РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Устное народное творчество»
календарно-тематическое планирование на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Устное народное творчество» для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Устное народное творчество» | 45.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 142784, г.Москва, г.Московский, ул. Радужная, дом 5. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495) 642-60-96; email:2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ПРИНЯТО: на педагогическом совете ГБОУ Школа №2065 Протокол №1 от 28.08.2015 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Школа №2065 ___________________Н.С.Файдюк 01.09.2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Устное народное творчество»
1Д класс
Составитель: Симонян Л.К.
г. Москва 2015
1. Пояснительная записка
Народное творчество на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения национального своеобразия художественной культуры. Оно стало основой для развития многих жанров профессионального искусства, ему принадлежит огромная роль в процессе эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее емкой и образной форме выражения национального характера каждого народа.
В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной, трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье.
В настоящее время подрастающее поколение мало знает об укладе жизни, культуре и верованиях своих предков. Данная программа позволяет учащимся окунуться в мир гармонии человека с природой, а главное - с самим собой.
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Русская традиционная культура имеет художественную высочайшую ценность. Со временем стал возрастать интерес к традиционному быту, медицине, поверьям, приметам, народной педагогике. Зная свои национальные истоки, дети смогут с уважением и пониманием относиться к культуре других народов.
Воспитание на традиционных культурных ценностях должны идти с рождения. Семья, как носитель, хранитель и передатчик культурных народных ценностей - не всегда соответствует этому названию. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень нравственной жизни и эстетического воспитания детей, то в данный момент эту традицию призваны поддерживать образовательные учреждения.
Этнопедагогика за многие годы выработала разнообразные средства воспитания подрастающего поколения, традициями и образом жизни, этнокультурной историей народа.
У русского народа существуют замечательные творения, в которых воспитываются честность порядочность, преданность идеалам справедливости, что является хорошим источником воспитания национального характера детей. Данная программа включает теоретический курс изучения музыкального и устного народного творчества, куда входит детский фольклор, календарные праздники, славянская мифология, промыслы и декоративно-прикладное искусство, семейные обычаи, устройство дома, народный костюм, причёска и т.д. Программа рассчитана для детей от семи до одиннадцати лет. Периодичность занятий один час в неделю.
1.1. Задачи:
- Знакомить детей с устным народным творчеством.
- Учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественные произведения, отгадывать загадки.
- Знакомство с русскими народными играми.
- Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.
- Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывается в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, что бы проводимая работа способствовала решению общих задач. При составлении плана руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает ему включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.
2. Принцип познавательной активности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3. Принцип наглядности.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего школьного возраста. Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.
4. Принцип поэтапности.
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
5. Принцип вариативности.
Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте). Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
1.2. Цель кружка: пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского детского фольклора.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно- эстетического, патриотического воспитания.
У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства- творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Народные танцы, песня, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, в его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели , предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, воспитания и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
Обозначенные цели направлены на духовно- нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно- нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Народное творчество». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно- нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения, которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения программы факультатива «Народное творчество» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
1.3. Место кружка в учебном плане. Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
2. Содержание программы
Теория: Проведение вводного урока ставит своей целью дать детям представление о богатстве и разнообразии русской народной культуры, об её специфике бытования и о форме её существования. Наглядные примеры (предметы материальной, музыкальной и устной культуры) помогут учителю боле образно дать представление о содержании предмета « Народное творчество». Также необходимо упомянуть о практической части предмета – освоение обрядовых форм, посредством сценических постановок, народных игр, обыгрывание народных сказок и бытовых сценок.
2.1. Потешный фольклор, как часть детского фольклора.
Теория: Детский фольклор – песни, исполняемые детьми, и песни взрослых, адресованные детям.
Жанры потешного фольклора: потешки, прибаутки, загадки, небылицы, дразнилки, скороговорки.
Потешки – забавная ритмизованная сказочка, исполняемая нараспев.
Определение жанров потешного фольклора, предложенное И. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка» (М., 1991).
Потешка – забава, игрушка, утеха.
