Программа кружка внеурочной деятельности "Русские народные узоры"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Цель данного модуля, при помощи многократной тренировки рисования росписи, раскрыть, а самое главное, развить способности учащихся в декоративно-прикладном искусстве, способствуя удовлетворению от процесса работы в разных техниках и направлениях через практическую и эстетическую направленность курса, находя свой стиль и индивидуальность в творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_rospis.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ УЗОРЫ»
Пояснительная записка
Программа «Русские народные узоры» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических навыков. Цель программы не только научить рисованию узоров разных народных промыслов, но и осветить жизнь, культуру и быт наших предков славян. Так же, программа помогает рассмотреть декоративно-прикладное искусство в целом, знакомя с особенностями композиции, рисунка, техниками, и.т.д. Декоративно-прикладное искусство способствует формированию и развитию художественного вкуса, творческого видения, способствует развитию усидчивости и аккуратности. Занятия росписью, сближают учащихся с природой, т.к роспись выполняется на деревянных дощечка, тарелках, шкатулках. Программа меж возрастная, предназначена для детей разного возраста 5-6 класса. Данные занятия рассчитаны не только на развитие художественного навыка у учащихся, но и на обогащение их внутреннего мира. Задания для занятий выстроены по принципу «от легкого к сложному», с учетом психофизиологических особенностей детей 5-6 классов.
На занятиях помимо зрительного фото и видео ряда, учащимся демонстрируются наглядные изделия в разных исконно русских стилях, наглядные пособия и печатные задания с упражнениями. Задача учащихся овладеть наглядному виду восприятия увиденного материала, с целью самостоятельного повторения на какой-либо то ни было поверхности.
Цель данного модуля, при помощи многократной тренировки рисования росписи, раскрыть, а самое главное, развить способности учащихся в декоративно-прикладном искусстве, способствуя удовлетворению от процесса работы в разных техниках и направлениях через практическую и эстетическую направленность курса, находя свой стиль и индивидуальность в творчестве.
Актуальность
Курс внеурочной деятельности по изобразительному искусству в общеобразовательной, или художественной школе «Русская народная роспись», содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала учащихся.
Данная программа направлена на развитие интереса учащихся к русским народным промыслам, поэтому состоит как из теоретических, так и практических заданий. Умение высказывать свои мысли и идеи в работе, немало важны наряду с практическими умениями.
Данная программа актуальна тем, что все виды росписей очень яркие и нарядные, а для современного поколения, красочность, является одним из основных способов привлечения внимания к обучающему процессу, за счёт чего, выполнение практической части задания не кажется трудным, унылым и скучным.
Цель модуля – помочь растущему человеку в культурном образовании, в эстетическом, духовном и интеллектуальном развитии, помочь не забыть традиционные, русские народные промыслы. Приобщение учащихся к народному декоративно-прикладному искусству при помощи обучения практическим навыкам росписи по дереву ( и другим поверхностям).
Задачи:
-познание красоты природы через созерцание с целью переосмысления для стилизации при помощи цветовых и художественных средств;
- освоение различных навыков работы с различными художественными материалами: гуашь, акрил, всевозможные лаки;
- освоить основные как теоретические, так и практические приемы и виды росписи, виды декоративно-прикладной композиции;
- обучить начальным навыкам стилизации
-развить интерес к данному направлению в искусстве, с целью использования полученных навыков в повседневной жизни;
-развитие навыков работы как в коллективе, так и самостоятельно.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
- Формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, народного творчества;
-Освоение особенностей рисования традиционных росписей, таких как : Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Мезень и др;
- Формирование знаний по цветоведению;
- Приобретение навыков работы с росписью (различные виды)
- познакомить детей с многообразием русских ремесел
- сформировать представление у учащихся о композиции в декоративно-прикладном искусстве;
- Обучение навыкам создания композиции;
-сформировать практические навыки создания декоративной работы;
- Приобретение знаний по стилизации объекта.
2.Метапредметные:
- Умение наблюдать, умение анализировать форму и цвет;
- Умение понимать поставленную задачу и выполнять ее;
- Формирование не только выполнять свою работу, но и здраво оценивать ее;
-Умение слышать мнение окружающих, здраво реагировать на критику.
3.Личностные:
- Приобщение учащихся к занятиям творчеством по средствам разнообразных художественных материалов и техник;
- Воспитание эмоционального восприятия окружающего мира, изучению природы, бережного отношение к ней;
- Обогащение внутреннего мира ребенка посредством знакомства с русским народным творчеством, исконно русскими традициями;
Условия реализации программы
Условия набора в коллектив: в объединение принимаются как мальчики, так и девочки 5-6 классов, демонстрирующих интерес к изобразительному искусству. Занятия проводятся в период одной четверти, два раза в неделю по 35 минут. Общее количество часов в программе -18.
Формы организации деятельности детей на занятии:
фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.)
коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (коллективные творческие работы)
групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач;
индивидуальная: организуется для работы с учащимися при разучивании роли, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
После каждого занятия ребята вывешивают на доску свои работы (мини-выставка), для самоанализа о проделанной работе. В конце каждой темы, учитель оформляет работы и устраивает выставку в холле первого этажа.
