Метод проекта как личностно- развивающая технология внеурочной деятельности
проект (6, 7 класс)
На протяжении последних двух десятилетий в развитых странах мира активно обсуждалась проблема поиска средств для осуществления и реализации задач по формированию социальных компетенций. Одной из эффективных технологий, которая отвечает данной системе целеполагания, т.е. способствует оптимальной социализации и развитию личности ребёнка, является проектная деятельность. В основу метода проектов положена идея направленности деятельности воспитанников на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием воспитанника, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proekta_kak_lichnostno_-_razvivayushchaya_tehnologiya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 50.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТА КАК ЛИЧНОСТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
(ГПОУ «Гимназия искусств при Главе РК» им. Ю.А.Спиридонова)
Плотникова Е.В.,
воспитатель интерната
Гимназия искусств при главе РК - это уникальная образовательная организация, которая объединяет несколько направлений деятельности: общеобразовательная школа, музыкальное, хореографическое, художественное, гуманитарное и театральное отделения. В гимназии учатся одаренные дети, как из Сыктывкара, так и дети из всех районов РК. В связи с этим предусмотрено их проживание во время учебного процесса в интернате, вследствие чего большая часть работы по воспитанию обучающихся ложится на плечи не только учителей, педагогов дополнительного образования, но и воспитателей интерната.
Одним из основных результатов деятельности любой образовательной организации должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско - правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Поэтому большое значение имеет правильная организация воспитательной работы в классах - группах и использование в ней личностно–ориентированный подхода в организации педагогического процесса.
На протяжении последних двух десятилетий в развитых странах мира активно обсуждалась проблема поиска средств для осуществления и реализации задач по формированию социальных компетенций. Одной из эффективных технологий, которая отвечает данной системе целеполагания, т.е. способствует оптимальной социализации и развитию личности ребёнка, является проектная деятельность. В основу метода проектов положена идея направленности деятельности воспитанников на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием воспитанника, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В своей практике мы используем различные виды проектов – это практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие и ролевые проекты. По характеру контактов между участниками – внутри классные, внутри школьные и межшкольные проекты. По продолжительности – краткосрочные, долгосрочные и мини-проекты. Считаем, что включение в совместную проектную деятельность детей и родителей обусловливает наибольшую её эффективность. Данное взаимодействие способствует положительной динамике детско - родительских отношений, основанных на ответственности родителей и доверии детей. Это новый тип сотворчества детей и взрослых, главным условием которого является общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Основными составляющими проекта являются развитие познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике. Подобные мероприятия способствуют развитию партнёрских отношений между семьёй и школой. Расширение круга участников проекта благодатно для социализации воспитанников.
Приложение №1
Тема: «Горячее сердце».
Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий, внутригрупповой.
Участники: воспитанники 6 класса, родители, педагоги.
Проблема.
Воспитанники гимназии частично изолированы от мира не только взрослых, но и от старшего поколения и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов получения социального опыта, разрыву связи между поколениями, автомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, миру, государству. Актуальной является задача поиска средств реализации важнейшей социальной миссии воспитания - современный национальный воспитательный идеал. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач. Один из принципов нравственного воспитания - принцип следования нравственному примеру. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Достаточно много примеров подражания, восхищения воспитанники узнают через уроки истории, обществознания, гражданственную культуру, изучая героев ВОВ, героев Советского Союза и очень мало знают о героях нашего мирного времени. Герои, имеющие награду «Горячее сердце» – символ отваги и мужества, а поступки – пример высоких патриотических идеалов и лучших человеческих качеств, таких как ответственность, воля, сострадание, соучастие и сопереживание, самопожертвование.
Каждый подвиг побуждает творить добро, верить в справедливость и с оптимизмом смотреть в будущее. Справедливо, что такая социально значимая жизненная позиция вызывает заслуженное уважение в обществе. Доброй традицией стало ежегодное вручение Нагрудного знака «Горячее сердце», публикация имен героев и их историй в Почётной книге. Широкое признание смелых поступков молодых людей с «горячим сердцем» способствует формированию небезразличного и ответственного отношения к себе и окружающим.
