Занимательный русский язык
календарно-тематическое планирование (6 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_russkiy_yazyk_.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20» Г.АЛЬМЕТЬЕВСКА РТ

«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ «СОШ № 20»

_________ /Захарова Е.В../

Протокол №1

от « 28__» августа  2020 г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по ВР

МБОУ «СОШ № 20»

________ /_Митянина Е.В../

«__31__  » августа  2020 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ №20»

_________/ Галанина С.Л./

Приказ №  92

от «_1__» сентября 2020  г.

Рабочая программа  внеурочной деятельности

Нуруллиной Рузили Вадутовны,

учителя первой квалификационной категории

 «Занимательный русский язык»

Духовно-нравственное направление.

Возраст обучающихся: 11-12 лет.

Срок реализации:  1 год.

                                                                                                                                   «Принято»                                                                                                            

                                                                                                             педагогическим советом

                                                                                                             Протокол №  1

                                                                                                           от « _31  » августа 2020 г.

г. Альметьевск   2020  г.

Планируемые результаты внеурочной  деятельности

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и  речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;

понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Содержание

Организационное занятие.(1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел 1

Из истории русского языка (4 часа )

Русский язык – наше национальное богатство. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. Не все годится, что говорится. Каков человек, такова его и речь

Раздел 2

«Вначале было слово…» (13 часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

Раздел 3

«Слово – понятие, слово – творчество» ( 9 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

Раздел 4

Качества хорошей речи ( 6 часов)

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить по-русски? «Наш дар бессмертный – речь».

Раздел 5

Обобщающие занятия ( 2 часа)

Аукцион знаний.

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности ФГОС

№п/п

Название разделов

Тема занятий

Кол-во часов

Основные формы  организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата проведения

план

факт

Организационное занятие (1 час)

7.09

2

Из истории русского языка

(4 часа )

Русский язык – наше национальное богатство.

1

Групповая

Составляют текст по пословице или поговорке о языке, работают с различными толковыми словарями.

14.09

3

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.

1

Групповая, индивидуальная

Изучают специализированную литературы по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

21.09

4

Не все годится, что говорится.

1

Групповая, индивидуальная

Анализируют текст. Составляют свой текст. Используют приемы ознакоми-тельного и просмотрового чтения

28.09

5

Каков человек, такова его и речь

1

Групповая, индивидуальная

Изучают правила подготовки ответа-монолога: определяют тему сообщения, подбирают материал на данную тему, выделяют важные мысли, овладевают приемами подготовки монолога.

5.10

6

«Вначале было слово…»

(13  часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века

1

Групповая, индивидуальная

12.10

7

Историзмы, архаизмы, неологизмы

1

Групповая, индивидуальная

Составляют алгоритм к различным орфографическим правилам.

19.10

8

Литературный язык и местные говоры

1

Групповая

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности.

Создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в соответствии с коммуникативной установкой

Проводить лексический анализ слова.

Используют в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д. Извлекают необходимую информацию из фразеологического словаря и используют ее в различных видах деятельности.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Создавать письменные монологические высказывания  в соответствии с коммуникативной установкой

26.10

9

Лексические диалектные различия и их типы

1

Парная, индивидуальная

9.11

10

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба»

1

Парная, индивидуальная

16.11

11

Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари

1

Групповая, индивидуальная

23.11

12

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова

1

индивидуальная

30.11

13

Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов

1

Групповая, индивидуальная

7.12

14

Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика

1

Групповая, индивидуальная

14.12

15

Молодёжный сленг и отношение к нему

1

Индивидуальная

21.12

16

Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество

1

Индивидуальная

11.01

17

История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

1

Групповая, индивидуальная

Овладевают основными понятиями антропонимики. Выполняют и защищают проект о происхождении фамилий и прозвищ

18.01

18

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ

1

Парная, индивидуальная

25.01

19

«Слово – понятие, слово – творчество»

( 9  часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим?

1

Групповая, индивидуальная

Овладеть основными понятиям письменной речи. Объяснять функцию пунктуационного знака.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

1.02

20

Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем

1

Групповая, индивидуальная

7.02

21

Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь

1

Групповая, индивидуальная

15.02

22

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных

1

Групповая, индивидуальная

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и библиотеки.

22.02

23

Как правильно употреблять слова

1

Парная, индивидуальная

Составляют алгоритм к различным орфографическим правилам.

1.03

24

Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках

1

Групповая, индивидуальная

Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

8.03

25

Богатство русского языка (синонимы, антонимы)

1

Парная, индивидуальная

15.03

26

Текст как речевое произве-дение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова

1

Групповая

5.04

27

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

1

Групповая, индивидуальная

Изучают приемы установления и под-держания речевого контакта с собесед-ником на разных стадиях беседы.

12.04

28

Качества хорошей речи (6 часов)

Разговор как искусство уст-ной речи. Основные нормы современного литературного произношения.

1

Групповая, индивидуальная

Осознают роль языка в жизни человека. Анализируют и характеризуют отдельные звуки речи. Овладевают основными правилами литературного произношения.

19.04

29

Ударение в словах

1

Индивидуальная

26.04

30

Орфоэпические нормы русского языка

1

Групповая

Овладеть основными понятиям орфоэпии. Извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности. Создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в соответствии с коммуникативной установкой

3.05

31

История современных знаков препинания

1

Групповая

10.05

32

Трудно ли говорить по-русски?

1

Индивидуальная

17.05

33

«Наш дар бессмертный - речь»

1

Индивидуальная

24.05

34-35

Обобщающие занятия.

( 2 часа)

Аукцион знаний.

2

Групповая

Проведение мониторинга в форме «Аукцион знаний» по темам курса

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка" для 7 класса

данное мероприятие поможет  проверить знания уч-ся по русскому языку, привить интерес к изучению способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развить интеллект, внимание, память, во...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН "Занимательный русский язык"

Цель:  закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения; освоить этимологический анализ слова.Задачи: привить интерес к русскому языку, с...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка " для 5-7 классов с презентацией

Лингвистическая викторина для учащихся 5-7 классов содержит задания, направленные на развитие творческого применения знаний и интереса к изучаемому предмету....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Занимательный русский язык".

Очень увлекательная разработка внеклассного мероприятия.  Много разнообразных заданий в игровой форме. Затрагиваются несколько разделов русского языка....