Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории (5 класс)
Методические рекомендации составлены (разработаны) для учителей истории и обществознания.
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельностного подхода в рамках образовательного учреждения. Могут представлять практический интерес не только для учителей истории и обществознания, но и для педагогов, работающих с молодежью, школьниками.
Методические рекомендации содержат описание технологии применения формы групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания которые можно использовать в работе с целью формирования ключевых компетенций.
Цель работы - показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации по организации групповых форм занятий | 43.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания
Автор проекта:
Султанова Гульнара Гумеровна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 25»
Ново-Савиновского района г.Казани
Содержание
Пояснительная записка 3
Тезаурус (глоссарий) 6
Основная часть
Глава 1. Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания 7
Глава2. Виды и приемы групповой работы на разных этапах урока 13
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Пояснительная записка
Методические рекомендации составлены (разработаны) для учителей истории и обществознания.
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельностного подхода в рамках образовательного учреждения. Могут представлять практический интерес не только для учителей истории и обществознания, но и для педагогов, работающих с молодежью, школьниками.
Методические рекомендации содержат описание технологии применения формы групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания которые можно использовать в работе с целью формирования ключевых компетенций.
Цель работы - показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
Актуальность темы очевидна, так как методика работы в группах позволяет использовать дифференцированное обучение с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Общеобразовательная школа при переходе на ФГОС должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. В историческом образовании акцент делается на формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущностных общественных явлений, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую информацию.
Среди конкретных недостатков существующей системы исторического образования отмечается, кроме всего прочего, «недостаточное внимание к формированию у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальной жизненной ситуации». В школе по-прежнему приоритетным является усвоение знаний. В свою очередь мировая образовательная практика в развитых демократических странах ориентирована на освоении, востребованного информационной эпохой, компетентностного подхода, предполагающего в первую очередь, приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям.
При переходе российского общества к информационному обществу современного типа актуальными для нашей страны становятся такие закономерности как индивидуализация, дифференциации. Поэтому одним из конкретных аспектов качества образования в условиях глобального общества является его ориентации на гибкость, самостоятельность, инициативность выпускников школ (способность воспринимать и генерировать новые подходы).
Учитывая современные требования к исторической системе образования и качеству подготовки выпускников школ в течение последних лет мы работаем по проблеме использования групповых форм организации познавательной деятельности на уроках истории.
В своей преподавательской деятельности я столкнулась с затруднением в организации учебного процесса с учетом разного уровня развития и возможностей освоения учащихся.
Групповая форма работы показала свою эффективность на любом уроке: изучение нового материала, повторительно-обобщающий урок, лабораторное занятие, практикум, семинар и другие. Она особенно привлекательна при решении каких – либо прикладных вопросов или при углублении частного вопроса.
Безусловные трудности возникают при разделении класса на группы. Не оправдывают себя, например, попытки создания постоянных групп, подобранных по уровню интеллектуального развития т. к. он изменяется, а ярлык «неспособного ученика» или « умника» ничего, кроме вреда не приносит и, как показывает опыт, такое деление будет формальным, т.к. эффективность групповой работы как раз и кроется во взаимодействии разных по способностям учащихся.
Процессы мышления и учения индивидуальны. Но сами условия работы в сочетании с методами обучения могут либо способствовать развитию данного ученика, либо его тормозить. Поэтому необходимо суметь найти оптимальные условия для развития каждого ученика.
Для решения этих задач и предназначена настоящая МР.
Эффективное использование в профессиональной деятельности приемов и способов, форм организации групповой деятельности, предложенных авторами, может способствовать повышению мотивации школьников, может стать основой для проведения цикла уроков.
Тезаурус (глоссарий)
Анкета - средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные.
Аналитик –занимающийся изучением аналитических исследований и обобщений в определенной сфере деятельности, который в совершенстве владеет методами анализа.
Взаимооценка – метод, основанный на оценках путем взаимного опроса.
Генератор идей – перерабатывает информацию и учитывает ее , результат высокого чувства ответственности человека за результаты деятельности коллектива.
Дифференциация – это вариант организации учебного и воспитательного процесса с обязательным учетом возможностей и интересов школьников
Индивидуализация - учет личностных характеристик детей во всех методах и формах обучения.
Опросник- это анкета, используемая исследователями для сбора информации от отвечающих на них людей.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Эксперт – специалист приглашенный или нанимаемый за вознаграждение для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу рассматриваемому или решаемому другими людьми.
