"Организация деятельности учащихся в группе продлённого дня"
методическая разработка (5 класс)

Евласова Татьяна Владимировна

Работая с детьми, каждый воспитатель ежедневно решает ряд наиважнейших задач. Одной из них является научить детей взаимодействовать друг с другом, общаться. Сейчас в условиях внедрения ФГОС для формирования УУД особое внимание уделяется таким формам работы как работа в парах (первый опыт в школе дети получают на уроке, общаясь с соседом по парте) и группах, поэтому считаю, что работа по экипажам после уроков является подготовкой к работе по группам на уроках.

 

Группа продленного дня " ЦЙТЙЗЕНJОУРНАЛ.ЙНФО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_deyatelnosti_uch-sya_v_gpd.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Организация деятельности учащихся в группе продлённого дня

Работая с детьми, каждый воспитатель ежедневно решает  ряд  наиважнейших задач. Одной из них является научить детей взаимодействовать друг с другом, общаться. Сейчас в условиях внедрения ФГОС для формирования УУД особое внимание уделяется таким формам работы как работа в парах (первый опыт в школе дети получают на уроке,  общаясь  с соседом по парте) и группах, поэтому считаю, что работа по экипажам  после уроков является подготовкой к работе по группам на уроках. Думаю, у каждого педагога накоплен и разработан богатейший материал по данной теме, хочу поделиться одним из видов работ, которые я использую во внеурочной воспитательной деятельности, работая в группе продлённого дня.

Сначала несколько слов, как я формирую экипажи. В первом классе пока дети ещё не очень хорошо знают друг друга, на группы делимся по жребию. Я заранее заготавливаю жетоны разного цвета или формы, ребята  рассаживаются в соответствии с выбранным  по жребию цветом, обсуждаем правила и необходимость такой формы работы, распределяем поручения внутри группы, которые дети выполняют  по очереди, т.е. меняются в течение месяца. Таким образом, каждый может попробовать себя и в роли командира, ассистента (помощника) воспитателя, художника-оформителя, цветовода и т.д. Дети задумываются над тем, с чем им легче справится, а что не получается. Некоторые осознают, что быть главным капитаном не так-то просто, это ответственное дело, надо отвечать за данное слово и выполнять порученные дела. В будущем, когда дети становятся более самостоятельными, при выборе поручений почти нет споров, кто кем будет, каждый выбирает себе дело по силам. В дальнейшем состав групп сохраняется, бывает незначительное движение между друзьями.

 Вернёмся к одному из видов работ. Каждую неделю вывешиваю в классном уголке 4 блока вопросов (блиц – заданий, по одному на экипаж) на разные темы.  В течение недели дети ищут ответы, идут в библиотеку, спрашивают у родителей, вместе находим в Интернете. Вопросы бывают простые и сложные. Если ответ очевиден, дети проверяют, уточняют информацию, правы ли они. Затем дети приносят ответы мне, проверяем вместе. В конце недели ребята устраивают блиц - викторины для других групп, если ответ дан неверно, то ответственный за вопрос должен исправить ошибку. Таким образом, за неделю дети узнают ответы на более чем на 60 вопросов из разных областей. В процессе деятельности формируются следующие умения:

- доброжелательность и доверие при взаимодействии друг с другом;

- проявляют внимание и интерес больше узнать,

- мотивируют свои действия;

- расширяют познавательные интересы;

- осознают необходимость самосовершенствования;

- оценивают собственную деятельность;

- работают с разными источниками информации;

- узнают новое, подтверждают полученную информацию;

- планируют свою деятельность;

- взаимодействуют в группе.

Привожу примеры блоков с вопросами. В первом классе по 1 вопросу на каждого ученика, во втором по 2-3, в  3 – 4 больше, дети сами составляют мини-викторины.

Мир профессий.

  • Инженер, повар, строитель – это…(профессии)
  • Кто обучает школьников основам разных наук?
  • Кто главный на корабле?
  • Кто помогает сохранить здоровье домашним животным?
  • Кто главный человек в лесу?
  • Кто сочиняет музыку?
  • Кто исполняет произведения композитора?
  • Кто управляет самолётом: поднимает его в воздух, ведёт по нужному курсу, приземляет на аэродроме?
  • Кто пишет книги?
  • Кто старается сделать здания не похожие друг на друга?
  • Кому в работе нужны кисти, краски и мольберт?
  • Кто добывает из-под земли каменный уголь?
  • Кто водит посетителей музея по залам, рассказывает про экспонаты?
  • Кто путешествует по разным местам  и изучает недра земли?
  • Благодаря его мастерству на сцене оживают разные герои?
  • Кем работал Печкин из книги про дядю Фёдора?
  • Кто делает гвозди, подковы и другие вещи из разогретого металла?
  • Кто шьёт одежду для детей и взрослых?
  • Протекает дома кран, кто его починит?
  • Кто готовит к работе в театре и цирке зверей и птиц?

