Своя игра. Конкурс по русскому языку для учащихся 7-8 классов
учебно-методический материал (7, 8 класс)
Разработка внеклассного мероприятия. Положение и задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra_7-8_klass.pptx | 2.64 МБ |
polozhenie_svoya_igra_2019.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История Языкознания 10 20 30 40 50 Средства художественной выразительности 10 20 30 40 50 Интересные факты о писателях 10 20 30 40 50 Фразеологизмы 10 20 30 40 50 1 раунд.
Удивительная грамматика 10 20 30 40 50 Слово и его значение 10 20 30 40 50 Речевые ошибки 10 20 30 40 50 Пословицы и поговорки 10 20 30 40 50 2 раунд.
Из истории языкознания 10 Каково полное название знаменитого толкового словаря В.И. Даля? «Толковый словарь живого великорусского языка»
Из истории языкознания 2 0 В каком году вступила в силу реформа русского правописания, исключившая некоторые буквы русского алфавита ? В 1918 году.
Из истории языкознания 3 0 Как раньше назывался Ъ «твердый знак»? Е р .
Кот в мешке 10 или 50?
Из истории языкознания 50 Считалось, что эта гласная буква не нужна в русском алфавите, так как использовалась она только в иностранных словах. Б уква Э. В XVIII веке её считали ненужной Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков Последний пишет по этому поводу: «Вошла было в нашу азбуку странная литера (буква) для изъяснения слов чужих; однако сей пришелец выгнан ».
Средства художественной выразительности 10 О каком выразительном средстве здесь говорится? МЕТАФОРА Главное в этом средстве то , что не назван сам предмет – о нем надо догадаться, это напоминает нам загадку . Аристотель говорил, что автору такого средства невозможно обойтись без умения подмечать сходство.
Средства художественной выразительности 20 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЭПИТЕТ Назовите , какие выразительные средства использованы автором в данном отрывке. Задремали звёзды золотые. С.А. Есенин
Средства художественной выразительности 30 Назовите, какие выразительные средства использованы автором в данных отрывках: 1) Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам — горы под ним шатаются, в реку заедет — вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи , — остановится, раскинет шатёр — ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт. ( 15 баллов ) Былина «СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ » 2) Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул один, другой Басовым , железным тоном, Точно крыша под ногой . ( 15 баллов ) Александр Твардовский. Поэма «Василий Теркин» ГИПЕРБОЛА СРАВНЕНИЕ ЭПИТЕТ
Кот в мешке 10 или 50?
Средства художественной выразительности 50 Как называется средство художественной изобразительности, которое используется в стилистике фольклорных произведений, а также в «Слове о полку Игореве» : «сабли калёные», «мечи булатные» ? (10 баллов) 2) Назовите приём, к которому прибегает В.А. Жуковский, создавая образ моря: Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, ( 20 баллов) Тревожною думой наполнено ты . 3)Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует Есенин в стихотворении. Укажите эту строку. К старому возврата больше нет. ( 20 баллов) Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет О лицетворение Постоянный эпитет Метафора (Последняя строка)
Интересные факты 1 0 Что было написано на портрете , который подарил В.А. Жуковский А.С. Пушкину? «Победителю–ученику от побежденного учителя».
Интересные факты 2 0 Конан Дойл Именно этот писатель, автор детективов, описал многие методы криминалистики, которые были еще неизвестны полиции.
Интересные факты 3 0 Именно этого в своей внешности Н.В. Гоголь очень стеснялся, поэтому на разных портретах писатель выглядит по-разному. Своего носа
Интересные факты 40 У какого писателя был поразительно неразборчивый почерк с путаницей условных знаков и добавлений? у Л.Н. Толстого
Кот в мешке 10 или 50?
Фразеологизмы 10 В Интернете порой встречается выражение « на волоске от смерти» , например: «Я вообще предлагаю завести отдельную тему: «на волоске от смерти». Соответствует ли оно нормам литературного языка? Если нет, как его исправить? Не соответствует. Правильный вариант: он был на волосок от смерти .
