Организация творческих занятий в группе продлённого дня. Из опыта работы.
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Организация творческих занятий
в группе продлённого дня
( Из опыта работы воспитателя ГПД МБОУ Уршельской СОШ Федоровой А. В.
Сложна и многообразна работа воспитателя, сколько ему нужно знать и уметь, чтобы найти подход к каждому ученику, сделать каждого индивидуальностью.
Постоянно следить за новинками педагогической литературы, как трудолюбивой пчелке собирать по крупицам передовой опыт своих коллег, постоянно работать над своим самообразованием – таков удел воспитателя.
В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продлённого дня, как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден. Статистика показывает, что практически все частные школы работают в режиме продлённого дня, а муниципальных учреждениях образования всех видов за последние годы резко возросло количество открываемых групп продлённого дня, в особенности для учащихся 1-4 классов.
Теперь уже не только педагоги, но и родители убедились в том, что пребывание ребенка в школьной группе продлённого дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Ребёнок постоянно находится в зоне педагогического влияния.
Одним из важнейших вопросов организации продлённого дня является совершенствование форм педагогической взаимосвязи в работе воспитателей, учителей и классных руководителей. От степени скоординированности их усилий зависит качество учебно-воспитательного процесса, уровень успеваемости и воспитанности учащихся. Формы современной работы учителей и воспитателей в известной мере определяются типом комплектования групп продлённого дня.
Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагогов.
Режим группы продлённого дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Они характеризуется определённым расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года. Его структура складывается из следующих частей: уроки, активный отдых, самоподготовка, внеурочная деятельность, занятия по интересам, прогулки, экскурсии. Переход к игровым и самодеятельным формам занятий, физические нагрузки, многообразие связей при общении, как правило, способствуют снятию утомления. Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которая должна проводиться в одно и то же время.
Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продлённого дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время.
Самостоятельная учебная работа на этих занятиях преследует цель выработки навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учебе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы.
В 1 классе самоподготовки в прямом смысле слова нет. В это время рекомендуется проводить разнообразные дидактические игры и тренировочные упражнения (работа с наборным полотном, рисование орнамента с элементами букв и т. д.), готовящие детей к дальнейшей самостоятельной учебной работе. Собственно самоподготовка начинается только со второго полугодия в 1 классах. Во 2 и 4 классах на нее отводится полтора академических часа.
Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же определённый отрезок времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. Я отмечаю, что эта привычка в младшем возрасте возникает сравнительно быстро и обладает устойчивостью.
Прогулка – это одна из форм активного отдыха детей. Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного спокойного отдыха, быть насыщенной играми, развлечениями.
Педагогическая ценность прогулки не исчерпывается двигательным содержанием. В ходе её идет интенсивное обогащение школьников разнообразной информацией: они знакомятся с окружающим миром путём непосредственных наблюдений, обогащаются с товарищами и воспитателем. Общение как средство взаимного информирования действует безотказно на протяжении всего занятия.
Спортивный час. Физкультурное оздоровительное занятие является неотъемлемой и одной из главных частей системы занятий на воздухе с группой продлённого дня. Их значение чрезвычайно велико. С помощью различных упражнений можно дозировать, увеличивая или уменьшая, нагрузку на организм.
Активный отдых школьников в паузе между уроками и самоподготовкой целесообразно организовать в форме спортивного часа на воздухе и только при плохой погоде – в помещении. Отдых на воздухе включает в себя экскурсионные, прогулочные, спортивные, игровые занятия, физический труд.
Но главное достоинство этого занятия заключается в том, что в руках умелого воспитателя они превращаются в мощное средство формирования жизненно важных двигательных навыков ходьбы, бега, метания, лазанья и т. д., без которых жизнедеятельность человека трудно представить.
Педагогический стаж моей работы 17 лет. Воспитателем в группе продлённого дня я работаю 17 лет. Благодаря согласованным действиям воспитателя и учителя в группе продлённого дня создаются условия для борьбы за высокое качество обучения и воспитания детского коллектива, для своевременной взаимопомощи в работе учителя и воспитателя группы продлённого дня.
