Игра-конкурс по русскому языку "Лингвистический Олимп" для учащихся 7 класса.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Ковалева Аксана Ивановна

  Сценарий игры был создан для проведения районного конкурса по русскому языку "Лингвистический Олимп". Участвуя в игре-конкурсе, учащиеся 7 классов могут продемонстрировать свои знания по орфографии, орфоэпии, морфологии, фразеологии, лексикологии, синтаксису. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskiy_olimp-2014.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс по русскому языку «Лингвистический Олимп»

Цели: дать учащимся представление о значимости русского языка в мире; помочь увидеть красоту русского языка; стимулировать интерес к изучению русского языка; создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений; воспитывать уважение к русскому языку.

Оборудование:  презентация мультимедиа,  «черный» ящик,  листочки с заданием, ручки, карточки с цифрами 1,2,3.

План проведения мероприятия.

  1. Вступление.
  2. Представление жюри.
  3. Конкурсная программа:

- Визитная карточка (наизусть стихотворение или прозу на тему « Образ Родины в произведениях русской литературы»).

- Тур «Орфография»  (Вставить пропущенные буквы)

- Тур «Орфоэпия»  – расставить правильно ударение в словах.

- Тур «Лексикология»   – по объяснению ведущего угадать слово

- Тур «Фразеология»  ( «Отгадай фразеологизм по рисунку»)

- Тур «Морфология» - (за какое-то время вспомнить и записать  как можно больше частей речи на определенную тему);

- Тур «Синтаксис»

- Тур «Словари»

  1. Игра со зрителями
  2. Подведение итогов
  3. Награждение

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте,  любители русского языка. Приветствуем вас на уже ставшей традиционной игре «Лингвистический олимп». (слайд 1) Уже который год мы собираемся в этом зале, чтобы проверить свои знания по русскому языку. В нашей игре принимают участие  представители   7 классов из школ района. Давайте поприветствуем их.

(Представление участников игры-конкурса)

Пожелаем  удачи и везения участникам в нелегкой борьбе.

Разрешите вам представить неподкупное жюри.

Будет баллы строго ставить,

За ошибки вас журить.

(Представление жюри)

Надо очень постараться,

Веру в них не обмануть.

Ну, ребята, вы готовы?

Что ж, желаю в добрый путь!

Русский язык – уникальный феномен национальной культуры.

Сегодня наша встреча посвящена русскому языку. Россия – это не только огромная территория, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому слову, родному языку, и посвящается наша встреча.

Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено!

(Художественная миниатюра «Россия» - (слайды 2 – 27)

Русский язык – это наша история, наше богатство, культура; это язык Александра Сергеевича Пушкина, Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева, Константина Георгиевича Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

Русские писатели, мастера слова, восхищались русским языком, отмечали его различные стороны, особенности, своеобразие.

Лингвистический Олимп – 2014 посвящен теме «Образ Родины в произведениях русской литературы» (слайд 28)

  1. И Первый тур нашего конкурса  традиционный – это визитная карточка (слайд 29). Ребята расскажут о любви к России словами русских классиков.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ( конкурсанты читают наизусть) (слайд 30). 

  1. Сценка «На необитаемом острове»  (слайд 31)

Двоечники.

- Неужели мы на необитаемом острове?

- Можно ничего не делать!

- Не учить какие-то орфограммы правильного написания.

- не склонять слова!

- Клево!

- Скучно только, что весёлых перемен  нет!

(Поют на мелодию песни «Вместе весело шагать».

Вместе весело скакать в переменку (3 раза)

И кого-то вдруг лягнуть под коленку (3 раза)

А в столовой все ребята жуют здорово:

Раз – котлетка, два – пюре, и всё прожевано.

Выпьют чаю и бегут скорей по этажам,

Но совсем-совсем не хочется в школу нам.

- Ой, что-то есть захотелось…

- Да, сейчас хотя бы пирожок.

- Так, обед откладывается. Солнце припекает.

- Давай построим шалаш!

- А ты умеешь?

- Может, лодку построим?

- Ты что, здесь физику надо знать.

- Ура! Придумал! Давай напишем письмо!

- Точно, давай писать.

(Пишут письмо на листе ватмана. Затем показывают письмо зрителям) 

«Мы, ученики Лычакской школы, папали на ниабитаемый остров и просим помащи. Нас нильзя аставить на острове».

- По-моему, здесь нужна запятая (исправляют ошибки)

- Теперь точно спасут. (Раздается гром, двоечники встают на колени, протягивая руки к небу)

- Господи, спаси нас!

- Помогите нам выбраться отсюда!

- Я буду хорошо учиться!

- Я выучу все падежи!

- А я – орфограмму правописания безударных гласных!

- Мы все будем делать правильно – только спаси!

