«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ НА УРОКАХ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
статья на тему

Пронина Ирина Александровна

Это выступление для МО. В нем раскрыта Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tekhnologiya_organizatsii_raboty_v_gruppakh.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»

 «Технология

организации деятельности учащихся в группах на уроках

истории, обществознания»

Актуальность выбранной темы можно объяснить тем, что в современной школе стало модным проводить занятия с использованием групповых форм работы. Организация работы в группах ассоциируется с инновациями, передовыми технологиями. Хорошей иллюстрацией к этому утверждению служат открытые уроки, проводимые в рамках различных педагогических конкурсов и методических фестивалей. Однако  не всегда уроки с использованием групповых форм являются эффективными. Возникают закономерные вопросы:

- Всегда ли уместна работа в группах? Для чего стоит использовать приемы групповой работы?

- Какие обстоятельства следует учитывать педагогу при принятии решения проводить урок с использованием групповой работы учащихся?

- Как должна быть организована работа в группах, чтобы она была результативна и эффективна для участников данной группы?

- Надо ли оценивать результаты деятельности группы? И, если да, то, каким образом?

- Как организовать и провести реальные практические занятия, основанные на технологии организации деятельности в малых группах?

Немало вопросов. И каждый из них требует обдумывания и принятия решения. В зависимости от того, что мы решим в каждой конкретной ситуации, урок либо окажется провальным, либо станет успешным и запомнится нашим ученикам на долгие годы. Именно это, последнее, будет наивысшей оценкой, выставленной за труд учителя.

Целью моей работы является рассмотрение технологии организации деятельности учащихся в группах.

Задачи:

  1. Определить факторы успешной работы малых групп;
  2. Охарактеризовать формирование группы;
  3. Выявить мотивы учащихся к изучению новой темы при работе в группах;
  4. Выявить степень овладения новым содержанием через групповую работу;
  5. Систематизация оценивания полученных результатов, групповая и индивидуальная рефлексия.

Для начала предлагаем рассмотреть аргументы сторонников и противников использования групповых форм работы на уроках истории, обществознания.

Начнем с аргументов противников.

Говоря о возможных рисках (трудностях, «минусах» и т.д.) нужно иметь в виду, прежде всего, сложности подготовки и управления таким уроком для учителя.

А) Действительно, на уроке, когда мы даем возможность учащимся работать в группах, непросто проследить за тем, чтобы каждый ученик выполнял порученное задание, был активен в работе, а не отсиживался, скрываясь за спинами своих более ответственных и подготовленных одноклассников.

 Б) Как правило, на таком уроке бывает шумно. Некоторые педагоги отмечают, что сложно «снизить громкость» обсуждения, а в нужный момент переключить внимание с работы в группах на общую дискуссию.

В) «Ахиллесова пята» такого урока – оценивание учащихся. Как это сделать максимально объективно, учесть при этом «реальные затраты» каждого ученика, его вклад в общее дело?

Г) Сложно бывает определиться с временными рамками, отводимыми на выполнение того или иного задания. Непросто соблюсти отведенный регламент и вовремя поставить точку.

Д) Организация деятельности учащихся в группах – времязатратная форма работы. Стоит ли ее использовать в ситуации, когда необходимо изучить большой объем содержания в течение одного урока (можно говорить о серьезной перегруженности программ по истории, обществознанию и праву, необходимости изучить значительный объем содержания, выделенный в качестве обязательного в Федеральном компоненте образовательного стандарта по соответствующим предметам, за короткий промежуток времени)?

Е) Не всегда получается точно и одинаково понятно для всех учеников сформулировать задание группам. Иногда формулировки заданий требуют переформулирования, уточнения непосредственно в ходе урока, когда становится ясно, что учащиеся истолковали ваше задание иначе.

Ж) Кроме того, сложность заключается в том, что задания нужно сформулировать таким образом, чтобы получить в конце работы очень конкретный результат. Не организовать работу в группах ради моды, ради внешней активности учащихся, а добиться цели урока. При этом следует учитывать специфику группового взаимодействия.

З) И, наконец, сами задания надо еще приготовить. Для этого затратить время накануне урока (лекция, может быть, уже готова и не потребует дополнительной обработки, а здесь еще надо голову поломать, выбрать тексты, сформулировать вопросы к ним и т.д.). Иногда приходится затрачивать на такие уроки дополнительные материальные средства (выдать распечатки, тексты для работы, листы, маркеры, ватманы и т.д.).

Если исходить из логики ученика, то «минусов» мы назовем несколько меньше, но они так или иначе будут связаны с предыдущими высказываниями.

А) Ученику не всегда бывает комфортно работать в той или иной группе (особенно, если состав группы определяется педагогом или путем случайной выборки).

Б) Авторство интересной идеи, как правило, передается всей группе. Настоящий автор утрачивает свои права на нее.

В) Средний или слабый (по уровню подготовки) ученик оказывается под давлением более сильного своего одноклассника. В результате доля его участия в создании совместного продукта минимизируется.

Г) В малой группе может создастся ситуация сотрудничества или конфронтации. Нередки ситуации, когда учащимся сложно придти к единому мнению.

Д) Участники группы могут отметить значительное психологическое давление, которое оказывает на конкретного ученика мнение большинства группы. В результате всей группой может быть принято неверное решение.

1) Групповая форма обучения решает комплекс задач:

  • конкретно-познавательную (связана с данной учебной ситуацией);
  • коммуникативно-развивающую (выработка навыков общения внутри и за пределами группы);
  • социально-ориентационную (воспитание гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида).

2) Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Поэтому обучение в малой группе становится более комфортным.

3) В результате обучения в группе, прослушав своего более сильного товарища, слабый не только восстанавливает еще раз необходимый материал, закрепляет его, но и получает возможность самому высказаться, получить оценку товарища, самому оценить деятельность товарища. Он приобретает чувство уверенности и комфорта, т.к. отвечает не учителю, а другу.

4) У более сильного растет чувство ответственности за товарища, желание помочь. Появляется чувство долга, решимость и т.д.

5) Чтобы научиться учить себя, то есть овладеть деятельностью ученья, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому ("пробую учить других"). Приобретение такого опыта возможно только в групповой работе.

6) У учащихся вырабатываются мотивация деятельности, появляются возможности для рефлексии.

7) Работа в группе способствует развитию коммуникативных навыков: становлению монологической речи, умению вести диалог, полилог. Учащиеся совместно добывают знания, приобретают возможности лучше усвоить их.

  1. В группе осуществляется самоконтроль и взаимный контроль учащихся.

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Описание технологии организации деятельности учащихся в группах:

1) Факторы успешной работы малых групп.

Прежде всего, необходимо определиться, каковы факторы успешной работы малых групп.

Психологи отмечают, что важным показателем оптимальности внутригруппового взаимодействия является организованность группы, в частности:

  1. способность рабочей группы самостоятельно спланировать этапы осуществления поставленной цели и распределить предстоящую работу среди своих членов;
  2. степень дисциплинированности членов группы в выполнении возложенных на них функций;
  3. способность рабочей группы эффективно контролировать и действенно корректировать индивидуальные действия и подавлять дезорганизационные проявления;

4) умение группы в относительно сжатые сроки синтезировать (суммировать) выполненную ее членами работу и т.п.