Прибаутка (от «баять») – складная приговорка, поговорка, острое словцо в пословичной одежде, присказка, прибаска, иногда пустой, но забавный набор слов с тёмными намёками.
Байка – говорение, болтание, гуторка, побасенка, побаска, сказочка, присказка.
Небылицы – небыль, небывальщина, не бывшее доселе, несбыточное, ложь.
Скороговорка – частоговорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения.
Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.
Дразнилка (от дразнить) – умышленно. Практика: Разучивание текстов потешного фольклора, обыгрывание, работа над выразительным исполнением. Создание творческого проекта. Разучивание русских народных игр.
Примерный репертуар.
Потешки:
«Три-та-та, вышла кошка…», «Идет коза рогатая», «Скоро Саше годочек», «Солнышко-ведрышко», «Вот коровушка, буренушка», «А вот козлик-шалунишка», «Я точу, молочу на чужом гумне».
Прибаутки:
«Стучит, бренчит по улице», «Федул, что губы надул», «Здорово, кума», «Ты видел моего теленочка?», «Куда, кум, идешь?»
Загадки:
«Летом вырастают, а осенью опадают», «Лежал, лежал, да в реку побежал», «Дед в шубу одет, наружу мех», «Бородой трясет, лыко дерет, а лаптей не плетет» и др.
Небылицы:
«Чики-чики-чиколочки», «Таракан дрова рубил», «Как петух в печи пироги печет», «По синю морю корабль бежит», «Ехала деревня мимо мужика», «Ай, чу-чу», «А где это видано», «Вы послушайте, ребята».
Дразнилки:
«Резорок с вершок», «Флор», «Ваня едет на быке», «Антошка», «Алеша-белеша», «Ванюша-рамок», «Ерема-Ерема».
Скороговорки:
«Бобры», «Улетели у Маруси», «Стали - ковали», «Веники-помелики», «Хитрая сорока», «Краб крабу сделал грабли», «Сел сокол на колокол».
Молчанки:
«Чок,чок зубы на крючок», «Ехали бояре», «Шел Молчан», «Кони, кони, мои кони», «Прилетели журавли», «Кони-огони», «Венчики, венчики».
Игры: «Барыня», «Садовник», «Весёлая ткачиха», «Дударь», «Фанты», «Ворон», «У бабушки Федосьи», «Редя».
Сказка.
Теория: Сказка – эпический жанр фольклора, преимущественно прозаический. Происхождение сказок из мифов. Сказки социально-бытовые, волшебные, о природе, о животных. Композиция сказки: присказка, зачин, рассредоточенная экспозиция ( появление новых героев на протяжении всей сказки), завязка, троекратные повторы при развитии сюжета, кульминация, совпадающая с развязкой, мораль, концовка. Особенности поэтического языка: метафоры, сравнения, эпитеты, фразеологические обороты. Герои добрые и злые, реальные и фантастические. Промежуточные и иные типы. Народные сказочники. Собиратели русских сказок: А.Н. Афанасьев, И.П. Сахаров. Сказки в русской музыке, композиторы-сказочники: М.И.Глинка, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И.Чайковский.
Практика: Чтение сказок, работа с текстом волшебной сказки. Сочинение сказки по принципу композиции. Постановка сказки.
Примерный репертуар.
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Медведь и комары», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и т.п. - для постановки. Сказки волшебные, бытовые, о животных – для ознакомления по выбору педагога.
2.2. Игры.Считалки.
Теория: Игровой фольклор, как часть детского фольклора. Жанры детского фольклора: считалки, игры.
Считалка – ритмически организованное, рифмованное построение, исполняемое говорком или нараспев с указательными жестами. Разновидности: простейшие, сюжетные, заумные.
Игра (по определению В.И. Даля) – забава, установленная по правилам, и вещи для того служащие. Значение игр во всестороннем развитии человека как в физическом и эмоциональном, так и в интеллектуальном отношении. Обрядовые игры, спортивные народные игры, азартные игры, простые подвижные игры, командные игры.
Практика: разучивание текстов считалок и русских народных игр.
Примерный репертуар.
Считалки: «Первадан, другодан», «Ты куковка, я куковка», «Кошка учится считать», «Возьму из кадушек», «Трынцы-брынцы», «Шла коза по мостику», «Я сказала», «Спиря-Спиридон».
