Статья Особенности применения метода проектов на уроках физики и внеурочной деятельности
статья по физике
Метод проектов – это один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.
Однако возможно ли его действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например, на уроке физики?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_metode_proektov.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зиновьева Н.В., учитель физики
Метод проектов – это один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.
Однако возможно ли его действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например, на уроке физики?
Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели, создание определенного, уникального продукта или услуги.
Многие же работы являются лишь имитацией. Например, в начальной школе создание простой поделки (причем, как правило, усилиями родителей) — вряд ли можно назвать настоящей проектной деятельностью. Так же как и создание презентации учениками постарше. Презентация — это не более чем возможная форма представления своей работы, она может быть защитой проекта, но не самим проектом.
Если говорить о семиклассниках на уроках физики, то они в редких случаях смогут осуществить настоящую проектную деятельность, поскольку этот процесс требует базовых знаний и четко спланированной структуры работы. Детей, способных на начальном этапе изучения физики сделать стоящий проект, — единицы. [1]
Каждый ученик должен реализовать проект в течение учебного года. Причем, если учащиеся 7-8 классов могут выполнять групповой проект, то выпускники 9, 11 классов реализуют его индивидуально.
Нужно отметить, что непосредственно на уроке у учителя есть небольшие возможности разобрать структурные элементы любого проекта и проиллюстрировать их примерами. Если же говорить о работе отдельно взятого ученика над проектом, то это очень затратный по времени процесс, однозначно выходящий за рамки урочной деятельности.
Я являюсь руководителем объединения дополнительного образования «Проектная деятельность», реализую программу, рассчитанную на учеников 9 классов. Из опыта своей работы могу отметить ряд объективных трудностей, возникающих при работе учащихся над проектами:
- Одна из самых больших проблем – определение темы проекта. Ученику приходится вести самостоятельные поиски той области предметных знаний, в рамках которой он чувствует себя уверенно и готов предлагать оригинальные идеи, ведущие к созданию актуально-значимого продукта.
- Школьники обладают очень небольшим арсеналом знаний о том, каким может быть продукт их деятельности.
- Ученики затрудняются в формулировании актуальности проектной деятельности, часто не могут выделить решаемую проблему.
- С большими трудностями происходит процесс конкретизации поставленной цели на отдельные задачи.
- При оформлении проекта часто нарушаются существующие требования: не указываются ссылки на используемые литературные источники, рисунки и таблицы не нумеруются, часто иллюстрации не несут смысловой нагрузки, необходимый материал не выносится в приложения и др.
- При описании практической деятельности по созданию продукта часто затрудняются с составлением технологической карты самого процесса, описанием необходимых материалов.
- Некоторые учащиеся не могут самостоятельно подготовить презентацию и защиту своего проекта. Кроме всего прочего, организация публичного выступления ученика перед сверстниками отнимает очень много времени, если оно осуществляется в рамках урочной деятельности.
Стоит также отметить одну из самых больших сложностей при реализации проекта по физике – отсутствие в кабинете некоторого необходимого оборудования, высокая стоимость расходных материалов, деталей и узлов механизмов.
Курсы повышения квалификации, предлагаемые учителю и направленные на повышение компетентности в области применения технологии проектной деятельности, чаще всего предлагают изучение теоретических основ. Не представляют возможности приобретения практических навыков сопровождения проектной деятельности ученика, инструментария для ее объективной оценки, Наряду с этим не рассматриваются системы заданий, которые можно было бы использовать в урочной деятельности для формирования у школьников навыков успешного планирования и реализации проектов.
Несмотря на все вышеперечисленное, учащиеся, которые с большим трудолюбием и интересом реализуют свои проекты, получают колоссальный опыт в этом виде деятельности, испытывают чувство глубокого удовлетворения от важности и значимости проведенной работы.
Если ученик с первого класса не будет понимать, что проект — кропотливая и ответственная работа, позже он перенесет это непонимание во взрослую жизнь.
Список литературы и источников в сети Интернет
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
- https://rosuchebnik.ru/material/proekty-na-urokakh-fiziki-plyusy-i-minusy-article/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности учащихся по биологии
Проектная деятельность способствует формированию у учащихся компетенций:- информационных (умение пользоваться и обрабатывать информацию);- социально-правовых (знать законы, как вести себя и т.д.);- ко...
Статья на тему "Метод проектов на уроках физики"
Использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет ак...
Выступление на педагогическом совете:«Использование методов проектов на уроке и во внеурочной деятельности»
презентация к педсовету...
Статья "Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности"
Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности...
Презентация педагогического опыта: "ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
quot;Историю цивилизации можно выразить в шести словах:Чем больше знаешь, тем больше можешь". Э. АбуОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО...
«Применение метода проектов на уроках физики»
В 2015 году я начала использовать в своей работе « Метод проектов». Многие разделы и темы по физике были изучены при помощи проектной деятельности. Физика – наука экспериментальная, в еѐ основе ле...
«Применение метода проектов на уроках физики»
В 2015 году я начала использовать в своей работе « Метод проектов». Многие разделы и темы по физике были изучены при помощи проектной деятельности. Физика – наука экспери...