Успешно работающую группу будут отличать также такие качества, как:

1) Ответственность или готовность группы добровольно принять на себя моральные и другие обязательства друг по отношению к другу и к внешнему сообществу (проявляется в готовности свои слова подтверждать делом, в требовательности к себе и друг к другу, объективной оценке своих успехов и неудач, готовности довести дело до конца, сознательном подчинении дисциплине и т.д.).

2) Открытость или способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими группами или их представителями, а также с новичками в своей группе (на практике проявляется в оказании разносторонней помощи другим группам, не членам группы).

3) Контактность, под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов группы, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность.

4) Информированность, как хорошее знание членами группы друг друга и состояния дел группы. Достаточная  информированность предполагает знание задач, стоящих перед группой, содержания и итогов его работы, положительных  и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же  входит хорошее знание членами группы друг друга.

Примерные правила работы в группе

  1. в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
  2. каждый заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая;
  3. следует говорить так, чтобы тебя понимали, избегать лишней информации;
  4. если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы на уточнение: «Правильно ли я понял?», - и только после этого делать выводы;
  5. критикуются идеи, а не личности;
  6. цель совместной деятельности – не в победе какой-либо отдельной идеи, а в поиске наилучшего способа решения задачи;
  7. все возникающие конфликты и разногласия решаются мирным путем с учетом интересов участников и правил работы.

2) Формирование групп

Один из самых важных вопросов при организации обучения в малых группах - как правильно их сформировать.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов в области социальной психологии принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек (разумеется, речь не идет о привычных для нас учебных группах, образуемых в классе для выполнения той или иной задачи). Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек, в этих же пределах обычно создаются учебные группы. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых члены микрогрупп связаны более тесными контактами.

Динамические пары, как показывает практика, имеют больший коммуникативный потенциал, т.к. участникам диалога нужно всякий раз принимать иной взгляд на проблему, иную информацию, это стимулирует общение между учащимися.

Обратим внимание педагогов, работающих в сельских малочисленных школах, что в условиях малой наполняемости классов работа в парах является единственно возможным вариантом организации деятельности. При этом в ситуации с нечетным количеством учащихся учитель сам включается в работу, составляя пару одному из учащихся, или же организует работу в тройке.

Следующим шагом может быть создание учебных троек или четверок. В таких группах может быть организовано взаимодействие с заданными ролями (см., например, в приложении описание учебной дискуссии по проблеме правового нигилизма).

Причем следует помнить правило: чем больше группа численно, тем сложнее придти к общему решению (нужно дать возможность высказаться всем, обсудить, согласовать позиции и т.д.) и тем больше времени нужно предоставить на подготовку задания.

Способы создания малых групп разнообразны. Рассмотрим некоторые из них.

1) Создание малых групп по личным предпочтениям. Этот способ позволяет создать максимально комфортные условия для работы малых групп. Поскольку членам малых групп не придется тратить время на привыкание, преодоление разногласий, эмоционального неприятия и т.д. Способ подойдет в тех случаях, когда необходимо быстрое выполнение творческой задачи.

2) Создание малых групп с использованием жеребьевки. Для этого помимо традиционных номерков на листочках можно раздать учащимся различные предметы (конфеты, геометрические фигурки, открытки, разрезанные на части, разноцветные закладки и т.д.) нескольких видов, по числу создаваемых групп. В одной группе окажутся те, кто получил предметы одного вида. Заметим, что жеребьевку можно проводить, как на самом занятии, так и до его начала, в зависимости от того, каким временем мы располагаем.

3) Создание малых групп непосредственно на рабочем месте, с минимальными перемещениями. Для этого достаточно попросить тех учащихся, которые сидят рядом, за соседними столами, развернуться друг к другу. Способ удобен в тех случаях, когда нужно сэкономить время.

Подготовка к работе в малых группах.

1. Выберите поле деятельности для работы малых групп (обсуждение проблемы, изучение разных материалов, создание творческого продукта). Убедитесь, что оно подходит для работы в группах, что можно обеспечить положительную взаимозависимость членов группы и их индивидуальную отчетность.
2. Заранее подготовьте материалы для работы групп. Если работа большая, будет хорошо, если группа получит задание на карточке. На карточке можно написать также критерии, по которым будут оцениваться результаты работы. Решите, какими группы будут по размеру и как разделить ребят на группы. Подготовьте жребии или карточки с фамилиями членов каждой группы (если вы разделили их сами) или напишите списки групп на доске.

3. Решите, какие роли будут в группах и какие функции будут у каждой роли. Подготовьте карточки с описаниями ролей.

  1. Определите, сколько времени потребуется на групповую работу.
  1. Решите, как работа каждой группы будет включена в общую работу класса (например, каждая группа работает над одной из проблем общей темы).
  2. Подготовьте помещение для работы микрогрупп (столы должны стоять так, чтобы все члены группы видели друг друга и могли без напряжения разговаривать).

Как начать обучение в малых группах.

Работа в малых группах может оказаться достаточно сложной для ребят. Потребуется время и терпение для того, чтобы освоить нужные правила и процедуры. Очень хорошо, если, предлагая ребятам новую форму работы, учитель объяснит им:

• что такое обучение в малых группах по методике сотрудничества;

• почему мы (учитель и ученики) его используем;

• почему важно уметь работать в группах;

• что значит уметь работать в группе (слушать, задавать вопросы и т.д.);

• как будут ставиться оценки;

• что делать, если не получается договориться со остальными членами группы;

• что будет делать сам учитель.

Учащиеся должны понять, что они:

• в любой момент могут задать вопрос членам своей группы;

• если это оговорено заранее, могут посоветоваться с членами других групп;

• могут задать вопрос учителю в том случае, когда никто из членов группы не знает ответ и все хотят его узнать.

Давая задание группам, учитель должен:

• четко и ясно описать, что предстоит сделать;

• показать, как связано задание с уже имеющимися знаниями ребят;

• рассказать о том, какие действия потребуются для выполнения задания (если учитель сочтет нужным это сделать);

• убедиться, что все ребята его поняли.

Для того чтобы работа в малых группах постепенно приживалась в классе, необходимо:

• организовывать постоянную практику работы в группах;
• каждому ученику давать информацию о том, что у него получается хорошо, а что не очень; проводить анализ работы в группах;

• специально обращать внимание ребят на необходимые коммуникативные навыки;

• поощрять учеников помогать друг другу;

• на первых этапах введения этой формы работы создавать ситуации успеха, т.е. давать задания, в которых ребята обязательно добьются положительного результата;

• объяснять, помогать, хвалить и т.д. до тех пор, пока.

3) Работа учащихся в группах как мотивация к изучению новой темы

Человеку необходимо не только знать истину, но                      

он должен еще быть в состоянии делать то,

что является правильным и желать делать это.

                                                И.Г. Песталоцци

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся начинается с первых минут урока и не заканчивается с его окончанием, а продолжается в ходе выполнения домашних и творческих заданий, адресованных как каждому ученику, так и группе.

В данном случае под мотивацией мы будем понимать совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. К этим факторам мы отнесем мотивы (то, ради чего выполняется деятельность), потребности (состояние нехватки в чем-либо, которую организм стремится компенсировать, внутреннее напряжение), стимулы, ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации), которые детерминируют поведение человека.