Основная часть.
Глава 1. Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит разделение функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
1. Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.
Для эффективной организации групповой работы на уроках первоначально необходимо изучить детей. Если работа начинает проводиться с 5 класса, то необходима консультация учителя начальных классов, который с ними работал, а так же консультация психолога, изучавшего детей (если он имеется в школе). Мы составляем анкеты, тесты-опросники, которые помогают определить доминирующий тип мышления учащихся, чтобы, например, определить кто из них генератор идей, кто аналитик. При формировании состава групп учитывается половой признак (девочки, мальчики в соотношении 50/50 или однополые группы); уровень развития учащихся, а так же их желание (симпатии).
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном.
Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном.
Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах) через распределение функций, их усложнение.
Для работы в группах характерными признаками являются:
1. Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
2. Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
3.Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).
4.Равноправное участие каждого в работе группы.
5.Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).
6.Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
2. Виды и особенности групп.
Групповая работа по содержанию заданий может быть:
однородной – единое содержание групповой работы;
дифференцированной – различные задания у каждой группы;
комбинированной – как одинаковые, так и различные задания.
По составу групповая работа подразделяется на:
- Работу в малых группах постоянного состава;
- Работу в малых группах переменного состава.
Кроме того, группы могут получать разные задания, но работающие на общий результат (проработка каждой группой отдельных вопросов темы).
Групповая работа может быть включена в урок как отдельный этап или как
способ организации урока в целом.
Главными особенностями групповой работы являются:
1. Класс делится на микрогруппы (не более 6 человек ) на принципах дифференциации по уровню подготовленности («сильный», «средний», «слабый»). «слабому» учащемуся в группе оказывают помощь не только дети из группы, но и учитель.
2. Каждая группа получает определённое задание в рамках общей темы и выполняет его сообща за определённое время под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
3. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать вклад каждого члена группы;
4. Состав группы непостоянный и может меняться с учётом заданий и микроклимата в группе;
5. Не менее половины группы должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
6. В группе не должно быть негативно настроенных друг другу учащихся.
При групповой форме работы у учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся консультантов. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех заданий, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Во время групповой работы учитель выполняет различные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
3. Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности.
Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:
- Определить цели и задачи урока:
- какие знания учащиеся должны усвоить;
- какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
- какими компетенциями должны овладеть;
- какие качества будут проявлять;
- какие чувства будут выражать;
- как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
- Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
- Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
- Продумать методы создания групп.
- Выбрать помощников (руководителей групп).
- Определить этапы работы групп.
- Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
- Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
- Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
- Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:
Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося
Список учащихся | Взаимооценка работы в группе | Самооценка | Оценка итоговая |
|
|
|
|
Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.
Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.
Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте учащихся в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.
Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему).
Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были учащиеся с разными учебными возможностями.
4. Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке.
- Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы. (от 2х – до 7 учащихся).
- Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
- С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понятно ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.
- Необходимо выдерживать график работы групп.
- Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
- Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися (Что удалось сделать? Почему? Что не удалось сделать? Почему? Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?);заполняют карточку взаимооценки и самооценки.
- Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).
- Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия учащихся , отмечает успехи и просчеты урока.
Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть. С овладением учащимися умениями коллективной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.
Глава2. Виды и приемы групповой работы на разных этапах урока.
Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. Часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решения поставленной задачи или проблемы. Групповая работа наиболее результативна в плане формирования у школьников обязательных результатов обучения, а также развития творческих способностей каждого ученика. Каждая группа получает карточку с заданиями. Ученики в группе приступают к работе. В случаях затруднения плохо подготовленному, слабоуспевающему ученику оказывают помощь среднеуспевающие и хорошо успевающие ученики.
Продуктивна групповая работа при закреплении и совершенствовании знаний и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.
Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. Слушая ответы товарища, они поправляют его, уточняют отдельные положения. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности. Взаимный контроль содействует улучшению оперативного контроля со стороны учителя за качеством усвоения школьниками знаний, умений и навыков, позволяет учителю получать вполне достоверную предварительную информацию об уровне их обученности, организовать ритмичную работу всех учеников, значительно повышать их успеваемость.
Приемы и методы групповой работы.
Групповые технологии включают в себя различные методы проведения уроков учащихся. Рассмотрим основные из них.
