росписью (различные виды)

- познакомить детей с многообразием русских ремесел

- сформировать представление у учащихся о композиции в декоративно-прикладном искусстве;

- Обучение навыкам создания композиции;

-сформировать практические навыки создания декоративной работы;

- Приобретение знаний по стилизации объекта.

2.Метапредметные:

- Умение наблюдать, умение анализировать форму и цвет;

- Умение понимать поставленную задачу и выполнять ее;

- Формирование не только выполнять свою работу, но и здраво оценивать ее;

-Умение слышать мнение окружающих, здраво реагировать на критику.

3.Личностные:

- Приобщение учащихся к занятиям творчеством по средствам разнообразных художественных материалов и техник;

- Воспитание эмоционального восприятия окружающего мира, изучению природы, бережного отношение к ней;

- Обогащение внутреннего мира ребенка посредством знакомства с русским народным творчеством, исконно русскими традициями;

Условия реализации программы

Условия набора в коллектив: в объединение принимаются как мальчики, так и девочки 5-6 классов, демонстрирующих интерес к изобразительному искусству. Занятия проводятся в период одной четверти, два раза в неделю по 35 минут. Общее количество часов в программе -18.

Формы организации деятельности детей на занятии:

фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.)

коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (коллективные творческие работы)

групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач;

индивидуальная: организуется для работы с учащимися при разучивании роли, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.

После каждого занятия ребята вывешивают на доску свои работы (мини-выставка), для самоанализа о проделанной работе. В конце каждой темы, учитель оформляет работы и устраивает выставку в холле первого этажа.

Формы и виды контроля:

Занятия на уроке, являются основной формой работы. Для наглядности о проделанной работе, итогом является выставка работ учащихся.

Виды

Формы контроля

Методы и способы контроля

Сроки контроля

Вводный

Фронтальный

Беседа, дискуссия

сентябрь,

октябрь

Текущий

Индивидуальный.

Комбинированный.

Тематических контроль выполненных работ

сентябрь,

октябрь

Заключительный

Итоговая выставка работ

Анализ проделанной работы

октябрь.

Критерии оценки:

- Умение применять полученные знания о видах народной росписи и техниках их рисования в процессе создания художественного образа в том или ином стиле;

- Оригинальность композиции в росписи;

- Грамотная смысловая и визуальная нагрузка в работе;

- Аккуратность выполнения практической части работы;

- Гармоничное сочетание всех этапов выполнения  работы.

Материалы, которые задействованы в модуле (для учащихся): бумага, картон, гуашь/акрил/акварель, трафареты, ножницы, кисти разной толщены, деревянные дощечки разной формы.

Материалы для учителя: проектор, методический планшет, рисунки и наглядные художественные пособия.

Материалы для учителя: проектор, методический планшет, рисунки и наглядные художественные пособия.

Список литературы


1. Азбука рисования [Текст]: курс графической грамотности: объяснительный текст к 18-ти таблицам: пособие для учителей и родителей / Сост. преподавательница школы Жекулиной А.В. Малиновская В.  — Киев, 1905 (на обложке 1904). — 26 л. ил., цв. ил.: ил.; 35х52 см.

  1. Андерсон, Эдуард. «Руководство, по которому не умеющий рисовать может научиться» (1838) [Электронный         ресурс]
  2. Аугсбург де Реско, Лео (1859–?). Рисование по американской системе: Руководство для учителей и родителей: С 142 рисунками / Перевод с английского О.Ивановой. — Санкт-Петербург, ценз. 1905. — [2], 100 с.: ил.; 23.
  3. Баммес Г. "Изображение фигуры человека" М.: Сварог и К, 1999.- 340 с [Электронный         ресурс].

Внеурочная деятельность учащихся

Программа

Кружка изобразительного искусства «Русская народная роспись».

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Тема

Цель

Материал

Содержание

Вводный урок. «Русские  народные узоры»

-инструктаж техника безопасности на занятиях;

- объяснить задачи данного

Модуля;

- презентация учителем предполагаемых результов модуля;

- объяснение/

описание главных стилистических направлений в модуле.

Зрительный ряд (проектор). Изделия с видами росписи которые будут изучаться на курсе внеурочной деятельности «Русская народная роспись».

Дать общие сведения о народных промыслах и ремёслах России. Показ презентации (проектор), демонстрация изделий с видами росписи которые будут изучаться на курсе внеурочной деятельности «Русская народная роспись».

«Гжель»

- познакомить с таким направлением в росписи как «Гжель»;

- познакомить с некоторыми способами/

методиками рисования в данном направлении;

- изучить этапы создания элементов данной росписи;

– изучение композиции  в данном направлении;

- упражнение «мазок».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Гжель»,

бумага, карандаши, акварель.

Изучение направления «Гжель». Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Упражнение «мазок в технике Гжель»

демонстрация наглядного пособия «Гжель», рассмотрение вариантов композиции в данном направлении.

«Гжель»

- изучить такое понятие как «эскиз»;

- изучить особенности работы в технике Гжель,

-работа акварелью «по сырому»

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Гжель»,

бумага, карандаши, акварель.

Рисование эскиза «гжельской розы» на листе бумаги А4, композиция «гжельской розы» внутри нарисованной формы кружки.

«Гжель»

- изучение видов композиции в технике Гжель;

-изучение особенностей переноса изображения с бумаги на форму.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Гжель»,

керамическая (загрунтованная) кружка, акриловая краска, лак.

Перенос композиции с бумаги на керамическую кружку. Завершение работы в технике Гжель.

«Городецкая роспись»

- познакомить с таким направлением в росписи как «Городецкая роспись»;

- познакомить с некоторыми способами/

методиками рисования в данном направлении;

- изучить этапы создания элементов данной росписи;

– изучение композиции  в данном направлении;

- упражнение с традиционным городецким цветком «Купавка».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Городецкая роспись».