О мотивации сегодня много пишут и говорят, пытаются представить классификаторы методов мотивации познавательной деятельности учащихся. Они различны у разных авторов и не лишены условности, как любые попытки что-либо формализовать и обобщить в педагогике. Причем рассмотрим их в связке с конкретными примерами организации групповой работы.

1. Эмоциональные

- поощрения

Урок может начаться с поздравления (поощрения) группы учащихся, которая лучше других справилась с предыдущим заданием. Поощрение может проявляться не только в определении положительных качеств (характеристик) в работе групп, но и в принятии той деятельности, которой занимались учащиеся до начала урока.

- порицания

В целом здесь можно говорить о возможностях негативной мотивации – побуждениях, вызванных осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.

В литературе выделяют следующие формы негативных санкций:

- вербальное наказание (порицание, осуждение, замечание);

- материальные санкции;

- социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие, социальный остракизм);

- лишение свободы;

- физическое наказание.

Применительно к данной технологии организации работы учащихся в группах предлагаем вести разговор не столько о порицании, сколько об учебной ситуации тупика, цейтнота, которая создается в начале урока для того, чтобы показать, что без знания новой темы, из нее не выбраться (в этом смысле данная мотивация будет близка к мотивации через создание проблемной ситуации, о которой пойдет речь ниже). Рассмотрим ситуацию к  уроку «Формы (источники) права. Система законодательства»:

Вечером мама пришла с работы очень расстроенная и сообщила, что у них на работе многих собираются уволить: началось сокращение штатов.

«Мне все говорят, чтобы я не волновалась, потому что меня нельзя сократить. Вроде бы где-то написано, что нельзя уволить женщину, если у нее маленький ребенок, а у нас Маше два года», - сказала мама..

«Тогда не волнуйся!», - отвечал папа.

«Вот ты всегда так! Не волнуйся! – с обидой воскликнула мама и добавила: - Да я бы и не волновалась, но нашему начальнику все равно, кто что говорит. Ему надо показать, где это написано. А где это может быть написано?»

К моменту изучения этой темы учащиеся, как правило, не готовы ответить на вопрос, которым завершается данная ситуация. Обсуждением этого вопроса может начаться и завершиться урок по данной теме.

С такой же целью (обнаружить собственное незнание) в самом начале урока можно предлагать малым группам учащихся выполнение тестовых заданий, заведомо непосильных до изучения новой темы. Естественно, данные тесты в начале урока не оцениваются, но анализируется их выполнение:

- Смогли ли выполнить тест?

- Какую часть теста выполнили?

- Насколько вы уверены в правильности своих ответов?

- Какая часть теста оказалась самой трудной?

- Как вы думаете почему?

- Каких знаний не хватило, чтобы справиться с тестом?

Уместным будет возвращение к данным тестовым заданиям в конце урока. В случае успешности овладения новым материалом тест удастся выполнить полностью и без особых затруднений.

Негативная мотивация в виде замечания, критики также может использоваться педагогом. Однако если он прибегает к таким вариантам воздействия на учащихся, стоит вспомнить собственные реакции на подобные «стимулы». В каком случае мы принимаем критику, спокойно реагируем на замечания? Только тогда, когда критика осуществляется по определенным правилам:

- предваряется положительной информацией, выделением удачных позитивных моментов в деятельности человека, группы;

- сообщается спокойным тоном, без раздражения;

- предполагает возможности изменения, доработки.

- учебно-познавательные игры

В педагогической литературе описано немало способов организации учебно-познавательных игр. Причем в практике используются их самые разнообразные виды: настольные игры (например, по типу лото); игры, составленные по образу и подобию известных телевизионных программ («Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др.); небольшие по объему ролевые игры и многое другое.

Интересной интригующей игрой в начале занятия может стать игра - мини-соревнование групп «Да и Нет». Учитель загадывает нечто: исторический персонаж, место события и т.д. Учащиеся от групп предлагают вопросы, на которые учитель может отвечать только односложно: «Да» или «Нет»; в ситуации, когда нельзя дать однозначный ответ, учитель пожимает плечами (правильным являлся бы ответ: «и да, и нет») или отказывается отвечать (в случае с некорректными вопросами).  В том случае, если учитель отвечает «Нет», пожимает плечами или отказывается отвечать, право хода передается другой группе. Если получен ответ «Да», можно продолжить серию вопросов. Побеждает группа, отгадавшая загадку.

- создание ярких наглядно-образных представлений

В качестве примера использования таких методик для мотивации учащихся рассмотрим вариант работы с картиной В. Сурикова «Боярыня Морозова» на уроке по теме: «Уважение к многообразию». Учащимся предлагается рассмотреть картину полностью и ее отдельные фрагменты и ответить на вопросы:

1. Как вы думаете, что происходит на картине (или: каков сюжет картины)?

2. Какие мысли у вас появляются в связи с данными событиями?

3. Как картина связана с темой занятия?

4. Существовало ли уважение к многообразию в период жизни Сурикова?

- создание ситуации успеха

Успешность в деятельности, как известно, достигается предъявлением учащимся посильного задания, такого, которое они смогут выполнить в силу своего возраста, жизненного опыта, подготовленности и т.д. Поэтому для использования этой мотивации необходимо проанализировать исходные возможности учащихся. Если вы только начинаете работу с данным классом, можно провести предварительно небольшую входную диагностику. И только по ее результатам планировать задание группам учащихся.

Еще один аспект, влияющий на создание подобной ситуации, в любом соревновании, которое проводится между малыми группами, следует определять не одного победителя (лидера, лучшего и т.д.), а искать возможности для поощрения каждой малой группы (например, через создание нескольких номинаций).

- стимулирующее оценивание

Определенные возможности для стимулирующего оценивания имеют творческие групповые задания. По итогам таких заданий практически всегда можно довольно высоко отметить работу всех учащихся группы

-свободный выбор заданий

Право на выбор – серьезное испытание для учащихся, поскольку это право непросто грамотно реализовать. Для этого нужно иметь определенную подготовку. Если учащиеся в процессе обучения регулярно оказываются в ситуации выбора по самым различным поводам, это позволяет им «набить руку», получить опыт выбора. Кроме того, подобная практика полезна и с точки зрения мотивации. Ребенок тем самым ощущает определенную свободу действий, может выбрать те задания, с которыми он может справиться более успешно (и тогда включается мотивация потенциальной успешности) или те, которые ему интересны по тем или иным причинам (быть может, потому что трудны и хочется поломать голову; или же могут пригодиться в будущем; или это абсолютно новое задание, непривычное для учащихся; etc.).

2. Познавательные

- опора на жизненный опыт

- учет познавательных интересов учащихся

Для того чтобы выяснить, чтобы хотели учащиеся узнать по планируемой к изучению теме, учитель может предложить им в начале урока обсуждение следующих вопросов:

  • Является ли планируемая к изучению тема абсолютно неизвестной для вас?
  • Интересна ли эта тема для вас?
  • Что вы знаете по этой теме?
  • Что еще вы хотели бы узнать?
  • Как вы думаете, может ли пригодиться вам знание этой темы? В чем именно?
  • Будет ли изучение темы важно для вашего будущего?