Групповой опрос. Это занятие, которое проводится для повторения или закрепления знаний материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть проведен как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса учащийся-консультант опрашивает каждого члена своей группы по определенному перечню вопросов. При этом ответы ученика можно комментировать, дополнять и совместно оценивать членами группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Структура группового опроса похожа на структуру группового занятия. Опрос ведется для всех групп одновременно. Чтобы ученики не мешали друг другу, беседа происходит вполголоса. Эта форма организации групповой деятельности позволяет выявить знания у всех без исключения учащихся, повышает уровень взаимной требовательности и ответственности у школьников.
Общественный смотр знаний. Общественный смотр знаний занимает особое место в формах групповой деятельности. Очень важную роль играет правильная организация подготовительного периода. Время на подготовку может различаться и зависит от разных причин. В период подготовки учебный класс разделяется на группы от 3 до 7 человек во главе с лидером группы. До проведения общественного смотра учитель заранее подготавливает перечень вопросов, которые учащиеся должны повторить после общественного смотра. Учитель должен работать с лидерами группы, чтобы управлять через них всей деятельностью групп. Общественный смотр знаний в классе начинает председатель жюри. Смотру придается торжественный характер. Расстановка столов в помещении необычна. Члены жюри видят доску и весь класс в целом. Первый ряд впереди остается не занятым – для самостоятельно работающих учеников. Остальные сидят по группам со своим лидером. После открытия смотра вести мероприятие начинает ведущий. Ученики выполняют различные задания, например одна часть учеников выполняют работу у школьной доски, другая часть работает за отдельными столами, часть учеников отвечают с мест. Учащиеся могут дополнить ответ кого-нибудь из своих одноклассников, если он не достаточно полон. Учитель может задать вопросы ученику, который отвечает на вопрос. Программа смотра может быть разбавлена развлекательной программой, развлекательными элементами или домашними заготовками.
Результаты, которые получены после общественного смотра знаний зачитывает председатель жюри перед всей аудиторией. Вместе с индивидуальными оценками, которые получит каждый ученик, объявляются данные о общей работе групп.
Учебная встреча. Обычно организовывается между двумя параллельными классами или между одним классом. Тему учебной встречи выбирает учитель или активные ученики. Организация учебной встречи включается в себя подготовку и саму встречу. Проводит учебную встречу учитель. Учитель задает вопрос одной из сторон. Отвечает тот учащийся, кто первым поднял руку. Учащиеся из этой же команды могут дополнить или исправить его. Если ответы окажутся неверными, то отвечает другая сторона. Учитель может задавать и дополнительные вопросы. Параллельно с устными вопросами несколько учеников должны выполнить практические письменные задания. Отличие учебной встречи от общественного смотра это рабочий характер. По сути это обычный контроль знаний учащихся, в котором используются методы группового эффекта.
Диспут. Организация диспута, в основе которого лежит столкновение противоположенных мнений - трудное и ответственное дело. Успешность диспута во многом зависит от выбора удачной темы, которая должна содержать две противоречивые позиции. Учитель должен тщательно продумывать цель и задачу диспута, его предполагаемое направление, возможные варианты течения и выводы, к которыми должны самостоятельно прийти учащиеся. В ходе дискуссии учитель должен следить за выполнением и соблюдением основных правил дискуссии:
критиковать не человека, а его идеи;
главная цель – не отстоять свою позицию, а прийти к наилучшему решению;
каждый ученик должен участвовать в обсуждении;
необходимо выслушивать каждого оратора, даже если у него другая позиция;
ученики должны понять оба взгляда на проблему и выбрать для себя наилучший;
под воздействием неоспоримых доводов и фактов можно изменить свою точку зрения.
Роль ведущего на диспуте огромна. Он должен успевать следить за ходом диспута, предоставлять слово всем желающим высказаться, заботиться о том, чтобы диспут не перерос во взаимные оскорбления и негатив.
Цель данного вида групповых занятий - научиться логично, с помощью доказательств отстаивать точку зрения, выслушивать мнения других учеников и в открытом споре найти истинность какого-либо мнения.
Приёмы работы в группах.
- "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
- Зигзаг
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".
Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.
Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.
- Зигзаг 2
Этот прием применяется на текстах меньшего объема. В отличие от первого "Зигзага", текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.
- Игра "Как вы думаете?"
Игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.
Подготовка.
Учитель раздаст всем группам листы бумаги, на которых нарисована приведенная схема:
Ход игры:
1. Каждая группа получает набор карточек. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их. Не имеет значения, если кто-то получит больше карточек.