Игры: «Золотые ворота», «Редя», «Пчёлки и ласточка», «Дед Мазай», «Жмурки», «Трифон».
2.3. Масленица.
Теория: Масленица – передвижной праздник лунного календаря. Масленичная неделя или Сырная неделя. Её начало за восемь недель до Пасхи. Преддверие Великого поста. Масленица – праздник поклонения Солнцу. Проводы зимы. Рубеж года по земледельческому календарю. Дни масленичной недели: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – широкий, пятница – тещины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы, прощеный день. Их значения и связанные с ними обряды. Древняя символика круга, связанная с «круговоротом» Солнца, светил и цикличностью жизни. Отражение символики круга в обрядах: катание на лошадях вокруг деревни, круговые хороводы, угощение блинами, оладьями, шанежками и лепёшками. Поминовение предков. Чествование молодых, «бешеные свадьбы» (последние каникулы Великого поста). Обряды разных областей России: взятие снежного городка, кулачные бои, катание с гор, на коньках, на качелях. Масленичная флотилия Петра I, ярмарки, гуляния, балаганы. Ряженья, варение пива в складчину. Банный обряд. Примирение и целование. Сожжение соломенного чучела. Обряд полоскания рта. Тужилки по Масленице. Отражение масленичных обрядов в различных видах искусства.
Практика: Разучивание русских народных игр, слушание музыки, просмотр репродукций, разучивание пословиц и поговорок про масленицу, просмотр мультфильма про масленицу.
Примерный репертуар: Б.М. Кустодиев «Масленица», Маковский «Масленица», Нестеренко «Масленица», П.И. Чайковский «Февраль», Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» хор «Прощай масленица». Мультфильм «Смешарики. Масленица». Игры: «Горелки», «Моргалки», «Шишки, жёлуди, орехи».
2.4. Хоровод.
Теория: Древнее происхождение хороводов. Хоровод как разновидность русского народного театра. Хореографические виды хороводов: «Круговой», «Стенка на стенку»; фигурные: «Капустка», «Вьюн», «Вьюн с плёткой», «Воротца с поцелуями», «Ручеёк», «Корзинка», «Звёздочка», «Карусель», «Гребень», «Колонка», «Стрела» и другие.
Практика: Ознакомление с видами хороводов и разучивание хороводных песен. Просмотр сказки.
Примерный репертуар: «Ручеёк», «Бояре», «Так сеют мак». Фильм- сказка «Снегурочка».
2.5. Семик.
Теория: Семик – праздник цветения молодой растительности, способ способствующий, по поверию древних, обильному плодоношению матушки-земли. Время празднования – седьмая неделя после Пасхи. Праздник передвижной, зависящий от лунного календаря. Соответствие его христианской Троице.
Иные названия семика: «Зелёные святки», «Гряная», «Русальная неделя».
Главный день – четверг.
«На русалку или семик девочки крестят в лесу кукушку, кумятся, завивают венки, на русальной неделе, следующей за Троицею, с Духова дня (перед праздником пятидесятницы) более в лес не ходят порознь, тут гуляют русалки» (Даль В.И. цит. изд.).
Украшение берёзы, вождение хороводов вокруг неё хождение молодых девушек - молодушек с берёзовыми ветками по полю, «русальная трапеза» - кушанья из зерна и яиц (олицетворение растительной силы), плетение венков, гадание, побратимство. Легенды о русалках. Народные поверья и приметы. Практика: постановка обряда семик.
Темы занятий первого года обучения подобраны исходя из психофизиологических особенностей учащихся 7-8 лет.
3. Ожидаемые результаты:
Признак | Показатель |
Интерес к русской традиционной культуре |
|
Углубленные знания русской традиционной культуры |
|
4.1. Учебно-тематический план I год обучения.