Организация деятельности групп учащихся в начале урока может происходить вокруг заполнения таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал».

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Заполнение таблицы начинается с первой и второй колонок. Последняя колонка оставляется для подведения итогов (рефлексии) или домашнего задания.

- создание проблемных ситуаций

Умение увидеть проблему, правильно ее сформулировать – одно из важнейших умений проектной и исследовательской деятельности.

- выполнение творческих заданий

Рассмотрим мотивационные творческие задания для старших учащихся, разработанные Л.Ф. Шанаевой:

а) правовая азбука: учитель называет букву, а ученики на эту букву называют понятия и объясняют их («П», правовое государство, право, прокурор, преступник ...);

б) правовой маршрут (ученики прокладывают собственный маршрут, составленный из изученных понятий, называя и объясняя их);

в) «три слова» (ученики, работая в паре, составляют из трех ключевых слов предложения, по очереди произнося их вслух);

- предъявление заданий на смекалку

К заданиям на смекалку можно отнести и такие виды заданий, в которых учащимся предлагается завершить начатую учителем притчу или закончить афоризм, догадаться по маленькому детективному сюжету, кто был виновником в той или иной истории, разгадать анаграмму и т.д.

- мозговая атака

Это очень распространенная форма, используемая для мотивации учащихся на изучение новой темы. Ее основной принцип - отделение этапа генерации идей от этапа окончательного принятия решения.

Правила ведения мозгового штурма

Это очень распространенная форма, используемая для мотивации учащихся на изучение новой темы. Ее основной принцип - отделение этапа генерации идей от этапа окончательного принятия решения.

I этап. Генерация идей.

Задача этого этапа — предложить как можно больше способов решения проблемы. Принимаются любые идеи, независимо от их серьезности или безумности. Учащиеся должны чувствовать себя абсолютно свободно, тогда освободится дремлющая творческая энергия и среди потока предложений появятся настоящие «жемчужины». Чтобы никого не смутить, запрещается любая критика. Один из участников назначается протоколистом, его цель - записать все, что будет названо.

II этап. Принятие решения.

На этом этапе все предложенные идеи подвергаются серьезному анализу. Для начала участники могут выработать некие критерии, по которым будут отбираться подходящие идеи. Второй вариант - критерии сами вырабатываются в процессе обсуждения. Результатом этого этапа будет отбор одного или нескольких подходящих решений.

Далее в ходе изучения новой темы можно будет соотнести предложенные решения с теми способами, которые уже использовались в данной ситуации нашими предшественниками, оценить свои решения с позиции приобретенного знания.

В завершении этого раздела предлагаем вам 10 советов по мотивации, которые были собраны теми, кто работает на ниве современного менеджмента. Эти советы мы сопровождаем собственными комментариями, переводящими общие управленческие подходы в педагогическую практику.

  1. Начните с мощного стимулирования (или Стремительное начало)
    С самого начала позаботьтесь о том, чтобы учащиеся знали о предлагаемом результате, и чтобы он вдохновлял их.
  2. Проведите небольшое исследование
    Периодическое анкетирование и изучение анкет школьников даст возможность лучше понимать действующие и потенциальные мотивы каждого ученика. В анкетах можно поинтересоваться, что было самым интересным на уроке, что показалось скучным, ненужным и т.д.
  3. Ищите вдохновения
    Маленький экспромт в начале урока, нестандартное поведение учителя, необычная расстановка столов и стульев, нетривиальный подход к началу занятия – залог успешной мотивации.
  4. Учитывайте всех
    Вы не получите никакой заинтересованности, обращая внимание только на способных и «продвинутых» учащихся. Дети со средними способностями и слабым уровнем подготовки также, если не более, нуждаются во внимании учителя, ценят его готовность выслушать, заметить небольшие, но реальные успехи.
  5. Главный принцип - мало и часто
    Единовременное вознаграждение (в виде грамоты, диплома, дополнительного балла и т.д.) или подарок будут иметь эффект всего лишь на короткий срок. Намного лучше делать вознаграждения меньшими, но вручать их чаще, поскольку это создаёт длительную мотивацию. Ценность вознаграждения не должна быть огромной (это могут быть самодельные медальки, значки из цветной бумаги и т.д.), но мотивационная ценность возможности получать его часто - огромна.
     
  6. Позвольте учащимся самим ставить себе цели 
    Этот подход к мотивации описан в системе проблемного обучения. Предполагается, что учащиеся, сформулировав учебную проблему, сами задают цель собственной деятельности, которая, как правило, состоит в поиске средств и способов снятия возникшего противоречия, ликвидации собственного незнания.
  7. Стимулы должны поощрять продолжительные усилия
    Ничто так не сбивает мотивацию учащихся, как возможность видеть то, что какой-то везунчик прорывается вперёд с самого начала. Однако если все стартуют заново каждый месяц, вычеркнув все свои плюсы и минусы, то у всех более или менее одинаковые шансы для дальнейшего развития.
  8. Цели должны быть достижимыми
    Необходимо обеспечить, чтобы задания были достижимы для всех, а не только для успешных учащихся. Поэтому педагоги часто прибегают к дифференциации целей (уровней заданий) в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. 
  9. Часто разговаривайте с учащимися 
    После первоначального введения осведомлённость о системах стимулов и вознаграждений постепенно перерастает в нормальное положение вещей. Необходимо следовать программе общения для того, чтобы эта информация не забывалась. Творчески придуманные послания (их можно сообщать устно или помещать на стенде в рубрике «Сегодня на уроке», или направлять по электронной почте) должны использоваться для того, чтобы вызывать заинтересованность.
  10. Добавьте элемент неожиданности
    Все ждут от вас тематического урока в соответствии со школьной программой. А вместо этого получают изучение необычной, но интересующей детей темы, например: «Откуда взялась жизнь на Земле?» или - в преддверии Нового года – «История Деда Мороза». Такой необычный поворот в программе не только расширит кругозор учащихся (что само по себе важно), но и позволит заинтересовать учащихся предметом.

4) Формулирование целей урока.

Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности.

Можно говорить об общей цели (цель-ориентир) и конкретизированной цели (цель-результат). Общие цели до конкретизации имеют декларативный характер, не являются реальным стимулом к деятельности. Конкретизация цели выступает как важный мотивационный фактор.

Как правило, общая цель является целью долгосрочной, чаще всего описывает процесс (воспитывать, формировать и т.д.), а конкретизированная рассчитана на короткий промежуток времени, представляет собой своего рода индикаторы (конкретные и измеряемые) достижения общей цели.

Когда мы говорим об уроке, правильнее иметь в виду конкретизированные цели.

В качестве целей обучения и развития, которые составляют основу традиционного «триединого» целеполагания урока, предлагается сформулировать конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, которые легко проверить и определить успешность или неуспешность их достижения. Воспитательная составляющая урока не отрицается, она чрезвычайно важна, но предполагается вести речь не о воспитательной цели конкретного урока, а о воспитательном эффекте, который заложен в содержание, специфику обучения на данном занятии. Воспитательный аспект включает в себя работу педагога по определению собственного отношения учащегося к общечеловеческим ценностям, по формированию основных мировоззренческих идей и качеств личности: гражданственности, ответственности, законопослушания, патриотизма, терпимого отношения к мнениям других людей и т.д.