2. Не советуясь ни с кем, каждый читает то, что написано на карточках, затем кладет каждую из них "лицом" вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться. Например, на одной из ваших карточек написано "Каждый участник будет иметь возможность высказаться, если он захочет". Если вы считаете, что тезис действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, положите ее на среднее поле. Положите ее на крайнее поле, если считаете, что этот запрет действует только В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ.
3. Когда все члены группы разложат свои карточки, все еще не советуясь ни с кем, необходимо внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы. Если кому-то из членов группы покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает ее "лицом" вниз.
4. Когда этот этап работы завершен, анализируем результат: карточки, которые остались неперевернутыми, выражают мнение группы.
5. Следующий этап - обсуждение каждой перевернутой карточки. Группа выясняет, кто положил карточку на это поле, а кто ее перевернул. Затем идет обсуждение: где должна находиться каждая карточка. Если группа сразу не пришла к общему решению, то вам придется искать компромисс.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мыслей учителя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Очень важным в такой деятельности, несомненно является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.
Как показывает практика, учащимся нравится работать в группах.
В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
А также назову некоторые виды групповой работы, которые можно использовать на занятиях любого возраста детей школьного возраста.
- Мозговой штурм.
- Используется для генерации идей.
- Соблюдается жесткий регламент.
- Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
- После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
- Игра «Продолжи».
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).
- Охота за сокровищами.
Учитель составляет вопросы.
Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.
Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
- Снежный ком.
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
- Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
Заключение.
Практика применения групповых форм организации учебных занятий показывает, что учебное пространство становится для учеников местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала, развиваются в полной мере коммуникативные навыки. А систематическая организация групповой работы учащихся способствует глубокому усвоению учебного материала, возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения.
Вместе с тем важно понимать, что эффективность применения такой деятельности на занятиях требует от педагога профессионализма, высокой степени стремления совершенствовать свои педагогические техники, направленные на достижение положительного результата образовательной деятельности.
В применении групповых форм на уроках истории и обществознания есть много положительных моментов.
Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.
Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.
В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.
В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Эта форма деятельности учащихся опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения истории и обществознания рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся.
Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает становлению личности, сплочению и развитию коллектива.
Однако при таких формах проведения уроков есть также и отрицательные моменты:
- Групповой работе сначала надо научить, так как у учащихся навыков работы в коллективе не сформирован, для этого необходимо применять групповую форму чаще и на различных этапах урока.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий.
- При непродуманной комплектации групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- В классе всегда найдутся дети желающие работать в одиночестве, им надо создавать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.
Использование групповых форм работы на уроках при современном подходе к процессу образования показывает свою эффективность. Они позволяют развивать ключевые компетентности, необходимые выпускникам школ, помогают улучшить межличностные отношения в классе. Имеют широкие возможности использование в условиях классно-урочной системы. Такая работа эффективна.
Список использованной литературы
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000
2.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.
3.Гиниятуллина, А.А. Опыт организации групповой работы на уроках/А.А. Гиниятуллина / / Начальная школа. - 2004. - № 1.
4.Кудрявцева, Л.В., Тархова, С.В. Организация работы в парах постоянного состава /Л.В. Кудрявцева, С.В. Тархова// Начальная школа. - 1990. -№11.
5. Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения. Практический курс. — г. Саяногорск, Мысль, 1990.
6.Носова. И.В. Особенности работы в малых группах/И.В. Носова// Начальная школа плюс до и после.-2004.-№6.
7. https://infourok.ru/gruppovie-formi-raboti-na-urokah-literaturi-568976.html
8. https://infourok.ru/organizaciya-gruppovoy-raboti-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-3245537.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.
Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....
Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания...
Организация работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания.
Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания...
«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ НА УРОКАХ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Это выступление для МО. В нем раскрыта Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания....
Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии
Методические рекомендации по организации работы в группе на уроках географии...
«Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания».
В материале представлен опыт работы учителя истории. В условиях реализации метапредметного подхода, обусловленного введением ФГОС нового поколения, историко-культурного стандарта, перед учителем истор...
Методические рекомендации по организации работы куратора учебной группы
Особенностью деятельности куратора, влияющей на успех в воспитательной работе, является широкая коммуникабельность. Куратор содействует совершенствованию учебно-воспитательного процесса в группе, углу...