Игра-конкурс по русскому языку "Лингвистический Олимп" для учащихся 7 класса.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Сценарий игры был создан для проведения районного конкурса по русскому языку "Лингвистический Олимп". Участвуя в игре-конкурсе, учащиеся 7 классов могут продемонстрировать свои знания по орфографии, орфоэпии, морфологии, фразеологии, лексикологии, синтаксису.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_olimp-2014.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс по русскому языку «Лингвистический Олимп»
Цели: дать учащимся представление о значимости русского языка в мире; помочь увидеть красоту русского языка; стимулировать интерес к изучению русского языка; создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений; воспитывать уважение к русскому языку.
Оборудование: презентация мультимедиа, «черный» ящик, листочки с заданием, ручки, карточки с цифрами 1,2,3.
План проведения мероприятия.
- Вступление.
- Представление жюри.
- Конкурсная программа:
- Визитная карточка (наизусть стихотворение или прозу на тему « Образ Родины в произведениях русской литературы»).
- Тур «Орфография» (Вставить пропущенные буквы)
- Тур «Орфоэпия» – расставить правильно ударение в словах.
- Тур «Лексикология» – по объяснению ведущего угадать слово
- Тур «Фразеология» ( «Отгадай фразеологизм по рисунку»)
- Тур «Морфология» - (за какое-то время вспомнить и записать как можно больше частей речи на определенную тему);
- Тур «Синтаксис»
- Тур «Словари»
- Игра со зрителями
- Подведение итогов
- Награждение
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, любители русского языка. Приветствуем вас на уже ставшей традиционной игре «Лингвистический олимп». (слайд 1) Уже который год мы собираемся в этом зале, чтобы проверить свои знания по русскому языку. В нашей игре принимают участие представители 7 классов из школ района. Давайте поприветствуем их.
(Представление участников игры-конкурса)
Пожелаем удачи и везения участникам в нелегкой борьбе.
Разрешите вам представить неподкупное жюри.
Будет баллы строго ставить,
За ошибки вас журить.
(Представление жюри)
Надо очень постараться,
Веру в них не обмануть.
Ну, ребята, вы готовы?
Что ж, желаю в добрый путь!
Русский язык – уникальный феномен национальной культуры.
Сегодня наша встреча посвящена русскому языку. Россия – это не только огромная территория, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому слову, родному языку, и посвящается наша встреча.
Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено!
(Художественная миниатюра «Россия» - (слайды 2 – 27)
Русский язык – это наша история, наше богатство, культура; это язык Александра Сергеевича Пушкина, Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева, Константина Георгиевича Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.
Русские писатели, мастера слова, восхищались русским языком, отмечали его различные стороны, особенности, своеобразие.
Лингвистический Олимп – 2014 посвящен теме «Образ Родины в произведениях русской литературы» (слайд 28)
- И Первый тур нашего конкурса традиционный – это визитная карточка (слайд 29). Ребята расскажут о любви к России словами русских классиков.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ( конкурсанты читают наизусть) (слайд 30).
- Сценка «На необитаемом острове» (слайд 31)
Двоечники.
- Неужели мы на необитаемом острове?
- Можно ничего не делать!
- Не учить какие-то орфограммы правильного написания.
- не склонять слова!
- Клево!
- Скучно только, что весёлых перемен нет!
(Поют на мелодию песни «Вместе весело шагать».
Вместе весело скакать в переменку (3 раза)
И кого-то вдруг лягнуть под коленку (3 раза)
А в столовой все ребята жуют здорово:
Раз – котлетка, два – пюре, и всё прожевано.
Выпьют чаю и бегут скорей по этажам,
Но совсем-совсем не хочется в школу нам.
- Ой, что-то есть захотелось…
- Да, сейчас хотя бы пирожок.
- Так, обед откладывается. Солнце припекает.
- Давай построим шалаш!
- А ты умеешь?
- Может, лодку построим?
- Ты что, здесь физику надо знать.
- Ура! Придумал! Давай напишем письмо!