Цель обучения предполагает четкое определение объема и уровня знаний, достижение которого планируется на данном уроке. По уровням знаний предлагается выделить:

- знакомство (представление);

- понимание;

- оценивание.

Все, что связано с применением, может быть отнесено к цели развития, в формулировке которой речь пойдет об умениях и навыках учащихся.

Цель урока может быть сформулирована только учителем или совместно учителем и учащимися. В данном случае важно, чтобы озвученная на уроке цель была понятна обучающимся и принята ими.

Для превращения внешних заданий (целей учителя) в цель субъекта (учащегося) необходимо следующее:

- четко сформулировать цель деятельности (что сделать, что проработать, чему научиться);

- осознать значение деятельности (для чего это необходимо);

- выделить средства достижения цели (прежде всего, какие предметные и надпредметные знания нам понадобятся в этой ситуации);

- проанализировать трудности достижения цели и способы их преодоления (способы деятельности);

- обеспечить самоконтроль (насколько выполнение соответствует цели, образцы, с которыми я могу сравнить свой результат и т.д.).

Формулировка цели обучения может начинаться словами: «Учащийся в конце урока представляет, узнает и т.д. (уровень знакомства), объясняет, самостоятельно формулирует определение понятия и т.д. (уровень понимания), анализирует, оценивает, находит ошибки и т.д. (уровень оценки)…». Цель развития можно начать со слов: «Учащийся умеет по алгоритму (или самостоятельно) объяснять, сравнивать, классифицировать и т.д. …; у учащихся в конце урока сформировано умение, навык и т.д.».

Интересно, что в современной методике появилось несколько подходов к формулированию целей. Первый подход – традиционный, когда цель задается от учителя (ключевые слова для ее формулирования: «обучить», «сформировать», «развить» и т.д.). Второй подход, все больше набирающий силу в последнее время, формулирование целей от ученика.

Показателями оценки правильности определения целей урока могут быть следующие критерии:

1. Комплексный характер цели: наличие обучающего и развивающего аспектов, а также указание на возможность воспитательного эффекта урока (указание на ценности, заложенные в содержание занятия).

2. Реальность достижения цели на уроке (с указанием на способы проверки достижения цели).

3. Связь цели урока с целями предшествующих и будущих учебных занятий.

4. Принятие цели урока обучающимися (цель понятна, интересна учащимся и принята ими).

5. Реализованность цели урока (полностью, частично или не достигнуты)?

Все критерии, кроме последних двух, используются на стадии разработки урока. Четвертый и пятый могут быть применены только в ходе или по окончании урока и являются теми индикаторами, которые говорят «за» или «против» дальнейшей корректировки целей и указывают направления их изменения.

5) Овладение новым содержанием через групповую работу.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.

Стадии, выделенные Б. Такменом, и действия педагога по обеспечению поддержки выполнения задания в группах можно представить в виде таблицы.

Деловая сфера жизнедеятельности группы

Межличностная сфера жизнедеятельности группы

Педагогическая поддержка деятельности группы

ориентировка в полученном задании и поиск оптимального способа его выполнения;

«проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

обеспечить группы всеми необходимыми материалами для выполнения задания и представления его результатов (предоставить подробную инструкцию по выполнению задания, выдать необходимые для работы тексты, описание ролей, канцелярские принадлежности и т.д.);

эмоциональные реакции на требования задания, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;

«внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе;

уточнить у групп, правильно ли они поняли задание; в случае необходимости, провести дополнительную консультацию;

открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив;

«развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов;

проследить за тем, чтобы начался конструктивный диалог, направленный на выполнение задания (если вы замечаете, что это не происходит, можно задать наводящий вопрос, уточнить, каким именно образом группа собирается выполнять задание, etc.);

принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

«функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи

напомнить (уточнить), каким образом должны быть представлены результаты работы над заданием (в какой форме, в течение какого времени и т.д.).

По окончании работы группы над заданием необходимо организовать представление результатов деятельности различных групп. Причем этот этап занятия, как правило, бывает одним из самых ответственных. В ходе его педагогу необходимо организовать межгрупповое взаимодействие, в противном случае учащиеся не будут следить за выступлениями других групп, поскольку у них не будет общей объединяющей работы. Для создания единого учебного пространства учитель может предложить выполнение совместного задания (заданий). В обобщенном виде все варианты межгруппового общения можно свести к трем основным формам:

Формы межгруппового общения

Варианты презентации групповых решений

Совместно-индивидуальная

Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка» идей)

Совместно-последовательная

Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)

Совместно-взаимодействующая

Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)

Подведением итогов выполнения объединяющего задания завершается этот этап деятельности на уроке.

6)Оценивание полученного результата.

Прежде всего, выделим основные функции, которые сегодня призвана выполнять школьная отметка:

1. Определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов в их динамике.

2. Выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы.

3. Определение качества работы учителя по уровню успешности его учеников.

4. Создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребенка к успешной учебной деятельности.

Таким образом, отметка, являясь, по сути, единственным рабочим инструментом учителя для оценки учебного труда ребенка, выполняет различные по своей природе функции и поэтому нередко противоречит сама себе. Например, умышленно завышенная отметка за контрольную работу с целью поддержания интереса ученика к предмету и веры в собственные силы уже не будет отражать реальный уровень его успешности. Кроме того, учитель тем самым исказит в лучшую сторону и оценку качества своей собственной деятельности.

7) Групповая и индивидуальная рефлексия

Рефлексия - возвращение к ходу групповой и/или индивидуальной деятельности через серию вопросов, в которых проявляется отношение учащихся к происходящему.

Могут быть заданы, например, такие вопросы:

  • Легко ли работать в группе?
  • Кто ощущал себя некомфортно и почему?
  • Что помогало (мешало) работе в группе?
  • Как можно улучшить работу группы?
  • Что новое узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Что показалось самым интересным?
  • Что было скучным на уроке?
  • Что пригодится в жизни? и т.д.

Обучение рефлексии – это обучение отделять неизвестное от уже известного, строить какие-то гипотезы насчет неизвестного, обращаться с вопросом по этому поводу к учителю или к однокласснику, формирование умения заглянуть «внутрь себя» и точно определить, знаю ли я нечто или не знаю, не всегда присущее даже взрослому («Я не знаю, чего я не знаю» - это не такая уж редкость, хотя над этим мало кто задумывается).

В интеллектуальном смысле предметом рефлексии является деятельность учащегося или ее продукт. Ученик может провести сравнение собственной деятельности или ее продукта с образцом, с продуктом деятельности одноклассника, собственным продуктом, полученным в предыдущей деятельности. Такое сравнение позволит выявить отличия результата собственной работы от работы других, собственной предыдущей работы и оценить значение этих отличий.

Существуют самые различные способы организации этого важного этапа урока. Например, обмен мнениями по кругу. В этом случае право высказаться есть у каждого учащегося. Для того чтобы простимулировать включение учащихся в работу учитель может начать первый круг обсуждения с собственного высказывания.