Ведущий: Вот что бывает, если не учить русский язык!

Ведущий:

       И Следующий тур «Орфография», мы назвали его «Долой кляксы». (слайд 32)   Уважаемые участники конкурса! Перед вами на столе находятся листочки. Пожалуйста, возьмите верхний.

Перед вами текст.   ЗАДАНИЕ: необходимо удалить  кляксы, а вместо них вставить  нужные буквы.  На это задание  дается 1 минута.

            Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему,  что умещается в одном слове – Родина?

        Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер.

        Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его  предшественников, красотой, наполненной  в веках. Давайте же будем помнить об этих  корнях.

 (После того как участники выполнили задание и сдали работы  на проверку жюри, идет коллективная  проверка вместе со зрителями. (слайд 34)

Ведущий:

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

3 тур «Орфоэпия». (слайд 35) Возьмите следующий листочек.  

ЗАДАНИЕ: за одну минуту во всех словах поставить ударение.    

(слайд 36)

Квартал, каталог, груженый, начал, звонит, средства, договор, дефис, предложить, щавель,  углубить, жалюзи, прибыла, красивее.

(проверка (слайд 37),  выставление баллов)

Ведущий:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

4 тур, который вам придется пройти, называется «Лексикология». (слайд 38) Состоит он из двух этапов.

Первый этап называется «Черный ящик». (слайд 39) У меня приготовлены загадочные «черные ящики», в которых лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет, который находится в ящике. Каждый угаданный предмет приносит вам 1 балл.

Итак, начнем.

  1. В нее можно поместить водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Ее можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в нее концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. И это все о?   (вода)
  2. Ее нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была почти на вес золота. Ее помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что это за съедобный предмет? (соль)
  3. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Ее можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет?  (шапка)
  4. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но  с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в этом «черном ящике». Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И.А. Крылова. Я надеюсь, что вы догадались,   кто это?   (рак)
  5. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые садисты любят вставлять в него палки. На нем даже можно жить, а можно в нем вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Что это?    (колесо)
  6. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «черном ящике»?    (Ключ) 
  7. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда его просят,  а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это?  (хлеб)
  8. Имя апостола Петра в переводе с древнегреческого обозначает то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень)
  9. С  ее помощью древнегреческий герой Тезей нашел выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а в непогоду ни одной ее сухой не остается. Что это за предмет?       (Нить)
  10. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, афиной и Афродитой. И, представьте себе, из-за него даже началась война! Когда  тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)

    Ведущий:    Переходим ко второму этапу под названием «Гости из прошлого». (слайд 40)

Так же, как из года в год меняют леса

свои листья – старые падают, ─ так же и слова 

ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и 

 крепнут, как дети, на смену другие.

 

Ребята, сейчас мы с вами перекинемся на много лет назад и послушаем разговор барыни и служанки. Прислушайтесь и постарайтесь услышать и записать в столбик устаревшие для нашего времени слова.

Сценка «Барыня и крепостная».
-Марфа!Марфа!
-Слушаюсь барыня.
-Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!
-Никак не лытаю, барыня.
-Что за дело пытаешь?
-В хоромах прибираюсь.
-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!
-Слушаюсь, барыня.
-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!
-Примите барыня.
-Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?
-Вразумела, барыня. Будет исполнено.

- А теперь напротив каждого записанного устаревшего  слова запишите  то слово, которое оно обозначает сейчас.  (Дается время на выполнение задания).

Ведущий: Наши участники справились с заданием, участники могут сдать свои листочки жюри. Давайте все вместе посмотрим,  какие слова встретились в сценке.

(слайд 41)

 А пока жюри будет подводить предварительные итоги, мы немного поиграем со зрителями.  (слайды 42 - 46)   (игра со зрителями по фразеологизмам)

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

… (водой не разольешь)

Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперек)

И так устали мы в дороге,

Что еле.. (волочили ноги)

Фальшивят, путают слова,

Поют… (кто в лес, кто по дрова).

Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь… (медвежью услугу).

История эта давно позабыта.

И вряд ли найдешь, … (где собака зарыта)

В одной избе случилась ссора.

Решили избежать позора –

… (не выносить сор из избы)

Не огорчайся, Вася!

Пускай болит живот…

Ты только в третьем классе –

…. (до свадьбы заживет!)

Не разобраться в простейших вопросах?

В мире полно дураков и дурех:

Очень легко … (заблудиться в трех соснах),

Если считать не умеешь до трех.

Если б из сыра делали книжки,

Грамоту быстро освоили б мышки:

Били б от Пушкина мышки в восторге

И сказки читали б … (от корки до корки)

Ведущий:  Как вы догадались, мы переходим к следующему 5 туру «Фразеология» (слайд 47)

Фразеологизм недаром молвится,

Без них прожить никак нельзя,

Они великие помощники

И в жизни верные друзья!