Цель: воспитание у обучающихся основ ответственного гражданского поведения на примере неравнодушного отношения к нуждающимся в помощи; ситуаций мужественного преодоления сложных жизненных ситуаций.
Задачи:
- Формирование информационно-образовательной среды для расширения знаний о героях нашего времени.
- Создание условий для проявления социально значимой общественной активности воспитанников.
- Формирование понимания смысла гуманных отношений; понимания высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости.
Подготовительный этап:
- Рабочие группы
- Поиск информации в различных источниках о героях нашего времени.
- Подготовка выступления ведущих о героях, имеющих почетный знак «Горячее сердце».
- Составление рассказа о героях мирного времени из круга своей семьи, малой родины, друзей, знакомых. Воспитанники вместе с родителями работают с архивными документами семьи, беседуют с близкими родственниками, ищут необходимую информацию в СМИ по заданной теме. По итогам данной работы составляют презентации, устные выступления.
- готовят для выставки оформление страницы герои нашей семьи.
- Подготовка эмблем «мужество».
УУД:
- умение постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Основной этап.
- Вступительное слово ведущих: Введение в тему по средствам ролевой игры.
- Творческие презентации и выступления воспитанников о героях «Горячее сердце», о героях нашего времени своей семьи.
- Организовали минуту молчания в честь героев, спасавшие собственной жизнью людей, минутой молчания.
- Анализ качеств личности героя нашего времени.
- Ежегодная традиция – эстафета. Передача символа ведущим следующего года.
- Вручение эмблемы «Мужества» 6 а.
- Рефлексия (происходит внутреннее сравнение качеств, присущих герою нашего времени и качеств, присущих ребёнку. «Недостающие» качества записываются с обратной стороны эмблемы для дальнейшей работы над развитием данных качеств.)
- Разработка социальной акции «Братья наши меньшие».
- Разработка социальной акции «Урок мужества».
УУД:
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Заключительный этап.
- Реализация благотворительной акции «Братья наши меньшие»;
- Оказание шефской помощи младшим классам – акция «Урок мужества» (Приложение №2)
Результаты проекта.
Воспитанники:
- закрепили навык сбора информации из СМИ
- расширили знания в области истории своего села, семьи, друзей, знакомых
- развивали творческие способности через подготовку выступлений и презентаций;
- эмблемы «Мужества».
- Приобрели опыт рефлексии.
Родители:
- обогатили свои знания в области семьи через совместную с детьми поисково-творческую деятельность;
Педагоги:
- способствовали активному сотрудничеству воспитанников с родителями, установлению партнёрских отношений между педагогами гимназии и родителями воспитанников, сплочению классного коллектива.
Литература
- философско-антропологические идеи и теории отечественной философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, Н.С.Трубецкой, Г.П.Федотов);
- культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры (Л.С.Выготский);
- принципы «гуманного воспитания», основанного на уважении личности (С.Т.Шацкий);
- концепции развития личности и возрастной периодизации в психологии, развития и теории развивающего образования (Э. Эриксон, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
- концепция периодизации развития этнокультурной идентичности (Ж. Пиаже, С.А. Баклушинский, Н.Г. Орлова, и др.).
Приложение № 2.
Название акции: «Урок мужества 2017»
Тип, вид: информационный, творческий, краткосрочный.
Обоснование актуальности: Одно из направлений инновационной деятельности гимназии – реализация культурологического подхода к выстраиванию модели образовательно-воспитательного пространства. В этой связи миссию гимназии можно определить как миссию своеобразного этнокультурного центра социума. Выпускник гимназии должен быть охарактеризован как целостный субъект культуры, ориентированный на свои корни, и в то же время, обладающий толерантным сознанием и поведением, способный понять и оценить значимость других культур.
усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связи между поколениями, автомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, миру, государству…». Актуальной для современной школы является задача поиска средств реализации важнейшей социальной миссии.
Цель акции: Сформировать у воспитанников основы ответственного гражданского поведения на примере неравнодушного отношения к нуждающимся в помощи; ситуаций мужественного преодоления сложных жизненных ситуаций.
Целевая группа: воспитании 8 группы
Задачи:
- Формирование информационно-образовательной среды для расширения знаний о героях нашего времени.
- Создание условий для проявления социально значимой общественной активности воспитанников
- Формировать осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- Формировать понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости.
- формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма
- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
- формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
- развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
Ожидаемый результат:
закрепили навык сбора информации из СМИ
расширили знания в области истории своего села, семьи, друзей, знакомых
развивали творческие способности через подготовку выступлений и презентаций эмблемы «Мужества».
Приобрели положительный опыт организации и участия в социальной акции.
Приобрели навык доброжелательного сотрудничество с младшими классами.
Руководитель акции, рабочая группа: Плотникова Е.В., учащиеся 6 класса
Сроки и место реализации, акции: февраль, школа № 26, класс 3«а»
Краткая аннотация, акции:
Направления деятельности | Цели и задачи | Форма реализации |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Формировать опыт участия в социальных акциях; Развить проявление толерантного поведения по отношению к представителям различных национальностей, проживающих на территории России и Республики Коми | Участие в соц. акции «Урок мужества» Представление героев нашего времени относящихся к разным народам |
Воспитание социальной ответственности и компетентности | Формировать опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем | |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости | Подготовка и выступление перед одноклассниками и младшими школьниками |
План реализации акции (механизм реализации):
№ | этап | Содержание дела | Ответственные (степень отв-сти) | Результат |
Педагоги / Воспитанники | ||||
1 | Подготовительно-организационный |
| Организаторы проекта: Плотникова Е.В., | |
2 | Целеполагание |
| Организаторы проекта: Плотникова Е.В., | Сформулированы: цели и задачи проекта. Встреча и совместная работа над реализацией акции с педагогом школы №26 |
3 | Планирование |
| Организаторы проекта: Плотникова Е.В., Воспитанники 8 группы | Организован совместно с воспитанниками «Мозговой штурм», в результате которого определены основы мероприятия, сроки их проведения и назначены ответственные среди воспитанников. Педагогами составлена смета расходов. |
4 | Реализация проекта |
| Организаторы проекта: Плотникова Е.В., Воспитанники 8 группы | Воспитанники 8 группы изготовили эмблемы мужества. Воспитанники 8 группы создали презентацию «Урок мужества» Воспитанники 8 группы провели акцию «Урок мужества» |
5 | Итоги |
| Организаторы проекта: Плотникова Е.В., Воспитанники 8 группы |
Фактический результат: вывод из педагогических наблюдений является положительным. Воспитанники проявили ответственное отношение к подготовке и проведению акции. Передали опыт и знания младшим классам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности учащихся по биологии
Проектная деятельность способствует формированию у учащихся компетенций:- информационных (умение пользоваться и обрабатывать информацию);- социально-правовых (знать законы, как вести себя и т.д.);- ко...
Использование метода проектов в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся
Одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся, заключающаяся не столько в пассивном запоминании и воспроизведении информац...
Метод проектов как активная форма во внеурочной деятельности
Применение методов проектов не является принципиально новым, а условно переживает второе рождение. В современной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию т...
Выступление на педагогическом совете:«Использование методов проектов на уроке и во внеурочной деятельности»
презентация к педсовету...
Статья "Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности"
Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности...
Презентация «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по материалам Полат Е. С.»
Презентация «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по материалам Полат Е. С.»Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса. Проект...
Статья Особенности применения метода проектов на уроках физики и внеурочной деятельности
Метод проектов – это один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.Однако возможно ли его действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например,...