Высказывания могут быть организованы учителем по предложенным выше вопросам или же являться продолжением начатой фразы:

  • Мне больше всего понравилось…
  • Я так и не смог (смогла) понять…
  • Самым неожиданным для меня было…
  • Оказывается…
  • Однако…и т.д.

Рефлексию можно проводить не только публичную и общегрупповую, когда каждый высказывает свое мнение вслух в классе, но и внутригрупповую. В этом случае обсуждение происходит в тех же малых группах и только после этого озвучивается итог, сложившийся в результате рассмотрения мнений каждого члена группы. В этом случае есть возможность сохранить некоторую анонимность мнений. Такая рефлексия, как правило, более честна в сравнении с публичным обсуждением, однако в ходе ее теряется авторство идей и точек зрения, в результате учителю можно выделить лишь общую тенденцию, типичные проблемы и затруднения учащихся, но сложно определять линию коррекции по отношению к каждому конкретному ученику.

Рефлексия, как и любой другой этап урока, может быть организована с использованием разнообразных методических приемов. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Индивидуальное или групповое заполнение итоговой графы в таблице «Знаю, хочу узнать, узнал».
  2. Возвращение к ассоциативным рядам, созданным в начале урока (что изменилось, дополнилось, хочется исправить и т.д.).
  3. Выбор эпиграфа к завершающемуся уроку из предложенных высказываний (подбор звукового ряда, зрительного ряда и т.д.).
  4. Составление итогового отзыва, написание сочинения-эссе, рецензии, резюме, высказывание личного (группового) мнения, вынесение вердикта и т.д.
  5. Выбор и обоснование знаков препинания в конце формулировки темы.
  6. Написание итоговых правил, требований и т.д.
  7. Составление итогового синквейна, сочинение стихотворения и т.д.

Конечно, здесь перечислены далеко не все приемы, которые помогают учителю проводить рефлексивное обсуждение, подводить итоги урока. Различные способы проведения этой части занятия описаны в конкретных разработках, представленных в приложении.

Заключение

Чаще всего группа не распадается после урока, а сохраняется для выполнения домашнего задания.

В этом случае хорошо, если учитель предлагает некоторые задания на выбор учащихся, например:

- сформулировать определение государства, исходя из выделенных признаков;

- разработать свод законов для жителей необитаемого острова;

- нарисовать плакат (выпустить газету, бюллетень) по определенной теме;

- подготовить материал к семинару, конференции, круглому столу и т.д.
При подготовке домашнего задания учитель предлагает ученикам обращаться к помощи родителей, посетить школьную библиотеку, побеседовать с соседями, посмотреть определенные сайты в Интернете и т.д.

Таким образом, взаимодействие выходит за рамки школьного здания, позволяя учащимся приобретать новый опыт и новое знание, взаимодействовать в обществе, входить в реальную жизнь, иначе говоря - становиться гражданами своей страны.

Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, которая может успешно протекать только при четком распределении заданий внутри группы, взаимной проверке, постоянной поддержке учителя.

Учитель следит за общением в группе и, если оказывается, что кто-то из учащихся остается в стороне, вносит изменения в ее состав.

Без тщательной направляющей деятельности учителя группы не смогут эффективно работать. Содержание этой деятельности сводится, прежде всего, к обучению подростков умению работать самостоятельно, советуясь друг с другом, не поднимая сильного шума; распределять задания между членами группы, учитывая возможности каждого; к созданию системы заданий для разных групп учащихся.

В заключение хочется выразить надежду, что такая работа учителя с учеником будет весьма полезной в формировании умения находить, анализировать, обрабатывать информацию и использовать ее по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать общие закономерности и т.д.

Литература и Интернет-ресурсы

  1. Активные методы в гражданском образовании. М., 2005.
  2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. Кн. 2. М.: ВЛАДОС, 2000.
  3. Васильченкова Т.В., Мостяева Л.В. Технология проектной деятельности учащихся (на примере гражданско-правового образования). Рязань, 2004.
  4. Гин А. Приемы педагогической техники. М., 1999. – С. 42.
  5. Гражданское образование и социальное проектирование. – М.: ИД «Новый учебник», 2003.
  6. Гражданское образование: материалы международного проекта. СПб., 2000.
  7. Дух демократии: Интерактивные методики, ситуативное обучение, мотивация учебной деятельности, компьютерные технологии. М., 2003.
  8. Занюк С. Психология мотивации. Киев: «Эльга-Н», «Ника-Центр», 2002.
  9. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. – М., 1996.
  10. Коротаева Е.В. Директор – учитель - ученик: пути взаимодействия. - М.: «Сентябрь», 2000.
  11. Ловягин С.Н. Право и лево. – М.: Вита-Пресс, 2000.
  12. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учителя 8-9 классов. М., 1999.
  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Под ред. Е. С. Полат. М., 1999.
  14. Основы правовых знаний: Учебник для учащихся 7 классов школ гуманитарного направления/Володина С.И., Василенкова О.А., Ловягин С.Н. - М.: Полтекс, 1999.
  15. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учителя. В 2 т. М., 2000.
  16. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: 12-13 апреля 2000 г. М., 2001.
  17. Профессиональные навыки юриста. М., 2001.
  18. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  19. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
  20. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  21. http://www.civitas-russia.ru
  22. http://www.livinglaw.spb.ru
  23. http://personal.net.ua/articles/10sovet.html
  24. http://psy.1september.ru/2000/48/16.htm

Приложение

Тема занятия

«Такие равные права…Такие разные права…»

(работа в малых группах, общая дискуссия по обсуждению проблем продуктивного обучения, работа с документами)

Эпиграф:

Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены.

Сенека

Цели занятия

В течение занятия участники семинара смогут:

- получить навыки организации работы на занятии в интерактивном режиме;

- овладеть различными формами организации продуктивной деятельности на уроке (работа фронтально, в парах, группах, индивидуально);

- обсудить способы работы с фрагментами документов;

  • научиться организации ролевой игры, обсудить ее образовательные возможности;
  • получить навыки по развитию основ информационной и коммуникативной компетентностей учащихся;
  • обсудить проблему продуктивного обучения в ходе использования интерактивных методов.

Кроме того, участники семинара смогут получить материалы для самостоятельного проведения занятия по теме «Равноправие» с учащимися старших классов.

План занятия

1.Мотивация (работа в парах) – до 7 мин.

2.Работа с документом (в малых группах) – до 15 мин.

3.Презентация результатов работы в группах (коллективное обсуждение) – до 15 мин.

4.Ролевая игра «Равные права» - до 35 мин.

5.Нарисуем право (в малых группах).

6. Рефлексия занятия (в парах) – до 7 мин.

Ход занятия

Мотивация (до 7 мин.)

Фронтальное обсуждение.

Мы часто слышим высказывания о том, что все люди от рождения наделены равными правами.

  • Что это значит? От каких обстоятельств не зависит равенство прав?

Ожидаемые ответы: от пола, возраста, национальности, расы, языка, социального происхождения и т.д.

Вы также знаете о равенстве прав в различных сферах жизнедеятельности человека и общества: на образование, отдых, здравоохранение, информацию и т.д.

