Внеклассное мероприятие по русскому языку "Занимательный русский язык".
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Очень увлекательная разработка внеклассного мероприятия. Много разнообразных заданий в игровой форме. Затрагиваются несколько разделов русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка»
Цель проведения:
- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Ход урока
В игре принимают участие уч-ся 6 классов. ( 2 команды)
Команды: «Морфемика», «Грамматика»
Жюри: Учитель русского языка и литературы
Туры:
1. Разминка.
2. Фразеологический.
3. Орфоэпический.
4. Вспомни части речи
5. Файндворды.
6. «Два слова из одного».
7. Рифмовочный
8. Самый грамотный
Ход игры.
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме рыцарского турнира между учащимися 6 классов.
- Представляем наши команды (представление команд)
- Я буду следить за ходом нашего турнира. (представление жюри)
- Наш турнир будет состоять из семи туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
Первый тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
1 команда:
1) В каком слове сорок а? (сорока)
2) Он в голове гуляет; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги (ветер).
3) Какие слова любит ворона? (КАРтина, КАРандаш, КАРтофель)
4) Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
5) В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
2 команда.
1) Имена девочек состоят из двух букв А и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
2) Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
3) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают (уши).
4) В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)
5) Какие слова любит лягушка? (КВАлификация, КВАртал, МосКВА, КВАдрат)
3 команда
1) Как превратить оценку в вечер танцев? (балл – бал)
2) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.(нос)
3) Какое государство начинается на А и оканчивается тремя Я?(Австрия)
4) -Это красная?- Нет, черная. – А почему она белая? – Потому что зеленая. О чем идет речь?
5) Её заваривают, расхлебывают, ее просит рваная обувь, она у путников. Что это? (каша)
4 команда
1)Ч то находится между городом и селом? (союз и)
2) В каких словах растет ель? (мЕЛЬница, мебЕЛЬ, картофЕЛЬ, понедЕЛЬник)
3) Какая птица состоит из буквы и реки? (иволга)
4) Сколько слогов в слове ДА? (один)
5) Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
Слово жюри.
Второй тур «Фразеологический»
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) взять себя в руки
5) в час по чайной ложке 5) грош цена
6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши
7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско 8) как кошка с собакой
9) душа в душу 9) одержать победу
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) взять себя в руки
5) в час по чайной ложке 5) грош цена
6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши
7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско 8) как кошка с собакой
9) душа в душу 9) одержать победу
Слово жюри.
Третий тур «Орфоэпический»
Задание: поставить в словах ударения.
1 команда: баловать, газопровод, диспансер, дозвониться, свекла, завидно, завсегдатай, зубчатый, индустрия, километр, исчерпать,
2 команда: звала, мизерный, намерение, обеспечение, пломбировать, статуя, псевдоним, начал, феномен, хлопковый (костюм), шасси.
3 команда: алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер, каталог
4 команда: квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень, эксперт.
Слово жюри.
Четвертый тур «Вспомни части речи»
Задание: капитаны получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь. Например: БОГОРОДИЦА – Б- БЫ – частица; О- облако-существительное; Г- говорю- глагол и т.д.
Т –– Л
Р – И
У – Т
Д – Е
О Р
Л А
Ю Т
Б У
И Р
Е А
Н У
Е С
П М
Р Е
И Х
Я Н
Т У
Е Л
Л С
Я Я
Слово жюри.
Пятый тур «Файндворды».
Файндворд – словесная игра, которая состоит в том, чтобы найти в предложенном тексте слова определенной группы. При этом, конечно, сам текст состоит из слов, но те, которые нужно найти, «спрятаны», скрыты и обнаруживаются только при внимательном рассмотрении текста.
Вот, например, небольшой рассказик, в котором выделены слова, обозначающие разные виды обуви ( лапти, сапоги, боты, тапки, башмак, валенки и т.д.)