- Точно, давай писать.
(Пишут письмо на листе ватмана. Затем показывают письмо зрителям)
«Мы, ученики Лычакской школы, папали на ниабитаемый остров и просим помащи. Нас нильзя аставить на острове».
- По-моему, здесь нужна запятая (исправляют ошибки)
- Теперь точно спасут. (Раздается гром, двоечники встают на колени, протягивая руки к небу)
- Господи, спаси нас!
- Помогите нам выбраться отсюда!
- Я буду хорошо учиться!
- Я выучу все падежи!
- А я – орфограмму правописания безударных гласных!
- Мы все будем делать правильно – только спаси!
Ведущий: Вот что бывает, если не учить русский язык!
Ведущий: И Следующий тур «Орфография», мы назвали его «Долой кляксы». (слайд 32) Уважаемые участники конкурса! Перед вами на столе находятся листочки. Пожалуйста, возьмите верхний. Перед вами текст. ЗАДАНИЕ: необходимо удалить кляксы, а вместо них вставить нужные буквы. На это задание дается 1 минута. Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. Давайте же будем помнить об этих корнях. |
(После того как участники выполнили задание и сдали работы на проверку жюри, идет коллективная проверка вместе со зрителями. (слайд 34)
Ведущий:
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
3 тур «Орфоэпия». (слайд 35) Возьмите следующий листочек. ЗАДАНИЕ: за одну минуту во всех словах поставить ударение. (слайд 36) Квартал, каталог, груженый, начал, звонит, средства, договор, дефис, предложить, щавель, углубить, жалюзи, прибыла, красивее. |
(проверка (слайд 37), выставление баллов)
Ведущий:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
4 тур, который вам придется пройти, называется «Лексикология». (слайд 38) Состоит он из двух этапов. | ||
Первый этап называется «Черный ящик». (слайд 39) У меня приготовлены загадочные «черные ящики», в которых лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет, который находится в ящике. Каждый угаданный предмет приносит вам 1 балл. Итак, начнем.
| ||
Ведущий: Переходим ко второму этапу под названием «Гости из прошлого». (слайд 40) Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые падают, ─ так же и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие.
Ребята, сейчас мы с вами перекинемся на много лет назад и послушаем разговор барыни и служанки. Прислушайтесь и постарайтесь услышать и записать в столбик устаревшие для нашего времени слова. Сценка «Барыня и крепостная». - А теперь напротив каждого записанного устаревшего слова запишите то слово, которое оно обозначает сейчас. (Дается время на выполнение задания). Ведущий: Наши участники справились с заданием, участники могут сдать свои листочки жюри. Давайте все вместе посмотрим, какие слова встретились в сценке. (слайд 41) | ||
А пока жюри будет подводить предварительные итоги, мы немного поиграем со зрителями. (слайды 42 - 46) (игра со зрителями по фразеологизмам) Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: … (водой не разольешь) Мы исходили городок Буквально… (вдоль и поперек) И так устали мы в дороге, Что еле.. (волочили ноги) Фальшивят, путают слова, Поют… (кто в лес, кто по дрова). Товарищ твой просит украдкой Ответ списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… (медвежью услугу). История эта давно позабыта. И вряд ли найдешь, … (где собака зарыта) В одной избе случилась ссора. Решили избежать позора – … (не выносить сор из избы) Не огорчайся, Вася! Пускай болит живот… Ты только в третьем классе – …. (до свадьбы заживет!) Не разобраться в простейших вопросах? В мире полно дураков и дурех: Очень легко … (заблудиться в трех соснах), Если считать не умеешь до трех. Если б из сыра делали книжки, Грамоту быстро освоили б мышки: Били б от Пушкина мышки в восторге И сказки читали б … (от корки до корки) | ||
Ведущий: Как вы догадались, мы переходим к следующему 5 туру «Фразеология» (слайд 47) Фразеологизм недаром молвится, Без них прожить никак нельзя, Они великие помощники И в жизни верные друзья! Вам предстоит отгадать фразеологизм по рисунку. За каждый правильно отгаданный фразеологизм каждый из вас получит по одному баллу. (слайды 48-58) (Выполняют задание на листочках, затем сдают работы жюри) Ведущий: Пока жюри проверяет работы конкурсантов, давайте и мы с вами просмотрим еще раз все фразеологизмы и убедимся, правильно ли мы угадали их. (слайды 59 - 69) | ||
Ведущий: 6 тур «Морфология» называется «В погоне за существительным» (слайды 70 - 72) Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обозначающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и отрицательные. Задание понятно? Тогда приготовились. Начали. | ||
(пока конкурсанты выполняют задание, проводится игра со зрителями « Исправь пословицу» (слайды 73 - 82) Ведущий : Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.
