Занимательный русский язык
календарно-тематическое планирование (6 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk_.docx | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20» Г.АЛЬМЕТЬЕВСКА РТ
«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ «СОШ № 20» _________ /Захарова Е.В../ Протокол №1 от « 28__» августа 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ № 20» ________ /_Митянина Е.В../ «__31__ » августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №20» _________/ Галанина С.Л./ Приказ № 92 от «_1__» сентября 2020 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
Нуруллиной Рузили Вадутовны,
учителя первой квалификационной категории
«Занимательный русский язык»
Духовно-нравственное направление.
Возраст обучающихся: 11-12 лет.
Срок реализации: 1 год.
«Принято»
педагогическим советом
Протокол № 1
от « _31 » августа 2020 г.
г. Альметьевск 2020 г.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство); · моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; · расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; · совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; · работать над расширением словарного запаса; · применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм. | развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; | развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
Содержание
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 1
Из истории русского языка (4 часа )
Русский язык – наше национальное богатство. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. Не все годится, что говорится. Каков человек, такова его и речь
Раздел 2
«Вначале было слово…» (13 часов)
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
Раздел 3
«Слово – понятие, слово – творчество» ( 9 часов)
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?
Раздел 4
Качества хорошей речи ( 6 часов)
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить по-русски? «Наш дар бессмертный – речь».
Раздел 5
Обобщающие занятия ( 2 часа)
Аукцион знаний.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности ФГОС
№п/п | Название разделов | Тема занятий | Кол-во часов | Основные формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
Организационное занятие (1 час) | 7.09 | ||||||
2 | Из истории русского языка (4 часа ) | Русский язык – наше национальное богатство. | 1 | Групповая | Составляют текст по пословице или поговорке о языке, работают с различными толковыми словарями. | 14.09 | |
3 | Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. | 1 | Групповая, индивидуальная | Изучают специализированную литературы по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения. | 21.09 | ||
4 | Не все годится, что говорится. | 1 | Групповая, индивидуальная | Анализируют текст. Составляют свой текст. Используют приемы ознакоми-тельного и просмотрового чтения | 28.09 | ||
5 | Каков человек, такова его и речь | 1 | Групповая, индивидуальная | Изучают правила подготовки ответа-монолога: определяют тему сообщения, подбирают материал на данную тему, выделяют важные мысли, овладевают приемами подготовки монолога. | 5.10 | ||
6 | «Вначале было слово…» (13 часов) | О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века | 1 | Групповая, индивидуальная | 12.10 | ||
7 | Историзмы, архаизмы, неологизмы | 1 | Групповая, индивидуальная | Составляют алгоритм к различным орфографическим правилам. | 19.10 | ||
8 | Литературный язык и местные говоры | 1 | Групповая | Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности. Создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в соответствии с коммуникативной установкой Проводить лексический анализ слова. Используют в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д. Извлекают необходимую информацию из фразеологического словаря и используют ее в различных видах деятельности. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Создавать письменные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной установкой | 26.10 | ||
9 | Лексические диалектные различия и их типы | 1 | Парная, индивидуальная | 9.11 | |||
10 | Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба» | 1 | Парная, индивидуальная | 16.11 | |||
11 | Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари | 1 | Групповая, индивидуальная | 23.11 | |||
12 | Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова | 1 | индивидуальная | 30.11 | |||
13 | Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов | 1 | Групповая, индивидуальная | 7.12 | |||
14 | Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика | 1 | Групповая, индивидуальная | 14.12 | |||
15 | Молодёжный сленг и отношение к нему | 1 | Индивидуальная | 21.12 | |||
16 | Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество | 1 | Индивидуальная | 11.01 | |||
17 | История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? | 1 | Групповая, индивидуальная | Овладевают основными понятиями антропонимики. Выполняют и защищают проект о происхождении фамилий и прозвищ | 18.01 | ||
18 | Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ | 1 | Парная, индивидуальная | 25.01 | |||
19 | «Слово – понятие, слово – творчество» ( 9 часов) | К истокам слова. Почему мы так говорим? | 1 | Групповая, индивидуальная | Овладеть основными понятиям письменной речи. Объяснять функцию пунктуационного знака. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | 1.02 | |
20 | Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем | 1 | Групповая, индивидуальная | 7.02 | |||
21 | Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь | 1 | Групповая, индивидуальная | 15.02 | |||
22 | «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных | 1 | Групповая, индивидуальная | Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и библиотеки. | 22.02 | ||
23 | Как правильно употреблять слова | 1 | Парная, индивидуальная | Составляют алгоритм к различным орфографическим правилам. | 1.03 | ||
24 | Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках | 1 | Групповая, индивидуальная | Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | 8.03 | ||
25 | Богатство русского языка (синонимы, антонимы) | 1 | Парная, индивидуальная | 15.03 | |||
26 | Текст как речевое произве-дение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова | 1 | Групповая | 5.04 | |||
27 | Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? | 1 | Групповая, индивидуальная | Изучают приемы установления и под-держания речевого контакта с собесед-ником на разных стадиях беседы. | 12.04 | ||
28 | Качества хорошей речи (6 часов) | Разговор как искусство уст-ной речи. Основные нормы современного литературного произношения. | 1 | Групповая, индивидуальная | Осознают роль языка в жизни человека. Анализируют и характеризуют отдельные звуки речи. Овладевают основными правилами литературного произношения. | 19.04 | |
29 | Ударение в словах | 1 | Индивидуальная | 26.04 | |||
30 | Орфоэпические нормы русского языка | 1 | Групповая | Овладеть основными понятиям орфоэпии. Извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности. Создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в соответствии с коммуникативной установкой | 3.05 | ||
31 | История современных знаков препинания | 1 | Групповая | 10.05 | |||
32 | Трудно ли говорить по-русски? | 1 | Индивидуальная | 17.05 | |||
33 | «Наш дар бессмертный - речь» | 1 | Индивидуальная | 24.05 | |||
34-35 | Обобщающие занятия. ( 2 часа) | Аукцион знаний. | 2 | Групповая | Проведение мониторинга в форме «Аукцион знаний» по темам курса | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка" для 7 класса
данное мероприятие поможет проверить знания уч-ся по русскому языку, привить интерес к изучению способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развить интеллект, внимание, память, во...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН "Занимательный русский язык"
Цель: закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения; освоить этимологический анализ слова.Задачи: привить интерес к русскому языку, с...
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Занимательный русский язык: звуки и буквы. Выступление Красильниковой С. В.
Занимательный материал к уроку русского языка....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах...
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка»
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка " для 5-7 классов с презентацией
Лингвистическая викторина для учащихся 5-7 классов содержит задания, направленные на развитие творческого применения знаний и интереса к изучаемому предмету....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Занимательный русский язык".
Очень увлекательная разработка внеклассного мероприятия. Много разнообразных заданий в игровой форме. Затрагиваются несколько разделов русского языка....