Прямоугольная заготовка из листа бумаги (предварительно выкрашенная под цвет дерева),

Гуашь.

Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Эскиз в прямоугольной форме из листа бумаги, с традиционным городецким цветком «Купавка».

«Городецкая роспись»

-перенос композиции в виде карандашного наброска на деревянную заготовку;

- выполнение работы в цвете.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Городецкая роспись».

Деревянная заготовка прямоугольной формы,

акриловые краски,

лак.

Перенос композиции с бумаги на деревянную заготовку прямоугольной формы. Завершение работы в технике «Городецкая роспись»

«Мезенская роспись»

- познакомить с таким направлением в росписи как «Мезенская роспись»;

- познакомить с некоторыми способами/

методиками рисования в данном направлении;

- изучить этапы создания элементов данной росписи;

– изучение композиции  в данном направлении;

- прорисовка элемента данной росписи «мезенский конь».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Мезенская роспись».

Бумажная основа в форме разделочной доски,

гуашь.

Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Эскиз на бумажной основе в форме разделочной доски  с традиционным «мезенским конем».

«Мезенская роспись»

-перенос композиции в виде карандашного наброска на деревянную заготовку;

- выполнение работы в цвете.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Мезенская роспись».

Деревянная заготовка в форме разделочной доски,

акриловые краски,

лак.

Перенос композиции с бумаги на деревянную заготовку в форме разделочной доски. Завершение работы в технике «Мезенская роспись»

«Глиняная игрушка»

- познакомить с такими направлением росписи на глиняных игрушках как: «Филимоновская», «Дымковская», «Каргопольская.»;

- познакомить с некоторыми способами/

методиками рисования в данных направлениях;

- изучить этапы создания элементов каждой из росписи;

– изучение композиции  в данных направлениях;

- упражняться в рисовании трёх разных росписей.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Глиняная игрушка».

Лист А4,

карандаш,

гуашь.

Общие исторические сведения о росписи на глиняных игрушках, таких как : Филимоновская, Дымковская, Каргопольская. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Упражнение на бумаге с элементами узоров трёх разных росписей.

«Глиняная игрушка»

- объяснить задачи предстоящего задания;

- показать предполагаемый результат;

- изучить особенности работы в трёх разных росписях;

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Глиняная игрушка».

Бумажная основа в форме традиционного персонажа глиняной игрушки,

гуашь.

Эскиз на бумаге. Композиция внутри формы с росписью на выбор: Филимоновская, Дымковская, Каргопольская

«Глиняная игрушка»

-перенос задуманной

композиции с бумажного эскиза на глиняную заготовку;

- выполнение работы в цвете.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Глиняная игрушка».

Глиняная фигурка,

гуашь/акрил.

Перенос композиции на глиняную игрушку. Завершение работы в цвете.

«Хохлома»

- познакомить с таким направлением в росписи как «Хохлома»;

- познакомить с некоторыми способами/

методиками рисования в данном направлении;

- изучить этапы создания элементов данной росписи;

-упражнение с традиционной малинкой в технике «Хохлома».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Хохлома».

Бумажная заготовка в форме тарелочки,

гуашь.

Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Эскиз на бумажной основе в форме тарелочки. Выполнение композиции с изображением в центре, традиционной малинки в технике «Хохлома».

«Хохлома»

- перенос композиции с бумажного эскиза на деревянную заготовку;

-проработка деталей.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Хохлома».

Деревянная заготовка в форме тарелочки,

гуашь/акрил,

лак.

Перенос композиции на деревянную заготовку в форме тарелочки

.художественного оформления первого плана будущего изделия.

«Хохлома»

- доработка и прорисовка мелких деталей;

- завершение работы в технике «Хохлома».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Хохлома».

Деревянная заготовка в форме тарелочки,

гуашь/акрил,

лак.

Завершение работы в технике «Хохлома».

«Жостово»

- познакомить с таким направлением в росписи как «Жостово»;

- познакомить с некоторыми способами/

методиками рисования в данном направлении;

- изучить этапы создания элементов данной росписи;

-упражнение с цветками в традиционной технике «Жостово».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Жостово».

Бумажная

заготовка квадратной формы, карандаш,

гуашь.

Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Эскиз на бумажной основе в форме квадрата. Выполнение композиции с тремя цветками в традиционной техники «Жостово».

«Жостово»

- перенос композиции с бумажного эскиза на пластиковую,

квадратную форму чёрного цвета;

-проработка деталей.

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Жостово».

Квадратная, пластиковая заготовка, чёрного цвета.

Перенос композиции на пластиковую, квадратную форму чёрного цвета.

«Жостово»

- доработка и прорисовка мелких деталей;

- завершение работы в технике «Жостово».

Зрительный ряд (проектор).

Наглядного пособия «Жостово».

Квадратная, пластиковая заготовка, чёрного цвета.

Завершение работы в технике «Жостово»

Итоговое занятие

- подведение итогов;

-беседа о пройденном модуле;

- выставка работ.

Зрительный ряд (проектор).

Работы по всем темам модуля.

Общая выставка работ по всем пройденным  темам модуля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка внеурочной деятельности «Путешествие по стране Информатики» (1-2 класс), ФГОС НОО

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...

Программа кружка внеурочной деятельности в 5 классе (ФГОС) "От мультфильмов к презентациям"

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные ...

Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов

Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Народное творчество»

Одним из приемов формирования интереса учащихся является использование нетрадиционного материала для традиционных промыслов в области декоративно-прикладного искусства, что позволяет активизировать уч...

Программа по внеурочной деятельности "Народные промыслы"

Программа по внеурочной деятельности "Народные промыслы"...