Природа и мы.(1ч)

  • Природное явление, качающее верхушки деревьев.
  • Он может ударить и среди ясного неба.
  • Естественный водоём.
  • Маленькая речка.
  • Большой ком снега.
  • Волга, Дон, Днепр…
  • Маленький участок реки, который можно перейти.
  • Линия обрыва.
  • Зелёный островок пустыни.
  • Во что превращается вода при кипении?
  • Водный поток.
  • Долгий гул, например от грома.
  • Между ночью и днём.
  • Залив, стоянка для судов.
  • Восход солнца.
  • Ледяные кристаллики на почве и траве при весеннее - летних заморозках.
  • Сильная вьюга.
  • Весной и летом эти льдинки, падающие с неба, могут погубить урожай.
  • Первый снежок тонким слоем.
  • Эти осадки не падают с неба, а образуются на земле и траве, как конденсат.
  • 2(ч)
  • Что такое Международная Красная книга?
  • Что обозначает красный цвет книги?
  • Какого цвета страницы Красной книги?
  • Какие вы знаете формы охраняемых территорий?
  • Какие растения необходимо охранять в лесу?
  • Вор с ружьём в лесу или сетью на реке.
  • Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?
  • От чего больше всего страдают леса?
  • Каким должно быть поведение человека в лесу?
  • Почему погибнет лес, если вырубить старые деревья?

Сложные слова.

  • Человек, который умеет тонко и умно острить.
  • Задача, загадка, которая заставляет подумать, поломать голову.
  • Обмен книгами между учреждениями, библиотеками, людьми.
  • Тот, кто переезжает на новое место жительства.
  • Человек, который любит проводить время дома.
  • Несчастный человек.
  • Учреждение, которое посещают дошкольники.
  • Человек, который ест даром хлеб.
  • Металлический сосуд с краном для кипячения воды.
  • Разнообразная еда, заготовленные впрок соленья.
  • Стремительно падающий с высоты поток воды.
  • Лес, используемый как парк.
  • Осенняя пора.
  • Тот, кто занимается рубкой дров.
  • Работник театра, ведающий театральными костюмами.
  • Выполненное руками шитьё, вязание, вышивка.
  • Сушеные сливы особых сортов.

Знатоки дорожного движения

  • Что такое проезжая часть?
  • Что такое пешеходный тротуар?
  • Где идти, если нет тротуара?
  • Где можно перейти улицу?
  • На какой свет можно переходить через дорогу?
  • На какой свет могут двигаться машины?
  • Что называется площадью?
  • Как называется часть улицы, расположенная между двумя перекрестками?
  • Какие технические средства регулирования движения вы знаете?
  • Как определить, что машина собирается повернуть направо (налево)?
  • Какую опасность для пешехода представляют зимние дороги?
  • Какие вы знаете специальные автомобили?
  • Как называется подземная железная дорога?
  • Есть ли у велосипеда путь торможения?
  • Как вы понимаете выражение «час пик»?
  • Устройство для снижения скорости до полной остановки.
  • Рабочее место водителя автомобиля.
  • Предприятие, выпускающее автозавод.
  • Место сбора пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая.
  • Стоящий на остановке трамвай обходят спереди или сзади?
  • Стоящий на остановке троллейбус обходят спереди или сзади?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции  учащихся на уроках литературы...

Организация работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания...

«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ НА УРОКАХ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Это выступление для МО. В нем раскрыта Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания....

«Приемы, используемые учителем, при организации работы учащихся в группе для реализации системно-деятельностного подхода»

Технология организации работы в группе является одной из технологий системно-деятельностного подхода. В настоящее время процесс учения – это процесс деятельности ученика....

«Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания».

В материале представлен опыт работы учителя истории. В условиях реализации метапредметного подхода, обусловленного введением ФГОС нового поколения, историко-культурного стандарта, перед учителем истор...

Формы и методы организации досуга учащихся в группе продленного дня

Формы и методы организации досуга учащихся в группе продленного дня....