Статья Особенности применения метода проектов на уроках физики и внеурочной деятельности
статья по физике

Зиновьева Наталья Вениаминовна

Метод проектов – это один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.

Однако возможно ли его действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например, на уроке физики?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_metode_proektov.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зиновьева Н.В., учитель физики

Метод проектов – это один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.

Однако возможно ли его действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например, на уроке физики?

Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели, создание определенного, уникального продукта или услуги.

 Многие же работы являются лишь имитацией. Например, в начальной школе создание простой поделки (причем, как правило, усилиями родителей) — вряд ли можно назвать настоящей проектной деятельностью. Так же как и создание презентации учениками постарше. Презентация — это не более чем возможная форма представления своей работы, она может быть защитой проекта, но не самим проектом.

Если говорить о семиклассниках на уроках физики, то они в редких случаях смогут осуществить настоящую проектную деятельность, поскольку этот процесс требует базовых знаний и четко спланированной структуры работы. Детей, способных на начальном этапе изучения физики сделать стоящий проект, — единицы. [1]

Каждый ученик должен реализовать проект в течение учебного года. Причем, если учащиеся 7-8 классов могут выполнять групповой проект, то выпускники 9, 11 классов реализуют его индивидуально.

Нужно отметить, что непосредственно на уроке у учителя есть небольшие возможности разобрать структурные элементы любого проекта и проиллюстрировать их примерами.  Если же говорить о работе отдельно взятого ученика над проектом, то это очень затратный по времени процесс, однозначно выходящий за рамки урочной деятельности.

Я являюсь руководителем объединения дополнительного образования «Проектная деятельность», реализую программу, рассчитанную на учеников 9 классов. Из опыта своей работы могу отметить ряд объективных трудностей, возникающих при работе учащихся над проектами:

  1. Одна из самых больших проблем – определение темы проекта. Ученику приходится вести самостоятельные поиски той области предметных знаний, в рамках которой он чувствует себя уверенно и готов предлагать оригинальные идеи, ведущие к созданию актуально-значимого продукта.
  2. Школьники обладают очень небольшим арсеналом знаний о том, каким может быть продукт их деятельности.
  3. Ученики затрудняются в формулировании актуальности проектной деятельности, часто не могут выделить решаемую проблему.
  4. С большими трудностями происходит процесс конкретизации поставленной цели на отдельные задачи.
  5. При  оформлении проекта часто нарушаются существующие требования: не указываются ссылки на используемые литературные источники, рисунки и таблицы не нумеруются, часто иллюстрации не несут смысловой нагрузки,  необходимый  материал не выносится в приложения и др.
  6. При описании практической деятельности по созданию продукта часто затрудняются с составлением технологической карты самого процесса, описанием необходимых материалов.
  7. Некоторые учащиеся не могут самостоятельно подготовить презентацию и защиту своего проекта. Кроме всего прочего, организация публичного выступления ученика перед сверстниками отнимает очень много времени, если оно осуществляется в рамках урочной деятельности.

Стоит также отметить одну из самых больших сложностей при  реализации проекта по физике – отсутствие в кабинете некоторого необходимого оборудования, высокая стоимость расходных материалов, деталей и узлов механизмов.  

Курсы повышения квалификации, предлагаемые учителю и направленные на повышение компетентности в области применения технологии проектной деятельности, чаще всего предлагают изучение теоретических основ. Не представляют возможности приобретения практических навыков сопровождения проектной деятельности ученика,  инструментария для ее объективной оценки, Наряду с этим не рассматриваются системы заданий, которые можно было бы использовать в урочной деятельности для формирования у школьников навыков успешного планирования и реализации проектов.

Несмотря на все вышеперечисленное, учащиеся, которые с большим трудолюбием и интересом реализуют свои проекты, получают колоссальный опыт в этом виде деятельности, испытывают чувство глубокого удовлетворения от важности и значимости проведенной работы.

Если ученик с первого класса не будет понимать, что проект — кропотливая и ответственная работа, позже он перенесет это непонимание во взрослую жизнь.

Список литературы и источников в сети Интернет

  1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
  2. https://rosuchebnik.ru/material/proekty-na-urokakh-fiziki-plyusy-i-minusy-article/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности учащихся по биологии

Проектная деятельность способствует формированию у учащихся компетенций:- информационных (умение пользоваться и обрабатывать информацию);- социально-правовых (знать законы, как вести себя и т.д.);- ко...

Статья на тему "Метод проектов на уроках физики"

Использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет ак...

Статья "Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности"

Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности...

Презентация педагогического опыта: "ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

quot;Историю цивилизации можно выразить в шести словах:Чем больше знаешь, тем больше можешь".  Э. АбуОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО...

«Применение метода проектов на уроках физики»

В 2015 году я начала использовать в своей работе « Метод проектов». Многие разделы и темы по физике были изучены при помощи проектной деятельности. Физика – наука экспериментальная, в еѐ основе ле...

«Применение метода проектов на уроках физики»

В 2015 году я  начала использовать в своей работе « Метод проектов». Многие разделы и темы по физике были изучены при помощи проектной деятельности.  Физика – наука экспери...