Формы и виды контроля:
Занятия на уроке, являются основной формой работы. Для наглядности о проделанной работе, итогом является выставка работ учащихся.
Виды | Формы контроля | Методы и способы контроля | Сроки контроля |
Вводный | Фронтальный | Беседа, дискуссия | сентябрь, октябрь |
Текущий | Индивидуальный. Комбинированный. | Тематических контроль выполненных работ | сентябрь, октябрь |
Заключительный | Итоговая выставка работ | Анализ проделанной работы | октябрь. |
Критерии оценки:
- Умение применять полученные знания о видах народной росписи и техниках их рисования в процессе создания художественного образа в том или ином стиле;
- Оригинальность композиции в росписи;
- Грамотная смысловая и визуальная нагрузка в работе;
- Аккуратность выполнения практической части работы;
- Гармоничное сочетание всех этапов выполнения работы.
Материалы, которые задействованы в модуле (для учащихся): бумага, картон, гуашь/акрил/акварель, трафареты, ножницы, кисти разной толщены, деревянные дощечки разной формы.
Материалы для учителя: проектор, методический планшет, рисунки и наглядные художественные пособия.
Материалы для учителя: проектор, методический планшет, рисунки и наглядные художественные пособия.
Список литературы
1. Азбука рисования [Текст]: курс графической грамотности: объяснительный текст к 18-ти таблицам: пособие для учителей и родителей / Сост. преподавательница школы Жекулиной А.В. Малиновская В. — Киев, 1905 (на обложке 1904). — 26 л. ил., цв. ил.: ил.; 35х52 см.
- Андерсон, Эдуард. «Руководство, по которому не умеющий рисовать может научиться» (1838) [Электронный ресурс]
- Аугсбург де Реско, Лео (1859–?). Рисование по американской системе: Руководство для учителей и родителей: С 142 рисунками / Перевод с английского О.Ивановой. — Санкт-Петербург, ценз. 1905. — [2], 100 с.: ил.; 23.
- Баммес Г. "Изображение фигуры человека" М.: Сварог и К, 1999.- 340 с [Электронный ресурс].
Внеурочная деятельность учащихся
Программа
Кружка изобразительного искусства «Русская народная роспись».
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Тема | Цель | Материал | Содержание | ||
Вводный урок. «Русские народные узоры» | -инструктаж техника безопасности на занятиях; - объяснить задачи данного Модуля; - презентация учителем предполагаемых результов модуля; - объяснение/ описание главных стилистических направлений в модуле. | Зрительный ряд (проектор). Изделия с видами росписи которые будут изучаться на курсе внеурочной деятельности «Русская народная роспись». | Дать общие сведения о народных промыслах и ремёслах России. Показ презентации (проектор), демонстрация изделий с видами росписи которые будут изучаться на курсе внеурочной деятельности «Русская народная роспись». | ||
«Гжель» | - познакомить с таким направлением в росписи как «Гжель»; - познакомить с некоторыми способами/ методиками рисования в данном направлении; - изучить этапы создания элементов данной росписи; – изучение композиции в данном направлении; - упражнение «мазок». | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Гжель», бумага, карандаши, акварель. | Изучение направления «Гжель». Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Упражнение «мазок в технике Гжель» демонстрация наглядного пособия «Гжель», рассмотрение вариантов композиции в данном направлении. | ||
«Гжель» | - изучить такое понятие как «эскиз»; - изучить особенности работы в технике Гжель, -работа акварелью «по сырому» | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Гжель», бумага, карандаши, акварель. | Рисование эскиза «гжельской розы» на листе бумаги А4, композиция «гжельской розы» внутри нарисованной формы кружки. | ||
«Гжель» | - изучение видов композиции в технике Гжель; -изучение особенностей переноса изображения с бумаги на форму. | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Гжель», керамическая (загрунтованная) кружка, акриловая краска, лак. | Перенос композиции с бумаги на керамическую кружку. Завершение работы в технике Гжель. | ||
«Городецкая роспись» | - познакомить с таким направлением в росписи как «Городецкая роспись»; - познакомить с некоторыми способами/ методиками рисования в данном направлении; - изучить этапы создания элементов данной росписи; – изучение композиции в данном направлении; - упражнение с традиционным городецким цветком «Купавка». | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Городецкая роспись». Прямоугольная заготовка из листа бумаги (предварительно выкрашенная под цвет дерева), Гуашь. | Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Эскиз в прямоугольной форме из листа бумаги, с традиционным городецким цветком «Купавка». | ||
«Городецкая роспись» | -перенос композиции в виде карандашного наброска на деревянную заготовку; - выполнение работы в цвете. | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Городецкая роспись». Деревянная заготовка прямоугольной формы, акриловые краски, лак. | Перенос композиции с бумаги на деревянную заготовку прямоугольной формы. Завершение работы в технике «Городецкая роспись» | ||
«Мезенская роспись» | - познакомить с таким направлением в росписи как «Мезенская роспись»; - познакомить с некоторыми способами/ методиками рисования в данном направлении; - изучить этапы создания элементов данной росписи; – изучение композиции в данном направлении; - прорисовка элемента данной росписи «мезенский конь». | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Мезенская роспись». Бумажная основа в форме разделочной доски, гуашь. | Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Эскиз на бумажной основе в форме разделочной доски с традиционным «мезенским конем». | ||