Вся деятельность педагога в группе продленного дня может рассматриваться как цепи разнообразных, связанных и не связанных между собой воздействий на коллектив учащихся. Взаимодействие, вызванное направленной деятельностью воспитателя, включает в себя взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество.
Воспитание в группе продленного дня ориентировано на развитие ребенка. Каждый ученик работает в зоне ближайшего развития. Дети учатся самостоятельно решать поставленные задачи. Находить причину допущенной ошибки, сравнивать результат с образцом. Контролировать себя и товарищей. Творчески выполнять поставленную задачу. У детей на высоком уровне развивается мышление, воображение, связная речь.
.
Современная деятельность учителя и воспитателя направлена на обеспечение тесной связи классных и внеклассных мероприятий.
Много внимания уделяю работе с родителями. Стараюсь узнать об условиях семейного воспитания, дать практические советы и рекомендации об улучшении досуга детей
Особую трудность для детей шестилетнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время самоподготовки, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В начале школьного обучения дети нередко испытывают сильное утомление от занятий, но часто это происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности физической саморегуляции.
Эффективность работы группы продлённого дня во многом зависит от отношения ребенка к школе, от его желания посещать группу. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов в учебе и труде. Задача педагога группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
Доброжелательный тон, педагогический такт, ясность цели, введение занимательных форм обучения, использование новых компьютерных технологий – всё это помогло мне добиться высокого уровня знаний и воспитанности учащихся.
Палитра листопада
Осень – благодатная пора для заготовки листьев. Звонка и красочна палитра листопада. В лесах, садах, парках – повсюду видны красно-лиловые листья осины, охристо-желтые листья березы, сине-лиловые листья груши или красно-оранжевые листья вишни. И только, пожалуй, листья сирени остаются зелёными вплоть до первого снега.
Природный материал- это кладовая для развития детского творчества. Работа с ним сближает ребенка с родной природой, воспитывает бережное и заботливое отношение к ней. Для различных поделок с успехом используется дерево, мох, береста, тополиный пух, листья деревьев.
Важным этапом в работе с природным материалом является его заготовка.
Листья деревьев разнообразны по форме и расцветке. Собирать их лучше осенью, когда они особенно красивы. Собранные листья перекладывают плотными листьями бумаги, проглаживают слоем картона и кладут под груз. Листья обрабатывают не мешкая. Иначе они могут пожухнуть и покоробиться.
Аппликация
В школе изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений.
В процессе занятий у школьников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.
Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна. В этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Аппликация из тополиного пуха
Пух тополя, который каждую весну покрывает «белым снегом» газоны, улицы города, залетает в открытые окна домов, вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать их. Иногда трудно поверить, что картину сделали только с помощью пуха без красок, кисти и клея. Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные.
Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно - белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.
Вышивка крестом
Вышивка крестом (направление и виды стежков) Шов «крест» является одним из самых простых декоративных швов. Крест состоит из двух перекрещивающихся диагональных стежков. Сначала выполняются стежки в одном направлении (полу крест), затем процесс повторяется в обратную сторону. При этом на изнаночной стороне образуются ровные ряды вертикальных (горизонтальных, в зависимости от направления вышивки) стежков. Чтобы крестики были ровными, иголка должна входить в одни и те же дырочки. Любая вышивка смотрится аккуратнее, если все стежки выполнены в одном направлении, а на изнаночной стороне работы отсутствуют длинные протяжки нитей.
Если какой-то участок вышивается полу крестом, то стежки должны лежать в том же направлении, что и верхние стежки креста.
Живой мир из бисера
- В природе растения и насекомые неразрывно связаны между собой. Трудно представить себе цветущий луг или клумбу в саду без бабочек, стрекоз или пчел, кружащихся вокруг цветов. Часто, наклоняясь к цветку, мы замечаем расположившегося на листе жучка, спугиваем разных мушек и паучков...