Фразеологизмы 20 Объясните значение фразеологизмов: 1) Иерихонская труба 2) Волк в овечьей шкуре Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается об осаде евреями города Иерихона. Они осаждали его шесть дней, и неизвестно, сколько бы еще продлилась осада, если бы не чудо. На седьмой день священники евреев стали обходить стены города, трубя в трубы. И от их звука стены неожиданно рухнули. Выражение возникло из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» « лицемер » « громкий голос »
Фразеологизмы 30 Подберите русский вариант английским фразеологизмам : Не стоит пороха и дроби Называть лопату лопатой Возить уголь в Ньюкасл - Овчинка выделки не стоит - Называть вещи своими именами - Ездить в Тулу со своим самоваром
Фразеологизмы 40 Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела: 10 баллов Не казать -------------- 10 баллов Отбиться от ---------- 10 баллов До мозга ------------ 10 баллов ------------- не дорос носа рук костей нос
Фразеологизмы 50 Назовите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова « зга » (тропа, дорога), рожон (заостренный кол), кол (небольшой участок земли), просак (станок для кручения веревок), око (глаз) и зеница (зрачок) 10 баллов Не видно не зги 10 баллов Лезть на рожон 10 баллов Ни кола ни двора 10 баллов Попасть впросак 10 баллов Око за око и Беречь как зеницу ока
Кот в мешке 10 или 50? Поляки называют эту ягоду «поземка», а мы? Земляника
Переведите на русский (одним словом) со словенского словосочетание « mlado leto »? Весна Кот в мешке 10 или 50?
Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк». Копилка Кот в мешке 10 или 50?
Удивительная грамматика 10 Дано предложение: Я часто встречался с Зегерс . О ком идёт речь: о мужчине или о женщине? О женщине. Мужские фамилии иноязычного происхождения на согласный склоняются: с Зегерсом .
Удивительная грамматика 2 0 Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа - двое часов . Два часа – обозначение времени, двое часов – два предмета, измеряющих время. Грамматически разница обеспечивается разрядами числительных.
Удивительная грамматика 30 Какова неопределённая форма (инфинитив) глагола вылечу ? Возможны 2 слова: вылечить и вылететь , так как в форме 1 лица ед. числа данные глаголы совпадают.
Удивительная грамматика 4 0 Как правильно сказать: бегите или бежите ? Обе формы правильные. Бегите — глаг. в форме повелит. наклонения, бежите — изъявительного.
Удивительная грамматика 50 Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Петренко, Чуб и Седых. Все трое в составе сборной». Мужская это сборная или женская? Мужская; собирательное числительное трое не сочетается с существительными женского рода
Слово и его значение 10 Кисть . Это омонимы. Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи?
Слово и его значение 2 0 Смерть . Устаревшее слово «живот» означает «жизнь». Подберите антоним к слову живот , встречающемуся в выражениях: живота не жалеть; живот положить . Объясните свой ответ.
Слово и его значение 30 14 слов . Каждое из них можно прочитать с разным ударением. Такие слова называют омографами . Сколько слов здесь записано? (20 баллов) Атлас , орган, кругом, жаркое, обмер , парить, хлопок . Как называются такие слова? (10 баллов)
Слово и его значение 4 0 В Древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей. Почему « столицу » так называют? Каково происхождение слова?
Слово и его значение 50 Устами младенца глаголет истина. В известном выражении все старославянские слова заменили исконно русскими . Получилась фраза: Ртом ребенка говорит правда. Назовите исходное выражение .
Речевые ошибки 10 У дороги стоял старый дуб. Исправьте ошибку в предложении. У дороги стоял пожилой дуб.
Речевые ошибки 2 0 … лед посыпают песком . Исправьте ошибку в предложении. Человек на льду скользит, а чтобы он не скользил, его посыпают песком.