Егерь
Когда опускается ночь, множество осторожных мягких ЛАП ТИхо ступают по лесным тропинкам. Звери выходят на охоту. В это время на шоссе, что прорезает лес, уже не бегут автомобили. Зверью кажется, что несут шуршащие колеСА ПОГИбель.
А в избе, которая стоит на краю леса, живет егерь Макар. У него свои – охотничьи заБОТЫ. Вот и сегодня хочет он пройтись по лисьим тропам, но брат его ПоТАП КИсло улыбается.
- Нет,шаБАШ, МАКар!.. В лес нынче не пойдешь. Мы же собирались с тобой валить на дрова засохший вяз. Пока вяз не поВАЛЕН, К Иному делу не приступай!
Макар вздыхаеТ:
- УФ! ЛИпу вчера валили, сегодня – вяз. Что ты ко мне пристал? Дров на зиму хватит. В доме каждый одет, оБУТ, СЫт. Отстань от меня.
Взял Макар ружье и пошел в лес.
Найдите в этом тексте 11 лиц, которые находятся в разнообразных родственных отношениях.
Чаша из антикварного.
Дом у Желтопузикова, моего соседа, - не то музей старого быта, не то выставка ненужных вещей. На подоконнике стоит ржавая клетка, где бегает белка в колесе. Страусиное треснувшее яйцо лежит на тарелке в буфете. На пианино красуется большой медный канделябр, а также настоящее пушечное ядро времен Ивана Грозного.
На днях увидал Желтопузиков в антикварном магазине оловянную чашу. Ринулся домой за деньгами, а чашу тем временем продали. Сосед мой страшно расстроился. Два дня ничего не ел. Я ему говорю, мол, так переживать нельзя: тьма разного барахла продается в антикварном. Всего не купишь. А он:
- Такой чаши не найдешь нигде. Верь мне – уж я-то в этом разбираюсь прекрасно. Хандра из-за ерунды на меня не напала бы.
Словом, впал он в великую тоску. Зинаида, его приятельница, в аптеку зачастила – лекарства для поднятия тонуса покупает. А я так думаю о своем соседе: делать ему нечего, коли из-за всяких там чашек страдает. Но, может быть, я и не прав: ну как без интереса к чему- либо жить на белом свете?
Вот, например, небольшой рассказик, в котором выделены слова, обозначающие разные виды обуви ( лапти, сапоги, боты, тапки, башмак, валенки и т.д.)
Егерь
Когда опускается ночь, множество осторожных мягких ЛАП ТИхо ступают по лесным тропинкам. Звери выходят на охоту. В это время на шоссе, что прорезает лес, уже не бегут автомобили. Зверью кажется, что несут шуршащие колеСА ПОГИбель.
А в избе, которая стоит на краю леса, живет егерь Макар. У него свои – охотничьи заБОТЫ. Вот и сегодня хочет он пройтись по лисьим тропам, но брат его ПоТАП КИсло улыбается.
- Нет,шаБАШ, МАКар!.. В лес нынче не пойдешь. Мы же собирались с тобой валить на дрова засохший вяз. Пока вяз не поВАЛЕН, К Иному делу не приступай!
Макар вздыхаеТ:
- УФ! ЛИпу вчера валили, сегодня – вяз. Что ты ко мне пристал? Дров на зиму хватит. В доме каждый одет, оБУТ, СЫт. Отстань от меня.
Взял Макар ружье и пошел в лес.
В этом тексте спрятаны названия 12 профессий. Найдите эти слова.
Встреча.
Я зашел в автомобильный магазин – жене рекомендовали какие-то коврики на сиденья – и встретил там приятеля Федьку Логинова. Он хоть и купил краску черного цвета, но пожаловался:
Не нашел я, Дима, шин и стекол для своего « Москвича». Понимаешь, угнали мою машину, кое-что сняли с нее и бросили. Обращался я в милицию – напрасный труд: вор никогда, если он опытный, следов не оставит. Словом, многое украли: вместо фар зияют дыры, бак тоже сняли. Теперь у меня не машина, а просто железо.