Предлагаю вам в парах рассмотреть следующую ситуацию. Иванов поступил в университет. Его одноклассник, Перепелкин, не набрал необходимого количества баллов при поступлении в этот же университет. Перепелкин считает, что его право на образование не соблюдено, потому что он имеет такое же право продолжить обучение, как и Иванов, но вынужден пойти на работу.

Прав ли Перепелкин?

Ожидаемый ответ: Перепелкин не прав, т.к. право на высшее профессиональное образование в России зависит от возможностей абитуриента и осуществляется на конкурсной основе. Перед конкурсом все равны, но побеждает - сильнейший.

Таким образом, мы с вами увидели некоторое противоречие: равенство прав  существует, но не используется.

Что же такое равенство? Как оно трактовалось в разные времена, разными людьми?

Работа с документом (до 15 мин.).

Тренер предлагает работу с документами в малых группах.

Вопросы для работы групп:

  • Каким образом авторы понимают равенство?
  • Лозунг (девиз), который мог бы предложить каждый автор по проблеме равенства.
  • Найдите аргументы в пользу каждой точки зрения.

1-я, 2-я группы

Аристотель. Политика. разд. 4.

Государство стремится всего более к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а равенство и однообразие свойственны преимущественно людям «средним» (под «средними» людьми Аристотель понимал класс граждан, занимающих позицию между «очень зажиточными и крайне неимущими» - ред.). Таким образом, исходя из естественного, по нашему утверждению, состава государства неизбежно следует, что государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй.

Античные философы. - ИФЛИ, 1935. - С. 126-127.

Ж.-Ж. Руссо. Об общественном договоре.

…свобода не может существовать без равенства.

…под словом равенство не следует понимать того, что степени власти и богатства должны быть абсолютно одни и те же; что касается власти, она не должна доходить до насилия и применяться иначе, как в силу определенного положения и законов; а что касается богатства - ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один - настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя.

Это предполагает со стороны знатных людей умеренность в пользовании имуществом и влиянием, а со стороны людей маленьких - умеренность в своей жадности и зависти.

Скажут, что это равенство - отвлеченная химера, которая не может существовать в действительности. Но если злоупотребление неизбежно, то следует ли из этого, что это злоупотребление не нужно хотя бы регулировать? Именно потому, что сила вещей стремится всегда разрушить равенство, сила законодательства должна быть постоянно направлена к его поддержанию.

Хрестоматия по новой истории. Т.1. - М., 1963. - С. 139.

3-я, 4-я группы:

Ж. Мелье. Завещание.

Первым злом является огромное неравенство между различными состояниями и положениями людей; одни как бы рождены только для того, чтобы деспотически властвовать над другими и вечно пользоваться всеми удовольствиями жизни; другие, наоборот, словно родились для того, чтобы быть нищими, несчастными и презренными рабами и всю свою жизнь изнывать под гнетом нужды и тяжелого труда. Такое неравенство глубоко несправедливо, потому что оно отнюдь не основано на заслугах одних и на проступках других, оно ненавистно потому что, с одной стороны, лишь внушает гордость, высокомерие, честолюбие, тщеславие, заносчивость, а с другой стороны, лишь порождает чувство ненависти, зависти, гнета, жажды мщения, сетования и ропот. Все эти страсти являются впоследствии источником и причиной бесчисленных зол и злодеяний, существующих в мире. Последних, несомненно, не было бы, если бы люди установили между собой правильное соотношение, необходимое лишь для установления и сохранения между ними справедливого подчинения, а не тиранического властвования одних над другими.

Все люди равны от природы. Они все в равной степени имеют право жить и ступать по земле, в равной степени имеют право на свою естественную свободу и свою долю в земных благах, все должны заниматься полезным трудом, чтобы иметь необходимое и полезное для жизни.

Хрестоматия по новой истории. Т.1. - М., 1963. - С. 140.

Декларация прав человека и гражданина, 1789 г.

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общественной пользе.

В.И. Ленин

Равенство есть обман, если оно противоречит освобождению труда от капитала. То, что мешает пользоваться этим равенством, - собственность. Классы мы хотим уничтожить и в этом отношении стоим за равенство.

В.В. Путин

Вне зависимости от того, сколько миллиардов долларов числится на личных или корпоративных счетах, все должны быть равны перед законом...     В противном случае мы никого не научим и не заставим платить налоги, отчисления в социальные фонды, в том числе и пенсионные; нам никогда не переломить оргпреступность и коррупцию... 

(Московский комсомолец, 28.10.2003г.)

Презентация результатов работы в группах (до 15 мин.)

Тренер предлагает по итогам презентации заполнить таблицу:

Взгляды на проблему равенства

п/п

Автор

(документ)

Понимание равенства

(равенство - это…)

Лозунг автора

Позитивное в данной точке зрения

1

Аристотель

2

Ж.-Ж. Руссо

3

Ж. Мелье

4

Декларация прав человека и гражданина

5

В.И. Ленин

6

В.В. Путин

Возможные выводы по таблице: проблема равенства чрезвычайно волновала людей во все времена, сложились различные толкования равенства:

  • равенство невозможно, т.к. люди неповторимы и неодинаковы (по стартовым возможностям: физическим данным, материальному положению и т.д.);
  • равенство людей существует от рождения, это равенство юридическое – в правах и возможностях, задача закона – поддерживать равенство;
  • равенство между людьми должно быть во всем, в том числе в имуществе; неравенство несправедливо и не является неизбежным.

Итогом дискуссии может быть вывод о том, что во всех точках зрения есть нечто общее: определенное равенство необходимо, оно позитивно, полезно для общества, однако, абсолютное равенство недостижимо, а, быть может, и опасно. Об этом нас предостерегают древние в своих мифах.

? Догадайтесь, как звали разбойника, которого наказал Тезей

Довольный своими победами, думая о близкой встрече с отцом, Тезей поспешил дальше и шел, не останавливаясь, до наступления ночи.
В темноте остановил его на дороге человек и стал уговаривать зайти к нему в дом отдохнуть и переночевать до утра.

- Ночью опасно идти одному по пустынной дороге, - говорил человек, - войди в мой дом, поешь со мной и отдохни на моем ложе. Дом мой всегда открыт для странников, и мое ложе готово для тебя. Так ласково говорил этот человек, что Тезей с охотой согласился и вошел к нему в дом.

Но человек тот был коварный и жестокий разбойник: он заманивал путников и укладывал их на свое ложе; кто не умещался в нем - тому отрубал голову или ноги, а кто был мал для него - того вытягивал так, что он умирал в мучениях. Хотел он погубить и Тезея. Но юный герой, увидев окровавленное ложе, пришел в такой гнев, что схватил самого разбойника и бросил его на страшное ложе, а так как оно было коротко ему, Тезей отрубил его длинные ноги. Оставив его на проклятом ложе, Тезей покинул разбойничий дом и поспешил к священному источнику, чтобы очиститься от пролитой крови.

Подсказки:

- В средневековье, с именем этого человека было связано название пыточного станка инквизиции, который был устроен таким же образом, каким разбойник убивал свои жертвы.

  • Сегодня в переносном смысле это название - искусственная мерка, не соответствующая сущности явления.

(В этой истории речь идет о Прокрусте)

Игра «Равные права» (до 35 мин.)

В игре используются пять стопок карт.