Дата№ темы | Название темы | Всего часов |
1 2 3 4 | Вводный урок. Потешный фольклор. Творческий проект: альбом « Детский фольклор» Повторение пройденного материала | 1 4 2 1 |
5 6 | Сказка Постановка сказки | 4 2 |
7 8 | Игры Считалки , дразнилки | 4 4 |
9 | Масленица. История масленицы, её корни. | 3 |
10 11 | Хороводы. Происхождение хороводов Семик | 3 2 |
12 13 | Русские народные игры. Контрольный урок. | 2 1 |
4.2. Календарно-тематическое планирование 1год.
№ занятия | Содержание | Кол-во Час. | Дата план. | Дата факт. |
1 | Вводный урок. | 1 | 04.09 | 04.09 |
2 | Потешка – забава, игрушка, утеха. | 1 | 11.09 | 11.09 |
3 | Прибаутка (от «баять») – складная приговорка | 1 | 18.09 | 18.09 |
4 | Байка – говорение, болтание, гуторка | 1 | 25.09 | 25.09 |
5 | Побасенка, побаска, сказочка, присказка. | 1 | 02.10 | 02.10 |
6 | Небылицы – небыль, небывальщина | 1 | 16.10 | 16.10 |
7 | Скороговорка – частоговорка | 1 | 23.10 | 23.10 |
8 | Повторение | 1 | 30.10 | 30.10 |
9 | Сказка – эпический жанр фольклора | 1 | 06.11 | 06.11 |
10 | Сказки волшебные, о природе, о животных. | 1 | 13.11 | 13.11 |
11 | Особенности поэтического языка: метафоры, сравнения, эпитеты. | 1 | 27.11 | 27.11 |
12 | Сочинение сказки по принципу композиции | 1 | 04.12 | 04.12 |
13 | Постановка сказки «Колобок». | 1 | 11.12 | 11.12 |
14 | Постановка сказки «Репка». | 1 | 18.12 | 18.12 |
15 | Игра (по определению В.И. Даля) – забава, установленная по правилам. | 1 | 25.12 | 25.12 |
16 | Разучивание русских народных игр. | 1 | ||
17 | Обрядовые игры, командные игры. | 1 | ||
18 | Игры «Бояре», «Ручеек». | 1 | ||
19 | Считалки: «Первадан, другодан», «Кошка учится счит» | 1 | ||
20 | «Трынцы-брынцы», «Шла коза по мостику», | 1 | ||
21 | Дразнилки. | 1 | ||
22 | Дразнилки ,сочиняем сами. | 1 | ||
23 | Масленица – проводы зимы. | 1 | ||
24 | Дни масленичной недели | 1 | ||
25 | Мультфильм «Смешарики. Масленица». | 1 | ||
26 | Древнее происхождение хороводов. | 1 | ||
27 | Разучивание хороводных песен. | 1 | ||
28 | Фильм- сказка «Снегурочка». | 1 | ||
29 | Семик – праздник цветения молодой растительности. | 1 | ||
30 | Плетение венков. | 1 | ||
31 | Игра «Садовник» | 1 | ||
32 | Игра «Фанты» | 1 | ||
33 | Придумывание скороговорок | 1 |
5. Материально – техническое обеспечение
1. Жирмунский В.М. Народный героический эпос /В. М. Жирмунский.- М. — Л., 1962.
2. Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы /Д.С. Лихачев.- М. — Л., 1952.
4. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки / Н.В. Новиков.- Л., 1974.
5. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки / Г. Л. Пермяков . -М., 1970.
6. Роды и жанры литературы, кн. 2, М., 1964.
7. Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе / А.П. Скафтымов.- Саратов, 1958.
8. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды 17-19 вв./ К.В. Чистяков . -М., 1967.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мордовские народные игры» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мордовские народные игры» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Магия творчества" 5,6 класс.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым празднико...
Рабочая программа, внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлению на 2015-2016учебный год
Рабочая программа,внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлениюна 2015-2016учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Устное творчество коми народа», 6 класс;
В настоящее время большое внимание уделяется этнокультурному содержанию современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин. В условиях изменившихся социально-экономических и полити...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...
Программа внеурочной деятельности " Русское народное творчество"
Данная Программа внеурочной работы предназначена для работы с детьми, имеющими нарушение слуха, срок реализации 5 лет (по 33 часа в год)....