Речевые ошибки 30 Наша команда проиграла из-за отсутствия ведущих спортсменов . Предлог БЛАГОДАРЯ используют при описании «положительных» событий. Исправьте ошибку в предложении. Наша команда проиграла благодаря отсутствию ведущих спортсменов.
Речевые ошибки 4 0 Неправильно. Говядина – это мясо коровы или быка как пища, а свинина – свиное мясо как пища. Поэтому слово «мясо» лишнее. На ценниках в магазине часто пишут мясо говядины, мясо свинины . Правильно ли оформлены такие ценники?
Речевые ошибки 50 Ученик не понял лексического значения слова необходимы , поэтому неправильно его употребил: хотел сказать "невозможно оглядеть и обойти", а получилось "необозримы и очень нужны". Один ученик в сочинении написал: "Необозримы и необходимы просторы нашей страны". В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле? Предложите свой вариант предложения.
Пословицы и поговорки 10 Восстановите пословицу по двум словам: Родина – постоять. Родина – мать, умей за нее постоять.
Пословицы и поговорки 2 0 Чем , согласно поговорке, вышибают клин ? Клином. Клин клином вышибают.
Пословицы и поговорки 30 Закончите пословицу: Никогда не ошибается тот, кто… Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.
Пословицы и поговорки 4 0 Французы говорят: «Хорошему коту — хорошую крысу». А как говорят русские в подобном случае? Б ольшому кораблю — большое плавание.
Пословицы и поговорки 50 В известной пословице каждое слово заменили словом с противоположным значением. И получилось: С бездельем утопишь слона в поле. Назовите настоящую пословицу. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Финальный раунд. В поэме А. Твардовского "За далью - даль” есть строки: И всё, от корки и до корки, Что в книгу вписано вчера, Всё с нами – в силу поговорки Насчет пера и топора . Какую поговорку имеет в виду автор ? Что написано пером, не вырубишь топором.
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном конкурсе-викторине по русскому языку «Своя игра»
1. Общие положения
1.1. Школьный конкурс-викторина по русскому языку «Своя игра» (в дальнейшем — Конкурс) — соревновательное мероприятие между командами учащихся МБОУ школа № 39. В рамках Конкурса команды отвечают на вопросы без предварительной подготовки. Конкурс проходит в формате известной телевизионной викторины.
1.2. Организаторы Конкурса – школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы.
1.3. Настоящее Положение определяет порядок проведения Конкурса, требования к участникам, порядок оценивания и награждения победителей.
2. Участие в конкурсе
2.1. Участниками Конкурса являются команды учащихся 7-8 классов МБОУ школа № 39.
2.2. Участие в Конкурсе является добровольным.
3. Цели, задачи конкурса
3.1 Пробуждение интереса к изучению русского языка и литературы.
3.2 Расширение кругозора детей.
3.3 Повышение уровня грамотности учащихся.
3.4 Выявление одаренных и талантливых детей.
3.5. Создание условий для самореализации учащихся.
4. Организация и проведение конкурса.
4.1. Конкурс проводится в 2 этапа:
1 этап – с 12 по 15 декабря 2019 года – формирование команд-участниц из числа учащихся 7-8 классов МБОУ школа № 39, каждый класс может быть представлен на Конкурсе только 1 командой, в команде может быть от 2 до 5 человек. Участники заранее дают название своей команде, выбирают капитана;
2 этап – 17 декабря 2019 года – проведение соревнования в формате «Своей игры».
4.2. Руководство проведением 1 этапа осуществляют учителя русского языка и литературы, работающие в 7-8 классах. Руководство проведением 2 этапа осуществляет ведущий игры – учитель русского языка и литературы Борисова С.В.