«Мезенская роспись» | -перенос композиции в виде карандашного наброска на деревянную заготовку; - выполнение работы в цвете. | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Мезенская роспись». Деревянная заготовка в форме разделочной доски, акриловые краски, лак. | Перенос композиции с бумаги на деревянную заготовку в форме разделочной доски. Завершение работы в технике «Мезенская роспись» | ||
«Глиняная игрушка» | - познакомить с такими направлением росписи на глиняных игрушках как: «Филимоновская», «Дымковская», «Каргопольская.»; - познакомить с некоторыми способами/ методиками рисования в данных направлениях; - изучить этапы создания элементов каждой из росписи; – изучение композиции в данных направлениях; - упражняться в рисовании трёх разных росписей. | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Глиняная игрушка». Лист А4, карандаш, гуашь. | Общие исторические сведения о росписи на глиняных игрушках, таких как : Филимоновская, Дымковская, Каргопольская. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Упражнение на бумаге с элементами узоров трёх разных росписей. | ||
«Глиняная игрушка» | - объяснить задачи предстоящего задания; - показать предполагаемый результат; - изучить особенности работы в трёх разных росписях; | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Глиняная игрушка». Бумажная основа в форме традиционного персонажа глиняной игрушки, гуашь. | Эскиз на бумаге. Композиция внутри формы с росписью на выбор: Филимоновская, Дымковская, Каргопольская | ||
«Глиняная игрушка» | -перенос задуманной композиции с бумажного эскиза на глиняную заготовку; - выполнение работы в цвете. | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Глиняная игрушка». Глиняная фигурка, гуашь/акрил. | Перенос композиции на глиняную игрушку. Завершение работы в цвете. | ||
«Хохлома» | - познакомить с таким направлением в росписи как «Хохлома»; - познакомить с некоторыми способами/ методиками рисования в данном направлении; - изучить этапы создания элементов данной росписи; -упражнение с традиционной малинкой в технике «Хохлома». | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Хохлома». Бумажная заготовка в форме тарелочки, гуашь. | Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Эскиз на бумажной основе в форме тарелочки. Выполнение композиции с изображением в центре, традиционной малинки в технике «Хохлома». | ||
«Хохлома» | - перенос композиции с бумажного эскиза на деревянную заготовку; -проработка деталей. | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Хохлома». Деревянная заготовка в форме тарелочки, гуашь/акрил, лак. | Перенос композиции на деревянную заготовку в форме тарелочки .художественного оформления первого плана будущего изделия. | ||
«Хохлома» | - доработка и прорисовка мелких деталей; - завершение работы в технике «Хохлома». | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Хохлома». Деревянная заготовка в форме тарелочки, гуашь/акрил, лак. | Завершение работы в технике «Хохлома». | ||
«Жостово» | - познакомить с таким направлением в росписи как «Жостово»; - познакомить с некоторыми способами/ методиками рисования в данном направлении; - изучить этапы создания элементов данной росписи; -упражнение с цветками в традиционной технике «Жостово». | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Жостово». Бумажная заготовка квадратной формы, карандаш, гуашь. | Общие исторические сведения о росписи. Наглядные примеры изделий с данной росписью. Эскиз на бумажной основе в форме квадрата. Выполнение композиции с тремя цветками в традиционной техники «Жостово». | ||
«Жостово» | - перенос композиции с бумажного эскиза на пластиковую, квадратную форму чёрного цвета; -проработка деталей. | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Жостово». Квадратная, пластиковая заготовка, чёрного цвета. | Перенос композиции на пластиковую, квадратную форму чёрного цвета. | ||
«Жостово» | - доработка и прорисовка мелких деталей; - завершение работы в технике «Жостово». | Зрительный ряд (проектор). Наглядного пособия «Жостово». Квадратная, пластиковая заготовка, чёрного цвета. | Завершение работы в технике «Жостово» | ||
Итоговое занятие | - подведение итогов; -беседа о пройденном модуле; - выставка работ. | Зрительный ряд (проектор). Работы по всем темам модуля. | Общая выставка работ по всем пройденным темам модуля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка внеурочной деятельности «Путешествие по стране Информатики» (1-2 класс), ФГОС НОО
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...
Программа кружка внеурочной деятельности в 5 классе (ФГОС) "От мультфильмов к презентациям"
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные ...
Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов
Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Народное творчество»
Одним из приемов формирования интереса учащихся является использование нетрадиционного материала для традиционных промыслов в области декоративно-прикладного искусства, что позволяет активизировать уч...
Программа по внеурочной деятельности "Народные промыслы"
Программа по внеурочной деятельности "Народные промыслы"...