Внеклассное мероприятие по русскому языку. КВН "Занимательный русский язык"
материал по русскому языку (8 класс) по теме
Цель: закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения; освоить этимологический анализ слова.
Задачи: привить интерес к русскому языку, сделать речь учащихся более яркой, убедительной; почувствовать художественно-выразительные возможности слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занимательный русский язык | 67.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕДЖ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА №18
Внеклассное мероприятие по русскому языку
КВН «Заниматьельный русский язык»
Исполнитель: преподаватель
Урсакова Ольга Александровна
Москва, 2013
Внеклассное мероприятие.
Тема: Занимательный русский язык.
Цель: закрепить знания по лексике и фразеологии; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения; освоить этимологический анализ слова.
Задачи: привить интерес к русскому языку, сделать речь учащихся более яркой, убедительной; почувствовать художественно-выразительные возможности слова.
Оборудование: компьютер, проектор, экран;
- таблички с буквами: Б – 1, Е – 4, З – 1, Т – 2, Р – 1, У – 2, Д – 2, А – 2, Н – 1, П – 1, Л – 1, О – 1, В – 2, К – 2, Ж – 1, И – 3, Ч – 1, С – 1, Ь -1;
- подготовить запись фразеологизмов: Бить баклуши, От доски до доски, На большую ногу (жить), Перемывать косточки, Зарубить на носу, Шиворот-навыворот;
- подготовить запись неверных фразеологизмов: Крокодил в мешке, Как с совы вода, Утиная песня, тигриная доля, Конское упрямство, Стреляный петух, Подложить барана, Барсучья услуга;
- рисунки детей по фразеологизмам: вылететь в трубу, стоять на часах, с камнем на шее, сидеть под замком, заблудиться в трех соснах, ахиллесова пята, попасть пальцем в небо, по колено в воде;
- подготовить запись фразы: Смысл + структура = знак препинания.
Предложения с неверно поставленными знаками: Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней. Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. Когда я вчера шёл с грохотом и шумом, промчался поезд.
- Карточки с заданиями для 7 конкурса.
Игра - постоянная и неизменная спутница детства. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие обучающихся трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение учеников к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра помогает сплотить учебный коллектив, включить в активную деятельность подростков замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, ребята приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх можно лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них. И, что тоже очень важно, игры сближают учителя с учащимися, помогают установить с ними более тесный контакт, сделать обучение русскому языку не только по-настоящему обучающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным в самом хорошем смысле этого слова.
1 конкурс - разминка
На столе против каждой команды в беспорядке лежат таблички с буквами, играющие из букв складывают слова, получается фразеологический оборот. Побеждает команда, которая раньше справится с этой задачей и получает 5 баллов.
- команда - Без труда нет плода.
- команда - Век живи - век учись.
2 конкурс - Фразеологическая мозаика.
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Такие выражения нельзя буквально перевести на другой язык, так как их значение не складывается из смысла отдельных слов. Но если сравнить фразеологизмы и те слова, которыми их можно заменить, то видно, как они проигрывают рядом с фразеологизмами, создающими яркий образ и особую выразительность: калачом не заманишь - никакими средствами не уговоришь прийти; звезд с неба не хватает - ничем не выдающийся, средних способностей и т.д. Многие устойчивые обороты обогащают книжную, газетную речь, не говоря уже о разговорной.
Объяснить значение и происхождение фразеологизма.
1 команда
Бить баклуши - бездельничать. А что такое баклуши? Каков собственный смысл этого слова?
Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполняли обычно подмастерья. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
Конечно, все познается в сравнении, и работа эта казалась легкой лишь в
сравнении с каторжным крестьянским трудом.
И далеко не у каждого получится сейчас хорошо баклуши бить.
От доски до доски. Это выражение связано с книгой. У старых книг
переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали
кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на
застежки.
Прочитать всю книгу от начала до конца - значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.
На большую ногу (жить). В XIV столетии в Западной Европе знатность определялась ... длиной башмака.
Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в два фута, а башмак князя -в два с половиной фута.
По башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо «жить на большую ногу» стали говорить «жить на широкую ногу», то есть богато, не считая денег.
2 команда
Перемывать косточки. Фразеологический оборот «перемывать косточки» является синонимом глаголов сплетничать, злословить, судачить о ком либо.
Оказывается, этот оборот связан с существованием в древности у славян обрядом так называемого вторичного захоронения. Спустя несколько лет после похорон умершего для очищения его от грехов и снятия заклятия его останки (то есть кости) выкапывались и перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном, оценками его характера, поступков, дел и т.п.
Таким образом, выражение « перемывать кости» первоначально имело самый простой смысл и только со временем было образно переосмыслено. Зарубить на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятная дощечка, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Шиворот-навыворот. В настоящее время эти слова кажутся совсем безобидными, означая, что кто-то оделся или надел что-то наоборот, наизнанку. А ведь было время, когда выражение «шиворот-навыворот» связывалось с позорным наказанием.
Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу.
Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником - шиворотом, но и тем. Что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту, В таком виде возили его по всему городу под свист и улюлюканье уличной толпы.
Впоследствии «шиворот-навыворот» стало означать: сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать.
За этот конкурс команды получают 6 баллов, по 2 балла за каждый фразеологизм.
3 конкурс - «Путаница».
В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует
заменить:
1 команда.
Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля.
(Шило в мешке. Как с гуся вода. Лебединая песня. Львиная доля.)
2 команда.
Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга. (Ослиное упрямство. Стреляный воробей. Положить свинью. Медвежья услуга.)
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
4 конкурс -Конкурс живописцев.
Ведущий показывает командам по очереди заранее сделанные ребятами рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов. Надо назвать фразеологизм.
1 команда.
Вылететь в трубу. Стоять на часах. С камнем на шее. Сидеть под замком.
2 команда.
Заблудиться в трех соснах. Ахиллесова пята. Попасть пальцем в небо. По колено в воде.
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
5 конкурс - Отгадай загадку.
Загадывать и отгадывать загадки любят ребята любого возраста. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Очень велико воспитательное и познавательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.
1 команда.
Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены. (Березы.) Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Елка.) В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)
Круглый, зрелый, загорелый. Попался на зубок, расколоться все не мог. А попал под молоток, хрустнул раз - и треснул бок. (Орех.) Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос.)
Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов. (Подсолнечник.)
2 команда.
Не море, а волнуется. (Нива.)
Он стоит в одежке, как огонь на ножке. Станет без одежки шариком на ножке. (Мак.)
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка.)
Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелёк. (Одуванчик.)
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)
Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. (Гриб.) Конкурс оценивается по 1 баллу за каждый правильный ответ.
6 конкурс. Игры со знаками.
Беседа о знаках препинания.
Знаки препинания - путеводные знаки для постижения содержания. При оформлении письменной речи большую роль играет правильная осмысленная расстановка знаков препинания. А изучает эти правила раздел науки о языке «Пунктуация».
Слово пунктуация - от латинского слова пункция (укол). Пункт -точка. В древности греки использовали для письма палочку - стилос. В местах остановок они делали послеб слова укол, то есть ставили точку. (Кстати, ткнуть и точка - однокоренные слова с чередованием к и ч.) «Родственниками» точки являются и такие слова, как затыкать, затычка, ткать, соткать. Сюда же относится и слово... сутки (они были «сотканы» из дня и ночи). Но вернемся к нашей теме. С точкой связано и происхождение самого термина пунктуация.
Когда-то слово пунктуация означало буквально «постановка точек или учение о точках». Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом.
Мы по-русски называем знаки пунктуации знаками препинания. Препинание, то есть препятствие в течение реки, как камень или порог -препятствие в течение реки.
Рождение запятой на Руси относится к XV веку; чуть позже родилась точка с запятой. В XVI веке появилось двоеточие, в XVII - вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие.
В наше время знаков препинания стало еще больше. Прибавились двойные запятые (обосабливающие запятые), дефис, двойное тире и некоторые другие. Всего знаков препинания теперь насчитывается свыше десяти.
Так что же лежит в основании русской пунктуации, какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания?
У русской пунктуации двуединое основание. На это указывал ебще великий Ломоносов в своей «Российской грамматике»:
Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам.
Запомните: чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо прежде всего определить смысловую сторону предложения и затем его структуру, то есть действовать по формуле:
Смысл + структура = знак препинания
Когда мы пишем, то постоянно решаем пунктуационные задачи: ставить или не ставить знак препинания; если ставить, то какой.
Давайте порешаем подобные пунктуационные задачи и мы с вами.
1 )Вот как обращался с запятыми и точками герой известной книжки -Незнайка. Он написал:
1 команда.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней. Когда солнце село с блеянием рёвом, прошло стадо.
2 команда.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Когда я вчера шёл с грохотом и шумом, промчался поезд.
Как бы вы расставили знаки в этих предложениях, чтобы не было никакой
нелепицы?
Задание болельщикам
Давным-давно появились были-небылицы про ошибки с запятыми.
Установить статую золоту пику держащую.
Такое завещание оставил своим наследникам один правитель, и они, воспользовавшись оплошностью богача, забывшего про запятую, поставили ее сами. Находчивость позволила им присвоить себе кругленькую сумму. Где должен был поставить запятую правитель? А где поставили наследники?
7 конкурс. Говорящие цифры.
1 команда.
Подберите нужные слова и вы узнаете, какие буквы скрываются за цифрами. Если сделаете это правильно, то цифры заговорят: в них зашифрована народная пословица. Итак, разгадывайте!
Недалеко от нашего дома находится небольшой 7, 2, 3, 1, где мы любим купаться. Многие птицы улетают 8, 13, 16, 9, 5, 11 в теплые края. Все 2, 16, 15, 6, 12, 10 из нашего класса пошли на экскурсию на автомобильный 4, 10, 14, 8, 1.
