Игра к уроку русского языка для учащихся 5-6 классов
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Страна по имени Родная речь»
Игра к уроку русского языка для учащихся 5-6 классов.
- «Разминка»
В названиях многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, «Аленький цветочек» С.А. Аксакова. Задание – вспомнить, какие прилагательные пропущены в следующих названиях произведений.
Задание 1.
*А. Погорельский «… курица»
* В. Гауф «… Мук»
* А.М. Волков «Семь… королей»
* Х.К. Андерсен «… королева»
* А.Н. Толстой «… ключик, или приключения Буратино»
* В.Г. Губарев «Королевство… зеркал»
* Х.К. Андерсен « … утенок»
* Братья Гримм «…. портняжка»
* Е.Л. Шварц «Сказка о … времени»
* П.П. Бажов «… копытце»
Задание 2. «Объяснялки»
Назвать одним словом
1. Растет на огороде, кладут в винегрет, бывает на платье. (Горошек)
2. Её любят кушать, шофер её крутит, это жена барана.(Баранка)
3. Туда иногда садятся, сейчас ими пользоваться немодно, раньше их все надевали в дождь (Калоши)
4. Это есть у девочки, бывает у песка, в деревне она нужна в июле (Коса)
5. Он бегает в лесу, так называется прическа у мальчиков, есть такой торт (Ёжик)
6. Она растет в огороде, есть такая игра, иногда на нее похож нос (Картошка)
7. Её любят все ученики, туда все спешат, после нее трудно бегать (Столовая)
8. Некоторые любят его есть, его всегда не хватает, от него становишься грязным (Мел)
9. Без него нельзя обойтись, оно висит на стене, если я болею, мне мама говорит: «Позвони Маше и узнай» (Расписание)
Задание 3. «Перевертыши»
Задача – расшифровать перевертыши пословиц, поговорок, сказок, названий книг.
Перевертыши поговорок
1. «Уйти от новой стиральной машины» («Остаться у разбитого корыта»)
2. «Лысина – мужское безобразие» («Коса – девичья краса»)
3. «Курица кабану подружка» («Гусь свинье не товарищ»)
Перевертыши названий художественных произведений
1.»Счастье от глупости» («Горе от ума»)
2. «Закон и поощрение» («Преступление и наказание»)
3. «Прибитые штилем» («Унесенные ветром»)
4. «Девочка – великан» («Мальчик-с-пальчик»)
5. «Толстяк смертный» («Кощей Бессмертный»
6. «Ты забыла ужасную вечность» («Я помню чудное мгновенье»)
2. «Какого рода род?»
Имя существительное имеет род, но по родам не изменяется, в каких бы формах мы его не употребляли. Исключения бывают очень редко. Однако бывали случаи, когда слово «уходило» от одного рода к другому. Например, занавес когда-то был занавесью, зал – залой, санаторий – санаторией и т.д. А вот представьте бы что бы получилось, если бы существительное изменялось по родам так же , как по падежам или числам? Например, стол – «столиха», «столихо». Итак, задание – измените род имен существительных (мужской на женский)
Задание
*козел –
* бобер-
*осел –
*оса-
*стрекоза-
*лев-
*медведь-
*повар-
*портной-
*учитель-
3.«Ура глаголу»
Глагол – одна из важнейших частей речи в русском языке. Недаром слово «глагол» в Древней Руси обозначало человеческую речь вообще. В словаре В.И. Даля читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». В современном русском языке с помощью только глагола можно сделать все. Можно передавать разные виды информации.
Задание
Исправьте ошибки в детских высказываниях.
- «Нарисовай мне барбоса»
- «Спей мне песенку о глупом мышонке»
- «Почесай меня»
- «Мама сердится, но быстро удобряется»
- «Ох, какой пузырь выпузырился»
- «Замолоточь этот гвоздик»
- «Смотри, как налужил дождь»
- «Часы часикают»
4. «Кое-что о б антонимах»
Следующее задание – перекрестный блицтурнир. Я называю слово, команды по очереди называют антоним к нему.
Задание- добавить
Добро – зло, бедность – богатство, небо-земля, сильный – слабый, веселый – грустный, вверх- вниз, вперед – назад, плакать – смеяться
5. «Устойчивые словосочетания – фразеологизмы»
Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые, умные книги.
Чем больше слов находится в распоряжении человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа.
Задание
Подобрать к предложенным словам фразеологизмы.
- Забыл. (Вылетело из головы)
- Небрежно (Спустя рукава)
- Быстро (Во весь дух)
- Обманывать (Пускать пыль в глаза)
- Дремать (Клевать носом)
- Медленно (В час по чайной ложке)
6. «Что вы имели в виду»
Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре В.И. Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57000 слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. Но, к большому сожалению, грамотная речь стала редкостью. Не всегда мы правильно употребляем слова, не зная их смысла. А иногда используем слова иностранного происхождения, забывая о синонимах, которые есть в родном языке.
Итак, задание – подобрать к словам иностранного происхождения синонимы из русского языка.
Задание
- Блеф (англ.bluff) –выдумка, ложь
- Хобби (англ. hobby) - увлечение
- Гангстер (англ. gangster) - бандит, грабитель
- Репринт (англ. reprint) – перепечатка, переиздание
- Фантом (франц. fantome, от греч. phantasma) - призрак
- Раритет (нем. Raritat, от лат. raritas) – редкость
7. «Так много слов хороших»
Ребята, перед вами слово «Языкознание», вы должны, используя буквы этого слова, составить как можно больше других слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная игра по русскому языку для учащихся 7-8 классов "Кто хочет стать миллионером"
Интерактивная игра поможет учителю в занимательной форме проверить знания учащихся по всем разделам русского языка: фонетике, лексике, словообразованию, пунктуации, истории языкознания....
Урок русского языка для учащихся 8-х классов «Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей»
Цели урока: 1. Повторить основные сведения об односоставных предложениях;2. Обобщить и углубить знания по темам «Публицистический стиль речи» и «Ху...
Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8
Презентация подготовки к ЕГЭ по выявлению средств художественной выразительности. Учащиеся различных возрастных категорий тренируются в выявлении паронимов и парономазии в художественных произведениях...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Своя игра. Конкурс по русскому языку для учащихся 7-8 классов
Разработка внеклассного мероприятия. Положение и задания....
Грамматические игры на уроках русского языка как средство повышения грамотности учащихся
В современной методике и практике обучения русскому языку в школе все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию различных, форм, методов и средс...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Ф.И.О. Смирнова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов, город Санкт-Петербург Использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития по...