О Логинове говорили, что он – оптимист, а тут раскис. Хотя, конечно, получилось нелепо: в армии был разведчиком, а машину свою проворонил. Когда мы вышли из магазина, я предложил ему закурить. Он взглянул на мою пачку:
- «Беломор»?..Я курю теперь табак, тертый по моему методу. – Закурив, он проговорил: - Знаешь, меня вот такой вопрос мучит: Ельцин добровольно ушел или его вынудили? – Попыхтев трубкой, он вдруг заспешил и напоследок торопливо сказал:- А вообще-то здоровте у него было, конечно, не блеск. Слышал даже, он будто карьеру свою хотел еще год назад по этой причине оборвать…
На том и разошлись.
Вот, например, небольшой рассказик, в котором выделены слова, обозначающие разные виды обуви ( лапти, сапоги, боты, тапки, башмак, валенки и т.д.)
Егерь
Когда опускается ночь, множество осторожных мягких ЛАП ТИхо ступают по лесным тропинкам. Звери выходят на охоту. В это время на шоссе, что прорезает лес, уже не бегут автомобили. Зверью кажется, что несут шуршащие колеСА ПОГИбель.
А в избе, которая стоит на краю леса, живет егерь Макар. У него свои – охотничьи заБОТЫ. Вот и сегодня хочет он пройтись по лисьим тропам, но брат его ПоТАП КИсло улыбается.
- Нет,шаБАШ, МАКар!.. В лес нынче не пойдешь. Мы же собирались с тобой валить на дрова засохший вяз. Пока вяз не поВАЛЕН, К Иному делу не приступай!
Макар вздыхаеТ:
- УФ! ЛИпу вчера валили, сегодня – вяз. Что ты ко мне пристал? Дров на зиму хватит. В доме каждый одет, оБУТ, СЫт. Отстань от меня.
Взял Макар ружье и пошел в лес.
В этом рассказе спрятаны 8 драгоценных и полудрагоценных камней. Отыщите их
Саксофонист.
Мрудянский был оригиналом. Да не все это понимали. Жил он вместе со своей женой Раисой бедно. И вот однажды, толкнув дверь, что еле держалась на ржавых гвоздях, он тихо вошел в дом с продолговатым свертком в руке.
- Что у тебя там?- спросила Раиса и подумала: «Неужто что-либо путевое принес?»
Он не ответил, лишь сказал:
- Ма, закрой глаза. – Мрудянский развязал сверток.- Теперь можешь смотреть.
На столе лежа, посверкивая облезшей позолотой, саксофон.
- Нравится?- спросил муж.
- Откуда он у тебя?- недоуменно спросила жена.
- Купил,- с вызовом произнес Мрудянский. – Не имею права?
- Имеешь.- И Раиса, схватив саксофон, ударила им по голове мужа.- На какие шиши?- Тот оказался на полу.
- Я же тебе не враг, а ты…- скулил снизу Мрудянский.- Не покупал я. Мне его один старый музыкант подарил. Вот какие чудеса!
- Пфи!...- Рая надула губки.- Что с ним делать будешь?
- Научусь играть. Буду стоять с ним в подземном переходе. В шапку деньги посыплются.
- Посыпались…Жди! Игра на таких условиях, кроме привода в милицию, ничего не даст…Ладно уж, вставай. Чего на полу разлегся…Ушибся, милый?
Мрудянский вскочил в тот же момент:
- Опа!...Зачем ушибся? Цирковой трюк.
А через некоторое время в подземном переходе у телеграфа стали раздаваться унылые звуки саксофона. Каждый вечер приносит Мрудянский домой 50 руб. И никаких гвоздей.
Вот, например, небольшой рассказик, в котором выделены слова, обозначающие разные виды обуви ( лапти, сапоги, боты, тапки, башмак, валенки и т.д.)
Егерь
Когда опускается ночь, множество осторожных мягких ЛАП ТИхо ступают по лесным тропинкам. Звери выходят на охоту. В это время на шоссе, что прорезает лес, уже не бегут автомобили. Зверью кажется, что несут шуршащие колеСА ПОГИбель.