4.3. Во время проведения 2 этапа команды-участницы поочередно выбирают вопросы из предложенных категорий и получают баллы за правильные ответы. Ответы оцениваются как ведущим игры (знающим заранее правильный ответ), так и жюри, формируемым из числа учителей русского языка и литературы. В задачу жюри входит подсчет баллов в течение игры и дальнейшее определение победителей.
Состав жюри: Земятченская М.Л. (председатель), Куртинина Ю.И.
5. Правила игры.
5.1. Конкурс проходит в формате телевикторины «Своя игра», но содержит вопросы и задания по русскому языку и литературе.
5.2. Игра содержит 2 основных раунда и 1 финальный, в котором могут участвовать только команды, имеющие положительное количество баллов на счету.
5.3. В 1 и 2 раунде содержится по 4 категории вопросов. В каждой категории представлены вопросы 5 степеней сложности. За правильные ответы участники могут получать различное количество баллов (от 10 до 50).
Капитаны команд поочередно выбирают категорию и «стоимость» вопроса. Вопросы озвучиваются ведущим, команды дают устные ответы (допускается обсуждение вопроса командой, но не более 30 секунд).
За правильные ответы присуждаются баллы (по стоимости вопроса), за неправильные – снимаются баллы. Возможна ситуация, когда команда имеет отрицательный счет. Если команда не дает ответа, то счет остается неизменным (баллы не снимаются).
Среди основных категорий могут попадаться вопросы рубрики «Кот в мешке». Такие вопросы могут относиться к любой области языкознания и литературоведения. На эти вопросы команда не отвечает, а передает их любой другой команде по своему усмотрению. Команда, получившая «Кота в мешке», может выбрать «стоимость» вопроса (10 или 50) и должна ответить на него.
5.4. В финальном раунде принимают участие команды с положительным счетом. Ведущий озвучивает категорию (тему) вопроса. Участники делают ставку (называют сумму из числа имеющихся баллов). Ведущий задает вопрос и дает время на размышление (3 минуты). Команды должны написать ответ на листах бумаги. По истечении времени листы с ответами передаются жюри. Жюри озвучивает и оценивает ответы.
6. Оценка ответов жюри.
6.1. Жюри оценивает ответы в соответствии с количеством баллов, предусмотренных в каждом вопросе.
6.2. Жюри вправе снизить оценку, если считает, что ответ неполный. В этом случае член жюри должен обосновать свою оценку сразу после ответа команды до перехода хода к следующим участникам.
7. Подведение итогов Конкурса.
7.1. Победителями Конкурса признаются 3 команды, набравшие наибольшее количество баллов по итогам оценивания жюри.
7.2. Команды-победители награждаются дипломами.
Оценочный лист
Этап | Команда 7А | Команда 7Б | Команда 8А | Команда 8Б |
название | название | название | название | |
1 тур | ||||
2 тур | ||||
Финал | ||||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - конкурс по русскому языку «Умники и умницы» предназначен для учащихся 5 класса
С помощью игры можно проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов; развить познавательный интерес к русскому языку; воспитать навык взаимодействия во в...
Игра к уроку русского языка для учащихся 5-6 классов
«Страна по имени Родная речь»...
Своя игра "Семь чудес русского языка"
Презентация включает 7 категорий вопросов (фонетика, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография) по три варианта разной "стоимости". Презентация можно использовать на...
Игра-конкурс по русскому языку "Лингвистический Олимп" для учащихся 7 класса.
Сценарий игры был создан для проведения районного конкурса по русскому языку "Лингвистический Олимп". Участвуя в игре-конкурсе, учащиеся 7 классов могут продемонстрировать свои знания по орфогр...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Игра-конкурс по русскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов
Методическая разработка интеллектуальной игры «Умники и умницы» рассчитана на обучающихся 5-6 классов.Цели мероприятия:с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения прог...
Интеллектуальная игра-конкурс по русского языка в 6 классе
Интеллектуальная игра-конкурс по русского языка в 6 классе Интеллектуальная на тему « Знатоки русского языка»....