С помощью этих цифр вы легко прочитаете пословицу:
1, 2, 3, 4, 5, 6,
7, 8, 4, 9, 10, 11, 12, 13. 6,
14, 15. 16. 1. 16.
(Ответ: Друзья познаются в беде.)
2 команда.
2 | е | л | о | к | р | м | с | з |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | а | ч | и | в | ц | у | н | т |
1-4, 1-2, 2-1, 2-2, 2-3, 1-4, 2-1, 2-4, 2-1, 1-5, 2-1, 1-7, 1-3, 1-7, 2-1, 2-4, 2-5, 1-1, 2-7, 2-3, 1-8, 1-6, 1-1, 2-5, 1-1, 2-8, 1-6, 2-6.
(Ответ: В человек цени не красоту, а разум.)
8 конкурс. Всех скороговорок не перескороговоришь.
Скорговорки не только занятная игра. Это очень нужное и полезное для детей упражнение, применяемое для того, чтобы исправить плохую дикцию.
1 .Ведущий произносит скороговорку, члены команды по очереди должны её произнести:
1 команда.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
В поле полет Фрося просо. Сорняки выносит Фрося.
2 команда.
Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита
маргаритки на дворе.
У пеньков опять пять опят.
Полпогреба репы, полколпака гороху.
2.Назвать скороговорку, где встречается твое имя.
Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.
У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и
накормила кошку.
Сшила Саша Сашке шляпу.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
3.Передача скороговорки.
Руководитель по секрету, на ухо сообщает первым игрокам каждой команды скороговорку. По сигналу первые игроки также по секрету передают ее вторым, те - третьим и так до конца ряда. Побеждает команда, сумевшая раньше и успешнее завершить передачу.
1 команда.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
2 команда.
Три свиристели еле-еле свистели у ели.
За каждую правильно выговоренную скороговорку присуждается по 2 балла,
с небольшими искажениями - по 1 баллу.
Конкурсы для болельщиков.
1 .Произнеси правильно скороговорку. Говори. Говор, да не заговаривайся.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыокоговоришь.
2. Огадай шараду.
Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
И в каждой строчке есть они. («Бук-вы»)
Мое начало - буква алфавита,
Оно всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит. («Ш-мель».)
Предлог стоит в моем начале, В конце же - загородный дом. А целое мы все решал
И у доски, и за столом. («За-дача».)
(«Кар-тина».)
Начало — голос птицы, Конец - на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда.
Начало - нота, Потом оленя украшение, А вместе - место
Оживленного движения. («До-рога».)
Кто играл в горелки летом Да ещё «горел» при этом, Называл он раз-другой Слог и первый, и второй. Если дождь тебя застанет, По спине забарабанит, Чтоб насквозь ты не промок, Раскрываешь третий слог.
Ты о целом слышал в поле И видал, конечно, в поле, Там, где линия земли
С небом сходится вдали. («Гори-зонт».)
Подведение итогов КВНа, награждение победителей.
Таблица оценки конкурсов.
1 команда. 2 команда.
№ конкурса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | 2 | 3 | ||||||||
баллы |
1 конкурс – 5 балл
2 конкурс – 6 балла
3 конкурс – 4 балла
4 конкурс – 4 балла
5 конкурс – 7 баллов
6 конкурс – 3 балла
7 конкурс -5 баллов
8 конкурс – 1 задание – 3 балла
2 задание – по 1 баллу за скороговорку
3 задание – 2 балла, с небольшими искажениями по 1 баллу.
Список использованной литературы.
1.Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 1967.
2.Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
3.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1988.
4.Сборник загадок / Сост. М.Т.Карпенко. – М., 1988.
5.Словарь юного филолога / Под ред. М.В.Панова – М., 1982.
6.Успенский Л. Слово о словах. – Л., 1956.
7.Волина В.В. Весёлая грамматика. – Изд. «Знание», 1995.
8.Журналы: «Русский язык в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие в 7 классе по русскому языку. КВН по теме «Служебные части речи».
Организовать разумный отдых учащихся средствами учебного предмета; в игровой форме провести итог по теме «Служебные части речи»...
Внеклассное мероприятие "О великий и могучий русский язык!"
Цель : развивать интерес к урокам русского языка, воспитать уважение к родному языку, ...
Внеклассное мероприятие "Умники и умницы" по русскому языку 7 класс
Внеклассное мероприятие проведено в рамках предметной недели русского языка и литературы...
Открытое внеклассное мероприятие «Люби, цени и знай русский язык!»
Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами! Язык, на котором мы говорим, очень богат, он один из самых сильных и самых богатых из живых языков. Русский язык изучают во м...
Внеклассное мероприятие "Праздник знатоков и любителей русского языка"
Мероприятие напрвлено на развитие интереса к русскому языку. Представлено в виде презентации....
Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку в 7–8 классах «О, счастливчик!»
Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку в 7–8 классах «О, счастливчик!» с презентацией...
Презентация к внеклассному мероприятию "И мы сохраним, тебя русская речь, великое русское слово!"
В презентации представлены фотографии древнегреческих философов, высказывания о языке, заповеди речевого поведения...