А в избе, которая стоит на краю леса, живет егерь Макар. У него свои – охотничьи заБОТЫ. Вот и сегодня хочет он пройтись по лисьим тропам, но брат его ПоТАП КИсло улыбается.
- Нет,шаБАШ, МАКар!.. В лес нынче не пойдешь. Мы же собирались с тобой валить на дрова засохший вяз. Пока вяз не поВАЛЕН, К Иному делу не приступай!
Макар вздыхаеТ:
- УФ! ЛИпу вчера валили, сегодня – вяз. Что ты ко мне пристал? Дров на зиму хватит. В доме каждый одет, оБУТ, СЫт. Отстань от меня.
Взял Макар ружье и пошел в лес.
Найдите в этом тексте 11 разнообразных плавучих средств.
Посоветовался.
Побыв год вдовцом, дед Гаврилыч надумал жениться. В связи с этим появилась у него масса забот и, как сами понимаете, весьма непростых: второпях такое дело не делается. Для начала он в совхозный амбар к Асе Лерашиной, что весовщицей работала, посоветоваться. Начал не с главного:
- Скучно я живу, Настасья, одиноко. Да вот решил устроить пир…
О!..Гаврилыч, а я как раз давеча мечтала, где бы погулять, повеселиться. И как ты до того додуматься смог,а?- Лерашина заулыбалась.- Возьми вот гостинец из моего сада.- Она протянула яблоко.- Поешь.
Гаврилыч ел, но как-то вяло, без аппетита. В голове тревожные мысли зароились: а ну как засмеет? И вообще женитьба в его возрасте – затея шибко серьезная. Может, житуха на старости лет горше редьки станет, а может, и сладкой сделается, что твой сироп. Лотерея, одним словом. У деда аж спина взмокла – повалил пар. О многом он хотел сказать, а язык будто прилип.
- Гаврилыч, у тебя руки золотые, - заговорила тут Ася,- ты мне полку приладь. Я с ней намучилась, все падает, проклятая.
- Прилажу. Я за тем и пришел.
- Уж будь добр. И гвозди, и молоток есть. Я люблю, когда все под рукой.
Дед крякнул и стал прилаживать полку…
Шестой тур «Два слова из одного». К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.
Вот слова: 1 команда: веер, сок
2 команда: баня, рис
3 команда: мак, арка
4 команда: стол, тара.
Седьмой тур «Рифмовочный»
К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову “морковь” - кровь, любовь; “мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:
1 команда: комод, крышка, дедушка,
2 команда: знак, цветок, народ,
3 команда: газета, собака, телега,
4 команда: сковорода, птица, сказка.
Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.
Восьмой тур « Самый грамотный»
На доске вам написано письмо от Песика. Найдите ошибки и исправьте. Время-3 минуты.
«Дорогой друк здраствуй! Пышыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила многа гуляю и нилюблю делат уроки. Зато чясто бывайу в заапарке ф кыно на речьке. Вот и все новосьти. Напишы и ты мне писмо. Пока.
Пьос»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие (брейн-ринг) по русскому языку для 5-6 классов.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры "Брейн-ринг" сделает досуг учащихся 5-6 классов не только занимательным, но и познавательным....
внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"
Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...
Внеклассное мероприятие в ходе Недели русского языка и литературы
Мероприятие рассчитано на учащихся 5-7 классов. Содержит интересные материалы из истории русского языка. Проводится в игровой форме с привлечение сценок и стихотворений о русском языке....
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы
Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Место в учебно-воспитательном процессеВнеклассное мероприяти...
Внеклассное мероприятие на английском и русском языках "В путь за Рождественской звездой"
Внеклассное мероприятие...
Внеклассное мероприятие на английском и русском языках "В путь за Рождественской звездой"
Внеклассное мероприятие...
Сценарий внеклассного мероприятия «Муса Джалиль» (на русском и татарском языках)
Сценарий внеклассного мероприятия посвященное известному татарскому поэту-герою Муса Джалилю. Мероприятие проводится на двух языках: русский и татарский...