Так же, как и растения, различные виды насекомых могут найти свое воплощение в бисере, стеклярусе и бусинах. Причем такие поделки могут стать не, только дополнением к различным цветочным композициям, но и самостоятельными украшениями прически или костюма.
Одним воздушным очертанием
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем-
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
На долго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот, вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
(Бабочка.)
Оригами для детей Щенок
Приключения маленького щенка
Мать звали Неженкой, а отца — Бродягой. И эти имена им очень подходили.
Щенята их были самыми прекрасными в мире (так казалось родителям). И первые три щенка были действительно очаровательны: благовоспитанные, послушные — они нравились буквально всем.
Но четвертый щенок... С утра и до вечера в доме только слышалось: «Где наш брат?», «Куда он убежал?», «Где постреленок?», «Смотрите, что он наделал!» Да, четвертый щенок, этот негодник, причинял много тревог и огорчений.
Когда подходило время обеда, трое милых щенят вставали на задние лапки перед самой миской и терпеливо ждали разрешения. А четвертый щенок вдруг появлялся в самую последнюю минуту и, юркнув мимо них, принимался за еду первый!..
Лишь только наступало время игр, благовоспитанные братцы примерно играли со своими щенячьими игрушками.
А четвертый — этот безобразник — грыз все, что ему попадалось: ковер — так ковер, ботинок — так ботинок...
Как только приближалась ночь, три милых братца спокойно ложились в свою корзинку и засыпали.
Но четвертый щенок... негодник выбирал именно это время для того, чтобы полаять до повыть на разные лады. Он даже не обращал внимания на окрики!
Однажды щенят отпустили на прогулку.
Каждый щенок нес в зубах на обед себе душистую, чудесную лепешку. Первые три щенка чинно отправились в ближайший парк, чтобы пообедать там в тени и прохладе.
А четвертый — этот маленький проказник — мгновенно проглотил свою лепешку и бросился на поиски приключений.
Он вскоре увидел двух очень приветливых и красивых друзей. Они весело играли. Постреленку так хотелось поиграть — он кинулся к ним. Но при виде щенка у этих милых и ласковых существ вдруг появились когти и клыки... Ведь это были кошки И постреленку пришлось бегством спасаться от них. С разбегу он налетел на горку разрытой земли и замер. Маленький трудолюбивый крот рыл так проворно и ловко, как это умеют делать только кроты.
Постреленку это очень понравилось.
— Какая интересная игра, — сказал он. — Как ты научился?
— Рыл и копал, копал и рыл — вот и научился, — ответил крот. Тогда и постреленок начал копать. Он копал, копал и вдруг... откопал огромную, великолепную сладкую кость.
Для такого маленького щенка она была даже слишком велика.
Поднять он ее не мог, и до самого парка ату чудесную кость ему пришлось тащить по земле, выбиваясь из сил.
А немного раньше этим же путем шел большой и злой пес.
«Ого! Чем это так здорово пахнет?» — сказал он, потянув вдруг носом. И тут же увидел вблизи дороги, под развесистым деревом три чудесные лепешки, а возле них — трех щенят.
Щенята все еще любовались своими соблазнительными лепешками, вдыхая их запах.
Пес был такой свирепый и такой голодный, что три благовоспитанных щеночка мигом остались без обеда, так и не попробовав своих душистых лепешек!
Бедные маленькие щенятки! Они сразу почувствовали себя такими голодными, обиженными, беззащитными...
Но кто это приближается к ним? О! Да это же постреленок тащит свою огромную вкусную кость!
— Эй, ребята! — крикнул он. — Идите-ка сюда! Смотрите, что я нашел! Идите, идите! Я вас угощаю!
Теперь щенята уже не теряли времени даром.
И когда пришла пора возвращаться домой, три маленьких щенка шли сытые, довольные, а впереди выступал четвертый — наш постреленок.
Ну, теперь можно и приступать к изготовлению оригами для ребенка :.
Последовательность изготовления головы
Поделку можно украсить на усмотрение ребенка: приклеить или нарисовать ошейник, хвостик и т. д. Использовать можно на занятиях по развитию речи, в настольных играх.
Детские праздники
Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.
Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.
Часы, свободные от учебных занятий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого ученика, можно и нужно предложить несколько видов деятельности: каждый ученик выбирает то, что ему нравится и что он умеет.
Большую помощь в этом может оказать игра – постоянная спутница детства. Например, конкурсы:
«Эти забавные животные». «Юные пожарные». «А ну-ка, девочки». «Будущие защитники Отечества». «Самый, самый, самый…» и т. д.
Цель этих конкурсов – формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Игра-загадка: детям предлагается разыграть ситуации различного уровня сложности, в которых заложены ошибочные действия. Задача зрителей – обнаружить ошибки в поведении действующих лиц и объяснить их или найти выход из сложившейся ситуации. (пример: ученик проходит мимо двух учительниц, разговаривающих между собой и здоровается только со своим классным руководителем).
Игровое моделирование – создание воображаемых ситуаций нравственного выбора. Наибольшим творческим потенциалом обладают ролевые игры, в которых намечены лишь контуры поведения действующих лиц, но сама ситуация развертывается непосредственно в процессе игрового взаимодействия. Такие ситуации требуют от ребенка самостоятельного проектирования своих действий на основе проникновения во внутреннее состояние изображаемого персонажа.
Игра с последующей рефлексией позволяет создать ситуацию приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний:
Игра «Слепой и поводырь»: ученики разбиваются на пары. Один исполняет роль «слепого», второй – роль «поводыря». «Поводырь» в течение пяти минут водит своего партнера с завязанными глазами по комнате, затем они меняются местами. После чего учащиеся рефлектируют свои ощущения в каждой роли.
Игра «Моющая машина»: ученики строятся в две шеренги лицом друг к другу и представляют, что они – моющая машина, нужно «помыть» того, кто пройдет через нее, сделать его более радостным, счастливым. Обсуждение после игры позволяет ученикам разобраться в чувствах.
Режиссерские, хореографические, литературные, музыкальные способности эффективнее всего реализуются в праздниках:
«Золотая осень». «Праздник правил дорожного движения». «Праздник здоровья». «Новый год». «Подарок мамам». «Здравствуй, лето». и т. д.
Творческий праздник для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество учеников и учителя, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою, маленькую ответственность, может внести свою личную лепту.
Тем не менее, вышеуказанные формы в младшем школьном возрасте, особенно в 1-2 классе, эффективно решают задачу развития творческих способностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в группе продлённого дня коррекционной школы. Тема :Изготовление поделки в технике «плетение» из газетных(журнальных) трубочек.
В данном материале содержится информация об изготовлении поделки в технике "плетения из газетных (журнальных) трубочек"....
Занятие для группы продлённого дня
Игровое мероприятие с элементам художественной деятельности,...
Цикл занятий в группе продлённого дня в специализированной школе-интернате для слабовидящих детей с применением арт-технологий.
Описание занятий со слабовидящими детьми в группе продлённого дня с использованием арт-технологий: цели, ход занятия, методические рекомендации. Рекомендовано воспитателям, школьным психол...
Занятие в группе продлённого дня "Мир слов"
Презентация позволит воспитателю группы продлённого дня окунуть детей в мир слов. Дети познакомятся со значениями слова "МОЛНИЯ"...
Презентация к занятию в группе продлённого дня в 5-м классе "Весь мир - театр..."
Презентация к занятию в группе продлённого дня в 5-м классе "Весь мир - театр..." может быть использована как на внеклассном, так и на учебном занятии с пятиклассниками....
"Организация деятельности учащихся в группе продлённого дня"
Работая с детьми, каждый воспитатель ежедневно решает ряд наиважнейших задач. Одной из них является научить детей взаимодействовать друг с другом, общаться. Сейчас в условиях внедрения ФГОС для формир...
Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.
Организация игровой деятельности в группе продлённого дня....