|
(Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков») (слайд 83) Вы правильно подумали, ребята. Мы подошли к 7 разделу «Синтаксис и пунктуация» (слайд 84). Вам сейчас предстоит поработать над предложением. Уважаемые участники! Возьмите, пожалуйста, таблички с номерами 1 и 2. Работа по слайдам. (4 слайда) (слайды 85 - 88) |
Ведущий: Словари – это вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь, извлечь из него. 8 тур «Словари» (слайд 89 - 95). Вам нужны теперь таблички 1,2,3. Вы должны по назначению словаря определить его название. Вариантов 3. Вы выбираете один правильный. - Он даёт лексическое значение слова. (Толковый) - Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов) - Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический) - Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический). - Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический). - Он содержит сведения о написании непроверяемых и труднопроверяемых слов. (Орфографический). |
Ведущий. Вот и закончился наш лингвистический поединок. Мы надеемся, что он вам понравился, и вы узнали много интересного о нашем родном языке.
Заключение: По праву русский язык велик и могуч. Почаще вспоминайте слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (слайд 96)
Пока наше строгое жюри будет подводить итоги и определять победителя, мы с вами послушаем песню ….
Подведение итогов. (слайд 97)
(награждение зрителей, набравших наибольшее количество жетонов в играх со зрителями)
Ведущий: Итак, жюри готово объявить победителя.
(Подведение итогов, вручение грамот и призов)
Ведущий: Мы от души поздравляем всех, кто сегодня стал лучшим, кто добрался до вершины Олимпа. Тем, у кого сегодня не все получилось, напоминаем, что это просто игра и не последнее испытание в вашей школьной жизни.
Мы благодарим всех за участие и внимание. Спасибо за работу моим помощникам и членам жюри.
На этом мы прощаемся с вами и желаем вам творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - конкурс по русскому языку «Умники и умницы» предназначен для учащихся 5 класса
С помощью игры можно проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов; развить познавательный интерес к русскому языку; воспитать навык взаимодействия во в...
Игра-конкурс для учащихся 5-8 классов "Дело мастера боится"
Цель: в рамках недели технологии выявить уровень знаний и умений, учащихся по образовательной области «Технология», а именно:название профессий, область применения данной профессии;название пред...
Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.
Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы. Поэтому наиболее подходи...
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра – конкурс «Поэзия без границ» для учащихся 2 – 9 классов.
Быстро меняющиеся реалии нашей жизни, новые вызовы времени требуют от учителя изменения вектора образовательной, воспитательной работы и технологических решений...
Игра-конкурс «Почему мы так говорим» (для учащихся 6 класса)
Игра-конкурс «Почему мы так говорим» (для учащихся 6 класса)Внеклассное мероприятие «Почему мы так говорим» проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учеб...
Игра-конкурс «Знатоки сказок» (урок литературы в 5 классе)
Аннотация: в материале к уроку литературы в 5 классе предложена игра-конкурс "Знатоки сказок"Игра состоит из отборочного конкурса и 7 заданий.Задание 1. Назовите сказку по её началу.Задание ...
Своя игра. Конкурс по русскому языку для учащихся 7-8 классов
Разработка внеклассного мероприятия. Положение и задания....