 Вам предстоит отгадать фразеологизм по рисунку. За каждый правильно отгаданный фразеологизм каждый из вас получит по одному баллу. (слайды 48-58)

(Выполняют задание на листочках, затем сдают работы жюри)

Ведущий: Пока жюри проверяет работы конкурсантов, давайте и мы с вами просмотрим еще раз все фразеологизмы и убедимся, правильно ли мы угадали их. (слайды  59 - 69) 

Ведущий: 6 тур «Морфология»  называется «В погоне за существительным» (слайды  70 - 72)

Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обозначающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и отрицательные. Задание понятно? Тогда приготовились. Начали.

(пока конкурсанты выполняют задание, проводится игра со зрителями « Исправь пословицу» (слайды  73 - 82)

Ведущий :

       Пословицы недаром молвятся,

       Без них прожить никак нельзя!

       Они великие помощницы

       И в жизни верные друзья. 

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

  1. Скучен день до вечера, коли делать уроки
  2. Кто мало говорит, тот больше съедает.
  3. Друзья познаются на контрольной.
  4. Мал ноутбук, да дорог.
  5. Трудно в учении – легко на каникулах.
  6. После драки шапками не машут.
  7. Одна голова хорошо, а две некрасиво.
  8. Чтение – лучшее мучение.
  9. Одна нога здесь, а другая в гипсе.

(Просмотр отрывка из  мультфильма «В стране невыученных уроков») (слайд 83)

Вы правильно подумали, ребята. Мы подошли к 7 разделу «Синтаксис и пунктуация» (слайд 84). Вам сейчас предстоит поработать над предложением.

 Уважаемые участники! Возьмите, пожалуйста, таблички  с номерами 1 и 2.  

Работа по слайдам.  (4 слайда) (слайды 85 - 88)

Ведущий: 

Словари – это вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь, извлечь из него.

 8 тур «Словари» (слайд 89 - 95). Вам нужны теперь таблички 1,2,3.  Вы должны  по назначению словаря определить его название. Вариантов 3. Вы выбираете один правильный.

- Он даёт лексическое значение слова.  (Толковый)

- Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)

- Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

- Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).

- Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).

-  Он содержит сведения о написании непроверяемых и труднопроверяемых слов. (Орфографический).

Ведущий. Вот и закончился наш лингвистический поединок. Мы надеемся, что он вам понравился, и вы узнали  много интересного о нашем родном языке.

Заключение: По праву русский язык велик и могуч. Почаще вспоминайте слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (слайд 96)

 Пока наше строгое жюри будет подводить итоги и определять победителя, мы с вами послушаем песню ….

Подведение итогов. (слайд 97)

(награждение  зрителей, набравших наибольшее количество жетонов в играх со зрителями)

Ведущий: Итак, жюри готово объявить победителя.

(Подведение итогов, вручение грамот и призов)

Ведущий: Мы от души поздравляем всех, кто сегодня стал лучшим, кто добрался до вершины Олимпа.   Тем, у кого сегодня не все получилось, напоминаем, что это просто игра и не последнее испытание в вашей школьной жизни.

Мы благодарим всех за участие и внимание. Спасибо за работу моим помощникам и  членам жюри.

На этом мы прощаемся с вами и желаем вам творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - конкурс по русскому языку «Умники и умницы» предназначен для учащихся 5 класса

С помощью игры можно проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов; развить познавательный интерес к русскому языку; воспитать навык взаимодействия во в...

Игра-конкурс для учащихся 5-8 классов "Дело мастера боится"

Цель: в рамках недели технологии выявить уровень знаний и умений, учащихся по образовательной области «Технология», а именно:название профессий, область применения данной профессии;название пред...

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра – конкурс «Поэзия без границ» для учащихся 2 – 9 классов.

       Быстро меняющиеся реалии нашей жизни, новые вызовы времени требуют от учителя изменения вектора образовательной, воспитательной  работы и технологических решений...

Игра-конкурс «Почему мы так говорим» (для учащихся 6 класса)

Игра-конкурс «Почему мы так говорим» (для учащихся 6 класса)Внеклассное мероприятие «Почему мы так говорим» проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учеб...

Игра-конкурс «Знатоки сказок» (урок литературы в 5 классе)

Аннотация: в материале к уроку литературы в 5 классе предложена игра-конкурс "Знатоки сказок"Игра состоит из отборочного конкурса и 7 заданий.Задание 1. Назовите сказку по её началу.Задание ...

Своя игра. Конкурс по русскому языку для учащихся 7-8 классов

Разработка внеклассного мероприятия. Положение и задания....