На одних картах указан возраст;

на других – образование, опыт, склонности;

на третьих – унаследованные характеристики;

на четвертых – черты характера;

на пятых - права.

Содержание карточек

Возраст: 6, 15, 20, 50, 90 лет.

Образование, опыт, склонности:

  • техническое образование (для 6, 15-летних – интерес или склонность к технике);
  • экономическое образование (для 6, 15-летних – интерес к математическим и логическим задачам, склонность к точным наукам);
  • философское образование (для 6, 15-летних – интерес к чтению, склонность к гуманитарному образованию);
  • экологическое образование (для 6, 15-летних - любовь к природе, интерес к природным событиям и явлениям);
  • опыт руководящей работы (для 6, 15, 20-летних - склонность к лидерству);
  • опыт улаживания конфликтов (для 6-летних - склонность к улаживанию конфликтов мирным путем);
  • знание 10 иностранных языков (для 6-летних - склонность к иностранным языкам);
  • низкий образовательный и культурный уровень (для 6-летних – низкий образовательный и культурный уровень ближайшего окружения).

Унаследованные характеристики:

  • физическая сила;
  • славная родословная;
  • общительность, открытость;
  • приятная внешность;
  • природный ум;
  • склонность к употреблению алкоголя в больших дозах (для 6, 15-летних - плохая наследственность);
  • большое состояние;
  • выходец из малообеспеченной семьи.

Черты характера, особенности личности:

  • отсутствие совести;
  • эгоизм;
  • совестливость;
  • ответственность;
  • карьеризм (для 6-летних - стремление понравиться взрослым, чтобы занять особые позиции среди своих сверстников);
  • доброта, мягкость, уступчивость;
  • завистливость;
  • безответственность.

Перечень прав:

  • право принимать решение о начале войны;
  • право выдавать льготы на получение государственного жилища;
  • право руководить школой;
  • право осуществлять цензуру в средствах массовой информации;
  • право быть избранным на должность губернатора.

Правила игры:

Аудитория делится на 5 групп. Каждая группа направляет своего представителя, который вытягивает вслепую по одной карточке из каждой стопки. Группы получают таблички с вымышленными именами людей (персонажей), обладающих этими качествами и имеющих данные права.

Задача группы:

  • определить, к каким негативным и позитивным последствиям может привести человека с такими характеристиками обладание данными правами.

В ходе презентации результатов групповой работы выступающая группа должна заполнить свою строчку в сводной таблице:

№ п/п

Персонаж

(имя по табличке)

Воз-раст

Харкте-ристики

Право

Возможные последствия обладания данным правом

позитив-ные

негатив-ные (для самого человека и общества)

1

2

3

4

5

Рефлексия игры (в тех же группах): представьте, что все эти персонажи поселились в крохотном городе-государстве. Придумайте средства, которые могли бы защитить общество данного государства от негативных последствий обладания этих персонажей данными правами.

Ожидаемые результаты: участники семинара приходят к выводу, что есть права, которые нельзя предоставить всем в равной мере. Для того, чтобы оградить общество и защитить самого человека от негативных последствий обладания людьми теми или иными правами, необходимо вводить ограничения этих прав по возрасту и/или другим характеристикам, устанавливать конкурсный отбор, дающий доступ к использованию тех или иных прав.

В действительности человеческое сообщество уже дано поняло необходимость введения некоторых ограничений в правах человека и правах ребенка. Чтобы в этом убедиться, предлагаю вам вспомнить основные положения одной из статей Конвенции о правах ребенка.

И ответить на вопрос:

  • В чем ограничено данное право?
  • Для чего это ограничение введено?
  • Изобразите это на рисунке.

Время на работу и презентацию - до 16 мин.

Тренер предлагает каждой группе поработать с текстом одной из статей Конвенции.

Конвенция о правах ребенка

Статья 13.

1.Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2.Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

а)для уважения прав и репутации других лиц; или

б)для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья, или нравственности населения.

Статья 14.

1.Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

3.Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения и защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 15.

1.Государства-участники признают право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

2.В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 17.

1.Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам различных национальных и международных источников, особенно к таким информациям и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:

е)поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положение статей 13 и 18.

По завершении работы каждая группа презентует свой рисунок, сопровождая его небольшим комментарием:

  • О каком праве идет речь?
  • В чем оно ограничено?
  • С какой целью введено это ограничение?

Рефлексия занятия (до 7 мин.)

Тренер предлагает участникам семинара поработать индивидуально и выбрать эпиграф к теме урока, продумав краткое объяснение своего выбора.

Для этого можно предложить воспользоваться возможностями Интернет (в этом случае надо предусмотреть увеличение времени на этот вид работы) или дать некоторый перечень уже приготовленных для обсуждения цитат:

1. В конечном итоге люди друг другу равны - только не всегда, не везде и не во всем. (Владислав Гжегорчик)

2.  Возможно, равенство - это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом. (Оноре де Бальзак)

3. Все люди рождаются равными и до самой смерти против этого борются. (Лешек Кумор)

4. Люди рождаются свободными и неравными. (Грант Аллен)

5. Равенство всех людей в их человеческом достоинстве — это начало справедливости, но в жизни равенство не достигается одними лишь благими пожеланиями. Для этого нужны горячее стремление к нему, энергия и мужество, чтобы преодолеть все то, что преграждает путь к действительному равенству людей. (Али Апшерони)

6. Социальный прогресс требует стандартизации людей, и эту стандартизацию называют равенством. (Эрих Фромм)

7. При деспотизме неравенство достигает высшего предела и превращается в свою противоположность: перед деспотом все равны, именно, равны нулю.

Ж.-Ж. Руссо

Участники семинара в течение 3-5 мин. знакомятся с перечнем и выбирают эпиграф.

Тренер предлагает определить рейтинг эпиграфов. Для этого просит участников семинара поднятием руки поддержать ту или иную цитату (происходит голосование).

На доске появляется итоговая запись. Далее тренер просит прокомментировать свой выбор тех, кто проголосовал за самый популярный афоризм, и самый непопулярный. Итогом обсуждения может быть утверждение о том, что каждая точка зрения имеет право на существование. Задание для домашнего осмысления: написать сочинение-эссе по избранному эпиграфу.

Тренер может предложить задание в ином ключе. Прочитать статью Конституции, в которую вкралась опечатка и ответить на вопросы:

Женщины и мужчины в России имеют равные права и разные возможности для их реализации.

  1. Каким образом изменился смысл статьи?
  2. Согласны ли вы с тем, что равенство прав предполагает определенное равенство возможностей для их реализации? Проиллюстрируйте на примерах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические аспекты организации познавательской и исследовательской деятельности учащихся в курсах истории и обществознания

Умение работать с информацией, извлекать необходимое, высказывать собственное мнение, иметь собственный стиль мышления - это все основные проблемы нашего образования, это то, что должен уметь и иметь ...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания

Из опыта работы в рамках опытно-эксперементальной работы....

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

"Организация деятельности учащихся в группе продлённого дня"

Работая с детьми, каждый воспитатель ежедневно решает ряд наиважнейших задач. Одной из них является научить детей взаимодействовать друг с другом, общаться. Сейчас в условиях внедрения ФГОС для формир...