Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению "Будь здоров"
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа предназначена для проведения внеурочных занятий в 5 классе школы интерната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_zdorov_5_klass_novaya.docx | 38.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО Руководитель методического объединения воспитателей Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________ Югина С.А. «29» августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната ___________ Шоколева А.Е. Приказ № 44 от «31» августа 2019 г. |
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по спортивно-оздоровительному направлению
«Будь здоров».
Воспитатель Кошкина Валентина Николаевна
Квалификационная категория – первая
Составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Программой внеурочной деятельности БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.
КАЛИНИНО
2019 г.
Содержание:
Пояснительная записка.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
2. Содержание программы.
3. Тематическое планирование.
Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение.
Критерии оценивания результатов освоения программы.
Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);
3. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);
5. СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 38528;
6. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993);
7. Устава бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
8. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
9. Программы внеурочной деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
10. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики.
Цели программы:
- создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- обеспечить двигательную активность школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- профилактика вредных привычек;
- воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствует познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме изучения полезных и вредных привычек, практическая часть включает организацию подвижных игр. Используемые формы занятия:
- беседы
- игры
- элементы занимательности и состязательности
- викторины
- конкурсы
- праздники
- часы здоровья
Алгоритм работы с подвижными играми.
- Знакомство с содержанием игры.
- Объяснение содержания игры.
- Объяснение правил игры.
- Разучивание игр.
- Проведение игр.
Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Освоение обучающимися программы внеурочной деятельности «Название программы» направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов, формирование базовых учебных действий.
Личностные результаты:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Предметные результаты включают следующие знания и умения:
Знания | Умения |
Достаточный уровень | |
приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; иметь представление:
| развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре; уметь:
|
Минимальный уровень | |
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе. | овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.) |
Формирование базовых учебных действий.
Личностные УД включают следующие умения:
- осознавать себя как гражданина России, имеющего, определенные права и обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные УД включают следующие умения:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- дифференцированно использовать разные виды речевых социальных ситуациях; высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников конструктивно взаимодействовать с людьми; (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные УД включают следующие умения:
-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные УД включают следующие умения:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание программы учебного курса.
4.Содержание программы (34ч.):
1 раздел (1ч)
Вводное занятие
За здоровый образ жизни. Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.
2 раздел (15ч)
Спорт любить — здоровым быть!
Показать детям, как можно разнообразить активные игры в школе. Цель данного направления работы предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.
2.1.Разучивание русских народных игр(2ч.): «Кот и мышь», «Коршун», «Горелки»
2.2. Играя, подружись с бегом (2ч.): «Бездомный заяц», «Борьба за флажки».
2.3. Игры – эстафеты (1ч.): «Чехарда».
2.4. Игры с прыжками (1ч.): «Зайцы в огороде».
2.5. Кто сильнее? Игры-соревнования (1ч.): «Бой петухов», «Борьба всадников»,
2.6. Сюжетные игры (3ч.): «Птица без гнезда», «Мы - весёлые ребята», «Два мороза», «Совушка».
2.7. Пальчиковые игры (1ч.). Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок. «Волшебные пальчики», «Долго, долго мы лепили», «Ну-ка, братцы, за работу».
2.8. Зимние забавы (2ч.). Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на санках.
2.9. Спортивные праздники (2ч.). Праздник «Эстафета», «Мой весёлый звонкий мяч».
3 раздел (1 ч) Игры на развитие психических процессов. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
4раздел ( 16 ч)
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
4.1. Полезные и вредные привычки. (4ч.) Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Курение – это болезнь. Вред от алкоголя. Наркотические вещества. Токсические вещества. Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
4.2. Здоровое питание –отличное настроение. (2ч.) Вредные и полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколадки. Фрукты – лучшие продукты. Очень вкусная еда, но не детская она: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало.
4.3. Лечебная физкультура.(5ч.) Приёмы самомассажа и релаксации. Релаксационные настрои. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица. Профилактика плоскостопия. Профилактика нарушения осанки.
4.4. Помоги себе сам.(2ч.) Оказание первой помощи. Познакомить детей с понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них. Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Воспитывать желание помогать людям в трудных и опасных для здоровья ситуациях
4.5. Праздники (2ч.) Праздник «Богатырская сила», «В здоровом теле – здоровый дух».
4.6. Часы здоровья.(1ч.) «О пользе завтрака». Цели: рассказать детям о каше как о традиционном блюде русской кухни, её пользе для здоровья; познакомить с правилами приготовления каши.
5 раздел (1 ч)
Итоговое занятие.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов |
1 | Вводные занятия. За здоровый образ жизни | 1 |
2 | Спорт любить — здоровым быть! | 15 |
2.1. | Разучивание русских народных игр | 2 |
2.2. | Играя, подружись с бегом | 2 |
2.3. | Игры – эстафеты | 1 |
2.4. | Игры с прыжками | 1 |
2.5. | Кто сильнее? Игры-соревнования | 1 |
2.6. | Сюжетные игры | 3 |
2.7. | Пальчиковые игры | 1 |
2.8. | Зимние забавы | 2 |
2.9. | Спортивные праздники | 2 |
3. | Игры на развитие психических процессов | 1 |
4. | Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 16 |
4.1 | Полезные и вредные привычки | 4 |
4.2 | Здоровое питание –отличное настроение. | 2 |
4.3 | Лечебная физкультура | 5 |
4.4 | Помоги себе сам | 2 |
4.5 | Праздники | 2 |
4.6 | Часы здоровья | 1 |
5 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 34 |
Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение:
- Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. [Текст]/Асачева Л.Ф.. Горбунова О.В. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 112с.
- Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. [Текст]/Баранцев С.А. - М. : Просвещение, 1988
- Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие. [Текст]/Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. [Текст]/Былеев Л.В.. – М., 1990.
- Глязер С., Зимние игры и развлечения. [Текст]/Глязер С.. – М., 1993.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст]/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток. [Текст]/Ковалько В.И..- М., ВАКО, 2005.
- Покровский Е.А. Русские детские игры. Жребий хороводы, символические игры. – СПб.: Речь , Образовательные проекты. [Текст]/Покровский Е.А..- М.: Сфера, 2010. – 144 с.
- Синяков А.Ф. Правельное питание – залог здоровья. [Текст]/Синяков А.Ф.. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. – 432с.
- Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. [Текст]/Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С.. - М., Просвещение, 2011
- DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
Критерии оценивания результатов освоения программы.
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
- по оценке творческой продукции ребенка;
- по повышению уровня общей культуры;
- по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
- по отношению в коллективе.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов | Приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
Второй уровень результатов | Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Третий уровень результатов | Получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа летнего спортивно- оздоровительного лагеря
Летний лагерь дневного пребывания при средней общеобразовательной школе...
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению"Подвижные игры" для 1 класса
Программа представлена 4 блоками:-подвижные игры с элементами строя и ОРУ;- подвижные игры с элементами гимнастики;- подвижные игры с элементами спортивных игр;- подвижные игры с элементами лёгкой атл...
Программа летнего спортивно-оздоровительного лагеря «Страна Спортландия»
Данная программа по своей направленности является профильной спортивно-оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в усл...
Программа летнего спортивно - оздоровительного лагеря с дневным прибыванием детей "Олимпийские надежды"
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья детей...
Рабочая программа секции спортивно-оздоровительной направленности "Баскетбол".
Программа по баскетболу для учащихся 5 -7 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности....
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению "Азбука волейбола" для 3 класса
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению "Азбука волейбола" для 3 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ГРАЦИЯ" СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Данная программа является модифицированной, разработана и составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки...